Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление



НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление
Дата конвертации11.01.2013
Размер311.42 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>


Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет менеджмента


Кафедра экономической теории и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Корпоративное управление


080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 4, семестр 8


Самара – 2007

Учебно-методический комплекс дисциплины «Корпоративное управление» 080507.65 «Менеджмент организации», специалитет. Факультет менеджмента. Курс 4, семестр 8.   Самара, 2007, СФ МГПУ,   28 с.





© СФ МГПУ, 2007

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет


Факультет менеджмента


Кафедра экономической теории и менеджмента


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Корпоративное управление


Часть I. Учебная программа дисциплины


080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 4, семестр 8


Самара – 2007


Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 30.08.2007 г.


Составители:

д.э.н., профессор кафедры экономической теории и менеджмента

Герасимов Б.Н.


Зав. кафедрой экономической теории и менеджмента, к.э.н., доцент Яковлева Н.Г.


Рецензент:

д.э.н., доцент кафедры менеджмента Самарского государственного аэрокосмического университета Сорокина Марина Геннадьевна;

к.э.н., старший преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Чуриков Юрий Вадимович.


© СФ МГПУ, 2007

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс строится на базе полученных ранее знаний и направлен на завершение общей подготовки, обеспечивая введение в специальность «Менеджмент организации».

^ Цель курса - подготовка специалистов, владеющих общими и специальными знаниями и умениями, необходимыми для решения профессиональных задач в области корпоративного управления.

^ Учебные задачи:

  • оценка целесообразности проведения разработок в области корпоративного с выявлением их глубины, перспективности и интенсивности;

  • выявление типа требуемой корпоративной модели (германская, американская, японская и т.д.);

  • определение методов корпоративного управления и выявления возможных источников получения требуемых ресурсов с оценкой их качества;

  • определение целесообразности активизации творческого потенциала участников корпоративного управления;

  • участие совместно со специалистами в подготовке кодекса корпоративного управления, переориентировка их на новые задачи и при необходимости обучение сотрудников новым методам активизации участия в корпоративной деятельности;

  • участие в контроле качества корпоративного управления с осуществлением мониторинга целесообразности проведения аудита корпорации.

^ Предмет курса - теоретические основы развития систем, методов и средств корпоративного управления.

Формы проведения занятий: лекции, семинары.

Основной материал по курсу дается на лекциях.

Цель семинарских и практических занятий по дисциплине - не столько проверка знаний студентов, сколько расширение, закрепление и усвоение того материала, в котором лекции ориентировали студентов.

Такой подход позволяет максимально приблизить содержание учебного материала к реальным потребностям и условиям профессиональной деятельности.

Формы контроля:

итоговый контроль – зачет.

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Корпорации: тенденции развития, формы и механизмы интеграции

Понятие, виды и современные тенденции развития корпораций. Корпорация как одна из наиболее эффективных форм управления предприятиями для достижения целей предпринимательства. Основа создания и функционирования корпораций - экономическая интеграция. Основные причины интеграции: мировые тенденции развития экономики (дифференцированный спрос на товары и услуги, обострение конкуренции между производителями, глобализация экономического пространства, появление и быстрое развитие новых технологий, включая информационные и коммуникационные, усложнение финансово - хозяйственных отношений, ограниченность экономических ресурсов и общества), экономические зависимости (эффект масштаба, эффект интеграции, эффект комплексных преимуществ и эффект конгломерата), а также нестабильность экономической системы (волновые циклы развития экономики, и политические и социальные дестабилизирующие процессы).

Корпоративные формы хозяйствования. Основные организационно-правовые формы корпораций: ОАО и ЗАО. Интеграция предприятий в рамках таких форм сотрудничества, как консорциумы, картели, синдикаты, ассоциации и конгломераты.

Имущественные (через участие в капитале) и неимущественные механизмы интеграции российских корпораций. Необходимость рационального сочетания акционерных и неимущественных механизмов интеграции в российс­ких интегрированных бизнес-группах (ИБГ) с учетом изменяющихся во времени конкретных условий.

^ Тема 2. Теоретические основы корпоративного управления

Понятие и сущность корпоративного управления. Отделение собственности от управления. Формирование объективных противоречий между собственниками и менеджерами - агентская теория. Заинтересованные группы: кредиторы, сотрудники компании, клиенты, поставщики, региональные и местные власти, местные сообщества. Основная задача корпоративного управления - гармонизация интересов всех групп акционеров.

Привлечение инвестиций, рост эффективности компании и снижение стоимости заемного капитала - как основные преимущества эффективной системы корпоративного управления.

Принципы КУ ОЭСР и Кодекс КУ ФКЦБ как основные рекомендательные документы, предназначенные для совершенствования качества корпоративного управления. Структура и основные положения данных документов. Принятие Кодекса КУ российскими компаниями и изменение их рейтингов (на примере НК «Норильский никель», «Петербургская телефонная сеть»)

Трудности и проблемы, связанные с формированием Кодекса корпоративного поведения компании (осознание проблем, наличие кадров, заинтересованность в перспективе и т.д.)

^ Тема 3. Современные модели корпоративного управления

Исторические предпосылки формирования различных моделей корпоративного управления.

Англо-американская модель: основные характеристики, культурно-исторические и экономические особенности. Преимущества и недостатки.

Немецкая модель: основные характеристики, культурно-исторические и экономические особенности. Преимущества и недостатки.

Японская модель: основные характеристики, культурно-исторические и экономические особенности. Преимущества и недостатки.

Предпринимательская модель: основные характеристики, специфические условия формирования, экономические особенности. Достоинства и недостатки.

Специфика и основные характеристика российской модели корпоративного управления.

^ Тема 4. Система управления и принятия решений в корпорации

Общее собрание акционеров (ОСА) как высшая форма управления акционерным обществом. Компетенция общего собрания акционеров. Порядок проведения ОСА. Процедура голосования на ОСА.

Совет директоров как представитель и выразитель интересов акционеров в системе управления компанией. Процедура формирования списка кандидатов в члены совета директоров. Объективная необходимость формирования профессионального состава совета директоров и практика реализации этой необходимости. Роль и задача независимых директоров. Комитеты совета директоров и распределение обязанностей между его членами. Система вознаграждения и ответственность членов совета.

Значение корпоративного секретаря в обеспечения прозрачности деятельности корпораций. Функции секретаря компании в процессе корпоративного управления. Примерное положение о корпоративном секретаре.

^ Тема 5. Оценка качества корпоративного управления

Место и роль рейтингов в оценке качества корпоративного управления.

Рейтинг корпоративного управления "Standard&Poor's". Основные критерии оценки: структура собственности; отношения с финансово-заинтересованными лицами; финансовая прозрачность и раскрытие информации; деятельность совета директоров. Примеры оценки качества корпоративного управления по методике агентства "Standard&Poor's".

Рейтинг корпоративного управления Института корпоративного права и управления. Основные критерии оценки: политика компании в области раскрытия информации; структура акционерного капитала; деятельность совета директоров и менеджмента компании; риски корпоративного управления в компании; права акционеров; история корпоративного управления компании. Примеры оценки качества корпоративного управления Институтом корпоративного права и управления.

Рейтинг корпоративного управления "Brunswick UBS Warburg". Основные критерии оценки: непрозрачность, размывание акционерного капитала, вывод активов, слияние/реструктуризация, банкротство/финансовая стабильность, ограничения на покупку акций, инициативы руководства, реестродержатель. Примеры оценки качества корпоративного управления по методике "Brunswick UBS Warburg".

^ Тема 6. Реорганизация акционерных обществ

Правовое регулирование реорганизации юридических лиц. Формы реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование. Этапы реорганизации юридических лиц и особенности размещения ценных бумаг при реорганизации. Слияния и поглощения как важнейший инструмент реорганизации бизнеса. Выявления понятий слияние и поглощение в российской и международной практике. Основные виды слияний и поглощений.

Российская специфика слияний и поглощений:

  • малое использование в процессе враждебных поглощений тендерного предложения и борьбы за доверенности;

  • предварительное установление над контрагентами компании (поставщиками сырья);

  • широкое вовлечение в процесс захвата государственных органов.

Тема 7. Корпоративный конфликт

Сущность корпоративного конфликта. Корпоративный шантаж и особенности его применения в России. Определении стадий и уровней корпоративного конфликта. Методы корпоративной борьбы. Получение контроля над акционерным обществом как главная цель корпоративного конфликта. Фондовый и банкротный способ перехвата управления. Примерный план захвата акционерного общества. Применение методов защиты от жесткого поглощения и влияние их влияние на благосостояние акционеров. Основные методы pre-offer и post-offer защиты.

^ Тема 8. Корпоративная культура

Понятие корпоративной культуры. Основные элементы, составляющие корпоративной культуры. Создание, поддержание, развитие корпоративной культуры. Ранжирование факторов, влияющих на изменение корпоративной культуры.

^ 3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.1 Основная литература

  1. Храброва И.А. Корпоративное управление. Вопросы интеграции. М.: «Альпина», 2000.

  2. Кукура С.П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004.

  3. Герасимов Б.Н., Сероногов В.В. Корпоративное управление: Учеб. пособие. Самара: СГАУ, 2004.

  4. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Технологии менеджмента. ч. 2: Учеб. пособие. Самара: СГАУ, МИР, 2006.

^ 3.2 Дополнительная литература

  1. Антонов В.Г. Корпоративное управление. М: Форум, 2006

  2. Асаул А. Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление. М.: Гуманистика, 2007

  3. Горфинкель В.Я., Торопцов В.С., Швандар В. А. Коммуникации и корпоративное управление. М.: ЮНИТИ, 2006

  4. Иванова Е.А. Корпоративное управление: учебное пособие. М.: Феникс, 2006

  5. Корпоративное управление. Классика Harvard Business Review, перевод Куницын А. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005

  6. Луцкий С.Я Корпоративное управление техническим перевооружением фирм. М.: Высшая школа, 2004

  7. Пособие по корпоративному управлению. В 6 т. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.

  8. Шеин В.И., Жуплев А.В. Корпоративный менеджмент: Опыт России и США. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005

  9. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М.: «Волтерс Клувер», 2004

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет менеджмента


Кафедра экономической теории и менеджмента


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Корпоративное управление


Часть II. Рабочая учебная программа дисциплины


080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 4, семестр 8


^ Очная форма обучения


Лекции (количество часов)

Семинарские и практические занятия (количество часов)

Самостоятельная работа (количество часов)

Всего

16

16

34

66


^ Заочная форма обучения


Лекции (количество часов)

Семинарские и практические занятия (количество часов)

Самостоятельная работа (количество часов)

Всего

16

---

260

276


Самара – 2007


Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры экономической теории и менеджмента Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», протокол №1 от 11.09.2007 г.


Составители:

д.э.н., профессор кафедры экономической теории и менеджмента Герасимов Б.Н.


Зав. кафедрой экономической теории и менеджмента, к.э.н., доцент Яковлева Н.Г.


© СФ МГПУ, 2007

Т^ ЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»


1.1. Тематический план курса «Корпоративное управление»
для студентов очной формы обучения



Тема

Лекции (количество часов)

Семинарские и практические занятия (количество часов)

Самостоятельная работа (количество часов)



Всего

Корпорации: тенденции развития, формы и механизмы интеграции

2

-

2

4

Теоретические основы корпоративного управления

2

2

2

6

Современные модели корпоративного управления

2

2

4

8

Система управления и принятия решений в корпорации

2

2

2

6

Оценка качества корпоративного управления

2

4

6

12

Реорганизация акционерных обществ

2

2

4

8

Корпоративный конфликт

2

2

8

12

Корпоративная культура

2

2

6

10

Итого

16

16

34

66

^ 1.2. Тематический план курса «Корпоративное управление»
для студентов заочной формы обучения



Тема

Лекции (количество часов)

Семинарские и практические занятия (количество часов)


Самостоятельная работа (количество часов)


Всего

Корпорации: тенденции развития, формы и механизмы интеграции

2

-

30

32

Теоретические основы корпоративного управления


2

-

30

32

Современные модели корпоративного управления

2

-

30

32

Система управления и принятия решений в корпорации

2

-

32

34

Оценка качества корпоративного управления

2

-

30

32

Реорганизация акционерных обществ

2

-

34

36

Корпоративный конфликт

2

-

38

40

Корпоративная культура

2

-

36

38

Итого

16

-

260

276

^ 1.3 Методические рекомендации для преподавателей

Методика преподавания курса строится на сочетании различных форм обучения, включая лекции, конкретные ситуации, деловые игры, самостоятельная проработка лекционного материала и предложенной литературы по изучаемой дисциплине, тесты, дискуссия, групповая работа. Поэтому преподаватели по дисциплине «Корпоративное управление» должны иметь основательную теоретическую подготовку, быть хорошими методистами, т.е. уметь применять интенсивные образовательные технологии, а также иметь собственный профессиональный опыт в управленческой деятельности.

Для проведения лекционных занятий по отдельным разделам можно пользоваться основной и дополнительной литературой указанной в учебной программе.

Практические занятия должны быть построены таким образом, чтоб студенты могли быть погружены в обстановку, близкую к реальной в профессиональной области деятельности. Поэтому для проведения практических занятий преподавателям рекомендуется применять различные практические ситуации, кейсы, логические задачи, деловые игры, позволяющие студентам моделировать процессы, происходящие в реальной организации.

Для проверки усвоения теоретических знаний студентами целесообразно проводить контрольное занятие (не чаще 2 раз в семестр). Контроль теоретических знаний может осуществляться двумя способами. Первый, в виде контрольной работы. Студентам предлагаются вопросы (не более 3) по ранее пройденному материалу. Работа выполняется письменно в течение 40-50 минут. Содержание вопросов определяется преподавателем самостоятельно, при этом рекомендуется воспользоваться программой семинарских занятий, кроме того, необходимо включать вопросы из тематики самостоятельной работы студентов.

Второй способ проверки теоретических знаний студентов предполагает проведение тестирования. Промежуточный тест формируется из вопросов итогового тестирования. Может включать в себя не более 20 заданий в одном варианте. Работа выполняется письменно в течение 20-30 минут.

Итоговый контроль теоретических и практических знаний и навыков студентов проводится в форме экзамена.

^ 1.4. Методические рекомендации для студентов

Студентам для успешного освоения курса «Корпоративное управление» необходимо во время подготовки к семинарским занятиям пользоваться не только лекционным материалом, но также прорабатывать указанные в данной программе основную и дополнительную литературу по теме занятия.

Кроме того, необходимо в течение семестра проработать вопросы для самостоятельной работы. При возникновении затруднений обратиться за помощью к преподавателю, ведущему курс.

В случае пропуска лекционных и практических занятий студенту необходимо ознакомится с литературой, указанной по данной теме. Самостоятельно ответить на предлагаемые вопросы и выполнить практическое задание.

^ 1.5. Тематика лекционной части дисциплины

Тема 1. Корпорации: тенденции развития, формы и механизмы интеграции

Понятие, виды и современные тенденции развития корпораций. Корпоративные формы хозяйствования. Основные организационно-правовые формы корпораций. Интеграция предприятий в рамках таких форм сотрудничества, как консорциумы, картели, синдикаты, ассоциации и конгломераты.

Имущественные (через участие в капитале) и неимущественные механизмы интеграции российских корпораций. Необходимость рационального сочетания акционерных и неимущественных механизмов интеграции в российс­ких интегрированных бизнес-группах (ИБГ) с учетом изменяющихся во времени конкретных условий.

^ Тема 2. Теоретические основы корпоративного управления

Понятие и сущность корпоративного управления. Отделение собственности от управления. Формирование объективных противоречий между собственниками и менеджерами – агентская теория. Заинтересованные группы: кредиторы, сотрудники компании, клиенты, поставщики, региональные и местные власти, местные сообщества. Основная задача корпоративного управления – гармонизация интересов всех групп акционеров.

Привлечение инвестиций, рост эффективности компании и снижение стоимости заемного капитала – как основные преимущества эффективной системы корпоративного управления.

Принципы КУ ОЭСР и Кодекс КУ ФКЦБ как основные рекомендательные документы, предназначенные для совершенствования качества корпоративного управления. Структура и основные положения данных документов. Принятие Кодекса КУ российскими компаниями и изменение их рейтингов (на примере НК «Норильский никель», «Петербургская телефонная сеть»)

Трудности и проблемы, связанные с формированием Кодекса корпоративного поведения компании (осознание проблем, наличие кадров, заинтересованность в перспективе и т.д.)

^ Тема 3. Современные модели корпоративного управления

Исторические предпосылки формирования различных моделей корпоративного управления.

Англо-американская модель: основные характеристики, культурно-исторические и экономические особенности. Преимущества и недостатки.

Немецкая модель: основные характеристики, культурно-исторические и экономические особенности. Преимущества и недостатки.

Японская модель: основные характеристики, культурно-исторические и экономические особенности. Преимущества и недостатки.

Предпринимательская модель: основные характеристики, специфические условия формирования, экономические особенности. Достоинства и недостатки.

Специфика и основные характеристика российской модели корпоративного управления.

^ Тема 4. Система управления и принятия решений в корпорации

Общее собрание акционеров (ОСА) как высшая форма управления акционерным обществом. Компетенция общего собрания акционеров. Порядок проведения ОСА. Процедура голосования на ОСА.

Совет директоров как представитель и выразитель интересов акционеров в системе управления компанией. Процедура формирования списка кандидатов в члены совета директоров. Объективная необходимость формирования профессионального состава совета директоров и практика реализации этой необходимости. Роль и задача независимых директоров. Комитеты совета директоров и распределение обязанностей между его членами. Система вознаграждения и ответственность членов совета.

Значение корпоративного секретаря в обеспечения прозрачности деятельности корпораций. Функции секретаря компании в процессе корпоративного управления. Примерное положение о корпоративном секретаре.

^ Тема 5. Оценка качества корпоративного управления

Место и роль рейтингов в оценке качества корпоративного управления.

Рейтинг корпоративного управления «Standard&Poor's». Основные критерии оценки: структура собственности; отношения с финансово-заинтересованными лицами; финансовая прозрачность и раскрытие информации; деятельность совета директоров. Примеры оценки качества корпоративного управления по методике агентства «Standard&Poor's».

Рейтинг корпоративного управления Института корпоративного права и управления. Основные критерии оценки: политика компании в области раскрытия информации; структура акционерного капитала; деятельность совета директоров и менеджмента компании; риски корпоративного управления в компании; права акционеров; история корпоративного управления компании. Примеры оценки качества корпоративного управления Институтом корпоративного права и управления.

Рейтинг корпоративного управления «Brunswick UBS Warburg». Основные критерии оценки: непрозрачность, размывание акционерного капитала, вывод активов, слияние/реструктуризация, банкротство/финансовая стабильность, ограничения на покупку акций, инициативы руководства, реестродержатель. Примеры оценки качества корпоративного управления по методике «Brunswick UBS Warburg».

^ Тема 6. Реорганизация акционерных обществ

Правовое регулирование реорганизации юридических лиц. Формы реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование. Этапы реорганизации юридических лиц и особенности размещения ценных бумаг при реорганизации. Слияния и поглощения как важнейший инструмент реорганизации бизнеса. Выявления понятий слияние и поглощение в российской и международной практике. Основные виды слияний и поглощений.

Российская специфика слияний и поглощений:

  • малое использование в процессе враждебных поглощений тендерного предложения и борьбы за доверенности;

  • предварительное установление над контрагентами компании (поставщиками сырья);

  • широкое вовлечение в процесс захвата государственных органов.

Тема 7. Корпоративный конфликт

Сущность корпоративного конфликта. Корпоративный шантаж и особенности его применения в России. Определении стадий и уровней корпоративного конфликта. Методы корпоративной борьбы. Получение контроля над акционерным обществом как главная цель корпоративного конфликта. Фондовый и банкротный способ перехвата управления. Примерный план захвата акционерного общества. Применение методов защиты от жесткого поглощения и влияние их влияние на благосостояние акционеров. Основные методы pre-offer и post-offer защиты.

^ Тема 8. Корпоративная культура

Понятие корпоративной культуры. Основные элементы, составляющие корпоративной культуры. Создание, поддержание, развитие корпоративной культуры. Ранжирование факторов, влияющих на изменение корпоративной культуры.

^ 1.6. Планы семинарских и практических занятий

Семинар 1. Разработка технологии «Совещание Совета директоров АО»

Необходимо подробно расписать операции технологии коммуникаций «Совещание Совета директоров АО».

Операция – элемент технологии, некоторый набор действий, который далее делить нецелесообразно. Выполнить операцию может один специалист. Основные этапы технологий:

  1. Подготовка (1.1., 1.2., 1.n.).

  2. Проведение (2.1., 2.2.,… 2.n.).

  3. Заключительные операции, т.е., в основном, оформление документации (3.1., 3.2., …3.).

  4. Мониторинг: подведение итогов и анализ качества и эффективности проведенного мероприятия (4.1., 4.2.,….4.n.).

На следующем занятии преподаватель коротко комментирует выполнение заданий. Задание, чаще всего, выполняется вдвоем.

Объем 2-4 стр. Оценка задания из 10 баллов.

Семинар 2. Разработка технологии «Создание кодекса корпоративного поведения»

Выполняется аналогично заданию 1. Необходимо расписать операции процесса организации и проведения «Создание кодекса корпоративного поведения». Для этого преподаватель определяет рамки выполняемого задания.

На следующем занятии преподаватель коротко комментирует выполнение заданий. Задание, чаще всего, выполняется вдвоем.

Объем 2-4 стр. Оценка задания из 10 баллов.

Семинар 3. Российская модель корпоративного управления

Занятие происходит по следующему сценарию:

  • определение тем докладов студентов;

  • выбор студентов и роздача тем докладов;

  • проверка наличия и качества докладов;

  • представление докладов аудитории;

  • вопросы докладчикам;

  • замечания и предложения по докладам;

  • оценка уровня представленных докладов.

Объем 2-4 стр. Оценка задания из 10 баллов.

Семинар 4. Разработка мероприятия по развитию корпоративного управления

Задание выполняется в виде табл. 1. Представлен пример по управлению персоналом. Мероприятия следует разрабатывать по элементам корпоративного поведения. Необходимо предложить не менее 10 мероприятий по различным подпроцессам. Пример по управлению персоналом студентами в работу не включается.

^ Таблица 1. Мероприятия по развитию организации

Наименование

мероприятия

Средства реализации

Ожидаемые результаты

1. Повышение квалификации работников

1.1 Семинар, конференция

1.2 Курсы

1.3 Стажировка

1.1 Освоение новой профессии

1.2 Повышение производительности труда

1.3 Освоение новой профессии

На следующем занятии преподаватель коротко комментирует выполнение заданий. Задание, чаще всего, выполняется вдвоем.

^ Объем 2-4 стр. Оценка задания из 10 баллов.

Семинар 5. Разработка мероприятий по развитию
корпоративного поведения


Преподаватель приводит форму на доске с примером (табл. 2). Мероприятия следует разрабатывать по элементам корпоративного поведения. Необходимо предложить не менее 10 мероприятий по различным подпроцессам. Пример по управлению персоналом студентами в работу не включается.

^ Таблица 2. Мероприятия по развитию организации

Наименования

мероприятия

Средства реализации

Ожидаемые результаты

1. Повышение квалификации работников

1.1 Семинар, конференция

1.2 Курсы

1.3 Стажировка

1.1 Освоение новой профессии

1.2 Повышение производительности труда

1.3 Замещение коллеги вовремя отпуска

На следующем занятии преподаватель коротко комментирует выполнение заданий. Задание, чаще всего, выполняется вдвоем.

Объем 2-4 стр. Оценка задания из 10 баллов.

Семинар 6. Практика корпоративного управления
в Поволжском регионе


Основные операции самостоятельной работы:

  • выбор показателей корпоративного управления;

  • характеристика выбранных показателей по регионам Поволжья;

  • оценка условий функционирования корпораций по регионам Поволжья;

  • выбор направлений развития корпоративного управления в Поволжском регионе.

На следующем занятии преподаватель коротко комментирует выполнение заданий. Задание, чаще всего, выполняется вдвоем

^ Объем 2-4 стр. Оценка задания из 10 баллов.

Семинар 7. Самостоятельная работа
«Слияние и поглощение корпораций»


Данная работа состоит из нескольких этапов:

определение понятий «слияние» и «поглощение»;

выбор условий объединения корпораций;

формирование технологий поглощения и слияния корпораций;

оценка ожидаемых результатов поглощения и слияния корпораций.

На следующем занятии преподаватель коротко комментирует выполнение заданий. Задание, чаще всего, выполняется вдвоем

^ Объем 2-4 стр. Оценка задания из 10 баллов.

Семинар 8. Инновационный потенциал корпоративной культуры

Необходимо представить характеристику трех состояний различных Элементов корпоративной культуры (низкое, нормальное, высокое). Преподаватель определяет элементы корпоративной культуры для характеристик.

Элементы корпоративной культуры можно взять из прил. 1. Элементы корпоративной культуры из книги О.С. Виханский, А.И. Наумов «Менеджмент».

Образец выполнения задания представлен в табл. 2.

^ Таблица 3. Инновационный потенциал организации

Элемент

корпоративной

культуры

Состояние

Низкое

Нормальное

Высокое

1.Одежда

Свободная форма одежды

Нет ограничений в выборе одежды

Отсутствие единого рабочего стиля в одежде

Неполный комплект униформы.

Умеренный стиль, то, что принято в неформальной обстановке.

Наличие отличительных знаков на одежде (лейбл, косынки, бейсболки, майки)

Имеется ряд требований к стилю одежды.

Оговоренная форма одежды (белый верх, черный низ)

Полный комплект одежды (от обуви до головного убора)

Униформа

Наличие корпоративной формы одежды

Сшитая на заказ спецодежда

Обычная и праздничная форма одежды

На следующем занятии преподаватель коротко комментирует выполнение заданий. Работа выполняется вдвоем.

Объем 2-3 стр. Оценка задания из 10 баллов.

^ 2. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1 Основная литература

  1. Храброва И.А. Корпоративное управление. Вопросы интеграции. М.: «Альпина», 2000.

  2. Кукура С.П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004.

  3. Герасимов Б.Н., Сероногов В.В. Корпоративное управление: Учеб. пособие. Самара: СГАУ, 2004.

  4. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Технологии менеджмента. ч. 2: Учеб. пособие. Самара: СГАУ, МИР, 2006.

^ 2.2 Дополнительная литература

  1. Антонов В.Г. Корпоративное управление. М: Форум, 2006

  2. Асаул А. Н. Менеджмент корпорации и корпоративное управление. М.: Гуманистика, 2007

  3. Горфинкель В.Я., Торопцов В.С., Швандар В. А. Коммуникации и корпоративное управление. М.: ЮНИТИ, 2006

  4. Иванова Е.А. Корпоративное управление: учебное пособие. М.: Феникс, 2006

  5. Корпоративное управление. Классика Harvard Business Review, перевод Куницын А. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005

  6. Луцкий С.Я Корпоративное управление техническим перевооружением фирм. М.: Высшая школа, 2004

  7. Пособие по корпоративному управлению. В 6 т. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.

  8. Шеин В.И., Жуплев А.В. Корпоративный менеджмент: Опыт России и США. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005

  9. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М.: «Волтерс Клувер», 2004.

^ 3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Корпорации: понятие, виды и современные тенденции развития.

    2. Экономическая интеграция как основа создания и функционирования корпораций. Причины и механизмы интеграции.

    3. Корпоративные формы хозяйствования.

    4. Корпоративное управление: понятие, сущность, задачи. Агентская теория.

    5. Основные преимущества корпоративной системы корпоративного управления.

    6. Основные рекомендательные документы, способствующие повышению качества корпоративного управления.

    7. Исторические предпосылки формирования различных моделей корпоративного управления.

    8. Основные характеристики и особенности англо-американской, немецкой и японской моделей.

    9. Специфика и основные характеристики российской модели корпоративного управления.

    10. Общее собрание акционеров: компетенция, порядок проведения, процедура голосования ОСА.

    11. Совет директоров: процедура формирования, роль и задачи, система вознаграждения и ответственность.

    12. Корпоративный секретарь: функции, основные положения.

    13. Оценка качества корпоративного управления, место и роль рейтингов в оценке.

    14. “Standard&Poor’s”: рейтинг, основные критерии оценки, примеры.

    15. Институт корпоративного права и управления: рейтинг, основные критерии оценки, примеры.

    16. “Brunswick UBS Warburg”: рейтинг, основные критерии оценки, примеры.

    17. Реорганизация акционерных обществ: формы и этапы.

    18. Правовое регулирование реорганизации юридических лиц.

    19. Российская специфика слияний и поглощений.

    20. Корпоративный конфликт: сущность, стадии, уровни.

    21. Методы корпоративной борьбы.

    22. Основные методы защиты: pre-offer, post-offer.

    23. Корпоративная культура: понятие, элементы, влияющие факторы.

Содержание

Учебно-методический комплекс дисциплины «Корпоративное управление» 080507.65 «Менеджмент организации», специалитет. Факультет менеджмента. Курс 4, семестр 8.

Часть I. Учебная программа дисциплины ………………………………….. 3

Часть II. Рабочая учебная программа дисциплины ……………………. 11


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Корпоративное управление


080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 4, семестр 8


Издательство Московского городского педагогического университета

г. Москва, Второй Сельскохозяйственный пр. 4.

Московский городской педагогический университет

Самарский филиал

Редакционно-издательское управление

443084, г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 213.


Подписано в печать 16.12.07 г. Тираж 50 экз., 0,80 услов. печ. лист., 1,5 печ. лист.


Отпечатано на полиграфической базе СФ МГПУ





Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

^ Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Факультет менеджмента


Кафедра экономической теории и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Корпоративное управление


080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 4, семестр 8





Самара – 2007








Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Управленческий учет». 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет. Самара, 2007,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Психологическое консультирование». 031000 – Педагогика и психология. Специалист....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Клинические методы исследования личности». 031000 – Педагогика и психология. Специалист....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconАнализ хозяйственной деятельности учебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономика предприятия»
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Экономика предприятия» 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет. Факультет...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины операционный менеджмент
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Операционный менеджмент» 080507. 65. «Менеджмент организации», специалитет. Самара,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Антикризисное управление предприятием»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антикризисное управление» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины информационный менеджмент 080507. 65 ‘‘Менеджмент организации’’, специалитет Самара 2007 Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационный менеджмент»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Информационный менеджмент» 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет. Самара,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антикризисное управление» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Государственное и муниципальное управление» Специальность
Учебно-методический комплекс по Государственному и муниципальному управлению составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы