Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры icon

Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры



НазваниеСдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры
Дата конвертации07.01.2013
Размер72 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


рабочая Программа учебной дисциплины (модуля)

СДМ.09 Современная массовая литература как явление культуры

1. Цели и задачи курса

Цели: - изучение феномена массовой литературы;

- изучение генезиса массовой культуры;

- анализ основных линии ее развития;

- умение ориентироваться в видах и жанрах зарубежной и отечественной массовой литературы.

Задачи: - дать целостное представление о понятиях «массовая культура», «массовая литература»;

- представить генезис и различные формы массовой культуры на западе и в России;

- определить тенденции современного развития массовой культуры.

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате работы над курсом студент должен

Знать:

- основные теоретические работы в области изучения массовой культуры;

  • - основные жанры массовой литературы;

  • основные тенденции развития массовой культуры в нашей стране и за рубежом;

  • творчество отдельных русских и зарубежных писателей массовой литературы.

Уметь: - раскрыть содержание понятий «масс-медиа», «массовое сознание», «стереотип», «постиндустриальное общество», «общество потребления», «массовый продукт», «социология литературы»;

- анализировать и интерпретировать произведения массовой культуры;

- ориентироваться в современном культурном пространстве.

^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
^

Общая трудоемкость дисциплины


50

4(12)

Аудиторные занятия


24

Лекции

24

Самостоятельная работа

26

Вид итогового контроля

зачет

4(12)

^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Раздел курса

Лекции

1.

Возникновение массовой культуры.

2

2.

Предпосылки возникновения и развития массовой литературы.

2

3.

Исследования в области массовой культуры.

6

4

Жанры массовой литературы.

2

5.

Зарубежная массовая литература. Основные тенденции ее развития.

6

6.

Отечественная массовая литература. Основные тенденции ее развития.

6


^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Волкова, Л. Д. Культурология : курс лекций / Л. Д. Волкова ; Федеральное агентство по образованию, ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2005. - 168 с.

  2. Культурология : история мировой культуры : учебник для вузов / Ф. О. Айсина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина [и др.] ; под ред. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 576 с.

б) дополнительная литература:

  1. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI-XIX веках / Алябьева Л. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 400 с. (Новое лит. обозр., научн. прилож. Вып. 38).

  2. Борев, Ю. Б. Художественная культура XX века : теоретическая история : учебник для вузов / Ю. Б. Борев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

  3. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов / Т. В. Ильина. - Изд. 4-е, стереотип. - М. : Высшая школа, 2007. - 368 с.

  4. Каверин, Б. И. Культурология : Учебное пособие для вузов / Б. И. Каверин. - М. : ЮНИТИ, 2005. - 287 с.

  5. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / [пер.с англ. под ред. В. Домнин, А. Сухенко] / Марк П., Пирсон К. – СПб.: Питер, 2005. – 336.

  6. Мировая художественная культура : в 2 томах. Учебное пособие / Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев [и др.] ; под ред. Б. А. Эренгросс. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Высшая кола. Т. 2. - 2005. - 510 c.

  7. Мировая художественная культура. XX век : словарь / сост. Т. Я. Вазинская [и др.]. – Минск : Новое знание, 2005. - 374 с.

  8. Соколова, М. В. Мировая культура и искусство : учебное пособие для вузов / М. В. Соколова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. – 365 с.

^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Дидактические и методические пособия, методические разработки, видеофильмы, имеющиеся в фонде кафедры, хрестоматии, сборники статей, тексты, материалы учебно-методического характера.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Фонды кафедры литературы, телевизор, DVD- плейер.

  1. Методические рекомендации по организации научной дисциплины

    1. Методические рекомендации преподавателю

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы преподавателя:

- лекционные, практические, консультационные занятия;

- проверка самостоятельной работы студентов с помощью контрольных вопросов и тестов;

- проверка рефератов.

Методы обучения ориентированы на рассмотрение литературного процесса в культурно-историческом контексте эпохи, что отражено в системе вопросов для самостоятельной работы.

^ 8.2. Методические указания для студентов

Работа студентов над курсом предполагает чтение текстов произведений, обязательных и дополнительных историко-литературных источников, выполнение рефератов по избранным темам. Изучение курса предполагает следующие виды деятельности и формы контроля:

Задания: конспектирование статей; составление планов отдельных прочитанных лекций; анализ текстов.

Примерные контрольные задания

1.Дайте определение понятию «массовая литература». В чем сложность однозначной трактовки этого термина?

2.Назовите основные жанры массовой культуры.

3.Дайте определение понятию «социология литературы».

4.Дайте определение литературной формулы. Чем литературная формула отличается от литературного жанра?

5.Назовите характерные черты массового литературного продукта.

6.Дайте определение понятию «культурный стереотип». Какую роль он играет в массовой культуре?

Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Понятие «массовая культура», ее специфика, основные функции.

  2. Культурная ситуация второй половины ХХ - начала ХХI веков.

  3. Пограничная ситуация массовой литературы в контексте культурных парадигм XX-XXI веков.

  4. Понятие «общества потребления», его основные характеристики.

  5. Масскульт как продукт рыночных отношений.

  6. Эскапизм как основная характеристика массовой культуры.

  7. Характеристики массовой литературы.

  8. Проблема разграничения «высокой» (классической, элитарной) и «массовой» (низовой, развлекательной) литератур.

  9. Социальные функции массовой культуры. Трансформация сюжетов и форм.

  10. Стереотипы современного массового сознания и их воплощение в текстах массовой литературы.

  11. Социология литературы способ изучения современных культурных форм.

  12. Аспекты изучения массовой культуры.

  13. Культурный герой в массовой литературе.

  14. Характеристика жанров массовой литературы (по выбору):

- детектив,

- любовный роман,

- боевик,

- фентэзи,

- фанфик,

- комикс.

  1. Проблематика массовой литературы.

  2. Анализ произведения массовой культуры (по выбору) с точки зрения формульной парадигмы.



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.68 Филологическое образование, квалификация степень - магистр филологического образования (Литературное образование)

Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

Ученое звание, должность, кафедра Ю.О. Чернявская


Приложение 1

Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся


    1. В чем сложность однозначной трактовки термина «массовая литература»?

    2. Современные подходы к изучению массовой литературы.

  1. Проблема возникновения массовой литературы.

  2. Специфика жанров массовой литературы.

  3. Дайте определение литературной формулы. Чем литературная формула отличается от литературного жанра?

  4. Назовите характерные черты массового литературного продукта.

  5. .Дайте определение понятию «культурный стереотип». Какова его роль в массовой культуре?



Приложение 2

Материалы к текущей и промежуточной аттестации


Примерные формулировки тестовых заданий:

    1. Дайте определение понятия «массовая литература»

    2. Назовите факторы, способствующие развитию массовой литературы.

    3. Дайте определение понятия «формульная литература».

    4. Основные характеристики массовой литературы.

    5. Назовите основные функции массовой литературы.

    6. Назовите жанры массовой литературы.

    7. Дайте определение детективной формулы.

    8. Дайте определение любовного романа.

    9. Дайте определение боевика.

    10. Дайте определение мелодрамы.

    11. Дайте определение фентези.

    12. Дайте определение фанфика.

    13. Дайте определение римейка.

    14. Роль рекламы в массовой литературе.

    15. Специфика рекламной кампании в продвижении массовой продукции.

    16. Что означает понятие «жизнеподобие» применительно к массовой литературе.

    17. Что значит «сезонность» массовой литературе».

    18. Дайте определение понятия «эскапизм» в массовой литературе.

    19. Система ценностей в массовой литературе.

    20. Функции автора в массовой литературе.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры iconПрограмма дисциплины Современная массовая культура для направления 030400. 62 - Культурология
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Философия» определяется необходимостью для любого...
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины сдм в. 04 Русская Литература и мировая литература
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о едином пространстве культуры, о взаимосвязанности идентичных литератур,...
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры iconАннотация
Х1х-хх вв.» и др. При этом принципиальное значение имеют и дисциплины, актуализирующие гуманитарную проблематику Тюменского региона:...
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры iconТекст как явление культуры

Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры icon1. Литература поздней античности как переходное явление
Вергилий, а потом и другие. Античность была необходима, т к часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные...
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины сдм. 03 Миф и литература
Цель курса – дать разностороннее представление о мифе как специфической форме восприятия и истолкования действительности, о его значении...
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры iconВопросы для зачета Этика как наука и явление духовной культуры. Круг проблем этики. Этика как «практическая философия»
Механизмы взаимопонимания в профессиональном общении (идентификация, эмпатия, рефлексия)
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры iconЛупач Н. М. Введение
Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на...
Сдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры iconПанишев Е. А., ст преподаватель кафедры философии и культурологии Примерная тематика рефератов
Евразийство как явление духовной культуры (Н. Трубецкой, Е. Флоровский, Л. Н. Гумилев)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы