Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей icon

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей



НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей
страница1/8
Дата конвертации16.12.2012
Размер1.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ПетрГУ)


Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


«ОБСУЖДЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»


Протокол заседания кафедры Заведующий кафедрой СКСТ

№ 2 от 15 октября 2007 года _________________ Э.Н.Павлова

«___» __________2007 г.


КОНЕВ И.П.

Экономика и предпринимательство

в социально-культурном сервисе и туризме



^ Учебно-методический комплекс дисциплины

для студентов, обучающихся по специальности 230500

«Социально-культурный сервис и туризм»


Петрозаводск

2007


ОГЛАВЛЕНИЕ


I. Пояснительная записка 3

1.1.Цели и задачи курса 3

1.2.Место курса в профессиональной подготовке выпускника 3

^ 1.3.Требование к уровню освоения содержания курса 3

II. Учебно-тематический план 5

III. Программа курса 7

3.1.Лекционный курс 7

3.2.Семинарский курс 13

3.3.Самостоятельная работа студентов 26

IY. Рабочая учебная программа дисциплины 37

Y. Список литературы по курсу 49

YI. Методические рекомендации по изучению дисциплины

для студентов 50

YII. Методические рекомендации для преподавателей

Пояснительная записка
^

1.1.        Цель и задачи преподавания дисциплины


Основной целью данного учебного курса является получение знаний и навыков по проблемам экономики социально-культурного сервиса и туризма в условиях рыночной механизма функционирования. В коротком изложении учебного материала главной задачей является представление основной информации о современной концепции туризма как агрегированной отрасли экономики государства, представлены экономические границы туризма. Обоснована вертикальная структура планового регулирования развития отрасли. Раскрыты предпосылки прогнозирования и стратегического планирования в туризме как индустрией в народно-хозяйственном комплексе России, так и на международном рынке. Представлены современные модели бизнес-планирования на предприятии туризма применительно к опыту хозяйственной деятельности в России.

В новой парадигме организации управления на российских предприятиях необходимо отойти от чисто административных методов к системным методам многофакторного стоимостного анализа управленческих ситуаций. Для этого требуются специалисты, обладающие знаниями не только инженерных и естественных наук, но, в первую очередь, экономически грамотные и умеющие работать в одной команде. Дисциплина содержит сведения, необходимые для научно-исследовательской и практической работы в области использования и развития современных социально-экономических технологий. Освещаются общие вопросы методологии экономики отрасли и управления экономическими процессами в условиях конкурентной среды.

Содержание дисциплины входит в необходимый минимум профессиональных знаний специалистов по организации деятельности туристских организаций. Это предполагает изучение проблем предприятий и организаций в сфере социально-культурного сервиса как субъектов рыночных отношений во всем комплексе взаимодействия макро и микроэкономики, государственного регулирования экономики в условиях постоянного технологического развития.

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины

  • основы экономики;
^

1.2.        Место курса в профессиональной подготовке выпускника.        


Дисциплина «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» относится к общепрофессиональным дисциплинам специальности федерального компонента. Она является фундаментальной основой для формирования знания по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий. Формирует представления по участию в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности их деятельности. Помогает разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма. Оказывает методическую и практическую помощь по принятию управленческих решений в рамках компетенции и осуществлять связь с общественностью. В целом способствует приобретению организационных навыков по обеспечиванию эффективной деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины

- основы экономики;

  • введение в специальность отрасли туризма:

  • социально-экономическая статистика;

  • математика и информатика;


1.3. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины студенты должны получить следующие знания и умения.

Знать;

  • о современных концепциях экономики социально-культурного сервиса и туризма;

  • принципы, функции и методы организации эффективного труда в рамках производственного коллектива туристской сферы;

о современных системах и структуре управления и принятия экономических решений,

- о факторах предпринимательства, формирующих авторитет современного менеджера
в туризме;

- о системе организации туризма и гостеприимства с учетом опыта и знаний
отечественных и зарубежных специалистов по эффективному применению
управленческих решений в соответствии с технологией международных стандартов
организации путешествий и размещения внутренних и внешних туристов.

Уметь:

  • применять методики производственно-технологической и социально-экономической оценки предприятий;

  • решать типичные задачи по постановке проблем конкурентной среды;

  • соединять разнородную управленческую информацию в единое целое о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в туризме;

  • создавать простейшие системы и структуры управления туристской деятельности, используя современные методики разработки турмаршрутов и расчета стоимости турпродукта в предполагаемых формах бизнеса.

- эффективно управлять экономическими ресурсами предприятий туризма.
^ Иметь представление:

- о тенденциях и перспективах применения управленческих решений при разработке
концепций развития и бизнес-планов турфирмы;

- о современной нормативно-правовой базе и формах госрегулирования
предпринимательства в туризме;

- о современных способах и приемах оценки финансового положения предприятия в
целях принятия стратегических и текущих планов.


Государственный образовательный стандарт по данной дисциплине для специальности «социально-культурный сервис и туризм» относится к федеральному компоненту ОПД.Ф.10 и включает в себя следующие дидактические единицы:


ОПД.Ф.10

^ Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

Предмет и задачи курса экономики социально-культур­ного сервиса и туризма. Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма. Материальное состояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования; источники, принципы и порядок финансирования социально-культурной сферы; социальные льготы; налогообложение; благотворительное финансирование социально-культурной сферы; расчетная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме; оплата труда специалистов социально-культурного сервиса и туризма.

Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Идеология и история развития предпринимательской деятельности. Типология и структура предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Организационные и государственно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Особенности развития и совершенствования малых предприятий в сфере сервиса и туризма Формы государственной поддержки развития малого предпринимательства и их совершенствования. Социальная защита предпринимателей и охрана прав потребителей.

120



^ Учебно-тематический план



Наименование темы

Аудиторные занятия

Всего

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

^ 1. Предмет и задачи курса экономики социально-культур­ного сервиса и туризма.

6

2

2

2

^ 2. Особенности функционирования туристской индустрии.

6

2

2

2

^ 3. Экономические закономерности дестинации.

6

2

2

2

4. Основные характеристики туристского рынка.

6

2

2

2

^ 5.Анализ экономической значимости и тенденций развития туризма.

6

2

2

2

^ 6. Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы ее развития.

6

2

2

2

^ 7. Организационно-экономические основы предпринимательства в СКСТ

6

2

2

2

^ 8. Экономическая модель туристского предприятия.

6

2

2

2

9. Основной и оборотный капитал предприятий СКСТ

6

2

2

2

^ 10. Экономика труда предприятий СКСТ

6

2

2

2

11. Расчетная деятельность на предприятиях СКСТ

6

2

2

2

^ 12. Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

6

2

2

2

^ 13. Доходы и уровень рентабельности туристского предприятия.

6

2

2

2

^ 14. Система налогообложения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в туризме.

6

2

2

3

^ 15. Организация использования финансовых ресурсов на предприятии туризма.

6

2

2

3

^ 16. Оценка эффективности деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма.

6

2

2

3

^ 17. Инвестиционная деятельность предприятия в условиях научно- технического прогресса.

6

2

2

3

^ 18. Внутрифирменное планирование и логистика предприятия.

6

2

2

3

^ 19. Формы и методы общественной организации производства в социально- культурном сервисе и туризме.

6

2

2

3

Итого:

120

38

38

44






^

III. Программа курса



3. 1. Лекционный курс


Тема 1. Предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма.

Экономика туризма, предмет и объект, факторы влияющие на нее. Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма. Сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности. Проблемы и цели туриндустрии (ограниченные ресурсы дестинации, туристский опыт и ожидания). Определение и экономические характеристики туризма (как форма передвижения, как форма воспитания, как форма отдыха и досуга, сфера экономики по обслуживанию, сегмент рынка). ФЗ-132 от 24.11.1996.с доп. и изменен.2007г. (характеристика передвижения, остановки; выезда, возврата, цели бездоходности потребления). Типы туризма (внутренний, въездной, выездной, в пределах региона, национальный и международный). Содержание туризма: деятельность, материальные продукты, услуги, производственные единицы, туристский опыт. Классификация МСОТО посетителей (туристы, экскурсанты).


^ Тема 2. Особенности функционирования туристской индустрии.

История возникновения и сущность туристского бизнеса Определение и экономические характеристики туризма. Типы туризма. Экономическая значимость туризма. Составные части и характерные особенности туриндустрии. Специфика индустрии, продукции, товара в туризме (перевозчики, проживание, питание, достопримечательности, различные услуги частного и государственно-общественного сектора). Сервис (hard+soft) и закон «4-не» (неосязаемость услуги, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, несохраняемость услуги). Турпродукт (основной, сопутствующий, дополнительный, турпакет) и его классификация (люкс, первый класс, туристский и экономический). Туристский кругооборот (турорганизации, турбизнес, туристы). Туристские затраты (предшествующие путешествию, текущего и будущего потребления). Прямые и косвенные турзатраты по месту назначения. Видимые, невидимые и дополнительные туррасходы по целеполаганию. Экономические ресурсы и альтернативные затраты. Туристский продукт (комплексные туры и отдельные туруслуги, товары туристского назначения). Паушальная цена и роялти. Туристский экспорт и импорт. Методика определения валового турпродукта по затратам на производство и по доходам. Туристские корпорации.


^ Тема 3. Экономические закономерности дестинации.

Туристские потоки: первичные факторы (экономическое состояние региона) и вторичные факторы (доступность дестинации, стоимость поездки и маркетинг). Гравитационная модель и сдерживающие факторы расстояния и продолжительности их распределения в мировом масштабе. Мотивация путешествий (побуждение, преследование цели, степень удовлетворения). Интенсивность посещения дестинации. Системный подход в определении туризма (географический компонент, туристы и туристская индустрия). Регион, порождающий туристов, транзитный регион, регион туристской дестинации. Основные требования к дестинации: набор услуг для принятия туристов, набор достопримечательностей, наличие информационной системы резервирования и бронирования мест в средствах передвижения и нахождения. Жизненный цикл развития дестинации. Типология туристских дестинации: крупные столичные города, центры развития местных обычаев и культуры, центры концентрации туров, специальные центры для туров (Диснейленд). Дестинация и курорт.


^ Тема 4. Основные характеристики туристского рынка.

Материальное состояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Туристское потребление (использование) туруслуги (потребительные стоимости природных факторов, прошлого овеществленного труда, бесплатно действительного труда и нематериальных благ эндогенного и экзогенного характера). Чистые затраты туриста (затраты на путешествие и потенциальные затраты постоянного проживания). Спрос на продукцию туриндустрии (реализованный, неудовлетворенный и формирующийся). Структура и объем покупательного фонда (баланс доходов и расходов населения). Основные виды туристских рынков: массовый, популярный, индивидуальный. Досуг, рекреация и отдых. Посещение знакомых и родственников. Рынок делового туризма. Лечение и оздоровление. Религия и паломничество.

^ Тема 5. Анализ экономической значимости и тенденций развития туризма

Социально-экономическое значение туризма, Платежный баланс, видимая и невидимая внешняя торговля. Расходы на импорт материальных ресурсов, расходы на модернизацию сферы обслуживания (инфраструктуру), расходы на оплату иностранных специалистов, выплата процентов по займам. Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор Кейнса 1/ 1-В предельная склонность к потреблению). Прямой, косвенный и стимулированный доход от туризма. Значение статистики туризма для планирования и оценки влияния туризма на экономику (опросы, посадочные и въездные карточки). Массовый туризм, преимущества и недостатки. Инвестиции в туризме (стоимость денежного капитала, стоимость новых капвложений, государственная инвестиционная политика, новые методы в производственном процессе туриндустрии).

^ Тема 6. Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы развития.

Основные понятия индустрии гостеприимства (прием и обслуживание гостей, гостиница, номер, место). Коллективные и индивидуальные средства размещения гостей. Классификация гостиниц по режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные и смешанные); по месту расположения (город, местность, придорожные, вода и др.); по вместимости (малые, средние, крупные); по уровню комфортности (звездочка, корона, буква); по принципу управления (независимые, зависимые, гостиничные цепи). Традиционные и нетрадиционные средства размещения. Современные тенденции развития предприятий средств размещения.


^ Тема 7. Организационно-экономические основы предпринимательства в СКСТ.

Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Идеология и история развития предпринимательской деятельности. Типология и структура предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Организационные и государственно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Особенности развития и совершенствования малых предприятий в сфере сервиса и туризма Формы государственной поддержки развития малого предпринимательства и их совершенствования. Социальная защита предпринимателей и охрана прав потребителей.


^ Тема 8. Экономическая модель туристского предприятия.

Туристское предприятие как субъект хозяйствования. Организационно-правовые формы и виды туристского бизнеса (порядок учреждения индивидуального предпринимателя, хозяйственного товарищества и общества; признаки, классификация и группы юридических лиц). Экономическое обоснование деятельности и коммерческий (хозяйственный) расчет в турбизнесе. Основы организации предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства: важнейшие черты и содержание, формы и виды предпринимательства, концентрация производства, специализация и кооперирование предприятий, эффективность комбинирования. Предпринимательские риски: управленческий, финансовый, коммерческий, юридический, производственный. Контроль предпринимательской деятельности в туризме (государственный и внутрихозяйственный контроль, аудит, инспекция и ревизия).

^ Тема 9. Основной и оборотный капитал предприятий социально-культурного сервиса и туризма.

Сущность и значение основного капитала в СКСТ. Состав и структура основных средств. Показатели оценки основных производственных фондов. Формы воспроизводства и пути совершенствования основных средств: физический и моральный износ, ускоренная амортизация, переоценка внеоборотных активов предприятия, модернизация оборудования, реконструкция предприятия. Показатели эффективности использования основных средств: фондоотдача, фондоемкость продукции, фондовооруженность труда. Коэффициенты сменности и загрузки оборудования, выбытия, обновления и изношенности оборудования. Основные элементы производственной мощности предприятия. Использование лизинга в туризме и индустрии гостеприимства. Сущность и значение оборотного капитала в СКСТ. Состав и структура оборотных производственных фондов: в производственных запасах (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и электроэнергия, запчасти для текущего ремонта, тара и тарные материалы, МБП); в процессе производства (незавершенное производство, полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов). Фонды обращения: готовая продукция на складе, товары, отгруженные и в пути, денежные средства в расчетах и на расчетном счете в банках, дебиторская задолжность. Нормирование оборотных средств и управление по источникам формирования. Устойчивые пассивы предприятия. Коэффициенты оборачиваемости, продолжительности и закрепления оборотных средств. Роль показателей материалоемкости и материалоотдача.

^ Тема 10. Экономика труда на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

Сущность и особенности труда в туризме и гостеприимстве. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Кадровая политика на предприятии. Среднесписочный состав работников предприятия и промышленно-производственный персонал. Текучесть кадров. Функционально-стоимостной подход к организации и стимулированию труда на предприятиях туриндустрии. Заработная плата как вознаграждение за труд. Оплата труда специалистов СКСТ. Сдельные и повременные системы оплаты труда. Компенсации и социальные выплаты. Основные требования коллективного договора и трудового соглашения.

^ Тема 11. Расчетная деятельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма.

Общая характеристика затрат. Классификация затрат на производство продукции. Калькуляция затрат цеховой, производственной и полкой себестоимости продукции. Полная и сокращенная номенклатура калькуляционных статей. Метод директ-костинг (direct-costing). Дифференциация издержек на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Пути снижения затрат на производство и реализацию готовой продукции.

^ Тема 12. Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

Сущность и основные функции цены: учетная, распределительная, сбалансированности, рационализации, стимулирования. Затратный подход к формированию цены продукции (услуг). Рыночные, или маркетинговые, методы формирования цен на продукцию (услуги). Методы расчета цены: средние издержки плюс прибыль, целевой прибыли, уникальности товара. Факторы, влияющие на уровень цен (платежеспособный спрос, госрегулирование, средние и стандартные издержки, конкуренция). Ценовые стратегии фирмы: снятия сливок, проникающих цен, оптимизации масштаба производства, конкурентных цен, лидерства по качеству, инновации. Торговые скидки. Этапы ценообразования.

^ Тема 13. Доходы и уровень рентабельности туристского предприятия.

Источники формирования дохода турпредприятия. Выручка от реализации готовой продукции и внереализационные доходы. Валовой доход и валовая прибыль предприятия. Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли. Рентабельность производства и предприятия в целом. Управление прибылью и рентабельностью на турпредприятии.

^ Тема 14. Система налогообложения результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в туризме.


Налоговая система, основные функции и способы формирования. Налоговое бремя, роль налогов и обязательных платежей в процессе функционирования предприятия. Прямые и косвенные налоги. Взаимосвязь налога на имущество и ускоренной амортизации. Переоценка бизнеса. Единый социальный налог. Подоходный налог. Налог на добавленную стоимость. Акцизы и пошлины. Налог на прибыль. Пути повышения эффективности налогообложения для целей бизнеса.

^ Тема 15. Организация использования финансовых ресурсов на предприятии туризма.

Источники, принципы и порядок финансирования социально-культурной сферы, социальные льготы. Сущность и функции финансов предприятия. Источники и механизм формирования финансов предприятия. Финансовый план предприятия: доходы и поступления, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, отношения с бюджетом. Эффект финансового рычага. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия. Финансовые разделы бизнес-плана: прогноз финансовых результатов, потребность в дополнительных инвестициях, модель дисконтированных денежных потоков. Финансовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Благотворительное финансирование социально-культурной сферы.


^ Тема 16. Оценка эффективности деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма.

Сущность и критерии экономической эффективности производства. Основные показатели эффективности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Абсолютная экономическая эффективность: дифференцированные показатели (трудоемкость производства и производительность труда, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, собственные и долгосрочные заемные средства, норма балансовой прибыли, чистая норма прибыли). Функция эффективности использования ресурсов. Специфические показатели оценки экономической эффективности функционирования предприятий сервиса и туризма. Рентабельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Показатели рентабельности: имущество предприятия, собственные средства, производственные фонды гостиничного комплекса. Финансовая устойчивость предприятия (платежеспособность и кредитоспособность). Показатели платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия, общий коэффициент покрытия. Показатели деловой активности: общий коэффициент оборачиваемости, скорость оборота, оборачиваемость собственных оборотных средств. Особенности формирования туристской ренты. Применение маржинального подхода в оценке деятельности туристского предприятия.


^ Тема 17. Инвестиционная деятельность предприятия в условиях научно-технического прогресса.

Сущность и содержание инвестиций (субъекты, основные цели и сферы). Базовые принципы инвестирования (предельной эффективности, замазки, сочетания материальной и денежной оценки, мультипликатора). Методы расчета эффективности инвестиций (окупаемость, компаудинг, дисконтирования). Расчет чистой дисконтированной стоимости. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Основные задачи инноваций.


^ Тема 18. Внутрифирменное планирование и логистика предприятия гостеприимства. Основные задачи и этапы планирования. Принципы и методы планирования. Основные разделы и показатели бизнес-плана фирмы. Особенность плана финансового оздоровления предприятия. Инфраструктура и обеспечение эффективности продвижения товарно-материальных ценностей.

^ Тема 19. Формы и методы общественной организации производства в социально-культурном сервисе и туризме.

Концентрация производства и размеры предприятия в туризме. Специализация и кооперирование производства в туризме и гостеприимстве. Комбинирование предпринимательской деятельности. Аренда, лизинг, франчайзинг, акционирование в туризме. Риск в предпринимательстве туризма, необходимость реорганизация и ликвидации предприятий. Финансовое оздоровление и внешнее управление предприятий туризма.

Необходимость выхода на внешний рынок. Формы участия предприятия в международном разделении труда. Особенности экспортно-импортных операций фирмы. Проблемы встречной торговли. Влияние научно-технического посредничества на конкурентоспособность предприятия. Организация совместного предпринимательства. Операции состязательного типа. Эффективность внешнеторговой сделки.


^ 3.2. Семинарский курс


План семинарского занятия №1

  1. Предмет и и задачи экономики СКСТ.

  2. Экономическое пространство социально-экономической сферы туризма.

  3. Сущность и содержание туризма как вида экономической деятельности.

  4. Экономика туризма и факторы ее влияния.

  5. Типы и содержание туризма.

  6. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №2

  1. История возникновения турбизнеса.

  2. Турпродукт и его классификация.

  3. Составные части и характерные особенности туриндустрии.

  4. Проблемы и цели туриндустрии.

  5. Туристский кругооборот и туристские затраты.

  6. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №3

  1. Туристские потоки, первичные и вторичные факторы.

  2. Гравитационная модель туристского рынка.

  3. Системный подход к определению туризма.

  4. Основные требования к дестинации.

  5. Жизненный цикл развития дестинации.

  6. Типология туристских дестинаций.

  7. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №4

  1. Материальное состояние населения, его структура, дифференциация и динамика.

  2. Туристское потребление.

  3. Спрос на продукцию туриндустрии

  4. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.

  5. Чистые затраты туриста

  6. Структура и объем покупательного фонда

  7. Основные виды туристских рынков

  8. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №5

  1. Социально-экономическое значение туризма и платежный баланс государства.

  2. Расходы на экспорт и импорт туруслуг.

  3. Основные виды дохода и коэффициент дохода от туризма.

  4. Инвестиции в туризме.

  5. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №6

  1. Основные понятия гостеприимства и классификация гостиниц.

  2. Традиционные и нетрадиционные средства размещения.

  3. Современные тенденции развития средств размещения.

  4. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №7

  1. Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности.

  2. Типология и структура предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма.

  3. Организационные и государственно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в

  4. сфере сервиса и туризма.

  5. Особенности развития и совершенствования малых предприятий в сфере сервиса и туризма

  6. Социальная защита предпринимателей и охрана прав потребителей.

  7. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №8

  1. Туристское предприятие как субъект хозяйствования.

  2. Организационно-правовые формы и виды туристского бизнеса.

  3. Экономическое обоснование деятельности и коммерческий (хозяйственный) расчет в турбизнесе.

  4. Основы организации предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства.

  5. Предпринимательские риски в туризме и гостеприимстве.

  6. Контроль предпринимательской деятельности в туризме.

  7. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №9

  1. Состав и структура основных средств в турбизнесе и гостеприимстве.

  2. Формы воспроизводства и пути совершенствования основных средств.

  3. Показатели эффективности использования основных средств.

  4. Использование лизинга в индустрии гостеприимства.

  5. Состав и структура оборотных производственных фондов СКСТ.

  6. Фонды обращения в СКСТ.

  7. Нормирование оборотных средств и управление источниками их формирования.

  8. Роль показателей эффективности использования оборотных средств.

  1. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №10

  1. Сущность и особенности труда в туризме и гостеприимстве.

  2. Понятие трудовых ресурсов предприятия.

  3. Кадровая политика на предприятиях СКСТ. Коллективный договор.

  4. Формы и системы оплаты труда на предприятиях СКСТ.

  5. Функционально-стоимостной подход к организации и стимулированию труда на предприятиях СКСТ.

  6. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №11

  1. Общая характеристика затрат предприятия СКСТ

  2. Полная и сокращенная номенклатура калькуляционных статей.

  3. Метод директ-костинг на предприятиях гостеприимства.

  4. Дифференциация издержек и пути снижения затрат на производство и реализацию туруслуг.

  5. Практикум: тесты и задачи по теме.



План семинарского занятия №12

  1. Сущность и основные функции цены.

  2. Методы ценообразования в СКСТ. Затратный и маркетинговый подход в ценообразовании туруслуг.

  3. Факторы влияющие на уровень цен СКСТ.

  4. Ценовые стратегии и этапы ценообразования.

  5. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №13

  1. Источники формирования дохода туристского предприятия.

  2. Валовый доход и валовая прибыль турпредприятия.

  3. Управление прибылью и рентабельностью на турпредприятии.

  4. Практикум: разработать план доходов и расходов туристского предприятия.


План семинарского занятия №14

  1. Налоговая система, основные функции и способы формирования.

  2. Налоговое бремя, роль налогов, обязательных платежей в процессе функционирования предприятий СКСТ.

  3. Прямые и косвенные налоги в СКСТ.

  4. Переоценка бизнеса и роль налога на имущество.

  5. Эффективность налогообложения на прибыль для турбизнеса.

  6. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №15

  1. Сущность и функции финансов турпредприятия.

  2. Финансовый план предприятия.

  3. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия.

  4. Финансовая политика на предприятиях СКСТ.

  5. Практикум: тесты и задачи по теме.


План семинарского занятия №16

  1. Основные показатели эффективности функционирования предприятий СКСТ.

  2. Абсолютная экономическая эффективность турбизнеса.

  3. Финансовая устойчивость и деловая активность предприятий СКСТ.

  4. Особенности формирования туристской ренты

  5. Практикум: задачи


План семинарского занятия №17

  1. Сущность и основное содержание инвестиций в СКСТ.

  2. Базовые принципы инвестирования.

  3. Особенности использования методов расчета эффективности инвестиций в СКСТ.

  4. Экономические основы внутрифирменного планирования.

  5. Основные задачи и этапы планирования на предприятиях СКСТ.

  6. Основные разделы и показатели бизнес-плана турфирмы.

  7. Инфраструктура и обеспечение эффективности продвижения товарно-метериальных ценностей в туризме.


План семинарского занятия №18

  1. Концентрация и централизация капитала в СКСТ.

  2. Комбинирование предпринимательской деятельности в СКСТ.

  3. Риски в предпринимательстве туризма.

  4. Необходимость выхода на внешний рынок турфирмы.

  5. Формы участия предприятий туризма и гостеприимства на международном рынке.

  6. Практикум: заключение внешнеторговой сделки (международного контракта) в международном туризме и гостеприимстве.



^

3.3. Самостоятельная работа студентов


Тема 1. Предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма.

тесты

  1. Лимитирующие факторы в туризме это: (несколько вариантов ответа)




  • Сезонность

  • Политические

  • Экономические

  • Культурные

  • Природные

  • Экологические




  1. Типы туризма это:




    • Внешний

    • Внутренний

    • Выездной

    • Выходной

    • Въездной




  1. Турист это индивидуум:




  • Путешествующий с целью развлечения, по семейным причинам, по состоянию здоровья и другим подобным причинам

  • Выбирающий страну в качестве места постоянного проживания

  • Путешествующий с целью принятия участия в различных встречах или как представители (участники).

  • Путешествующий с профессиональными целями

  • Приезжающий в страну назначения для обучения

  • Достигающий гавани страны на круизном судне, даже если период его пребывания в стране менее 24 часов.


4) В понятие «турист» не входят индивидуумы:

  • Приезжающие в страну с или без контракта, на работу и имеющие возможность работать и отдыхать

  • Выбирающие страну в качестве места постоянного проживания

  • Посетители, которые осуществляют по меньшей мере одну ночевку в средстве размещения в стране

  • Проживающие в приграничных зонах в стране и работающие в соседней стране.


5) Всемирная туристская организация предложила путешественников всех типов, занимающихся туризмом определять как:


  • Туристов

  • Путешественников

  • Посетителей

  • Экскурсантов


6)Отличительные особенности услуги как продукта, выберите 4 «не»


  • Неосязаемость услуги

  • Непрерывность услуги

  • Неразрывность производства и потребления

  • Необходимость услуги

  • Непостоянство качества

  • Несохранность услуги


7) Оформление туристкой визы


  • Основной туристский продукт

  • Дополнительный туристский продукт

  • Сопутствующий туристский продукт


8) Туристский пакет включает обязательно:


  • Дестинацию

  • Визирование

  • Средства доставки – транспорт

  • Места размещения и питание

  • Развлечения

  • Медицинская страховка

  • Трансферт

  • Внутренние билеты до места отправления (например, ж/д билеты до Москвы)


Задачи для самостоятельной работы.


1)Определите эффект занятости населения на 2007 год по республике Карелия?


2)Определите эффект сглаживания? При условии, что среднегодовой доход субъекта России от туризма 1млн. рублей, а среднегодовой доход от всех видов деятельности того же субъекта составляет 5млн. рублей.


3)Определите эффект дохода на 2006 год в городе Петрозаводске?


^ Тема 2. Особенности функционирования туристской индустрии.

Контрольный тест:


1) Туристской деятельностью является:

а) туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

б) деятельность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения.

в) деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем


2) Согласно Федеральный закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм это:

а) особая форма передвижения-людей по маршруту с целью по­сещения конкретного объекта или удовлетворения специализи­рованного интереса;

б) временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

в) сегмент рынка, в котором сходятся предприятия традицион­ных отраслей хозяйства (транспорт, общественное питание, гос­тиничное хозяйство, культура, торговля и т.д.) с целью предло­жения своей продукции и услуг потребителям.


3) На какие три вида ВТО классифицировала туризм:
а) В пределах страны, выездной и въездной
б) Международный, национальный, в пределах страны
в) Внутренний, выездной и въездной

4) Какой из перечисленных видов туризма является более привлекательным с точки зрения повышения доходов страны:
а) международный
б) в пределах данной страны
в) национальный

5) Согласно Федеральный закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист это:
а) лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
б) лицо, путешествующее с целью развлечения, по семейным причинам, по состоянию здоровья и другим подобным причинам.


6) Выберите неверное утверждение-
В определение туриста входят следующие индивидуумы:
а) путешественники или транзитные пассажиры, едущие без остановки, время пребывания которых при проезде через страну занимает больше 24 часов.
б) достигающие гавани страны на круизном судне, период пребывания которых в стране меньше 24 часов.
в)путешествующие с целью принятия участия в различных встречах или как представители (участники);

7) По классификации МСОТО к посетителям относятся:
а) рабочие, которые проживают в приграничных районах страны и работают в соседней стране;
б) транзитные пассажиры, которые не покидают транзитной зоны аэропорта или порта, включая переезды между аэропортами и портами;
в) лица, которые осуществляют по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране.
г) люди, которые не имеют постоянного места проживания.

8) Выберете неверное
К сопутствующему туристскому продукту относятся:
а) Оформление визы
б) Оформление договора на тур. обслуживание
в) Прокат автомобиля в стране пребывания.


9) К вторичным предприятиям, производящих продукты и услуги для туристов относятся предприятия:
а. предназначенные непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т.п.). В усло­виях замкнутого туристского и курортного центра почти все пред­приятия, находящиеся на данной территория, относятся к этой категории;
б. предназначенные для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заве­дения и т.п.);
в. предназначенные для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т.п.).

10) Турпакет это:
а. Это места размещения и питания
б. Это путевка, выдаваемая туристу после заключения договора на туристское обслуживание
в. Совокупность различного рода услуг по обслуживанию туристов

11) Выберите неверное
Оптовыми продавцами индустрии туризма выступают:
а. туроператоры
б. брокеры
в. турагенты

Задачи для самостоятельной работы:


  1. Используя дополнительную литературу и предложенный материал, раскройте содержание каждого этапа эволюции турбизнеса и заполните предложенную ниже таблицу.




Этап

Характер предприни-мательства

Преобладающая сфера предпри-нимательства

Преобладающая форма предпри-нимательства

Выдающиеся предприни-матели

Эволюция терминологии

1

2

3

4

5

6



2. Определите факторы негативного влияния туризма на внешнюю среду и объясните их последствия.


3. Активное развитие туризма обусловило необходимость его правовой регламентации, т.е. выработки различных правовых институтов и создания специализированных туристских организаций.

- Сделайте обзор и охарактеризуйте нормативно-правовую базу, регламентирующую туристскую деятельность:

  • в республике Карелия;

  • на международном уровне.



- Ваше мнение по принятому закону о финансовых гарантиях. Внесите предложения по его совершенствованию.


4. Известно, что превышение выездов над въездами создаёт отрицательное сальдо. Эта ситуация характерна не только для Российской Федерации, но и таких развитых стран, как Германия, Дания, Голландия.

Определите и сформулируйте положительные и отрицательные стороны этого явления. Каковы, на ваш взгляд, пути его преодоления?

5. Туристская фирма специализируется на продаже индивидуальных туров на Карибские острова. Возможно ли достичь одновременной оценки благ со стороны потребителя и туристской фирмы? Объясните, почему такое возможно или невозможно. Приведите примеры из практики своей работы.


Тема 3. Экономические закономерности дестинации.
  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей 52 Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 60 >YI. Методические рекомендации для преподавателей 65
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические рекомендации для преподавателей; методические указания для студентов с перечнем тем для самостоятельного изучения, вопросов к зачету

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические указания для студентов дисциплины/ практики (рекомендации по планированию, организации и проведению занятий)
Охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
Учебно-методические материалы лекционного курса: учебники, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном или
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации для студентов должны состоять из: Методические рекомендации по дисциплине
Методические рекомендации для студентов должны быть в электронном виде на сайте кафедры и в печатном виде в документах кафедры
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации для преподавателя
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические указания для студентов Методические рекомендации для преподавателей
Учебно-методический комплекс по дисциплине Физико-химические процессы в техносфере
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы