План работы по формированию социальной icon

План работы по формированию социальной



НазваниеПлан работы по формированию социальной
страница1/4
Дата конвертации05.01.2013
Размер0.63 Mb.
ТипПлан работы
скачать >>>
  1   2   3   4


Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Муниципальное учреждение Управление образования

Администрации города Калтан

Муниципальное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Аистенок» г. Калтан


Формирование социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, подросткового возраста


Программа работы психолога


Калтан 2009

ББК 74.202

Ф-79


Автор-составитель

Гееб Наталья Николаевна, педагог-психолог МОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок» г. Калтан


Руководитель-консультант

Приходько Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО


Программа работы психолога «Формирование социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, подросткового возраста» направлена на формирование социальной компетентности у подростков-сирот на основе ценностей и взглядов, определяющих понятие психологической культуры.

Работа рекомендована педагогам-психологам для реализации в образовательных учреждениях любого вида.


^ С


одержание



Пояснительная записка……………………………………………………….......4

Критерии и показатели результативности программы………………………..25

Направления программы………………………………………………………..27

Тематический план работы по формированию социальной

компетентности. 8 класс………………………………………………………...28


Тематический план работы по формированию социальной

компетентности. 9 класс………………………………………………………...29


Результативность работы по программе……………………………………….31

Перечень ключевых слов и понятий……………………………………………34

Список литературы……………………………………………………………...35

Приложение 1. Планы занятий по формированию социальной

компетентности. 8 класс………….………………………………………..37


Приложение 2. Планы занятий по формированию социальной

Компетентности. 9 класс………………………………………………......49


^ Пояснительная записка

Психологи и социальные педагоги детских домов сталкиваются с проблемой социализации подростков из этих учреждений. В психолого-педагогической литературе социализация определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности [3]. Некоторые авторы рассматривают социализацию через формирование жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека через воспитание, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (средства массовой информации, искусство, окружение) [10].

Одним из социально-психологических механизмов социализации является социальная адаптация – система методов и приёмов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям, а в нашем случае подросткам, оставшимся без попечения родителей. Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей [15].

Проблемой социального сиротства занимались следующие педагоги-психологи: М. Н. Овчарова, М. Н. Лазутова, И. В. Дубровина, А. Г. Рузской, Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, М. А. Гулина. Воздействие на детей-сирот обусловлено психическими особенностями подросткового возраста, анализ которых ведет к пониманию, что у них слабо развита одна из составляющих социализации – социальная компетентность.

Термин «компетентность» появился в русской печати в 60-х гг. XIX в. В связи с обсуждением вопросов реформы суда, но очень скоро расширил своё значение и стал употребляться в разных контекстах. В словаре иностранных слов компетентность определяется как круг вопросов, в которых кто-либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-то навыков, позволяющих человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социологи рассматривают компетентность как фундаментальные способности, проявляемые участниками социальных контекстов [15]. Эти контексты могут изменяться во времени и пространстве в зависимости от ситуации взаимодействия. Современная социология пытается найти пути развития социальной компетентности – залога благополучной социализации ребенка в обществе после выпуска из детского дома. Данной проблемой занимались следующие специалисты: Р. В. Овчарова, Г. М. Андреева, Р. С, Немов, Д. Майерс, Е. А. Сазанова.

Поведение подростков, не имеющих развитой социальной компетентности, является потенциальной проблемой для благополучия и безопасности нашего общества. Пути решения этой проблемы многообразны. Один из них – тренинговые системы, направленные на развитие социальной компетентности.

Основные социальные проблемы детей: адаптация в социуме после выхода из детского дома, построение взаимоотношений с обществом – вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоянием общества, в котором они живут. Право жить и воспитываться в семье, зафиксированное в российском и международном законодательстве, ограниченно нестабильностью современного семейного образа жизни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ростом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, отказом от детей.

В последние годы произошли кризисные изменения в структуре семейных связей, так как многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и физиологический уровень содержания. Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями разрушает мир ребенка, подростка, потому что его родители, его естественные защитники оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада и достаточность средств к существованию.

Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, – всегда нежелательное и противоестественное явление. Дети, воспитывающиеся в детских домах, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально – психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально – педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка.

Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов поло-ролевого поведения, слабость эмоционально–личностных связей мешают формированию социальной компетентности, порождают коммуникативные проблемы у детей.

Основными признаками детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, учение), отклонение в поведении, трудности социальной адаптации и как следствие – несформированность социальной компетентности. Несформированная социальная компетентность может повлечь за собой социальную запущенность – недоразвитие социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций и, как следствие, приведет к социальной дезадаптацииособому виду поведения несовершеннолетнего, не соответствующего основным принципам поведения, признанного повсеместно обязательным для детей и молодежи.

Рассматривая психические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специфику интеллектуальной, эмоциональной, личностной сфер, следует учитывать самое важное и существенное их отличие от детей, живущих в семье. Последнее заключается в том, что дети-сироты, являясь в основном "социальными", т. е. сиротами при живых родителях, не имеют положительного опыта общения в семье. Их "домашний" опыт является скорее отрицательным. Это приводит к негативным последствиям:

  • во-первых, у детей формируется искаженное представление о мире и о себе;

  • во-вторых, у них складывается неправильное отношение к жизни, людям, социуму вообще;

  • в-третьих, отсутствует представление о групповых нормах общения. Не развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах детского дома и за его пределами, нет навыка анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций.

И еще одно существенное отличие от «семейных» детей – иждивенческий настрой, которому способствует политика государства в отношении детей-сирот. Ряд законов, нацеленных на оказание помощи, на практике закрепляет иждивенчество. Например, закон, гарантирующий право на получение бесплатного второго начального профессионального образования, превратил обучение в бесплатную «кормушку» без мотивации трудовой деятельности. Права и льготы, предоставляемые выпускнику при получении статуса безработного, позволяют неплохо жить достаточно продолжительное время. Такая ситуация не мотивирует выпускника на поиск работы, закрепления на рабочем месте и полностью избавляет от необходимости как-то планировать свою жизнь, ведь на любую трудность есть закон о льготах. Основной причиной минимизации эффективности действия законов являются особенности социально-психологического статуса выпускников.

Таким образом, в результате наблюдений, можно выделить следующие характерные особенности индивидуального психологического развития старшеклассников детских домов:

  • интеллектуальная недостаточность, выраженная в умеренной степени, при значительной дисгармоничности умственного развития;

  • стойкий компонент инфантилизма – личной незрелости, недоразвитости, главным образом, в плане общения, понимания себя и других людей, их и своих собственных интересов;

  • эмоциональная неустойчивость: снижение способности противостоять стрессовым нагрузкам, склонность действовать под влиянием аффекта, импульсивно, без учета реальности;

  • повышенная внушаемость – некритическая доверчивость и подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, готовность принимать асоциальные формы поведения;

  • иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности.

Эти качества являются результатом пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Условия проживания там детей формируют у воспитанников особую внутреннюю позицию так называемого психологического капсулирования, которое состоит в отчужденном отношении к другим, социальному миру.

Прежде чем определить цель данной программы, следует раскрыть шире понятие социальной компетентности. Мы исходим из того, что социальная компетентность является социальным процессом, составляющей социализации. Социализация это многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни в обществе, усвоение его норм, правил, знаний и т.д. [20].

С другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом, а в нашем случае подростком, системы социальных связей за счет активной деятельности ребенка, активного включения в социальную среду.

В процессе реализации программы следует заострить внимание на том, что подросток не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, то есть у него формируется социальная компетентность. Развивая личностные качества, умения рефлексировать, мы способствуем развитию социальной компетентности, которая проявляется в деятельности, общении.

Проанализировав составляющие социальной компетентности, мы сделали вывод, что под социальной компетентностью можно подразумевать:

умение:

а) понимать свои:

- состояния,

- желания,

-интересы других людей;

б) подчинять свое поведение:

- состояниям,

- желаниям,

- интересам других людей;

в) проявлять свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, считаясь с:

- состояниями,

- желаниями,

- интересами других людей.

Человек способен выполнять выше перечисленные условия только в том случаях, если умеет понимать себя и как следствие, уже следует понимание других, плюс хорошо развитые коммуникативные качества и умение рефлексировать, строить прогноз на будущее, анализировать требования, предъявляемые профессией к личности, видеть себя в профессии.

То есть осознание себя, своих действий, последствий от своих действий ведет к пониманию других людей, к умению считаться с интересами других – это способствует личностному росту и, как следствие, росту социальной компетентности. Следовательно, можно предположить, что, работая над личностным ростом, умением планировать и развитием коммуникативных качеств, мы повышаем уровень социальной компетентности.

Что касается деятельности, в рамках социальной компетентности, следует говорить о формировании ориентировки ребенка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для личности подростка особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. И, как следствие, центрирование вокруг главного, выбранного и соподчинение ему всех остальных деятельностей, умение подчинять свою деятельность и поведение состояниям, желаниям, интересам других людей. Общение рассматривается в контексте социальной компетентности со стороны его расширения и углубления, т.е. здесь мы говорим, об умении ребенка понимать чужие интересы, взгляды.

Третья сфера социальной компетентности – это самосознание личности, формирование "Я-концепции ", осознание себя, своих эмоций и проявление их в социально приемлемой форме. Следует заострить внимание на том моменте, что образ «Я» в подростковом возрасте нестабилен, пик изменений приходится примерно на 12-13 лет. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к «Я». «Я-концепция» – это совокупность представлений личности о себе, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Невозможно указать точный момент возникновения «Я-концепции». Она формируется постепенно, причем различные её элементы в разное время воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но чтобы «Я-концепция» стала реальным фактором организации поведения, ребенок должен научиться воспринимать себя как особый объект, выделяющийся в ряду других объектов. Он должен интуитивно осваивать точки зрения других людей, поскольку лишь, таким образом, он сможет получать и осмысливать обратную связь, оценку его поведения со стороны окружающих, необходимую для развития самосознания. И здесь мы вновь выходим на социальную компетентность.

Формирование социальной компетентности начинается с воздействия на ребенка, поскольку у родителей ребенка уже сформирована социальная компетентность в той или иной мере, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает об этом криком), затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

Развиваясь, ребенок становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но и по средствам рефлексии, ребенок может воздействовать и на себя как социальный объект [10].

Проблемно стоит вопрос о формировании социальной компетентности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся сиротами на этапе раннего детства, не имели опыта семейных отношений, не ощущали заботы о себе, не говоря уже об учете их интересов, чувств и желаний, всё это невозможно осуществить в полной мере в детских домах. Но и дети, оставшиеся без попечения родителей в более позднем возрасте, мало отличаются от первых. Как правило, родители таких детей – пьющие, не работающие, или как их называют социальные службы – «социально опасные родители». В таких семьях дети не получали опыта и умения заботиться о других, учитывать интересы других. Наоборот, здесь они обучались неуважению к личным правам и интересам, воровству и хамству.

Конечно, возлагаются надежды на детские дома, ожидается, что педагогические коллективы этих учреждений смогут восполнить пробел в формировании социальной компетентности. Но чаще всего эти надежды не оправдываются, так как система общественного воспитания, как указывалось в начале работы, не может восполнить отсутствие эмоционального контакта с семьей. Здесь, как может показаться, образуется замкнутый круг, безвыходная ситуация. Но выход всегда есть, по крайней мере, всегда стоит его искать.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации и, как следствие, формирование социальной компетентности:

  1. Идентификация – отождествление подростка с некоторыми людьми или группами, позволяющее, усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Следовательно, если ребенок может взять модель реагирования на общество своих родителей, то он может взять и другую, модель, которую ему могут предложить воспитатели и педагоги учреждения, в котором он проживает. Но тут встает вопрос о большой личной ответственности педагогического персонала за каждое сказанное слово, за каждый поступок, поскольку это является моделью для подражания. Напрашивается вывод – если педагог не умеет уважать чувства и интересы своих подопечных, то будут ли они уважать чувства окружающих людей, будут ли они считаться с интересами других людей! Подростки это очень пластичный материал, они в поиске, и здесь очень велики шансы на успех при определенных условиях.

  2. Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение ребенком модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.). Здесь мы возвращаемся к ответственности педагогического коллектива воспитывающего детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  3. Внушение – воздействие на поведение и психику подростка, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Здесь возникают сложности с детьми, которые поступили в интернат уже в школьном возрасте и еще хуже, когда в интернат ребенок поступает в подростковом возрасте. Такие дети воспроизводят модели поведения той сферы общества, в которой они жили – грубость, агрессия, жестокость. Перед психологами и педагогами встает задача завоевать уважение и доверие такого ребенка и на волне эмоционального доверия воздействовать на поведение и психику подростка.

  4. Фасилитация – стимулирующее влияние поведения педагогов на деятельность детей, в результате, которого, их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.

  5. Конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, суда же можно отнести социально приемлемое проявление своих эмоций.

Эти механизмы формирования социальной компетентности у подростков детских домов мы выстроили на основе социально- психологических механизмов Немова Р. С. [9].

Формирование социальной компетентности осуществляется в определенных условиях, наиболее значимые из которых могут быть названы «факторами». Такими факторами формирования социальной компетентности являются - целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта ребенку и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности [9].

Что касается случайных социальных воздействий, то они имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два или более индивида.

Например, обсуждение воспитателями родителей воспитанника в резкой форме может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это вряд ли можно назвать воспитательным процессом. Любые взаимоотношения могут стать факторами формирования социальной компетентности. Плодотворным фактором может оказаться также тренинг.

Но прежде, чем раскрыть понятие тренинга, направленного на развитие социальной компетентности, рассмотрим вопрос о стадиях социализации. Можно ли рассчитывать на успешность формирования социальной компетентности в подростковом возрасте?

Наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывались именно по этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. А поскольку социальная компетентность - это одна из составляющих социализации, то течение стадий социализации имеет прямое влияние на формирование социальной компетентности. Однако уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: социализация рассматривается и в период отрочества и даже юности [17].

Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии, делают сегодня особый акцент на изучение социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятыми. Это очень важно, так как работать в направлении социализации, а если точнее, развития социальной компетентности приходится с детьми в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет.

Воспитанники детских домов чаще всего уже успели «пройти» основной институт социализации и формирования социальной компетентности – семью. И опыт получили довольно противоречивый. Институт социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Следующим институтом социализации и формирования социальной компетентности для детей-сирот является детский дом. Здесь обеспечивается ребенку систематическое образование, которое само есть важнейший элемент формирования социальной компетентности и социализации, но, кроме того в государственном учреждении пытаются заменить семью и дом, которая готовит ребенка к жизни в обществе в широком смысле. Здесь воспитанники общаются между собой, что также является институтом социализации.

Далее следуют такие институты социализации, как училище, техникум, вуз и рабочий коллектив. Очень часто дети с не сформированной социальной компетентностью не умеют планировать, предвидеть и устанавливать взаимосвязи между поступками и последствиями от этих поступков. Так что на такой институт социализации, как детский дом, возлагается большая ответственность за формирование и развитие личности детей–сирот, а точнее, за формирование социальной компетентности, поскольку социальная компетентность включает в себя компетентность во всех сферах жизнедеятельности человека.

В связи с этим актуализируется задача пересмотра программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, повышения ответственности образовательных учреждений за результат подготовки. Необходимо формировать потребности и качества высокого порядка: сотрудничество, уважение, взаимопонимание, сопереживание. Это можно сделать посредством познавательных и личностных бесед с взрослыми, анализа литературных произведений, фильмов, где явно показаны эти положительные качества; обсуждения различных ситуаций с поиском путей выхода из сложных обстоятельств, а также через работу психологов, посредством тренингов.

Так, в ситуации тренинга ребенок может «примерить» на себя разные схемы поведения и в безопасном режиме оценить все положительные и отрицательные последствия своего выбора.

В настоящее время существует ряд противоречий в определении тренинга, как особой области прикладной психологии. Термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Рассматривая тренинг в рамках деятельности по развитию личности, авторы выделяют разнообразные формы групповой психологической работы, граничащие с обучением, терапией и коррекцией. Прежде всего, это подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия. Тренинговые воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени социальной стороны их жизни [25].

Теоретическая карта такой области психологии, как тренинг отличается особой пестротой. Каждый год приносит все новые и новые научные направления, школы, появляются более совершенные техники, модели, упражнения. Большинство авторов (Р. Смид, В. И. Петрушин, С. В. Кривцова, С. А. Бадмаев, В. Большаков, К. Рудестам, С. Харин), уделяющих внимание проблематике тренинга в контексте социальной психологии, концентрируются на различных методических приемах организации процесса тренинга: описывают различные методики проведения тренинговых групп, приводят детальное описание упражнений и приемов. Многие авторы (Р. Смид, В. И. Петрушин) подробно описывают области применения тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста. Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубление опыта психологической интерпретации поведения других людей. Следовательно, для формирования социальной компетентности тренинг подходить оптимально.

Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей резкого обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи. Тренинг также выступает в качестве «тренажера», на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются разные формы общения, поведения и другие знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника. Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, так характеризуют эту особенность тренинга на примере тренинга коммуникативных умений: «Важным моментом процесса формирования коммуникативных умений, является мысленное программирование своего поведение в различных ситуациях. Не всегда воображаемое воплощается в реальности, но создаваемые в нем «поведенческие заготовки» могут актуализироваться в других ситуациях. Любая поведенческая ситуация в группе может быть моделью какой угодно иной ситуации в группе же или во в не групповой реальности» [14].

И все же на сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов, и средств, используемых в психологической практике. Интересно, в большей степени, определение тренинга как способа перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью. Поскольку в школы-интернаты очень часто дети поступают в возрасте, когда модели реагирования уже фактически сформированы, причем имеют социально не приемлемую форму. Здесь рассматривается тренинг, как средство развития компетентности во взаимоотношении с обществом, то есть тренинг – как средство развития социальной компетентности.

Итак, подведем итоги всему вышеизложенному. Дети-сироты – это, к великому сожалению, со стремительной скоростью увеличивающаяся прослойка нашего общества. Уровень развития их социальных умений и навыков остаётся очень низкого качества, что вызывает тревогу в современном обществе. Существует множество вариантов по формированию социальных качеств и социальной компетентности у детей в виде бесед, экскурсий, изучения различной литературы. Используются различные методики и упражнения. Но мы предполагаем, что эффективным и результативным способом формирования социальной компетентности у детей–сирот подросткового возраста является работа с ними через групповые тренинги, так как только при групповой работе ребенок, подросток может получить так необходимую для него эмоциональную поддержку сверстников и взрослых. Именно поэтому было принято решение провести эксперимент по формированию социальной компетентности у подростков, обучающихся в детском доме через внедрение тренинга и использование тренинговых методов.

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга (рис. 1).

К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно – ролевые игры.

Кратко охарактеризуем указанные базовые методы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии, и неструктурированных дискуссиях, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самыми участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

Не меньшее значение имеют игровые методы в тренинге, которые включают ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».

Также важны методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.

Медитативные техники также можно отнести к тренинговым методам, поскольку опыт показывает полезность и эффективность их применения в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, стрессовых состояний и закрепления способов саморегуляции.

Важно еще указать еще на один аспект тренинговых групп – это групповые нормы.

    • «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев.

    • Искренность и открытость . Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.

    • Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания и рефлексии.

    • Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться».

    • Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы.

Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм. Соблюдение групповых норм плавно переносится в повседневную жизнь детей. Им становятся понятны и доступны правила цивилизованного общения, подчиненного культуре взаимодействия.

Относительно оптимального количества участников групп зависит от их цели. Так, тренинги, акцентированные, прежде всего, на обучение могут допускать большее число участников, чем тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие.

В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек, - это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, уменьшению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условий для проявления активности каждого человека.

Итак, когда мы говорим о тренинге, мы говорим о искусственно созданных условиях, в которых подросток получает личный опыт и тем самым облегчается развитие самосознания. Самое главное, что это происходит в безопасных условиях, так как всегда рядом педагог, которых корректирует поведение, направляет в нужное русло. Подростки, прошедшие хороший психологический тренинг, всегда становятся немного другими. Более мудрыми, наверное, потому что они лучше познали себя.



Структурированная







Неструктурированная




Групповая дискуссия







Тематические




Биографические




Интеракционные




Ситуационно -ролевые игры







Дидактические игры

Основные тренинговые методы




Игровые методы







Творческие игры




Организационно – деятельностные игры






Деловые игры





Имитационные игры




Методы, направленные на развитие социальной перцепции


Вербальные техники




Невербальные техники



Методы телесной терапии




Медитативные техники

  1. Рис. 1. Базовые методы тренинга
  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

План работы по формированию социальной iconРабочая программа модуля (дисциплины) Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности направление ооп: «Социальная работа»
Управление в социальной работе, Деонтология социальной работы, Психология социальной работы, Гендерология и феминология, Геронтология,...
План работы по формированию социальной iconОпыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Пререквизиты: «Правовое обеспечение социальной работы», «Экономические основы социальной работы», «Этические основы социальной работы»,...
План работы по формированию социальной iconРабочая программа дисциплины геронтология
Пререквизиты: «Теория социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Психология социальной работы»
План работы по формированию социальной iconТема: Актуальные проблемы социальной политики
Рынок услуг в социальной сфере: от монополии государства к формированию конкурентной среды
План работы по формированию социальной iconПлан работы кафедры социальной педагогики 2011 \ 2012 уч г. План принят План принят

План работы по формированию социальной iconПлан основных мероприятий социальной и воспитательной работы со студентами технического колледжа филиала сафу в г. Северодвинске на апрель 2012 г
План основных мероприятий социальной и воспитательной работы со студентами технического колледжа
План работы по формированию социальной iconУчебная программа дисциплины «История социальной работы»
Курс «История социальной работы» направлен на знакомство с зарубежным опытом развития социальной работы и историческим прошлым этого...
План работы по формированию социальной iconПлан мероприятий по формированию здорового образа жизни в прогимназии
Министерства образования и науки Мурманской области от 15. 07. 2011 №1437 «О совершенствовании работы по формированию здорового образа...
План работы по формированию социальной iconПерспективный план работы по формированию правильного звукопроизношения и обучению граммоте детей с нарушениями речи в подготовительной к школе группе

План работы по формированию социальной iconСправка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-х классов к новым условиям обучения
Цель контроля: организация работы по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы