Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» icon

Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи»



НазваниеУрок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи»
Дата конвертации19.05.2013
Размер89.12 Kb.
ТипУрок
скачать >>>




Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи»

Поведская Ольга Константиновна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГОУ СПО РО «Вешенский педагогический колледж имени М.А.Шолохова»

Данный урок разработан для студентов педагогических колледжей, где требования Государственного образовательного стандарта к дидактическим единицам данной дисциплины, в общем, совпадают.

Дисциплина ведется на III курсах в общем объеме 44 часов. Данная тема изучается после раздела «История философии». В разделе «Общая философия. Онтология», - после рассмотрения темы «Бытие, субстанция, материя в истории философской мысли». При разработке урока учитывались психологические особенности студенческого возраста и их базовый уровень знаний и представлений о мире, который формируется в процессе освоения школьных дисциплин и дисциплин I-II курса колледжа. В начале лекции студентам даётся задание конспектировать устную лекцию преподавателя в соответствии с планом лекции, который записан на доске. Эвристическая лекция преподавателя сопровождается презентацией.

Дисциплина: Основы философии

Раздел программы: Общая философия. Онтология

^ Тема урока: Структура и уровни материи. Атрибуты материи.

Место урока: 2-й в Разделе

Цель урока: Формирование современных научных взглядов на материю.

Задачи урока:

Образовательные:

  • рассмотрение современных взглядов на уровни, структуру материи;

  • изучение атрибутивных свойств материи.

Развивающие:

  • развитие приемов обобщения знаний из различных научных областей и их интеграции;

  • активизация логического мышления, аналитической и синтетической умственной деятельности;

  • стимулирование применения знаний по аналогии.

Воспитательные:

  • формирование научно-обоснованного мировоззрения.

^ Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма учебной работы: классно-урочная.

Вид урока: эвристическая лекция.

Возраст обучающихся: III курс колледжа.

^ Время обучения: второй семестр.

Методы обучения: эвристическая лекция, компьютерные технологии, фронтальный опрос, фронтальная беседа.


Формы работы учащихся:

  • коллективные (участие во фронтальных опросе и беседе);

  • индивидуальные (конспектирование).

Формы работы преподавателя:

  • эвристическая лекция;

  • опрос студентов.

Система оценивания: в процессе фронтального опроса в начале урока и фронтальной беседы в конце оцениваются наиболее полные ответы студентов.

Оборудование и наглядные средства обучения:

  • интерактивная доска,

  • тетради для конспектирования лекций,

  • доска с планом лекции.

Программное обеспечение урока: презентация «Структура и уровни материи. Атрибуты материи», подготовленная в Microsoft Power Point.

Литература, использованная при подготовке урока:

  1. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. – М.,1997

  2. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П. Философия для средних специальных заведений. – Ростов-на-Дону, 1999

  3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998

План урока:

  1. Организационный момент (приветствие, постановка темы и цели урока) – 5 минут

  2. Лекция – 30 минут

  3. Повторение и закрепление – 7 минут

  4. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание – 3 минуты.

Ход урока


    1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие. Постановка темы урока, цели урока.

- Какой раздел философии мы с вами изучаем?

- Назовите самые широкие, основные понятия данной темы, дайте им определение.

^ Демонстрируется слайд. Понятия открываются на слайде по щелчку.


-Что является субстанциональной основой мира по современным научным понятиям?

Сегодняшняя тема урока связана с изучением именно материи как субстанции нашего бытия.


^ Демонстрируются слайды



Задание: В ходе лекции вы должны конспектировать основные положения темы. Необходимо цветом выделять термины и их определения, имена и фамилии. Выделять содержание по разделам лекции, который представлен на доске.


^ 2. Лекция (30 минут)


2.1 Структура и уровни материи

Эвристическая лекция предполагает постоянное вовлечение обучающихся в формирование содержательного поля лекции с помощью наводящих вопросов и т.п.

- Итак, дайте определение понятию материя.

- Как вы думаете, из чего состоит материя? Вспоминаем содержание курсов физики и химии.

Материя состоит из вещества и поля.

^ Демонстрируется слайд

- В чём отличия вещества от поля? Давайте сравним по скорости движения частиц и по их массе.

Частицы вещества движутся со скоростью всегда меньшей, чем скорость света, а частицы поля – со скоростью равной или большей, чем скорость света. Частицы вещества обладают массой покоя, а частицы поля – нет.

- Из чего состоит вещество?

Вещество состоит из молекул, которые в свою очередь состоят из атомов. Частицы атома имеют примерно ту же структуру на всех известных порядках ниже атомарного.

^ Демонстрируется слайд

- Покажите на слайде схему атома, на схему чего она еще похожа? Значит структурирование материи примерно одинаково на всех уровнях.

- Перечислите, в каких состояниях может находиться вещество?

Вещество может находиться в пяти состояниях: твердом, жидком, газообразном, плазменном и нейтринном.

Поле имеет волновую структуру.

^ Демонстрируется слайд

В развитии материи выделяют три глобальных этапа или уровня организации материи.

- Попробуйте их назвать, вспомнив основные разделы школьной химии и курс истории (неорганический, органический, социальный).

^ Демонстрируется слайд

Понятия открываются на слайде по щелчку.


В неорганике, в свою очередь, выделяют следующие уровни:

^ Демонстрируется слайд

- субмикроэлементарный

- микроэлементарный

- элементарный

- атомарный

Далее студенты пытаются продолжить ряд самостоятельно. Понятия открываются на слайде по щелчку.

-молекулярный

- вещества

- отдельной вещи

- планетарный

- систем

- галактический

- вселенная


В органике выделяют следующие уровни:

^ Демонстрируется слайд

- рибонуклеиновые кислоты

- клетка

- орган

Далее студенты пытаются продолжить ряд самостоятельно. Понятия открываются на слайде по щелчку.

- организм

- особь

- вид

- популяция

- биосфера


- Какие уровни можно выделить в социуме?

^ Демонстрируется слайд

Понятия открываются на слайде по щелчку.

- семья

- род

- государство

- союзы государств

- ноосфера

^ Демонстрируется слайд.

Все структурные уровни могут рассматриваться как своеобразные качественные узлы развивающейся материи, этапы глобальной эволюции.


Что же делает материю материей, что ей присуще по определению? Такие качества и свойства называются атрибутами или атрибутивными свойствами и качествами. Атрибут – необходимое свойство. Материя обладает тремя атрибутивными свойствами: движением, пространством и временем.

Демонстрируется слайд


^ 2.2 Атрибуты материи

Движение и его основные формы

Демонстрируется слайд

Категория «движение» - одна из старейших в философии. Это связано с тем, что сам факт движения всегда был очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. Так, древний философ Гераклит, сформулировал вывод «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», смысл которого в том, что всё течёт, всё изменяется.

Движение всеобъемлюще и постоянно. Движение неотъемлемо от матери, материя без движения невозможна, как и движение без материи.

^ Демонстрируется слайд

Движение составляет собой противоречивое единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения определяется тем, что оно – способ существования материи, а относительность в том, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого и появление новых систем и свойств объекта можно заметить только при сравнении.

^ Демонстрируется слайд

Выделяют два типа движения материи, характеризующие направленность изменений:

- от низшего к высшему, то есть прогресс;

- от высшего к низшему, то есть регресс.

Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

Движение также может быть:

- количественным (перенос материи и энергии в пространстве);

- качественным (изменение самой материи, перестройка её внутренней структуры, возникновение новых материальных объектов, их качеств и свойств). Качественное движение делится на:

- динамическое (изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала);

- популяционное (кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой).

Каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены, это проявляется в том, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам. Например, социальные формы не сводятся к биологическим и физико-химическим закономерностям.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.

^ Демонстрируется слайд

Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русского происхождения И. Пригожин.


^ Пространство и время как атрибутивные свойства материи

- В нашей повседневной практике пространство и время – это нечто простое и очевидное. Попробуйте дать ответ на простой вопрос: в чем их суть? Дайте им определение.



^ Демонстрируются слайды


Пространство – это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

Время – это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.

^ Демонстрируется слайд

Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи.

^ Демонстрируется слайд

Относительность пространства и времени наиболее полно проявляется в специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна. Так, специальная теория относительности исходит из того, что при приближении скорости движения объекта к скорости света линейные параметры объекта уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Кроме того, пространство и время имеют и специфические свойства. Для пространства – это трехмерность и обратимость.

Демонстрируется слайд

- А для времени?

Демонстрируется слайд. Понятия открываются на слайде по щелчку.


^ 3. Закрепление и обобщение материала лекции в форме фронтальной беседы. (7 минут)

Студенты выходят к интерактивной доске и сами иллюстрируют свои ответы.

- Из чего состоит материя?

Демонстрируется слайд. Понятия открываются на слайде по щелчку.


- Назовите уровни развития материи и их особенности.

Демонстрируется слайд. Понятия открываются на слайде по щелчку.


- Что есть атрибут, перечислите атрибуты материи.

Демонстрируется слайд. Понятия открываются на слайде по щелчку.


4. Итог урока. (3 минуты)

Выставление оценок.

Домашнее задание.




Похожие:

Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconЭкзаменационные вопросы по базовому курсу «философия»
Проблема материи в философии. Движение, пространство и время как атрибуты материи
Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconКонцепции современного естествознания Вариант №9«Структурные уровни организации материи»
Основные идеи системного анализа объектов научного познания, в том числе и материи
Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» icon29. Движение как способ существования материи. Формы движения материи
Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение это способ...
Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconОнтология Бытие Небытие
Изучить современное понимание структуры материи, её уровней, атрибутивных свойств материи
Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconПонятие материи Современная наука о строении материи
Оно включает в себя все существующее, — бытие и есть мир, к кото­рому мы принадлежим
Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconСтруктурные уровни организации материи: концепции микро-, макро- и мегамиров

Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconСтруктурные уровни организации материи. Микро, макро, мега миры

Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconУровни организации жизни
А кольцевая хромосома бактерии представляет собой уровень организации живой материи
Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconЛекции по биологической картине мира + разобрать структурные уровни организации живой материи
Живое вещество как системообразующий фактор биосферы (свойства и функции живого вещества)
Урок по теме «Структура и уровни материи. Атрибуты материи» iconI. Философское понятие материи (древнегреческое). II. Материальные объекты и их свойства
Материя несотворима и неуничтожима. При различных превращениях тела она лишь переходит из одних состояний в другие. Для существования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы