Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б icon

Д. С. Лихачев показал, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра "слава" и "плач" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-"славы", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б



НазваниеД. С. Лихачев показал, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра "слава" и "плач" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-"славы", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б
Дата конвертации15.01.2013
Размер55.12 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Древнерусская литература/1.doc
2. /Древнерусская литература/10.doc
3. /Древнерусская литература/11.doc
4. /Древнерусская литература/12.doc
5. /Древнерусская литература/13.doc
6. /Древнерусская литература/14.doc
7. /Древнерусская литература/15.doc
8. /Древнерусская литература/16.doc
9. /Древнерусская литература/17.doc
10. /Древнерусская литература/18.doc
11. /Древнерусская литература/19.doc
12. /Древнерусская литература/2.doc
13. /Древнерусская литература/20.doc
14. /Древнерусская литература/21.doc
15. /Древнерусская литература/22.doc
16. /Древнерусская литература/23.doc
17. /Древнерусская литература/24.doc
18. /Древнерусская литература/25.doc
19. /Древнерусская литература/26.doc
20. /Древнерусская литература/27.doc
21. /Древнерусская литература/28.doc
22. /Древнерусская литература/29.doc
23. /Древнерусская литература/3.doc
24. /Древнерусская литература/30.doc
25. /Древнерусская литература/31.doc
26. /Древнерусская литература/32.doc
27. /Древнерусская литература/33.doc
28. /Древнерусская литература/34.doc
29. /Древнерусская литература/35.doc
30. /Древнерусская литература/36.doc
31. /Древнерусская литература/37.doc
32. /Древнерусская литература/38.doc
33. /Древнерусская литература/39.doc
34. /Древнерусская литература/4.doc
35. /Древнерусская литература/40.doc
36. /Древнерусская литература/6.doc
37. /Древнерусская литература/7.doc
38. /Древнерусская литература/8.doc
39. /Древнерусская литература/9.doc
Вопрос 1 Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности
Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII первая половина XIII вв.)
Кирилл Туровский (предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, не позднее 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник
Drevnerusskaya literatura-795
В "Слове о полку Игореве" говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско
«Слово о полку Игореве» очень цельно по стилю и замыслу, и можно думать поэтому, что оно написано современником
В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира
Д. С. Лихачев показал, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра "слава" и "плач" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-"славы", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б
"Повесть о приходе Батыя на Рязань"
К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит «Слово о погибели Рускые земли». Лопарев нашел его в начале 1890-х годов в рукописи XV в псковского Печерского монастыря
История написания
Вопрос проблема художественного метода
Повесть "Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем" была создана, очевидно, по горячим следам событий
В конце XIV начале XV в была написана поэтическая повесть о Куликовской битве "Задонщина", сохранившаяся в шести списках, двух редакциях. Старший из дошедших до нас списков относится к 70-м годам xvв
В "Сказании" значительно усилен религиозный элемент. Многочисленными монологами-молитвами подчеркивается благочестие Дмитрия
"Житие Стефана Пермского"
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.)
Выдающимся произведением конца XV в является "Хожение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, помещенное под 1475 г в Софийской летописи. Свое "хожение" в Индию Никитин совершал с 1466 по 1472 г
Вопрос 26
Жанровое разнообразие литературы конца 15-16 в в. ( воинская повесть, легендарная повесть, беллетристическая повесть)
Большую роль в истории древнерусской литературы и общественной мысли сыграл Максим Грек. Он родился в городе Арты (Албания) и принадлежал к знатному роду Триволисов, близкого Палеологам
Политика Грозного, направленная на укрепление единодержавия, усиление роли служилого дворянства и ущемление интересов боярской знати, вызвала отпор со стороны последней
Исторические предпосылки
"Великие Четьи-Мннеи"
Вопрос 31 повесть о петре и февронии
В XVII в формируется новый демократический читатель и отвечающий его запросам писатель. В литературе трансформируются, демократизируются традиционные жанры исторической повести, жития. Они "обмирщаются"
Процесс "обмирщения" древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие
"Повесть о Горе и Злочастии"
"Повесть о Шемякином суде"
В 1652 г умер патриарх Иосиф, и на патриарший престол был избран деятельный, энергичный и властолюбивый митрополит новгородский Никон
Симеон Полоцкий [в миру Самуил Емельянович (по новым данным Гаврилович) Петровский-Ситнианович] (1629, Полоцк, 25. 8
38 вопрос о Борокко
В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы драмы
Формирование летописи. Гипотеза А. А. Шахмaтова
Развитие школьного театра
Образ святого в житии напоминает иконописное изображение
В связи с принятием христианства на Руси распространяется жанр поучений. Он служит важным средством пропаганды нового религиозного вероучения
Поучение Владимира Мономаха. Элементы автобиогр. Личности Владимира Мономаха. Особенности жанра поучения
Уже в XI столетии начинаются путешествия русских людей на христианский Восток, ко «святым местам». Эти путешествия-палом­ничества путешественник, побывавший в Палестине, приносил с собой пальмовую ветвь

ВОПРОС 16

На типологическую связь художественной структуры "Слова о полку Игореве" с жанром ораторского красноречия обратил внимание И. П. Еремин. Оно состоит из трех частей: вступления, повествования и эпилога - и обращено к слушателям - "братии", к которым автор постоянно апеллирует, пользуясь риторическими вопросами и восклицаниями. В древнерусской литературе XI-XIII вв. "словами" называются произведения различных жанров. Например: "Слово некоего калугера о чтении книг", "Слово некоего отця к сыну своему словеса душепользъная", "Слово о законе и благодати", "Слово" Даниила Заточника и др. Лексема "слово" в древнерусском языке была чрезвычайно многозначна, и, помещая ее в заглавии, автор "Слова о полку Игореве", вероятно, указывал на то, что оно предназначалось для произнесения перед слушателями.
В "Слове" рассказ распадается на ряд эпизодов, что присуще и житию, и исторической повести. Однако здесь перед нами иной тип автора - не агиограф, не историк-летописец, а поэт, "вития" - публицист. Он называет свое произведение "повестью" (в значении правдивого исторического рассказа) и "песней". Ее он противопоставляет не только песням "песнотворца старого времени" Бояна, его "замышлениям", но и "новым песням" - благочестивым христианским гимнам - молитвословиям.
Д. С. Лихачев показал, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра - "слава" и "плач" - прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-"славы", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Боян. Традиции его поэзии продолжали жить в XII в. Вероятно, дружинными певцами, сопровождавшими князей в походах, создавались как песни-"славы", так и "хулъные, поносные" песни. Такие "славы" распевались в честь победителя половцев Святослава, а "хульные" "каяли" (проклинали) Игоря, "иже погрузи жир во дне Каялы, рекы половецкия, рускаго злата насыпашату". Автор "Слова о полку Игореве", воспитанный на новой культуре христианской книжности, связывал поэтическую образность своего творения со "старыми" временами языческой Руси. Противопоставляя свою "трудную повесть" - "песнь", написанную "старыми словесы",- "новым песням", христианской гимнографии и поэзии Бояна, автор "Слова" использовал те и другие в качестве художественного арсенала своего произведения. Очевидно, поэзия Бояна была ему ближе, и поэтому создатель "Слова" в ряде мест сохранил непосредственные образцы поэтической речи своего предшественника. Христианская книжность, усвоенная вместе с образованием, была творчески переработана автором "Слова" и подчинилась общей художественной структуре произведения.
В "Слове" широко использована военная терминологическая лексика как в прямом, так и в переносном значении. Встречаются, например, образы-символы: "копие приложить конец поля" - одержать победу, "испиши шеломомъ Дону" - победить врага у Дона, "главу свою приложити" - пасть в бою, "вступить в злато стремя" - выступить в поход, "итти дождю стрелами", "стязи глаголют" - войска говорят. "Олег мечем крамолу коваше". Часто военная терминологическая лексика характеризует нравственные качества человека. Игорь "истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратного духа". Воины Всеволода - куряне "под трубами повиты, под шеломы вьзлелеяни, конец копия въс кормлен и".
  "Слово" создано "по былинамь сего времени", оно сохраняет тесную связь с фактами, как они "были", и эти факты, составляющие эпическую основу жанра "Слова", даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора. Используя поэтическую образность фольклора, он восхищается доблестью и мужеством князей, скорбит и плачет об их судьбе, укоряет их за неразумие, страстно призывает всех князей выступить на защиту интересов земли Русской, радуется возвращению Игоря из плена и прославляет его. С народной поэтической традицией связана в "Слове" песенная символика: князья - это "солнце" и "молодые месяцы", "соколы"; персты Бояна-это десять соколов, которые он пускает на стадо лебедей; одинокой кукушкой плачет Ярославна на городской стене. На песенной символике и параллелизмах построено описание бегства Игоря: "А Игорь князь поскачи горностаем к троспшю и белым гоголем на воду. Въвръжеся на бръз комонъ и скочи с него бусым влъком, и потече к лугу Донца, и полете соколом под мьглами, избивая гуси и лебеди завтраку, и обеду, и ужине" (ср. в былинах: Михаиле Казаринов "настрелял он гусей, лебедей, перелетных малых, уточек ко столу княженецкому"). В традициях народных символических представлений выдержано и описание сна Святослава: "чръная паполома" (покрывало) - символ похорон, "жемчуг" - символ слез, "доски без князька в тереме златоверхом" - знак несчастья, карканье серых воронов предвещает беду. Прием олицетворения природы всецело связан с устной поэтической традицией, как и замечательный, исполненный глубокого лиризма плач Ярославны. Олицетворение и одушевление отвлеченных понятий: обиды - Дева Обида, скорби и печали - Карна и Жля, которые поскакали по Русской земле,- восходит к народной поэзии. Из фольклора черпал автор "Слова" и отдельные метафоры, сравнения, эпитеты. Такие сочетания, как "борзые кони", "красные девки", "чистое поле", "мечи булатные", "серый волк", широко распространены в народной поэзии.
 Метафорические уподобления боя кровавому брачному пиру ("...ту пир докончаша храбрый русичи; сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую"), посеву ("Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна; тугою взыдоша по Руской земли"), молотьбе ("На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела") связаны с земледельческой практикой тех ратаев, интересы которых защищает и представляет автор "Слова".
 С народной песенной традицией связаны и многочисленные яркие сравнения, параллелизмы, например: "Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стада бежать к Дону великому", "...крычат телегы полунощы, рци -лебеди роспужени", "Гзак бежит серым влъком" и т. д. С песней роднит "Слово" наличие рефренов, которые членят отдельные эпизоды. Так, рефрен "О Руская земле, уже за шеломянем ecu!" сопровождает движение русских войск и усиливает напряженность повествования. Обращение автора к князьям завершается рефреном "За землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!", выражающим основную идею произведения. Одинаковым зачином-запевом начинаются все три "строфы" плача Ярославны: "Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи".
 Поэтический стиль "Слова" строится на словесных образах-символах, восходящих как к народной поэзии, так и к книжной традиции. Автор не только рассказывает о событиях, но и показывает их путем сочетания контрастных цветов-красок и звуков. В. Ф. Ржига отметил поэтическое значение звуковых образов в "Слове", наполненном голосами птиц и зверей, песнями и звоном. Не менее важную роль играют в "Слове" и цветовые образы. "Златой стол", "златой шелом", "златоверхий терем", "злато седло", "злато ожерелье", "златокованный стол", "злаченые стрелы", и, наконец, "злато слово". Этот эпитет связан, по-видимому, с тем символическим значением, которое придавалось золоту в древнерусской иконописи и монументальной живописи. Золото - символ славы и вечности. Так, называя слово Святослава "золотым", автор подчеркивает его нравственное значение, а говоря, что Игорь пересел из золотого седла в седло кощеево, автор дает зримое представление о постигшем князя несчастье. Великолепен поэтический символический образ гибели полоцкого князя Изяслава Васильковича: "...един же изрони жемчюжну душу из храбра тела, чрес злато ожерелие"; его можно сопоставить с изображением Дмитрия Солунского на иконе конца XII в. "Серебряная седина", "серебряное стружие", "серебряные берега", "серебряные струи", "зеленая паполома", "зеленая трава", "зеленое дерево", "синее море", "синий Дон", "синяя мгла", "синее вино", "белая хорюговь", "серые волки", "сизые орлы", "босый волк". Эти контрастные краски современники "Слова" видели постоянно в произведениях древнерусской живописи, и эти цветовые эпитеты делали словесные поэтические образы ощутимыми.
 "Слово" написано не стихами, но вместе с тем его ритмический строй находится в органическом единстве с содержанием. Исследователи ритмики "Слова" отмечают наличие ассонансов, консонансов, аллитераций. Так, изображая результаты первого сражения русских с половцами, автор "Слова" мастерски передает в ритме стремительный бег конницы: "С зарания в пятък потопташа поганыя плъки половецкыя и, рассушясь стрелами по полю, помчаша красныя девкы половецкыя, а с ними злато, и наволоки, и драгыя оксамиты..."
 Но, по-видимому, "Слово" не пелось, а произносилось в качестве публицистической художественной речи. Его автор синтезировал песенный жанр дружинной поэзии, уходящий в прошлое, с книжной традицией. Опираясь на традиции устного дружинного и народного эпоса, хорошо зная произведения светской исторической оригинальной и переводной литературы, церковной письменности, гениальный неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве" создал оригинальное по форме и содержанию произведение, проникнутое глубоким лиризмом, публицистическим патриотическим пафосом, эпической широтой. Избранная форма давала автору простор для раздумий, для непосредственного обращения к своим современникам и далеким потомкам.





Похожие:

Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconКраткое содержание проекта Главной идеей предлагаемого курса является изучение народной песни Зауралья и частушки малого жанра песни. Объект изучения курса тексты разных по тематике народных песен. Программа «И песня в сердце отзовётся…»
Главной идеей предлагаемого курса является изучение народной песни Зауралья и частушки – малого жанра песни
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconТема: "Праздник цветов"
Вед. У славян раз в году был праздник, когда настоящее и мнимые цветы становились поводам к пляскам, песням. Во время праздника парни...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconПриложение2 Югов А. К. О "золотом слове" (отрывок) 1
В "Слове о полку Игореве" около четверти всей песни занимает так называемое обычно "Золотое слово Святослава" Святослава Всеволодовича,...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconЛихачев Дмитрий Сергеевич
Много удалось сделать Лихачев как преподавателю и организатору науки; он является членом многих иностранных академий, дважды удостаивался...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconСлава ruth Ward Heflin
Колесо спето во всем мире. Ее бестселлер, Слава, была переведен в двенадцать языков. Слава, Слава Пробуждения, Речная Слава и теперь...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconСлава ruth Ward Heflin
Колесо спето во всем мире. Ее бестселлер, Слава, была переведен в двенадцать языков. Слава, Слава Пробуждения, Речная Слава и теперь...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconРечная слава ruth Ward Heflin
Колесо спето во всем мире. Ее бестселлер, Слава, была переведен в двенадцать языков. Слава, Слава Пробуждения, Речная Слава и теперь...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconНематериальные блага курсовая работа
Известно, что гражданское право выделяет два вида отношений: имущественные и личные неимущественные. Личные неимущественные отношения,...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconВанюшев В. М. К 160-летию со дня рождения первого удмуртского ученого и писателя Возвращение Г. Е. Верещагина1
Однако последующий анализ текста филологами показал, что это авторское сочинение самого Верещагина, написанное с использованием мотивов...
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconМуниципальное Образовательное Учреждение Гимназия №17 г. Белорецка Педагог дополнительного образования, Руководитель студии авторской песни Куренёва Елена Петровна
Показать, что жанр авторской песни не является жанром узкой направленности, ограниченной рамками туристской песни
Д. С. Лихачев показал, что в \"Слове\" соединены два фольклорных жанра \"слава\" и \"плач\" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-\"славы\", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б iconСловесна наочність
Повтор допомагає повніше відобразити хвилюючі моменти в житті людини, її емоційний стан: "Ох, як весело на світі, як весело стало"...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы