Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 icon

Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005



НазваниеУчебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005
Яппарова Татьяна Владимировна
Дата конвертации09.04.2013
Размер126.4 Kb.
ТипУчебник
скачать >>>

Сценарий занятия с использованием компьютера


Автор: Яппарова Татьяна Владимировна

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ №198», г. Северск, Томская область

Предмет: биология

Класс: восьмой

Тема: Эндокринная система.

Задачи 2-х часового занятия:

  1. Разъяснить разницу между железами внешней, внутренней и смешанной секреции.

  2. Познакомить со строением эндокринной системы.

  3. Познакомить с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции гипофиза, надпочечников; щитовидной и поджелудочной желёз.

  4. Показать взаимодействие желёз внутренней секреции при росте и развитии организма; взаимосвязь эндокринной и нервной систем.

  5. Осмысление роли гормональной регуляции в жизнедеятельности организма.

  6. Формировать представление об организме как целостной биосистеме.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Время реализации занятия – 90 минут (2 урока).

Авторский медиапродукт:

Web-сайт «Железы внутренней секреции» размещён на федеральном портале «Школьная планета» в разделе «Копилка педагогического опыта» (ноябрь 2007 год, http://planeta.edu.tomsk.ru/files/site/japarova).

МЕДИАПРОДУКТ


  1. Среда: программа для создания web-сайта в редакторе Microsoft Office FrontPage 2003; текстовый редактор Microsoft Word (приложения); табличный редактор Microsoft Office Excel (тесты); графический редактор Paint (рисунки).

  2. Вид медиапродукта: электронное пособие.

  3. Схема взаимосвязи web-страниц сайта: разветвленная структура (см. схему).

  4. Краткое описание содержания интерактивных учебных экранов:

1. Железы внутренней секреции (web-страница).

2. Гипофиз (web-страница).

а) Функции железы (приложение).

б) Заболевания (приложение).

в) Это интересно (приложение).

3. Эпифиз (web-страница).

а) Функции железы (приложение).

б) Это интересно (приложение).

4. Щитовидная железа (web-страница).

а) Функции железы (приложение).

б) Заболевания (приложение).

в) Это интересно (приложение).



Схема взаимосвязи web-страниц сайта






а

2


б


в






а

3

б



8












4

а





б


в

1



5

а



б


в



6

а

9



б


в


7

а


б





в






5. Паращитовидные железы (web-страница).

а) Функции железы (приложение).

б) Заболевания (приложение).

в) Это интересно (приложение).

6. Надпочечники (web-страница).

а) Функции железы (приложение).

б) Заболевания (приложение).

в) Это интересно (приложение).

7. Поджелудочная железа (web-страница).

а) Функции железы (приложение).

б) Заболевания (приложение).

в) Это интересно (приложение).

8. Словарь (web-страница).

9. Тестирование (табличный редактор Microsoft Office Excel).

  1. Система навигации (см. схему) определяет выход на web-страницы медиапособия [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] и на приложение, содержащее тестирование в режиме самоконтроля [9].

  2. ^ Описание медиаприложений (см. схему):

Web-страницы № 2, 4, 5, 6, 7 имеют по три приложения (а, б, в), а web-страница № 3 – два приложения (а, б), т.е. всего 17 приложений, выполненных в текстовом редакторе Microsoft Word. Эти приложения можно открыть с помощью гиперссылок, содержащихся на «родительской» web-странице и в словаре.

В табличном редакторе Microsoft Office Excel составлены тесты (экран № 9), которые можно открыть с помощью навигационной панели.


^ Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);

  2. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала);

  3. интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);

  4. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем (или учеником) необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

  5. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации);

  6. развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.


^ Необходимое оборудование и материалы для занятия:

персональные компьютеры; мультимедиапроектор; ресурсы сети Интернет: http://planeta.edu.tomsk.ru/files/site/japarova. P.S. Если Интернет недоступен, то на компьютерах необходимо установить программу Microsoft Office FrontPage 2003 и разместить Web-сайт «Железы внутренней секреции».


^ Карта урока



Комментарий хода урока



Время

(мин)





экра-на

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктив-ные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Карта урока №1 по теме «Эндокринная система» (45 минут)

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку; разъяснение цели первого занятия.


1


1


Внимание

Организован-ность




  1. Актуализация знаний учащихся: краткий экспресс–опрос по  5 (с.30), который необходимо было повторить перед изучением новой темы.


5



1


Память


  • Рефлексивность

  • Аргументиро-ванность

  • Точность речи

  • Активность

  1. Учитель обобщает ответы учащихся и вводит понятия «эндокринная система», «гормоны». Объявляет тему урока.


2


1


Внимание

Память



  • Активное слушание

  1. Индивидуальная работа учащихся: изучить 44 (всего одна с.173!) и главную страницу сайта «Железы внутренней секреции».


7


1

Внимание

Память

  • Самостоятель-ность

  1. Учащимся предлагается

ответить на вопрос: Что нового по сравнению с учебником вы узнали на страницах сайта?



5



1

Память

Мышление

  • Аналитичность

  • Аргументированность

  • Рефлексивность

  • Точность речи

  1. Работа со словарём: требуется выписать толкование терминов, выделенных в учебнике курсивом.


5


8

Внимание

Память

  • Самостоятель-ность

  1. Фронтальный опрос:

  • Чем различаются железы внешней, внутренней и смешанной секреции?

  • Какую функцию выполняют гормоны?

  • Чем различаются понятия «рост» и «развитие»?



5



1

Память

  • Рефлексивность

  • Аргументированность

  • Ясность речи

  • Активность

  • Коммуник. культура

  • Культура эмоций

  1. Наконец учащимся предлагается ответить

на проблемные вопросы: Почему необходимы знания о роли желёз внутренней секреции?

Почему среди врачей- специалистов существуют эндокринологи?

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.



1



2-7



Внимание





  1. Подготовка к презентации материала. Каждой группе даётся задание представить материал о функциях одной из эндокринных желёз в норме и при патологии.

Примечание:

Коллективная презентация группы ребят готовится по следующему плану:

    1. 1) Расположение железы.

    2. Вырабатываемые гормоны.

    3. Физиологический эффект.

    4. Гипофункция.

    5. Гиперфункция.

    6. Интересные факты.



12



2-7


Приложения


Внимание

Память

Мышление

  • Самостоятель-ность

  • Организованность

  • Рефлексивность

  • Аргументирован-ность

  • Точность речи

  • Активность

  • Коммуникативная культура

  • Культура эмоций

  1. В заключение урока №1 по теме «Эндокринная система» учитель сооб-щает, что презентация коллективной творческой работы состоится на следующем уроке.



1



1



Внимание





Школьная перемена

Карта урока №2 по теме «Эндокринная система»

  1. Организационный момент: проверка готов-ности к уроку; разъясне-ние цели второго занятия.


1


1

Внимание

Организован-ность




  1. Презентация материала:

  • Гипофиз

  • Щитовидная железа

  • Надпочечники

  • Поджелудочная железа

P.S. Если позволяет время, то заслушать выступления::

  • Эпифиз

  • Паращитовидные железы

Примечание:

  • Коллективная презентация группы ребят осуществляется по выше указанному плану.

      • Во время презентации учащиеся класса выписывают в рабочую тетрадь новые биологические термины.


5

5

5

5


Сверх программы


Всего

20


2

4

6

7


3

5


Приложения



Внимание

Память

Мышление





  • Организованность

  • Рефлексивность

  • Аргументирован-ность

  • Ясность речи

  • Активность

  • Коммуникативная культура

  • Культура эмоций




  1. Обсуждение вопросов: Почему необходимы знания о роли желёз внутренней секреции?

Почему среди врачей- специалистов существуют эндокринологи?


10




1



Память

Мышление


  • Рефлексивность

  • Аргументирован-ность

  • Ясность речи

  • Активность

14. Познакомиться с вопросами тестирования, которое проводится на следующем уроке.


10


9

Внимание

Память

  • Самостоятель-ность




15. В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность.

2

1

Внимание

Точность речи

  • Рефлексивность

  • Аргументирован-ность

  • Ясность речи

9. Домашнее задание:

  • 44, 45

(если возможно, то по Интернету: http://planeta.edu.tomsk.ru).

  • Выучить термины.

  • Задания по выбору выполняются в рабочей тетради №2:

Задание №145 – 6 баллов.

Задание №146 – 4 балла.

Задание №147 – 8 баллов.

Задание №148 – 8 баллов.

Задание №149 – 20 баллов.

^ Итого MAX = 46 баллов.

Критерии оценки:

«5» – 40 – 46 баллов;

«4» – 32 – 39 баллов;

«3» – 23 – 31 балл;

«2» – меньше 23 баллов.

2

1

Внимание

Память

  • Ответственность

  • Рефлексивность

  • Любознатель-ность





Список литературы:

  1. Биологическая химия. Учебник для студентов мединститутов./ Под ред. Б.И.Збарского. – Ленинград: Медицина, 1972 – 582с. (с. 197–231).

  2. Биология. Пособие для поступающих в вузы/ Под ред. В.Н.Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2003 – 492с. (с.449–455).

  3. Вили К., Детье В. Биология (Биологические процессы и законы). – Изд-во «Мир», Москва, 1975 – 822с. (с.523–546).  

  4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана–Граф, 2005 – 272с. (с.173–177)

  5. Зверев Д.И. Человек: Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8–9 классы. – М.: Вентана–Граф, 2000 – 304с. (с.156–162).

  6. Ротенберг Роберт. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 592с. (с.89–102).

  7. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология человека: Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1999. – 256с. (с.126–132).

  8. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2000. – 216с. (с.44–49).

  9. Уэстон Тревор. Анатомический атлас. – Изд-во «Маршалл Кэвендиш», 1998. – 156с. (с.70–77).

  10. Физиология человека: Compendium/ Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И.Ткаченко. – СПб., 1996 – 424с. (с.78–94).

  11. Физиология человека. Учебник для студентов мединститутов/Под ред. Г.И. Косицкого.– М.: Медицина, 1985 – 544с. (с. 178–209).

  12. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав.ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001. –464с. (с.184–200).

  13. http://www.anatomy.tj/endocrine_glands.php




Похожие:

Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., с уточн. М.: Вентана Граф, 2011
Безруких М. М. Прописи к учебнику «Букварь»: 1 класс: для учащихся общеобразоватльных учреждений. 3 ч. / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова....
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2004. 204 с
Базовый учебник: Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В. Д....
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2005. 183 с
Базовый учебник: Ретивых М. В., Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2/ Под редакцией С. В. Иванова. Москва: Издательство "Вентана Граф", 2008 год
Вести наблюдение за словами, имеющими одинаковое звучание и написание, но разными по значению
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) 2-е еиз., перераб./Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Графф, 2006. 192с.: ил
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 2-е еиз., перераб./Под ред. В. Д....
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В. Д. Симоненко. М.: «Вентана-Графф»
Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классов. Программы общеобразовательных учреждений. Просвещение
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2010. Цели
«Блиц-опрос»; «Графическая логическая задача» (для работы в парах); схемы: «Группы позвоночных», «Сравнение зверей и птиц»; слайды:...
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко; под ред. В. М. Константинова. 4-е изд., испр. М.: Вентана-Граф,2010. 304 с.: ил. 40000 экз. Isbn 978-5-360-02075-2: 190р
Список новой литературы по биологии, поступившей в библиотеку псковского государственного педагогического университета в IV квартале...
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.: Мнемозина, 2008 г. 424 с
А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. Алгебра и начала математического анализа. Часть Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных...
Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005 iconУчебник для учащихся 5 класс общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) 2-е еиз., перераб./Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Графф, 2006. 192с.: ил
Технология: Учебник для учащихся 5 класс общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 2-е еиз., перераб./Под ред. В. Д....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы