Учебно-методический комплекс дисциплины icon

Учебно-методический комплекс дисциплины



НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
Дата конвертации25.12.2012
Размер273.05 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


Психология болезни и инвалидности

(наименование дисциплины)


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология болезни и инвалидности (ДС.02)


АННОТАЦИЯ


1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).


ДС.02 Психология болезни и инвалидности


Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения; первичные навыки работы с проблемой личности.


^ 2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).


3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


^ 4. Список авторов элементов УМК:

Ширенкова Е.В., старший преподаватель


5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«Утверждаю»

Декан ФФКиС

__________________О.В. Смирнов

«____» ____________ 2008 года


^


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДС. 02


Психология болезни и инвалидности



  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов понятие о психологическом состоянии больных людей и инвалидов, что необходимо для правильного подхода к лицам с ограниченными возможностями, для их эффективной адаптации и коррекции путем использования адаптивной физкультуры.

Задачи дисциплины:

  • изучить психологические проблемы болеющих и инвалидов;

  • познакомить студентов с особенностями психологической травмы;

  • изучить методику установления психологического контакта с больными и инвалидами.




  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

  • научные основы клинической психологии;

  • механизмы психологической защиты больного и инвалида;

  • психологию умирающего;

  • межпредметные связи дисциплин – психологии, биологии, анатомии, физиологии, патологии.

Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи реабилитации инвалидов с учетом психологических особенностей больного, инвалида;

  • осуществлять психологический контроль больного;

  • использовать средства и методы, необходимые для формирования здорового образа жизни на основе потребностей организма человека в физической активности и регулярности применения физических упражнений, с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы



^

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

7

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

18

18

Лабораторные работы







И другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

44

44

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет


^ 4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий:


№ п/п
^

Разделы дисциплины





Лекции

Семинары


Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания


4

2


Переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения


6

6


^

Механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни


4

4


^

Первичные навыки работы с проблемой личности.


4

6



4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания. Болезнь как проявление конфликта между сознанием и подсознанием (психоаналитический подход): К.Леви-Строс, М. Фуко, З. Фрейд о психологических механизмах лечения и преодоления болезни. Теория психосоматических отношений Г. Гроддека. Пионеры психосоматической медицины: Э.Симмеля, Ф. Дойча, С. Джелиффе, А.Гарма. Трансцендентный опыт болезни (аксиологический подход): В.Вайцзеккер, Ж.П.Сартр, А.Митчерлих, Станислав Гроф, К.Г.Юнг, Р.Ассаджоли. Болезнь как следствие неудовлетворенности потребностей (гуманистический подход): А.Г. Маслоу, Ф.Перлз. Теория психического поля К.Левина. Психоаналитическая концепция Л.Сонди. Внутренняя картина болезни в понимании Р.А. Лурия. Понятие «состояние здоровья» и «самочувствие». Критерии психического здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация. Влияние болезни на психику человека. Соматогенное влияние здоровья на психику человека. Психогенное влияние болезни на психику человека.

  2. Переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения. Субъективно-психологическая сторона заболевания. Механизмы «замкнутого круга». Аутоплатическия картина болезни (А. Гольдшейдер). Переживания болезни (Е.А. Шевалев, В.В. Ковалев). Отношение к болезни (Л.Л. Рохлин, К.А. Скворцов). Стороны проявления болезни: болевая, эмоциональная, интеллектуальная, волевая. Масштаб переживания болезни по типам реагирования. Типы реакции на болезнь. Типы личностной реакции на заболевание. Типы отношения к боли. Амбивалентность отношения больного к болезни. Переживание болезни во времени. Возрастные особенности внутренней картины болезни. Психология умирания. Терминальный больной и качество его жизни. Психологические особенности личности суицидента.

  3. Механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни. Учение о психической травме. Фрустрация. Мотивационные конфликты.

  4. Первичные навыки работы с проблемой личности. Психологические аспекты повседневной врачебной деятельности. Установление психологического контакта с больным. Основные формы психологического взаимодействия между врачом и больным.




  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:




    1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Психология болезни и инвалидности : учебно-методическое пособие для вузов / сост. С. Б. Нарзулаев [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск : STAR, 2005. - 102 с.

  1. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 5-е изд. , стереотип. - М. : Академия, 2008. - 318 с. : табл.


б) дополнительная:

  1. Психолого- педагогическая диагностика : учебное

пособие для вузов / И. Ю. Левченко [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной.-3-е изд. , - М. : Академия, 2006. - 318 с. :табл.

  1. Специальная психология : учебное пособие для вузов /

авт. : В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 5-е изд., - М. : Академия, 2007. - 460 с.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины -

Схемы, таблицы


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Библиотечный фонд ТГПУ, компьютерный класс с выходом в Интернет.
^

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:


Психология болезни и инвалидности : учебно-методическое пособие для вузов / сост. С. Б. Нарзулаев [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск : STAR, 2005. - 102 с.


^ 8.1. Методические рекомендации преподавателю

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы) помогает студентам вести конспекты и улучшает темп усвоения лекции.

Кроме этого рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.


^ 8.2. Методические указания для студентов

Целью проведения практических занятий является закрепление полученных студентами на лекциях знаний, моделирование практических ситуаций, а также проверка эффективности самостоятельной работы студентов.

Семинар обычно включает устный опрос слушателей по вопросам семинарских занятий. При этом выявляется степень владения студентами материалом лекционного курса, базовых учебников, знание актуальных проблем и текущей ситуации в современном образовательном пространстве. Далее выявляется способность студентов применять полученные теоретические знания к решению практического или задачи.

Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начинать с повторения материала лекций. При этом следует учитывать, что лекционный курс лимитирован по времени и не позволяет лектору детально рассмотреть все аспекты изучаемого вопроса. Следовательно, требуется самостоятельно расширять познания как теоретического, так и практического характера. В то же время, лекции дают хороший ориентир студенту для поиска дополнительных материалов, так как задают определенную структуру и логику изучения того или иного вопроса.

В ходе самостоятельной работы студенту в первую очередь надо изучить материал, представленный в рекомендованной кафедрой и/или преподавателем учебной литературе и монографиях. Следует обратить внимание студентов на то обстоятельство, что в библиотечный список включены не только базовые учебники, но и более углубленные источники по каждой теме курса. Последовательное изучение предмета позволяет студенту сформировать устойчивую теоретическую базу.

Важной составляющей частью подготовки к семинару является работа студента с научными и аналитическими статьями, которые публикуются в специализированных периодических изданиях. Они позволяют расширить кругозор и получить представление об актуальных проблемах, возможных путях их решения и/или тенденциях в исследуемой области.

В качестве завершающего шага по подготовке к семинарскому занятию следует порекомендовать студенту ознакомиться с результатами научных исследований, соответствующих каждой теме.

^

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


        1. Георг Гроддек о психологических аспектах органического заболевания.

        2. Картография бессознательного С. Грофа.

        3. Гуманизм в медицине и психологии.

        4. Больной и его образ «идеального врача».

        5. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования.

        6. Сравнительный анализ устойчивости социокультурных эталонов здоровья.

        7. Психологические аспекты проблематики здоровья.

        8. Диагностические признаки задержки психического развития у детей.

        9. Общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками.

        10. Конверсионные симптомы как выражение невротического конфликта.

        11. Психосоматозы.

        12. Психодинамическая концепция и «гипотеза специфичности».

        13. Психокоррекция неврозов.

        14. Теория стресса в адаптации к болезни.

        15. Коппинг-механизмы в развитии болезни.

        16. Психотерапия различных заболеваний.

        17. Схема психосоматических соотношений по В.В. Николаеву.

        18. Задачи врача в коррекции «масштаба переживаний».

        19. Следования реакция больного.

        20. Нозофильно-утилитарная личностная реакция больного (Р.Конечный, М. Боухал).

        21. Психосоциальные реакции на болезнь инвалидов.

        22. Болезнь как следствие неудовлетворенности потребностей.

        23. Теория психического поля К.Левина.

        24. Психоаналитическая концепция Л.Сонди.



^

8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ - не предусмотрено.




8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету:


  1. Внутренняя картина болезни.

  2. Влияние болезни на психику человека.

  3. Типы реакции на боль.

  4. Амбивалентность отношения больного к болезни.

  5. Переживания больного во времени.

  6. Переживания инвалида.

  7. Субъективные переживания умирающего.

  8. Поведенческие характеристика умирающего.

  9. Динамика психологических реакций умирающего.

  10. Состояние сознания в момент смерти.

  11. Качество жизни умирающего больного.

  12. Характеристика личности самоубийцы.

  13. Диагностика суицидального поведения.

  14. Постсуицидальное состояние.

  15. Личность больного и эффективность психологического контакта с ним.

  16. Методика установления психологического контакта с больным.

  17. Методика установления контакта с инвалидом.

  18. Структура беседы с больным.

  19. Особенности общения с больным в зависимости от заболевания.

  20. Особенности психологического контакта с инвалидом.

  21. Характеристика механизмов психологической защиты. Понятие о психологической травме.

  22. Конфликт мотиваций у больного.

  23. Особенности контакта с больным в клинике неврозов.

  24. Особенности контакта с больным в хирургической клинике.

  25. Особенности контакта с больным в терапевтической клинике.

  26. Реакции больных на повреждение лица.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности - 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»


Программу составила: старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры ________________________________ Е.В. Ширенкова


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол № 1 от « 29 » августа 2008 года


Зав. кафедрой ______________________ д.м.н., профессор С.Б. Нарзулаев


Программа одобрена метод. комиссией ФФКиС ТГПУ


Председатель метод. комиссии ФФКиС ___________________ Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС ______________________________________ О.В. Смирнов


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология болезни и инвалидности (ДС.02)


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008


  1. Георг Гроддек о психологических аспектах органического заболевания.

  2. Картография бессознательного С. Грофа.

  3. Гуманизм в медицине и психологии.

  4. Больной и его образ «идеального врача».

  5. Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования.

  6. Сравнительный анализ устойчивости социокультурных эталонов здоровья.

  7. Психологические аспекты проблематики здоровья.

  8. Диагностические признаки задержки психического развития у детей.

  9. Общение ребенка с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми и сверстниками.

  10. Конверсионные симптомы как выражение невротического конфликта.

  11. Психосоматозы.

  12. Психодинамическая концепция и «гипотеза специфичности».

  13. Психокоррекция неврозов.

  14. Теория стресса в адаптации к болезни.

  15. Коппинг-механизмы в развитии болезни.

  16. Психотерапия различных заболеваний.

  17. Схема психосоматических соотношений по В.В. Николаеву.

  18. Задачи врача в коррекции «масштаба переживаний».

  19. Следования реакция больного.

  20. Нозофильно-утилитарная личностная реакция больного (Р.Конечный, М. Боухал).

  21. Психосоциальные реакции на болезнь инвалидов.

  22. Болезнь как следствие неудовлетворенности потребностей.

  23. Теория психического поля К.Левина.

  24. Психоаналитическая концепция Л.Сонди.



^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология болезни и инвалидности (ДС.02)


^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008


  1. Внутренняя картина болезни.

  2. Влияние болезни на психику человека.

  3. Типы реакции на боль.

  4. Амбивалентность отношения больного к болезни.

  5. Переживания больного во времени.

  6. Переживания инвалида.

  7. Субъективные переживания умирающего.

  8. Поведенческие характеристика умирающего.

  9. Динамика психологических реакций умирающего.

  10. Состояние сознания в момент смерти.

  11. Качество жизни умирающего больного.

  12. Характеристика личности самоубийцы.

  13. Диагностика суицидального поведения.

  14. Постсуицидальное состояние.

  15. Личность больного и эффективность психологического контакта с ним.

  16. Методика установления психологического контакта с больным.

  17. Методика установления контакта с инвалидом.

  18. Структура беседы с больным.

  19. Особенности общения с больным в зависимости от заболевания.

  20. Особенности психологического контакта с инвалидом.

  21. Характеристика механизмов психологической защиты. Понятие о психологической травме.

  22. Конфликт мотиваций у больного.

  23. Особенности контакта с больным в клинике неврозов.

  24. Особенности контакта с больным в хирургической клинике.

  25. Особенности контакта с больным в терапевтической клинике.

  26. Реакции больных на повреждение лица.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология болезни и инвалидности (ДС.02)


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008

Профессиональная компетенция будущего специалиста по адаптивной физической культуре (АФК) обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области психологии болезни и инвалидности.

Статус «Психологии болезни и инвалидности» как одной из наиболее важных дисциплин, а также её междисциплинарная универсальность в системе социальной защиты инвалидов накладывают на будущего специалиста АФК особую ответственность. В этой связи существенно важно чтобы студенты, осваивая учебный курс «Психология болезни и инвалидности», расширяли багаж специальных знаний и формировали соответствующую культуру движений.

Изучение дисциплины «Психология болезни и инвалидности» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности, осуществление психологического сопровождения больного; использование средств и методов, необходимых для формирования здорового образа жизни на основе потребностей организма человека в физической активности и регулярности применения физических упражнений с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология болезни и инвалидности (ДС.02)


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008

В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы к пониманию болезни, здоровья и инвалидности; методы и приёмы организации работы и т.п.; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


^ Кафедра

Адаптивной физической культуры


Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология болезни и инвалидности (ДС.02)


^ ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЛЕКИОННОГО ЗАНЯТИЯ


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование


Томск-2008

ЛЕКЦИЯ №1 (фрагмент).

ПБиИ как предмет, ее задачи.

Факторы, влияющие на возникновение болезни.


^ ПСИХОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ И ИНВАЛИДНОСТИ является прикладной дисциплиной, которая изучает психическое состояние больного человека, а также влияние болезни на психику человека и, наоборот, позволяет использовать эти знания для лечения и реабилитации человека. Т.о., ПБиИ изучает психологию больного человека, а также роль психических факторов в возникновении, течении и исходах, как болезни, так и инвалидности. Задачей ПБиИ является изучение особенностей поведения больного, его контактов с окружающими, отношения к своей болезни и лечебному процессу, путей воздействия на психику для большей эффективности лечения.

Болезнь и инвалидность индивида являются результатом взаимодействия биологических (вирусы, структурные дефекты, генетика), психологических (представления, эмоции, поведение) и социальных (нормы поведения, семья, работа и др.) факторов. Они могут быть благоприятными (сохранная иммунная система, хорошая конституция или разработанная стратегия совладания), так и неблагоприятными (вирусы, излучения, стрессы). Каждый отдельный фактор в процессе развития может привести к многочисленным наслоениям и возникновению различных отклонений в развитии и здоровье (социокультурная среда влияет на развитие человека посредством формирования у него представлений о социальных и культурных нормах. Важное значение при этом имеют особенности экономического и политического положения общества в ту эпоху, на которую пришелся период взросления.)

Среди психологических факторов, взаимосвязанных со здоровьем и\или болезнью, выделяют независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы (таблица).

^ Независимые (предшествующие) факторы включают личностные характеристики и поведенческие особенности (поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции и эмоциональные паттерны), а также все когнитивные (представления о болезни, восприятие риска и уязвимости, контроль), демографические и социальные ресурсы человека.

Различают поведенческие паттерны типа А и В. Поведение типа А включает следующий комплекс характеристик:

- поведенческие позиции (амбиционность, агрессивность, компетентность, раздражительность);

- специфическое поведение (мышечное напряжение, быстрый и эмоциональный стиль речи, убыстренный тип деятельности);

- преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Поведение типа В противоположно по своим характеристикам поведению типа А.

Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с индивидуальными возможностями реагирования на трудности в оптимистическое или пессимистической манере. Выделяют следующие личностные диспозиции: оптимизм/пессимизм, сила «Я» и выносливость. Под оптимизмом понимается поведенческая особенность, характеризующаяся позитивными устойчивыми усилиями, направленными на улучшение ситуации. Пессимизм – прямо противоположная особенность. Различия между пессимистами и оптимистами определяется способами индивидуального отбора и использованием стратегий контроля. Сила «Я» - механизм, связывающий психосоциальное влияние со здоровьем. Она может влиять на физиологическую систему, опосредующую здоровое функционирование.


ФАКТОРЫ

1. Независимые (предшествующие)

1. Предрасполагающие:

а) поведенческие паттерны;

б) поддерживающие диспозиции (выносливость, оптимизм/пессимизм, сила «Я»);

в) эмоциональные паттерны (алекситимия, репрессивный личностный стиль).

^ 2. Когнитивные факторы:

а) представления о болезни;

б) восприятие риса и уязвимость;

в) контроль.

3. Факторы социальной среды:

а) социальная поддержка;

б) брак и семья;

в) профессиональное окружение.

4. Демографические переменные:

а) пол;

б) возраст;

в) этнические группы и социальные классы.




2. Передающие

1. Совладание (копинг).

2. Употребление и злоупотребление веществами.

3. Виды поведения, способствующие здоровью.

4. Соблюдение правил и приверженность им.

3. Мотиваторы

1. Стрессоры.

2. Существование в болезни.


Эмоциональные паттерны – это способность или неспособность индивида выражать эмоции (например, «алекситимия» - неспособность использовать язык для описания эмоционального опыта; репрессивный личностный стиль – невозможность выражать эмоции, особенно негативные, в открытой манере). Подобные трудности связаны со множеством психосоматических расстройств, например, с хроническими болями и заболеваниями дыхательной системы, в том числе бронхиальной астмой.

К когнитивным факторам относятся представления о здоровье и болезни, о норме в психике и соматике; разнообразные модели веры в лечение, в профилактику; воспринимаемый контроль за обстоятельствами жизни, установки, ценности, атрибуции, психотерапевтические мифы, восприятие риска и уязвимости, самооценка здоровья. Базовые понятия в группе когнитивных факторов – здоровье, качество жизни, здоровое поведение. В настоящее время все большее значение приобретает комплексная многофакторная этиология происхождения заболеваний.

^ Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы (свои и др. людей) в зависимости:

- от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни в данном историческом аспекте;

- от формального образца, что, в свою очередь, включает экспекции или примеры этих болезней.

Атрибуции в психологии касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам. Выделяют интернальные и экстернальные (внутренние и внешние) причины болезни и ответственности за излечение. Атрибуции влияют на результаты болезни посредством множества механизмов.

^ Восприятие риска и уязвимости. Люди, как правило, недооценивают свой собственный риск, связанный с заболеваниями или др. негативными жизненными событиями. Инвалиды, у которых нет опыта преодоления негативных жизненных событий, считают себя неуязвимыми.

^ Контроль за своей жизнью. Наличие или отсутствие чувства контроля в значительной степени влияет на эмоциональное, когнитивное, физическое благополучие индивида. С помощью механизмов копинга осуществляется контроль над здоровьем, что способствует снижению стресса, а также прямое физиологическое влияние на иммунную и эндокринную систему.

Социальная поддержка (СП) – процесс, посредством которого социальный контекст влияет на индивида. Помимо прямого влияния СП может оказывать буферный эффект при возникновении разнообразных стрессоров. Связь между СП и здоровьем разнонаправленная. Например, СП может играть роль в стимулировании болезни за счет поддержки малоадаптивного поведения, и даже злоупотребления психоактивными в-вами. Социальное окружение ч\з внедрение различных программ может способствовать поддержке здорового образа жизни и противодействовать нездоровому поведению, снижению влияния стресса. Влияние семьи рассматривается в связи с процессами лучшей реабилитации больных по сравнению с одинокими пациентами.

Фактор пола и индивидуальные копинг-стратегии в объяснении здоровья стали использоваться сравнительно недавно…




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины корпоративное управление
Учебно-методический комплекс дисциплины «Корпоративное управление» 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет. Факультет менеджмента....
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПеченикова Виктория Викторовна старший преподаватель кафедры информатики учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс дисциплины Информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информатика Специальность: 050502. 65 технология и предпринимательство
Учебно-методический комплекс дисциплины Информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно – методический комплекс дисциплины: «Психология (возрастная и педагогическая)» специальность 031200 Педагогика и методика начального образования Автор-составитель
Учебно-методический комплекс дисциплины Психология (возрастная и педагогическая)
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информатика Направление подготовки
Учебно-методический комплекс дисциплины Информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информатика Направление подготовки
Учебно-методический комплекс дисциплины Информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информатика Специальность: 020201. 65 биология Специальность: 020401. 65 география
Учебно-методический комплекс дисциплины Информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информатика Специальность: 020201. 65 биология Специальность: 020401. 65 география
Учебно-методический комплекс дисциплины Информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информатика Специальность: 020201. 65 биология Специальность: 020401. 65 география
Учебно-методический комплекс дисциплины Информатика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Управленческий учет». 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет. Самара, 2007,...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Психологическое консультирование». 031000 – Педагогика и психология. Специалист....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы