Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности icon

Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности



НазваниеАннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности
Дата конвертации03.02.2013
Размер86.57 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

АННОТАЦИЯ

к рабочей учебной программы по дисциплине

Физиология высшей нервной деятельности

060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Очная форма обучения

2 курс, 4 семестр


1. Трудоемкость:


Виды учебной работы

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия:

48

лекции

14

семинары, практические занятия

34

зачет




^ Самостоятельная работа:

24

Составление конспектов

10

Составление протоколов лабораторных исследований и написание выводов

10

Подготовка рефератов по темам

4




72


2.1. ЗАЧЕТ - 4 семестр

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО:


2.1.
Перечень формируемых компетенций



Общекультурные компетенции (текст компетенции)

Коды формируемых компетенций

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;


(ОК-1)

^ Профессиональные компетенции




- общепрофессиональные

способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат;

(ПК-2)

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов


(ПК-16);


2.2. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • интегративную деятельность нейрона, кодирование биологической информации;

  • межклеточную передачу возбуждения, центральные возбуждающие и тормозные химические синапсы, медиаторы в химических синапсах; активация и блокада медиаторных систем мозга;

  • малые нейронные сети, их свойства и функции;

  • роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических функций организма;

  • основные морфо-функциональные особенности организации различных сенсорных систем;

  • понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;

  • механизмы функционирования ЦНС человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта;

  • формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии;

  • механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике;

Уметь:

Использовать знания о:

  • механизмах проявлений высшей нервной деятельности человека, понимать механизмы психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека;

Анализировать:

  • закономерности функционирования центральной нервной системы;

  • закономерности функционирования сенсорных систем человека;

  • закономерности функционирования моторных систем;

  • особенности высшей нервной деятельности человека;

Владеть методами:

  • исследования функций сенсорных систем;

  • исследования высших психических функций;

  • исследования индивидуально-типологических характеристик человека;

  • методом ЭМГ;

  • методом ЭЭГ;

  • оценки функциональной асимметрии мозга.

  1. Краткое содержание дисциплины

Раздел 1. Интегративная функция нейрона и малые нейронные сети

Тема 1. Физиология синаптической передачи.

  1. Классификация синапсов. Функциональные свойства электрических и химических синапсов.

  2. Механизм передачи сигнала в химическом синапсе. Виды синаптических нейромедиаторов и нейромодуляторов, мембранные рецепторы, вторичные посредники медиаторов. Принцип Дейла-Фельдберга.

  3. Сенситизация и десенситизация постсинаптической мембраны.

  4. Явление посттетанической потенциации, активация и блокада медиаторных систем мозга;

Тема 2. Физиология малых нейронных сетей.

  1. Организация малых нейронных сетей: явление дивергенции и конвергенции, принцип общего конечного пути (воронка Шеррингтона);

  2. Свойства малых нейронных сетей: одностороннее проведение информации, центральная задержка, временная и пространственная суммация возбуждения, трансформация ритма, облегчение, окклюзия, реверберация и последействие, посттетаническая потенциация, пластичность, утомление.

Тема 3. Центральное торможение

  1. Понятие о центральном торможении. Роль Сеченова И.М. Классификация центрального торможения: постсинаптическое и пресинаптическое, деполяризационное и гиперполяризационное.

  2. Значение центрального торможения. Виды торможения: реципрокное, опережающее или поступательное, возвратное (торможение Реншоу и латеральное).

Раздел 2. Физиология сенсорных систем

Тема 1. Физиология соматосенсорной системы, зрительной, слуховой, вестибулярной, обонятельной, вкусовой систем.

  1. Морфо-функциональная характеристика отделов зрительной сенсорной системы.

  2. Понятие поля зрения и остроты зрения. Методы их определения.

  3. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия). Зрачковый рефлекс.

  4. Слуховая сенсорная система. Звукоулавливающие образования, звукопроводящие пути и звуковоспринимающий аппарат слуховой сенсорной системы. Механизмы рецепции звука. Бинауральный слух. Методы исследования слуховой сенсорной системы.

  5. Общая морфологическая и функциональная организация отделов кожной сенсорной системы. Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия. Методы исследования тактильной сенсорной системы. Понятие пространственного порога тактильной чувствительности. Классификация терморецепторов. Методы исследования температурной сенсорной системы. Понятие боли, ноцицепции. Функции боли. Классификация боли.

  6. Общая морфологическая и функциональная организация отделов вкусовой сенсорной системы. Рецепторы вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка. Механизм рецепции и восприятия вкуса. Методы исследования вкусовой сенсорной системы (густометрия и функциональная мобильность).

  7. Общая морфологическая и функциональная организация отделов обонятельной сенсорной системы. Механизм рецепции и восприятия запаха. Методы исследования обонятельной сенсорной системы (ольфактометрия).

Раздел 3.Физиология двигательной системы

Тема 1. Спинальные двигательные системы

  1. Понятие мышечного тонуса. Рефлекторная природа и функциональное значение тонуса мышц.

  2. Афференты заднего корешка, их классификация; виды и роль.

  3. Строение проприорецепторов (мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи)

  4. Понятие о мотонейронном пуле, виды мотонейронов, функции гамма петли;

  5. Рефлексы спинного мозга: рефлекс растяжения, сухожильный, сгибательный, перекрестный разгибательный.

Тема 2. Роль ствола мозга, мозжечка, базальных ганглиев в организации движений.

  1. Двигательные функции ствола мозга: нисходящие тракты, механизмы влияния структур продолговатого мозга и среднего мозга на мышечный тонус. Механизм возникновения состояния децеребрационной ригидности (контрактильного тонуса) у бульбарного животного. Понятие тонического рефлекса. Виды тонических рефлексов (статические и стато-кинетические). Условия их возникновения.

  2. Структуры мозжечка, участвующие в формировании мышечного тонуса, коррекции медленных произвольных движений, построении программ быстрых стереотипных движений.

  3. Участие компонентов стриапаллидарной системы и коры больших полушарий в регуляции мышечного тонуса и организации произвольных движений. Иерархо-параллельный механизм. Особенности организации моторной коры.

  4. Патофизиология двигательных расстройств.

Раздел 4. Интегративные функции ЦНС

Тема 1. Врожденные формы поведения. Лимбическая система и поведение.

  1. Характеристика мотивационного поведения. Классификация мотиваций.

  2. Нервные механизмы мотивационного поведения. Элементы лимбической системы

  3. Роль гипоталамуса в формировании мотиваций: центральные рецепторы, эрго- и трофотропные функции гипоталамуса.

  4. Роль новой коры в формировании мотиваций.

  5. Физиология эмоций. Виды эмоций. Представление о механизме их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Значение эмоций для организации поведения.

Тема 2. Основы физиологии коры головного мозга

  1. Новая кора: деление на доли, слои, колонки.

  2. Метод ЭЭГ, ритмы ЭЭГ во время бодрствования и сна.

  3. Физиология сна, стадии физиологического сна, теории сна.

  4. Физиология памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.

  5. Физиология речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека. Центры Брока и Вернике.

Тема 3. Приобретенные формы поведения

  1. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Понятие условного рефлекса. История открытия условных рефлексов. Значение работ И.П.Павлова и его последователей в создании учения об условных рефлексах и физиологии ВНД.

  2. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Значение условных рефлексов в приспособлении животных и человека к условиям существования.

  3. Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов по критериям: соотношения природы условного и безусловного раздражителей (натуральные и искусственные); биологической значимости безусловного раздражителя (пищевые, оборонительные и др.); вида рецепторов, возбуждаемых условным раздражителем (звуковые, световые и т.д.); отношения условного раздражителя к первой или второй сигнальным системам; сложности условного рефлекса (рефлексы 1, 2, 3 и т.д. порядков); характера изменения деятельности организма (положительные, отрицательные); соотношения времени действия условного и безусловного раздражителей (наличные, запаздывающие, следовые).

  4. Понятие временной связи. Павловские и современные представления об уровнях локализации временной связи и механизмах ее образования.

  5. Торможение в ВНД, его виды: безусловное (запредельное и внешнее), условное (угасательное, дифференцированное, условный тормоз, запаздывающее), условия их возникновения. Современное представление о механизмах торможения в ВНД. Значение торможения условных рефлексов для организиции приспособительной деятельности человека.

  6. Понятие типа ВНД (по И.П. Павлову). Классификация и характеристика типов ВНД. Роль типов ВНД и других индивидуально-типологических характеристик человека в реализации приспособительной деятельности.

4. Формы контроля, Оценочные средства:






Формы контроля

Оценочные средства




Текущий контроль:

(отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и занятиях)

  1. проверка конспектов;

  2. проверка протоколов лабораторных исследований;

  3. тестовый контроль;

  4. ситуационные задачи;

  5. устное собеседование.




  1. стандартная пятибалльная система,

  2. балльно-рейтинговая,

  3. зачет-незачет




Промежуточный контроль (по окончании изучения раздела дисциплины:

  1. семинары;

  2. контрольные работы;

  3. защита рефератов.

  1. стандартная пятибалльная система,

  2. балльно-рейтинговая;

  3. зачет-незачет.




Итоговый контроль по дисциплине:

– ЗАЧЕТ

  1. зачет-незачет



Заведующий кафедрой физиологии

человека и животных Лупандин Ю.В.




Похожие:

Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconАннотация к рабочей учебной программы по дисциплине нормальная физиология
Аво и резус фактор, процессы гемостаза, неспецифической и специфической защиты организма от антигенов
Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconАннотация к рабочей учебной программы по дисциплине нормальная физиология
Цнс в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами
Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconОбщая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconВопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год)
Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Практическое значение физиологии высшей нервной деятельности и ее связь с другими...
Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconПрограмма дисциплины Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: Б. В. Чернышев Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры «Психология»
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра
Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconФизиология (основы физиологии высшей нервной деятельности)

Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры
Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconАннотация рабочей учебной программы по дисциплине Акушерство и гинекология Специальность 060103 педиатрия

Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconАннотация рабочей учебной программы по дисциплине Акушерство и гинекология 060101 лечебное дело

Аннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности iconАннотация рабочей учебной программы по дисциплине Акушерство и гинекология Специальность 060103 педиатрия

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы