Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 icon

Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3



НазваниеДознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3
страница1/3
Дата конвертации18.04.2013
Размер0.49 Mb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Введение 2

  2. Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3

1.1. Дознание и действия правомерные для таможенных органов. 3

1.2. Условия при которых возбуждено уголовное дело. 4

1.3. Выемка, обыск, задержание, осмотр. 5

1.4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 6

1.5. Оперативно-розыскные действия связанные с ограничением прав граждан. 8

  1. Производство по делам о нарушении таможенных правил. 10

2.1. Каким образом заводятся дела о нарушении таможенных правил. 10

2.2. Требования предъявляемые к таможенным органам для обеспечения порядка проверки сведений о нарушении таможенных правил. 11

2.3. Участники в производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил. 14

    1. Административное задержание и в каких случаях оно может быть применено. 15

    2. Изъятие документов и иных предметов. 20

    3. Наложение ареста на товары и имущество. 22

    4. Таможенное обследование, осмотр. 23

    5. Порядок назначения экспертизы. 26

    6. Требования предъявляемые к составлению протоколов процессуальных действий. 27

  1. Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил. 28

    1. Порядок направления дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение. 28

    2. Условия прекращения производства до передачи дела на рассмотрение. 28

    3. Таможенные органы рассматривающие дела о нарушении таможенных правил. 28

  1. Заключение. 30

  2. Список используемой литературы. 31



^ I. ВВЕДЕНИЕ

Таможенное законодательство впервые наделило таможенные органы правоохранительной функцией. Правоохранительная деятельность таможенных органов является одной из важнейших форм государственного контроля. Она включает непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере. Правоохранительная деятельность осуществляется в следующих формах: дознание, проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки нар­котических средств и психотропных веществ, производ­ство по делам о нарушениях таможенных правил и их рас­смотрение.

Правоохранительная деятельность осуществляется та­моженными органами всех уровней.


Государственный таможенный комитет РФ организует борьбу с нарушениями таможенных правил, включая ад­министративные правонарушения, посягающие на нор­мальную деятельность таможенных органов; реализует меры по пресечению незаконного оборота через таможен­ную границу РФ наркотиков и психотропных веществ, предметов художественного и исторического достояния, оружия; оказывает содействие борьбе с международным терроризмом.

Региональные таможенные управления обеспечивают единообразное применение и осуществляют контроль за исполнением в регионе законодательства, за организацией борьбы с контрабандой и иными таможенными преступ­лениями.


^ II. ДОЗНАНИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ


1.1 Дознание и действия правомерные для таможенных органов.

Дознание — один из видов предварительного рассле­дования. Предоставление права проводить дознание ха­рактеризует правоохранительную деятельность государст­венных органов. К их числу, помимо таможенных орга­нов, относятся милиция, органы государственной безопас­ности, налоговая полиция и др.

Поскольку органы дознания проводят расследование, их деятельность регламентируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Осуществляется она с целью обнаружения преступлений и лиц, их совершающих. Таможенные органы производят дознание по делам, oтнесенным к их компетенции.

Наиболее опасным из этих преступлений является контрабанда. Обнаружив признаки преступления, таможенный орган возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия: осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и допрос подо­зреваемых и свидетелей.

Выполнив неотложные следственные действия, тамо­женный орган передает дело в прокуратуру для дальней­шего его расследования и направления в суд.

На выполнение неотложных следственных действий закон отводит органу дознания 10 дней. О передаче дела в прокуратуру выносится постановление. После того как сле­дователь примет дело к своему производству, таможенный орган может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако следо­ватель может приступить к расследованию, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных действий.

В составе таможенных органов образованы подразде­ления по борьбе с контрабандой и нарушениями тамо­женных правил. Дознание по уголовным делам, отнесен­ным к компетенции таможенных органов, осуществляют отделы дознания таможен и отделы организации дозна­ния региональных таможенных управлений.

Непосредственно же дознание проводят должностные лица этих подразделений. Лицо, производящее дознание, начинает его по поручению начальника таможенного ор­гана, но принимает решение от своего имени и несет лич­ную ответственность за ход дознания.

В то же время начальник таможенного органа не мо­жет отменить постановление лица, производящего дозна­ние, если на то была дана санкция прокурора.


^ 1.2. Условия при которых возбужденно уголовное дело.

Независимо от характера правонарушения закон предусматривает единые поводы и основания для возбужде­ния дела. Под поводом к возбуждению уголовного дела понимаются источники, из которых таможенные органы получают сведения о преступлениях. Таким источником может служить и непосредственное обнаружение таможенным органом признаков преступления, в том числе контрабанды.

В отличие от поводов основанием для возбуждения уголовного дела являются фактические данные, указываю­щие на наличие признаков преступления.

Когда в таможенный орган поступает сообщение о преступлении, он возбуждает уголовное дело только в том случае, если необходимо произвести неотложные следст­венные действия для того, чтобы установить и закрепить следы преступления.

При отсутствии необходимости в проведении неотлож­ных следственных действий уголовные дела возбуждают­ся только следователями.

Анонимные заявления, сообщение по телефону лица, отказавшегося назвать себя, не являются поводом для возбуждения уголовного дела.

Уголовно-процессуальный закон устанавливает трех­дневный срок со дня получения сообщения о преступле­нии, а в исключительных случаях — десятидневный срок для проверки, в основном методами таможенного контроля (досмотр, проверка документов и т. д.) и получения необходимых материалов и объяснений. До возбуждения уго­ловного дела применяются оперативно-розыскные меры.

Результаты проверки доводятся до сведения начальни­ка таможенного учреждения (он же является начальни­ком органа дознания), после чего решается вопрос о воз­буждении уголовного дела.

Подавляющее число таможенных преступлений обнару­живается работниками таможни в ходе осуществления та­моженного контроля при проверке документов, досмотре транспорта, грузов и личного досмотра. Сообщение о воз­буждении уголовного дела направляется в региональное тамо­женное управление и Государственный таможенный комитет.

Дознание проводится только должностными лицами таможенных органов. Но при проведении ряда неотлож­ных следственных действий обязательным условием яв­ляется участие двух понятых (осмотры, обыски, выемки, освидетельствование). В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в деле граждане.

Закон предоставляет лицу, производящему дознание, возможность привлекать к участию в осмотрах места про­исшествия, помещений, предметов, документов компе­тентных лиц в качестве специалистов.


^ 1.3. Выемка, обыск, задержание, осмотр.


Выемка относится к неотложным следственным дей­ствиям и осуществляется таможенным органом, если воз­никает необходимость изъять определенные предметы и документы, имеющие значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Обыск производится в том случае, если имеются достаточ­ные основания полагать, что в помещении либо ином месте находятся предметы (товары, транспортные средства, иные предметы) или документы, могущие иметь значение для дела.

Обыск проводится по постановлению лица, проводя­щего дознание, и только с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произве­ден и без санкции, но с последующим сообщением об этом прокурору в течение 24 часов.

Личный досмотр является формой таможенного кон­троля. Проведение его имеет целью обнаружить предме­ты контрабанды либо предметы, запрещенные к транзиту.

Цель проведения личного обыска шире, чем при лич­ном досмотре. Помимо указанных выше предметов в ре­зультате обыска могут быть обнаружены и другие вещест­венные доказательства: документы, товарные чеки, кви­танции на отдельно следующий багаж, записные книжки, содержащие сведения, интересующие следствие. Поэтому проведение личного досмотра не исключает последующее проведение личного обыска.

Вопрос о задержании гражданина ставится перед на­чальником таможенного органа в одном из трех случаев:

— если лицо застигнуто при совершении преступле­ния или непосредственно после его совершения;

— если очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

— если на одежде подозреваемого, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК РСФСР).

Задержание может быть произведено, например, если на одежде подозреваемого обнаружены следы наркоти­ков. Для того чтобы получить необходимые доказательст­ва, необходимо произвести освидетельствование лица. Закон допускает возможность задержания и в тех случаях, когда лицо пытается совершить побег, когда не установ­лена его личность или лицо не имеет постоянного места жительства.

О каждом случае задержания дознаватель составляет протокол, который утверждается начальником таможен­ного органа.

По каждому факту задержания по подозрению в со­вершении преступления таможенный орган должен пись­менно в течение 24 часов уведомить прокурора, осущест­вляющего надзор за законностью действий данного орга­на дознания.

Если задерживается иностранный гражданин, началь­ник органа дознания обязан доложить об этом в Государ­ственный таможенный комитет РФ.

По уголовным де­лам адвокат оказывает помощь лицам, привлеченным к ответственности, в качестве защитника.

Как правило, защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу участие защитника возможно и до предъявле­ния обвинения — с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения (ч. 1 ст. 47 УПК РСФСР).

Поэтому лицо, задержанное по подозрению в совер­шении таможенного преступления, имеет право пригла­сить защитника.

Основания для проведения осмотра установлены ст. 178 УПК РСФСР. Возможен осмотр места происшествия, помещения, предметов, документов. Осмотр проводится с целью обнаружения следов преступления, других веще­ственных доказательств.

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия проводится до возбуждения дела.

Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводит­ся с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмот­ру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыс­ке и задержании лица. К проведению осмотра, когда не­обходимо установить качество предметов, фабричную мар­кировку и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста.

Ответ на этот вопрос зависит от того, требуется ли по данному делу проводить предварительное следствие нет.

По контрабанде, например предварительного следствия обязательно, поэтому прекращение уголовного дела на стадии дознания недопустимо. Дознаватель обязан составить постановление о направлении дела следователю.

По другим делам, по которым предварительное след­ствие не обязательно (таможенные преступления к ним не относятся), возможно прекращение дела постановле­нием органа дознания.

^ 1.4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.

Характер и содержание оперативно-розыскной деятельнос­ти определены Уголовно-процессуальным кодексом, Федераль­ным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Рос­сийской Федерации" от 12 августа 1995 г. В Таможенном ко­дексе соответствующие нормы содержатся в главе 36.

В федеральном законе она определена как вид госу­дарственной деятельности, которая осуществляется глас­но и негласно соответствующими подразделениями госу­дарственных органов посредством проведения оператив­но-розыскных мероприятий в целях защиты собственнос­ти, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Специфика оперативно-розыскной деятельности тамо­женных органов состоит в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросам международных таможенных организаций, та­моженных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.

Самостоятельным направлением оперативно-розыскной деятельности таможенных органов является обеспечение их собственной безопасности.

Таможенный кодекс не раскрывает содержания опера­тивно-розыскной деятельности. Она проводится в пол­ном соответствии с Законом от 12 августа 1995 г.

Статья 6 Закона детализирует полномочия органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Им предоставляется право: применять опрос граждан; наво­дить справки; сбирать образцы для сравнительного ис­следования; исследовать предметы и документы; прово­дить наблюдения; производить отождествление личнос­ти; обследовать помещения, сооружения, участки мест­ности и транспортные средства; контролировать постав­ки. Кроме того, им предоставлено право контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, а также прослушивать телефонные переговоры.

Организация и тактика проведения оперативно-розыск­ных мероприятий составляют государственную тайну.

В ходе проведения таких мероприятий могут исполь­зоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка. В практике таможенных органов применяются и такие технические средства для обнару­жения тайников с предметами контрабанды, как рентге­новские аппараты и приборы для обнаружения металлов.

Основания проведения оперативно-розыскных меро­приятий для таможенных органов — те же, что и для ос­тальных правоохранительных органов. Определены они в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности в Рос­сийской Федерации" от 12 августа 1995 г.

Такие меры применяются не только после возбужде­ния уголовного дела, но и при получении сведений о под­готавливаемом преступлении. Сведения могут быть полу­чены, например, по результатам таможенного контроля. Располагая ими, таможенные органы могут проводить оперативную проверку.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются также поручение следователя, ука­зание прокурора, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов ино­странных государств в соответствии с договорами о пра­вовой помощи.

В ранее действовавшем Законе "Об оперативно-розыск­ной деятельности" от 13 марта 1992 г. такие мероприятия не предусматривались. Контролируемые поставки харак­терны для таможенной сферы. Поэтому они предусмот­рены таможенным законодательством.

Глава 37 Таможенного кодекса предусматривает поря­док проведения контролируемых поставок, прежде всего наркотических средств и психотропных веществ. Вызва­но это возросшей опасностью распространения наркоти­ков в Российской Федерации. Государственная граница используется наркобизнесом для ввоза наркотиков в страну или транзита через ее территорию. Контролируемые по­ставки выполняют роль барьера к его распространению.

Ст. 227 Таможенного кодекса определяет цель исполь­зования такого метода — пресечение международного не­законного оборота наркотических средств и психотроп­ных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обо­роте. В каждом случае таможенные органы РФ действуют в соответствии с договоренностью с таможенными и дру­гими компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров.

Суть контролируемой поставки состоит в том, что под контролем таможенных органов допускается ввоз в стра­ну и вывоз из нее или транзит наркотических средств и пси­хотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Государственным таможенным комитетом РФ. Если страной назначения является ино­странное государство, уголовное дело в Российской Фе­дерации не возбуждается, а о принятом решении немедленно уведомляется прокуратура. Указанный метод может использоваться и в других определенных законом случаях.

С принятием нового Закона об оперативно-розыскной деятельности контролируемые поставки отнесены к ней В соответствии с Законом контролируемая поставка пред­метов, веществ и продукции, свободная реализация кото­рых запрещена либо оборот которых ограничен, прово­дится на основании постановления, утвержденного руко­водителем органа, осуществляющего оперативно-розыск­ную деятельность.

^ 1.5. Проведение оперативно-розыскных действий

связано с ограничением прав граждан

Обеспечение законности проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий предусмотрено ст. 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ".

При проведении оперативно-розыскных действий, свя­занных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений, а также с нарушением консти­туционного права на неприкосновенность жилища, тамо­женный орган, как и любой другой правоохранительный орган, проводящий оперативно-розыскные действия, обя­зан представить материалы судье, который рассматривает их единолично и принимает решение о возможности их проведения либо отказывает в этом. Для решения вопро­са судья может потребовать предоставить дополнитель­ный материал.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О не­которых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ" от 24 декабря 1995 г. рекомендует судам принимать такие материалы к рассмотрению неза­медлительно. Суды не могут отказать в их рассмотрении.

Закон также определяет характер информации, распо­лагая которой допустимо проводить оперативно-розыск­ных мероприятия, ограничивающие конституционные пра­ва граждан. Подобная информация включает сведения о том, что имеются признаки подготавливаемого, соверша­емого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обя­зательно, либо о лицах, участвующих в нем. Проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий допусти­мо, если имеются сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономичес­кой или экологической безопасности Российской Феде­рации.

Как отмечалось выше, проведение оперативно-розыск­ных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, возможно только на основании судебного решения. Но из этого правила имеется исключение.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления (контра­банда, например, относится к тяжким преступлениям), а также если имеются данные об угрозе безопасности стра­ны, допустимо проведение оперативно-розыскных меро­приятий по постановлению руководителя органа, осущест­вляющего такую деятельность, в течение 24 часов с обяза­тельным последующим уведомлением суда (судьи). В те­чение 48 часов с начала проведения оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение.

Данные, полученные в результате оперативно-розыск­ных действий, сами по себе доказательственного значе­ния не имеют. Но они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий. Резуль­таты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела представляться в орган дознания, следователю или в cyд. Для того чтобы их можно было использовать в качеств доказательств, они должны быть проверены и оформлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, то есть как протоколы допросов свидетелей, протоколы осмотра и т. 1д.


^ III. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ

ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

2.1. Каким образом заводятся дела о нарушении таможенных правил.

Таможенное законодательство устанавливает особый порядок привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил. Он предполагает две стадии:

а) производство по делу;

б) рассмотрение дела по существу.

Производство по делу заключается в сборе доказа­тельств, проведении конкретных процессуальных дейст­вий. На второй стадии (рассмотрения дела) на основании собранного материала и оценки доказательств решается вопрос о наложении взыскания.

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил является видом административного расследование которое, как известно, заключается в выявлении факта и обстоятельств правонарушения, данных о виновных оканчивается составлением протокола.

Но таможенное законодательств не дублирует административное расследование и не только его регламентирует, расширяет круг лиц участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, предусматривает проведение таких действий, которые характерны для совершенно иной отрасли права — уголовного процесса (осмотр, предъявление для опознания). Устанав­ливается новый вид процессуальных действий — прове­дение таможенного обследования.

Поводы для этого могут быть разные, все они опреде­лены законом. Прежде всего, признаки нарушения тамо­женных правил могут быть обнаружены должностными лицами таможни. По каждому такому факту немедленно составляется протокол.

Кроме того, поводом для заведения дела могут послу­жить сообщения и заявления российских и иностранных граждан, а также сообщения в средствах массовой инфор­мации. В таможенные органы могут быть направлены материалы из других правоохранительных, контролирую­щих и иных государственных органов, что тоже может служить поводом для заведения дела.

Помимо поводов, существуют основания для заведения дела. Такими основаниями являются достаточные данные, которые указывают на признаки нарушения таможенных правил.

Заведению дела предшествует проверка фактов, изло­женных в поступившем сообщении. Проверяется также личность правонарушителя. Возможно, что при проведе­нии проверки будут выявлены обстоятельства, исключаю­щие производство по делу.

Закон устанавливает 12 обстоятельств, исключающих производство (ст. 291 ТК). Одни из них относятся к характеристике фактических данных, другие — к характе­ристике нарушителя. Обстоятельствами первой группы можно назвать отсутствие события или состава таможен­ного нарушения. Производство по делу исключается, если правонарушение, совершенное предприятием, учрежде­нием или организацией, а также гражданином-предпри­нимателем, произошло вследствие действия непреодоли­мой силы либо если гражданин (физическое лицо) дейст­вовал в состоянии крайней необходимости или необходи­мой обороны.

Точно так же применение взыскания за нарушение та­моженных правил устраняется в связи с амнистией или в случае, если принят акт, устраняющий ответственность за конкретное нарушение.

Возможно, что к моменту рассмотрения дела истекли сроки наложения взыскания за нарушение.

Обстоятельствами, характеризующими личность нару­шителя и исключающими привлечение к ответственнос­ти, являются:

недостижение лицом 16-летнего возраста, с которого возможно привлечение к ответственности за нарушение таможенных правил, либо невменяемое состояние нару­шителя. Если по тому же факту возбуждено уголовное дело, производство по делу о нарушении таможенных правил также исключается.

Если нарушение не обнаружено непосредственно долж­ностным лицом таможенного органа, а имеется соответ­ствующая информация, полученная при проведении та­моженного контроля и производстве таможенного офор­мления, проводится проверка таких сообщений.

Проверка может осуществляться в ходе проведения та­моженного контроля или производстве таможенного офор­мления. Должностное лицо, проверяющее информацию о нарушении, вправе до заведения дела о нарушении проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для про­верки документы, сведения, объяснения.

Проверка сообщений, заявлений и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном на­рушении таможенных правил должна быть закончена в срок не более трех суток, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.

Если нарушение таможенных правил обнаруживается непосредственно должностным лицом таможенного орга­на, проверка не проводится. Протокол о нарушении офор­мляется немедленно.

^ 2.2. Требования предъявляемые к таможенным органам для обеспечения порядка проверки сведений о нарушении таможенных правил.

О каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил (за исключением случаев использования упрощен­ной формы применения взыскания) должностное лицо докладывает начальнику и составляет протокол о нару­шении таможенных правил по форме, установленной при­казом ГТК России "Об утверждении новых форм прото­кола и постановления по делу о нарушении таможенных правил" от 09.08.93 г. № 313.

При обнаружении признаков нарушения таможенных правил, являющегося одновременно нарушением валют­ного законодательства, информация о нем немедленно передается в специализированное подразделение таможен­ного органа по валютному контролю.

При непосредственном обнаружении признаков на­рушения таможенных правил или при получении матери­алов, в которых имеются достаточные данные, указываю­щие на такие признаки, протокол оформляется немедленно. В иных случаях, требующих предварительной про­верки поступившей информации, — в пределах сроков, установленных статьей 294 Таможенного кодекса Россий­ской Федерации.

В отдельных случаях составлению протокола может предшествовать оперативная консультация со специали­зированным подразделением таможенного органа.

Копия протокола, составленного должностным лицом, вручается под расписку лицу, привлекаемому к ответст­венности за нарушение таможенных правил.

В случае невозможности вручить копию протокола она высылается указанному лицу.

Должностное лицо, составившее протокол о наруше­нии таможенных правил, представляет его для регистра­ции в структурное подразделение по борьбе с контрабан­дой и нарушениями таможенных правил таможенного органа.

Проверка сообщений, заявлений и иной информации о таких нарушениях, полученных должностными лицами при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля, осуществляется в ходе таможен­ного оформления и таможенного контроля.

К проведению таких проверок при необходимости должны привлекаться должностные лица, являющиеся сотрудниками других структурных подразделений тамо­женного органа.

Протокол о нарушении таможенных правил имеет ис­ключительное значение для привлечения к ответственнос­ти за нарушение.

С момента составления протокола дело о нарушении таможенных правил считается заведенным и произведет во по нему начатым.

Форма протокола о нарушении таможенных правил. как указано выше, установлена ГТК РФ.

В протоколе указываются: дата и место его составле­ния, должность и фамилия лица, его составляющего; не­обходимые для рассмотрения дела сведения о привлекае­мом к ответственности; место, время совершения и суще­ство нарушения таможенных правил; статья Таможенно­го кодекса, предусматривающая ответственность за дан­ное нарушение таможенных правил; фамилии и адреса свидетелей, если они имеются; объяснение лица, привле­каемого к ответственности; сведения о товарах, транспорт­ных средствах, документах и иных изъятых предметах. В протокол включаются иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составляющим и привлекаемым к ответственности. Если имеются свидете­ли, они также подписывают протокол.

Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе дать объяснения и замечания по содержанию протокола. При составлении протокола ему разъясняются его права, о чем в протоколе делается отметка.

Копия протокола, как отмечалось, вручается под распис­ку или высылается лицу, привлекаемому к ответственности.

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил должно быть закончено не позднее чем в месячный срок с момента его заведения. Этот срок может быть про­длен, если возникает необходимость, начальником тамож­ни РФ, либо его заместителем, либо начальником выше­стоящего таможенного органа в пределах сроков наложе­ния взыскания за нарушение таможенных правил.

Сроки наложения взыскания определяются статьей 247 ТК в два месяца со дня обнаружения нарушения (для физических лиц) и в шесть месяцев (для юридических лиц). В этих пределах допустимо продление сроков производ­ства по делам о нарушении таможенных правил.

Установление таких сроков существенно превосходит сроки, установленные для .рассмотрения административ­ных правонарушений. Административные правонаруше­ния должны быть рассмотрены в пятнадцатидневный срок с момента получения протокола.

Значительное расхождение в сроках объясняется слож­ностью и многоаспектостью деятельности таможни. Осу­ществление таможенного контроля, проведение проверок, затребование документов, возможно, потребуют в отдель­ных случаях значительного времени. Но не может быть оправдано необоснованное затягивание производства. Оперативность является одной из характерных черт ад­министративного процесса, и этот принцип по возмож­ности должен быть соблюден.

Производство по таким делам, равно как и их рассмот­рение, осуществляют уполномоченные на то должност­ные лица таможенных органов РФ в сроки и в порядке, установленные Таможенным кодексом РФ.

Производство по делу о нарушении таможенных пра­вил может вестись должностным лицом, непосредствен­но обнаружившим правонарушение, если дело несложное и его расследование не вызывает затруднений а также если производство такого расследования не влияет на произ­водство таможенного оформления других товаров и транс­портных средств.

В иных случаях по решению начальника таможенного органа или его заместителя ведение производства по делу о нарушении таможенных правил поручается должност­ным лицам, являющимся сотрудниками структурного под­разделения по борьбе с контрабандой и нарушениями та­моженных правил этого таможенного органа. При этом дело о нарушении таможенных правил передается для производства в указанное подразделение после производства не терпящих отлагательства процессуальных дейст­вий по закреплению доказательств о совершенном право­нарушении, принятию мер по изъятию товаров, транс­портных средств и иных предметов, являющихся непо­средственными объектами нарушения таможенных пра­вил, обеспечению их сохранности и т. п.

Должностные лица на последующих после такой пере­дачи стадиях производства и рассмотрения дела могут привлекаться к участию в проведении конкретных про­цессуальных действий и рассмотрению дела.

^ 2.3. Участники в производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил.

Прежде всего в производстве по делу о нарушении тамо­женных правил участвует лицо, привлеченное к ответствен­ности. Им может быть физическое лицо или должностное лицо. Если к ответственности привлекается несовершенно­летний либо неспособный к силу своих физических и пси­хических недостатков осуществлять свои права по делу, их интересы могут представлять законные представители (ро­дители, усыновители, опекуны). При необходимости законный представитель может быть опрошен в качестве свидетеля.

Включение в число субъектов таможенных правонару­шений юридических лиц потребовало определить в зако­нодательном порядке условия их участия.

Согласно ст. 306 Таможенного кодекса, при привлече­нии к ответственности предприятия, учреждения или ор­ганизации в производстве по делу могут участвовать ру­ководители или их заместители либо (с разрешения долж­ностного лица таможенного органа, в производстве кото­рого находится дело) другие их работники, если в их слу­жебные обязанности входит урегулирование всех вопро­сов, связанных с привлечением таких юридических лиц к ответственности за нарушение таможенных правил.

Если к ответственности привлечено лицо, занимаю­щееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то оно само участвует в деле.

В случае необходимости к участию в деле допускаются и другие лица (эксперты, специалисты, переводчики, сви­детели, понятые).

Получение квалифицированной помощи — конститу­ционное право каждого человека (ст. 48 Конституции РФ). В Положении об адвокатуре Российской Федерации ука­зывается, что адвокаты дают консультации; составляют документы по правовым вопросам, участвуют в рассмот­рении уголовных, гражданских дел, а также по делам об административных правонарушениях.

Конституция расширила возможность получения юри­дической помощи лицам, совершившим правонарушения. Каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания.

По делам о таможенных правонарушениях адвокат при­нимает участие в рассмотрении дела, но в стадии произ­водства он не участвует. Исключение сделано для случаев административного задержания физического или долж­ностного лица на срок свыше трех часов, когда адвокат участвует при производстве по делу при условии, если об этом ходатайствует лицо, подвергнутое задержанию, либо его законный представитель. Если адвокат не может явить­ся в течение 24 часов с момента административного за­держания, лицу может быть предложено пригласить дру­гого адвоката. Такая помощь может быть обеспечена че­рез юридическую консультацию. Следовательно, если лицо, привлеченное к ответственности за нарушение та­моженных правил, не подвергалось административному задержанию, до рассмотрения дела оно не может восполь­зоваться помощью адвоката. В этой части Таможенный кодекс РФ ориентирован на общую норму административного законодательства, предусматривающую участие адвоката по делам об административных правонарушени­ях именно в рассмотрении дела.

Адвокат вправе иметь свидания с лицом, подвергну­тым административному задержанию, наедине без огра­ничения их количества и продолжительности;

— присутствовать при проведении процессуальных дей­ствий с участием лица, подвергнутого административно­му задержанию;

— знакомиться с протоколом административного за­держания и другими материалами, послужившими осно­ванием для задержания;

— знакомиться с протоколами процессуальных дейст­вий, проведенных с участием задержанного.

На тех же основаниях, что и адвокат, в деле может участвовать представитель лица, в отношении которого применено административное задержание, для оказания ему юридической помощи. Полномочия представителя должны быть надлежащим образом оформлены. Если пол­номочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, то полномочия представи­теля удостоверяются доверенностью, выданной лицом, интересы которого он должен представлять, заверенной нотариально. Если лицо, привлеченное к ответственнос­ти, участвует в рассмотрении дела непосредственно, к доверенности на участие в деле представителя приравни­вается его письменное заявление.

  1   2   3




Похожие:

Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconОперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconПаспорт специальности 12. 00. 09 Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность
Содержанием специальности 12. 00. 09 – "Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность"...
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconСогласовано
По специальности 12. 00. 09 – уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconПримерные вопросы кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 09 «Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность»
Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса) и его назначение. Соотношение уголовного процесса и оперативно-розыскной...
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconСпециальности аспирантуры
Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconСпециальности аспирантуры
Уголовный процесс; криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconУчебно-методический комплекс оперативно-розыскная деятельность высшее профессиональное образование специальность 030501. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовно-правовых дисциплин протокол от 17 января 2011...
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 icon1. Цели освоения дисциплины Цели
Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 icon1. Цели освоения дисциплины Цели
Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3 iconВопросы к кандидатскому экзамену по специальности 12. 00. 09 уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность для аспирантов и соискателей
Уголовно-процессуальное право (понятие, место в системе права, понятие и виды источников права, действие уголовно-процессуального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы