1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности icon

1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности



Название1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности
страница1/5
Дата конвертации14.01.2013
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5
1. /Древнерусская лит-ра, список вопр.doc
2. /Древнерусская лит-ра.doc
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности

1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности.

Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI-XVII вв. Древнерусская литература - это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию.
Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными. Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов! В 1737 г. остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце. В 1777 г. от огня погибла Киевская библиотека. Произведения древнерусской письменности разделялись на "мирские" и "духовные".

Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту.

Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. То или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. "Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности". Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством - с другой. Чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

2. Центральные темы древнерусской литературы.

Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом.
Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью.
Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой жанр древней литературы,

будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики. Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе. И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.

3. Особенности художественного метода древнерусской литературы.

Миросозерцания средневекового человека вбирало в себя, с одной стороны, умозрительные религиозные представления о мире и человеке, а с другой - конкретное видение действительности, вытекавшее из трудовой практики человека феодального общества. Окружающий человека мир христианская религия считала временным, преходящим и резко противопоставляла миру вечному, невидимому, нетленному.
Присущее средневековому мышлению удвоение мира во многом определяло специфику художественного метода древнерусской литературы, его ведущий принцип - символизм. Как многозначны знаки окружающего человека видимого мира, так многозначно и слово. Этим определяется характер символических метафор, сравнений в древнерусской литературе. Религиозная христианская символика в сознании древнерусского человека тесно переплеталась с народнопоэтической.
Характерным свойством средневекового мышления являлись ретроспективность и традиционализм. Древнерусский писатель тексты "писания" истолковывает не только исторически, но и аллегорически, тропологически и аналогически. Каждое "событие", "факт" - аналог современности, образец морального поведения и оценки и содержит в себе скрытую сакраментальную истину.
Древнерусский писатель творит свое произведение в рамках устоявшейся традиции: он взирает на образцы, каноны, не допускает "самомышления", т. е. художественного вымысла. Его задача - передать "образ истины". Этой цели подчинен средневековый историзм древнерусской литературы, который неразрывно связан с провиденциализмом. Все события, происходящие в жизни человека и общества, рассматриваются как проявление божественной воли. Свои произведения древнерусский писатель обычно строит на контрасте добра и зла, добродетелей и пороков, должного и сущего, идеального и отрицательного героев. Древнерусский писатель убежден, что "имя и слава честнее е человеку нежели красота личная, зане слава в век пребывает, а лице по умертвии увядает".

Таким образом, символизм, историзм, ритуальность, или этикетность, и дидактизм являются ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы, вбирающего в себя две стороны: строгую фактографичность и идеальное преображение действительности.

4. Периодизация древнерусской литературы. Краткая характеристика каждого периода.

I. Литература древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. (лит-ра Киевской Руси).
     II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII -первая половина XV вв.).
     III. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII вв.).

Лучший вариант периодизации – по стилю эпохи. Понятие “стиль эпохи” шире, “чем литературное направление”). Но применительно к средневековой литературе понятие “направление” не применимо.

Были выражены 4 стиля:

  • стиль монументального историзма (господствовал с момента возникновения литературы до первой трети XIII века) (главное – общее движение мировой истории. Поэтому произведения обычно начинаются с начала (с потопа или сотворения мира: европейские народы пошли от Ефета – сына Ноя), а затем какие-либо зафиксированные события. Отсюда такие представления, что мир един, он движется. Для летописца каждое событие важно. Это жанр летописи);

  • эмоционально – экспрессивный (стиль плетения словес или риторико – панегирический стиль; XIV – XV века) (обращение к состоянию души – экстазу - которое достигается молитвами, уходом человека в самого себя. Это особое состояние авторы стараются передать читателю, чтобы он тоже возвысился. Используются особые художественные средства – нанизывание синонимов (“Житие Степана Перского”));

  • второй монументализм (XVI век) (особые произведения религиозного характера (“Четьи - Минеи” – чтение богоугодных на каждый день месяца: 30000 страниц и 20000 иллюстраций; “Домострой” – памятник этой эпохи));

  • барокко (вторая половина XVII века и вся Петровская эпоха).

Из-за такой периодизации возникают еще 3 переходных периода.

  • Переход от стиля монументального историзма к эмоционально – экспрессивному длится до конца XIII века. Происходит поворот к человеческой личности.

  • Переход к государственным идеям, из формированию, которые легли в основу стиля второго монументализма (конец XV – начало XVI веков).

  • Следующий переходный период – начинается смутное время. Конец XVI – начало XVII веков – переход к барокко, прежде всего к понятию судьбы.

5. Система жанров древнерусской литературы.

Вместе с христианством Древняя Русь приняла и систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием -традицией и уставом. Церковная литература. Верхнюю ступень занимали книги "священного писания". Вслед за ними шла гимнография и "слова", связанные с толкованиями "писания", разъяснениями смысла праздников. Такие "слова" обычно объединялись в сборники - "торжественники", Триоди цветные и постные. Затем следовали жития - рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи, Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому - соответствовал свой тип жития.
Агиографическая оригинальная литература (переход от церк лит. к мирск. лит.) отразила сущ. стороны жизни и быта Др. Руси. Др. лит-ра созд. оригин. жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Особенность кн. жития - "историзм", тесная связь с жанрами светской литературы. Тут же стоят "хождения" - путешествия, описания паломничества к "святым местам",сказания об иконах.
Мирская лит. Взаимодейств. с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы. Госп. полож. занимает историческая повесть связан. с борьбой с врагами Руси, злом княжеских усобиц. Историческое сказание, предание. Особое место занимает "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли" и "Слово" Даниила Заточника. Развитие древнерусской литературы XI-XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

6. Исторические и культурные предпосылки возникновения древнерусской литературы.

 Письменность на Руси появилась задолго до официального принятия христианства. О существовании письменности во второй половине IX в. свидетельствуют черноризец Храбр и "Паннонское житие Кирилла". Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. Способств. Культ. росту как юж., так и вост. славян. К концу IX-первой четверти X столетия др. Болгария - расцвет культуры, появляются выдающиеся писатели: Иоанн экзарх болгарский, Климент, Константин и сам царь Симеон. Созданные ими произведения сыграли важную роль в развитии древнерусской культуры. Близость древнерусского языка древнеславянскому способств. усвоению новой письменности вост. славянами.
Принятие христианства в 988 г. Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем самой высокой культуры. Если католическая церковь выдвинула в качестве литературного языка латинский, то греческая православная церковь допускала свободное развитие национальных литературных языков. Литературным церковным языком Древней Руси стал язык древнеславянский, близкий по своему характеру, грамматическому строю языку древнерусскому. Возникшая оригинальная литература способствовала развитию этого языка, обогащая его за счет разговорной устной народной речи. С конца X в. можно говорить о появлении определенной системы образования на Руси - "книжного учения".

9. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Гипотезы А.А.Шахматова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова о формировании летописи.

Название получила по первым строчкам «Се повести времяньных лет»… «ПВЛ» была составлена в Киеве в 10-е гг. XII в. Вероятный составитель – монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В число материалов для «ПВЛ» входили византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.

1-я редакция, не дошедшая до нас – около 1113 г., Нестор. Восхваление Святополка. Выдубецкий монастырь переработал несторову редакцию «ПВЛ» насчет Святополка.
2-я редакция – несторовская + собственные сведения. Выдубецкий монастырь.
3-я редакция – В Киево-Печерском монастыре.

Источники повести: летописные своды, хроники (Георгий Амартов), фольклор. «ПВЛ» использовала и письменные источники, русские и иноземные. Например, Хроника Георгия Амартола, мораво-паннонский источник, житие Василия Нового, греческий источник.
Русские источники «ПВЛ»: фольклор, воинские повести, монастырские сказания, жития (Борис и Глеб), поучения, легенды.

Нач 20 в концепция Шахматова.

Пвл предшествовал ряд летописных сводо 11 в, важнейшие из них К-П монастыре. Самые ранние тексты возникли в 1030е в Киеве и Новгороде независимо друг от друга. 1113 г Пвл составлена Нестором в К-п м на основе сводов 11 в. 1116 с появлением Мономаха летописание передано в Выдубицкий монатырь, где Сильвестр создал 2ю редакцию Пвл. 1118 3я редакция, сост. неизвестный летописец. 2я и 3я редакции в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.

Основание теории:

– сюжетные несостыковки. События повторяются, разные системы летоисчисления.

– в Пвл упоминается Олег, но в глаголах формы двойственного числа. В 1й Новг. летописи – 2 князя.

– в Пвл есть фрагменты хроники Г. Амартола, в 1 Новг. летописи. Это дополнение.

Лихачев: 1)сказание о первоначальном распостранении христиавнства на Руси 30-40 гг 11 в. Киев Софийский собор Илларион 2)1й К-П свод 70е 11 в К-П м Никон, происходит формирование погодного характера 3)К-П свод 90е 11 в К-П Иоанн. Усиление публицистического звучания 4) Пвл Нестор 1113 Летописание приобретает официальный характер. 5) Пвл 2я редакция 1116 Выдубицкий монастырь Сильвестр в угоду Вл. Мономаху 6) Пвл 3я ред Выд. монастырь 1118 влияние интересов Мстислава Владимировича.

Рыбаков: 1)1е записи о событиях Киев с 860х 2) 1й летописный свод Киев 996-997 Десятинная церковь 3)Остромирова летопись 1054-1060 Новгород против варягов и Я.М. 4) 1 К-П свод 1073 Киев К-П м Никон Великий 5) 2 К-П свод Игумен Иоанн 6) Пвл Нестор 1113 7) Пвл Сильвестр 1116 8) Пвл 1118 для Мстислава Владимировича – норманнская тенденция.

10. Жанрово-стилистическое своеобразие «Повести временных лет».

1)погодная запись.

Древнейшая форма летописного повествования. Предельная краткость изложения. Регистрирует смерть исторических лиц, рождение, основание церкви, стихийные бедствия, явления природы (кометы, затмения), отдельные политические события. Это единичные факты, заслуживающие упоминания, но не требующие подробного изложения. Документальность, протокольность изложения, фактографичность. Стиль – аморфна, лишена худ. формы и эмоциональности.

2) летописное сказание.

Основное литературное качество – устно-поэтическое происхождение. Обычно в описании событий далекого прошлого. Об основании Киева, призвании князей, взятии Олегом Царьграда, смерти Олега, Ольге, Святославе (отголоски дружинных песен и преданий), Владимире. Наряду с историческими преданиями – предания княжеских дружин. Происхождения (призвание варягов, деятельность князей). Народные предания – о юноше кожемяке и белгородском киселе.

3) летописный рассказ.

Документальность, прямое отражение действительности. По свежим следам, рассказ очевидца или с его слов. Сказовые интонации, отражена идеология времени и класса // погодная запись. Об Изяславе Мстиславиче – о добыче. Особенность речи действующих лиц: насыщенность терминами того времени. Появление личности автора: о Васильке Теребовльском.

4) летописная повесть (условный термин)

Повествование, посвященное рассказу о смерти того или иного князя, своеобразный некролог. Агиографически просветленный образ идеального князя. Схема: когда умер, где погребен, плач; перечисление дел, характеристика. Агиографическая стилизация: эпитеты, подбор добродетелей. Устранение индивидуальности- все герои похожи, говорят одни слова, похожее описание смерти.

5) документы. Не имеют худ. ценности.

Смешение жанров и стилей – Ольга.

11.Отражение в «Повести временных лет» общественных интересов и противоречий эпохи. Характеристика центральных образов князей в летописи.

Идеи. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства.

С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междуусобицы. Заключительная часть «ПВЛ» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князями
Идея служения родной земле. Сознание рыцарской чести и жажда воинской славы, уважение к традициям отцов и дедов. Проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами.

Образы.
Ольга. Образ мудрой женщины, красивой, сильной волей, настойчивой, находчивой. Она – преданная супруга, отомстившая за своего мужа. Положительная мать. Отважная воительница, первая принявшая крещение. Жестоко отомстила за смерть Игоря древлянам.
Святослав, сын Ольги. Едва ли не самый воинственный русский князь. Он одолевает хазар, вятичей, дунайских болгар. Погибает в борьбе с печенегами. Не принимает христианство, в отличие от Ольги. Ему дороги честь и достоинство, бегство с поля боя для него – несмываемый позор, хуже смерти. Благороден: предупреждает страны о нападении. Заключив мир с побежденными греками, он обещает не только никогда не воевать с ними, но и защищать их, если они подвергнутся нападению.
Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским.
По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев.
Разочаровался в язычестве, стал христианином.
Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Княжение Владимира Святославича считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли практически все крупные союзы восточных славян.
Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе". ("ПВЛ").

12. Торжественные «слова» Кирилла Туровского. Лирика-драматический характер слов.

– Утверждение христианства => развитие проповеднической, поучительной литры. Проповедь, обращенная к широкому кругу слушателей, излагала элементарные основы христианской религии и пользовалась удобопонятным, простым языком. Но другое дело – проповедь торж, ритор. украшенная, дававшая образцы ораторского искусства.

– Ораторское произведение именовалось «Словом».

* «Слова» К. Туровского.

– Если для Иллариона события священной истории и русской действительности неразрывно связаны, то Кирилла интересует иной аспект. Он акцентирует внимание на сущности христианских праздников, их символическом значении

– Нет стройности и логической строгости, как у Иллариона. Излишняя пышность и самодавленческий риторизм.

– «Слово на антипасху» - обновление природы // духовное обновление человечества в христианской вере. Явление Христа Фоме. Аллегоризм, тропы и фигуры. Введение монологов, диалогов, поэтических плачей, ритмичность.

13. Общая характеристика ораторской прозы ХI-ХII в.

– Утверждение христианства => развитие проповеднической, поучительной литры. Проповедь, обращенная к широкому кругу слушателей, излагала элементарные основы христианской религии и пользовалась удобопонятным, простым языком. Но другое дело – проповедь торж, ритор. украшенная, дававшая образцы ораторского искусства.

– Ораторское произведение именовалось «Словом».

* «Слово» Иллариона состоит из 3 частей.

– О законе и благодати. Логическое введение к «Похвале», раскр. смысл и значение нового религиозного начала, которое Владимир утвердил в русской земле. Закон – Ветхий Завет, Иудаизм, - только для иудеев. Благодать – Новый завет, христианство – всеобщее достояние. Закон – лишь предтеча Благодати, шаг на пути к ее постижению. Равноправие народов перед благодатью – политическая задача отстоять независимость р. церкви от Византии.

– «Похвала» Владимиру – идейное средоточие Владимир // Константин Великий. Прославление Ярослава. Обращение к умершему Владимиру встать и посмотреть на процветание русской земли и церкви.

– молитва от лица русской земли – торжественное заключение.

– Илларион осознает сложность своих риторических построений. Обращается к образованным людям.

* «Слова» К. Туровского.

– Если для Иллариона события священной истории и русской действительности неразрывно связаны, то Кирилла интересует иной аспект. Он акцентирует внимание на сущности христианских праздников, их символическом значении

– Нет стройности и логической строгости, как у Иллариона. Излишняя пышность и самодавленческий риторизм.

– «Слово на антипасху» - обновление природы // духовное обновление человечества в христианской вере. Явление Христа Фоме. Аллегоризм, тропы и фигуры. Введение монологов, диалогов, поэтических плачей, ритмичность.
  1   2   3   4   5




Похожие:

1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Лекция 1 Античная культура. Хронологические и географические границы. Проблемы и типичные заблуждения в датировке
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Лекция 1 Античная культура. Хронологические и географические границы. Проблемы и типичные заблуждения в датировке
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconГраницы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика её основных этапов

1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconПрограмма дисциплины «История западной культуры» (Античная культура) для направления: 031400. 62 «Культурология»
Лекция 1 Античная культура. Хронологические и географические границы. Проблемы и типичные заблуждения в датировке
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности icon1. Возникновение Древнерусской литературы
Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу...
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconВведение. Хронологические границы
Слово о законе и благодати” – один из хорошо датированных памятников, так как упоминаются золотые ворота, заложенные в 1037 году,...
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconЭкзаменационные вопросы по древнерусской литературе. Периодизация или характеристика основных этапов развития древнерусской литературы
...
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconТема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.)

1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconТема урока: Итоги изучения древнерусской литературы и литературы XVIII в. (до сентиментализма). (9кл.)

1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconУрок литературы в 8 классе с использованием икт. Тема урока: Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции
Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия
1. Хронологические и географические границы древнерусской литературы, ее объем и специфические особенности iconПредпосылки возникновения древнерусской литературы, ее периодизация, жанровая система. Содержание
Предпосылки возникновения древнерусской литературы, ее периодизация, жанровая система
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы