Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» icon

Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия»



НазваниеСми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия»
Дата конвертации06.01.2013
Размер252.62 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

в российском союзе ректоров

СМИ и воспитание: как победить зло?

На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета ВПП «Единая Россия», которое состоялось 15 апреля 2010 года в Интеллектуальном центре - Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова, обсуждался очень важный вопрос: о влиянии средств массовой информации на образование и воспитание молодого поколения.


Виктор Садовничий

призвал

к сотрудничеству


Президент Российского Союза ректоров академик В. Садовни­чий в своем выступлении призвал отечественные средства массо­вой информации к партнерству с образовательно-научным сообще­ством в построении системной про­светительской информационной политики в России: «Я хотел бы при­звать к сотрудничеству средства массовой информации, всех, кому небезразличны наука и образова­ние, к сотрудничеству с академиче­ской корпорацией с тем, чтобы мы вместе воспитывали людей, отвеча­ющих за будущее нашей страны». Значение СМИ в этом процессе, по мнению президента РСР, является особым, поскольку они обладают ресурсом наибольшего влияния на сознание общества в целом, детей и молодежи в частности.

В рамках такого партнерства президент РСР призвал значитель­но усилить специальное сообще­ство журналистов, которые пишут об образовании и науке, в т.ч. по­средством их регулярного взаи­модействия с вузовскими профес­сионалами, а также организовать в российских университетах подго­товку журналистов с данной специ­ализацией: «У нас очень небольшой пул профессиональных журнали­стов, пишущих и работающих в этом направлении. Мне кажется, было бы неплохо их организовать и поддерживать. Если хотите, это -заказ со стороны работников обра­зования и науки».

В. Садовничий указал, что на со­временном этапе наиболее эффек­тивной формой реализации партнер­ства академического сообщества и СМИ является государственно-общественный заказ, который пред­полагает создание й поддержку ме-диаплощадок, а также производство медиапродуктов образовательной и просветительской направленности: «Надо создавать и настойчиво реа-лизовывать этот заказ у нас в стра­не. Я думаю, пока это единственный способ уйти от околонаучных трак­товок и непрофессиональной пода­чи информации об образовании и науке».

Необходимость консолидации
просветительских медиаресур-

сов, по мнению президента РСР, обусловлена тем, что сегодня от­мечается крайне невысокая доля просветительских программ и пу­бликаций, целью которых являет­ся повышение образовательного уровня зрителей, их культурное и духовно-нравственное разви-

тие: «На данный момент эти темы в СМИ являются второстепенными, по сравнению с развлекательными и информационными.
На телеви­дении существуют лишь отдель­ные образовательные программы, а научно-популярные журналы из­даются недостаточным тиражом, поэтому они не оказывают серьез­ного влияния на формирование со­ответствующей культуры в нашем обществе».

В. Садовничий призвал обра­титься к опыту СМИ - к примеру об-разовательногоканала Центрально­го телевидения СССР «Российские университеты», который работал до 1996 г., а также к нынешней прак­тике зарубежного телевидения, например каналов Би-Би-Си (Вели­кобритания), ОРД (Германия), СВТ (Швеция), общественный характер которых позволяет занимать зна­чительное место в сетке вещания социально ориентированным и про­светительским передачам.

Президент РСР отметил, что ответственное взаимодействие вузовского сообщества и СМИ в реализации социально ответствен­ной информационной политики в области науки, образования и про­свещения может эффективно реа­лизоваться при поддержке государ­ства путем создания специального телевизионного канала: «Здесь не следует жалеть средства, даже по­нимая, что такой канал поначалу будут смотреть всего 10-15% насе­ления. Я уверен, что он окупится в очень скором времени, потому что его передачи будут нацелены на бу­дущее нашей страны, которую мы хотим видеть сильной, устойчивой и развитой».


^ 16

Ректор вуза • 7/ 2010

в российском союзе ректоров


Образовательные СМИ должны объединиться


С докладом о влиянии СМИ на повышение качества образования и духовно-нравственное воспитание детей и подростков выступил глав­ный редактор «Учительской газе­ты» П.Положевец.


В современном обществе сред­ства массовой информации ста­ли частью системы социализации подрастающего поколения, они задают массам некие стандарты жизни и сознания, формируют об­щественное мнение, оценки людей и событий.

Профессиональные СМИ рас­считаны на взрослую аудито­рию - педагогическое сообщество, представителей управления об­разованием и тех родителей, которые глубоко интересуются кон­кретными проблемами системы образования. Периодические профессиональные СМИ, по мнению Положевца, должны играть роль «профессиональной экспертизы явлений, происходящих в системе образования, роль переговорной площадки между разными группа­ми экспертов для формирования наиболее эффективных профессиональных предложений».

В общеполитических СМИ, как заметил редактор «Учительской газеты», тоже взрослая аудитория, но более широкая, чем у профес­сиональных. И они должны информировать общество о проблемах и вызовах, возникающих в системе образования, возможных рисках при введении новых программ и за­пуске новых проектов. Они должны играть роль социальной эксперти­зы, служить каналом двухсторонней связи между системой образования и обществом.


^ П. Положевец обратил внимание на то, что у многих педагогических СМИ отсутствуют общественные советы, в состав которых должны входить представители различных целевых аудиторий, профессио­нальные эксперты. Это помогло бы разрабатывать разнообразные про­граммы и получать спектр мнений. «Хороший шаг — создание Ассоци­ации изданий, специализирующихся на проблемах образования. Такая Ассоциация могла бы противосто­ять лавине непрофессиональных материалов, и стала бы своеобраз­ной школой для журналистов», -считает П.Положевец.

Ключевые темы в средствах массовой информации, освещаю­щих образовательную тематику, -единый госэкзамен, модернизация высшего образования, новые обра­зовательный стандарты, качество школьного образования.

Большинство изданий, как от­метил Положевец, придерживаются нейтральных позиций по отноше­нию к ЕГЭ и приводят мнения как его сторонников, так и противников. «Количество негативных публика­ций превышает позитивные. При­чем публикации с критикой ЕГЭ по характеру обычно более эмоцио­нальны, ярки и в связи с этим более запоминающиеся. Большинство не­гативных материалов формируют журналисты и ряд экспертов. При этом учителя, родители и ученики относятся к ЕГЭ спокойно», - счита­ет П. Положевец.


^ 17 Ректор вуза • 7/ 2010


российском союзе ректоров



...Хороший шаг — создание Ассоциации издании, специализирующихся на проблемах образования Такая Ассоциация могла бы противостоять лавине непрофессиональных материалов, и стала бы своеобразной школой для журналистов...




С этим утверждением категори­чески не согласился ^ В. Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ. По его мнению, абсолютное большинство школьников, учителей и родителей относится к единому госэкзамену отрицательно: «Если в министерстве на сей счет есть за­блуждения, никому не запрещено в демократическом обществе обма­нываться. Но ничем не подтвержде­но то, что вы сказали относительно ЕГЭ. Качество нашего образования вопреки реформе, которая идет, па­дает с каждым годом. И мы это на­блюдаем на примере абитуриентов, которые приходят к нам поступать, не зная элементарных вещей».

^ Двенадцать зол телевидения

Предпочтение молодежи, как отметил П. Положевец, сегодня на стороне электронных СМИ: «Вырос­ло поколение не читающих, а смот­рящих. В молодежной среде среди источников информации лидирует телевидение - 79%, на втором ме­сте Интернет - 43%, меньший инте­рес вызывают радио - 27,6% и пе­чатные СМИ - 20, 5%».

В то же время вызывает опасе­ния то, что Интернет заполнен не­достоверной информацией, а среди печатных СМИ доминирует развле­кательная пресса западного образ­ца - это 75% тиража всех молодеж­ных изданий.

Работу российского телевиде­ния ^ П. Положевец охарактеризовал формулой: «Страх, секс, сенса­ции». Он назвал 12 наиболее часто встречающихся претензий, которые предъявляют к телевидению в Рос­сии:


  • некорректная или избыточная реклама (81,2% опрошенных);

  • агрессия, физическое и мо­ральное насилие на экране (68,9%);

  • чрезмерное количество зару­бежной продукции (43,7%);

  • избыток негативно окрашен­ной социальной информации; неоп­равданно большое число сообще­ний о катастрофах, жертвах (41%);

  • порнография или эротические элементы, противоречащие мораль­ным нормам (38,4%);

  • некорректная и избыточная по­литическая пропаганда (31,4%);

  • трансляция образцов дурного поведения (30%); :'

- систематическое искажение
реальности;

  • некорректный, исковерканный язык;

  • высказываемое неуважение к конкретным людям и организациям;




  • высказываемое неуважение к национальным символам, нацио­нальной истории и культуре;

  • некорректные правовые или антиправовые действия самих ка­налов.

«Вывод, к которому пришли
исследователи общественного

мнения, достаточно жесткий: теле­видение теряет свои социальные функции, его оценки собственной деятельности кардинально рас­ходятся с оценками общества. Ка­налов много, а смотреть нечего, заявляет российская аудитория. По исследованиям ВЦИОМ на вопрос "Согласны ли вы с тем, что ежеднев­но, миллионы россиян испытывают на себе влияние СМИ и становятся жертвами информационного тер­роризма" положительно ответили среди студентов и аспирантов 43%, среди представителей бизнеса -55%, среди ученых - 85%, среди представителей СМИ и госслужа­щих - 75%», - привел статистиче­ские данные П. Положевец.

Исследователи считают, как от­метил редактор «Учительской газе­ты», что в результате политики рос­сийского телевидения у подростков формируется позитивное отношение

к насилию и агрессий, разрушаются духовные и нравственные ценности: «45% молодых людей, кто в возрас­те 14 лет смотрел телевизор больше 3 часов в сутки, склонны к насилию, а 20% вообще опасны для обще­ства и морально готовы совершить преступление. Дети, которые смо­трят телевизор хотя бы час в сутки, становятся пятикратно агрессивнее к окружающим. Экранные образы формируют культ сильной личности, людей грубых и криминальных, а об­разы людей добрых и положитель­ных занимают последние строчки предпочтения аудитории».

^ П. Положевец в качестве под­тверждения падения нравственного уровня молодежи привел данные опубликованного в 2007 г. социоло­гического исследования «Духовно-нравственный мир московских одиннадцатиклассников». Они хо­тят быть успешными, но добиться успеха, по их мнению, помогут в первую очередь связи, знакомства, поддержка влиятельных лиц и лишь в последнюю - качественное об­разование и трудолюбие. 30% вы-

пускников считают, что ради дости­жения важных личных целей можно пренебречь приличиями, нравствен­ными нормами. 40% уверены, что в списывании на экзамене или кон­трольной работе нет ничего предо­судительного и только 7% считают это абсолютно недопустимым. Вы­дать чужую работу за свою считают недопустимым 28%, хотя каждый четвертый не видит в этом ничего плохого. Возможность не вернуть в срок большой долг резко осуждают только 25% опрошенных.

«В том, что у подростков зача­стую нарушены понятия о мораль­ных ценностях, во многом виноваты СМИ», - сделал вывод докладчик.

«Мне кажется, что мы не долж­ны забывать о том, что помимо телевидения существуют школа и семья. Надо способствовать более активной роли семьи в воспитании молодежи. И это очень серьезный вопрос, поскольку требует не только внимания семьи, но и внимания об-


18

^ Ректор вуза «7/2010

в российском союзе ректоров



щества к семье», - напомнил прези­дент журфака МГУ ^ Я. Засурский.

«Если мы обратимся к стабиль­ным государствам - увидим, что в основе любого общества лежат нравственные принципы, к испове­дованию которых принуждаются все граждане этого общества, - заметил

^ Г. Бордовскии, ректор Российского государственного педагогическо­го университета им. А.И. Герце­на. - Если нравственные принципы убрать, мы не сможем объяснить ни рекламодателям, ни тем, кто пыта­ется зарабатывать хорошие день­ги, что определенные вещи делать нельзя. Нужно разработать нрав­ственные принципы, которые долж­ны быть приоритетом для общества, а все остальное должно строиться вокруг них».

Нужен

образовательный

канал

П. Положевец поддержал пред­ложение В. Садовничего о том, что

нашей стране необходим обще­ственный телевизионный канал по просвещению, образованию или науке. «Не важно, как он будет назы­ваться, но его создание должно быть частью государственной политики в сфере образования, науки, инфор­мационной и духовной безопасности страны», - сказал П. Положевец.

Эту идею одобрил и Я.Засурский: «К сожалению, за годы, когда мы соз­давали новую журналистику, были успехи, но были и потери. Одна из главных потерь — канал «Российские университеты». Во время выборов Ельцина на второй срок очень актив­ную роль в пропагандистской кампа­нии играл канал НТВ. И за эту под­держку ему отдали дневное вещание на 4-й кнопке, после чего «Россий­ские университеты» прекратили свое существование. Тогда мы были бед­нее и могли все-таки поддерживать этот канал. А сегодня восстановить его, бесспорно, необходимо. Он имел достаточный успех среди школьников и студентов, осуществлял программу дистанционного образования. Мне кажется, что это очень полезный и важный канал, и я полностью поддер­живаю это предложение».

Средства массовой информа­ции должны формировать в обще­стве культ образованного, духовно-нравственного человека. Чтобы подросток стремился стать таким, он должен видеть, что это здорово, что жизнь человека становится ярче и интереснее, когда он много знает и умеет, совершает правильные, кра­сивые поступки, грамотно решает жизненные проблемы, он уважаем друзьями и близкими. Таких героев, на которых хотелось бы быть похо­жим, катастрофически не хватает на нашем телевидении, считает ди­ректор специальной коррекционной школы-интерната Т. Игнатенко. «Из




Ректор вуза • 7/2010

19

^ В РОССИЙСКОМ СОЮЗЕ РЕКТОРОВ

современных СМИ исчез герой -простой человек. Я поддерживаю предложение, что на телевидении нужна образовательная программа для детей и подростков с удобным временем для просмотра. Она долж­на информировать родителей, рас­сказывать о положительном опыте учителей, образовательных учреж­дений, вести просветительскую ра­боту в области педагогики, давать знания. В идеале должен быть от­дельный канал «Образование», -сказала директор интерната.

^ Виталий Третьяков подчеркнул, что решить эту проблему может только федеральная власть.

«Если на уровне Кремля будет принято решение и организацию нового канала поручат Московско­му государственному университету, то через неделю канал начнет свое вещание, - заявил В. Третьяков. -Причем этот канал должен быть на­правлен на студенческую и уже по­лучившую образование аудиторию, а вторая часть или отдельный канал должен быть школьным».

«Такой канал стоит значительных средств, которые не под силу МГУ, необходимо государственное реше­ние», - согласился ^ В. Садовничий.

Законодательные рычаги

Многое мог бы изменить вне­сенный группой депутатов закон «О защите детей от информации, при­чиняющей вред их здоровью и раз­витию», который был отложен на не­определенное время. В этом законе должны быть прописаны механизмы работы Наблюдательного совета на телевидении, куда должны войти признанные обществом деятели на­уки, культуры и искусства. Функции этого Совета - отслеживать, какие передачи и фильмы показывают в дневное время. Такие советы суще­ствуют в Англии, Израиле и других странах.

Многие демократические обще­ства, живущие в условиях рыночной экономики, пытались разрешить возникающие между СМИ и биз­несом противоречия. Существует только один инструмент - сбалан­сированная и неполитизированная медиаполитика, направленная на корректировку рыночных диспро­порций и перекосов.

Как показывает опыт развитых демократий Западной Европы, дея­тельность гражданского общества

по формированию медиаполитики непосредственно связана с анало­гичной деятельностью государства. При этом возникает своеобразное разделение труда. Гражданское об­щество выполняет функции выде­ления приоритетов медиаполитики, а государство сохраняет за собой функции принятия законодательных актов и контроля за соблюдением законодательства.

«Если мы сможем наладить ме­ханизмы эффективного социаль­ного контроля за деятельностью телевидения, создадим систему постоянного отслеживания отноше­ния россиян к телевидению, если введем более жесткое законода­тельство и примем более эффек­тивные меры отраслевого порядка, соответствующие принципам со­циальной ответственности СМИ и профессиональной этики, свобода слова от этого не пострадает. Вы­играют все - и в первую очередь наши дети и подростки», - заявил П.Положевец.

^ Я. Засурский предложил ввести жесткий мониторинг телевидения: «Наше телевидение имеет огром­ную аудиторию, в то же время у нас нет системы его мониторинга.





20

Ректор вуза 7/2010

в российском союзе ректоров




В других странах имеются такие си­стемы, во Франции есть Институт, который записывает все телевизи­онные передачи, в Англии-такая же система. Если нарушаются пропор­ции информации и нормы уставных документов, каналы штрафуются. Нет у нас и архива телевизионных каналов. Это требует разработки специальных мер для того, чтобы можно было осуществить монито­ринг телевидения. Как вы знаете, есть законодательство о средствах массовой информации, согласно которому они должны действовать в интересах общества. В то же время необходимо принять более строгие меры по отношению к тем, кто на­рушает устав медийных организа­ций. Мы просто должны выполнять закон и мониторинг станет важным элементом контроля за содержани­ем СМИ. Речь идет не о запретах, а о знании, что мы смотрим по теле­видению. Журналисты должны ощу­щать ответственность перед обще­ством за свою деятельность».

^ Олег Морозов, сопредседатель Совета, первый заместитель Пред­седателя Госдумы, участвовавший в подготовке закона «О защите детей от информации, причиняющей вред


21 Ректор вуза 7/2010

их здоровью и развитию», рассказал о том, как негативно восприняло этот законопроект медиасообщество. Попытка законодательно оградить детей от негативного влияния СМИ


была воспринята как посягательство на самое важное достижение демо­кратии - свободу слова. На самом деле, как заверил О. Морозов, в этом документе речь шла не об ущемле­ниях свободы слова, а об усилении степени общественного контроля за деятельностью СМИ, о повышении ответственности СМИ за свою про­фессиональную деятельность.



^ В РОССИЙСКОМ СОЮЗЕ РЕКТОРОВ




...в результате политики российского телевидения у подростков формируется позитивное отношение к насилию и агрессии, разрушаются духовные и нравственные ценности...

Для принятия этого закона, по мнению ^ О. Морозова, нужно со­гласие практически всех самых влиятельных сегментов современ­ного общества, а не только партии власти. Поэтому он предложил про­вести широкое обсуждение этих

проблем в разных общественных институтах и профессиональных со­обществах. «Тогда это будет адек­ватно воспринято представителями медиасообщества, которое будет понимать, что это позиция обще­ства, а не каких-то конкретных по­литиков или депутатов.

^ Медиаобразование -защита от СМИ

Особого обсуждения удостои­лась тема медиаобразования. Его основная задача - подготовить но­вое поколение к жизни в современ­ных информационных условиях, к восприятию различной информа­ции, научить человека понимать ха­рактер воздействия СМИ на психи­ку, овладевать способами общения с помощью невербальных средств и современных информационных технологий. И здесь важна форму­ла, которую сформулировали де­кан факультета журналистики МГУ Е. Вартанова и президент этого факультета Я. Засурский: «Медиаобразование - это защита от СМИ, плюс подготовка к анализу СМИ, в результате которого мы понимаем сущность СМИ и осознанной части медиакультуры».

^ П. Положевец предложил при разработке стандартов нового поко­ления включить медиаобразование в контекст образовательных про­грамм. Проблему медиаграмотности, по его мнению, может решить шкода совместно с факультетами журналистики и СМИ.

С этим согласился и ^ Я. Засурский: «Мы должны обеспечить бо­лее серьезное образование наших людей в отношении СМИ. Мы пред­лагали ввести преподавание этой дисциплины в школах, возможно даже и в вузах. Это очень инте­ресная дисциплина, она развивает

школьников и прививает у них со­знательное отношение к содержа­нию СМИ. Знания могут создать барьер против негативного влияния средств массовой информации. Нужно активнее привлекать к этому наши общественные организации,

скажем, Союз журналистов, кото­рый предпринимает в этом отноше­нии определенные акции. Напри­мер, он предлагает начать новый учебный год с недели СМИ и про­вести конкурс «Страница семейной славы», где будут собраны мате­риалы каждой семьи относительно участия ее членов в Великой Отече­ственной войне и т.д. Этот конкурс может быть очень полезным».

«Я бы проводил в школах не не­делю СМИ, а неделю без СМИ, -возразил ^ В. Третьяков. - Это было бы гораздо полезнее для наших школьников, чтобы они хотя бы не­делю не смотрели телевизор и не читали газет, а лучше бы почитали классику литературы». Критически отозвался он и о самой идее конкур­са: «Если школьники будут расска­зывать о своих родителях, нужно учесть, что не у всех полные семьи, есть семьи с пьющими родителями. Это еще больше может расколоть коллектив класса. Все-таки роман­тические идеи нужно прикладывать к суровой рыночной реальности».

Декан факультета журналистики МГУ ^ Е. Вартанова напомнила еще об одной надвигающейся угрозе: «В 2015 г. наше телевидение переходит на цифровое вещание. И тут нам нуж­но думать, как молодое поколение будет ориентироваться не в шести, а в тысяче каналов. Нужно формиро­вать сознание подростков, и просве­тительская деятельность СМИ может найти понимание в обществе».

По мнению ^ Е. Вартановой, именно медиаобразование должно научить детей отключать тот тип содержания информации, который им не нужен. В то же время нужно подумать о формулировании целей медиаполитики государства. Они должны быть соотнесены с нацио­нальными проектами, которые у нас есть, и сформулированы в качестве национальной идеи.


«Общество знаний, просвещен­ная Россия может быть основой для интеграции нации. Что, как не вос­питание подрастающего поколения, может объединить людей с разными политическими взглядами», - ска­зала Е. Вартанова.

Проректор Таганрогского го­сударственного педагогического института, президент Ассоциации медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование» А. Федоров напомнил, что медиаобразование стало интегри­рованной частью школьной про­граммы в Канаде и в Австралии еще 20 лет назад. Год назад евро­пейский парламент проголосовал за единую резолюцию, по которой ме­диаобразование будет обязатель­ным во всех школах Евросоюза. Это хороший пример для Минобрнауки России, считает А. Федоров. Есть над чем подумать и по включению медиастандартов в стандарты но­вого поколения. И пора задуматься над тем, нужны ли нам медиаобразованные педагоги. А.Федоров счи­тает, что они очень нужны и видит

два пути в решении этой проблемы. Первый - организация курсов повы­шения квалификации педагогов по вопросам медиаобразования. Вто­рой путь - создание в вузах новой специальности «Медиапедагогика» с квалификацией «Медиапедагог». Такие специалисты должны рабо­тать в педагогических вузах, уни­верситетах, чтобы готовить медиакомпетентных учителей.

Таганрогский государственный педагогический институт стал первым вузом в России, который осущест­вляет подготовку педагогов по спе­циализации «Медиаобразование». Был подготовлен пакет Документов для Минобрнауки. В 2002 г. он был одобрен, и специализация получила государственный номер. «Но это спе­циализация, а не специальность, -уточнил А.Федоров. - Возможны дальнейшие шаги в этом направле­нии для подготовки медиапедагогов на более высоком уровне».


^ 22

"

Ректор вуза • 7/2010

Телевидение -враг педагога

Недавно общее собрание Рос­сийской академии образования единогласно приняло обращение

к руководству страны, в котором вы­ражало неудовлетворение всей си­стемой деятельности

федеральных каналов нашего телевидения. По мнению академиков, они оказыва­ют резко

отрицательное влияние на подрастающее поколение.

«Личность молодого человека формируется под влиянием боль­шого набора социальных институ­тов:

школа, вуз, религия, семья и т.д. Но мы должны признать, что в последние 20 лет доля

телевидения значительно превышает все осталь­ное вместе взятое. Учитывая ряд негативных

тенденций в структуре нашего общества, можно сказать, что семья и учитель конкурировать

с телевидением не могут», - за­явил ^ А. Запесоцкий, ректор Санкт- Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В то же время искать выход в том, чтобы получить «сбалансированное

теле­видение» - тоже, как он считает, не верно.

«Если будет один канал, непре­рывно показывающий порногра­фию, а по другому будет

вестись трансляция образовательных про­грамм, то сбалансированного телевидения у нас не будет.

В Германии есть порнографические каналы, но они платные и абсолютно недоступ­ные детям.

Первые 3 кнопки теле­видения имеют огромное значение. Если там показывается пошлость, а

на другом канале идет хорошая содержательная программа, ее по­ложительный заряд будет сведен

к нулю», - подчеркнул ^ А. Запесоцкий.

От имени президиума РАО он заявил, что ни одной такой школы, какая показана в

сериале «Школа», в стране нет. Отдельные недостат­ки собраны со всей страны в одну школу.

«В результате мы получаем уроки поведения детей, уроки от­ношения к учителям, к старшим.

Мы получаем социальные эталоны поведения. Сейчас в школах встре­чаются случаи, когда

дети избива­ют учителей, глумятся над ними, в ничто рассыпается учительский ав­торитет.

Как работать в такой ситу­ации? И самое интересное, что дей­ствительно зрительская аудитория

раскололась. Люди, видя отдельные черты из жизни, говорят, что такие школы есть.

И в этом громадная сила сегодняшнего телевидения. Нам выдают как целостную модель то, чего

в природе не существует. Да, телевидение — враг педагога. Громадное большинство учителей

сеют разумное, доброе, вечное. А телевидение пропагандирует бездумное, злое и

конъюнктурное. Учитель с этим бороться не может, он выглядит анахронизмом.

В ре­зультате деятельности телевидения меняются базовые ценности нашей культуры.

Если в советское время шко­ла, вуз старались сформировать-



человека творческого, способного к инновациям, о которых мы так много говорим, человека, который любит труд, то сегодня вся эта си­стема базовых ценностей рушится телевидением. Мы не можем идти в инновационное общество с тем, что делает сегодня телевидение. Оно готовит совершенно другой тип человека. Сейчас существует одна культура, которая является продол­жателем даже не советской, а хри­стианской культуры. А телевидение формирует совершенно иную куль­туру. Около 60% россиян считают мат нормой жизни. А мы знаем, как христианство относится к мату и по­чему нельзя эти слова употреблять. Оказывается, что мы не нация Льва Толстого, Чехова и Достоевского, а нация культуры мата, нация дегра­дирующей культуры».

^ А. Запесоцкий считает, что те­левидение целиком должно быть объектом социального заказа, и общество обязано полностью кон­тролировать его деятельность.

^ И. Яровая, сопредседатель Со­вета, член Президиума Генерально­го совета партии «Единая Россия» напомнила, что идея общих ценностных ориентиров была озвучена в прошлом году в Послании Прези­дента РФ. Но средства массовой ин­формации не подхватили эту идею. «Мне кажется странным, что де­тей сегодня нужно научить в школе, как реагировать и защищаться от СМИ. Может быть лучше учить их тем ценностям, нравственным уста­новкам, которые будут незыблемы? И те ребята, которые впоследствии станут журналистами, не будут опасны для общества. И не нужно будет учить обороняться от них», - сказала депутат Госдумы.

По ее мнению, показывать в Год учителя сериал «Школа» - это по­щечина обществу и педагогам. «Я недавно была в Орле. Там родители собирают подписи против этого се­риала, потому что у них появились дети, которые подражают героям этого фильма, тиражируют худшее поведение, которое они увидели на экране», - сообщила И. Яровая.

Сопредседатель Совета пред­ложила подписать общественный договор со средствами массовой информации, который должен за­крепить всю меру ответственности СМИ за воспитание будущего по­коления.

Эту идею поддержала ^ В. Ива­нова, член Совета, ректор государ­ственного университета технологий управления, председатель обще­ственной организации «Российское педагогическое собрание». В до­полнение она предложила зафик­сировать в общественном договоре социальную ответственность СМИ в противостоянии с фальсификаци­ей истории, в особенности Великой Отечественной войны.


О социальной ответственности СМИ

Участники заседания пришли к выводу, что стратегические задачи развития государства требуют мо­билизации общества в воспитании нового поколения россиян, в кото­рых знания и профессиональные навыки будут сопрягаться с тради­ционными для России ценностями.

В современном обществе сред­ства массовой информации стано­вятся ключевым фактором, опреде­ляющим формирование личности

детей и молодежи;- однако до насто­ящего времени институционально они не включены в воспитательный процесс.

Выступая на совместном за­седании Государственного сове­та и Совета по взаимодействию государственных органов и ре­лигиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования моло­дежи, Президент России Д.А. Мед­ведев подчеркнул, что «влияние СМИ в современной жизни в любом обществе носит исключительный характер. Мы живем в информаци­онно насыщенном мире и должны понимать: информация может быть благом, но может быть и вредонос­на. И до тех пор, пока мы не разбе­ремся в этих вопросах, мы будем создавать сами себе проблемы».

Действительно, СМИ создают социальные стереотипы, задают стандарты жизни, формируют об­щественное мнение. Поэтому они должны осознавать свою ответ­ственность перед обществом, быть открытыми обществу, держать от­чет перед обществом.


Социальная ответственность означает, что СМИ должны «соот­ветствовать высоким профессио­нальным стандартам информатив­ности, точности, объективности и баланса. Должны быть объективны­ми, отражать различные точки зре­ния на общественные проблемы, предоставлять заинтересованным лицам и организациям возможность ответа на критику». Со своей сторо­ны «общество следит за тем, чтобы деятельность СМИ ни прямо, ни косвенно не способствовала культи­вированию насилия, не провоциро­вала общественных беспорядков».

Однако сегодня в обществе воз­растает обеспокоенность тем, что медиа все более уходят от выпол­нения социальной миссии и ори­ентируются на параметры своей бизнес-эффективности. Это при­водит к серьезному кризису осве­щения общественно значимых тем, в особенности в отношении детей и молодежи, вследствие чего в ка­честве социальной нормы в обще­стве утверждаются деформирован­ная шкала моральных ценностей и интеллектуально-культурная при­митивизация.

В связи с этим требуется макси­мальное участие общественных ин­ститутов в деятельности СМИ ана-


24

Ректор вуза • 7/2010

^ В РОССИЙСКОМ СОЮЗЕ РЕКТОРОВ



...Таганрогский государственный педагогический институт стал первым вузом в России, который , осуществляет подготовку педагогов по специализации «Медиаобразование»...

логично практике западных стран, в которых гражданское общество определяет приоритеты медиапо-литики и очерчивает границы го­сударственного вмешательства в деятельность СМИ, а государство сохраняет за собой функцию фор­мирования законодательных норм медиасферы.

С учетом необходимости усиле­ния общественно-государственной

координации в деятельности средств массовой информации, по­вышения социального контроля со стороны общества деятельности СМИ, и в первую очередь телеви­дения, разработки мер отраслево­го порядка, способствующих со­блюдению принципов социальной ответственности СМИ и профес­сиональной этики при безусловном сохранении свободы слова, Совет по вопросам качества общего об­разования в Российской Федерации при Президиуме Генерального со­вета Всероссийской политической партии «Единая Россия» решил:

  1. Выступить с инициативой под­писания открытого общественного договора с владельцами средств массовой информации о проведе­нии ими редакционной политики, препятствующей формированию в детской и молодежной среде асоци­альных форм поведения.

  2. Обратиться с открытым пись­мом к ведущим российским телеви­зионным каналам, радиостанциям, интернет-издателям, обществен­ным и религиозным организациям (объединениям) с предложением о проведении общественного обсуж­дения целесообразности создания Российского национального наблю­дательного совета, деятельность которого будет направлена на ре­гулярное представление публичной оценки информационной политики электронных СМИ.

3. Предложить Правительству
Российской Федерации рассмотреть
возможность расширения сети госу­
дарственных медиаресурсов обще­
российским телевизионным кана­лом «Просвещение», аналогичными
радио- и интернет-ресурсами.

4. Предложить Министерству об­разования и науки Российской Фе­дерации:

при разработке федерального государственного образовательно­го стандарта общего образования учесть необходимость включения в него требований, предъявляемых к результатам и средствам обучения в области медиаобразования и медиаграмотности;

включить в примерные образо­вательные программы по направ­лениям подготовки и специаль­ностям педагогического профиля специальные курсы по медиаобразованию.

5. Предложить Федеральному
Собранию Российской Федерации
принять федеральный закон «О
защите детей от информации, при­чиняющей вред их здоровью и раз­
витию», находящийся на рассмо­трении в Комитете Государственной
Думы по вопросам семьи, женщин и
детей.

  1. Предложить Российской ака­демии образования разработать справочно-информационные мате­риалы для педагогов по влиянию медиаинформации на психику и здоровье детей, а также рекомен­дации по контролю отрицательного воздействия на детей негативной медиаинформации.

  2. Обратиться к средствам мас­совой информации, специализи­рующимся на освещении вопросов образования, с предложением о проведении специальных засе­даний редакционных советов, по­священных усилению внимания к духовно-нравственному воспита­нию детей и подростков в редакци­онной политике.

  3. Обратить внимание органов го­сударственной власти, в полномочия которых входит надзор (контроль) за исполнением законодательства в области распространения инфор­мации, на необходимость усиления защиты российского общества, и в первую очередь подрастающего поколения, от недобросовестных действий средств массовой инфор­мации.




Ректор вуза • 7/2010 25 СМИ и воспитание: как победить зло? // Ректор вуза. 2010. № 7. С.16-25.




Похожие:

Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconПлан-график мероприятий федерального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос)
Утвержден на заседании Координационного совета по вопросам организации введения фгос общего образования при Департаменте общего образования...
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconРешение президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «единая россия» г. Москва 10 августа 2012 года
«единая россия» и в соответствии с п. 11. 4 Устава Партии, п п 3 4 Положения о внутрипартийном конкурсе по отбору кандидатур для...
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconСми как инструмент политического pr на примере деятельности партии Единая Россия

Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconПротест прокурора в порядке общего надзора в соответствии со ст. 1 Закона «о прокуратуре Российской Федерации»
«о прокуратуре Российской Федерации», прокуратуры Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих...
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconПоложение о фестивале «Союз талантов России»
России, Союза кинематографистов России, впп «Единая Россия», Дважды Краснознаменного Академического ансамбля песни и пляски Российской...
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconЕ. Ю. Румянцева Положение о получении общего образования в форме экстерната
Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13. 01. 96 N 12-фз Ведомости Съезда народных депутатов Российской...
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconФонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке
Архиве Российской Федерации (гарф) основным комплексом источников по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке...
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconМинистерство иностранных дел российской федерации департамент информации и печати
Совместное заявление пятого заседания постоянного совета партнерства по вопросам свободы, безопасности и правосудия россия-ес
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconКомплексный план модернизации общего образования субъекта Российской Федерации
Создание региональных межведомственных советов по реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования с участием...
Сми и воспитание: как победить зло? На заседании Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета впп «Единая Россия» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Для чего нужен анализ материалов сми. Роль контента в анализе публикаций. Материалы сми как документальный источник исследований....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы