1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи icon

1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи



Название1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи
Дата конвертации14.01.2013
Размер470.86 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект , предмет, методы , междисциплинарные связи . Область знания : должна иметь свой собственный предмет исследования 2. Она должна иметь свои собственные методы 3. Она должна быть связана с другими науками 4. Она должна иметь собственные законы. Предметом культурологи является культура. Культура переводится как возделывание , образование. Основные подходы к определению культуры: 1. Культура – это не природное. Культура- это рукотворное 2. Определение культуры : Ценностный подход. Совокупность ценностей , созданных человеком . 3. Семиотический подход (семиотека -это наука о знаковых системах). Культура – это сфера законов , смыслов. 4.Деятельностных подход : культура рассматривается с точки зрения деятельности человека. Культура- это форма и способ жизнедеятельности общества. Культура- это способность и готовность понять жизненный мир другого. Наличие методов исследования: 1. Метод диалектики. Диалектика с времён Гегеля становится философского знания.


2. Европейская культура эпохи средневековья.: Общая характеристика. Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. Под средневековой европейской культурой следует понимать культуру поры раннего (V—XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы. Каждому из этих периодов присущи свои особенности, изучение которых помогает сформировать представления о закономерностях движения культурного процесса в западно-европейских странах. Ранний период.
С конца IV в. началось «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности вторгались в пределы Западной Римской империи, получая поддержку угнетенного местного населения. Когда в 476 г. Западная римская империя распалась, на ее территории образовался ряд недолговечных государств. Поздний период.
На первом этапе позднего феодализма (XI—XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Король был скорее декоративной фигурой, завершавшей иерархическую пирамиду, первым среди равных, но не олицетворением государственной власти. Однако с конца XI в.
(особенно во Франции) королевская власть начинает укрепляться, постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых подъем феодальной экономики способствует становлению культурного процесса. Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля. Устраняется феодальная анархия, королевская власть становится сознательной выразительницей идей государственного развития страны.


3. Культура : этимология , основные значения и смыслы понятия. Культура имеет очень сложное и долгое звуковое происхождение. Слово культура означает воспитание , образование , развитие . В 18-19 в. Вместо культуры использовали слово образование. Также культура означает поклонение , почитание в религиозном смысле. Во всех случаях раннего употребления слово культура означало процесс выращивание , возделывания чего-либо (обычно животных и растений).

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным” . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. 2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению. 3. Ценности. 4. Правила.


4.Античная культура : основные типологические характеристики

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив осебе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.
Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.


5. Философия культуры в системе культурологического знания.

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные: 1)Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом. 2)Функция трансляции (передачи) социального опыта. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен "манкуртизма") со всеми вытекающими отсюда последствиями. 3)Функция познавательная (гносеологическая). Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. 4)Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право. 5)Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. 6)Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.


6. Арабо-исламская культура: общая характеристика. Ислам –религия , которая возникла в 7 в . до н.э . Её основателем был Мухаммед . Ислам распространён главным образом в арабских странах , число его сторонников насчитывают порядка миллиарда человек. В основе ислама лежит 5 основных догматов: 1. Аллах – единственных бог , и любой мусульманин должен верить в аллаха и не признавать других богов. 2. Аллах является воплощением справедливости и воздаёт человеку как за добро , так и за зло . 3. Мухаммед – посланник Аллаха. 4. Человеческая душа воскреснет , а концом человеческой истории будет Страшный Суд 5. Земная власть принадлежит Иммату – особому социальному институту , объединяющему в своих руках духовную и светскую власть. У всех мусульман есть обязанности: 1. Правоверный мусульманин должен верить, что Аллах – единственный бог. 2. Мусульманин обязан регулярно соблюдать молитву (Намаз). Намаз – это произнесение особых молитвенных формул , провождаемое поклонами. 3. Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку, святой город мусульман. В Мекке находится святыня мусульман- Кааба. 4. Каждый мусульманин обязан совершать пост 5. каждый мусульманин должен отдавать 10 процентов от своего дохода в пользу властей. Исламскую цивилизацию, по мнению А. Тойнби, можно отнести к цивилизациям "задержанным", т. е. зафиксированным вопределенном состоянии. Если сторонники обязательной эволюции могут счесть такую характеристику отрицательной, то с точки зрения "продолжительности жизни" она выглядит как положительная. Тот же Тойнби объясняет секрет долгожительства этой цивилизации тем, что иерархия и механизм управления обществом были отделены от носителей власти. Не только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще.


7. Многообразие подходов к определению культуры. Многообразие предмета существует у всех наук. Многообразие предмета – это не какой то порок , кот. нужно преодолеть . Любой предмет связан с окружающим миром бесчисленным количеством связей. Многообразие подходов к определению культуры совершенно естественно , оно отражает многообразие самого человека. Во всех подходах есть рациональное зерно. В 1952 г. 2 американских антрополога Альфред Крёбер и К. Клакхон опубликовали книгу Понятия культуры : Критический образ определений. Они собрали 150 определений Через 10 лет они её переиздали . Основных подходов у них получилось всего 6: 1. Описательные определения. Определения , в кот . перечисляются те феномены , кот. составляют сущность культуры . 2. Историческое определение . Где подчёркивается , что культура – это предмет истории и культура существует благодаря передачи приобретённого человеком социального опыта из поколения в поколение. 3. Нормативное определение .В этих определениях утверждается , что содержание культуры составляют нормы и правила , регламентирующие жизнь людей. 4. Психологические определения . Здесь подчёркивается связь культуры с психологией , сознательные особенности человеческого определения. 5. Структурные определения . Культура – это система , совокупность элементов и связи между ними. 6. Генетические определения. Культура рассматривается с точки зрения её происхождения . В этих определениях самое главное отделить культуру от того , что культурой не является


^ 8. Специфика русской культуры. Структура культурной жизни России представляет своеобразную триаду. Во-первых, это отечественная, общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во-вторых, смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на территории России на основе взаимодействия проживающих здесь представителей различных наций и народностей; и в-третьих, собственно национальная культура живущей в регионе нации.

В Советском Союзе в свое время бытовала жесткая директивная формула о культуре национальной по форме и социалистической по содержанию, как в тиски зажавшая сложный мир культуры. Подобная формула не способна была выразить многогранный облик культуры в ее динамике, так как страдала ограниченностью и механицизмом, забвением диалектики содержания и формы, законов преемственности культур. Не учитывалось, что советские нации и народности прошли большой и сложный путь исторического развития и каждая из них, как и вся страна в целом, добилась своих результатов, свидетельствуя, что даже самая малая культура способна внести свой вклад в мировую сокровищницу. Не учитывались мировые и местные дореволюционные культурные традиции как важнейшие составляющие новых культур.

Первая особенность русской философии — глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования. Вторая особенность русской философии XIX—XX вв. — её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал".Четвертая особенность русской философии заключалась в том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека.Пятая особенность русской философии заключалась в стремлении мыслителей России органически объединить гносеологию, новую онтологию со смысложизненными, этическими, эстетическими измерениями бытия и познания. При этом экзистенциально-персоналистические акценты, опять-таки объединенные с религиозными началами, оказались в центре внимания.


^ 9. Функции культуры.

Культура - это процесс развития человеч-х сил и способностей, показатель меры человеч-го в человеке, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве создаваемой людьми действительности. Функции культуры - совокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

Культура сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство культура характеризует, прежде всего, способность продуцировать, сохранять и транспортировать духовные ценности различных форм и типов.

Главной функцией культуры является – сохранение и воспроизводство совокупного духовного опыта человечества, передача его из поколения в поколение и обогащение его.

к числу основных функций культуры относятся следующие:

преобразовательная, познавательно-образовательная, коммуникативная, аксиологическая, технологическая, эстетико-творческая.

3. Познавательная (гносеологическая) функция 4. Человекотворческая функция 5. Деятельностная функция

6. Информационная функция 7. Коммуникативная функция 8. Регулятивная (нормативная) функция

9. Ценностная (аксиологическая) функция 10. Эстетическая функция 11. Гедонистическая функция

12. Гуманистическая функция

Функции культуры: передача накопленного опыта, репродуктивная функция, социализация личности, познавательная функция,

ценностная функция, нормативная функция, коммуникативная функция, творческая функция.


^ 10. Культура Японии.

До 19-ого столетия, основное влияние на японское искусство оказывали Китай и Корея, но отличавшая японцев эстетика присутствовала у этой нации с самого начала развития.

^ Культура Японии - литература, эстетика.
Многое из ранней литературы Японии было написано женщинами, поскольку мужчины писали с помощью китайских иероглифов , в то время как женщинам запрещалось заниматься образованием и изучать иностранные языки, поэтому большинство рукописей были написаны на оригинальном японском языке (hiragana). женщины производили на свет первую подлинную японскую литературу. Японская эстетика отобразилась и в архитектуре, от изящных святынь Shinto и храмов Будды до замков, разработанных с таким расчетом, чтобы поддерживать прохладу летом и предоставлять защиту при землетрясениях. Точный рассчет присутствует в разработке дизайна японских садов, придирчиво спроектированных так, что они представляют собой великолепное зрелище независимо от того, с какой позиции на них смотреть. Музыкальная культура Японии на удивление очень бурно живет.

Две наиболее известных направлений японского театра - это kabuki (мелодраматический) и классический, оба эти направления можно заметить в Токио, Киото и Осаке. Древний японский театр использует барабаны и исконно японские инструменты, такие, как цитра, гобой и флейта.


^ 11. ТАЙЛОР (Тэйлор, Тейлор) (Tyior) Эдуард Барнетт (1832-1917) — англ. этнограф, исследователь первобытной культуры, один из основоположников и крупнейший представитель эволюционистского направления в этнологии.

Стремление осмыслить и систематизировать огромное количество данных о жизни народов, к-рые в то время было принято именовать дикими, варварскими или просто отсталыми, привело к возникновению разл. рода эволюционистских концепций. Гл. свою задачу Т. видел в том, чтобы вскрыть закономерности развития культуры вообще. Эту эволюцию он понимал как естественно-истор. процесс, происходящий по объективным законам. Не будучи атеистом, он исходил из того, что в изучаемой им области действуют естеств. и только естеств. причины. Ему представлялось несомненным, что на основе изучения данных археологии и исследования жизни совр. отсталых народов можно реконструировать осн. этапы развития человеч. культуры. Эволюция человечества шла от дикости через варварство к цивилизации. Она представляла собой постулат, развитие, что не исключало возможности временного регресса. В качестве важнейшего средства реконструкции прошлого у Т. выступало открытие повторяющегося в явлениях культуры во времени и пространстве. Этот прием в дальнейшем получил название типологич. сравнения и стал важнейшим моментом сравнительно-истор. метода. Др. средство проникновения в прошлое — широко используемый Т. метод пережитков. И хотя о пережитках в культуре писали и до Т., само это понятие вошло в науку только с появлением его трудов.

Культура, согласно Т., развивается в силу действующих в ней естеств. причин; она распадается на несколько областей, каждая из к-рых развивается самостоятельно. Существуют несколько независимых эволюц. рядов. Т. не отрицал существования материальной культуры, но считал ее производной от духовной культуры.


12. Культура Индии: единство многообразий. Ранняя индийская цивилизация сформировалась на севере Индии в 3 в. до н.э. Индийская культура впитала огромное количество влияний других культур. Это было вызвано в первую очередь расположением Индии , которая находилась на Великом шелковом пути : купцы , перемещавшиеся по Индии вместе с товарами не могли не участвовать в культурном обмене. Кроме того , древнеиндийское государство поддерживало тесные связи со многими странами Центральной и Средней Азии. В то же время была создана древнеиндийская письменность , которая до сих пор остаётся нерасшифрованной. В древней Индии существовало множество религий , которые активно взаимодействовали между собой .Постепенно , уже на ранних этапах выделялись основные религии : брахманизм , индуизм и джайнизм , позднее возникли буддизм и ислам. Художественная культура древнеиндийского общества очень тесно связана с традиционными для неё религиозными и философскими системами.


^ 13 Термин "контркультура" используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам "базовой" культуры. Внимание современных культорологов на проблеме контркультуры удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном мировосприятии последующих десятилетий. Сами молодежные движения после своего пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации. Понятие "контркультура" появилось в западной литературе в 1960г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру. Кто такие хиппи, теперь более или менее известно. Что касается "разбитого поколения", то Джек Керуак был первым писателем, который сформулировал новые духовные ориентиры молодежи. "КОНТРКУЛЬТУРА", общее обозначение ценностей определенных групп молодежи ("новые левые", хиппи, битники, йиппи и другие), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, "левацким" радикализмом, культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.


^ 14 Культура Китая

Зарождение великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы. Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь, написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.). Затем в эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к появлению стандартного стиля письма - "кайшу" (уставное письмо), которое сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 - 1959 гг.

В иероглифическом письме всегда используется большое количество знаков. Для чтения книг конфуцианского канона необходимо знать около 10 000 иероглифов. В современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.

Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями. Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.

Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства.

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку. Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен. В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца - "Консерватория грушевого сада".

В 1750 году было издано "Полное исследование по пяти категориям ли-ритуала" (У ли тун као) в ста томах, посвященных жертвоприношениям, придворным празднествам и приемам, военным уставам и траурным обрядам. Во многом благодаря этому литературному выражению нормативных регуляторов поведения, которые в других обществах столь тщательно не фиксировались, утвердился известный европейский стереотип "китайских церемоний".

В китайском лунном календаре месяц февраль - это и время пробуждения природы, и начало нового годового цикла, и, одновременно, череда народных праздников, посвященных включению человека в общезначимый ритм социальной жизни. Конечно, подобное совпадение общегосударственных мероприятий с естественными процессами не могло проходить в безмолвии, без соответствующего звукового, музыкального сопровождения, без ритуальных песен и плясок, без исполнения традиционных мелодий.

В XIV в. складываются северная и южная школы музыки, причем для северной школы более характерна героическая тематика, а для южной - лирическая.

Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора...

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире. К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения пороха и компаса. Культура Китая времен средневековья обладает яркой самобытностью. Культуру Китая отличают многие, только ей присущие особенности. Произведения искусства Китая сдержанные и строгие, в них ощущается поэтическая раздумчивость. Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы. Китайская деревянная архитектура привлекает своей легкостью, ясностью пропорций, нарядностью узорчатой резьбы и плавностью ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией неярких прозрачных красок. Буддийские статуи отличны спокойной важностью поз, достоинством лиц и жестов, мягкостью линий, лишенных повышенной динамики.
В Китае была создана другая художественная система, накоплен иной запас выразительных средств. Феодальный общественный строй сложился в стране очень рано, на рубеже 3 и 4 веков, а художественная жизнь достигла высокого расцвета еще тогда, когда в ряде стран Востока лишь только складывалась средневековая цивилизация. Средневековье - не только растянувшийся во времени период китайской истории, это также период огромного духовного подъема страны, расцвет культуры Китая, время строительства больших городов, роскошных дворцов, парков и храмов.
Искусство и культура Китая, уже в начале средневековья обладавшее развитой художественной традицией, в значительной мере служило образцом для сопредельных стран - Японии, Кореи и Вьетнама, по-своему осмысливших как китайскую письменность, так и образы китайского искусства. В свою очередь и Китай многое заимствовал от таких древних государств, как Индия, Иран и Афганистан.
Китайская средневековая живопись поражает своим многообразием, тонким и сложным пониманием природы. Зоркость видения и широта мировосприятия донесли до наших дней аромат средневековой китайской культуры, сделали культуру Китая более близкой и понятной. Конечно, не все этапы долгой поры китайского средневековья были в равной мере плодотворными для развития искусства. Сильно тормозили движение китайского искусства застойный характер феодализма на поздних стадиях его существования, колониальная политика западноевропейских стран, монгольское нашествие в конце 13 века. Тем не менее, культура Китая это большая часть истории современной мировой культуры.


15. Культура и цивилизация : соотношение понятий. В словах культура и цивилизация присутствует синоним. Слово цивилизация в 1750-60 годах было создано в рамках просветительской философии . Термин цивилизация в 18 в. Означает высшую стадию в развитии человечества. Термин цивилизация выступал как оценочный , означающий цель развития человечества . Слово культура и цивилизация первоначально имели единственное число. Когда понятия культура и цивилизация отличались ,то обычно под цивилизацией понималось материальные и социально-политические аспекты , а под культурой духовные аспекты. Цивилизационные теории 20 го века . Понятие цивилизация – это определение географического и исторического образования В немецкой и русской философии достаточно быстро утвердилось сначала различие этих понятий , а потом постепенное противопоставление.


16. Культура Буддизма : общие и региональные особенности. Буддизм =- это религия , которая возникла на северо-западе Индии в 5-6 вв. до н.э. Это самая древняя из мировых религий. В настоящее время число её сторонников достигло половины миллиарда человек. Её основателем был индийский принц Гаутама. В основе буддизма лежит представление о 4 –ёх благородных истинах: 1. Истина страдания. С точки зрения буддизма , жизнь есть страдание .При этом как страдание рассматривается не только , старость , смерть , но и такие моменты как рождение , а также любые удовольствия. 2. Истина о причинах страдания. Согласно буддизму , человек страдает из-за того , что в основе его деятельности лежат страсти. Боясь смерти , человек стремится сохранить своё я , и вера в бессмертную душу вселяет в него надежду на венное существование. 3. Истина о прекращении страдания. Чтобы страдание прекратилось , человек должен отказаться от своих страстей и желаний. 4. Истина о пути прекращения страдания. Эта истина предписывает буддисту верить в Будду и его учение , соблюдать моральные принципы. Конечной целью на пути спасения является нирвана , т.е просветление. Находясь в этом состоянии , человек отказывается полностью свободным от своего тела и мучающих его страстей. При этом буддизм призывает людей избавиться не только от негативных страстей , но и от страстей кот. оцениваются положительно( например радость , любовь , привязанность к семье)


17. Феномен Субкультуры. Субк. –это особая сфера культуры , целостное образование внутри господствующей культуры , отличающаяся собственными обычаями , нормами , строем. Культура бывает внутренней и неоднородной. Внутри различных обществ рождаются специфические культурные феномены , специфические ценности , они закрепляются в особых чертах поведения , сознания , языках. Субкультура образования стремится к автономии , закрытости и чаще всего она не стремится заменить господствующую культуру. Она обладает стойкостью сопротивляемостью , но в то же время не оказывает воздействия на развитие культуры. Разновидность субкультур : 1. Элитарная субкультура Характеризуется определённой закрытостью , самодостаточностью , провопоствлении себя массе , она отличается особой утончённостью , сложностью . Элитарная субкультура маргинальна в рамках любого типа культуры и вторична по отношению к культуре большинства . 2.Молодёжная субкультура . Сформировалась под воздействием массовой культуры . Она образовалась сравнительно недавно.. Обычно выделяют 2 основные причины молод. Субк. 1. Рост доходов среднего класса . 2. Появление новых средств записи и тиражирования музыкальной культуры. До 2 мировой войны в социологии культуры о молодёжной субкультуре не говорили. Молодёжь мало отличалось от взрослого поколения. В 50 гг. 20 в. На западе начинается период экономического подъёма. В это время укрепляются позиции среднего класса , молодёжь становится серьёзной , социальной и политической силой. Появляются всевозможные молодёжные движения.


18. Культура возрождения : понятия , основные черты и проявления.

Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение. В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты: индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность; культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям; особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания; более свободное отношение к религиозным взглядам представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. чрезвычайный вкус к искусствам.


19. Элитарная субкультура: понятия , функции , особенности взаимодействия с культурой большинства. Характеризуется определённой закрытостью , самодостаточностью , провопоствлении себя массе , она отличается особой утончённостью , сложностью . Элитарная субкультура маргинальна в рамках любого типа культуры и вторична по отношению к культуре большинства . Элитарная культура вырабатывает особый язык , доступный немногим. Носители элитарной культуры часто себя воспринимали в качестве сокрального табуированного знания. Элитарная субкультура выступает как инициативное и продуктивное начало в Кубой культуре , т.е. она выполняет творческую функцию . В современном обществе у элитарной субкультуры складываются сложные отношения с массой . Происходит элитаризация массовой культуры.


^ 21 Популярная культура не обязательно является культурой общедоступной; ее разнообразие отражает возрастные, половые и классовые различия в аудитории. Социологические исследования молодежной культуры в частности говорят о том, что существует определенное множество субкультур, основанных на специфических классовых, региональных и половых различиях.

Проблемы популярной культуры, неточно обозначаемой как культура масс или подчиненных классов, обсуждаются в двух основных теоретических областях. (1) Критики популярной культуры, например, представители Франкфуртской школы, определяют ее как тривиальную, коммерциализированную и пассивную. В рамках этой концепции «популярная культура» уравнивается с «массовой культурой», однако согласно противоположному подходу, она обладает качествами созидательности и подлинности. (2) Существует также расхождение во мнениях относительно того, является ли популярная культура специфическим продуктом современного урбанизированного общества или ее можно также рассматривать, например, как феномен культуры Средних веков. Массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование







22. Хантингтон о столкновении цивилизаций.Хантингтон считает, что в новом, нарождающемся мире основным источником кровопролитных боев будут не экономические различия или интересы полезных ископаемых, а разногласия между культурами. Культурами не стран или городов, а культурами цивилизаций. Скорее всего конфликты будут разворачиваться между нациями и странами, принадлежащими к разным цивилизациям.


На протяжении полутора веков после Вестфальского мира конфликты были первым делом между королями, императорами, абсолютными или конституционными монархами. Все хотели владеть новыми землями, увеличить свое господство над всеми странами мира, управлять как можно большей частью мира. В 1793 году гвооря словами Палмера, «войны между королями прекратились, и начались войны между народами».

Эта модель продолжалась в течении всего 19 века. Конец ей положила первая мировая война, а после русской революции конфликт наций уступил место конфликту идеологий. Коммунисты, нацизм, либеральная демократия, а затем коммунизм и либеральная демократия были сторонниками такого конфликта.

С окончанием холодной войны подходит к концу и западная фаза развития международной политики, в центр выдвигается взаимодействие между западом и незападными цивилизациями.

Конфликты будут вестись вдоль разлома линий цивилизаций. Западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской.

Во-первых, потому что цивилизации очень разные. У них разный язык, история, культура, традиции, религия и тд.

Во-вторых, мир становится более тесным. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам — «добропорядочным католикам и европейцам из Польши»

В-третьих культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу.


^ 23. Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов. Внутри национальных культур выделяют субкультуры. Это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп воплощающие в себе их отличия их образа жизни, мышления и поведения от культурных общенациональных норм.


^

25. Этническая культура.


Этническая культура - часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других. К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство и национально - специфические формы профессиональной художественной культуры. Следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Культура этноса включает всю совокупность культурных явлений народа, в том числе иноэтничные заимствования, унифицированные формы культуры, общерегиональные черты, характерные сразу для нескольких народов, а этническая культура, равно как и язык, есть то главное, что отличает один народ от другого.


26. Культурная морфология О. Шпенглера. Освальд Шпенглер – немецкий философ(1880-1936). Он прославился своей книгой под названием ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Он утверждал , что каждая культура живёт примерно тысячу лет . Шпенглер относился к культуре не как к предмету , а как к чему- то такому , что живёт , подобно живым существам , населяющим живое пространство. Жизненным началом любой культуры является её душа. Духовные устремления культуры Ш. называет душой культуры. И в конце концов она приходит к этому состоянию. Но , будучи самоосуществлённой , она теряет ощущение жизни. Этот этап движения культуры есть цивилизация. Душа культуры, по мысли Ш., стремится к своему осуществлению. Ш. выделяет 8 типов культур, которые достигли своего завершения. Это китайская, вавилонская, египетская, индийская, арабская, западноевропейская, античная, майя. Каждая культура возникает, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Смерть каждой культуры разрушает мысль о единстве мирового культурного процесса.


^ 27. Классическая модель культуры и её кризис. В XIX в. завершается формирование так называемой "классической" модели культуры. Она является своего рода результатом освобождения человека от жестокой зависимости от природного и божественного миров. В этой модели человек - субъект культуры - выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

Классическая модель характера жестким разделением объекта и субъекта познания, предметом которого выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма. Следует отметить, что классическая модель в философском отношении идеалистична, ибо главной, существенной, определяющей сферой развития человека является духовное творчество. Культура выступает чисто духовным образованием, обусловленным актами трансцендирующего из самого себя сознания. Отождествление культуры с духовными образованиями в дальнейшем привело к неудовлетворенности классической моделью, к ее критике за умозрительность, неспособность дать объяснение фактическому материалу, получаемому в эмпирических исследованиях конкретных форм культуры. Но накопление эмпирического материала о различных культурах вновь поставило исследователей перед необходимостью его теоретического осмысления, восприятия этого материала как принадлежащего именно культуре. Эта необходимость и привела к созданию культурологии как относительно самостоятельной системы знания о культуре. В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего - материальных) для всестороннего и целостного развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности. (По мнению одного из горьковских героев - Варавки - культура - это... любовь к труду, но такая же неукротимо жадная, как и любовь к женщине". Такая интерпретация классической модели во многом преодолела ее недостатки, позволила сохранить специфику и потенциал философского анализа культуры в конкуренции с ее рассмотрением другими науками, с попыткой преодолеть разрыв спекулятивных исследовании культуры и ее эмпирической базы, предпринятой в русле культурологии. Следует также отметить, что кризис классической модели был вызван не только ее недостаточной методологической эффективностью, но и тем обстоятельством, что данная модель воплощала идеологию европоцентризма: неевропейские формы культуры воспринимались как недоразвитые, неполноценные, уступающие западноевропейской вследствие отсутствия в них многих традиционных ценностей. Все это и некоторые другие моменты привели к появлен


^ 28. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Н.Я.Д.- публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его взгляды на культуру. Данилевский задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении "Россия и Европа" (1869) обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Каждый "культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от "этнографического" состояния через государственность до цивилизованного уровня. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный, "этнографический" период; примерно 400 лет - становление государственности, а 50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения. В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, греческий, еврейский, римский ), частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Данилевский отрицал существование единой всемирной истории , история для него была присуща только отдельному культурно-историческому типу


^ 29. Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым
эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со редствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.


^ 30. Цивилизационная концепция А.Тойнби. Арнольд Тойнби (1889-1975)-английский историк , социолог и философ культуры . разработал самостоятельную концепцию культуры , в основе которой лежит понятие цивилизации. Концепция Тойнби была изложена им в двенадцати томном труде ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ. Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, кот. проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. Проводя анализ истории , Т. Выделяет 21 цивилизацию , когда – либо существовавшую на Земле. На данный момент их осталось 5: 1. западно-христианская цивилизация, 2. Православная христианская цивилизация 3. Исламская цивилизация 4. Дальневосточная цивилизация 5. Индуистская цивилизация. Тойнби разделял цивилизации на основные и локальные . Основные цивилизации отличаются тем , что они оказали заметное влияние на другие цивилизации ход мировой истории в целом. Локальными Тойнби называл цивилизации , которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую , немецкую , американскую и некоторые другие цивилизации. В отличие от своих предшественников , Т. Не отрицал существования мировой цивилизации. В мировой цивилизации он видел в ней не предпосылку , а результат мировой истории . Тойнби выводил на первый план личность , полагая , что человеческую историю создают не общества , а личности. Согласно Т. , в процессе формирования цивилизации огромную роль играют талантливые личности , великие люди.


31. ПОСТМОДЕРНИЗМ (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда. Это понятие внутренне противоречиво: включает с одной стороны тенденции дальнейшего развития модернизма, становясь, по сути, обозначением позднейших его этапов, с другой стороны, включает явления, критичные по отношению к модернизм. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым.В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой. Постмодерну (постсовременности) предшествовала цепь культурных трансформаций, вместе составивших культурный проект модерна (современности): просвещение - романтизм - декаданс - авангард. В конце ХХ столетия исчезла, безусловно, футуристическая ориентация культуры, пафос новых времен и им на смену пришло чувство неопределенности перед лицом и прошлого, и настоящего, и будущего.

Таким образом, культура конца XX века возникает на основе экономических, социальных и политических реалий "сверхоткрытого" общества. Это "культура избытка", которая характеризуется перенасыщенностью значений, нехваткой оценочных суждений и ясного понимания своих перспектив.

Вместе с тем, можно увидеть и положительное содержание постмодерна, поскольку тот стремится преодолеть нетерпимость и монологизм модерна, внимателен к "другому", обращается к диалогу и полилогу, принципиально отвергает идеи господства над природой, обществом, личностью. С этой точки зрения, происходит не утрата ценностей, а их изменение, переориентация стиля жизни.


^ 32.Философия культуры И.Г. Гердера. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) - немецкий философ, просветитель, педагог. В работе "Идеи к философии истории человечества" Гердером зафиксирована целостная программа наук о культуре и дана их детальная разработка, в которой выделяются три компонента: наиболее точное описание культур как альтернативных ответов на требование приспособления человеческой природы к окружающей среде; познание собственной культуры через познание других культур. Гердеру принадлежит важный вывод о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культуры нет и не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации. Гердер стоял на позициях преемственности и всеобщности социально-культурного процесса. Как педагог необходимым элементом воспитания считал уважение к истории и культуре других народов. Гердер: культура является политическим ядром истории. История всегда изменчива, текуча, поэтому истории противопоказана вечность, философия же не изменчива и, следовательно, вечна. Термин "философия культуры" значит изменение культуры. Философия культуры – философская дисциплина, изучающая культуру как универсальный и всеобъемлющий феномен. И. Гердер попытался представить цельную картину мира через свои основные темы творчества – эстетику и теорию поэзии, философию языка, философию истории. Именно культура отличает человека от животных и является его сущностью. Культура – это то, что создано человеком в историческом процессе. Культура связана с деятельностью человека, поэтому это, прежде всего, человеческие умения. Целостная философия культуры Гердера включала программу исследований: необходимо точное описание культур и народов; анализ различных культур как альтернативных ответов на требование приспособления человека к окружающей среде; познание собственной культуры через познание других культур.


^ 33. Функции и направления массовой культуры. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура – это явление современного постиндустриального общества. Массовая культура неоднородна. В ней можно выделить , с одной стороны , стихийно складывающуюся культуру , кот. создаётся обычными людьми , и культуру навязываемую. Массовая культура очень близко связана с народной культурой. Однако в отличие от народной культуры массовая культура : 1. более тесно связана с авторством ( большинство её произведений имеет авторов ) 2. предполагает передачу по средствам массовой коммуникации ) при помощи радио , газет и журналов, телевидения , Интернета) . 3. Массовая культура предполагает большее образование . Развитая массовая культура – непременный признак демократического общества. Среди основных направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие: — индустрия «субкультуры детства» (детская лит-ра и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), — массовая общеобразовательная школа, — средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, — массовые полит, движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит, манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.)


^ 34. Психоаналитическая концепция культуры. В НАЧАЛЕ XX в. в изучении культур возникло новое явление — психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ Зигмунд Фрейд. Проблемам культуры посвящены следующие его работы: Сон и Миф , Будущее одной иллюзии , Недовольство культурой, Тотем и табу. Предмет культурологического анализа Фрейда- феномен личности в культуре , выразивший себя в психологических характеристиках личности . Основа культурологической концепции Фрейда – это гипотеза о том , что пространство человеческой психики составляет 3 слоя: сознательное , разумное и бессознательное. Фрейд стремится понять культуру через проявления бессознательного в человеке. По его мнению , индивидом управляют бессознательные силы психики , которые проявляют себя в 2 фундаментальных инстинктах: эрос- как влечение к жизни и танатос- как влечение к смерти.




Похожие:

1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconОпросные методы Анкетирование Интервьюирование
В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Как и другие науки,...
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconСоциология как наука Возникновение социологии. Объект и предмет. Методы. Структура социологического знания. Основные категории
Возникновение социологии. Объект и предмет. Методы. Структура социологического знания. Основные категории
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconПсихология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная...
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconЭтнопсихология как междисциплинарная область знания содержание
Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области...
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconВопросы к экзамену по дисциплине: «Управленческая психология»
Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления...
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconВопросы к экзамену Объект и предмет психологии
Учитывая, что "психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания", а также представляя,...
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи icon1. Методика обучения и/языкам как наука. Категории методики
М. обуч и/я отличается от методик других наук. (Щерба)/ Объект исследования – процесс обучения и/я (конкретное)/Предмет – знания,...
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconКонтрольная работа по социологии Вариант 1 «Социология как наука»
Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconГоу впо челябинская государственная медицинская академия росздрава медико-профилактический факультет
Гигиена труда как самостоятельная наука. Предмет и объект изучения. Методы исследования
1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Социальная педагогика»
Социальная педагогика как отрасль научного знания. Объект и предмет социальной педагогики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы