Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) icon

Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.)



НазваниеЛитература централизованного государства (конец XV xvi вв.)
Дата конвертации15.01.2013
Размер55.24 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Древнерусская литература/1.doc
2. /Древнерусская литература/10.doc
3. /Древнерусская литература/11.doc
4. /Древнерусская литература/12.doc
5. /Древнерусская литература/13.doc
6. /Древнерусская литература/14.doc
7. /Древнерусская литература/15.doc
8. /Древнерусская литература/16.doc
9. /Древнерусская литература/17.doc
10. /Древнерусская литература/18.doc
11. /Древнерусская литература/19.doc
12. /Древнерусская литература/2.doc
13. /Древнерусская литература/20.doc
14. /Древнерусская литература/21.doc
15. /Древнерусская литература/22.doc
16. /Древнерусская литература/23.doc
17. /Древнерусская литература/24.doc
18. /Древнерусская литература/25.doc
19. /Древнерусская литература/26.doc
20. /Древнерусская литература/27.doc
21. /Древнерусская литература/28.doc
22. /Древнерусская литература/29.doc
23. /Древнерусская литература/3.doc
24. /Древнерусская литература/30.doc
25. /Древнерусская литература/31.doc
26. /Древнерусская литература/32.doc
27. /Древнерусская литература/33.doc
28. /Древнерусская литература/34.doc
29. /Древнерусская литература/35.doc
30. /Древнерусская литература/36.doc
31. /Древнерусская литература/37.doc
32. /Древнерусская литература/38.doc
33. /Древнерусская литература/39.doc
34. /Древнерусская литература/4.doc
35. /Древнерусская литература/40.doc
36. /Древнерусская литература/6.doc
37. /Древнерусская литература/7.doc
38. /Древнерусская литература/8.doc
39. /Древнерусская литература/9.doc
Вопрос 1 Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности
Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть XII первая половина XIII вв.)
Кирилл Туровский (предположительно 1130-е гг., г. Туров, ныне Гомельской области, не позднее 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник
Drevnerusskaya literatura-795
В "Слове о полку Игореве" говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско
«Слово о полку Игореве» очень цельно по стилю и замыслу, и можно думать поэтому, что оно написано современником
В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира
Д. С. Лихачев показал, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра "слава" и "плач" прославление князей и оплакивание печальных событий. Песни-"славы", связанные с уходящей языческой культурой, слагал вещий Б
"Повесть о приходе Батыя на Рязань"
К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит «Слово о погибели Рускые земли». Лопарев нашел его в начале 1890-х годов в рукописи XV в псковского Печерского монастыря
История написания
Вопрос проблема художественного метода
Повесть "Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем" была создана, очевидно, по горячим следам событий
В конце XIV начале XV в была написана поэтическая повесть о Куликовской битве "Задонщина", сохранившаяся в шести списках, двух редакциях. Старший из дошедших до нас списков относится к 70-м годам xvв
В "Сказании" значительно усилен религиозный элемент. Многочисленными монологами-молитвами подчеркивается благочестие Дмитрия
"Житие Стефана Пермского"
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.)
Выдающимся произведением конца XV в является "Хожение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, помещенное под 1475 г в Софийской летописи. Свое "хожение" в Индию Никитин совершал с 1466 по 1472 г
Вопрос 26
Жанровое разнообразие литературы конца 15-16 в в. ( воинская повесть, легендарная повесть, беллетристическая повесть)
Большую роль в истории древнерусской литературы и общественной мысли сыграл Максим Грек. Он родился в городе Арты (Албания) и принадлежал к знатному роду Триволисов, близкого Палеологам
Политика Грозного, направленная на укрепление единодержавия, усиление роли служилого дворянства и ущемление интересов боярской знати, вызвала отпор со стороны последней
Исторические предпосылки
"Великие Четьи-Мннеи"
Вопрос 31 повесть о петре и февронии
В XVII в формируется новый демократический читатель и отвечающий его запросам писатель. В литературе трансформируются, демократизируются традиционные жанры исторической повести, жития. Они "обмирщаются"
Процесс "обмирщения" древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие
"Повесть о Горе и Злочастии"
"Повесть о Шемякином суде"
В 1652 г умер патриарх Иосиф, и на патриарший престол был избран деятельный, энергичный и властолюбивый митрополит новгородский Никон
Симеон Полоцкий [в миру Самуил Емельянович (по новым данным Гаврилович) Петровский-Ситнианович] (1629, Полоцк, 25. 8
38 вопрос о Борокко
В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы драмы
Формирование летописи. Гипотеза А. А. Шахмaтова
Развитие школьного театра
Образ святого в житии напоминает иконописное изображение
В связи с принятием христианства на Руси распространяется жанр поучений. Он служит важным средством пропаганды нового религиозного вероучения
Поучение Владимира Мономаха. Элементы автобиогр. Личности Владимира Мономаха. Особенности жанра поучения
Уже в XI столетии начинаются путешествия русских людей на христианский Восток, ко «святым местам». Эти путешествия-палом­ничества путешественник, побывавший в Палестине, приносил с собой пальмовую ветвь

ВОПРОС 24

Литература централизованного государства (конец XV - XVI вв.)

Рост политического, экономического и военного могущества Московского государства привел к окончательной ликвидации монголо-татарского ига в 1480 г. К концу XV в. политическое объединение северо-восточной Руси вокруг Москвы было в основном завершено: в 1472-78 гг. присоединен Новгород, в 1485 г.- Тверь, в 1486 г.- Верейско-Белозерское княжество, а после ареста в 1491 г. Андрея Углицкого и смерти в 1494 г. Бориса Волоколамского все центральные русские земли вошли в состав Московского государства.

Укрепление централизованного государства протекало в напряженной политической и идеологической борьбе. В централизации управления были заинтересованы и появившаяся новая социальная прослойка - служилое дворянство, и торгово-ремесленное население городов, и, в конечном счете - широкие массы трудящихся. Старые удельные порядки отстаивала родовитая знать, бояре-вотчинники, стремившиеся сохранить феодальные права бесконтрольной власти в своем уделе. Первоначально эта борьба выражалась в столкновении двух враждующих между собой церковных группировок "стяжателей" и "нестяжателей".

Борьба церковных группировок. Идеологами черного духовенства, крупных церковных феодалов выступили новгородский архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий (Иван Санин) (1439-1515). Защищая интересы "воинствующей церкви", Геннадий выдвинул доктрину превосходства "священства" над "царством", а Иосиф пытался доказать, что царям должно поклоняться лишь "телесне", а "не душевне", "воздавати им царскую честь, а не божественную".

Активно борясь с новгородскими и московскими еретиками, Иосиф ставит своей задачей укрепить авторитет воинствующей церкви, авторитет монашества. Противникам института монашества - московским еретикам Иосиф противопоставляет свой "Устав" (краткую редакцию). "Устав" требует "общее житие" монахов, отказа от владения личным имуществом, обязательного "рукоделия" (труда) и соблюдения строжайшей дисциплины, иерархической субординации.

В 1499 г. Иван III примиряется со своим сыном Василием и женой Софьей Палеолог. В царскую опалу попадают сторонники внука Дмитрия и его матери Елены Волошанки, разделявшей взгляды московского кружка еретиков. Теперь воинствующие церковники добиваются у великого князя созыва специальных соборов для суда над еретиками в 1503 и 1504 гг. Главным обличителем ереси выступает Иосиф Волоцкий. В "Просветителе" он опровергает основные положения новгородско-московской ереси, выдвинув против еретиков тяжкое обвинение в "жидовстве". Волоцкий игумен добился у правительства Ивана III принятия жестоких мер по отношению к еретикам: руководители движения были казнены, а большая часть еретиков выслана.

На соборе 1503 г., по-видимому, по инициативе Ивана III, был поставлен вопрос о монастырском землевладении, ибо к этому времени у монастырей оказалось гораздо больше земель, чем у государства. На соборе "нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернъцы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием". Против Нила Сорского выступил Иосиф Волоцкий - ссылаясь на авторитет "писания", греческих и русских святых, основателей монастырей, он доказывал необходимость монастырского землевладения: "стяжания церковныя - божия суть стяжания". Точка зрения Волоцкого игумена была поддержана митрополитом Симоном и большинством участников собора. Ее сторонники получили название "иосифлян", или "стяжателей", а их противники - "нестяжателей", или "заволжских старцев", от имени которых выступал Нил Сорский.

Таким образом, собор 1503 г. способствовал окончательному идеологическому оформлению двух группировок в русской церкви - "стяжателей" и "нестяжателей". И хотя возобладала точка зрения "иосифлян", они, однако, вынуждены были пойти на компромисс со светской властью, согласившись с тем, что без санкции великого князя монастыри не могут расширять своих земельных владений, а прежние владельцы могут выкупать у монастырей некогда принадлежавшие им земли.

Иосиф Санин в 1507 г. отдает Волоколамский монастырь под патронат Василия III, превращаясь, по словам своих противников, в "дворянина великого князя". Иосиф и его сторонники начинают активно поддерживать политику Василия III, направленную на укрепление централизованного государства. Они обосновывают теорию теократического абсолютизма, утверждая доктрину божественности царской власти: "Царь убо естеством подобен всем человеком, а властию же подобен вышнему богу". Таким образом, идеолог воинствующих церковников в итоге становится идеологом служилого дворянства.

Другую группировку в русской церкви, оформившуюся к началу XVI в., возглавил Нил Сорский (1433-1508). Он родился в Москве и, видимо, принадлежал к дьяческому роду Майковых, постригся в Кирилловом монастыре на Белом озере, совершил путешествие в Константинополь и на Афон, а по возвращении ушел из монастыря "непользы ради душевныя" - недовольный установившимися там порядками. Выбрав на реке Соре "угодное" место, "занеже мирской чади мало входно", Нил в конце 70-х - начале 80-х годов основывает свою "пустынь". В 1490 г. его, по предложению новгородского архиепископа Геннадия, привлекают к участию в церковном соборе, осуждавшем новгородских еретиков. Нил решительно отверг "лжеименитых... учителей еретические учения и предания".

Я. С. Лурье отмечает, что в это время еще не существовало никаких разногласий между Нилом и его сподвижником "суровым старцем" Кириллова монастыря Паисием Ярославовым, с одной стороны, и Иосифом Волоцким и архиепископом Геннадием - с другой. Иосиф даже использовал "Послание некоему брату" Нила в введении к своим "словам" о почитании икон, включенным в "Просветитель". Сочинения Нила Сорского переписывались и хранились в Иосифо-Волоколамском монастыре и были там популярны.

Центральные произведения Нила Сорского - "Устав", написанный после возвращения с Афона, и "Предание о жительстве скитском" (80-е - начала 90-х годов XV в.). В них дана программа умеренных реформ монастырского уклада. Говоря о предпочтении "скитского жития" "общему", Нил в "Предании" главным требованием правильной монастырской жизни считает умеренность как в "куплях и потребах," так и в получении "милостыни" от "христолюбцев". Основа нравственной жизни монахов, по мнению Нила,- "рукоделие", труд. "Предание" запрещает самовольный выход из монастыря, хранение в кельях "многоценных вещей", пьянство и пребывание в монастырях женщин и "отрочат".

"Устав" излагает учение Нила о "мысленном делании", необходимом монаху для борьбы со "страстными помыслами" и для достижения нравственного совершенства. Это учение опирается на творения Нила Синайского, Иоанна Лествичника, а также византийских и афонских исихастов; в то же время оно обнаруживает глубокие знания Нилом внутреннего мира человека.

Нил Сорский отрицал политическую роль монашества, выдвигал его нравственное, духовное значение. Преисполненные созерцательной религиозно-мистической лирики сочинения Нила как будто далеки от мирской суеты, однако предлагаемая им программа реорганизации монашеской жизни отражала насущные интересы северно-русского черного духовенства. Севернорусские монастыри постоянно сталкивались с крестьянами, которые враждебно относились к монастырской колонизации, сопровождавшейся захватом крестьянских земель. И выдвинутая Нилом на соборе 1503 г. программа "нестяжания" отвечала интересам крестьян и боярской аристократии. Последняя надеялась за счет секуляризации монастырских земель, которые отойдут к великому князю и будут им "испомещаться" служилым людям, сохранить в неприкосновенности свои земельные вотчины. Поэтому ревностными последователями Нила Сорского выступили представители "великих родов": князь-инок Вассиан Патрикеев, Иван Охлебинин, Григорий Тушин.

Вассиан Патрикеев доказывал, что "монастырям сел не подобает держать", и при этом ссылался на интересы крестьян. Эта апелляция к народу, "зашита" его интересов, исходящая от представителя боярской оппозиции, весьма примечательна. Борьба "иосифлян" и "заволжских старцев" завершается в первой трети XVI столетия торжеством "иосифлян". У кормила церковного управления становятся выходцы из Иосифо-Волоколамского монастыря.

Возникшая в начале XVI в. полемика "иосифлян" и "заволжских старцев" оставила неизгладимый след в литературе, способствовала развитию публицистики, которая достигла своего небывалого расцвета в XVI столетии.

Проблемы государственной власти единодержавного правителя, характера и предела его "самовластия" стоят в центре внимания публицистических произведений. Эти вопросы поднимали архиепископ Вассиан в своем послании на Угру Ивану III (1480 г.), московские еретики, Иосиф Волоцкий. В конце XV - начале XVI в. их решению посвящены легендарно-исторические повести о мутьянском воеводе Дракуле, Иверской царице Динаре, о Басарге.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconОбразование Русского централизованного государства в XV-XVI вв

Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconАрхитектура и живопись в России в XIV-XVI вв
Цель: познакомить учащихся с особенностями русской архитектуры и живописи периода становления централизованного государства
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconТобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева Технологическая карта
Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства (XIV – XVI вв.)
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconЦель: Познакомить учащихся с особенностями развития русской архитектуры и живописи периода становления Российского централизованного государства
Задачи: представить наглядную целостную картину развития отечественной культуры XIV-XVI века
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconПрограмма история России. Конец XVI – XVIII вв
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconПрограмма история России. Конец XVI – XVIII вв
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconПредпосылки объединения Руси в XV xvi вв
Сначала XIV в дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства...
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconОбразование Русского централизованного государства ( XIV начало XVI вв. )
В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такие профессии, как ременники, сумники, чеботари, уздечники. В XIV веке на...
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconКонтрольная работа по истории Отечественного государства и права (вариант II) Выполнила студентка 1 курса заочного отделения
Русского государства. "Ликвидация феодальной раздробленности и возникновение централизованного государства были закономерным и неизбежным...
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconСередина хvп века это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма
Поскольку абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства, очевидно, начнем рассмотрение вопроса с проблемы...
Литература централизованного государства (конец XV xvi вв.) iconОбразование русского централизованного государства

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы