Персонажей. Жанровое своеобразие icon

Персонажей. Жанровое своеобразие



НазваниеПерсонажей. Жанровое своеобразие
Д.И. Фонвизин - публицист. «Рассуждение о непременных государств
Дата конвертации14.01.2013
Размер46,4 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Экзамен/Анонимные повести петровского времени.doc
2. /Экзамен/ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА.doc
3. /Экзамен/Ведомости.doc
4. /Экзамен/Державин.doc
5. /Экзамен/Журнал Новикова Живопис.doc
6. /Экзамен/Журнал Сумарокова Трудолюбивая пчела.doc
7. /Экзамен/КРЫЛОВ Иван Андреевич.doc
8. /Экзамен/Кантимир.doc
9. /Экзамен/Карамзин Николай Михайлович.doc
10. /Экзамен/Карамзин-журналист.doc
11. /Экзамен/Ломоносова журналист.doc
12. /Экзамен/Михаил Васильевич Ломоносов.doc
13. /Экзамен/Н.И.Новиков.doc
14. /Экзамен/Недоросль.doc
15. /Экзамен/Проза Карамзина.doc
16. /Экзамен/Радищев Александр Николаевич.doc
17. /Экзамен/Сатирическая журналистика.doc
18. /Экзамен/Сумароков-теоретик классицизма.doc
19. /Экзамен/Трагедии Сумарокова.doc
20. /Экзамен/Феофан.doc
21. /Экзамен/Фонвизин Бригадир.doc
22. /Экзамен/Фонвизин Денис Иванович.doc
23. /Экзамен/Фонвизин-публицист.doc
Анонимные повести петровского времени. Среди наиболее распространенных в петровское время повестей были анонимные повести, или «гистории»
Всякая всячина", еженед сатирич журнал, выходил под фактич руководством имп. Екатерины II в 1769-70 (70 номеров). В 1770, с №53 (1), издавался под назв. "Барышек всякия всячины"
Ведомости первая русская газета. Характеристика
Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво
Журнал Новикова «Живописец» («Письма к Фалолею», «Отрывок путешествия в ») «Живописец»
Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела»
Крылов иван Андреевич (1769 1844), поэт-баснописец, драматург
А. Д. Кантемир. Личность. Литературное творчество. Сатиры (история жанра, структурно-типологические разновидности сатир, их композиционно-стилевые особенности)
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) прозаик, поэт, журналист, историк
Сразу же после заграничного путешествия Карамзин решил заняться литературной деятельностью. В 1791-1792 гг он издавал ежемесячный «Московский журнал» с постоянным отделом критики и библиографии
Статья о должности журналиста
Михаил Васильевич Ломоносов крупнейший поэт первой половины XVIII столетия, выдающийся ученый, представляющий собой поразительное явление в развитии русской культуры и науки
Николай Иванович Новиков (1744 1818) писатель-просветитель, издатель и книгопродавец. Всю свою сознательную жизнь защищал угнетенных крестьян
Персонажей. Жанровое своеобразие
Проза Н. М. Карамзина
Радищев Александр Николаевич (1749-1802) революционер, писатель, философ
Сатирическая журналистика 1769-1772 гг. «Трутень» Н. И. Новикова. Полемика по вопросу о сатире, ее литературно-политический смысл и значение. Жанровый состав «Трутня»
Сумароков-теоретик классицизма
Трагедии Сумарокова. Их политическая и воспитательная направленность
Жизнь и деятельность Ф. Прокоповича. Художественно-эстетические взгляды писателя. Трагедокомедия «Владимир»
Комедия Д. И. Фонвизина «Бригадир» (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие). «Бригадир»
Фонвизин Денис Иванович (1744-1792 гг.) -драматург, прозаик
Д. И. Фонвизин публицист. Рассуждение о непременных государственных закон

«Недоросль» Д.И. Фонвизина как «высокая» комедия. Конфликт. Система персонажей. Жанровое своеобразие.

В сравнении с «Бригадиром» «Недоросль» (1782) отличается большей социальной глубиной и более резкой сатирической направленностью. В «Бригадире» речь шла об умственной ограниченности героев, об их галломании, недобросовестном отношении к службе. В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой в нем является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено слово «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж за своего брата. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.

Уже начало пьесы — знаменитое примеривание кафтана — сразу же вводит нас в атмосферу дома Простаковых. Здесь и грубая брань в адрес доморощенного портного Тришки, и голословное обвинение его в воровстве, и привычное распоряжение наказать розгами ни в чем не повинного слугу. Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. Порядок в доме наводится бранью и побоями.

Примитивная натура Простаковой особенно явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью.

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых.

С образом Митрофана связана другая проблема — раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Митрофан — недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан — недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством.

Как и все знаменитые сатирики, Фонвизин в своей критике исходит из определенных гражданских идеалов. Изображение этих идеалов в сатирических произведениях не обязательно, но в дидактической литературе XVIII в. сатира, как правило, дополнялась показом идеальных героев. Не обошел этой традиции и Фонвизин, резко противопоставив миру Простаковых и Скотининых — Стародума, Правдина, Милона и Софью. Тем самым злонравным противопоставлены в пьесе идеальные дворяне. Стародум и Правдин безоговорочно осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. В отличие от Простаковой, строящей свое благополучие на ограблении крестьян, Стародум выбирает другой путь обогащения. Он отправляется в Сибирь, где, по его словам, «требуют денег от самой земли». Видимо, речь идет о добыче золота, что вполне согласуется с мнением самого Фонвизина о необходимости для России «торгующего дворянства».

Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве. Так назывались учреждения, созданные в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. Главной своей задачей не только по должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I 1722 г., направленный против помещиков-тиранов. В жизни этот закон применялся крайне редко. Поэтому развязка комедии Фонвизина выглядела как своего рода наставление правительству Екатерины II.

Не менее важным был для Фонвизина вопрос об отношении дворян к службе. После указа о «вольности» эта проблема приобрела особую остроту, поскольку многие из дворян уже на законном основании предпочитали отсиживаться дома. У Фонвизина эта тема вынесена даже в название комедии и тем самым специально акцентирована. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.

Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Стародум. Имя этого героя указывает на то, что его идеалы принадлежат Петровской эпохе, когда каждый дворянин службой должен был подтвердить свои сословные права. С возмущением указывает Стародум на практику фаворитизма, получившую широкое распространение в царствование Екатерины II, когда рядовые офицеры, без всяких заслуг, получали высокие звания и награды. Об одном из таких выскочек — молодом графе, сыне такого же «случайного», как говорили в то время, человека, вспоминает с глубоким презрением Стародум в разговоре с Правдиным.

Антиподом Митрофанушки является в пьесе Милон — образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом подлинную «неустрашимость».

Особое место занимают в пьесе размышления Стародума о «должности» монарха и критические замечания в адрес екатерининского двора. Здесь имел место явный вызов императрице, которая выдавала себя за преемницу и продолжательницу дел Петра I. Правитель, по глубокому убеждению Стародума, должен не только издавать полезные обществу законы, но и сам быть образцом их исполнения и высокой нравственности. Такой монарх обязан окружить себя исполнительными, полезными обществу вельможами, которые, в свою очередь, могли бы служить примером для подчиненных и для всего дворянского сословия в целом. Но действительность оказалась разительно непохожей на просветительскую программу Стародума. О нравах придворного общества Стародум судит не понаслышке, а по собственному горькому опыту, так как после службы в армии его «взяли ко двору». То, что он здесь увидел, привело его в ужас. Придворные думали только о своей корысти, о своей карьере. Чувствуя свое полное бессилие изменить сложившиеся порядки, Стародум оставил придворную службу.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Персонажей. Жанровое своеобразие iconДокументи
1. /ИРЛ2пол20века/ Есенина как идейно-тематическое единство..docx
2. /ИРЛ2пол20века/...

Персонажей. Жанровое своеобразие iconЖанровое своеобразие «Антоновских яблок» Ивана Бунина Выпускная квалификационная работа по литературе студентки
Цель исследования изучить рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» с точки зрения его жанровой принадлежности
Персонажей. Жанровое своеобразие iconНарода и его судьбы в поэзии Н. А. Некрасова. Идейно-художественное и жанровое своеобразие поэм «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»
Социо-культурная ситуация и особенности развития литературного процесса 50-70х гг. XIX в
Персонажей. Жанровое своеобразие iconСвоеобразие историко-литературной ситуации 70-80-х годов XIX века и общественное развитие. Типология реализма 70-80-х гг
Жанровое и тематическое многообразие в творчестве Л. Н. Толстого 50-х годов («Детство. Отрочество. Юность»; «Севастопольские рассказы»;...
Персонажей. Жанровое своеобразие iconЛитература. Вопросы к зачету по роману М. Шолохова «Тихий Дон»: История создания романа, жанровое своеобразие. Путь исканий Григория Мелехова. Картины жизни казаков в романе
Подготовить сообщение на одну из предложенных тем (распределите, пожалуйста, темы так, чтобы по каждой были выступающие)
Персонажей. Жанровое своеобразие icon«Образ Петра I в поэме «Полтава»
Цели урока: выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника»; определить композицию произведения; помочь осмыслить...
Персонажей. Жанровое своеобразие iconО пользе персонажей
Использование персонажей (persona) – один из способов сбора и формализации требований к интерфейсу. Но, по мнению некоторых коллег...
Персонажей. Жанровое своеобразие iconЖанровое своеобразие исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Исторический роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»
Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» написан им в 1836 году в период увлечения историей России и восстанием Пугачёва....
Персонажей. Жанровое своеобразие iconСоветская массовая культура: жанровое кино. 30 акад часов Спецкурс «Советская массовая культура: жанровое кино»
Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию...
Персонажей. Жанровое своеобразие iconСоветская массовая культура: жанровое кино. 30 акад часов Спецкурс «Советская массовая культура: жанровое кино»
Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию...
Персонажей. Жанровое своеобразие iconСвоеобразие пейзажа в произведениях М. А. Шолохова министерство образования республики саха (якутия) средняя общеобразовательная школа №17 г. Якутска реферат по литературе тема: своеобразие пейзажа в произведениях м. А

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы