Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации icon

Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации



НазваниеЗакон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации
страница1/6
Дата конвертации13.01.2013
Размер1.44 Mb.
ТипЗакон
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6


6 октября 1999 года N 184-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят

Государственной Думой

22 сентября 1999 года


(в ред. Федеральных законов

от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ,

от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ,

от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ,

от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ,

от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,

от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 31.12.2005 N 202-ФЗ, от 31.12.2005 N 203-ФЗ,

от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 12.07.2006 N 106-ФЗ,

от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ,

от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 25.10.2006 N 172-ФЗ,

от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007),

от 02.03.2007 N 24-ФЗ, 23.03.2007 N 37-ФЗ,

от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ,

от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 19.07.2007 N 133-ФЗ,

от 21.07.2007 N 191-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,

от 29.03.2008 N 30-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,

от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 221-ФЗ,

от 03.12.2008 N 249-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ,

от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ,

от 05.04.2009 N 41-ФЗ, от 18.07.2009 N 175-ФЗ,

от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 17.12.2009 N 319-ФЗ,

от 17.12.2009 N 326-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ

от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П)


Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.07.
2003 N 95-ФЗ)

В настоящем Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

4. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.


Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации


Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.


Статья 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации


(введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)


1. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

2. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и мировых судей, распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации.


Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства


(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)


1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

3. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.


Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации


(введена Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ)


Органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.


Глава II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН

^ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации


1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

3. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (далее - установленное число депутатов).


Положения пункта 4 статьи 4 в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ применяются также по отношению к депутатским объединениям (фракциям) политических партий, деятельность которых была прекращена в связи с их ликвидацией или реорганизацией до дня вступления в силу указанного Закона. При этом деятельность таких депутатских объединений (фракций), а также членство депутатов в этих депутатских объединениях (фракциях) прекращается со дня его вступления в силу.


4. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.


Положения абзаца второго пункта 4 статьи 4 в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ не применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до 15 июля 2006 года.


Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного пунктом 4.1 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 4.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 4.1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 24.07.2002 N 107-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)


Положения пункта 4.1 статьи 4 в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ применяются также по отношению к депутатским объединениям (фракциям) политических партий, деятельность которых была прекращена в связи с их ликвидацией или реорганизацией до дня вступления в силу указанного Закона. При этом деятельность таких депутатских объединений (фракций), а также членство депутатов в этих депутатских объединениях (фракциях) прекращается со дня его вступления в силу.


4.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

5. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее, если не оговорено особо, - депутаты) одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

6. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

7. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

8. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

9. Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта Российской Федерации в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации не ограничиваются.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

10. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

11. Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. При этом заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Правомочное заседание (далее - заседание) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится не реже одного раза в три месяца.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 18.06.2007 N 101-ФЗ)

11.1. Вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации собирается на первое заседание в установленный конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации срок, который не может превышать тридцать дней со дня избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в правомочном составе.

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ)

12. Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.


Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации


1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

б.1) наделяет гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 05.04.2009 N 41-ФЗ)

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

б) исключен. - Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ;

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

(пп. "в" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

(пп. "е" в ред. Федерального закона от 07.05.2002 N 47-ФЗ)

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

(пп. "а" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

а.1) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

(пп. "а.1" введен Федеральным законом от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

(пп. "б" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

в) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

г) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

д) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

е) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

(пп. "ж" введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

з) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

и) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

4. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 169-ФЗ)

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

(пп. "б" в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

5. В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации принимаются палатой, сформированной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается на совместном заседании палат. Иные полномочия каждой из палат осуществляются на основании настоящего Федерального закона, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)


Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации


1. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.03.2008 N 30-ФЗ)

2. Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)


Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов


1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

2. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

4. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Если в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты.

В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.

(п. 5 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ)


Статья 8. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации


1. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации и не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В случае отклонения закона субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отклоненный закон возвращается в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)

3. В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта Российской Федерации указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

4. Закон субъекта Российской Федерации, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.


Пункт 5 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 71-О.


5. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

6. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории субъекта Российской Федерации.


Статья 9. Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации


1. Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 18.06.2007 N 101-ФЗ)

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи.

(пп. "г" введен Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

2.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев подряд не проводил заседание.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что указанный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ)

3. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа (постановления).

4. В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2000 N 106-ФЗ)

4.1. В случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленный настоящим Федеральным законом срок дважды не принял решение о наделении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации с учетом результатов проведенных консультаций, предусмотренных абзацем девятым пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, не ранее 30 дней со дня наступления предусмотренного абзацем первым настоящего пункта основания для роспуска указанного органа.

Решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

(п. 4.1 в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 41-ФЗ)

5. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ)


Статья 10. Принципы избрания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации


1. Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.

3. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.


Статья 11. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности


Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.


Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью


1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)


Положения пунктов 1.1 - 1.2 статьи 12 в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ не применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до 15 июля 2006 года.


Положения пунктов 1.1 - 1.4 статьи 12 в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ применяются также по отношению к депутатским объединениям (фракциям) политических партий, деятельность которых была прекращена в связи с их ликвидацией или реорганизацией до дня вступления в силу указанного Закона. При этом деятельность таких депутатских объединений (фракций), а также членство депутатов в этих депутатских объединениях (фракциях) прекращается со дня его вступления в силу.


1.1. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

1.2. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

1.3. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)


Положения пункта 1.4 статьи 12 (в части досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с несоблюдением требований пунктов 1.1 и 1.2 данной статьи) в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ не применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до 15 июля 2006 года.


1.4. Несоблюдение требований, указанных в пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)

2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.


Положения пункта 4 статьи 12 (в части, касающейся приобретения депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации гражданства иностранного государства) в редакции Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ не распространяются на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранных на выборах, назначенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.


4. Утрата депутатом гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

5. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

5.1. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

6. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ)


Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата


(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ)


1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

2. В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.


Статья 14. Исключена. - Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ.


Статья 15. Право депутата на отказ от дачи свидетельских показаний


Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.


Статья 16. Утратила силу. - Федеральный закон от 19.06.2004 N 53-ФЗ.


  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconЗакон от 06. 10. 1999 n 184-фз (ред от 25. 07. 2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Федеральный закон от 06. 10. 1999 n 184-фз (ред от 25. 07. 2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных)...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconПостановление
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconПрофсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconПримерные вопросы к итоговому зачету по курсу «Нормативно-правовое обеспечение санаторно-курортной отрасли» Конституция РФ. Федеральный закон «о правительстве»
Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconУказ президента российской федерации вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
В соответствии со статьей 77 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconЗакон об общих принципах организации
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconИсполнительной власти субъектов российской федерации
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных)...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconИсполнительной власти субъектов российской федерации
В целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных)...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconУказ президента республики татарстан о структуре исполнительных органов государственной власти республики татарстан
Закона Республики Татарстан "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", статьями 17 и 18 Федерального...
Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации iconПостановление О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы