Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века icon

Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века



НазваниеПрограмма для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века
Дата конвертации17.12.2012
Размер83 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ АСПИРАНТОВ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В 60-е – 90-е ГОДЫ XX ВЕКА.


Тема 1. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ).


Ключевые понятия. Философия истории. Онтологический и гносеологический подход к изучению истории. Критическая (аналитическая) философия истории. Ретроспекция методов социальных и гуманитарных наук. Понимание (интерпретация). Историзм и «историцизм». Функционалистские программы и объективные факторы общественного развития. Пророчество или прогноз. Технологические предсказания.


^ Вопросы для обсуждения:


  1. Имеет ли историк дело с самим «объективным» историческим процессом, или с тем или иным вариантом его осмысления?

  2. Позволяет ли история делать такой же точный прогноз развития общества, какой делают естественные науки по отношению к природным объектам? Проблема применимости методов физики к изучению исторических явлений?

  3. Какова должна быть роль исторической науки, если признать возможность социальной технологии?

  4. Как можно объяснять историю с точки зрения изменения системы ценностей, символов (знаков)?


Тема 2. ^ ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ КОНТУРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. ИСТОРИЯ КАК ПОНИМАНИЕ.


Ключевые понятия. Ситуация постмодерна, «конец истории», историцизм, новый историцизм, деконструктивизм, постструктурализм, «антропологический поворот», «лингвистический поворот», дискурс, культурная история.


^ Вопросы для обсуждения:


  1. Смысл и направленность истории в свете постмодернистского влияния на историографию: «конец истории» и отказ от глобальных объяснительных схем.

  2. Деконструктивизм и постструктурализм в историографии: идеи, подходы, методы.

  3. Перспективы «лингвистического поворота» в историографии.

  4. Эволюция историцизма в XX в.


Тема 3. ^ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ ИСТОРИИ. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ИЛИ СИТУАЦИОННАЯ ЛОГИКА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ.


Ключевые понятия. Синергетика, самоорганизация, стабильность бифуркация, устойчивость, альтернатива, адаптационные механизмы, системный подход. Логика социального исследования. Объективность научного познания. Проверка знаний путём фальсификаций. Ситуационный анализ. Ситуационная логика. Диалогичность гуманитарного знания. Дискурс.
Открытость множества возможных аргументов. Аналогии. Метатеоретические и металогические средства. Правила достоверного вывода и правила правдоподобного вывода. Правила структурной эмпирической индукции.


Вопросы для обсуждения:


  1. Понимание стабильности для анализа социальных систем.

  2. Основные положения, выдвигаемые сторонниками синергетики.

  1. Использование в новой парадигме досинергетических системных наработок. Надо ли говорить о «логике социальных наук», или об их методологии?

  2. С чего начинается познание: с восприятий или наблюдений; или оно начинается с проблем?

  3. Верно ли считать, что объективность науки зависит от объективности учёного?

  4. Каковы задачи построения исторических объяснений?

  5. В чём состоит суть ситуационного анализа, или ситуационной логики по К. Попперу?

  6. Какую роль в научном исследовании должна играть теория?

  7. В какой мере можно говорить о единстве естественнонаучного и гуманитарного знания? Как можно оценить концепцию единства метода социальных и естественных наук. К. Поппера?

  8. Можно ли считать логическим основанием исторической науки дискурс (рассуждение)?


Тема 4. ^ ПРИРОДА ИСТОРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА: СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Ключевые понятия. Субъект и объект познания, историческая реконструкция, ретроспекция, мировоззрение, идеология, историческое сочинение, историография.


Вопросы для обсуждения:


  1. Специфика объекта исторического изучения.

  2. Реконструктивный и ретроспективный характер исторического познания.

  3. Коммуникабельность культур в историческом познании.

  4. Влияние мировоззрения исследователя на историческое творчество.


Тема 5. ^ ПРОБЛЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ. МАКРО- И МИКРОПОДХОДЫ В ИСТОРИОГРАФИИ.


Ключевые понятия. Междисциплинарность, монодисциплинарность, интеграция наук, синтез, микро- и макроуровень в исторических исследованиях, исторический дискурс, язык историка, «плотные описания», позитивный и нормативный методы. Уровень исторического исследования, социально-ориентированная история, микроистория, «история снизу», история повседневности, антропологический поворот, культурная история, символьность культуры, индивидуальный опыт.


Вопросы для обсуждения:


  1. Проявления междисциплинарности в исторических исследованиях.

  2. Междисциплинарность как онтологическое явление.

  3. Моделирование междисциплинарных исследований.

  4. Связи истории и социальных наук.

  5. Значение «антропологического поворота» для становления микроистории.

  6. От политической и социальной истории макроуровня к истории снизу: причины и последствия перехода исторических исследований на микроуровень.

  7. История как деконструкция: «опыт» человека и «символьность» культуры.


Тема 6. ^ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИОГРАФИИ: МИКРОИСТОРИЯ, ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ, ГЕНДЕРНАЯ И УСТНАЯ ИСТОРИИ.


Ключевые понятия. Этнокультурные исследования. Модернизация истории. Отторжение предопределённости. «Социокультурная история». Региональные особенности. Интерпретативная антропология. Сеть межличностных отношений. Биографический метод. История повседневности, «мастерские» истории, историография ФРГ, микроанализ, новый исторический синтез, «плотные» описания, локально-исторические рамки, частная ситуация, рабочая история, субкультура. Феминизм, андроцентризм, женская история, гендер, гендерная история; «история снизу», устная история, интервьюирование, интерпретация.


^ Вопросы для обсуждения:


  1. Отражает ли переключение на микроисторию требование сегодняшнего дня: уяснение роли личности в истории?

  2. Насколько неизбежна схематизация общественных отношений при применении методов традиционной социальной истории?

  3. Могут ли историки становится рабами собственных классификаций, используя методы микроистории?

  4. Можно ли изучая отдельно взятое явление общественной жизни создать доступ в особый культурный мир, который можно воссоздать в его целостности?

  5. Роль обычного человека в истории.

  6. Значение «антропологического поворота» для становления микроанализа в историографии.

  7. Методологическая природа микроанализа.

  8. История повседневности в тематическом ракурсе.

  9. Объективная необходимость в написании «истории женщин».

  10. Гендерный статус и иерархия в историческом масштабе.

  11. Устная история: теоретические основания, подходы и методы.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Вжосек В.Метаморфозы метафор. Неклассическая историография в кругу эпистемологии истории // Вопросы методологии. – М.,1995. – №1 – 2. – С.84-101.

  2. Вильчек Вс. Прощание с Марксом: (Алгоритмы истории). М., 1993. 222 с.

  3. Гадамер Г.-Г.Истина и метод: основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. – 699 с.

  4. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций./ АН СССР. – М.: Наука, 1991.-189с.

  5. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа "Анналов" М., 1993.

  6. Гуревич А.Я. К пониманию истории как науки о человеке // Историческая наука на рубеже веков. – М., 2001. – С. 166 – 174.

  7. Данто А.С.Аналитическая философия истории / Пер. с англ. М.:Идея – Пресс, 2002.-289 с.

  8. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей, 1991. М;, 1991.

  9. Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999.

  10. Историческая антропология. История ментальностей. М., 1998.

  11. История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах / РАН,Ин-т всеобщей истории; Рос. гос. гум. ун-т. – М., 1996.-254 с.

  12. Канке В.А.Основные философские направления и концепции науки / Итоги XX столетия: Учебное пособие … М.: Логос, 2000.-319 с.

  13. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 438 с.

  14. Кузнецов ВТ. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: МГУ, 1991. 191 с.

  15. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 605 с.

  16. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. // Вопросы философии. М., 1995. – №4.

  17. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Курс лекций / Могильницкий Б.Г – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Вып. 1: Кризис историзма. – 2001. – 210с.

  18. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. М., 1996.

  19. Оболенская С. В. "История повседневности" в современной историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990.

  20. Одиссей. Человек в истории. Сб. ст. 1989 - 2001. М., 1989 - 2002; THESIS (теория и история экономических и социальных институтов и систем). Вып. 1 - 6. 1993 – 1994.

  21. Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.

  22. Политическая история на пороге XXI в.: традиции и новации. Отв. ред. Л. П. Репина. М., 1995.

  23. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  24. Поппер К.Историческое объяснение//Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.,2000.-С.330-339.

  25. Поппер К.Нищета историцизма: (Пер. с англ.) – М.: Прогресс, VIA, 1993. – 185 с.

  26. Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учеб. пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений / Я. С. Яскевич В. Н. Сидорцов, А. Н. Нечухрин и др.; Под ред. В. Н. Сидорцова, О. А. Яновского, Я. С. Яскевич. – Мн., 2002. С.8.

  27. Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории: Пер. с франц. / Рос. гос. гум. ун-т. – М., 2000. – 334 с. – (История и память). / (Пер. с изд.1996 г.)

  28. Ратмэн Д.Б. «Новая социальная история» в США // Новая и новейшая история. 1990. №2. С.66-80.

  29. Ревель Ж. История и социальные науки во Франции. На примере эволюции школы «Анналов» // Новая и новейшая история. – М., 1998. – №6. – С.64-87.

  30. Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история / РАН, Ин-т всеобщей истории. – М.: ИВИ РАН, 1998. – 278с.

  31. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. М., 2002.

  32. Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П.Репина, В.В.Зверева, М.Ю.Парамонова. М.: Дрофа, 2004. – 288 с.

  33. Рикёр П. История и истина. / Пер. с франц. И.С.Вдовиной и А.И. Мачульской. – СПб.: Алетейя, 2002. – 400 с. (Изд-е 1955 г.)

  34. Рикёр П. Память, история, забвение / Пер. с франц. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. – 728 с.

  35. Розов Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. – М., 1995. – №12. – С. 55 – 69.

  36. Розов Н.С. Философия и теория истории. М.: Логос, 2002. – Кн. 1. – Пролегомены. – 655с.

  37. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие / М.Ф. Румянцева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 319 с.

  38. Садовский В.Н. Карл Поппер и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  39. Согрин В. В, Зверева Г. И., Репина Л. П. Современная историография Великобритании. М., 1991.

  40. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг школы "Анналов". М., 1993.

  41. Тош Дж. Стремление к истине: Как овладеть мастерством историка. М.: Весь мир, 2000. – 295 с.

  42. Уайт, Хейден. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 528 с

  43. Ферро Марк. Типичные черты школы «Анналов» // Социально-политический журнал. 1992 №8.

  44. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

  45. Фромм Э. Душа человека. Пер. с англ. М., 1992.

  46. Фуко, Мишель. Археология знания / Пер. с франц. – Киев: Ника – Центр.-207 с.

  47. Фуко, Мишель. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук./Пер. с франц. – СПб.: Асаd, 1994. – 406 с. / (Изд-е 1966 г.)

  48. Фюре Ф. О некоторых проблемах, поставленных развитием отечественной истории // Философия и методология истории. Под ред. И. С. Кона. М., 1977.

  49. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии. Пер. с фр. М., 1998.

  50. Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1995. – 176с.

  51. Хвостова К.Д., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М., 1997.

  52. Хобсбоум Э. Нации и национализм после 1780 года. Пер. с англ. СПб., 1998.

  53. Шарифжанов И.И. Английская историография в XX веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. – 240 с.

  54. Шоню П. Экономическая история: эволюции и перспективы // Thesis. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Гл. ред. А. Полетаев. М., 1993, т. 1, вып. 1.

  55. Элиаде М. Космос и история. Пер. с фр. и англ. М., 1987.







Похожие:

Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconПрограмма дисциплины «Теоретические и методологические проблемы психологии личности» для направления 080200. 68 «Менеджмент» подготовки магистра Правительство Российской Федерации
Программа дисциплины «Теоретические и методологические проблемы психологии личности»
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconПодготовка менеджеров в сша, в странах Западной Европы, в России

Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconРеферат на тему: Первоначальное накопление капитала, особенности в странах Западной Европы и России Барнаул 2005 Содержание
Данный реферат посвящен изучению рынка капитала, его особенностям в странах Западной Европы и России
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconКраткое содержание ключевых докладов
В сравнительном порядке обозначены основные значимые моменты в процессах исторического становления частной собственности и ее легитимности...
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconКраткое содержание ключевых докладов
В сравнительном порядке обозначены основные значимые моменты в процессах исторического становления частной собственности и ее легитимности...
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconТеоретические проблемы исторического познания в творчестве Поля Рикёра
Поль Рикёр (род в 1913 году) – один из самых значительных философов Европы XX века, наряду с М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем, Г. Г....
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconОбразовательная программа Для всех программ магистерской подготовки
Раскрываются вопросы исторического развития научного знания, методологические основания естественных, гуманитарных и техничесикх...
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconАмерика
В послевоенный период до 1993 г темпы роста ввп на душу населения в США были ниже, чем в странах Западной Европы и в Японии, затем...
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconАмерика
В послевоенный период до 1993 г темпы роста ввп на душу населения в США были ниже, чем в странах Западной Европы и в Японии, затем...
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века iconКонтрольная работа по всеобщей истории в 9 классе по теме: «Страны Западной Европы и США в 1918 1939 годы»
Задание Дайте определение: реваншизм, шовинизм, фашизм, тоталитаризм, модернизация
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы