Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография icon

Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография



НазваниеН. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография
Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлен
Дата конвертации04.02.2013
Размер42.19 Kb.
ТипМонография
скачать >>>

Рецензия на книгу


Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография. – Омск: Изд-во Сибир. филиала Российского ин-та культурологии, 2001. – 446 с.


АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Александр Федоров


Издательство Сибирского филиала Российского института культурологии опубликовало объемную монографию Н.Ф.Хилько под названием «Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности», в которой подробно анализируется концепция, структура и функции аудиовизуальной медиакультуры в различных контекстах. Актуальность подобной работы не вызывает сомнения, хотя бы потому, что одна из причин появившихся в последние годы проблем в системе образования и художественной педагогики «состоит в том, что позитивные возможности аудиовизуальной культуры с точки зрения ее креативного содержания и самореализационных возможностей в педагогической практике и саморазвитии используются далеко не в полной мере. Культурный потенциал аудиовизуального творчества остается мало востребованным в силу того, что в большей степени реализуются его техническое или технологическое содержание, а не личностно-развивающие возможности (с.5).

Автор монографии последовательно и четко обосновывает ряд понятий, связанных с проблемами аудиовизуальной культуры (отмечу, что в 2000 году Н.Ф.Хилько составил и опубликовал первый в России словарь «Аудиовизуальная культура»), убедительно формулирует термин «аудиовизуальное образование» - как «отрасль обучения и воспитания, предполагающая упор на развитие многоплановости восприятия и освоения художественной информации в звукозрительных образах, приводящих к формированию целостной картиной мира» (с.30). Автор монографии справедливо обращает внимание на связь аудиовизуального образования и медиаобразования, призванного помочь человеку адаптироваться в современном мире СМК.

Автор последовательно раскрывает суть разнообразных подходов к аудиовизуальной культуре, считая, что теория аудиовизуальной культуры может рассматриваться с точки зрения трех базовых подходов – художественно-педагогического, художественно-технического и информационно-педагогического (с.56). Немаловажным для нынешнего медиарепертура представляется выдвинутая Н.Ф.Хилько установка на развитие экологии зрительского восприятия (как составной части зрительской культуры), предполагающей «умеренность в просмотрах», контроль и возрастные ограничения по отношению к аудиовизуальной продукции, способность к критическому анализу экранных текстов разных видов и жанров, использование экологической стратегии противодействия натуралистическому изображению насилия на экране, «сохранению духовно-эстетической ориентации в рамках собственной зрительской концепции» (с.66). Таким образом, основными компонентами медиаграмотности Н.Ф.Хилько считает экологический, критический, информационный, коммуникативный, перцептивный и художественный (с.70).

Настаивая на том, что оптимизация учебно-познавательной деятельности в русле аудиовизуальной культуры может осуществляться исключительно в диалоговых формах, связанных с дивергенцией и виртуализацией мышления (с.92), Н.Ф.Хилько обстоятельно анализирует особенности аудиовизуального творчества (в том числе – в рамках учебных занятий, кружков и факультативов для школьников, студентов, молодежи). В итоге он приходит к обоснованию нового для отечественной культуры и образования термина «народное медиатворчество», которое, согласно Н.Ф.Хилько, связано «с распространением этнокультурных архетипов и условностей народного аудиовизуального искусства и их использованием в качестве документальной и аналитико-публицистической основы в средствах массовой коммуникации» (с.91). Само же медиатворчество является, по мнению автора монографии, «инновационной деятельностью в сфере массовой коммуникации, представляющей собой необычные подходы к композиции, содержанию и способам коммуникации различных текстов и изображения» (с.148).

Обращаясь к проблеме типологии аудиовизуального восприятия, Н.Ф.Хилько приходит к выводу о том, что в широком спектре медиапредпочтений можно выделить следующие уровни восприятия (с.196):

  1. рекретативно-гедонистический (ограничен развлекательно-рекреативной мотивацией);

  2. бытовой (бытовая, утилитарная мотивация);

  3. эстетический (личностная мотивация, эстетическое постижение образа);

  4. интерпретационный (выявление личностного смысла и духовного содержания произведения);

  5. микросоциальный (связь с микросредой, понимание психологических мотивов персонажей);

  6. макросоциальный, проблемный (предполагает критический анализ проблемы и ее развертывание во временном пространстве, направленность на социум);

  7. уровень осознания художественного образа (подробная характеристика экранного образа, его составляющих, выделение смысловых единиц повествования);

  8. уровень понимания авторской концепции (умение делать выводы о том, какую идею хотел выразить автор, исходя из системы художественной образности произведения);

  9. уровень возникновения собственной концепции (автономный) и формирования своего видения: собственные умозаключения по поводу затрагиваемой автором проблемы и полемического диалога с авторской концепцией экранного произведения.

На мой взгляд, выделенные Н.Ф.Хилько уровни аудиовизуального восприятия и анализа медиатекстов в значительной степени соотносятся с ранее выдвинутыми российскими исследователями (Ю.Н.Усов, И.С.Левшина, Н.М.Зоркая, М.И.Туровская, С.Н.Пензин, О.А.Баранов, Е.А.Бондаренко, Л.М.Баженова и др.) подходами к данной проблеме.

В заключительной части монографии Н.Ф.Хилько анализирует педагогические и реабилитационные аспекты личностного развития в процессе аудиовизуального творчества. При этом автор опирается не только на обширный анализ теоретических источников, но и на результаты собственной экспериментальной работы с учащейся молодежью.

Монография Н.Ф.Хилько представляется мне одной из самых значительных работ последних лет в области аудиовизуального образования и медиакультуры, которая будет полезна не только для медиапедагогов, но и для широкого круга исследователей в области культуры, образования, для студентов и аспирантов гуманитарных вузов. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. («Медиаобразование»), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации.


Федоров Александр Викторович,

профессор, д.п.н., Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconОценка работы учащегося Рейтинг
«Журналистика», теоретической и практической деятельности с использованием многобалльной системы оценива­ния. Она играет важную роль...
Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Защита аудиовизуальной и компьютерной информации»
«Защита аудиовизуальной и компьютерной информации» специальности 100101 «cервис», специализация «cервис электронных систем безопасности...
Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconОценка работы учащегося Рейтинг
«Проектная деятельность», теоретической и практической деятельности с использованием многобалльной системы оценива­ния. Она играет...
Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconМонография 2001 Интерпретация аудиовизуальной информации
Изобразительное искусство и художественный труд. Это в какой-то мере сказалось на результатах анкетирования, которые представляют...
Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconОпределение культуры, роль личности в ее развитии

Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconПроблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4

Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconРоль личности в истории. И. Сталин Вступление Возвеличивание одной личности неиз- бежно отодвигает на задний план народ и партию, принижает их роль и значение. Н. С

Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconЯ концепция учителя русского языка и литературы
Полнота жизни проявляется в ощущении удовлетворения потребности в самореализации (о которой говорил Маслоу, как о потребности, лежащей...
Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconСоциализация и самоактуализация личности
В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия
Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Монография iconН. Л. Иванова
Самоопределение личности в бизнесе: Монография. – Изд-во: мапн – «Аверс-Плюс», М. Ярославль, 2007. – 204 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы