Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» icon

Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения»



НазваниеТема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения»
Дата конвертации09.04.2013
Размер108.87 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Автор: Сундеева Анжела Михайловна, преподаватель

Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения».

Образовательное учреждение: ГОУ СПО «Каменский медицинский колледж»

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, табличный редактор EXCEL, ресурсы сети Интернет.


Смена исторических эпох определяется

сменой коммуникационных технологий

Герберт Маршалл Маклюэн


Актуальность исследования.

Компьютер, компьютерные сети и их программное обеспечение являются фундаментом современных информационных технологий. Сегодня компьютер и помощник, и источник свежих новостей из «всемирной паутины» - сети Интернет, и средство мобильной связи, позволяющее с помощью электронной почты быстро передавать и получать информацию.

Основная цель использования информационных технологий производство информации для ее последующего анализа и принятия пользователем соответствующих решений.

В настоящее время, помимо традиционных информационных технологий, таких как почта, факс, телефон, которые раньше использовались в процессах информационного обмена, начинают все шире применяться электронная почта, Интернет, телеконференции, видеоконференции, мультимедийные средства.

Реализация в стране приоритетного национального проекта «Образование» помогла улучшить материальную базу школ Алтайского края. В Алтайском крае первом из субъектов Сибирского Федерального округа, завершились работы по подключению образовательных учреждений к сети Интернет. Доступ в сеть получили 1494 образовательных учреждения, в том числе 196 начальных школ, 314 основных, 865 средних, 19 гимназий, 20 лицеев, 2 кадетские школы, 35 коррекционных образовательных учреждений, 5 школ-интернатов, 30 детских домов и 8 школ при исправительно-трудовых колониях.

Таким образом, общеобразовательные учреждения получили все необходимое для плодотворной работы на ниве просвещения.

Но наличие компьютеров в школах еще не гарантирует эффективного образования. Не все учителя общеобразовательных школ используют возможности информационных технологий в учебном процессе.

^ Предмет исследования.

Традиционные средства обучения – доска, мел и плакат, ограничивают дидактические возможности учебного процесса, еще имеют применение, но отступают под напором вначале современной проекционной техники, а затем компьютерной технологии.

За последние 5 лет, число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений.
Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все возможности реализуются в полной мере. До недавнего времени большинство учителей были не знакомы с компьютерными технологиями и не имели представления о способах их использования в учебном процессе. Занятия с использованием компьютера в большинстве случаев вели учителя информатики. Но в последнее время большая часть учителей прошла повышение квалификации по ИКТ. В настоящее время умение грамотно использовать современные информационные технологии в учебном процессе относится к профессиональной компетенции педагога.


Гипотеза

Использование информационных технологий в учебном процессе имеет преимущества перед использованием традиционных средств обучения.

Произошли изменения в учебном процессе образовательного учреждения, обусловленные воздействием новых информационных технологий.


^ Проверка гипотезы

На данном этапе работа проходила по двум направлениям:

- изучение теоретического материала;

- анализ воздействия ИТ на учебный процесс образовательного учреждения; метод анкетированияпсихологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Работа в рамках первого направления дала возможность выделить некоторые преимущества использования информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения.


Определение информационных технологий.

Информационные технологии (ИТ) – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов1.

Технические средства информационных технологий.

Аппаратные средства являются базой информационных технологий, поэтому выбор компьютера и периферийного оборудования существенно влияют на эффективность информационных технологий.

Программное обеспечение информационных технологий.

Компьютерная техника внедряется в учебный процесс с использованием разнообразного программного обеспечения – текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, систем управления базами данных, средств для проведения расчетов, компьютерных тренажеров серии тестов.

В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:

  1. Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:

  • компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

  • диагностические и тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;

  • тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;

  • лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;

  • экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;

  • база данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

  • прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).

  1. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM, DVD-ROM.

  2. Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение, как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.

  3. Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить, как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.

  4. Телекоммуникационые системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

  5. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.

  6. Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.

  7. Геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий - задает один из аспектов, процессов или явлений.

  8. Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче и т.д.).

Несомненно, в процессе данного исследования были выделены лишь некоторые направления использования информационных технологий. Бесспорно, в образовательном процессе используются перечисленные программные средства учебного назначения.


Для реализации второй части исследования было проведено анкетирование студентов и преподавателей ГОУ СПО «Каменский медицинский колледж» и интервьюирование учителей школ города Камень-на-Оби. Исследование проводилось среди студентов 1-2 курсов с 18 января по 19 февраля 2010 г. Общее число респондентов 130 человек.

Студентам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какой способ представления учебного материала наиболее информативен для студентов.



Таким образом, большинство респондентов считает, наиболее информативным представление учебного материала с использованием информационных технологий.


  1. Какие информационные технологии используете для самостоятельной работы и для подготовки к занятиям?




Диаграмма показывает, что большинство респондентов отдают предпочтение сети Интернет.


  1. Какие преимущества использования информационных технологий в учебном процессе можете отметить?

Респонденты в основном отмечают:

  • наглядную форму представления изучаемого материала – 62,9%;

  • доступ к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня – 13,3%

Можно сделать вывод, что преимущество использования ИТ в учебном процессе очевидно, полученные данные могут быть использованы при планировании учебных занятий.

  1. На каких учебных дисциплинах целесообразно использовать ИТ?





Преподаватели информатики раньше других коллег начали использовать ИКТ в учебном процессе, и накопили большой опыт в этой области. Можно предположить, что преподаватели, прошедшие курсы повышения квалификации будут более эффективно использовать информационные технологии в учебном процессе.

  1. Где более широко используются информационные технологии в учебном процессе?



Диаграмма показывает, что информационные технологии используют в учебном процессе, как общеобразовательные учреждения, так и средние профессиональные образовательные учреждения.


При анкетировании преподавателей колледжа нас интересовали следующие вопросы:

  1. Какие информационные технологии используете в учебном процессе.

Обобщив ответы преподавателей на данный вопрос, получили следующее:

  • компьютерные учебники;

  • тестовые системы;

  • прикладные и инструментальные программные средства (обработка текстов, составление таблиц и др.);

  • обучающие программы.

  1. Какие изменения в учебном процессе произошли благодаря внедрению информационных технологий.

Положительным при использовании ИТ в учебном процессе является повышение качества обучения за счет:

  • большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

  • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения учебной дисциплины;

  • регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

  • наглядная форма представления изучаемого материала;

  • развития самостоятельного обучения.


В результате исследования определили следующие направления внедрения ИТ в учебный процесс образовательного учреждения:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения;

  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

  • использование ИТ в качестве средства творческого развития обучаемого.


Преимущества использования информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения:

  • ИТ значительно расширяют возможности представления учебной информации (задействованы все модальности восприятия);

  • информационные технологии активизируют познавательную деятельность студентов в процессе обучения;

  • ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучаемых, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.


В результате интервьюирования учителей школ города удалось выяснить, какое программное обеспечение используется в учебном процессе.

В лицее №2 г. Камня-на-Оби, широко используется программное обеспечение «Умник», которое они приобрели за счет собственных средств.


Программное обеспечение «Умник».

Комплект интерактивных учебно-методических образовательных программных комплексов.

Состав комплекта ПО «Умник» для интерактивных досок. Комплект программного обеспечения состоит из 17 отдельных программ. К каждой программе прилагаются методические рекомендации в бумажном и электронном виде.


Это комплект образовательных программ, предназначенных для работы с интерактивными досками. Они позволяют учителю:

  • повысить уровень визуализации учебного материала;

  • разнообразить методы и приемы работы с классом;

  • проводить фронтальную и групповую работу с учащимися.

К сожалению, не во всех общеобразовательных школах нашего города есть такое программное обеспечение. Преподаватели общеобразовательных учреждений широко применяют в учебном процессе интерактивные доски. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом.

Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Решающим фактором успешного внедрения ИТ в учебный процесс является готовность и способность преподавателей освоить средства информационных технологий и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.

С применением соответствующих методик обучения, мультимедийные обучающие программы можно использовать:

  • при проведении аудиторных занятий;

  • на факультативных занятиях;

  • для самостоятельной работы студентов во внеурочное время (для внеаудиторная самостоятельная работа).

Список литературы:


1. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. - 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2008. - с. 10

2. http://www.altairegion22.ru -материалы официального сайта Алтайского края

3. http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm



1 Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева. – 7-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 10




Похожие:

Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Учебно-методический комплекс дисциплины Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе...
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Учебно-методический комплекс дисциплины Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе...
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconПеречень вопросов к зачету по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» для студентов 4 курса заочной формы обучения специальности «Родной язык и литература»
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconПрограмма по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Дисциплина "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" предназначена для студентов...
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconПрограмма по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Дисциплина "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" предназначена для студентов...
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconПрограмма по дисциплине использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Дисциплина "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" предназначена для студентов...
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconВопросы к зачету по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» специальность «Изобразительное искусство» хгф, озо
«Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Информационные технологии. Основные понятия и развитие информационных технологий
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Информационные технологии. Основные понятия и развитие информационных технологий
Тема: «Использование информационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения» iconВопросы к зачету по дисциплине «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Филологический факультет (Иностранный язык), озо
Классификация и характеристика программных средств информационных и коммуникационных технологий обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы