Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 icon

Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006



НазваниеМетодические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006
Дата конвертации16.12.2012
Размер266.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет политических и социальных наук

Кафедра социологии


ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ




Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ



Петрозаводск

2006


Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры социологии факультета политических и социальных наук ПетрГУ 29 мая 2006 г.


Печатаются по решению редакционно-издательского совета Петрозаводского государственного университета


Составитель:

^ И.А. Милюкова, кандидат философских наук,

доцент кафедры социологии

факультета политических и социальных наук ПетрГУ


Методические рекомендации по подготовке

^ КУРСОВЫХ РАБОТ


Ежегодное курсовое исследование является одной из основных форм письменных работ для студентов 1-4 курсов специальности «социология» и «социальная работа» на факультете политических и социальных наук.

Главная цель курсовой работы – собрать и творчески освоить разнообразный теоретический и эмпирический материал, умело использовать его для решения конкретных задач в практической деятельности. Курсовые сочинения призваны помочь студенту самостоятельно добывать новые теоретические знания, овладеть научной методологией и методическими навыками самостоятельного социального исследования.

Курсовые исследования должны помочь студенту в подготовке и написанию в будущем дипломной работы, поэтому целесообразно со 2-3 курса уже так выбирать тематику курсовых сочинений, чтобы собранный материал логично укладывался в общую научную проблематику, и при желании его легко можно было структурировать в отдельные главы будущего дипломного сочинения.


Курсовое исследование должно продемонстрировать наличие у студента базовых умений самостоятельной работы, а именно:

  • тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из рекомендательного списка, предложенного учебно-методической комиссией кафедры в начале учебного года, уточняется и согласовывается с научным руководителем; студент вправе предложить свои варианты темы, которые по согласованию с научным руководителем должны быть утверждены на заседании учебно-методической комиссии кафедры не позже 1 октября;

  • в ходе работы над курсовым сочинением студент должен научиться самостоятельно находить, систематизировать и теоретически осмысливать научную литературу по выбранной теме;

  • в работе должно проявляться авторское видение логики ответа на поставленные вопросы;

  • авторская позиция должна проявляться в критическом отношении к изучаемому материалу;

  • выдвинутые в работе положения должны иметь убедительную и научно обоснованную аргументацию и сопровождаться выводами;

  • текст работы должен демонстрировать хорошее владение автором грамотным, научным стилем изложения и соответствовать библиографическим требованиям оформления сносок и списков литературы.


Логика построения курсового сочинения должна быть максимально приближена к логической схеме научного исследования и обязательно должна включать следующие элементы: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов (методики) проведения исследования, описание процесса исследовательской работы, описание и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Обоснование актуальности выбранной темы – это начальный этап работы над курсовым сочинением. Целесообразно брать для курсовой работы как можно более конкретные темы, поскольку только узкая тематика может быть проработана достаточно глубоко и детально в течение учебного года. Однако слишком узкая и специальная проблема может создать трудности для выполнения курсовой как квалификационной работы, а также для обоснования значимости темы в теоретическом и прикладном аспектах.

Освещение актуальности темы не должно быть многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации и какие последствия может принести ее разрешение.

Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие (например, между общественной потребностью в активизации экономического поведения различных групп населения при переходе к рыночному обществу и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы решения которого в настоящее время еще не известны или не ясны.

Научная проблема – это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четких формулировках. Проблема формулируются в виде конкретных и ясных вопросов. Например, каковы причины низкой экономической активности и нерыночного поведения работающих групп населения? Каковы должны быть условия и способы активизации экономического поведения этих социальных групп? Осознание проблемной ситуации необходимо подтвердить с помощью обзора литературы по избранной теме.

Научная проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, которые и порождают проблемную ситуацию. Объектом социального исследования в широком смысле выступает носитель той или иной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать необходимую информацию. Если , к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной степени являются студенты и преподаватели.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости – это и есть предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Предмет исследования – это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, которые и будут являться разными предметами исследования. Например, проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с предыдущим периодом и превысила допустимый уровень. Объектом исследования в этом случае будут работники предприятия, увольняющиеся по причинам, доступным управленческому регулированию. В качестве центральной части проблемы, т.е. предмета исследования, можно выбрать мотивацию увольнений, а можно состояние удовлетворенности трудом как наиболее существенного фактора текучести кадров.

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах.

Цель социального исследования – это планируемый результат, модель ожидаемого решения проблемы, которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор и анализ социальной статистики: например, социально-демографическая структура безработных на рынке труда, отношение работающих к планируемому нововведению и т.п. В аналитическом исследовании целью может быть разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития и т.п. В прикладном исследовании целью может являться разработка программы конкретного социологического исследования или разработка конкретных управленческих рекомендаций по преодолению изучаемой проблемы.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Например, если целью исследования является «анализ и оценка отношения работающих к нововведению в организации», то это потребует решение таких задач, как определение степени включения различных групп работников в ситуацию нововведения, отбор и анализ нормативных документов, в которых определяется степень участия различных должностных лиц в изучаемой ситуации и т.п.

Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, доказать… и т.д.). Определение задач следует производить как можно тщательнее, поскольку их решение должно составить основное содержание глав и параграфов курсовой работы.

Очень важным этапом исследования является выбор методов, которые служат инструментом добывания фактического материала, его систематизации и анализа. Моделью подбора таких методов и методологической основой курсового сочинения могут быть труды ведущих ученых на подобную или близкую тему. Вместе с тем студент должен самостоятельно обосновать применение тех или иных теоретических и эмпирических методов в своей курсовой работе.

Описание процесса исследования в курсовой работе является целесообразным, если она потребовала применение различных методик, техник и этапов исследовательской деятельности.

Курсовая работа должна быть в обязательном порядке защищена в любой форме (на семинарском занятии, на научной конференции и т.п.). Результаты защиты курсовой работы обязательно учитываются научным руководителем при выставлении итоговой оценки.


Составление рабочего плана исследования и графика работы помогает студенту рационально организовать свою работу над курсовым сочинением и сдать его на проверку научному руководителю в установленный срок – за месяц до начала летней сессии.

Как правило, рабочий план исследования включает:

  • разработку темы (формулирование гипотез, разработка структуры работы, составление плана конспекта и др.);

  • библиографический поиск литературных источников;

  • изучение ресурсов Интернета;

  • изучение литературы и отбор фактического (статистического и эмпирического) материала;

  • систематизацию и анализ собранной информации;

  • обобщение и формулировку выводов;

  • оценку общих результатов исследования.


Структура курсовой работы. Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы:

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение.

  4. Главы основной части (от 2 до 3 глав, которые обычно разбиваются на параграфы)

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы.

  7. Приложения.

  8. Вспомогательные указатели.


Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам (см. Приложение 1). Оглавление также следует оформлять в соответствии с установленными правилами (см. Приложение 2).

Во Введении обязательно обосновывается актуальность темы, формулируются объект и предмет исследования, цель и основные задачи работы, указываются и описываются методология и методы, определяется теоретическая и прикладная значимость проведенного исследования, структура изложения материала. Как уже отмечалось, структура материала глав должна соответствовать сформулированным во Введении задачам, а сами главы следует завершать краткими выводами.

Включенный во Введении аналитический Обзор литературы должен подтвердить знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями.

Характеристика методологической и методической части Введения предполагает обоснование выбора автором теоретических концепций и базовых теорий, на которые опирается автор при сборе и анализе полученных данных, описание методов сбора фактического материала и ее обработки (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т.п.).

В главах Основной части курсовой работы подробно рассматриваются и обобщаются результаты исследования. Изложение материала в курсовом исследовании должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты практики, при этом важно не просто описание, а критический разбор и анализ данных.

При необходимости отдельные положения курсовой работы должны иллюстрироваться соответствующими моделями и результатами расчетов, цифровыми данными из справочников, при необходимости оформленными в таблицы. Если таблица занимает больше одной страницы, то она выносится в Приложение в конец работы. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление.

Заключение - последовательное логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во Введении. Заключение должно представлять собой синтез информации, накопленной в ходе исследования, содержать выводы из решенных задач, а также указывать на степень их решения. Здесь определяется теоретическая и прикладная значимость работы, дается ее итоговая оценка. В ряде случаев заключительная часть работы может содержать практические предложения, указания на пути дальнейший исследований данной темы или ее расширения, оправдание за неполную разработанность проблемы, полемику с другими авторами, а также обращение или призыв.

Список использованной литературы должен включать лишь ту литературу, которая была использована в ходе исследовании, а названия книг и статей должны группироваться по определенному принципу. Правила оформления Списка литературы и правильного библиографического описания источников можно взять в библиотеке ФПСН или посмотреть на сайте кафедры социологии по адресу: www.regata.ptz.ru/pgu/Chairs/Sociology


Курсовая работа сдается на кафедру в одном экземпляре за месяц до начала летней сессии (как правило, не позже 10 мая).

Требования к оформлению курсовой работы.

Курсовая работа печатается на стандартном листе белой бумаги в формате А4 (210 х 297 мм). Размер шрифта текста работы - 12 пунктов (кроме заголовков), шрифт Times New Roman. Межстрочный интервал - 1,5 пункта. Страницы рукописи должны иметь поля: левое и нижнее по 25 мм, верхнее - 20 мм, правое - 20 мм. Рекомендуемый объем работы - от 25 до 30 машинописных страниц (исключая приложения и список литературы). Общий список используемой литературы должен включать не менее 20 наименований (нормативно правовые документы и электронные источники могут входить в это число).

Вся работа брошюруется, и все страницы нумеруются арабскими цифрами, кроме первых двух. Титульный лист и вторая страница с оглавлением включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не ставится. Порядковый номер страницы ставится на середине верхнего поля.

Оглавление дипломной работы помещается на отдельной странице, сразу после титульного листа. Оглавление должно содержать все заголовки, имеющиеся в работе. Указываются страницы, на которых начинается изложение главы или параграфа. Номера страниц в оглавлении проставляются после перепечатки рукописи.

Каждый раздел (Введение, главы основной части, Заключение) должен начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Наименования глав и параграфов должны соответствовать наименованиям, приведенным в оглавлении. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов и глав следует располагать по середине строки, печатать прописными буквами (размер шрифта 12) без точки в конце. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце (размер шрифта 12). Расстояние между заголовками разделов и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, Табл.1, Рис.1). Порядковый номер таблицы и ее название проставляются над таблицей. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Порядковый номер и название рисунка проставляются под рисунком.

Ссылки на использованные работы оформляются постранично. Соответственно источники со всеми выходными данными, на которые делаются ссылки на одной странице, помещаются внизу этой страницы. Ссылки в таком случае могут иметь постраничную нумерацию (1,2,3 и т.п. для каждой страницы) или сквозную для всей главы или работы (например, от 1 до 15).

В конце работы дается список использованной литературы. В него должны быть включены все источники, опубликованные в печати, которые использовались при написании рукописи. Источники в списке литературы располагаются и номеруются в алфавитном порядке с соблюдением правил библиографического оформления работ.

Список использованных источников и литературы и постраничные сноски оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в действующих государственных стандартах.

В Приложение следует выносить материалы, загромождающие основной текст и препятствующие его целостному восприятию. Рекомендуется выносить в Приложения громоздкие таблицы и схемы, образцы опросных листов, анкет, кодировочных карточек, протоколов наблюдений и т.п. Каждое Приложение начинают с новой страницы, нумеруют и снабжают содержательным заголовком. В тексте работы обязательно делается ссылка на номер приложения, но без знака №..

После печати рукопись должна быть тщательно выверена автором, все опечатки и описки должны быть исправлены. Допускается вписывать в текст от руки чернилами черного цвета отдельные слова, математические формулы, редко встречающиеся специальные знаки и буквы.

Методические рекомендации по подготовке

^ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ


Защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений. Выпускная (дипломная) работа является основным документом, отображающим уровень профессиональной зрелости и квалификации студента- выпускника, степень овладения им методологией и методикой научного исследования.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения основной профессиональной образовательной высшего профессионального образования и имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и прикладных социальных задач;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методологией и методикой научного исследования;

  • приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;

  • выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего сока обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе дисциплин специальности и специализаций, а также в процессе прохождения студентом производственных и преддипломных практик.


1. Общие требования к содержанию дипломной работы

1.1.Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно под контролем научного руководителя и при его помощи в решении тех вопросов, которые могут выйти за рамки компетенции студента.


1.2. Общими требованиями к дипломной работе студента являются:

1) актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость;

2) четкость постановки задачи и изложения, краткость и точность формулировок, логическая последовательность;

3) убедительность аргументации, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

4) конкретность изложения результатов.


1.4. При написании дипломного сочинения студент должен показать следующие навыки и умения:

  • умение работать с научной и научно-методической литературой, анализировать прочитанные работы, видеть различные точки зрения и позиции авторов по дискуссионным вопросам, выделять в публикациях главное и второстепенное, цитировать и ссылаться на источники, правильно оформлять ссылки;

  • глубокое знание содержания прочитанной литературы по избранной теме;

  • умение составить план, раскрывающий содержание темы курсовой работы;

  • умение привлекать и использовать при необходимости социологическую информацию, данные статистики, результаты эмпирических исследований;

  • умение осмыслить и самостоятельно изложить собранный и изученный материал по избранной теме;

  • практические навыки и умения в разработке программы исследования, отдельных ее элементов, инструментария для сбора информации, проектов выборки, применения разнообразных методов сбора и анализа информации, представления результатов исследования и его организации;

  • умение грамотно оформлять работу, ее научный аппарат.


1.5. Основными требованиями к языку дипломной работы являются следующие требования:

  • простота, четкость и лаконичность изложения;

  • отсутствие частого повторения одинаковых слов, словосочетаний и оборотов на одной или соседних страницах;

  • соблюдение стандартов и норм в отношении сокращения слов, допускается сокращение часто употребляемых в работе терминов с обязательной их расшифровкой при первом упоминании;

  • любую цитату из официальных документов или научной литературы необходимо сопровождать ссылкой на источник;

  • для акцентирования внимания разрешается использовать различные средства выделения (подчеркивание, жирность, курсив и т.д.).


1.5. Выбор темы дипломной работы является важным и ответственным моментом, во многом предопределяющим успех всей работы. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно или по совету преподавателя из числа тем, предлагаемых кафедрой. В отдельных случаях тема дипломной работы может быть предложена самим студентом. Тему рекомендуется выбирать в соответствии со специализацией студента.

Избранная и согласованная с научным руководителем тема в срок не позднее 1 октября должна быть зарегистрирована у методиста кафедры и утверждена на заседании кафедры по Заявлению студента, подписанного научным руководителем (см. Приложение 4).

Идеальным является вариант, когда студент, выбирая ту или иную научную проблему, уже оказывается способным разбираться в ее специфике, обладает знаниями специальной литературы и некоторыми практическими результатами, полученными ранее. Чаще всего это оказывается возможным, если отдельные аспекты избранной научной проблемы студент уже рассматривал в предыдущие годы в своих курсовых работах.


1.6. Научный руководитель контролирует все стадии подготовки и написания студентом дипломной работы вплоть до ее защиты. С этой целью после утверждения темы на заседании кафедры студент составляет Календарный план (см. Приложение 5) своей работы над дипломным исследованием и отдает его на утверждение научному руководителю. Не менее раза в месяц студент обязан отчитываться руководителю о проделанной работе в соответствии с утвержденным Календарным планом.


2. Требования к структуре дипломной работы.

2.1. В тексте дипломной работы должны быть четко выделены законченные по смыслу и логически соподчиненные части: Введение, содержательная часть, состоящая из 2- 3 глав и Заключение, а внутри глав, если необходимо, параграфы.


2.2. Во Введении необходимо кратко охарактеризовать современное состояние проблемы, в рамках которой выбрана тема, четко определить объект и предмет исследования, доказать актуальность рассматриваемых вопросов, определить основную цель и задачи работы, сделать краткий аналитический обзор использованной литературы, указать в чем состоит новизна и практическая значимость предполагаемых результатов. Если работа содержит обобщение собственного методического опыта студента, следует отметить это, а также сообщить информацию об эмпирическом исследовании, которое проводилось лично или в котором студент принимал участие (место и время проведения исследования, метод сбора информации, методика, тип и объем выборки).


2.3. Содержательная часть работы представляет собой итог активного осмысления выпускником собранного материала, первоисточников, научно- исследовательской литературы и должна включать в себя изложение авторского видения проблемы. Целесообразно, чтобы в первой главе были раскрыты теоретико-методологические аспекты исследуемой проблемы, а последующая глава (главы) имела практическую направленность и была ориентирована на разработку методики исследования и решение конкретных прикладных задач.


2.4. Главы и параграфы должны иметь содержательные заголовки и нумерацию. Главы содержательной части нумеруются в пределах всей работы, параграфы – в пределах каждой главы. Нумерация глав выполняется римскими цифрами, параграфов - арабскими цифрами.


2.5. Заключение должно содержать оценку степени решения поставленных во Введении задач, теоретические и практические выводы проведенного исследования, рекомендации и предложения, выработанные автором в процессе работы над темой. Можно рассмотреть здесь и перспективы дальнейшего изучения проблемы.


2.6. В общем объеме дипломной работы удельный вес Введения должен составлять до 10%, заключения – 5-10%, содержательной (основной) части – 75-80%.


3. Требования к оформлению работы

3.1. Дипломная работа является авторской рукописью и должна быть оформлена в соответствии с общепринятыми для научных работ требованиями.


3.2. Рукопись должна быть отпечатана в двух экземплярах. Каждый экземпляр брошюруется в следующей последовательности: титульный лист; оглавление; текст работы; список использованной литературы; приложение (если имеется). Все экземпляры должны быть идентичными по нумерации страниц, содержанию, иллюстративному материалу, а также в отношении правки и вставок.


3.3. Все экземпляры дипломной работы подписываются автором на титульном листе, на первом экземпляре рукописи дипломной работы расписывается также научный руководитель с указанием даты, что означает его подтверждение завершенности работы, готовность дипломной работы к защите.


3.4. Дипломная работа начинается с титульного листа, в котором указываются название университета и кафедры, на которой выполнена работа, название темы, фамилия, имя и отчество студента, выполнившего работу, фамилия, инициалы, ученая степень и должность научного руководителя, место и год написания. Образец оформления титульного листа см. в Приложении 2.


3.5. Оглавление дипломной работы помещается на отдельной странице, сразу после титульного листа. Оглавление должно содержать все заголовки, имеющиеся в работе. Указываются страницы, на которых начинается изложение главы или параграфа. Номера страниц в оглавлении проставляются после перепечатки рукописи. Образец оформления оглавления см. в Приложении 3.


3.6. Текст основной части дипломной работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) на одной стороне. Размер шрифта текста работы - 12 пунктов (кроме заголовков), шрифт Times New Roman. Межстрочный интервал - 1,5 пункта. Страницы рукописи должны иметь поля: левое и нижнее по 25 мм, верхнее - 20 мм, правое - 20 мм. Рекомендуемый объем работы - от 50 до 70 машинописных страниц (исключая приложения). Общий список используемой литературы должен включать не менее 35 наименований (нормативно правовые документы и электронные источники могут входить в это число).


3.7. Каждый раздел (Введение, главы основной части, Заключение) должен начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Наименования глав и параграфов должны соответствовать наименованиям, приведенным в оглавлении. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Заголовки разделов и глав следует располагать по середине строки, печатать прописными буквами (размер шрифта 12) без точки в конце. Заголовки параграфов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце (размер шрифта 12). Расстояние между заголовками разделов и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов (10-15 мм).


3.8. В Список использованной литературы должны быть включены все источники, опубликованные в печати, которые использовались при написании рукописи. Источники в списке литературы располагаются и номеруются в алфавитном порядке с соблюдением правил библиографического оформления работ. Правила оформления Списка использованной литературы и правильного библиографического описания источников можно взять в библиотеке ФПСН или посмотреть на сайте кафедры социологии по адресу: www.regata.ptz.ru/pgu/Chairs/Sociology


3.9. Ссылки на использованные работы оформляются постранично. Соответственно источники со всеми выходными данными, на которые делаются ссылки на одной странице, помещаются внизу этой страницы. Ссылки в таком случае могут иметь постраничную нумерацию (1,2,3 и т.п. для каждой страницы) или сквозную для всей главы (например, от 1 до 15).


3.10. В Приложение следует выносить материалы, загромождающие основной текст и препятствующие его целостному восприятию. Рекомендуется выносить в Приложения громоздкие таблицы и схемы, образцы опросных листов, анкет, кодировочных карточек, протоколов наблюдений и т.п. Каждое Приложение начинают с новой страницы, нумеруют и снабжают содержательным заголовком. В тексте работы обязательно делается ссылка на номер приложения, но без знака №.


3.11. Нумерация страниц в тексте (арабскими цифрами) должна быть сквозной, начинаться с титульного листа и заканчиваться на последней странице, включая список литературы и приложение. Номер страницы указывается посередине верхнего поля страницы без точки в конце. На титульном листе и на листе с оглавлением номер страницы не ставится.


3.12. После печати рукопись должна быть тщательно выверена автором, все опечатки и описки должны быть исправлены. Допускается вписывать в текст от руки чернилами черного цвета отдельные слова, математические формулы, редко встречающиеся специальные знаки и буквы.


4. Оформление рисунков, графиков, таблиц

4.1. Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики, диаграммы и пр.) именуются рисунками (сокращенно – рис.) Количество рисунков в дипломной работе определяется ее содержанием и должно быть достаточным для того, чтобы придать изложению ясность и конкретность.


4.2. Рисунки нумеруются последовательно в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. При ссылке на рисунок в тексте в скобках указывается «См. рис. 1.2.».


4.3. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью. Подпись должна включать название рисунка и необходимые пояснения (например, расшифровку условных обозначений). Подпись печатается под рисунком в одну строку с его номером.


4.4. Страницы с рисунками помещаются в тексте рукописи сразу же за страницами, текст на которых поясняется данным рисунком.


4.5. Все числовые данные и лексические перечни должны быть оформлены в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который печатается над таблицей. Таблицы, как и рисунки, нумеруются в пределах главы.


4.6. Таблицы печатаются в тексте рукописи. Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей. При ссылке на таблицу в тексте в скобках указывается «См. табл. 2.4.». В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия. Если таблица не помещается на одной странице, целесообразно вынести ее в Приложение.


5. О критериях оценки и порядке оценивания.

5.1. В качестве критериев для оценки дипломных работ научные руководители, рецензенты, члены государственных аттестационных комиссий должны иметь в виду: 1) актуальность темы и задач исследования; 2) обоснованность результатов и выводов; 3) новизну полученных данных; 4) степень самостоятельности выпускника и его личный вклад; 5) возможности практического использования полученных данных.


5.2. Обоснованность результатов и выводов определяются с позиций: 1)соответствия известным научным положениям и фактам; 2) логичности в изложении и обсуждении собственных данных; 3)корректности постановки эксперимента; 4) корректности использования математико-статистических методов. При этом должны учитываться 1) качество устного доклада на защите, 2) соответствие оформления работы установленным требованиям, 3) качество иллюстративного материала к докладу.


5.3. Новизна полученных данных определяется как 1) установление нового научного факта или подтверждение известного факта для новых условий; 2)получение сведений, приводящих к формулировке гипотез, которые требуют дальнейшей проверки; 3) адаптации известных методик для решения новых задач.


5.4. Личный вклад студента определяется степенью самостоятельности в выборе темы, постановке задач, планирования и организации исследования, обработки и осмысления полученных результатов, написания и оформления рукописи.

5.5. Дипломная работа оценивается по четырех бальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».


5.6. Дипломная работа, получившая, по мнению руководителя или рецензента, оценку «неудовлетворительно», к защите не допускается.

Студенту, получившему неудовлетворительную оценку, не присваивается квалификация и вместо диплома выдается справка о том, что он прослушал университетский курс в соответствии с учебным планом. В этом случае право на повторную защиту предоставляется не ранее, чем через три месяца.


5.7. Дипломная работа оценивается членами ГАК на основании доклада дипломника и выступления рецензента. Оценка производится на закрытом заседании ГАК. Руководитель диплома и рецензент могут присутствовать на нем с правом совещательного голоса. Согласованная оценка сообщается студенту и оформляется в установленном для ГАК порядке.


6. О порядке рецензирования дипломной работы

6.1. Дипломная работа в полностью законченном и оформленном виде представляется студентом на кафедру не позже, чем за месяц до аттестационного экзамена по специальности.

Научный руководитель представляет на кафедру о ней свой отзыв в письменном виде не позже чем за 10 дней до ее защиты. Предварительная оценка дипломной работы осуществляется руководителем дипломной работы и оформляется в виде письменного заключения-отзыва. В отзыве научного руководителя должно содержаться мнение руководителя о личном вкладе и уровне квалификации студента, а также итоговая оценка работы. Отзыв должен быть приложен к каждому экземпляру дипломной работы.


6.2. После положительной оценки дипломной работы научным руководителем, она передается назначаемому кафедрой рецензенту не позже чем за 10 дней до защиты. Рецензенты назначаются заведующим кафедрой и должны быть известны студенту и его научному руководителю не позже, чем за две недели до защиты.


6.3. Рецензент обязан всесторонне ознакомиться с рукописью, выяснить до защиты с автором все возникающие у него вопросы, высказать автору свои замечания и мнения об оценке работы, подготовить письменную рецензию, в которой должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о рукописи дипломной работы с точки зрения всех критериев оценки. Рецензия на дипломную работу должна быть приложена к каждому экземпляру дипломной работы. Оценка рецензента может им корректироваться на основе защиты.


7. О подготовке и проведении защиты

7.1. Дипломная работа допускается к защите при условии ее законченного оформления, наличия рецензии и отзыва руководителя, положительно оценивающих рукопись.


7.2. Защита дипломной работы проходит на открытом заседании Государственной Аттестационной Комиссии. Процедура защиты проходит по следующему порядку:

1) доклад автора работы;

2) вопросы к докладчику членов Комиссии, рецензента и присутствующих;

3) ответы докладчика на вопросы;

4) выступление научного руководителя (в его отсутствие зачитывается отзыв);

5) выступление рецензента (в его отсутствие зачитывается рецензия);

6)ответы докладчика на замечания и предложения рецензента;

7) выступление членов Комиссии и присутствующих;

8) заключительное слово докладчика.


7.3. Время на представление доклада не более 10 минут. Основными требованиям к содержанию и форме доклада являются следующие требования: четкая формулировка темы и задач, обоснование мотивации выбора темы и ее актуальности, краткое изложение основных результатов и выводов исследования, возможностей теоретического и практического их использования, сопровождение устного доклада демонстрацией наглядных материалов.


Приложение 1.
^

Образец оформления Титульного листа


курсовой работы


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет политических и социальных наук

Кафедра социологии


ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Курсовая работа

студента __ курса

специальности «социология»

фамилия, имя, отчество


Научный руководитель:

должность, научное звание,

фамилия, инициалы


Петрозаводск

2006


Приложение 2.
^

Образец оформления Титульного листа

дипломной работы


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет политических и социальных наук

Кафедра социологии


ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Дипломная работа

студента __ курса

специальности «социология»

фамилия, имя, отчество

_________________(подпись)


Научный руководитель:

должность, научное звание,

фамилия, инициалы

_______________(подпись)


Петрозаводск

2006

Приложение 3.
^

Образец оформления Оглавления




ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение стр. 3-5


Глава I Название главы стр. 6-19

1.1. Название параграфа стр. 6-11

1.2. Название параграфа стр.11–16


Глава II Название главы стр. 17-38

2.1. Название параграфа стр. 17-22

2.2. Название параграфа стр. 22-28


Заключение стр.29-31


Список использованной литературы стр. 32-33


Приложение 1 стр. 34

Приложение 2 стр.35


Приложение 4.

Образец Заявления для утверждения темы


Заведующему кафедрой

социологии ФПСН ПетрГУ

доц. Кислову С.А.

от студента гр. ____________

_________________________


ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу утвердить тему моей выпускной квалификационной работы_________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель: ______________________________________________________


Дата

Подпись студента


Согласие научного руководителя _______________________________________ (дата, подпись)


Приложение 5.
^

Образец Календарного плана




КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН


работы над дипломным исследованием

_______________________________(ФИО)





Этапы выполнения выпускной работы

Срок

выполнения

Примечания















Студент __________________________________________(подпись)


Научный руководитель _____________________________(подпись)




Похожие:

Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconМетодические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ
Изложены основные рекомендации и требования по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. Приводятся необходимые образцы...
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых работ Порядок выбора темы, подготовки и защиты курсовых работ
Методические рекомендации предназначены для студентов социологического отделения экономического факультета нгу, а также для студентов...
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconМетодические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ. Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ по специальности «Перевод и переводоведение»/ Составители: С. Л. Фокин, Е. Е. Верезубова, В. В. Токарева
Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ по специальности «Перевод и переводоведение»/ Составители: С. Л. Фокин,...
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconМетодические рекомендации по подготовке, организации и проведению защиты дипломных работ
Охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconО внесении изменений в «Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ»
Внести с 20 мая 2008 года изменения в «Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ», утвержденные...
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconО внесении изменений в «Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ»
Внести с 20 мая 2008 года изменения в «Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ», утвержденные...
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ для студентов бакалавриата, специалитета и слушателей магистратуры фмэиМП

Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета
Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации...
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconДокументи
1. /Тематика курсовых и дипломных работ/ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ЮРИДИЧЕСКАЯ...
Методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ Петрозаводск 2006 iconМетодические рекомендации и требования к содержанию и оформлению курсовых работ Научный руководитель – Л. И. Сосковец Оформление
Методические рекомендации и требования к содержанию и оформлению курсовых работ
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы