Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени icon

Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени



НазваниеУрок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени
Дата конвертации20.04.2013
Размер75.29 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Новые явления в русской культуре XVI в.



Объяснительная записка: данный урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени.

Вид урока: медиа-урок

Цели урока:

Образовательные:

  • Выявить, как в памятниках культуры XVI в. отразились те изменения, которые произошли в России в эпоху правления Ивана Грозного;

  • Выделить новые черты, появившиеся в культуре России XVI в.;

  • Сформировать представление о характере культуры России XVI в.

Развивающие:

  • Развитие аналитического и логического видов мышления.

  • Развивать умение кратко формулировать свои мысли, выделять главное и особенное.

Воспитательные:

  • Формировать и развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны.

Оборудование урока: Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, медиа-проектор, настенный экран, колонки, презентация.

План урока:

I. Организационный момент - 5 минут.

II. Объяснение новой темы – 30 минут.

1. Основные черты мировоззрения эпохи Нового Времени;

2. Грамотность и книгопечатание;

3. Литература;

4. Архитектура;

5. Живопись;

6. Быт и нравы.

III. Подведение итогов и формулирование выводов – 10 минут.

Ход урока
^

I. Организационный момент


На начальном этапе ставятся цели и задачи урока, обращается внимание учеников на особенность урока – использование проектора. Обращается внимание детей на вопросы (написать на доске) на которые они должны ответить по ходу урока.

Вопросы на доске:

1. Где и кем был основан первый на Руси печатный двор?

2. За чей счет происходило финансирование книгопечатания?

3. Как обосновывалась необходимость печатания книг?

4. Каково значение появления на Руси книгопечатания?

5. Изменилось ли отношение родителей и детей со времен эпохи “Домостроя”?
^

II. Объяснение новой темы


Основные черты мировоззрения эпохи Нового Времени.

Учитель: На сегодняшнем уроке, мы с Вами попытаемся разобраться в одном из самых спорных вопросов исторической науки – наша цель сегодня охарактеризовать культуру России XVI в.
, выяснить, шла ли она в русле европейской культуры, или у нее были какие-то особенности, не позволяющие сказать, что культура России XVI в. – культура Нового времени.


Как вы знаете, в Западной Европе в XVI в. начинаются важные изменения, свидетельствующие о переходе на новый этап развития, складываются предпосылки развития капитализма.

Прежде чем мы с Вами приступим к анализу культуры России XVI в., давайте выделим критерии анализа, т. е. вспомните основные черты мировоззрения эпохи Нового Времени.

Дети выделяют следующие черты:

  • расширение кругозора;

  • расширение и освоение территорий;

  • научная картина мира;

  • протестантизм и реформация;

  • складывание национальных государств и вера в исключительность нации;

  • повышение роли личности.

Учитель: Давайте обобщим то, что вы выделили.

(Переход на слайд “Мировоззрение эпохи Нового Времени”)

Мы сегодня с вами поговорим о культуре России XVI в. в таких ее проявлениях, как грамотность, литература, архитектура, живопись. Посмотрим, произошли ли какие-то изменения в культуре России XVI в. по сравнению с предыдущим временем.

^ 2. Грамотность и книгопечатание.

(Переход на слайд “Образование”)

XVI в. – это эпоха складывания нового государства, реформы местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей.

Появляются первые учебники по грамматике – автор Максим Грек, и арифметике;

В домах людей, естественно богатых, появляются библиотеки, содержащие как русские рукописи, так и переводные книги. Сохранились сведения о богатейшей библиотеке Ивана Грозного, к сожалению, не дошедшей до нашего времени;

При Иване Грозном, впервые после долгого перерыва несколько способных молодых людей отправили в Константинополь для изучения греческого языка и грамматики;

Учитель: Вспомните, при каком правителе впервые отправляют молодых людей учиться за границу?

Элементы научных знаний, умножавшиеся из столетия в столетие, носили прикладной характер. Необходимость учета земель и исчисления налогов требовали развития арифметики (изучали дроби – числитель называли – верхнее число, а знаменатель - исподнее). Знания в области физики, техники, геометрии требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей и даже нарезного оружия, которое появляется в России в XVI в. Геометрия и физика были нужны также строителям зданий и храмов – тогда уже достаточно высоких – 50–60 метров. Освоение земель способствовало развитию географии – т. е. их описания. Предположение о том, что в Китай и Индию можно добраться Северным Ледовитым океаном высказал дипломат и переводчик Павел Герасимов в 1525 г. Об этом узнали в Западной Европе и как будто под влиянием этих сообщений снарядили экспедицию под руководством Р. Ченслера, который в 1553 г, через Сев. Двину попал в Россию, завязались торговые отношения с Англией.

(Переход на слайд “Московский печатный двор”)

Важной вехой в истории русского просвещения стало появление на Руси книгопечатания. Еще при Иване III были попытки основать это дело, но они закончились неудачей. В середине XVI в. в Москве появились первые книги так называемой “безвыходной печати”. А в 1560-х гг. была основана первая типография.

Прослушайте отрывок из статьи Васнецова и ответьте на вопрос 1 (доска).

(Переход на слайд “Апостол”)

Первая датированная печатная книга вышла в 1564 г. (запишите в тетрадь). Она называлась “Апостол”.

Послушайте отрывок из послесловия к “Апостолу”, написанный первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и ответьте на вопросы 2, 3, 4 (доска).

3. Литература.

(Переход на слайд “Литература”)

Появление книгопечатания на Руси не могло не отразиться на литературе того времени. В этой области происходит заметный подъем, хотя по-прежнему лидирует литература церковного характера.

(переход на слайд “Церковная литература”)

По-прежнему популярны Жития святых, ведутся летописи. Но появляется и новая направленность религиозной литературы. В Лицевом своде, Никоновской летописи присутствуют идеи самодержавия, божественного происхождения царской власти, возведения ее к Византийским монархам. Сам Иван Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа – кесаря родством ведемся”. Утверждаются идеи о богоизбранности нации, о том, что Москва – Третий Рим.

В церковной среде появляются и еретические идеи, еще в конце XV в.

Учитель: Вспомните, как называли эти ереси, где они появились.

Начало XVI в. – это борьба нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий). Однако критика нестяжателями церковной власти, тем самым и светской, скоро закончилась ссылкой и преследованиями. Светская власть просто воспользовалась этими спорами чтобы ослабить претензии и позиции официальной церкви.

Среди первых русских изданий особое место занимает “Домострой”, книга особого характера. В наше время интерес к “Домострою” возрастает, как к книге сугубо нравственной. Ее автором был священник Сильвестр.

Прослушайте отрывок из “Домостроя” и ответьте на вопрос 5 (доска).

(Переход на слайд “Светская литература”)

XVI в. оставил нам и произведения светского характера.

Различные повести и сказания – “Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков”, “Повесть о Молодинском сражении”.

Это и яркие публицистические произведения на злобу дня, посвященные проблемам устроения государства. положения крестьянства. “Челобитная дворянина Ивана Пересветова царю”, в которой он призывал Ивана IV к решительной борьбе за укрепление своей власти, к ограничению власти бояр.

Ермолай-Еразм, священник одной из церквей Московского Кремля, призывает облегчить положение крестьян.

Вторая половина XVI в. отмечена яркой, эмоциональной перепиской Ивана IV и князя Андрея Курбского, который написал “Историю о Великом князе Московском”, где осуждал Ивана Грозного за лютость, критиковал опричнину. Иван Грозный же исходит из соображений, что “он волен казнить и жаловать своих холопов”.

Простой народ, который в основной своей массе не имел возможности печататься, выражал себя сказках и песнях.

(Переход на слайд “Народная”)

“Сказка о Барме - Ярыжке” затрагивает очень интересный вопрос. Ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилон-граде.

Учитель: Подумайте, какую мысль о роли простого русского человека проводит автор.

“Песни о Ермаке Тимофеевиче” тоже очень популярны.

Учитель: Подумайте, в связи с каким событие могли появиться эти песни.

Исторические песни прославляют царя, его стрельцов за взятие Казани.

Народ в своем творчестве гордится Русью, считает себя причастным к деяниям государства, несмотря на жестокости режима. А раньше сказки и песни были пронизаны чувством тоски по свободной и вольной доле, слышалась гордость от победы над Ордой.

4. Архитектура.

(Переход на слайды “Архитектура”)

В этот период появляется множество прекрасных произведений каменного зодчества. Давайте познакомимся с некоторыми из них и попробуем выделить новые черты, появившиеся в строительстве храмов.

(Просмотр слайдов по архитектуре заканчивается общим слайдом. Дети должны отметить Храм Вознесения в селе Коломенском, и похожий на него Храм Василия Блаженного – т. к. это пример русской шатровой архитектуры, до этого времени купола храмов шаровидные – наследие Орды).

5. Живопись.

(Переход на слайд “Живопись”)

В живописи, а точнее сказать в иконописи появились элементы реализма, перехода от иконы к портретной и жанровой живописи. Присутствует тяга к декоративности, праздничности. Наблюдается рост мастерства.

В конце XVI в. получает известность школа “строгановского письма” - в этой манере работали Прокопий Чирин, Истома Савин. Эта школа нашла свое отражение Палехской живописи.

И все-таки, живопись того времени носила в основном церковный характер.

^ 6. Быт и нравы.

(Переход на слайд “Быт и нравы”)

Быт народа менялся медленно, жизнь основной массы людей оставалась традиционной. Лишь в крупных городах появились сдвиги.

  • слюдяные или стеклянные окна,

  • употребление пряностей,

  • иноземные ткани, посуда, украшения, часы,

  • вельможи начинаю на западный манер брить или выщипывать бороду и усы.

III. Подведение итогов и формулирование выводов


(Переход на слайд “Подведение итогов”)

Итак, мы с Вами рассмотрели культуру Руси XVI в. Давайте выделим новые черты, которые появились в ней по сравнению с прежними временами.

Используя критерии, которые мы с Вами вспомнили в начале урока, охарактеризуйте культуру России XVI в.

Все сегодня молодцы, можете быть свободны.




Похожие:

Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconСмутное время, период истории России с 1598 по 1613 год, является важным моментом отечественной истории. Изучение Смутного времени вне связи с предыдущими явлениями в нашей истории невозможно
Целью моего исследования является раскрыть причины смуты в России в конце XVI- начале XVII века. Перед тем как начать исследования,...
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconИмени О. В. Ключевского
Древней Руси", "От Закона Русского к Русской Правде", "Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XX веков",...
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconАннотация программы учебной дисциплины «Культурное наследие тульского края»
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о развитии материальной и духовной культуры...
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconОглавление Введение Глава Особенности принятия христианства на Руси в дореволюционной отечественной историографии Глава Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке Заключение Список литературы Введение
Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconОглавление Введение Глава Особенности принятия христианства на Руси в дореволюционной отечественной историографии Глава Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке Заключение Список литературы Введение
Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconОглавление Введение Глава Особенности принятия христианства на Руси в дореволюционной отечественной историографии Глава Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке Заключение Список литературы Введение
Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconОглавление Введение Глава Особенности принятия христианства на Руси в дореволюционной отечественной историографии Глава Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке Заключение Список литературы Введение
Дискуссии по определению понятия двоеверия в советской и современной российской исторической науке
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconНачало Тверской чеканки
Этот вопрос является одним из наиболее спорных в отечественной нумизматической литературе. Тема затрагивает следующие проблемы: собственно...
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconОценка петровских реформ в отечественной историографии
Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием...
Урок является важным звеном в понимании особенностей культурного развития Руси в XVI в., затрагивает спорный в исторической науке вопрос о характере культуры России этого времени iconВопросы к экзамену Проблема происхождения славян в исторической науке
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы