1 вопрос. «Натуральная школа» icon

1 вопрос. «Натуральная школа»



Название1 вопрос. «Натуральная школа»
страница1/4
Дата конвертации14.01.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4


1 вопрос. «Натуральная школа». Появление натуральной школы было обусловлено деятельностью Пушкина, Лермонтова, и, конечно, Гоголя. Её смысл – обращение к быту простых людей. Писатели 40-х гг. считали себя учениками этих 3х авторов. Гл. тема – обличение помещиков. Белинский на материале «Мертвых душ» выдвинул эстетическую программу натуральной школы. Он был ее идейным вдохновителем. Он поддерживал молодых Гончарова и Достоевского, Герцена и Тургенева, а также Кольцова, Гребенку Даля, Кудрявцева, Кокорева, Соллогуба и др. Журналом натуральной школы стали «Отечественные Записки», «Современник». Белинский и другие критики о натуральной школе: «Сперва нападали на нее за её якобы нападки на чиновников, в её изображениях быта этого сословия одни искренно, другие умышленно видели карикатуры. Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то, что они изображают людей низкого звания, делают героями своих повестей мужиков, дворников, извозчиков, описывают углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности». Натуральная школа следует правилу: близкое сходство изображаемых ею лиц с их образцами. Когда в романе или повести нет образов или лиц, нет характеров, нет ничего типического, читатель не найдёт никакой натуральности, не заметит ничего ловко схваченного. В лице писателей натуральной школы русская литература пошла по настоящему пути, обратилась к самобытным источникам вдохновения и идеалов и через это сделалась и современною и русскою. Натуральная школа - особое течение в реализме, но нельзя ставить между ними знак равенства. Реализм более широкое понятие. Источник обновления литературы - интерес к низшим сословиям и их духовное обогащение. Шла демократизация литературы. К натуральной школе относились и такие поэты как Некрасов. Сам термин «натуральная школа» был выдвинут Булгариным с целью унизить писателей гоголевской школы, а Белинский сделал из него синоним реалистических тенденций в русской литературе. Время существования школы – 1840-49, хотя ее влияние ощущалось и потом. Главным жанром был физиологический очерк, материалы для которого брались их жизни, без прикрас. Им присущи соц. тематика и критический пафос. Белинский стремился приблизить литературу к народу, поэтому нацеливал писателей на изображение жизни самых низших слоев общества. Для всех писателей натуральной школы характерны гоголевские приемы – юмор и ирония, бытовые детали и др. Вершинным для натуральной школы стал 1847 г, когда появилась «Обыкновенная история» Гончарова, повести Салтыкова-Щедрина, первые рассказы из «Записок охотника» Тургенева.

^ 6 вопрос. Интимная лирика Ф.И.Тютчева.

Романтический психологизм Тютчева гуманен, поэт умеет постичь лучшие свойства внутреннего мира человека. Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания.
В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье. Стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его.

В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой, Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективный образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я - это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба. Проблема жизненных путей человека получила у Тютчева конкретное и философское раскрытие. Жизнь человека – широкое общение с людьми, природой, миро. Человек должен вместить в себя много впечатлений, чувств, дум, зрелищ, людей. В то же время в духе восприятия мировой жизни во взаимопереходах света и тьмы странствие может приобретать трагический характер. Этот мотив получает у Тютчева символический подтекст. Бытие человека Тютчев понимает как неустанное движение («где ж в мире лучшего сыскать?»). Удовлетворение и счастье приносит жизнь в макрокосмосе, не в себе, а в большом мире.

^ 7 вопрос. Философская лирика Ф.И. Тютчева.

Истинный Тютчев раскрылся в стихотворениях на философскую тему. Центральная тема творчества – тема природы и человека. Он осмысляет её как контекст, следуя идеям философии природы Шеллинга. Именно в природе ключ к истинному бытию, душа мира. У раннего Тютчева: античный пантеизм. Природа как блаженная прелесть. Постепенно Тютчев начинает писать о преобладании в мире хаотичных сил. Темный корень мирового бытия, хаос для Тютчева – сущность мировой души, основа всего мироздания. Космические силы подчиняют хаос разумным законам, давая миру смысл и красоту. Но хаос постоянно даёт о себе знать мятежными порывами. Творчеству ночная стихия более дорога (буря, гроза, огонь, ночной ветер) – борются с космосом (гармонией). Этой борьбой объясняется контрастность творческого художественного мира: Север-Юг, зима-лето, буря – тишина, зной-прохлада. Двойственность бытия. Двойственен и человек. Человека также влекут демонические проявления жизни. Безумие, смерть, любовь. Любовь для Тютчева – страсть, она приближает человека к хаосу. Любимые эпитеты – убийственный и роковой – трагическая концепция любви у поэта – роковой поединок. Приверженность к хаосу – одиночество лирического героя Тютчева. «Странник» - лирический герой – вечный скиталец, странник, но вместе с тем он стремится обрести гармонию с природой. Но полная гармония невозможна. «Певучесть есть в морских волнах». Тема разлада порождает мотив космического одиночество тютчевского героя. «И от земли до крайних звезд…» (цитата. Откуда – не знаю). Космическое одиночество позволяет говорить об экзистенциальном сознании в лирике зрелого Тютчева: человек один на один с бытием, он вписан в вечность, космическое пространство, мучительно осознаёт свою смертность, одиночество, чувствует страшное бессилие что-либо изменить. Человеческий дух, по Тютчеву, всегда высок и стремится к познанию мира. «Silentium» - глубинное познание возможно только в молчании. Знаки истинного познания – образы звезд, ночи, подземные ключи. Познание до конца непостижимо, не достоверно. «Фонтан» - «водомет», струя всегда доходит до какого-либо предела. Так и познание всегда не выходит за пределы возможностей человеческого познания. Тема – духовный разлад, безверие современного человека. «я - лютеран, люблю богослужения». Тема поиска веры. Б.Козырев связывает эволюцию поэта с переходом от языческого пантеизма в ранней лирике (до 49 года) к христианскому мировоззрению (с 50гг): «О, вещая душа моя» (образы Марии и Христа), «Над этой тёмною толпой». Даётся негативная характеристика современности, которую должна излечить «риза чистая Христа». Но Тютчев так и не сможет преодолеть мучительную раздвоенность сознания.

Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.

12 вопрос. Роман И. Тургенева «Дворянское гнездо».

Дворянское гнездо – последняя попытка Тургенева найти героя времени в дворянской среде. В облике главного героя Федора Ивановича Лаврецкого очень много автобиографического: рассказ о детских годах, о спартанском воспитании, о взаимоотношениях с отцом; раздумья повзрослевшего Лаврецкого о России, его желание навсегда вернуться на родину, осесть в своем гнезде и заняться устройством крестьянского быта – все это очень близко настроениям Тургенева тех лет.

Раскрывая историю жизни «гнезда» Лаврецких, Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность, оторванность этого сословия от родной культуры, от русских корней, от народа. Таков например, отец Лаврецкого: сперва галломан, потом англоман, но во всех увлечениях – человек, глубоко презирающий Россию.

В отличие от своих предков, Федор стремится сблизиться с народом, хочет трудиться с ним. Лаврецкий наделен лучшими чертами славянофильства.

Тургенев опасается, что дворянская беспочвенность может причинить России много бед.

Наряду с глубокими и актуальными для того времени идейными спорами в романе получила освещение этическая проблема столкновения личного счастья и долга. Эта проблема раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы, являющиеся сюжетным стержнем «Дворянского гнезда».

Лиза Калитина преисполнена большой нравственной чистоты, доброжелательности к людям; она требовательна к себе, в трудные минуты жизни способна к самопожертвованию. Она глубоко религиозна. Ей присущи сердечность, любовь к прекрасному и любовь к простому, русскому народу и ощущение своей кровной связи с ним.

Лаврецкий возвращается из-за границы после разрыва с женой, утратив веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно воскрешает его былую веру вовсе чистое и прекрасное. Тургенев не прослеживает в деталях возникновение духовной близости между Лизой и Лаврецким. Но он находит другие средства передачи этого быстро растущего и крепнущего чувства. История их взаимоотношений раскрывается как непосредственного в диалогах главных героев романа, так и с помощью тонких психологических наблюдений и выводов автора.

Но блеснувшая для Лаврецкого надежда была призрачной: известие о смерти жены оказалось ложным. И жизнь со своей неумолимой логикой, со своими законами разрушила светлые иллюзии. Неожиданный приезд жены поставил героя перед дилеммой: личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и ребенку.

Продолжая считать высшим благом в жизни человека личное счастье, герой романа склоняется перед долгом. Лаврецкий тем самым признает, что обстоятельства иногда складываются так, что человек вынужден пожертвовать личным счастьем ради долга.

Лаврецкий как один из наиболее передовых представителей дворянства ощущал его бесперспективность. Крах иллюзий героя, невозможность для него личного счастья являются как бы отражением того социального краха, который переживало дворянство в эти годы. Несмотря на свои симпатии к либеральном дворянству, писатель не мог не показать правду жизни, хотя его самого волновала печальная судьба Лаврецкого, Лизы, умирающая поэзия дворянской усадьбы.

В самые счастливые минуты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности своего счастья. И хотя Лаврецкий спорит с Лизой, с ее суровой моралью нравственности долга и самоотречения, в ответах Лизы чувствуется глубокая убеждающая сила, более правдивая, чем логика оправдания Лаврецкого. Лиза признает бессилие человека перед судьбой. Она отказывается от счастья во имя долга и приходит к мысли о незаконности счастья вообще и необходимости искупительной жертвы. Лиза уходит в монастырь, стареющий Лаврецкий приветствует молодое поколение, входящее в жизнь, чувствуя, что своя собственная жизнь была прожита зря. Источник личного неблагополучия Лаврецкий видит в невозможности совместить стремление к счастью с необходимостью исполнить свой долг.

^ 13 вопрос. Роман И. Тургенева «Отцы и дети».

Русская классическая литература всегда выверяла устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Конфликт романа в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями, между противоположными общественными течениями.

«Отцы и дети» – социально-психологический роман. Социальная его сторона воплощена во взаимоотношениях демократа – естественника Базарова с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, в политических и философских рассуждениях с Аркадием. Психологическая сторона – раскрывается в его нравственно – эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали.

Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между “отцами” и “детьми”. Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им.

Верный своей реалистической манере обобщения жизненного материала, Тургенев не выводил образы героев романа из предвзятых идей, а отталкивался от конкретного реального лица.

^ Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий, в отличие от Базарова, намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи совмещается с таким же Прямым влиянием обычных свойств возраста. А. добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Однако он подавляет эти свои привязанности — так возникает конфликт между ним и отцом. Конфликт этот, впрочем, оказывается таким же неглубоким, как и сам «нигилизм» А. Время и жизненный опыт сглаживают различия между отцом и сыном. В А. со временем все более очевидно обнаруживается главное для Тургенева свойство людей «золотой середины» — готовность вступать в компромиссы с жизнью. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой — огромной и мучительной — почти комична способность А. примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья. Умением ладить с реальностью объясняются и его хозяйственные успехи.

^ Одинцова Анна Сергеевна — красавица аристократка, предмет трагической страсти «нигилиста» Базарова. В О. заметны черты, свойственные новому поколению дворян, — отсутствие сословной спеси, свобода суждений, известный демократизм. В то же время в ней все чуждо Базарову—даже качества, которые сродни его собственным. О. умна, горда, независима совершенно- по-иному. Однако эта холодная. Для самой героини ее холодность оказывается источником жизнеспособности. Ей легко удается справиться с порывами опасных для нее чувств. В конце концов героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению» — с обычной перспективой благополучия, вознаграждающей за умеренность желаний.

Образ демократа – разночинца 60-х годов получился у Тургенева сложным и противоречивым. Эта сложность проявляется во взглядах Базарова на народ, науку, искусство. С одной стороны, герой ощущает кровную связь с народом. С другой – Базаров порой как будто даже презирает народ, относится к нему иронически. Базаров – экспериментатор. В его душе есть чувста, которые герой скрывает от других. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв во второй части романа.

в конце романа автор показывает, что главный герой во многом переосмысливает свои убеждения, понимая, что в тот трагический момент, перед лицом смерти, они оказываются бессмысленными, — недаром Базаров, отрицавший религию, соглашается причаститься перед своей кончиной. Внутренний конфликт главного героя разрешается автором не в пользу его убеждений (хотя Базаров не отвергает их), но в пользу его сущности, его сильного характера. В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. В спорах он не выдерживает и выражает собственные мысли. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем.
     Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Базаров не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, в привычках, манерах, речах, во внешнем виде.
       Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
«Отцы» - Павел Петрович и Николай Петрович – тонкие ценители красоты в природе, поклонники искусства, их отталкивает базаровское неприятие живописи, музыки и утилитарный взгляд на природу. В их образах подвергается критике дряблость и беспомощность русского дворянина.

Не вполне искренен с самим собой антагонист Базарова, Павел Петрович. В действительности он далеко не тот самоуверенный аристократ, какого разыгрывает из себя перед Базаровым. Его манеры вызваны внутренней слабостью.

Значительную роль в произведении играют и второстепенные герои. Ситников и Кукшина – жалкие подражатели, усвоившие лишь внешние признаки нигилизма, но выдающие себя за представителей передовой молодежи.

   Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.     Уже в названии отражена одна из таких проблем — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять “отцов”, их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. “Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...”. По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное.

    Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться (“Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...”). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.
    Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.
        На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко? "
    Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: “...страстное, грешное, бунтующее сердце”. Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.
  1   2   3   4




Похожие:

1 вопрос. «Натуральная школа» iconОбщая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы
Литературного движения этой эпохи оставался вопрос о положении крестьян, о крепостном праве. Интеллигенция, особенно творческая,...
1 вопрос. «Натуральная школа» iconСекретные материалы натуральная черепица татьяна Гагарина
Термин "натуральная" сегодня используют как для керамической черепицы, известной людям еще с тех времен, когда они научились обжигать...
1 вопрос. «Натуральная школа» iconДокументы
1. /хистори/~$онология.doc
2. /хистори/Вопрос ь12.rtf
1 вопрос. «Натуральная школа» iconДокументи
1. /зАРУБЕЖНАЯ ЛИТРА/Literature_4_kurs-249.doc
2. /зАРУБЕЖНАЯ...

1 вопрос. «Натуральная школа» iconДокументы
1. /Натуральная косметика.doc
1 вопрос. «Натуральная школа» icon«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма
НШ: предъявлял требование соц Актуальности Чистое искусство – дурная крайность дурной крайности (дидактического искусства). понятие...
1 вопрос. «Натуральная школа» iconДокументи
1. /Литература - Билеты/второй вопрос/11.doc
2. /Литература...

1 вопрос. «Натуральная школа» iconСодержание введение вопрос №1 вопрос №2 вопрос №3 заключение тесты список литературы введение
В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства
1 вопрос. «Натуральная школа» iconВопрос ответ Вопрос. Просим сделать для 8-х классов первую смену?
Ответ. Вопрос о сменах ставится перед Советом школы в начале учебного года, и его решение утверждается директором по согласованию...
1 вопрос. «Натуральная школа» iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика недвижимости»
Дать ответ на два теоретических вопроса выбор вопросов по последней цифре в зачетке к примеру цифра1 – студент отвечает на 1 вопрос...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы