К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon

К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект



НазваниеК вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект
Дата конвертации06.01.2013
Размер111.15 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>

Хлызова Н.Ю. К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т.А.Стефановская. Иркутск: ИПКРО, 2009. С.97-104.

Н.Ю.Хлызова . Иркутск

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена вопросам определения новых целей ме-диаобразования, соответствующих требованиям теории и практики современного образования и общества. На осно­ве анализа известных концепций медиаобразования, рассматриваются осо­бенности в целеполагании как исходной основы выбора, изменений всех ос-


96

97

тальных компонентов системы, которые целесообразно принять во внимание при целеосмыслении и целепринягии.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых (Германия, Великобритания, Франция, США, Россия) свидетельствует об отсутствии общепринятого понятия медиаобразования. Следовательно, нет единого концептуального подхода. В то же время следует отметить, что до настоящего време­ни цели медиаобразования не приведены к общему знаменателю. Понятие медиаобразования рассматривается с разных позиций, делается разный смы­словой акцент, фактически выдвигаются разные цели медиаобразования в контексте различных концептуальных подходов. Не говоря уже о том, что не определены цели медиаобразования студентов лингвистического вуза в процессе обучения иностранному языку. В то время как разработка вопросов целеполагания имеет большое значение для эффективности медиаобразования студентов лингвистического вуза, т.к. определение, теоретическое обоснование педагогических условий формирования медиакомпетентности вторично языковой личности имеют подчиненный характер по отношению к целям медиаобразования. Цель позволяет определить и содержание, и методы, принципы, и средства медиаобразования. В этой связи определение цел медиаобразования представляется первостепенной задачей проводимого и следования в области медиаобразования студентов в процессе обучения ин' странному языку в лингвистическом вузе. Введение медиаобразования учебные планы лингвистического вуза создает принципиально новую ситуацию в обучении языкам, коренным образом изменяя педагогические условия, содержание высшего лингвистического образования. Поскольку определена формулировка цели медиаобразования в процессе обучения иностранному; языку в лингвистическом вузе представляется основополагающим моментом в разработке всего комплекса проблем формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Вот поэтому мы и обратились к вопросу целеосмысления и целепринятия медиаобразования.

Обратимся к рассмотрению вопроса о целях медиаобразования в со­ответствии с различными подходами и концепциями.


Цель в педагогической науке, как известно, относится к числу базо­вых категорий и понимается как идеальное, мысленное предвосхищение ре-

98

зультатов деятельности. Целью, как мы отметили выше, определяется харак­тер всех других составляющих педагогического процесса, а именно стратегия обучения, воспитания, формирования и развития личности как общее на­правление педагогического процесса, тактика обучения, воспитания, форми­рования и развития личности как совокупность множества задач. Поэтому главным требованием к целям медиаобразования в процессе обучения ино­странному языку в лингвистическом вузе должно быть, по нашему мнению, их безусловная реалистичность и достижимость. «Категория цели, - справед­ливо пишут А.Н.Степанова и И.Л.Сухоцкая, - является одной из тех универ­сальных категорий, которые пронизывают устройство объективного мира и, оперируя которыми, можно проникнуть в глубины процесса познания, вы­явить генетические связи явлений реальной действительности» [6]. При этом цель является своего рола «единство двух диалектически взаимодействую­щих начал» [7|. С одной стороны, она представляет собой идеал (потенци­альная цель), с другой - результат, продукт (конкретная цель).

Цель медиаобразования - это планируемый результат, воплощенный в некоторую предметную форму, которую медиапедагоги определяют в сво­их исследованиях по-разному. Изучение медиаобразовательных концепций свидетельствует, что в качестве цели медиаобразования выдвигаются «медиаграмотность», «медиаобразованность», «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «информационная образованность», «компьютерная грамотность» и др.

На наш взгляд, перечисленные понятия по своему значению близки друг другу, поскольку все определяют развитие и компетентность личности в сфере медиаобразования, рассматриваются как результат медиаобразования, но в то же время не являются абсолютно тождественными, так как изначаль­но имеют различные дефиниции, представляют собой самостоятельные лин­гвистические единицы.

Теоретический анализ позволил выявить, что одной из распростра­ненных концепций в Европе и в России является концепция «информацион­ной защиты». У разных исследователей находим ряд названий данной кон­цепций: «протекционистская», «предохранительная», «прививочная», «за­щитная» «инъекционная», «идеологическая» и «эстетическая» и т.д. Исходя

99

из потребности общества в защите от большого потока информации и негативного влияния СМК, представители данного подхода, Ж.Берже, А.Г.Дал, Л.Мастерман, Л.М.Семали, Э.Уоттс и др., выдвигают ведущей целью меди-образования «формирование критического мышления» обучающихся по ношению к СМК, делают акцент на детальный анализ медиатекстов. Резу татом медиаобразования считается развитие критического мышления учащегося, как базы развиваемой личностной характеристики [5]. Мы согласны необходимостью защиты общества, в частности подрастающего поколения от нежелательного влияния СМК, манипулятивного воздействия медиа, зомбирования рекламой, низкокачественной медиапродукцией и т.д., но считаем данный подход, рассмотрение медиаобразования только в рамках «образовательного критицизма», а критического мышления в качестве единственно компонента, характеризующего личностные характеристики, неполным, современный учащийся нуждается не только в защите от СМК, которые, которые, могут нести как негативное, так и позитивное влияние на личность, но и у умениях использовать информационные технологии.

Представители концепции «визуальной грамотности» Дж.Селлар, .Дебс и др. полагают, что авторы предыдущего подхода преувеличивают значение «критического мышления», указывают на нарушения принципа 1мманентности. Личностные характеристики, которые учитель должен формировать и развивать у учеников в процессе медиаобразовательных занятий, должны быть имманентны (внутренне присуще) явлению коммуникации, осуществляемой через медиа [4]. Ведущими целями данной концепции выдвигают практическое освоение новых технических средств, развитие невербальных способов коммуникации, умения максимально использовать СМК в соответствии со своими потребностями. Делается акцент на визуальные формы. Особое значение придают креативному и деятельностному подходам в обучении. Результатом медиаобразования считается формирование «визуальной грамотности». Базовыми СМК являются видео, телевидение, фотопродукция. наглядная иллюстрация и т.п.

В соответствии с «образовательной концепцией» целью медиаобразования является изучение теории медиа, истории СМК, языка медиатизированной коммуникации. Результатом медиаобразования считается формиро-

100

вание умений грамотно воспринимать разнообразную информацию, пони­мать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на реципиентов. Уровень научных знаний, умений, отношений есть показатель медиаобразованности учащегося. Представителями данной кон­цепции являются Л.С.Зазнобина. Н.Л.Петрова и др.

Обращает на себя внимание социокультурная направленность «вос­питательной концепции», что представляется не только правомерным, но и необходимым. В трактовке целей новым является формирование нравствен­ных, эстетических и духовных ценностей учащихся на материале медиа.

Другие авторы в соответствии с «развивающей концепцией» выска­зываются, что целью медиаобразования является активизация соматических процессов, сферы восприятия, памяти, мышления, воображения учащихся, критического отношения к медиаинформации. Результатом медиаобразова­ния считается развитие «медиатизированных способностей» учащихся. При этом авторы концепции игнорируют мотивационный компонент медиаобра­зования, визуальная форма подачи информации выступает самоцелью. Ак­туализируют только лишь чувственный компонент личности.

Сторонники «социально-педагогической» концепции медиаобразова­ния исходят из социально-политических проблем государства и считают це­лью медиаобразования сокращение информационного и культурного нера­венства. Родиной данной концепции принято считать Финляндию, большое распространение данное направление получило в странах с государственной политикой, направленной на установление информационного контроля над обществом, так называемым «информационным империализмом». Данная концепция не является актуальной для демократического общества, которым на сегодняшний день характеризуется большинство развитых цивилизован­ных стран.

Британские исследователи Э.Харт (Andrew Hart). К.Бэзэлгэт (Сагу Ва-zalgette), в качестве целей медиаобразования выделяют формирование культуры взаимодействия индивида с медиа, под которой понимают умения вос­принимать, анализировать и интерпретировать различную медиа информа­цию, формирование критического мышления, обучение различным формам самовыражения, развитие творческих способностей через медиа. Согласно

101

этой теории предметом медиаобразования является система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с личностью. Данный подход базируется на культурологическом аспекте, с помощью медиа развивается духовный потенциал учащегося, формируются умения восприятия медиатекстов, критическое отношение к ним. Индивид рассматривается в данном случае как реципиент, занимающий пассивную позицию, которая заключается: получении информации, развитии внутреннего мира. В условиях технического прогресса в обществе наблюдается большое разнообразие информацией, технологий и средств, существует необходимость в умениях использовать их, создавать и передавать сообщения. Данная концепция этот аспект не охватывает.

Более полно культурологический аспект в рамках медиаобразования раскрывает Н.Б.Кириллова, которая определяет конечной целью медиаобразования формирование медиакультуры личности - то есть способности активному, осмысленному усвоению медийного содержания, основанному на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций [2]. С подобной постановкой целей медиаобразования в целом можно согласиться. Однако представляется, что данную формулировку необходимо дополните положениями, имеющими существенное значение. Прежде всего, имеется ввиду, что предлагаемые автором цели должны быть дифференцированы по значимости, чтобы выделить приоритетную цель медиаобразования. Посту­лат о том, что в медиаобразовании можно и нужно обучать всему и сразу, не выдержал испытания временем. Мы считаем, что одновременное развитие самостоятельного критического мышления, приобретение практического опыта выявления ложных сведений, искажений в получаемой информации, выработка иммунитета против манипулятивного влияния СМК, обогащение социального опыта личности в практике общения с печатной и электронной продукцией с достижением одинакового уровня владения ими в условии дефицита учебного времени не представляется возможным. В условиях на­шего исследования интеграции медиаобразования с иностранным языком тем более важно определить приоритеты.

Целью медиаобразования, по мнению Н.В.Змановской, является медииаобразованность. При этом под медиаобразованностью педагогов автор

102

понимает «совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценно­стного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педаго­гическом процессе» [1].

В рамках одной научной школы, Т.В.Ковшарова, опираясь на преды­дущий подход, целью медиаобразования видит медиаобразованность - ха­рактеристику личности как существенную определенность человека, при ко­торой субъективно-объективная связь личности с окружающей действитель­ности отражается в единстве медиаобразовательных знаний, умений и устой­чиво-положительного отношения к медиаобразованию [3]. Подобного рода формулировки представляются правомерными, поскольку медиаобразование личности представляет процесс органически связанный с развитием всех компонентов личности: сознания, чувств и поведения.

Сторонники концепции «медиа-коммуникативных способностей» целью медиаобразования считают формирование медиа-коммуникативной компетентности, которая понимается не как высший уровень знаний в облас­ти СМК, а как «достаточный уровень знаний, умений и навыков для воспри­ятия, понимания, создания и передачи сообщений с помощью коммуника­тивных средств». Основоположник данной концепции А.В.Шариков считает, что «личностной характеристикой, имманентной явлению технически опо­средованной коммуникации, являются «медиа-коммуникативные способно­сти», которые совмещают в себе и процессы восприятия, и процессы созда­ния и передачи медиатекстов» [9]. Формирование критического мышления рассматривается как неотъемлемая часть медиа-коммуникативных способно­стей, но не является доминантой.

По данным А.В.Шарикова двумя ведущими целями медиаобразова­ния являются «развитие медиа-коммуникативных способностей» и «развитие критического мышления». Эти две цели заметно опережают остальные. Экс­пертные оценки позволили также выявить корреляционные связи между це­лями. Цель «развитие коммуникативных способностей» наиболее сильным образом связана со следующими элементами: «умение самовыражаться с по­мощью медиа» и «развитие восприятия» [10].

Анализ вышеприведенных концепций медиаобразования показал, что,

103

в зависимости от концепции, выдвигается ведущая цель медиаобразования, А.В.Федоров, резюмируя «широкий разброс терминов» в анализируемой об­ласти утверждает, что «термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализиро­вать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жан­рах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме» [8]. Мы разделяем точку зрения А.В. Федорова.

Сопоставив вышеописанные концепции, обобщив и проанализировав опыт отечественных и зарубежных медиапедагогов, под целями медиаобра­зования в процессе обучения английскому языку в лингвистическом вузе мы понимаем упреждающе спланированный и сформулированный результате изучения студентами английского языка и языка аутентичных СМК, а имен­но медиакомпетентность вторичной языковой личности. Таково идеальное, мысленное предвосхищение результата медиаобразования студентов лин­гвистического вуза.

Вполне естественно, обобщенно сформулированная цель «медиакомпетентность вторичной языковой личности» нуждается в конкретизации че­рез описание в терминах компетенций, знаний и умений, которые затем кон­кретизируются по уровням в виде критериев, описываются по параметрам.

Литература

  1. Змановская Н.В. Формирование медиаобразованности будущих учителей / Н.В.Зманевская: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. - Иркутск, 2004.

  2. Кирилова Н. Б. От медиаобразования - к медиакультуре / Н.Б.Кириллова // Медиаобразование. 2005. № 5. С.40-44.

  3. Ковшарова Т. В. Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого- информационном педагогическом пространстве урока / Т.В.Ковшарова.: дис. ... канд. neb. наук: 13.00.01 - Иркутск, 2006.

  4. Минкинен С. Финляндия: планы и проблемы С.Мининкен, К.Норденстренг //Перспекти- вы. Вопросы образования. -1984. -М 2. -С. 69-77.

  5. Новикова А. А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации / А.А. Новикова. Таганрог, 2004.

  6. Степанова А.Н. О моделировании целевой ситуации и её понимании в языке /А.Н. Степа- нова, И.Л.С.ухоцкая //Иностр. языки в школе. -1980. -№ 6.

  7. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб., 2000.

  8. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. 2007. .№10. С.75-108.

  9. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт / А.В.Шариков. М., 1990.

  10. Шариков А.В. Цели медиаобразования: мнения экспертов [Электронный ресурс]1 /lwww.medialiteracy. boom.ru

  11. 11. Щерба Л.В. Как надо изучать иностранные языки /Л.В. Щерба. -Л., 1929.





104

105

.




Похожие:

К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon[gl]Тема Теоретический аспект государственного управления[:] Теоретический аспект государственного управления
Система государственного управления как научная дисциплина опирается на соответствующие закономерности, принципы, правила, методы...
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon[gl]Тема Теоретический аспект государственного управления[:] Теоретический аспект государственного управления
Система государственного управления как научная дисциплина опирается на соответствующие закономерности, принципы, правила, методы...
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект iconО. В. Запевалина (Иркутск) к вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике
Запевалина О. В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике (в контексте медиаобразования) // Юбилейный год....
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon1 История становления отечественного телевещания
Теоретический аспект изучения проблем ксенофобии на современном государственном телевещании
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon2 Клинико-фармакологическая характеристика витаминопрепаратов
Теоретический аспект изучения комплекса витаминных и лекарственных средств в современной фармацевтике
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon1 Особенности организация исследований общественного мнения с помощью опросных листов
Теоретический аспект изучения проблемы организации связей с общественностью
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon«Позитивные и негативные стороны воспитательной система современной школы»
I: Теоретический аспект организации процесса воспитания в современной школе
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект iconПрограмма коррекционно-профилактических мероприятий по снижению агрессивности у молодежи
Теоретический аспект изучения проблемы влияния самооценки на развитие агрессивности в юности
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon«Введение в коммуникативистику» Ч. 1 – Теоретический аспект
Цель данного курса Дать слушателям начальное представление о прикладных аспектах коммуникации, сформировать у студентов знания, умения...
К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект icon1 Основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии
Теоретический аспект изучения проблемы регуляции межличностных отношений
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы