О типизации виртуальных сетевых сообществ icon

О типизации виртуальных сетевых сообществ



НазваниеО типизации виртуальных сетевых сообществ
Дата конвертации06.01.2013
Размер155.27 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

С.В. Бондаренко

О типизации виртуальных сетевых сообществ


образовательной направленности


Выходные данные публикации в печатном виде: Бондаренко С.В. О типизации виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности. / Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. / Под общ. ред. А.Н. Кулика. -М.: Логос, 2003. С. 399-407.


Принятие правительством России Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.» является, безусловно, важным шагом по направлению движения страны к информационному обществу. Программа намечает общие направления информатизации образования, вместе с тем многообразие способов организации образовательных процессов, осуществляемых с помощью компьютерных сетей1, ставит вопрос о необходимости типизации виртуальных сетевых сообществ, составляющих каркас совместной дистанционной деятельности педагогов и учащихся.

В настоящей статье, с точки зрения функционирования системы виртуальных сообществ, рассмотрена общая структура распространения знаний через компьютерные сети, благодаря которым данная форма организации учебного процесса представляется целостным образованием, характеризуемым устойчивыми и воспроизводимыми взаимосвязями.

Говоря об эволюции образовательных технологий, мы неизбежно должны увязывать указанные технологии с развитием технологий коммуникации, благодаря которым и происходит распространение знаний. Профессор Гарвардской школы бизнеса Дэвид Рид (David Reed) сформулировал новую экономическую закономерность, описывающую изменение структуры коммуникации в обществе.

В своей статье Рид выделяет три этапа в развитии информационных технологий: «широковещательный» (broadcast), «транзакционный» и «групповой» (group forming)1. Деление по периодам определяется фундаментальными принципами распространения информации в обществе.

Широковещательный принцип характеризуется направлением коммуникационных потоков «от одного ко многим». По этому принципу распространялась информация, как в Древней Греции, так и осуществляется ее передача современными СМИ. Транзакционный принцип заключается в коммуникации «от одного к одному». Этот вид информационного взаимодействия характерен для обычной почты, телефонии, передачи факсимильных сообщений.

С появлением новых сетевых технологий, основанных на использовании компьютеров, появилась возможность на практике реализовать групповой принцип «от всех ко всем», при котором каждый участник сети, используя стандартные процедуры коммуникации, может связаться с любым другим. По терминологии Рида, речь идет о сетях типа GFN (group forming network).


Любое глубокое изменение в процессе коммуникации - то есть, способности получать доступ к данным, информации и в конечном итоге к знаниям, обязательно оказывает сильнейшее воздействие на образовательные технологии. Проецируя закономерность, выявленную Дэвидом Ридом на процессы получения и передачи знаний, по аналогии предложим следующую классификацию.

Широковещательный принцип («от одного ко многим») – традиционная методика обучения. Транзакционный принцип («от одного к одному») – индивидуальное обучение. Групповой принцип («от всех ко всем») – принцип функционирования виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности, осуществляемый в рамках дистанционного образования.


^ Виртуальные сетевые сообщества образовательной направленности как элемент социальной системы киберпространства


Необходимо еще раз подчеркнуть, что наибольший эффект от усвоения знаний получается когда обучаемые объединены в эффективно функционирующее сообщество (коммьюнити). Понятие «коммьюнити» (community) до массового использования компьютерных сетей, рассматривалось, в первую очередь, как «территориальная общность».

Однако, по замечанию Н. Смелзера, «слово «общность» имеет много оттенков значений и поэтому почти невозможно дать точное определение этого понятия»2. Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммьюнити один из наиболее расплывчатых социологических терминов, который, по сути, до сегодняшнего дня так и не приобрел точного значения.

Джоел Подольны (Joel M. Podolny) и Карен Пайдж (Karen L. Page) используют термин «сетевые формы организации», под которым они понимают «любую группу действующих лиц (не менее 2-х человек), которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой и, в тоже самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы»3.

На наш взгляд, отсутствие «органа, уполномоченного разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы», не является непременным условием существования сетевой организации, так как в виртуальных сообществах, как и в любой другой организационной структуре иерархичность принятия решений является непременным условием нормального функционирования. При этом, в качестве органа, разрешающего споры может выступать как виртуальное сообщество в целом, так и организаторы образовательного процесса в частности. Сетевые сообщества, имеющие фиксированное членство могут приобретать функции виртуальных организаций.

Автор настоящей статьи предлагает следующее определение «виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности»:

Виртуальными сетевыми сообществами образовательной направленности (educational virtual communities) называются обладающие упорядоченной структурой объединения пользователей компьютерных сетей, осуществляющих коммуникацию с образовательными целями и имеющих при этом устойчивые социальные роли, а также придерживающихся определённых норм поведения в виртуальном пространстве.

Пользователи различных телекоммуникационных сетей (Интернет, Интранет, Usenet, Fidonet и др.) осуществляют процессы передачи и приема сообщений, отражающих имеющиеся знания и опыт. Пользователи могут быть представлены и как индивиды, входящие в социальные группы составляющие социум виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности.

В свою очередь социальная система киберпространства выступает как новая глобальная социальная общность, одной из функций которой является передача, а также получение и хранение знаний. «Общность, - считают авторы «Философского энциклопедического словаря», - совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие»4.

В статье «Феномен виртуальных учебных сообществ» М. В. Моисеева и С. Сойферт пишут: «... главным отличием учебных сообществ от других сообществ Интернета (географических, сообществ практиков, негосударственных организаций и т.п.) является специфическая образовательная среда, которая влияет в равной степени и на преподавателей, и на учащихся, определяет их роли и требует продуманного организационного построения учебного процесса»5.


^ Критерии классификации виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности


Классификация виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности может осуществляться на основе разных критериев. К таким критериям могут быть отнесены: количественный состав участников, виды совместной деятельности, ориентация на определенные группы обучаемых.
^

Классификация по количественному составу участников



На основе указанного критерия глобальную социальную общность киберпространства можно представить как состоящую из макросоциальных и микросоциальных сетевых сообществ.

К примеру, к макросоциальным сообществам могут быть отнесены общенациональные и региональные виртуальные образовательные сообщества, виртуальные коммьюнити отдельных учебных заведений. К микросоциальным сообществам могут быть отнесены учебные группы (виртуальные классы), конференции, чаты, форумы специалистов, обсуждающих профессиональные проблемы.

В свою очередь макросоциальные сообщества могут состоять как из отдельных микросоциальных сообществ, так и не иметь деления на устойчивые микросоциальные сообщества. Классификационным критерием отнесения сообществ к микросоциальным авторы предлагают считать следующие:

  1. Наличие иерархической структуры сообщества (необходимое, но недостаточное условие).

  2. Существование устойчивых межличностных коммуникаций внутри сетевой структуры, в которых принимают участие все члены данного микросоцильного сообщества (необходимое и достаточное условие).

При выполнении условий 1 и 2 образовательное виртуальное сообщество может считаться микросоциальным. Микросоциальные сообщества, решающие общую образовательную задачу, объединяются в кластеры виртуальных сообществ образовательной направленности.

Внутри микросоциального сообщества организация образовательного процесса может осуществляться с использованием различных форм обучения, учитывающих специфику конкретных учебных заданий. К таким формам обучения могут быть отнесены:

  • самостоятельная (с использованием тестов самооценки);

  • индивидуальная;

  • в парах;

  • в мини-группах (3-4 обучаемых);

  • в группах (10-12 обучаемых);

  • со всем учебным курсом.

Как отмечает ректор Современного гуманитарного университета (СГУ), профессор М.П. Карпенко, «при онлайновых занятиях возрастает потребность в преподавателях. В СГУ экспериментально установлено, что преподаватель может работать не более чем с восемью студентами, а в обычной коммуникативной среде с 25»6. Это лишний раз свидетельствует о том, что дистанционное образование имеет свою специфику, обусловленную необходимостью осуществлять совместную деятельность в условиях киберпространства.

^

Классификация по видам совместной деятельности



Совместная деятельность внутри микросоциальных сообществ является фундаментальной частью различных моделей сетевого образования. Её основное свойство – связывать и объединять различных участников учебной деятельности: учащихся, преподавателей и консультантов7, учитывая стратификационные основания. Автор статьи предлагает следующую классификацию, основанную на видах совместной деятельности в виртуальных сетевых сообществах образовательной направленности:

  1. Виртуальное сетевое сообщество преподавателей (решаемые задачи: составление планов, совместная методическая деятельность и т.д.).

  2. Виртуальное сетевое сообщество преподавателей и экспертов (решаемые задачи: двусторонний канал между преподавателями и экспертами по определенному предмету, благодаря которому учителя получают подготовку, новости, методическую поддержку и помощь, а эксперты имеют представление о реальном положении дел в сфере их профессиональных интересов).

  3. Виртуальное сетевое сообщество учащихся и преподавателей (решаемые задачи: участники сообщества должны выполнить предложенный проект, в данном случае преподаватель воспринимается как один из участников, а не как абсолютный лидер).

  4. Виртуальное сетевое сообщество учащихся (решаемые задачи: обсуждение, выполнение проектов, решение общих проблем, взаимопомощь).

  5. Виртуальное сетевое сообщество учащихся, преподавателей и экспертов – кластер виртуальных сетевых сообществ (решаемые задачи: учащиеся могут познакомиться с проблемами реального мира, таким образом, появится возможность преодолеть разрыв, который часто разделяет приобретение новых навыков и их применение в реальности).

Специфика функционирования указанных выше типов виртуальных сетевых сообществ определяется в зависимости от модели использования компьютерных сетей в образовании, которые в свою очередь делятся на две категории:

  1. модели, которые, основываясь на использовании сети, не являются инновационными с точки зрения образования (доступ к информации, обмен сообщениями или учебными материалами);

  2. модели обучения или организации учебного процесса с помощью компьютерных технологий, которые вносят значительные изменения в методы обучения.8

В качестве иллюстраций, приведем несколько примеров моделей использования компьютерных сетей в образовании. Практические исследования по проблеме дистанционного образования во всем мире ведутся уже более десяти лет и в этом отношении накоплен определенный опыт функционирования реальных учебных комплексов.

Еще в начале 90-х годов начала эксплуатироваться компьютерная система Computer-Based-Training, в которой обучающие программы записывались на компакт-диск. Через некоторое время эта система трансформировалась в программный комплекс Web-Based-Training, доступ к которому стал возможным через сеть Интернет.

Данную обучающую программу можно отнести к первой категории моделей использования сетевых возможностей в образовательном процессе. Одним из вариантов этой системы являются записанные на видео лекции, содержащие гиперссылки, анимацию и иные средства мультимедиа. Кроме того, в рамках данной модели возможно использование учебных материалов, полученных из внешних компьютерных сетей без необходимости подключения к информационным ресурсам в режиме реального времени.

Ко второй категории моделей образования через Интернет относятся современные системы, в которых кроме работы с электронными учебниками, студенты получают возможность в режиме реального времени общаться с преподавателем в чате, участвовать в групповых дискуссиях и пересылать на проверку готовые домашние работы, а также взаимодействовать в режиме реального времени с преподавателем и другими учащимися. Такая форма взаимодействия в ходе образовательного процесса еще носит название «виртуального класса».

Под «виртуальным классом» подразумевается логическая инфраструктура9, позволяющая осуществлять традиционную учебную деятельность, во время которой обучаемые и преподаватель физически находятся в разных местах. Виртуальный класс делает возможным двустороннее общение между учителем и учеником, а также между учениками, причём это общение может быть как синхронным, так и асинхронным.

^

Классификация по ориентации сообществ на определенные группы обучаемых



Классификация виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности может осуществляться и исходя из ориентации на определенные группы обучаемых. В этом отношении предлагается следующий вариант типизации:

  • виртуальные сетевые сообщества дошкольной образовательной направленности;

  • школьные виртуальные сетевые сообщества образовательной направленности;

  • виртуальные сетевые сообщества высшего и среднего специального образования;

  • виртуальные сетевые сообщества повышения квалификации специалистов.

Рассмотрим более подробно специфику каждого из указанных выше виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности.

^
Виртуальные сетевые сообщества дошкольной образовательной направленности


Как правило, функционирую в форме микросоциальных общностей. Создаются либо отдельными энтузиастами, обеспокоенными той или иной проблемой (чаще всего медицинского характера) или же коммерческими структурами, рассматривающими функционирование данного типа сообществ в качестве канала продвижения собственной продукции или предоставления тех или иных образовательных услуг.

Школьные виртуальные сетевые сообщества образовательной направленности


Функционируют в форме, как макро, так и микросоциальных общностей.

Макросоциальные общности:

- информационные сайты государственных учреждений и организаций, министерств и ведомств, занимающихся проблематикой среднего образования;

- сайты международных организаций, занимающихся проблемами среднего образования;

    • общенациональные сайты общественных организаций, занимающихся проблемами повышения качества образования;

    • сайты исследовательских организаций, занимающихся проблемами среднего образования;

    • сайты электронных СМИ, специализирующихся на проблематике школьного образования;

    • электронные библиотеки;

    • электронные музеи;

    • сайты выпускников школ;

    • сайты международного межличностного общения по образовательной проблематике школьного образования;

    • образовательные медицинские сайты по проблемам здоровья детей и подростков.

Микросоциальные общности:

    • школьные и межшкольные, которые в свою очередь делятся на:

    • методические сообщества преподавателей и экспертов;

    • «виртуальные учебные классы»;

    • электронные СМИ локальной образовательной проблематики;

    • сообщества родителей школьников;

    • исследовательские сайты учащихся;

    • персональные странички педагогов и учащихся;

    • межличностного общения по школьной проблематике:

    • имеющие статус общественно-полезных;

    • маргинальные.



^

Виртуальные сетевые сообщества высшего и среднего специального образования



Макросоциальные общности:

- информационные сайты государственных учреждений и организаций, министерств и ведомств, занимающихся проблематикой высшего и среднего специального образования;

- сайты международных организаций, занимающихся проблемами высшего и среднего специального образования;

    • общенациональные сайты общественных организаций, занимающихся проблемами повышения качества высшего и среднего специального образования;

    • сайты исследовательских организаций, занимающихся проблемами высшего и среднего специального образования;

    • сайты электронных СМИ по проблематике образования в вузах и колледжах;

    • электронные библиотеки;

    • электронные музеи;

    • сайты выпускников вузов и колледжей;

    • сайты международного межличностного общения по образовательной проблематике высшего и среднего специального образования.

Микросоциальные общности:

    • методические сообщества преподавателей и экспертов;

    • «виртуальные учебные классы»;

    • электронные СМИ локальной образовательной проблематики;

    • исследовательские сайты студенческих научных обществ;

    • персональные странички педагогов и студентов;

    • межличностного общения по школьной проблематике.


Виртуальные сетевые сообщества повышения квалификации специалистов


Гильермо Трентин (G. Trentin) в своей работе10 называет виртуальные сетевые сообщества повышения квалификации специалистов - «практическими сообществами» и дает следующее определение. «Практические сообщества» – это самоуправляемые виртуальные учебные группы, в которых профессиональный рост основывается не столько на определённых способах обучения, сколько на обмене опытом, определении удачной практики и взаимной поддержке с целью решения повседневных проблем на работе. Будем в дальнейшем, и мы для простоты формулировки придерживаться словосочетания «практические сообщества».

Данный тип обучения может быть назван взаимным обучением. Он отличатся от других способов совместного обучения, которые могут быть определены как директивное обучение, когда кто-либо руководит или направляет процесс обучения (например, интерактивные курсы образования онлайн). Сообщества, создаваемые в рамках данного типа обучения, как правило, носят микросоциальный характер.

Практические сообщества основаны на следующих признаках:

  1. обучение – социальный феномен;

  2. знания интегрированы в жизнь сообществ, которые имеют одинаковые ценности, убеждения, языки и способы деятельности.

  3. процесс обучения и членство в сообществе неразделимы;

  4. знания неотделимы от практики;

  5. способность внести свой вклад в сообщество – потенциал для обучения.

Чтобы соответствовать потребностям предприятия, дистанционный курс должен:

  • предлагать деятельность в сети;

  • придавать особое значение групповому обучению;

  • использовать ресурсы сети не просто в качестве канала передачи, а как среду для совместного обучения;

  • предоставлять поддержку тьюторов и экспертов/специалистов после окончания курса.

Виртуальные сетевые сообщества повышения квалификации специалистов могут быть созданы:

- отдельными энтузиастами;

- предприятиями для повышения квалификации сотрудников;

- производителями продукции для профессионалов, обслуживающих выпускаемые товары;

- профессиональными ассоциациями.


Заключение


Ограниченный объем статьи, не позволяет по каждому из предложенных в классификации типу образовательных сообществ, привести конкретный пример, раскрыть специфику формирования. Многие из приведенных в классификации типов виртуальных коммьюнити образовательной направленности, пока что не имеют русскоязычных аналогов. Вместе с тем, мировой опыт организации виртуальной образовательной среды говорит не только о многообразии сообществ, но и о сложности общей картины интересов пользователей, которую необходимо учитывать при реализации таких масштабных проектов как Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.»


Бондаренко Сергей Васильевич

кандидат социологических наук

директор Центра прикладных исследований

интеллектуальной собственности

Ростов-на-Дону


Литература



1 Прим. автора. Говоря о компьютерном дистанционном образовании, автор имеют в виду образовательные технологии, осуществляемые с помощью различных компьютерных сетей – Интернет, Интранет, ФИДО и других. В литературе по проблематике дистанционного образования, очень часто авторы книг и статей упоминают только одну из указанных сетей – Интернет, что является не совсем корректным с научной точки зрения, так как сеть Интернет хотя и является наиболее известной сетью, но не единственной, из используемых в образовательных процессах.


1 См. Reed D. The Law of the Pack // Harvard Business Review, 2000, February.

2 Смелзер Н. Социология. М., 1995. С.245.

3 См. Joel M. Podolny, Karen L. Page. Network Forms of Organization, Annual Review of Sociology. -N.Y., 1998.

4 Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. С. 437.

5 Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество, 2001, № 4, С. 51-53.

6 Карпенко М.П. Дистанционные технологии – массовое образование XXI века // Образование в России. Федеральный справочник. –М., 2001. С. 309-317.

7 См. Trentin G. Network-based Collaborative Education // International Journal of Instructional Media. 1999, Vol. 26 (2), PP. 145-157.

8 Trentin, G. Internet: Does It Really Bring Added Value to Education? //International Journal of Educational Telecommunications, 1996, № 2 (2/3), PP. 97-106.

9 Trentin, G. Logical Communications Structures for Network-Based Education and Tele-Teaching. //Educational Technology, 1997, № 4 (37), PP. 19-25.

10 См. Trentin G. From Formal Training to Communities of Practice via Network-Based Learning //Educational Technology, 2001, March-April, PP. 5-14.


Выходные данные публикации в печатном виде: Бондаренко С.В. О типизации виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности. / Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. / Под общ. ред. А.Н. Кулика. -М.: Логос, 2003. С. 399-407.




Похожие:

О типизации виртуальных сетевых сообществ iconБондаренко С. В. О методологических аспектах осуществления социоструктурного анализа виртуальных сетевых сообществ
В настоящей статье предлагается использовать три из них: принцип деятельности, принцип развития и принцип системности
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconТема культурные практики и стили городских сообществ
Исследования культурных практик и стилей. Виртуальные сообщества. Репертуар субкультур (символика, ритуалы, обычаи, фольклор). Формы...
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconТема культурные практики и стили городских сообществ
Исследования культурных практик и стилей. Виртуальные сообщества. Репертуар субкультур (символика, ритуалы, обычаи, фольклор). Формы...
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconУдк 00484: 519. 8 Серверы отношений сетевых сообществ практики на основе онтологических моделей
Показано, что серверы отношений обеспечивают формальную идентификацию отношений между членами сетевого сообщества, а также решение...
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconСоздание и использование виртуальных локальных сетей с помощью оборудования Cisco
Рассматриваются приемы создания виртуальных локальных сетей с помощью коммутаторов второго и третьего уровней, достижения их взаимодействия...
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconТема культурные практики и стили городских сообществ
Концепции символического потребления, самопрезентации и жизненных стилей. Исследования культурных практик и стилей. Виртуальные сообщества....
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconИспользование современных компьютерно-сетевых технологий в информационном обеспечении маркетинга Гречков В. Ю
С развитием современных информационных систем и сетевых технологий, специалисты по маркетингу получают новые возможности, связанные...
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconКонкурс авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов
«Федеральный Институт Развития Образования» (фиро) информирует о проведении с 25 октября 2011 г по 25 сентября 2012 г первого открытого...
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconСравнительная характеристика травянистых сообществ в долине среднего течения реки самара а. Ю. Куриленко
Целью работы является полная биоэкологическая характеристика травянистых сообществ с использованием метода пробных площадей, на которых...
О типизации виртуальных сетевых сообществ iconАнализ протоколов с помощью анализатора Wireshark
Цель работы состоит в том, чтобы получить точную картину и вложенность сетевых протоколов в сети Ethernet-tcp/IP. В процессе выполнения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы