Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» icon

Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран»



НазваниеКонтрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран»
Дата конвертации17.04.2013
Размер241.46 Kb.
ТипКонтрольная работа
скачать >>>


МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ


ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Контрольная работа


по курсу

«Конституционное(государственное)право зарубежных стран»

Вариант 1

«Личные (гражданские) права и свободы

в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)»


4 курс МЗФ МГЮА

группа №7

Дуров Р.А.

Дата сдачи -

Преподаватель -

Оценка -


МОСКВА, 1997



План

1.Введение.

2.Основные понятия личных прав и свобод.

3.Краткая характеристика конституций США и Испании.

4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобод конституций США и Испании.

5.Заключение.

1.Введение

Человек живет, участвуя во всех сферах общественной жизни, тем самым, реализуя свои права и обязанности.

Личные права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без них теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод.

Изучая конституции других стран невольно обращаешься и к Конституции РФ. Такое сравнение весьма интересно именно сейчас, когда в парламенте страны, в политических партиях все более выкристаллизуется мысль о необходимости изменения Конституции.

Вместе с тем, декларирование прав и свобод является одним из важных элементов, исследуя который, можно возможно судить об уровне развития демократии в стране. Кто для кого - личность для государства или государство для личности? Что есть личность для государства: «средство», «винтик» в его машине, жизнь которых всегда будет оправдана интересами государства, или цель существования государства ? Развитие института личных прав и свобод дает ответ на этот вопрос.

США и Испания – демократические страны с различными формами правления и государственного устройства, расположенные на разных континентах, имеющие различный исторический опыт. Учитывая все вышеизложенное, представляется интересным провести сравнение конституционных положений о личных правах и свободах, изложенные в конституциях этих стран.

^ 2.Основные понятия личных прав и свобод.

Личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. Юриди­чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Одна­ко во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена.
Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных.

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновен­ность, физическая и психическая.

Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным со­блюдением установленных законом процедур. Арест возможен при воз­буждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возмо­жен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауп­твахте (мера наказания).

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, уни­жающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особо­го иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу оп­ределенной суммы в качестве компенсации морального ущерба.

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государст­венная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяже­нии веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (отно­ситься к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах тотали­тарного социализма это обязательно для членов коммунистической пар­тии и ее молодежной организации).

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жили­ще, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух поня­тых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить про­исходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.

Конституционным правом личности является тайна переписки, те­лефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки воз­можно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозревае­мых в совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих политичес­ких противников избирательным штабом президента Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это

дело широко известно как «Уотергейт» (по названию местности, где рас­полагался избирательный штаб демократической партии).

Свобода передвижения по территории страны и выбор места житель­ства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обес­печения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболева­ний, в условиях чрезвычайного положения.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвра­титься в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограниче­ния на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернатив­ную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государствен­ную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении докумен­тов на эмиграцию.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сфе­рой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифи­цированной юридической помощи, презумпция невиновности, право об­виняемого на защиту и др.


^ 3.Краткая характеристика контитуций США и Испании.

Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регу­лирования США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых пра­вах. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключени­ем поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не счита­ются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков — защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50—60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например право на информацию, на здоро­вую окружающую среду.

Первым конституционным документом, в котором говорилось о пра­вах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека —о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформу­лировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобри­тании).

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвы-

чайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила хабеас корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав чле­нов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, ис­ключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для заня­тия какой-либо государственной должности.

Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэ­тому его формулировки носят запретительный характер, так как запре­щают ограничивать права и свободы, которые резюмируются. Это отно­сится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собра­ний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о пра­вах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (докумен­тов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории граждан­ских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Од­нако в целом Декларация независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, феде­ральными законами, судебными прецедентами.

Испания — последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное вре­мя. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суареса законопроект о политической ре­форме был одобрен национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на переходной период некото­рые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государствен­ной власти, в частности, образован двухпалатный парламент — Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали кон­ституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испан­ской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значитель­ными правами составляющих страну единиц — автономных со­обществ и демократический политический режим.

Права, свободы и обязанности граждан регулируются значи­тельным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 ста­тей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая фило­софская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неот­чуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В консти­туции принята ее широкая конструкция, — все испанцы пользуют­ся правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свобода­ми, содержащимися в конституции "на основании условий, уста­новленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).

Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологичес­кую, религиозную и культовую свободу; право на личную свобо­ду и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по наци­ональной территории; политические свободы — выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права — на образо­вание, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий,

право частнопредпринимательской деятельности, право на тру­довой конфликт,

Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их консти­туционного признания и юридической системе их защиты. Пер­вая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая груп­па — права и обязанности граждан (секция 2 той же главы — статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа — права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части консти­туции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосред­ственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдать­ся всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Испол­нение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законо­дательством, которое они развивают.

Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испан­ским законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях не говорится, но формулировки скон­струированы таким образом, что возложенные на государствен­ные органы обязанности не могут быть реализованы без необ­ходимых материальных расходов. Именно таким образом сфор­мулирована защита испанской семьи: "На государственных

властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п. 1 ст. 39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику, обеспечивающую профес­сиональную подготовку и переподготовку граждан, а также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом госу­дарственные власти обязываются принимать меры по организа­ции и охране здоровья граждан, они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие мер по оказанию помощи, лечению и оздоровлению физически или психически ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение материальных средств по­средством периодически пересматриваемого законодательства.

Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится по­ощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и тех­нических исследований в общих интересах, наблюдение за ра­зумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художест­венного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем.

На конституционный уровень поднято и регулирование ограни­чений прав и свобод, которые могут потребоваться при введении в стране чрезвычайного или осадного положения. При таких обстоятельствах могут приостанавливаться ряд прав и свобод, а именно: право на свободу и безопасность, неприкосновен­ность жилища и тайна почтовых, телеграфных и телефонных сообщений; право на свободное избрание местожительства и передвижения по национальной территории; свобода выраже­ния мнений, право на распространение публикаций и другие средства передачи информации, в обычных условиях рассмат­риваемых судом; свобода собраний и манифестаций, право на забастовку, право на конфликт, т.е. право на локаут со стороны предпринимателей. Особо выделяются (п. 2 ст. 55 конституции) ограничения в борьбе против терроризма, а именно приостанав­ливаются нормы о сроке предварительного задержания (в обыч­ное время — максимум 72 часа), о неприкосновенности жилища и тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений. Последние меры имеют цель облегчить борьбу полиции с террориз­мом, который до принятия и во время выработки конституции был весьма активным.

Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генераль­ными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан. Его полномочия ограничивают­ся лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключа­ют другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он только "охраняет" указанные права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона.

Народный защитник может по долгу службы или по чье­му-либо требованию (физического или юридического лица) на­чать и проводить расследование в отношении действий и реше­ний публичной администрации и ее представителей по отноше­нию к гражданам. Полномочия Народного защитника распро­страняются на деятельность министров, административных влас­тей, любого лица, состоящего на службе в публичной админист­рации. К народному защитнику могут обращаться и парламен­тарии. При выявлении злоупотреблений, произвола, дискримина­ции, ошибки, небрежности или упущения какого-либо служаще­го Народный защитник, выявив мнение нарушителя, ставит в из­вестность вышестоящих руководителей. Не будучи правомоч­ным изменять или отменять акты и решения публичной админист­рации, Защитник может предлагать изменение критериев при их применении, может обращаться с предложением об изменении норм в законодательный орган или к администрации, а также когда он считает какой-либо акт противоречащим основному закону, то может обращаться в Конституционный суд. Защитник ежегодно отчитывается перед Генеральными кортесами.

Названные средства защиты не исключают возможности об­ращения в международные органы по защите прав человека, в частности, в органы ООН и Совета Европы. 11 июня 1981 г. Испания признала для себя обязательной компетенцию Европей­ской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Следовательно, испанские граждане, как впрочем, иностранцы и лица без гражданства, могут предъявлять иски к испанскому государству по поводу нарушения прав и сво­бод, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека 1950 г. и в дополнительных протоколах к ней.

^ 4.Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобо конституций США и Испании.




Личные права и свободы



США



Испания



Право на жизнь


Свобода и личная неприкосновенность


Достоинство личности


Свобода совести


Неприкосновенность жилища


Тайна переписки

Свобода передвижения


Конституционные права личности связанные с судебной сферой: право доступа к суду, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту.



Поправка V

Никто не должен привлекаться к ответственности за пре­ступление, караемое смертью, или иное позорящее преступле­ние иначе как по постановлению или обвинительному акту, вынесенному большим жюри, за исключением случаев возбуж­дения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо милиции, когда последняя в связи с войной или угрожающей обществу опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной не­прикосновенностью за одно и то же правонарушение; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства; ни­какая частная собственность не должна отбираться для об­щественного пользования без справедливого вознаграждения.

Поправка 4

Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и иму­щества от необоснованных обысков и арестов не должно нару­шаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или тор­жественным заявлением. Такие ордера должны содержать под­робное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.


^ Поправка Х11Р

Раздел 1. Ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо дру­гом месте, на которое распространяется их юрисдикция, не должно существовать ни рабства, ни подневольных работ, кроме случаев наказания за преступление, за совершение которого лицо было должным образом осуждено.


Поправка V

Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероис­поведание, либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Прави­тельству с петициями об удовлетворении жалоб.


^ Поправка III

В мирное время ни один солдат не должен помещаться на по­стой в какой-либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом.

Поправка 4

Поправка 4

Прямого указания нет, но

Поправка IX

^ Перечисление в Конституции определенных прав не долж­но толковаться как отрицание или умаление других прав, со­храняемых народом.


Поправка 4,5

Поправка VI

Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление; причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняе­мый имеет право на информирование о характере и основаниях обвинения, на очную ставку с показывающими против него сви­детелями, на принудительный вызов свидетелей, показывающих в его пользу, и на помощь адвоката для своей защиты.

Поправка XI

Судебную власть Соединенных Штатов нельзя истолковы­вать как распространяющуюся на любое судебное дело, реша­емое по закону или по праву справедливости, если это дело начато или ведется против одного из штатов гражданами дру­гого штата либо гражданами или подданными иностранного государства.

Статья 15.

Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным на­казаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случа­ев, предусмотренных военно-уголовными законами, действу­ющими во время войны.


Статья 17.

1. Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы ина­че, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом.

2. Предварительное заключение не может длиться дольше, чем это необходимо для выяснения всех обстоятельств дела, и в любом случае — максимум семьдесят два часа, по истечении которых задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям.

3. Каждый задержанный должен быть немедленно и в понят­ной форме информирован о своих правах и основаниях задер­жания, и не может быть принужден давать показания. Задер­жанному гарантируется помощь адвоката при осуществлении полицейских и судебных актов в порядке, предусмотренном законом.

4. Закон регулирует порядок применения процедуры «habe-as corpus» в целях немедленного предоставления в распоряже­ние суда каждого, задержанного незаконно. Законом также оп­ределяется максимальный срок предварительного заключения.

Статья 18.

1. Гарантируется право на честь, личную и се­мейную интимность и на собственное имя.

2.Жилище неприкосновенно. Вторжение в жилище или обыск не могут производиться без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев за­держания на месте преступления.

3. Гарантируется тайна сообщений, и, в частности, почто­вых, телеграфных и телефонных сообщений, кроме случаев, предусмотренных судебным решением.

4. Закон ограничивает использование информации в целях гарантии охраны чести, личной и семейной интимности граж­дан и полного осуществления ими своих прав.

Статья 16.

1. Гарантируется свобода идеологии, вероиспове­дания и отправления культа, осуществляемых индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, ко­торые необходимы для поддержания общественного порядка, охраняемого законом.

2. Никто не может быть обязан объявлять о своей идеоло­гии, религии и верованиях.

3. Никакое верование не может иметь характера государ­ственной религии. Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и под­держивать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями.

Статья 18


Статья 18

Статья 19. 1. Испанцы имеют право свободно избирать свое местожительство и передвигаться по национальной террито­рии.

Они также имеют право свободно въезжать в Испанию и выезжать из нее на условиях, установленных законом. Это право не может быть ограничено по политическим или идеоло­гическим мотивам.

Статья 24. 1. Все граждане имеют право на эффективную судебную защиту при осуществлении своих прав и законных интересов; ни в коем случае не может быть отказано в такой защите.

2. Равным образом каждый может быть судим только судом, определенным законом, иметь защиту и использование адво­катской помощи, право знать о предъявляемых обвинениях, иметь право на открытое судебное разбирательство, осущест­вляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, право пользоваться всеми средствами при своей защите, пра­во свидетельствовать против себя, не признавать себя винов­ным, право на презумпцию невиновности.

Закон определяет случаи, когда на основании родства или соблюдения профессиональной тайны дача показаний о дей­ствиях, считающихся преступными, не является обязатель­ной.


5.Заключение.


Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод. Так, поправка 9 Конституции США прямо указывает, что в основу положен принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Поэтому личные права и сободы трактуются в самом широком плане, не подвергаются подробному толкованию.

Дополнительный отпечаток на формулировки кионституционных положений накладывает система «прецендентного права», существующего в США, когда только суд может окончательно определить границы реализации личных прав.

В конституции Испании, на мой взгляд, использован другой подход. Личные права и свободы более регламентированы. Читая конституцию Испании, невольно обращаешь внимание на схожесть с ней конституции РФ. На мой взгляд, здесь проявляется схожесть исторических судеб народов, приученных к сторогой регламентации своей жизни, минимальным правам и обширным обязанностям.

Конституция Испания написана сравнительно недавно (в отличие от Конституции США) на основе и с учетом современных исследований, поэтому для нее и характерен более высокий уровень реализации. Юридическая наука не стоит на месте (с момента написания Конституции США прошло уже более 200 лет), что и позволило Испании написать и принять конституцию с учетом исторического опыта других стран.

Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого, делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.

2.Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.

3.Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.

4.Защита прав человека в современном мире. М.: ИГП РАН, 1993.

5.Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.

6.Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.

7.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-право­вой комментарий. М.: ЮЛ, 1985.

8.Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые ас­пекты. М.: Наyкa, 1993.

9.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.

11..Фрвдмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс-Уни­верс, 1993.

12.Харрел М.Э., Андерсон Б. Равное правосудие на основе закона.

Верховный суда жизни Америки. М.: Манускрипт, 1995.

13.Эбэеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Пул, 1992.





Похожие:

Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Конституционное право зарубежных стран Цели и задачи дисциплины Проведение занятий по учебному курсу «Конституционное право зарубежных стран»
В результате освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студент должен знать
Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconПланы семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран»
Планы семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран» для студентов юридического факультета. Казань: «Унипресс»,...
Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconЭкзаменационные вопросы по конституционному праву зарубежных стран
Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве...
Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconКонституционное право зарубежных стран (контрольная)

Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconК экзамену по курсу «конституционное право зарубежных стран» для 2 мп

Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconК экзамену по курсу «конституционное право зарубежных стран» для 2 мп

Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» icon«утверждаю» Проректор по умр к ф. н., профессор Утешева Е. А. (подпись) 20 г. Учебная программа (Syllabus)
Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» составлена на основе госо по специальности Юриспруденция,...
Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» icon«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы» КӨп профилді оқУ-Ғылыми өндірістік кешені мекемесі
Пререквизиты дисциплины: Теория государства и права, Конституционное право рк, конституционное право зарубежных стран, гражданское...
Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 04. Конституционное право зарубежных стран для образовательной программы 032700 Юриспруденция аннотация умк по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Юриспруденция, утвержденного Ученым советом тгпу, и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Контрольная работа по курсу «Конституционное(государственное)право зарубежных стран» iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Система конституционного права зарубежных стран: конституционно-правовые нормы и институты
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы