Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология icon

Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология



НазваниеПовышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология
Белозеров Дмитрий Сергеевич
Дата конвертации03.05.2013
Размер219.99 Kb.
ТипАвтореферат
скачать >>>


На правах рукописи


Белозеров Дмитрий Сергеевич


Повышение экологической эффективности этапа ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

НА ПРОМЫСЛОВЫХ НЕФТЕПРОВОДАХ


03.00.16 – Экология


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук


Пермь, 2007

Работа выполнена в Пермском государственном техническом университете



Научный руководитель:

доктор технических наук, профессор




Коротаев Владимир Николаевич










Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор




Рябов Валерий Германович










кандидат технических наук




Трухин Юрий Михайлович







Ведущая организация

Пермский научно-исследовательский и проектный институт нефти (ПермНИПИнефть)






Защита состоится 21 декабря 2007 г. в 1600 часов на заседании диссертационного совета Д 212.188.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук при Пермском государственном техническом университете по адресу: 614990 г. Пермь, Комсомольский пр., 29, ауд. 423, главный корпус

Факс (342) 239-17-72


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пермского государ-ственного технического университета.


Автореферат разослан 19 ноября 2007 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор технических наук, профессор




Рудакова Л.В.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность работы. Эксплуатация нефтедобывающего оборудования сопровождается аварийными ситуациями. Потенциальными источниками загрязнения природной среды являются буровые площадки, буровые и промысловые амбары, нефтепромыслы, факелы, нефте-, водо- и газопроводы, нефтехранилища.

Основные экологические проблемы, возникающие в процессе нефтедобычи, связаны с возникновением аварийных ситуаций при эксплуатации промысловых нефтепроводов. Аварийные ситуации на промысловых нефтепроводах сопряжены с попаданием в окружающую среду значительного количества загрязняющих веществ. В исследованиях многих авторов (С.М. Костарев, С.А. Бузмаков, В.М. Гольдберг, В.А. Мироненко) дана оценка негативного воздействия промысловых трубопроводов на атмосферный воздух, водные объекты и почву.

Отсутствие единой методики оценки ущерба, наносимого аварийными разливами нефти компонентам окружающей среды, и методических подходов к оценке экологического риска функционирования промысловых трубопроводов затрудняют разработку экологически эффективных решений по минимизации последствий аварийных ситуаций для окружающей среды.

К основным видам воздействия аварийных ситуаций на трубопроводах относятся загрязнение земель и образование нефтезагрязненного грунта на этапе ликвидации последствий разливов. Так, например, в Пермском крае ежегодные объемы образования нефтезагрязненных грунтов достигают 20-30 тыс. м3.

В случае невозможности восстановления нефтезагрязненной почвы на месте разлива, нефтезагрязненные грунты должны быть вывезены с места разлива и переработаны на специально обустроенных технологических комплексах.

Существующая схема функционирования объектов переработки нефтезагрязненных грунтов не эффективна с экологической и экономической точек зрения, что создает угрозу вторичного загрязнения окружающей среды.

Для снижения экологических рисков утилизации нефтесодержащих отходов и повышения экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций необходимо создание системы обезвреживания отходов, включающей выбор оптимальных технологий восстановления загрязненных почв и утилизации нефтесодержащих отходов, обоснование мощностей и оптимизацию мест размещения технологических комплексов по приему и обезвреживанию нефтесодержащих отходов.

Обозначенный круг проблем определил цель настоящей работы и задачи исследования.

^ Целью работы являлось повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи:

  1. Выявить и проанализировать основные причины и последствия для окружающей среды аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах, разработать сценарии развития аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах и определить вероятности возникновения событий;

  2. Разработать методику оценки экологического риска аварийных ситуаций на промысловых трубопроводах;

  3. Разработать критерии выбора технологической схемы рекультивации загрязненных нефтью земель и переработки нефтезагрязненных грунтов, обосновать набор технологического оборудования комплексов по переработке нефтесодержащих отходов;

  4. Разработать функциональную модель воздействия технологических комплексов по переработке нефтесодержащих отходов на окружающую среду;

  5. Разработать региональную транспортно-технологическую схему переработки нефтесодержащих отходов.

^ Объектом исследования являлась сеть промысловых нефтепроводов нефтедобывающего предприятия Пермского края и существующая инфраструктура по переработке нефтесодержащих отходов.

^ Методы исследований. В работе использовались анализ и обобщение данных научно-технической литературы и проектной документации, методы теории систем, теории вероятностей и математической статистики, методы экспертных оценок, метод функционального и математического моделирования, метод анализа материальных потоков, геоинформационные технологии.

^ Научная новизна работы состоит в том, что:

  1. Разработана методика оценки экологического ущерба последствий аварийных ситуаций на промысловых трубопроводах;

  2. Предложена методика оценки экологического риска при порывах промысловых трубопроводов;

  3. Разработана функциональная модель комплекса по обезвреживанию нефтесодержащих отходов, позволяющая прогнозировать и минимизировать воздействие комплексов на окружающую среду;

  4. Разработана математическая модель региональной транспортно-технологической схемы движения и переработки нефтесодержащих отходов.

^ Практическое значение и внедрение результатов работы. Результаты научных исследований использованы в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» при разработке «Концепции развития ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ в области обращения с твердыми нефтесодержащими отходами» и «Регламента взаимодействия ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» с правообладателями земельных участков, подрядными организациями и органами надзора при проведении работ по ликвидации инцидентов, аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий, восстановлению загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель на территории деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Основные результаты работы используются в производственной деятельности ООО «Природа-Пермь» при разработке проектной документации технологических комплексов по переработке нефтесодержащих отходов.

^ Апробация работы. Основные теоретические положения, обобщения и выводы, содержащиеся в работе докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, в том числе на: международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Экология и научно-технический прогресс», г. Пермь в 2005 и 2006 гг., международной конференции «Актуальные проблемы автомобильного, трубопроводного транспорта в уральском регионе» в 2006 г., Международном конгрессе ВэйстТэк в 2007 году, а также на научно-практических семинарах на кафедре охраны окружающей среды Пермского государственного технического университета.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Методика оценки экологического ущерба и экологического риска при авариях на промысловых трубопроводах учитывает ущерб, нанесенный компонентам окружающей среды при восстановлении нефтезагрязненных территорий и переработке нефтесодержащих грунтов, образующихся на этапе ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых трубопроводах.

  2. Построенная на основе метода анализа материальных потоков функциональная модель технологического комплекса по обезвреживанию нефтесодержащих отходов позволяет прогнозировать воздействие комплексов на окружающую среду и минимизировать антропогенную нагрузку путем оптимизации использования различных технологических процессов переработки нефтесодержащих отходов.

  3. Разработанная региональная транспортно-технологическая схема движения и переработки нефтесодержащих отходов позволяет минимизировать нагрузку на окружающую среду при переработке нефтесодержащих отходов, образующихся на этапе ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых трубопроводах.

^ Публикация результатов. По материалам диссертационной работы опубликовано 12 публикаций, получен патент на изобретение.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения, содержит список литературы из 122 наименований. Объем работы составляет 166 страниц машинописного текста, в том числе 57 рисунков и 10 таблиц.


^ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы, сформулированы основная цель и задачи работы, научная новизна и практическая значимость, изложены выносимые на защиту основные положения, приведена краткая характеристика работы.

^ В первой главе дан анализ состояния проблемы образования и переработки нефтезагрязненных грунтов, образующихся на этапе ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых трубопроводах. Проанализирован процесс нефтедобычи, как источник образования нефтесодержащих отходов. Показано, что потенциальное воздействие нефтедобывающих предприятий на окружающую среду обусловлено токсичностью транспортируемых сред (нефти и нефтепродуктов), скоплением нефтесодержащих отходов на территориях месторождений и производственных площадках нефтеперекачивающих станций, потерями нефти и нефтепродуктов при транспортировке.

Негативное воздействие на окружающую среду связанно с эксплуатацией практически всех объектов добычи и транспортировки нефти, как работающих в штатном режиме, так и при возникновении аварийных ситуаций. Наибольший ущерб окружающей среде наносится именно в результате аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, происходящих при их транспортировке. По статистике наибольшее число аварийных ситуаций фиксируется на промысловых трубопроводах, по которым транспортируются обводненные агрессивные среды.

Стратегия минимизации воздействия на окружающую среду должна осуществляться как на этапе предотвращения аварийных ситуаций (своевременная диагностика, защита и замена трубопроводов), так и на этапах локализации и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В этом случае особое внимание должно уделяться методам восстановления нефтезагрязненных территорий и обезвреживания нефтезагрязненных почв и грунтов.

В настоящее время существует тенденция обустройства площадок переработки нефтеотходов вне пределов технологических комплексов на отдельно отведенных земельных участках, что приводит к долгосрочному изъятию земельных ресурсов и увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду. В то же время уменьшение числа площадок приводит к росту затрат на транспортировку нефтезагрязненных грунтов к местам переработки.

В связи с этим возникает необходимость повышения экологической безопасности этапа ликвидации аварийных ситуаций на нефтепроводах, путем решения оптимизационной задачи определения оптимального количества, месторасположения и мощностей комплексов, технологическое обеспечение которых позволяет перерабатывать весь объем образующихся в результате нефтедобычи нефтесодержащих отходов, обеспечивая при этом требования экологической безопасности.

^ Во второй главе разработана методика оценки экологического риска аварий на промысловых трубопроводах. Знание вероятностей возникновения аварийных ситуаций и величин ущербов, которые они наносят окружающей среде, позволяет прогнозировать площади нефтезагрязненных территорий и количества нефтесодержащих отходов, образующихся на этапе ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

На основании анализа эксплуатации промысловых трубопроводов, проведенного по данным нефтедобывающего предприятия Пермского края, а также на основании информации об отказах, произошедших в период с 2000 по 2005 гг., выявлено распределение отказов нефтепроводов по назначению, возрасту, причинам, типам труб, показано, что наибольшее количество отказов регистрируется на выкидных нефтепроводах (37 %), по которым перекачивается высокообводненная коррозионно-активная газоводонефтяная смесь. При этом большая часть промысловых трубопроводов (свыше 65 % от общей протяженности) отработали нормативный срок службы. На фоне снижения объемов замены трубопроводов на предприятиях нефтедобычи наблюдается постоянный рост количества отказов и соответственно рост затрат на ликвидацию отказов и их последствий.

На основании существующих данных о функционировании сети трубопроводного транспорта Пермского края, собственных исследований и экспертных оценок были идентифицированы причины отказов промысловых трубопроводов и определены вероятности возникновения отказов по различным сценариям (рис. 1).



На основании статистических данных об аварийных ситуациях на промысловых нефтепроводах нефтедобывающего предприятия были рассчитаны вероятности возникновения аварий на трубопроводах различного типа. Согласно полученным данным, вероятность возникновения отказов стальных трубопроводов выше аналогичного показателя по коррозионно-стойким трубопроводам вне зависимости от срока их эксплуатации. Коррозионно-стойкие трубы имеют более высокую надежность при сравнении со стальными трубами даже при сроках эксплуатации до 5 лет (более 4 раз). При сроках эксплуатации от 5 до 10 лет надежность эксплуатации трубопроводов коррозионно-стойкого исполнения по сравнению со стальными, имеющими аналогичный срок эксплуатации, выше более чем в 7 раз.

Аварийные ситуации на промысловых трубопроводах наносят значительный ущерб компонентам окружающей среды. Учитывая, что ущерб компонентам окружающей среды наносится как при непосредственном разливе нефти или нефтепродуктов и загрязнении земель или водного объекта, так и при ликвидации последствий разливов и обезвреживании нефтесодержащих почв и грунтов, разработан метод оценки комплексного ущерба, наносимого окружающей среде в результате разливов нефти и нефтепродуктов и последующей переработки образующихся нефтезагрязненных грунтов (рис.2).

Ущерб (u), причиняемый компонентам окружающей среды при авариях на нефтепроводах с учетом проведения работ по переработке нефтезагрязненных грунтов, определяется как сумма прямого ущерба от разлития нефти или нефтепродуктов и ущерба, причиняемого окружающей среде технологическим комплексом по переработке нефтезагрязненных грунтов.

На основании предлагаемой модели оценки ущербов компонентам окружающей среды были оценены структуры экологического ущерба при различных вариантах протекания аварийной ситуации на промысловом трубопроводе (разлив нефти на поверхность земли, попадание нефти в поверхностный водный объект, возникновение пожара разлития). Полученные структуры ущерба компонентам окружающее среды показывают, что наибольший ущерб при аварийных ситуациях с попаданием нефти на поверхность земли наносится земельным ресурсам, в то время как при попадании нефти в водные объекты величина ущерба водным ресурсам в несколько раз превосходит величины ущербов другим компонентам окружающей среды.

На основании полученной зависимости количества образующихся нефтезагрязненных грунтов от площади разлива нефти или нефтепродуктов получена структура полного экологического ущерба, наносимого непосредственно аварией на нефтепроводе и работами по ликвидации последствий (рис. 3).

Составляющая экологического ущерба, нанесенного работой технологических комплексов при восстановлении нефтезагрязненных грунтов, достаточно мала по сравнению с ущербом компонентам окружающей среды, который наносит непосредственно разлив нефти или нефтепродукта.




Рис. 2. Алгоритм расчета ущерба окружающей среде при авариях на промысловых трубопроводах




Рис. 3 Структура полного экологического ущерба от аварии на промысловых нефтепроводах


В то же время, переработка нефтезагрязненных грунтов на специально оборудованных технологических комплексах позволяет значительно предотвратить экологический ущерб, наносимый размещением отходов в окружающей среде. На территории Пермского края предотвращенный экологический ущерб в результате переработки нефтезагрязненных грунтов на технологических комплексах составит 11 925,9 тыс. руб/год.

Оценка вероятностей возникновения аварийных ситуаций на промысловых трубопроводах, а также величин ущербов, наносимых компонентам окружающей среды, позволили рассчитать экологический риск аварий на промысловых трубопроводах. Функция экологического риска для отдельных участков промысловых нефтепроводов различна. В общем виде функцию экологического риска можно представить в виде:



(1)

где p(x) – функция распределения вероятностей аварийных ситуаций по длине нефтепровода, u(x) – функция распределения возможных последствий по длине нефтепровода.

Так как показатели риска неодинаковы для различных участков нефтепроводов, то суммарный риск на текущий момент времени может быть представлен в виде суммы рисков для участков нефтепровода с одинаковой вероятностью аварийной ситуации и величины ущерба. Величину экологического риска участка трассы трубопровода можно определить, используя формулу:



(2)

где: Pавар – вероятность возникновения аварии на участке трубопровода; l – длина участка; – экологический ущерб при загрязнении нефтью (нефтепродуктами) земель i-той экологической уязвимости; – протяженность трубопровода, проходящего по территории земель i-той экологической уязвимости; – экологический ущерб при загрязнении (нефтепродуктами) j-того водного бассейна; – протяженность трубопровода, пересекающего или проходящего вдоль j-того водного бассейна.

Рассчитанные усредненные значения экологического риска для промысловых трубопроводов Пермского края варьируются от 0,7 тыс. руб./год для стальных трубопроводов с внутренней антикоррозийной защитой до 14,6 тыс. руб./год для стальных «черных» труб со сроком эксплуатации более 10 лет.

^ В третьей главе обоснованы этапы проведения работ по восстановлению нефтезагрязненных земель, разработаны критерии выбора технологии рекультивации нарушенных территорий, в зависимости от степени загрязнения почвенного слоя, глубины проникновения загрязнения, сроков и технической возможности проведения работ. На основании оценки важности выбранных факторов, разработан порядок проведения работ по восстановлению нефтезагрязненных почв и предложен подход к выбору технологии рекультивации нарушенной территории. В качестве критериев выбора технологии восстановления нефтезагрязненных грунтов на месте разлива нефти или нефтепродуктов приняты: надежность и безопасность применяемого технологического оборудования; экологическая безопасность технологии; величина финансовых затрат на проведение всего цикла работ; отсутствие вторичных источников загрязнения при проведении работ; время, необходимое для проведения полного цикла работ; возможность снижения концентрации нефтепродуктов до допустимого уровня; возможность снижения высоких концентраций нефтепродуктов; применимость метода в определенных климатических условиях.

Для обоснования набора технологического оборудования, используемого на технологических комплексах, куда привозятся экскавированные с места аварии нефтезагрязненные грунты, была проведена оценка применимости основных технологий переработки нефтезагрязненных грунтов. Для выбора технологии переработки нефтезагрязненных грунтов на технологических комплексах были выбраны следующие критерии: эффективность обезвреживания нефтесодержащих отходов; экологическая безопасность технологии переработки нефтесодержащих отходов; материальные, энергетические и экономические затраты на переработку; вид и качество продукта переработки нефтесодержащих отходов; возможность интенсификации процесса переработки нефтесодержащих отходов; образование неутилизируемых остатков при переработке нефтесодержащих отходов.

В результате сравнения было выявлено, что, несмотря на экономическую привлекательность и относительную простоту таких методов обезвреживания нефтезагрязненных почв как выжигание и перемешивание, наиболее применимыми являются экологически более безопасные методы (использование твердых сорбентов и микробиологическая ремедиация). Особое внимание экологическим аспектам следует уделять выбору технологий, используемым на местах разлива нефти или нефтепродуктов, так как восстановление нефтезагрязненных территорий без вывоза нефтезагрязненных грунтов требует достаточно долгого времени, в течение которого нефтепродукты, несмотря на проведение восстановительных работ, оказывают воздействие на компоненты окружающей среды.

На основе оценки эффективности и применимости технологий переработки нефтесодержащих отходов разработана принципиальная технологическая схема типового пункта по приему и комплексному обезвреживанию нефтесодержащих отходов, определен набор технологического оборудования на комплексе, виды и объемы перерабатываемых нефтесодержащих отходов.

Для выявления основных аспектов воздействия технологических комплексов на окружающую среду с использованием метода анализа материальных потоков была разработана функциональная модель типового комплекса переработки нефтесодержащих отходов (рис. 4).

Разработанная модель позволяет прогнозировать и регулировать воздействие технологического комплекса на окружающую среду, оптимизируя использование различных технологических процессов, работающих в пределах технологического комплекса. Одна из используемых технологий, технология получения гидроизоляционного покрытия на основе нефтесодержащих отходов защищена патентом на изобретение № 2301206 от 20 июня 2007 г.

Рис. 4 Функциональная модель технологического комплекса переработки нефтесодержащих отходов


^ В четвертой главе разработана региональная транспортно-технологическая схема переработки нефтесодержащих отходов, обосновано количество и мощности технологических комплексов по переработке нефтесодержащих отходов.

Основу транспортно-технологической схемы составляет транспортная доступность мест планируемого размещения комплексов и характер затрат на транспортировку. Размеры технологических площадок, номенклатура и мощности оборудования на технологических комплексах определяются количеством нефтесодержащих отходов, принимаемых на переработку в течение одного года.

Оптимизационная задача решалась с учетом сети действующих технологических комплексов и технологических площадок по переработке нефтесодержащих отходов. Основными критериями выбора мест расположения технологических комплексов являются: размещение в районах, где образуется наибольшее количество нефтесодержащих отходов; транспортная доступность к объектам нефтедобычи и первичной подготовки нефти (источникам образования отходов); близость к объектам, потребляющим продукты переработки отходов; обеспеченность электроэнергией, теплом, связью, технологической и питьевой водой, системами водоотведения и водоочистки. Таким образом, оптимальным является расположение комплексов по переработке нефтесодержащих отходов в непосредственной близости от существующих мест переработки и захоронения отходов (существующие технологические комплексы по переработке нефтеотходов и полигоны захоронения твердых бытовых отходов и промышленных отходов).

Оптимальное количество технологических комплексов, необходимое для переработки нефтесодержащих отходов, образующихся на объектах нефтедобывающего предприятия Пермского края, определялось из соотношения затрат на транспортировку нефтесодержащих отходов и затрат на строительство и эксплуатацию технологических комплексов (рис. 5).



Рис. 5. Определение оптимального числа технологических комплексов


Для оптимизации затрат на доставку нефтесодержащих отходов на технологические комплексы определены зоны обслуживания каждого комплекса. Алгоритм формирования оптимальных зон обслуживания технологических комплексов основывался на постановке и решении задач транспортной логистики.

Критерием оптимизации являлся минимум суммарных расходов на переработку всех образующихся отходов:




(3)


где Cij – удельные расходы по переработке единицы отходов, хij – объем отходов для переработки.

Функция расходов Cij по переработке единицы отходов из i-го источника в j-й пункт назначения определялась затратами на перевозку и собственно переработку отходов:



(4)

где (L) – функция затрат на перевозку единицы отходов на расстояние L, f(b) – функция затрат на переработку единицы отходов на технологическом комплексе мощностью b.

Для более наглядного представления и использования результатов решения задачи на практике был использован пакет ArcView Network Analyst, который позволяет решать задачу с использованием возможностей геоинформационных систем. На вcтроенном языке Avenue были реализованы процедуры построения матрицы расстояний, матрицы затрат на перевозки, а также алгоритм решения, основанный на симплексном методе.

В результате решения поставленной задачи на карту Пермского края с помощью ГИС ArcView в виде отдельных электронных слоев были нанесены оптимальные зоны сбора и транспортировки нефтесодержащих отходов от источников образования до технологических комплексов (рис. 6).



Рис. 6. Зоны обслуживания технологических комплексов по приему и комплексной переработке нефтесодержащих отходов

Использование ГИС позволило решить задачу построения матрицы расстояний (с учетом автомобильных дорог) между источниками и комплексами по переработке отходов. В случае аварийного порыва трубопровода выбор оптимального маршрута доставки нефтезагрязненных грунтов на объект переработки должен проводиться для каждого случая в отдельности и может быть рассчитан с помощью программного обеспечения ArcView Network Analyst. Для таких случаев при определении мощностей технологических комплексов был предусмотрен запас свободных мощностей для переработки нефтесодержащих отходов.

Разработанная транспортно-технологическая схема позволяет минимизировать нагрузку на окружающую среду при переработке нефтесодержащих отходов образующихся на этапе ликвидации аварийных

ситуаций на промысловых трубопроводах, а также снижать затраты на переработку отходов. При переработке твердых нефтесодержащих отходов, образующихся на территории Пермского края, снижение затрат за счет оптимизации количества и расположения пунктов приема и комплексной переработки твердых нефтесодержащих отходов составит 3 832,62 тыс. руб/год.


ВЫВОДЫ

  1. Определены вероятности отказов трубопроводов разного типа и срока службы, выявлены причины возникновения аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводов и определены вероятности отдельных событий. Вероятность возникновения отказов стальных трубопроводов выше аналогичного показателя по коррозионно-стойким трубопроводам вне зависимости от срока их эксплуатации: для стальных «черных» труб вероятность отказа составляет 0,19, для стальных труб с внутренней антикоррозионной защитой – 0,02 и для неметаллических труб – 0,045.

  2. Разработана методика оценки экологического ущерба, наносимого окружающей среде аварийными разливами нефти на промысловых нефтепроводах, учитывающая ущерб компонентам окружающей среды, нанесенный непосредственно разливом нефти или нефтепродукта, и ущерб, нанесенный окружающей среде в результате обезвреживания образующихся при аварии нефтесодержащих отходов.

  3. Предложена методика оценки экологического риска порыва промыслового нефтепровода. Значения экологического риска для промысловых трубопроводов Пермского края варьируются от 0,7 тыс. руб./год для стальных трубопроводов с внутренней антикоррозийной защитой до 14,6 тыс. руб./год для стальных «черных» труб со сроком эксплуатации более 10 лет

  4. Разработана функциональная модель и технологическая схема типового пункта по приему и комплексному обезвреживанию нефтесодержащих отходов, определен набор технологического оборудования на комплексе, виды и объемы перерабатываемых нефтесодержащих отходов. На территории Пермского края предотвращенный экологический ущерб в результате переработки нефтезагрязненных грунтов на технологических комплексах составит 11 925,9 тыс. руб/год.

  5. Разработана математическая модель региональной транспортно-технологической схемы движения и переработки нефтесодержащих отходов, определены оптимальное количество и мощности технологических комплексов по переработке нефтесодержащих отходов на территории Пермского края, определены зоны обслуживания каждого технологического комплекса. Снижение затрат за счет оптимизации количества и расположения пунктов приема и комплексной переработки твердых нефтесодержащих отходов составит 3 832,62 тыс. руб/год.


^ Основные положения диссертации опубликованы в работах:

  1. Белозеров Д.С. Внедрение принципов социальной ответственности на предприятиях нефтедобычи / Д.С. Белозеров, Ю.И. Рудакова, Н.Н. Слюсарь // Тезисы докл. междунар. науч. конф. «Эколого-экономические проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов», Пермь, 2005. – С. 221-222.

  2. Белозеров Д.С. Анализ причин и последствий аварийных разливов нефти на промысловых нефтепроводах / Д.С. Белозеров, Н.Н. Слюсарь, В.Н. Коротаев // Вопросы охраны окружающей среды: Третий сборник научных трудов, Вена - Пермь, 2005. – С. 32-43.

  3. Белозеров Д.С. Анализ нормативно-правовых документов в области ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов / Д.С. Белозеров, Н.Н. Слюсарь // Экология: проблемы и пути решения: Материалы ХIV Междунар. науч.-практич. конф. студ., асп. и молодых ученых, Пермь, 2006. – С. 36-40.

  4. Белозеров Д.С. Критерии выбора технологии переработки твердых нефтесодержащих отходов / Д.С. Белозеров, Я.А. Жилинская, Н.Н. Слюсарь // Экология: проблемы и пути решения: Материалы ХIV Междунар. науч.-практич. конф. студ., асп. и молодых ученых, Пермь, 2006. – С. 40-45.

  5. Белозеров Д.С. Разработка критериев выбора технологии рекультивации нефтезагрязненных земель / Д.С. Белозеров, Н.Н. Слюсарь // Материалы всероссийского семинара заведующих кафедрами экологии и охраны окружающей среды, Пермь, 2006. – С. 12-19.

  6. Белозеров Д.С. Оптимизация схемы размещения пунктов приема и комплексной переработки нефтесодержащих отходов на территории Пермского края / Д.С. Белозеров, В.Н. Коротаев // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Экология и научно-технический прогресс», Пермь, 2006 г. – С. 30-38.

  7. Белозеров Д.С. Принципы создания системы обращения с твердыми нефтесодержащими отходами на предприятиях нефтедобычи / Белозеров Д.С., Воронкова Т.В., Слюсарь Н.Н. // Актуальные проблемы химической технологии и подготовки кадров: Материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Стерлитамак, 2006. – С. 323-327.

  8. Белозеров Д.С. Оценка экологического риска аварий на трубопроводном транспорте / Д.С. Белозеров // Транспорт Урала. – 2007. – №2. С. 107-112.

  9. Белозеров Д.С. Организация переработки твердых нефтесодержащих отходов на технологических комплексах / Д.С. Белозеров, Н.Н. Слюсарь // Актуальные проблемы дорожно-транспортного комплекса. Охрана окружающей среды: Сборник научных трудов, Пермь, 2007. – С. 69-76.

  10. Белозеров Д.С. Разработка комплексного подхода к расчету экологического ущерба при авариях на промысловых нфтепроводах / Д.С. Белозеров, Н.Н. Слюсарь // Актуальные проблемы дорожно-транспортного комплекса. Охрана окружающей среды: Сборник научных трудов, Пермь, 2007. – С. 77-84.

  11. Белозеров Д.С. Опыт создания региональной транспортно-технологической схемы обезвреживания нефтесодержащих отходов / Д.С. Белозеров // Материалы 5-й Междунар. выставки и конгр. по управлению отходами ВэйстТек, Москва, 2007. – С. 152-153.

  12. Белозеров Д.С. Особенности анализа экологического риска функционирования промысловых трубопроводов / Д.С. Белозеров, Я.И. Вайсман, В.Н. Коротаев, Н.Н. Слюсарь // Материалы 5-й Междунар. выставки и конгр. по управлению отходами ВэйстТек, Москва, 2007. – С. 475-476.

  13. Патент на изобретение № 2301206 от 20 июня 2007 г. Гидроизоляционное покрытие / Вайсман Я.И., Кор отаев В.Н., Воронкова Т.В., Белозеров Д.С.





Похожие:

Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconМетодические основы комплексной оценки экологических последствий аварийных ситуаций на нефтедобывающих предприятиях
Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных...
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconСогласовано
Настоящая инструкция определяет меры безопасности и предосторожности, а также порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами...
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconКонтрольных работ по курсу
Ликвидация последствий аварийных выбросов, разливов ахов окружающую среду. Особенности проведения работ по их ликвидации
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconРеферат по курсу "Гражданская оборона" на тему: " Стихийные бедствия и действия населения по ликвидации их последствий"
Правила поведения населения при землетресениях и действия по ликвидации их последствий. 5
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Академия гражданской защиты
И только создание Госкомитета РФ а затем и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий...
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconПрезидент 4 Призывникам весны-2012 станут платить больше 4 в россии установлена памятная дата: 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных
В россии установлена памятная дата: 26 апреля — День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф 4
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconПланирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время
Говоря о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций, следует остановиться на характеристике современных средств поражения
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconОб итогах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
Руководитель гражданской обороны – Руководитель Исполнительного комитета г. Казани Бурганов Р. Т. подвел итоги состояния гражданской...
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология icon1. Юридический анализ хозяйственных ситуаций, оценка их налоговых последствий и рисков их осуществления
В деятельности организации возникает множество хозяйствен­ных ситуаций, связанных с установлением, изменением или пре­кращением гражданских...
Повышение экологической эффективности этапа ликвидации последствий аварийных ситуаций на промысловых нефтепроводах 03. 00. 16 Экология iconО внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30. 12
Республики Татарстан в области гражданской обороны, организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы