Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» icon

Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика»



НазваниеАннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика»
Дата конвертации23.12.2012
Размер50.17 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Аннотация программы учебной дисциплины

«Инженерная психология, эргономика»

(для специальностей – 170400 – «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие», 170100 – «Боеприпасы и взрыватели», 151701 – «Проектирование технологических машин и комплексов».

Квалификация выпускника: специалист)


1. Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Инженерная психология, эргономика» является сформировать у студента понятийный и категориальный аппарат инженерной психологии и эргономики как области научного знания; представление о классических и современных теоретических и практических направлениях исследования в инженерной психологии; обеспечение ориентировки студентов в специфических психологических составляющих деятельности человека-оператора, формирование системы научных поня­тий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существен­ных аспектах активности человека как субъекта системы «человек-техника».


Задачами изучения дисциплины являются:

- сформировать систему научных поня­тий, категорий и научно упорядоченных базовых представлений в сфере инженерной психологии и эргономики как области научного знания; представление о классических и современных теоретических и практических направлениях исследования в инженерной психологии;

- сформировать и развить интерес к фактам и закономерностям психики на материале раз­нообразных видов активности индивидуальных и групповых субъектов в системе «человек-техника»;

- обеспечить ориентировку студентов в специфических психологических составляющих труда человека-оператора;

- сформировать представление о сущности, характеристиках, этапах, видах и формах работы в системе «человек-техника»;

- получить возможность сформировать систему научных поня­тий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существен­ных аспектах активности человека-оператора;

- обеспечить владение методами инженерной психологии;

- сформировать навыки проектирования, изучения и преобразования сложных человеко-машинных сис­тем.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


В результате изучения дисциплины «Инженерная психология, эргономика» студент должен:

знать:

- понятийный и категориальный аппарат дисциплины, специфику ее предмета, целей и ее отношение к смежным дисциплинам;

- задачи, методологические принципы и методы дисциплины;

- классические и современные теоретические и практические направления исследований в инженерной психологии и эргономике;

- основы системы «человек-машина» (СЧМ), особенности информационного взаимодействия человека и техники;

- критерии классификации СЧМ, показатели качества СЧМ и основы проектирования СЧМ;

- цели, задачи и методы профессиональной деятельности человека – оператора;

- особенности безопасности в труде человека- оператора;

- особенности принятий решения и ошибок в труде оператора.

уметь:

- понимать систему научных поня­тий, категорий и научно упорядоченных базовых представлений в сфере инженерной психологии и эргономики как области научного знания;

- ориентироваться в специфических психологических составляющих труда человека-оператора, представлениях о сущности, характеристиках, этапах, видах и формах работы в системе «человек-техника»;

- понимать основы системы «человек - машина» (СЧМ), особенности информационного взаимодействия человека и техники; критерии классификации СЧМ, показатели качества СЧМ и основы проектирования СЧМ;

- понимать цели, задачи, методологию и методы профессиональной деятельности человека – оператора; особенности безопасности в труде человека – оператора.

владеть:

- понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, методологическими принципами и методами дисциплины; классическими и современными теоретическими и практическими направлениями исследований в инженерной психологии и эргономике;

- представлениями о сущности, характеристиках, этапах, видах и формах работы в системе «человек-техника»;

- навыками анализа системы «человек-машина» (СЧМ), особенностей информационного взаимодействия человека и техники; критериев классификации СЧМ, показателей качества СЧМ

- методами инженерной психологии;

- навыками проектирования, изучения и преобразования сложных человеко-машинных сис­тем.


^ 3. Содержание дисциплины

1. Инженерная психология и эргономика как область научного знания. Предмет инженерной психологии. Основные задачи инженерной психологии. Методологические принципы инженерной психологии и эргономики. Основные теоретико - методологические концепции инженерной психологии. Методы инженерной психологии и их специфика.

2. Система «человек – машина» в инженерной психологии. Особенности и классификация систем «человек - машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ. Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда. Оператор в системе «человек - машина». Особенности труда оператора в современных условиях. Общая схема и основные этапы работы деятельности оператора СЧМ. Основные стратегии поведения в условиях принятия решения. Основные характеристики надежности операторского труда.

3. Концепция ошибки в инженерной психологии: операции, культура и страх. Ошибки и страх. Субъект. Разбор совершенной ошибки. Анализ летного происшествия. Ошибки штурмана и пилота. Классификация ошибок. Ошибки и опыт. Психологический анализ совершенных ошибок.

4. Блоки проектирования систем «человек - машина». Основные подходы в совершенствовании средств отображения информации. Критерии типологии органов управления. Общие требования к системам ввода информации. Основные правила экономии рабочих движений. Рабочее место оператора. Его оптимизация. Схема составления индивидуальных характеристик оператора. Основные направления эксплуатации СЧМ. Управление рабочей группой операторов. Организация труда операторов на конкретных трудовых постах.

5. Основные особенности системы «человек - компьютер». Основные задачи при разработке и эксплуатации компьютерных систем. Подходы в проектировании систем «человек - компьютер». Основные критерии разработки действующих систем. Основные принципы теории действия. Основные показатели при проектировании действующих систем. Основные требования к пользователям компьютерных систем.

6. Физиологические и психологические факторы функциональных состояний в контексте инженерной психологии. Профессиональное утомление и переутомление. Виды и степень переутомления. Хронические перегрузки и их воздействие на труд человека-оператора. Состояние монотонии и психического пресыщения в деятельности человека - оператора. Общие пути оптимизации состояний работоспособности человека - оператора.

7. Инженерная психология и эргономика в изучении и профилактике происшествий. Человеческий фактор в происшествиях. Объективные и субъектные причины несчастных случаев и аварий в системе «человек - машина». Психологи­ческая классификация причин ошибочных действий субъекта труда. Склонность к риску и ме­тоды ее диагностики. Информационная и психологическая безопасность в организациях. Психологические способы профилактики производственного трав­матизма и аварийности.




Похожие:

Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» icon«Психология труда, инженерная психология и эргономика» направление 030300. 62 «психология»
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconПсихология основная цель курса
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» icon1. Тяжесть труда 2 Классификация производственных факторов 8
Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология,...
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 03 -«Психология труда, инженерная психология, эргономика»
Предмет психологии труда. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного характера о человеке и труде. Психологические...
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconАннотация программы учебной дисциплины «Социология» Цель и задачи дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины является приобретение студентами систематического и цельного представления о социологии, ее роли...
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 03 -«Психология труда, инженерная психология, эргономика» по психологическим наукам
Предмет психологии труда. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного характера о человеке и труде. Психологические...
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconАннотация учебной дисциплины «Общая психология» программы профессиональной переподготовки «Коучинг – взаимодействие ради результата»
Цель: Построение у обучающихся системы представлений об основных проблемах, понятиях и направлениях психологической науки
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconАннотация учебной дисциплины «Общая психология» программы профессиональной переподготовки «Бизнес-тренинг: новые возможности развития организации»
Цель: Построение у обучающихся системы представлений об основных проблемах, понятиях и направлениях психологической науки
Аннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика» iconРабочая программа дисциплины психология
Кореквизиты философия, Конфликтология, Управление персоналом организации, Психофизиология профессиональной деятельности, Психология...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы