Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв icon

Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв



НазваниеРабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв
Дата конвертации07.01.2013
Размер255.33 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

050400.68 М.2.В.10 ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В сИБИРИ В xviii- 1 ПОЛОВИНЕ xix ВВ.


Трудоемкость (в зачетных единицах) ______2______


Направление подготовки____059100.68 Педагогическое образование__________

Профиль подготовки (магистерская программа)____Историко-краеведческое образование_____

Квалификация (степень) выпускника____________магистр _________


Томск 2011

^ 1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является формирование системы знаний об истории распстранения православия в Сибири в XVIII-1 половине XIX в.


Задачами дисциплины являются следующие:

  • дать представления об особенностях и закономерностях распространения православия в Сибирском регионе;

  • познакомить студентов с особенностями миссионерской деятельности православных миссионеров в Сибири;

  • познакомить студентов основными направлениями межконфессионального диалога в Сибири XVIII-1 пол. XIX вв.

  • выявить связь межрелигниозного и межкультурного взаимодействия в Сибири с развитием культуры, искусства, права;

^ 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дициплина относится с вариативной части общенаучного цикла дисциплин ООП. Дисциплина формирует основы системы знаний, закладывающих методологический фундамент профессиональной подготовки магистра, и содержательно связана с курсами «Методология и методы научного исследования», «История отечественного краеведения», «Проблемы государственного развития России на рубеже XX-XXI вв.». Учебная дисциплина базируется на таких известных обязательных, стандартных, общепринятых, академических, гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплинах высшего образования, как философия, политология, культурология, что также подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.

Изучение дисциплины необходимо для успешного освоения курсов «Особенности преподавания истории России», «История отечественного краеведения», «Музейная педагогика в школе».

^ 3.
Требования к уровню освоения программы


В результате изучения курса студенты должны обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

общепрофессиональными (ОПК):

готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способностью руководить исследовательской работой обучающихся
(ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

готовносью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области проектной деятельности:

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___2___ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)

Всего

1 семестр

Аудиторные занятия

20

20




Лекции










Практические занятия

20

20




Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ: занятия в активной и интерактивной форме

10

10




Самостоятельная работа

52

52




Реферат










Формы текущего контроля










Формы промежуточной аттестации (в соответствии с учебным планом)










5.1. Разделы дисциплины и виды занятий
^

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


5.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

всего

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

В т.ч. в интеракт.ф.

самостоятельные

1.

Религиозная жизнь народов Западной Сибири в XVIII в

12




2




2

10

2.

Принципы и особенности православного миссионерства

12




2




2

10

3.

Православие в Сибири в XVII в.

14




4




2

10

4

Православие в Сибири в XVIII в.: особенности религиозной жизни

14




4




2

10

5

Православная миссия в Сибири в XVIII в.

12




4




2

8

6

Православная миссия в Сибири в 1 пол. XIX в.

8




4







4




Итого:

72/2




20




10

52



^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

1. Религиозная жизнь народов Западной Сибири в XVIII в. Язычество как феномен религиозной культуры. Основы языческого мировоззрения. Магизм как элемент язычества. Теология, антропология, аксиология язычества. Территория Сибири с точки зрения ее географических и ландшафтных особенностей обитания коренных сибирских народов; даются общие сведения о народах Сибири: численность, расселение, антропологическая классификация народов Сибири, языковая классификация, культурно-хозяйственная классификация. Основные конфессии в Сибири: старообрядчество, ислам, буддизм, язычество. Мультиконфессиональность как особенность Сибири.

^ 2. Принципы и особенности православного миссионерства. Православие как религиозный и культурный феномен. Основы христианского учения и основные направления христианства. Культурные особенности православия. Православное христианство как фактор формирования русской культуры. Православное миссионерство: основные особенности. Особенности православного миссионерства в многоконфессиональной среде

^ 3. Православие в Сибири в XVII в. Православная церковь в освоении Сибири. Православная церковь и колонизация Сибири: особенности процесса. Особенности и специфика православной религиозной жизни в Сибири. История Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Особенности взаимодействия православия и язычества в Сибири. Православие и старообрядчество. Взаимодействие православия и ислама. Взаимодействие православия и буддизма.

^ 4. Православие в Сибири в XVIII в.: особенности религиозной жизни. Итоги распространения православия в Сибири в XVII в. Специфика православного миссионерства и его основные принципы. Отличие православного миссионерства от аналогичной деятельности других христианских конфессий. Пути и средства взаимодействия с другими конфессиями. Православные святыни Сибири. Православное образование в Сибири. Повседневность православной конфессии в Сибири и ее особенности.

^ 5. Православная миссия в Сибири в XVIII в. Тобольская митрополия как центр миссионерской деятельности. Активизация миссионерской деятельности Православной церкви и ее причины. Деятельность митр. Филофея (Лещинского). Миссионерская деятельность свт. Иоанна (Максимовича). Деятельность свт. Иннокентия, архиеп. Иркутского. Начало православной миссии в Китае. Сибирские православные подвижники в XVIII в.

^ 6. Православная миссия в Сибири в 1 пол. XIX в. Социально-экономическое развитие Сибири в 1 пол. XIX в. Церковь и развитие Сибири. Вклад Православной церкви в развитие образования в Сибири. Особенности межконфессионального диалога. Церковь и нарождающаяся сибирская интеллигенция. Роль православия в общественной жизни. Православное миссионерство. Алтайская духовная миссия. Противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского.


^ 5.3 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

  1. Историческая энциклопедия Сибири [Текст]/СО РАН, Институт истории [и др.] ; [научно-ред. совет : В. А. Ламин (гл. ред.), В. И. Клименко (отв. ред.) и др.].-Новосибирск:Историческое наследие Сибири. Т. 3:С - Я.-2009.-783 с.

  2. Историческая энциклопедия Сибири [Текст]/СО РАН, Институт истории [и др.] ; [научно-ред. совет : В. А. Ламин (гл. ред.), В. И. Клименко (отв. ред.) и др.].-Новосибирск:Историческое наследие Сибири. Т. 1:А - И.-2010.-715 с.

  3. Историческая энциклопедия Сибири [Текст]/СО РАН, Институт истории [и др.] ; [научно-ред. совет : В. А. Ламин (гл. ред.), В. И. Клименко (отв. ред.) и др.].-Новосибирск:Историческое наследие Сибири. Т. 2:К - Р.-2010.-807 с.

  4. Религиоведение [Текст]:учебное пособие для вузов / М. М. Шахнович, М. Е. Кравцова, Т. А. Чумакова и др. ; под ред. М. М. Шахнович. – СПб. : Питер, 2008. – 430 с.

^ 6.2. Дополнительная литература:

  1. "Духовное образование в Сибири : история и современность", конференция (2008; Томск). Материалы историко-богословской конференции Томской духовной семинарии [Текст]:4 октября 2008 г./по благословению архиепископа Томского и Асиновского Ростислава ; Томская православная духовная семинария.-Томск:Д-принт,2010.-507, [1] с.

  2. "Конфессии народов Сибири в XVII - начале XX вв. : развитие и взаимодействие", научная конференция (2005; Иркутск). Материалы Всероссийской научной конференции, (3-4 февраля 2005 г.) [Текст]:[сборник]/[науч. ред. А. В. Дулов].-Иркутск:Анонс,2005.-318 с.

  3. "Православие и развитие российской духовной культуры в Сибири" (к 400-летнему юбилею г. Томска и 200-летию Томской губернии) (май 2002-2004 годов; г. Томск). Материалы Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия/Томская епархия Русской Православной Церкви; [Под ред.: игумена Силуана (Вьюрова), Т. А. Костюковой].-Томск:Издательство Томского ЦНТИ. Т. 2.-2004.-199 с.

  4. Алексеев, Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири / Н. А. Алексеев. — Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1992. — 239 с.

  5. Археология и этнография Приобья: материалы и исследования: сборник трудов кафедры археологии и этнологии / [редкол. : Н. В. Лукина и др.] — Вып. 2: науч. ред. Л. М. Плетнева. — 2008. — 309 с.

  6. Библия : Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические. — М. : Российское Библейское общество, 2002. — 925, 292 с.

  7. Бодрова, А. Ш. Ментальные основания декоративно-прикладного искусства в традиционной культуре народов Сибири / А. Ш. Бодрова [под ред. Л. С. Сысоевой] — Томск : Издательство ТГПУ, 2007. — 139 с.

  8. Дулов, А. В. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков [Текст]:[монография]/А. В. Дулов, А. П. Санников.-Иркутск:издательство Иркутского государственного университета. Ч. 2.-2006.-323 с.

  9. Дэй М. Сказания Ветхого Завета / [Пер.с англ.М.Баймухаметовой;Ред.О.Вишняков]. — М. : Эгмонт Россия ЛТД, 1997. — 78 с.

  10. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. — М. : Политиздат, 1990. — 286 с.

  11. Жизнь замечательных людей: Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: [Биографические очерки]/[К. М. Карягин, В. С. Соловьев, Э. К. Пименова, А. К. Шеллер]. – М. : Республика, 1995. – 347 с.

  12. Зубов А. Б. История религий=Доисторические и внеисторические религии : В 2 кн. : Курс лекций / А. Б. Зубов. — М. : Планета детей. Кн. 1 : Доисторические и внеисторические религии. — 1997. — 342 с.

  13. История Сибири: учебное пособие для вузов / Отв. ред. З. Я. Бояршинова. – Томск : Изд-во ТГУ, 1987. – 469 с.

  14. Кучер О. Н. Ислам [Текст] / О. Н. Кучер, О. П. Семотюк. — Ростов-на-Дону : Феникс [и др.], 2004. — 284 с.

  15. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Ж.Ле Гофф — Сретенск : МЦИФИ Толедо, 2000. — 371с.

  16. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении:/Пер.с фр./Л.Леви-Брюль. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 603 с.

  17. Лобжанидзе А. А. Этногеография и география религии: учебное пособие для вузов / А. А. Лобжанидзе, С. А. Горохов, Д. В. Заяц. — М. : Академия, 2005. — 169 с.

  18. Лукина, Н. В. Ханты от Васюганья до Заполярья: источники по этнографии : в 5 т. / Н. В. Лукина. — Томск : Издательство ТГУ, 2004. — Т. 1:Васюган. — 335 с.

  19. Мень А. В. История религии. В поисках пути, истины и жизни : Пособие для системы дополн. образования учащихся / А. В. Мень. — М. : ФОРУМ. Кн. 1 : В поисках пути, истины и жизни. — М. : 2001. — 215 с.

  20. Мень А. В. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: лекции и беседы / А. В. Мень. — М. : Фонд имени Александра Меня, 1995. — 671 с.

  21. Мечковская Н. Б. Язык и религия : Лекции по филологии и истории религий : Учебное пособие для вузов / Н. Б. Мечковская. — М. : Гранд, 1998. — 350 с.

  22. Миркина З. А. Великие религии мира / З. А. Миркина, Г. С. Померанц. — М. : РИПОЛ, 1995. — 396 c.

  23. Мосс М. Социальные функции священного / М. Мосс; [Пер. с фр. под ред. И. В. Утехина]. — СПб. : Евразия, 2000. — 444, [2] с.

  24. Музафарова Н. И. История религий: учебное пособие для вузов / Н. И. Музафарова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 314 с.

  25. Пилкингтон С. М. Иудаизм / С.М.Пилкингтон / Пер.с англ.Е. Г. Богдановой / . — М. : Гранд : Фаир, 2000. — 399 с.

  26. Пиотровский М. Б. Коранические сказания [Текст] / М. Б. Пиотровский. — М. : Наука, 1991. — 217 с.

  27. Поликарпов В. С. История религий [Текст] : лекции и хрестоматия / В. С. Поликарпов. — М. : Гардарика, 1997. — 312 с.

  28. Пучков П. И. Современная география религий / П. И. Пучков — М. : Наука, 1975. — 182 с.

  29. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого / [Пер. с древнегреч. В. Н. Кузнецовой]. — М. : Российское Библейское общество, 2001. — 431 с.

  30. Религиоведение : Хрестоматия / Под ред. А. Н. Красникова. — М. : Университет, 2000. — 798 с.

  31. Ренан Э. Жизнь Иисуса / Э. Ренан; [пер. с фр. А. С. Усовой]. — М. : Политиздат, 1991. — 397 с.

  32. Сагалаев, А.М. Алтай в зеркале мифа / А.М. Сагалаев – Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1992. – 175 с.

  33. Сазонова, Н. И. История Томска / Н. И. Сазонова, Д. М. Матвеев. – Томск, Изд-во ТГПУ, 2010. – 288 с.

  34. Сибирь на перекрестье мировых религий", конференция (2004; Новосибирск). Материалы Второй межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого и педагога, специалиста по библеистике профессора НГУ Михаила Иосифовича Рижского [Текст] : сборник / [редкол. : Н. А. Хохлов [и др.] ; отв. ред. Н. Н. Покровский]. — Новосибирск : издательство Новосибирского государственного университета, 2005. — 249 с.

  35. Сказания земли Томской: Хрестоматия / [Сост.: П. Е. Бардина и др.]. — Томск : Издательство ТГПУ, 2004. — 186 с.

  36. Словцов, П. А. Историческое обозрение Сибири. Стихотворения. Проповеди [Текст]/П. А. Словцов ; [вступ. ст., сост., подгот. текста В. А. Крещика].-Новосибирск:Вен-Мер,1995.-674, [1] с.

  37. Токарев С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. — М. : Политиздат, 1990. — 621 c.

  38. Томское Общество изучения Сибири. Труды / [Под ред. А. В. Адрианова, В. А. Обручева]. — Томск : Печатня С. П. Яковлева, 1912. — Т. 2, вып. 1. — 234 л.

  39. Тучков, А. Г. История и культура народов Сибири: учебное пособие / А. Г. Тучков — 2-е изд. — Томск : Издательство ТГПУ, 2005. — 250 с.

  40. Флоренский П. А. Христианство и культура / П. А. Флоренский / Вступ.ст.и примеч. А.С.Филоненко. — М. : АСТ, 2001. — 665 с.

  41. Христианство: Словарь / [В. П. Андронова, А. В. Белов, К. Л. Блаженов и др.]; Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М. : Республика, 1994. — 556 с.

^ 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Фонд Научной библиотеки ТГПУ. Компьютерный класс с мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет. При изучении дисциплины рекомендуется использование следующих электронных ресурсов:

  1. Библиотека гуманитарных наук «Гумер» http://www.gumer.info/

  2. Электронная библиотечная система «Книгофонд» http://www.knigafund.ru/

Электронная библиотечная система «Библиотех» http://www.bibliotech.ru/

^ 6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Введение

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

2.

Развитие образования, печати, библиотечного дела во второй половине ХIХ века

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

3.

Состояние науки во второй половине ХIХ века

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

4

Литература во второй половине ХIХ века

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

5

Зрелищные искусства.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

6

Музыкальное искусство во второй половине ХIХ века

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

7

Живопись, архитектура и скульптура

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

8

Особенности русской культуры рубежа ХIХ – ХХ века

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

9

Образование и просвещение на рубеже веков

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

10

Развитие науки в конце ХIХ – начале ХХ века Литература рубежа веков

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

11

Зрелищные искусства в конце ХIХ – начале ХХ века.

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

12

Музыкальная культура рубежа веков

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

13

Пластические искусства в конце ХIХ – начале ХХ века

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)


^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации для преподавателей

Основным видом аудиторной учебной деятельности, направленным на освоение студентом курса является семинарское занятие. Семинарские занятия должны дать ориентировочные основы для последующего усвоения учебного материала. Главное назначение их- обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и дисциплине, сформировать у студента ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Для подготовки студентов к практическому занятию, необходимо определить тему и круг рассматриваемых в рамках семинара вопросов; указать на рекомендованную литературу и вопросы для самостоятельной подготовки. Особое внимание рекомендуется обратить на развитие у студентов творческого мышления в освоении материала и формирование у них профессиональных качеств. Важное воспитательное значение имеет обращение по ходу изучения материала к системе традиций и морально-нравственных ценностей.

Подробные методические рекомендации по вопросам самостоятельной работы студентов, изучения первоисточников, работы над рефератом, подготовки к зачету и экзамену даны в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Организация самостоятельной работы осуществляется с использованием материалов фонда Научной библиотеки ТГПУ, а также материалов Интернет. Для организации самостоятельной работы студентов необходимо определить тему и круг рассматриваемых в рамках семинара вопросов; указать на рекомендованную литературу и вопросы для самостоятельной подготовки. Особое внимание рекомендуется обратить на развитие у студентов творческого мышления в освоении материала и формирование у них профессиональных качеств. Важное воспитательное значение имеет обращение по ходу изучения материала к системе традиций и морально-нравственных ценностей.

Рекомендуется также активное использование мульимедийных средств. В связи с современными требованиями к информационному и техническому обеспечению необходимо также иметь персональный компьютер с операционной системой не ниже Windows 98 для работы с мультимедийными носителями информации (например, с файлами в формате mp3 и т. п.).


^ 7.2. Методические указания для студентов

Перечень подробных методических указаний для студентов содержится в специальных изданиях кафедры, где представлены все необходимые составляющие для успешного освоения дисциплины: тематическая структура курса, лекционный материал, хрестоматийный материал, вопросы и задания к темам курса, перечень тем рефератов с указанием литературы для работы по их написанию, глоссарий, словарь, перечень вопросов к зачету и экзамену. Более подробную информацию о порядке изучения дисциплины можно также получить на кафедре в специально разработанном учебно-методическом комплексе.

^ 7.2.1.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обу чающихся.

Промежуточная аттестация проводится на первом этапе в форме тестирования по основному материалу изучаемой дисциплины, и последующего зачета (в устной форме), на котором проверяется: усвоение теоретического материала дисциплины; усвоение базовых понятий; умение использовать полученные знания. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на практические занятия и письменной, путем выполнения обучающимися разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Текущий контроль успеваемости проводится в форме тестов по блокам дисциплины и выполненным заданиям (эссе, доклады, рефераты и др.), результатам контрольных и самостоятельных работ, а также в форме защиты группового проекта по социальной проблематике. Контрольный срез знаний показывает уровень освоения содержания отдельной предметной области в рамках дисциплины. Формы текущего контроля включают в себя:


^ 8.1. Тематика рефератов

  1. Деятельность митр. Филофея (Лещинского).

  2. Миссионерская деятельность свт. Иоанна (Максимовича).

  3. Деятельность свт. Иннокентия, архиеп. Иркутского.

  4. Сибирские православные подвижники в XVIII в.

  5. Алтайская духовная миссия.

  6. Деятельность прп. Макария Алтайского

  7. Противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского.



    1. Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Язычество как феномен религиозной культуры

  2. Основные конфессии в Сибири: старообрядчество, ислам, буддизм, язычество. Мультиконфессиональность как особенность Сибири.

  3. Православное миссионерство: основные особенности.

  4. Особенности православного миссионерства в многоконфессиональной среде

  5. Православная церковь в освоении Сибири.

  6. Православие в Сибири в XVIII в.: особенности религиозной жизни.

  7. Тобольская митрополия как центр миссионерской деятельности. Активизация миссионерской деятельности

  8. Вклад Православной церкви в развитие образования в Сибири.

^ 8.3.Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий

1. Принципы и особенности православного миссионерства.

2. Православие как религиозный и культурный феномен.

3. Православная церковь и колонизация Сибири: особенности процесса.

4. Особенности и специфика православной религиозной жизни в Сибири.

5. Православная миссия в Сибири в XVIII в.

6. Православная миссия в Сибири в 1 пол. XIX в.

7. Алтайская духовная миссия.

8. Противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского.

^ 8.4.Примеры тестов

Демонстрационный вариант тест-билета по дисциплине «История православной церкви в Сибири во 2 пол. XVIII – 1 пол.XIX в.»

Задание № 1

Первая сибирская епархия Русской православной церкви создана

  • в Тобольске

  • в Иркутске

  • в Томске

Задание №2

Первым сибирским архиеипископом был

  • Киприан

  • Филофей

  • Иннокентий

Задание №3

Второй сибирской епархией Русской православной церкви является

  • Томская

  • Тобольская

  • Иркутская

Задание №4

Первой томской церковью стала

  • Троицкая

  • Воскресенская

  • Богоявленская

Задание №5

В 1700 году митрополитом Сибирским и Тобольским стал

  • Филофей Лещинский

  • Стефан Яворский

  • Иоанн Максимович

Задание №6

Когда открыта первая школа в Томске?

  • в 1744 г.

  • в 1838 г.

  • в 1604 г.

Задание №7

Какой собор дал название пл. Ново-Соборной в г. Томске?

        • Троицкий

        • Богоявленский

        • Петропавловский

Задание №8

Где была открыта первая в Сибири школа?

        • в Томске

        • в Тобольске

        • в Красноярске

Задание №9

Первую православную миссию в Пекин отправил митрополит Сибирский и Тобольский

        • Иоанн Максимович

        • Филофей Лещинский

        • Стефан Яворский

Задание №10

Одной из святынь Томской епархии является посох митрополита

        • Иоанна

        • Феодосия

        • Филофея

Задание №11

Начальником православной миссии в Пекине в начале XVIII в. был

        • Иннокентий Иркутский

        • Филофей Лещинский

        • Димитрий Ростовский

Задание №12

Алтайская духовная миссия основана

        • в начале XIX в.

        • в начале XVIII в.

        • в конце XVII в.

Задание №13

Основателем Алтайской духовной миссии стал

        • архимандрит Макарий (Глухарев)

        • архиепископ Макарий (Невский)

        • епископ Иннокентий Иркутский

Задание №14

Евангелие на алтайский язык перевел

        • архимандрит Макарий (Глухарев)

        • епископ Софроний

        • епископ Иннокентий

Задание №15

Забайкальская духовная миссия основана

        • Михаилом, архепископом Иркутским

        • Макарием, архиепископом Томским

        • архим. Макарием (Глухаревым)

^ 8.5. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Религиозная жизнь народов Западной Сибири в XVIII в.

  2. Территория Сибири с точки зрения ее географических и ландшафтных особенностей обитания коренных сибирских народов.

  3. Основные конфессии в Сибири: старообрядчество, ислам, буддизм, язычество.

  4. Мультиконфессиональность как особенность Сибири.

  5. Православие как религиозный и культурный феномен.

  6. Основы христианского учения и основные направления христианства.

  7. Культурные особенности православия. Православное христианство как фактор формирования русской культуры.

  8. Православное миссионерство: основные особенности.

  9. Православная церковь в освоении Сибири.

  10. Особенности и специфика православной религиозной жизни в Сибири.

  11. Специфика православного миссионерства и его основные принципы.

  12. Православные святыни Сибири.

  13. Православное образование в Сибири.

  14. Повседневность православной конфессии в Сибири и ее особенности.

  15. Деятельность митр. Филофея (Лещинского).

  16. Миссионерская деятельность свт. Иоанна (Максимовича).

  17. Деятельность свт. Иннокентия, архиеп. Иркутского.

  18. Сибирские православные подвижники в XVIII в.

  19. Алтайская духовная миссия.

  20. Противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050400.68 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Историко-краеведческое образование».

Программу составил: д.ф.н., к.и.н. профессор кафедры истории России Н. И. Сазонова




Похожие:

Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050400. 68 Сдм. В. 03 История православной церкви в сибири в XVIII 1 половине XIX вв для образовательной программы по направлению 050400. 68 «Социально-экономическое образование»
Сдм. В. 03 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв для образовательной программы по направлению 050400. 68...
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconИстория. 11 класс История. 11 класс
В течение XIX века неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconИстория. 11 класс
В течение XIX века неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconТомский государственный педагогический университет (тгпу) рабочая программа дисциплины
Целью данного курса является изучение студентами истории России в период c 2 пол. XVIII в до коренных преобразований российского...
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconРабочая программа дисциплины история сибири
Сибири; понимать специфику сибирского региона, его положение в составе России; уметь использовать знания по истории Сибири в процессе...
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconРабочая программа дисциплины история сибири
Специалист должен иметь представление об основных событиях и процессах в истории Сибири
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 05 История россии ( XVI первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению 050400 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История»
Дпп. 05 История россии (XVI – первая половина XIX вв.) для образовательной программы по направлению
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconОбщие сведения о
Христианская антропология, История Русской Православной Церкви, Культурно-религиозное наследие России, Социальные концепции православной...
Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconИстория Русской Православной церкви

Рабочая программа дисциплины 050400. 68 М в. 10 История православной церкви в сибири в XVIII- 1 половине XIX вв iconИстория русской православной церкви

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы