На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” icon

На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии”



НазваниеНа методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии”
Дата конвертации04.02.2013
Размер106.37 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>





на методическом объединении школы


МОУ «УНООШ с коррекционными классами»


педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны


на тему: “ШКОЛЬНЫЕ ФОБИИ”.





п. Усть-Нера, 2009 г


Страх - не просто одна из эмоций, не просто психическое состояние, но архетип - древнейший первообраз мира в психике человека. Биологически и психологически страх бывает и полезным, и вредным. Как и боль, он сигнализирует об опасности.

Кто не испытывал в детстве различные страхи? Помните, как вы боялись зайти в темную комнату, какие ужасные видения чудились в вечерних сумерках? Проходит время, и давние страхи рассеиваются, исчезают навсегда, но, увы, появляются новые, и это осложняет нашу жизнь. Страх перед экзаменами, страх быть покинутым или тяжело заболеть - миллионы людей испытывают подобные чувства.


Термин «фобия» происходит от греческого «phobos» - страх, ужас.

Необходимо отличать фобии от таких состояний как страх, навязчивых состояний. Каждый из нас испытывал неоднократно страх. Однако это не значит, что наша планета населена безумцами, которые, к тому же, не подозревают о своем недуге. Не каждого страха в жизни надо пугаться и не от каждого стремиться избавиться. Страх – это нередко проявление "инстинкта самосохранения". Тот же страх высоты, очень распространенный, является часто естественным нашим ощущением. И если вы просто "от греха" избегаете слишком сильно высовываться из окна на высоком этаже – это, что называется, "понятно и в пределах нормы". А вот если вы в результате по этому поводу ни жить, ни работать не можете выше первого этажа – вот тогда уже можно говорить о фобии как о невротическом явлении. Во многих случаях именно страх выполняет роль своего рода защитного механизма, оберегая нас от всякой опасности, посягающей на наше благополучие. Страшась, человек становится более бдительным, способным предохранить себя от беды, спастись от надвигающейся угрозы. Итак, страх свойственен каждому человеку в какой-то степени и может исполнять защитную роль, оберегая нашу жизнь от всевозможных опасностей.
Многие проявляющиеся в жизни человека страхи на самом деле фобиями не являются. Фобия – разновидность невроза.

«Страх – это острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации.
Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью»

^ Каковы причины возникновения фобий? Обычно они возникают, если у человека уже существует биологическая предрасположенность (чаще всего это дети мнительные, тревожные, нерешительные, имеющие хронические заболевания, физически слабые, склонные к фантазированию), а пусковым механизмом для развития фобий могут быть несколько причин. Основной причиной является внутренний конфликт. В основе внутреннего конфликта ребенка может лежать внешний конфликт - между семьей и школой, между сверстниками и взрослыми.

Тревога, страх проникает в душу ребенка, лишь, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. К этим важнейшим потребностям относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.); потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное "я"; потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Очень часто виновниками возникновения фобий становятся наши родители. Постоянно тревожась за успеваемость в школе, они невольно заражают нас своими страхами. Что с плохой успеваемостью нет перспектив для дальнейшего образования, получения престижной профессии и т.д. Большинство родителей слишком эмоционально реагируют на каждую плохую оценку, полученную их сыном или дочкой. Хорошо, если дело обходится только упреками, но, к сожалению, нередки и физические наказания.

Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится, прежде всего, ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.

Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания.

Сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В девять-одиннадцать лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди мальчишек встречаются ребята с серьезными нарушениями в этой сфере.

Различаются девочки и мальчики тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. Возраст человека отражает не только уровень физической зрелости, но и характер связей с окружающим миром, особенности переживаний. Школьная пора - важнейший этап в жизни человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется и характер тревожных переживаний. Ведущий страх в данном возрасте - страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают.

 Не последнюю роль в развитии фобии играют и средства массовой информации. Когда с экрана телевизора постоянно говорят о совершенных преступлениях, о различных бедствиях, да еще смакуют все подробности.

Страхов существует столько, что разобраться в них, так сказать, "разложить их по полочкам" непросто. Существует много способов классифицировать их по какому-то признаку. Например, их можно разделить на группы исходя из того, чего боится человек - это так называемая классификация по фабуле страха. Например, известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха.

К первой из них он относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах. Из этого ряда наиболее известна клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства. Она нередко возникает у шахтеров после обвалов, у подводников после аварий и может возникнуть даже в обыденной жизни (например, если человек надолго окажется запертым в кабине застрявшего лифта). У мужчин этот страх занимал предпоследнее 23-е место в общей иерархии страхов, у женщин - 22-е. В первую половину активной жизни относительный вес страха замкнутых пространств не меняется (в возрастных группах 16-25 и 26-45 лет он занимал предпоследнее место в общем списке), а в зрелом и пожилом возрасте (от 46 лет и выше) он перемещается с 23-го на 19-е место.

Однако бывает и противоположное явление - некоторые люди панически боятся открытых пространств. В тяжелой форме такое заболевание - агорафобия - может приводить к тому, что человек будет целый день сидеть дома и предпочтет голодать, нежели перейдет широкую площадь для того, чтобы купить себе еды.

^ Ко второй группе фобий по классификации Карвасарского относятся так называемые социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей), страх публичных выступлений, страх из-за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних (например, выйти из-за стола в туалет) и многие другие столь же нелепые, по мнению окружающих и столь же драматичные для их носителей боязни.

^ К третьей группе, по классификации Карвасарского, относятся нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во времена эпидемий. Более 50% больных с нозофобиями составляют пациенты с кардиофобией.

^ К четвертой группе навязчивых страхов, по Карвасарскому, относится танатофобия - страх смерти.

К пятой группе - - это фобофобии или, другими словами, страхи бояться чего-либо. 


Школьные фобии

Иметь фобии нормально в возрасте от 3 до 7 лет-говорит Анни Бирро, французский психиатр. Это часть эволюции ребенка во взрослого. Если у ребенка нет фобий, значит он не в контакте со своими эмоциями, хотя для родителей тяжело наблюдать мучения ребенка, они всегда дадут мягкую, но крепкую руку при походе к врачу или купанием в ванной. Большая часть детских страхов минует. Опасность приходит, когда детские страхи переходят в болезненные фобии.

Переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса - школьная фобия, а попросту страхи. Наиболее часто у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребёнок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов.

Чтобы определить есть ли у ребенка фобия какого-то предмета, необходимо ориентироваться на следующие признаки:

— перед контрольной по данному предмету у ребенка поднимается температура, болит живот, голова;

— за выученный дома материал ребенок, отвечая у доски, получает плохую оценку («Мне все равно больше не поставят»);

— дома под диктовку мамы пишет лучше, чем диктант такой же сложности на уроке;

— наблюдаются кожно-гальванические реакции (сухость во рту, потеют ладони, ребенок грызет ногти).

В развитии школьной фобии не последнее место отведено и родителям, которые активно принимают участие в этом. Часто они требуют от своего чада только хороших оценок и жестко наказывают за любую неудачу. Ребёнок оказывается в тисках. С одной стороны учитель, с другой родители. Так возникает страх перед школой и всем, что с ней связанно. Ребенок, имеющий такую фобию, соответственно, начинает бояться родителей, что еще сильнее усугубляет ситуацию. Фобия может возникнуть и на почве гиперопеки со стороны родителей. Создавая идеальные условия в доме, родители не дают возможности ребёнку адаптироваться за пределами семьи.

Иногда ребенок или подросток стесняется своих страхов и тогда они принимают замаскированный вид, под час порождая самые жуткие боли в голове, животе, в суставах

Одна из самых распространенных причин возникновения школьной фобии – насмешки одноклассников. Подобные проблемы начинаются порой на самой неожиданной почве. Иногда "белой вороной", подвергающейся нападкам, может оказаться... троечник, выбившийся в отличники.


Для устранения страха, снятия напряжения и приобретения уверенности Вам предлагается комплекс игровых упражнений и заданий.


1 Приемы группы «Все тело»

Желательны, когда страх сильно сковывает и зажимает.


РАЗГИБ

(Лежа, сидя или стоя, можно и на ходу, а лучше всего в теплой просторной ванной). На глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног... Задержать в таком положении и задержать вдох... С выдохом отпустить свободно. Повторить, 5-10 раз или сколько потребуется.


РАСТОПЫР

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук - желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать). Можно в виде последовательных сжатий - разжатий. Повторить, 5-10 раз.


дикопляс

Танец, совершенно импровизированный, свободный, с любой музыкой или без музыки - прямо на месте, с ходу, без подготовки. При приближении всякого страха во вся­ком месте мгновенно его отпугивает, и надолго, а никому другому ничего плохого не делает и не мешает.


топотун

То же, что и дикопляс только с акцентом на топоте ног, можно степом или че­четкой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.


ВРАЩАлKA-КРУЖИлКА

Выполните 10-15 круговраща­тельных движений на одном месте (подвариант: центрифуж­но вращать только головой).


2 Приемы группы «Лицо»

Особо желательны, когда явственны зажимы лица, растерян­ность, невладение мимикой. Когда трудно смотреть людям в глаза, тяжело улыбаться.


^ УЛЫБКА ДЖУНГЛЕЙ - ОСКАЛ

Сильный, предельный оскал, не оставляет места ощущению мандража - испробуй! Сжимай и показывай зубы 10 - 12 раз подряд, и уже очень легко, сама по себе удается улыбка Будды и соответствующее состояние...


^ ПЕРЕВЕСТИ ДУХ

Свобода дыхания - главный вход в Уверенность. Освобождая дыхание, освобождаем Себя. Каждому хорошо знаком вздох облегчения, «перевод духа». Совершенно естественное непроизволь­ное действие, так вздыхают и дети, и звери... Так мы снима­ем, стираем, выбрасываем, выдыхаем из себя уже не нуж­ные внутренние напряжения, и каждый такой вздох рождает, пусть мгновенное и неприметное, но успокоение, освежение... Итак, на счет раз - потянулись, на счет два - и плечи, и грудь расправили, на счет три - улыбнулись... Повторить 5-10 раз.


РАздув

Медленно, сильно и глубоко вдохни, можно с небольшими толчками... вдыхай дальше, до предела, до надувания щек, до раздувания всего тела... До этого, разумеется, не дойдет, но представить можно!.. Представь, что воздух уже в кости входит... Задержи воздух на пике вдоха, почувствуй, как он упирается в диа­фрагму, поиграй ею, помассируй нижележащие органы... Все! - Выдыхай, выдыхай так же полно, под конец выдоха сложи губы трубочкой. Повтори 5 раз.


РЫК

Представь, что ты собака и порычи на все свои страхи и неуверенность.


ГАРМОШКА

Представь: страх твой - гармошка, играющая в груди. Выдохни до предела - гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа... Теперь снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, чем громче, тем лучше... До отказа сжать-выдохнуть, подождать чуть-чуть... снова разжать... Раз 7-12, с полным сосредоточением. В конце упражнения от страха не останется и следа.


^ ЗМЕЙ ШНПУЧИН

Громкий звук «Ш-Ш-Ш... Щ-Щ-Щ...», издаваемый в те­чение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как ми­нимум, на ближайшие полчаса.


ЗЕВАКА

Проимитировать зевание - очень просто и очень легко, чуть-чуть вжившись, перевести изображаемое зевание в настоящее, тогда уж не остановишься.


Приемы группы «Сам Самыч»

Когда страх ослабляет, снижает тонус - освобождайся и за­ряжайся прикольными, эксцентричными действиями. Придумы­вай их, изобретай, сотворяй свободу!


САМ СЕБЕ ГУСЬ

Сильно-сильно себя щипай в любом месте, а лучше в не­скольких. Подварианты: сам себе еж, сама себе кошка (силь­но себя царапай, коли), сам себе тренажер (все виды статиче­ских упражнений с самоупорами), сам себе аплодисмент (что есть силы похлопай в ладоши), сам себе вытрезвитель (очень сильно, до боли разотри уши) и т.п.


ТРАНС ГОРИЛЛЫ

Подражая оригиналу, с пулеметной скоростью отколо­шмать себя ладонями по груди. И сразу же, заорав диким голосом, спринтерски пробеги двадцать метров. (Если в пределах комнаты, то, допустим, 70 раз по 2 метра туда и обратно.)


ПОКАЖИ СТРАХУ ЯЗЫК

Общее условие действия всех вышеназванных способов: применять, не боясь применять. Или боясь - но применять! Спросишь: «как не бояться». А вот хоть так – показать язык страху.





Похожие:

На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconУрок психологии в 4-8-х классах на тему: педагога-психога моу «уноош с коррекционными классами» Паскал Виктории Викторовны 2009/2010 уч гг. Ц ель
Задачи: объяснить, что такое правильная улыбка, изучить упражнения для правильной улыбки
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconКонсультация педагогам школы на тему: «Виды наркотиков» Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны
Классификация по видам наркотиков, природе их происхождения и действию на организм
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconС обучающимися 7 класса на тему: «Зона риска» Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны
Цель: изучение причины и последствий возникновения и распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании с обучающимися
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconС обучающимися педагога-психолога Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами Паскал Виктории Викторовны п. Усть-Нера, 2010 г
...
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconРабота наркопоста школы Консультация для родителей и педагогов школы на тему: «Сленг наркоманов» Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны
Одним из важнейших способов конспирации наркоманов является тайная речь — сленг. Педагоги или родители впадают в безмятежное умиление,...
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconС обучающимися 7 класса на тему: «Что с разумом не ладит?» Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны
Нет на свете неспособных людей. Кто-то из нас лучше ре­шает задачи по математике, кто-то может писать стихи, а кто-то хорошо рисует....
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconС обучающимися 7 класса педагога-психолога моу «уноош с коррекционными классами» Паскал Виктория Викторовна
Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме «Наркомания и наркотики», «курение и здоровье», «Алкоголизм»
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconСеминаре-практикуме педагога-психолога Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами Паскал Виктории Викторовны
Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений...
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconС обучающимися 3-4 классов на тему: «Как найти друга» педагога-психолога Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами Паскал Виктории Викторовны
Но если солнце опустится к тебе в ладони, ты и в самой кро­мешной мгле найдешь правильную дорогу. Бережно и осторожно человек несет...
На методическом объединении школы моу «уноош с коррекционными классами» педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны на тему: “школьные фобии” iconС обучающимися 2-9 классов педагога-психолога Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами Паскал Виктории Викторовны
Включите музыку. Попросите детей закрыть глаза и вспомнить о своих сестрах или братьях все самое доброе. Расскажите, в какие игры...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы