Школа человеческих отношений icon

Школа человеческих отношений



НазваниеШкола человеческих отношений
Дата конвертации14.01.2013
Размер52.74 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Теория организации/10 Школа человеческих отношений.doc
2. /Теория организации/13 Политические партии и движения.doc
3. /Теория организации/15 Государственный аппарат.doc
4. /Теория организации/16 Местное самоуправление.doc
5. /Теория организации/18 Корпорация.doc
6. /Теория организации/21 Международные организации.doc
7. /Теория организации/22 Транснациональная компания.doc
8. /Теория организации/23 Вертикальные и гориз процессы.doc
9. /Теория организации/25 Сетевые и виртуальные организации.doc
10. /Теория организации/28 Стадии развития организации.doc
11. /Теория организации/30 Этапы и методы реорганизации.doc
12. /Теория организации/5 Специфические черты рациональной бюрократии.doc
13. /Теория организации/6 теория Лайкерта.doc
14. /Теория организации/9 факторы.doc
15. /Теория организации/~$ Вертикальные и гориз процессы.doc
16. /Теория организации/~$ Государственный аппарат.doc
17. /Теория организации/~$ Корпорация.doc
18. /Теория организации/~$ Международные организации.doc
19. /Теория организации/~$ Местное самоуправление.doc
20. /Теория организации/~$ Политические партии и движения.doc
21. /Теория организации/~$ Сетевые и виртуальные организации.doc
22. /Теория организации/~$ Стадии развития организации.doc
23. /Теория организации/~$ Транснациональная компания.doc
24. /Теория организации/~$ Школа человеческих отношений.doc
25. /Теория организации/~$факторы.doc
26. /Теория организации/Классификация принципов организации.doc
Школа человеческих отношений
Политические партии и движения.
Становление многопартийности в России Политическая партия (от лат pars (partis) — часть, участие, доля) — это организованная группа единомыш­ленников,

Государственный аппарат Государственный аппарат (механизм) — система го­сударственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государствен­ное управление
Местное самоуправление
Корпорация
Международные организации
Транснациональная компания
Основные формы связей по горизонтали
Такие бизнес-структуры имеют следующие ключевые организационные параметры
Становление Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции
Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям
Специфические черты рациональной бюрократии
4. Организации 4-го типа
Факторы внешней среды
Универсальные (общие), специфиче­ские (особенные) и ситуационные

Школа человеческих отношений

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находи¬лась еще в зачаточном состоянии. Следовательно, хотя представите¬ли научного управления и классического подхода признавали значе¬ние человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эф¬фективности организации.
Школа человеческих отношений — это гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в общей теории организации, социологии организаций и управленческой прак¬тике. Оно сформировалось в полемике с постулатами классической школы. В рамках школы человеческих отношений первостепенными являются принципы всемерного развития и всестороннего использо¬вания организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганиза¬ции и внутреннего (группового и личностного) контроля за их пове¬дением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. В резуль¬тате реализации этих принципов в группе формируется феномен кол¬лективизма.
Обращение к человеческому фактору — это революционный пере¬ворот в теории организации и управления. Под «человеческим фак¬тором» в психологии понимают личность, группу, коллектив, обще¬ство, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д. Именно человеческий фактор опре¬деляет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматри¬ваться не как издержки, а как активы компании, которые надо пра¬вильно использовать.
Между исследователями истории возникновения школы человече¬ских отношений существуют различные мнения относительно того, кто является основателем данной школы. Например, одни считают, что возникновение этой школы непосредственно связано с именем не¬мецкого психолога Мюнстерберга Г., другие считают, что это связано с именами двух американских ученых: Фоллетт М. П. и Мэйо Э. Некоторые исследователи счита¬ют, что наиболее яркие представители этой школы — Мэйо Э., Ротлис-бергер Ф., Диксон В., Герцберг Ф., МакГрегор , Лайкерт Р., Арджирис К. (четырех последних иногда называют пред¬ставителями особого направления — теории организационного поведе¬ния). Ряд авторов относят к данной школе также Левина К., Барнарда Ч., Шелдон О., а также пред¬ставители моделей руководства.
Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людь¬ми, а не машинами. Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая мог¬ла бы быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Фоллетт считала, что менеджер дол¬жен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписа¬но функцией управления. С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным. По мнению Фоллетт, основная проблема любой организации — это координация усилий людей и коллективов и нахождение гармонии этих усилий для достижения эффективности работ.
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих от¬ношений принадлежит психологу Мэйо. Изучая влияние различ¬ных факторов (условия и организацию труда, заработную плату, межличностные отношения и стиль руководства) па повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социаль¬ную философию менеджмента (систему «человеческих отноше¬ний»).
Знаменитые эксперименты Мэйо, получившие название «хоторнские эксперименты», открыли новое направление в теории управле¬ния организацией. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабо¬чие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повыше¬нию производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руко¬водителя. Более поздние исследования, проведенные Маслоу А. и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторон-ники школы научного управления, а различные потребности, кото¬рые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помо¬щью, например, денег. Таким образом, Мэйо призывал активизиро¬вать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими коллегами по работе.
Смысл взглядов школы человеческих отношений на природу че¬ловека может быть сведен к следующим положениям:
• человек — «социальное животное», которое может быть свобод¬но и счастливо только в группе;
• человек обладает большими способностями, которые очень сла¬бо используются в «машинной модели» организации;
• труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра, если он интересен и содержателен;
• роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;
• производственная организация — это сфера не только приложе¬ния трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных по¬требностей человека, решения социальных проблем общества;
• для повышения эффективности деятельности организации не¬обходимо отказаться от принципов управления, основанных на по¬стулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программирова¬нии и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека;
• проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и производственной организации.
Данные взгляды послужили основанием для создания новой моде¬ли организации, согласно которой нормальное функционирование ор¬ганизации зависит от удовлетворения потребностей работников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного социально-психологического климата в организации. В результате возникли предпосылки для изучения феномена организационного по¬ведения. В работах более поздних представителей школы (например, МакГрегора) эта модель организации получила название теории «У» в противовес классической модели — теории «X».
В рамках школы человеческих отношений изучались функциони¬рование и динамика групповых отношений, роль малых групп в жизнедеятельности организации, проблема групповой сплоченности, роль первичного руководителя в формировании благоприятных от¬ношений в коллективе и налаживании межличностных коммуника¬ций. Акцент в управлении людьми (особенно на низших уровнях управленческой иерархии) был перенесен с технических знаний и способов решения целевых задач на формирование человеческих от¬ношений, а искусство управления начало трактоваться прежде всего как «умение строить человеческие отношений». Теоретические раз¬работки школы положили начало движению за участие работников в подготовке управленческих решений, за обогащение труда, способ¬ствовали созданию концепции социального партнерства и т. д. Кро¬ме того, в рамках этой школы были пересмотрены представления о роли руководителей среднего и низшего звена в функционировании организации, что позволило изменить систему их подготовки, т. е. переориентировать на овладение социальными функциями.
Вместе с тем представителями данной школы был сделан ряд необоснованных выводов о ненаучности достижений классической школы. В частности, особенно на первых порах отрицалась роль формальных структур, иерархии, разделения труда, властных полно¬мочий, идеализировались значимость самоорганизационных процес¬сов и неформальных отношений в организации, а также стремление работников к сотрудничеству, бездоказательно декларировалась пря¬мая связь удовлетворенности с повышением эффективности их дея¬тельности. Однако стремление к тотальной реализации гуманистиче¬ской модели организации особенно характерно для раннего периода развития школы. На последующих этапах модель рассматривалась скорее как перспектива развития организаций, чем образец для ре¬конструкции реальных организаций.




Похожие:

Школа человеческих отношений iconПокажите, каким образом выделенные негативные аспекты можно преодолеть
В чем суть «переворота», который совершила «школа человеческих отношений» в организационно-управленческой науке и практике
Школа человеческих отношений iconПсихологический квн «Дружба в юношеском возрасте» в 10 классе
Раскрыть сущность понятия дружбы как человеческих отношений, межличностных отношений, определить особенности проявлений дружбы, настоящего...
Школа человеческих отношений iconПолитический конфликт в истории человеческих отношений

Школа человеческих отношений iconЧеловеческих отношений, которая свойственна данной организационной структуре
Концепцию рациональной бюрократии как основы организации современного типа создал
Школа человеческих отношений iconСудьба личности в тоталитарном государстве
Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве
Школа человеческих отношений iconИстема мониторинга достижения детьми
Уже в первые годы жизни перед детьми открывается мир человеческих отношений. Они осваивают простейшие правила поведения. У них формируются...
Школа человеческих отношений iconН. А. Некрасов «панаевский» цикл план семинар
Вспомните любовную лирику Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. Какие стороны человеческих отношений они изображали? Как оценивали...
Школа человеческих отношений iconРобин прайер джозеф О'коннор нлп и личные отношения
Как развиваются ваши личные отношения? Сами собой или под влиянием ваших решений? Каких отношений вы заслуживаете? Вы никогда не...
Школа человеческих отношений iconПолитический конфликт в истории человеческих отношений
Ведь куда больший интерес у людей вызывают пожары, извержения вулканов, наводнения и другие стихийные бедствия,- главное, лишь бы...
Школа человеческих отношений iconЦель: оптимизация и коррекция детско-родительских отношений Задачи: Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования Темрюкский район Краснодарский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы