Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 icon

Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8



НазваниеВступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8
страница1/13
Дата конвертации18.04.2013
Размер1.32 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3

Часть I. История 5

§1. ДО XIX ВЕКА 5

§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8

§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 16

§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20

§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 23

Часть II. Современное правовое регулирование 26

§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 26

§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 30

§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 35

§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 39

§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 43

§ 6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 гг.) 61


ВСТУПЛЕНИЕ


Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.

Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.

История России свидетельствует, что попытки решить эти задачи с помощью централизованной структуры власти и управления, обречены на провал.

В своей книге "Земство и земская реформа" (1918 г.) Б.Б.
Веселовский писал: "При крепостном праве, до 60-х годов прошлого века, Россия управлялась всецело чиновниками и помещиками, которых Николай I называл своими полицмейстерами... Несовершенства такого управления и таких порядков становились все яснее и яснее по мере того как жизнь развивалась и русское государство должно было равняться по другим цивилизованным государствам... Приходилось подумать, как улучшить это управление. И уже в начале ХIХ века правительство стало составлять разные проекты, как исправить дела местного управления... Составлялись секретно разные проекты, как бы ослабить гнет крепостного права, однако боялись поступить решительно - боялись восстания крестьян, боялись повредить и интересам помещиков. Но жизнь делала свое дело и в конце концов пришлось отказаться от крепостного права (реформа 19 февраля 1861 г.). Одновременно с этим был поставлен и вопрос, как улучшить управление на местах. При крепостном праве нельзя было улучшить местное управление; упразднение же крепостного права сразу выдвинуло и вопрос о таком улучшении"1.

Те же проблемы существовали и в городской жизни: "Город без одобрения администрации не может ступить... ни одного шага, и в этом, конечно, нужно видеть главную причину отсталости наших городов в деле благоустройства. По существу своему понятие о самостоятельности местного самоуправления несовместимо с предоставлением администрации права утверждать или не утверждать должностных лиц, а тем более - назначать их по своему усмотрению. Если органы городского самоуправления могут самостоятельно управлять делами города, то им должно быть предоставлено и право выбирать подходящих лиц для выполнения своих предначертаний"1.

Уже в XIX веке специалистам было ясно, что при таком способе управления граждане перестают быть субъектами управленческой деятельности, превращаясь в пассивные, а в некоторых случаях, и в активно противодействующие объекты (как это было со столыпинской реформой). Ни то, ни другое не способствует эффективному функционированию государства, а главное, реализации прав и свобод граждан.

XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы организации своей жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права, свободы и интересы граждан.

Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась и третья - становление и развитие местного самоуправления. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции.

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ.

^ Часть I. История


Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Похожие:

Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconПрезентация кафедры зарубежной литературы
История зарубежной литературы 1/3 XIX века (романтизм) ) История зарубежной литературы 2/3 XIX века (критический реализм) ) История...
Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconВопросы к экзамену по курсу «история отечественной литературы третьей трети XIX века» Общественно-политическое движение в России в 1868-1880 гг. XIX века
Народничество: представители, идеи, теоретические манифесты Г. И. Успенский как представитель народничества
Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconЛичность Греча Н. И. в отечественной журналистике XIX века (на материалах электронных версий печатных изданий XIX века)

Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconНаука и культура первой половины XIX в
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(...
Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconМузыка в начале XX века
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо...
Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconАдминистративные и экономические реформы Петра I
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII первой полови­не XIX века: История. Историк
Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconВнеклассное мероприятие для 11 класса «Умники и умницы» На тему: «Пейзаж в русской живописи XIX века»
Формы: игра повторение пройденного материала по курсу мхк «Русское искусство XIX века»
Вступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8 iconИстория России конец XVIII века начало XIX века

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы