Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки icon

Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки



НазваниеУчебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки
Дата конвертации08.04.2013
Размер117.77 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>

Программа учебной дисциплины

«Управленческие решения»


для слушателей программы профессиональной переподготовки

«Менеджмент организации»

Пояснительная записка



Требования к слушателям: слушатели должны обладать базовыми знаниями в области экономики и математики. В связи с тем, что разработка управленческих решений относится к связующим процессам, для обучения необходим весь комплекс знаний в области менеджмента, полученных ранее.


Учебные цели и задачи курса:

Ознакомление слушателей с современными, применяемыми в реальной деятельности методами разработки и принятия управленческих решений, а также формирование навыков использования этих методов.

^
Основные принципы построения курса и используемые методы:

  • перенос центра тяжести с методов выбора управленческих решений (например, с помощью оптимизационных методов) на процесс формирования вариантов этих решений;

  • использование не логической цепочки «экономико-математический метод
    область применения», а «конкретная управленческая задача - варианты методов ее
    решения»;

  • обзор методов, используемых для решения поставленных задач, в порядке
    возрастания их сложности (используемого математического аппарата, его точности,
    объема требуемой информации и требований к ней и т.д.);

  • в связи со специфичностью отечественной хозяйственной ситуации использование не только зарубежного опыта, но и отечественной хозяйственной практики;

  • увеличение доли и роли практических занятий, в частности, в форме деловых:
    игр, тестов и конкретных ситуаций, что, с одной стороны, соответствует практической
    нацеленности данного курса, а с другой, - позволяет слушателям получить навыки самостоятельной разработки управленческих решений.

Курс «Управленческие решения» рассчитан на 32 аудиторных часа.

В самостоятельную работу слушателей входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, в частности, подбор необходимой информации и ознакомление с предлагаемыми конкретными ситуациями, подготовка и проведение презентаций разработанных решений.



Учебная задача курса:

В результате изучения курса слушатель должен:


знать: основные признаки управленческих решений, их важнейшие виды, этапы процесса разработки и принятия решений; эффекты при работе в группе; методы снижения негативных эффектов при работе в группе; отличия различных параметров качества решения при групповой и индивидуальной работе; различные методы получения групповых решений, их достоинства и недостатки; принципы и методы использования нестандартного (латерального) мышления; модификации метода мозгового штурма; особенности системы

целей предприятия; источники конфликтов между целями; методы разработки решений по согласованию интересов; принципы классификационного метода; преимущества и недостатки различных методов комплексного анализа ситуации; определения риска и неопределенности; методы разработки решений в условиях риска и неопределенности;


уметь: определить уровень групповой сплоченности; выбрать метод ее увеличения (снижения) применительно к конкретной ситуации; снижать негативные последствия от воздействия различных эффектов при работе в группе; повышать качество групповой работы в конкретной ситуации; выбирать исходя из особенностей конкретной ситуации наиболее эффективные приемы латерального мышления и модификации метода мозгового штурма; строить модель дерева целей и проводить ее анализ; строить решение по согласованию интересов в ситуации двух и нескольких контрагентов; использовать классификационный метод для конкретных объектов; выбирать оптимальный метод анализа ситуации; выбирать адекватный метод разработки управленческих решений в условиях риска и неопределенности и использовать его.


обладать навыками: построения плана исследования; сочетания количественных
и качественных методов анализа; выбора конкретного метода исследования, анализа и
т.д. исходя из этих особенностей; адаптации выбранного метода к конкретной ситуации; иерархического построения плана сбора и анализа информации; выявления ключевых особенностей ситуации.


Формы контроля:

  • практическая работа;

  • итоговый контроль - экзамен (письменный).


Оценка знаний по курсу определяется как средневзвешенная оценка выполненных домашних зданий и контрольного теста.

Каждое домашнее задание и контрольный тест оцениваются по 10-ти балльной шкале.

Итоговая оценка определяется по следующей формуле:




где:

Оитог – итоговая оценка;

Отест - оценка теста;

Окр – оценка контрольной работы;

Оэкз - оценка за экзамен. Итоговая оценка рассчитывается с точностью до 2-х знаков после запятой.

Округление оценки до целого значения осуществляется по правилам арифметического округления.
^

Содержание программы



ТЕМА 1. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


  1. Понятие решения. Механизм принятия решений

  2. Управленческие решения и их классификация. Состав организационных решений для высшего уровня управления предприятием. Особенности российского топ-менеджмента.

  3. Процесс разработки и принятия решений.

Практическое занятие: Игра «Этапы разработки и реализации решения»


Основная литература:

  1. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

  2. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

Дополнительная литература:

  1. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.

  2. Тильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи. М.: Мир, 1973.

  3. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.


^ ТЕМА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ


  1. Латеральное мышление. Понятие латерального мышления. Сопоставительный анализ
    вертикального и латерального мышления.

  2. Методы и приемы латерального мышления. Поиск альтернатив. Снятие ограничений. Откладывание оценки. Доминирующие идеи и решающие факторы. Классификационный метод. Метод «от противного». Сократовский метод.

  3. Метод мозгового штурма и его модификации. Метод аналогий. Случайный импульс.
    Морфологический метод. Сопоставительный анализ модификаций метода мозгового штурма.


Основная литература:

  1. Де Боно Э. Латеральное мышление. С.-П.: Питер, 1997.

  2. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

  3. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

  4. Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная литература:

  1. Гурков И.Б., Михайлюк М.В., Титова Н.Л. Динамика и тенденции изменения конкурентоспособности российской продукции

  1. *. Ж. Экономический журнал Высшей школы экономики, №1, 1997.

  1. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. - Маркетинг, №1, 1997.


^ ТЕМА 3 . ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ


1. Понятие цели, причины и следствия. Детерминизм и телеологизм при принятии решений.

2. Цели основных групп на предприятии. Сравнительный анализ приоритетности целей
для западных и отечественных собственников, менеджеров и наемных работников.

3. Методы анализа причинно-следственных связей.


Основная литература:

  1. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М: Мир, 1982.

  2. Тильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи. М: Мир, 1973.

Дополнительная литература:

  1. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. - Маркетинг, №1,1997.

  2. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.

  3. Deutsch M. The effects of cooperation and competition upon group process. - In: D.
    Cartwright and A. Zander (eds.). Group Dynamics. N.Y., 1968.


^ ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕЩАНИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ


  1. Понятие группы. Внешняя и внутренняя групповые структуры. Групповая сплоченность. Методы измерения уровня групповой сплоченности.

  2. Методы воздействия на сплоченность группы. Кооперативное поведение. Цели
    группы. Сходство ценностных ориентации и взглядов.

3. Эффекты при работе в группе. Эффект «социальной фасилитации». Эффекты
«Социальной лености» и «Распределения ответственности». Теория социального сравнения. Эффект «конформизма». Влияние меньшинства на большинство. Эффект «группового мышления».

4. Качество групповых решений. Типичные ошибки при групповом мышлении. Эффект
групповой поляризации. Вероятность ошибок при групповых решениях. Точность оценок.

5. Методики принятия коллективного решения: «Консенсус», «Диалектическая», «Диктатура», метод Дельфи, «Коллективная».


Основная литература:

1. Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная литература:

  1. Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и
    замещения. - М: Радио и связь, 1981.

  2. Deutsch M. The resolution of conflict: constructive and destructive processes. New Haven
    and London, 1973.


^ ТЕМА 5. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ


  1. Стратегия фирмы. Модель «64 стратегии»

  2. Сильные и слабые стороны фирмы.

  3. Потенциал фирмы.

  4. Классификационный метод, как основа анализа реальных ситуаций.

  5. Матрица распределения приоритетов потребителей.

  6. Примеры использования классификационного метода для разработки управленческих решений на базе анализа ситуации.


Основная литература:

  1. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

  2. Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 1998.

  3. В.В. Тарасенко Книга бизнес-перемен. 64 стратегемы. М.: Генезис. 2006

Дополнительная литература:

  1. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.

  2. *. Ж. Экономический журнал Высшей школы экономики, №1, 1997.

  3. Deutsch М. The resolution of conflict: constructive and destructive processes. New Haven
    and London, 1973.


^ ТЕМА 6. ОПЕРАТИВНЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ.


  1. Специфика оперативных и ситуативных решений.

  2. Методы предотвращения и уменьшения риска при принятии решений.

  3. Методы формирования и принятия решений в условиях риска и неопределенности (Монте-Карло, имитационное моделирование, метод калькуляции рисков, метод балльной оценки рисков).


Основная литература:

  1. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

  2. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

  3. Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная литература:

  1. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. - Минск: Попурри, 1997.

  2. Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и
    замещения. - М.: Радио и связь, 1981.

  3. Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. - М.: Мир, 1978.

  4. Deutsch M. The effects of cooperation and competition upon group process. - In: D.
    Cartwright and A. Zander (eds.). Group Dynamics. N.Y., 1968.

  5. Deutsch M. The resolution of conflict: constructive and destructive processes. New Haven
    and London, 1973.



Литература

Основная


  1. В.В. Тарасенко «Логика и методология управления». М. ЮНИТИ Дана 2010

  2. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

  3. Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

  4. Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

  5. В.В. Тарасенко Книга бизнес-перемен. 64 стратегемы. М., Генезис. 2006

Дополнительная

  1. Тильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи. М.: Мир, 1973.

  2. Гурков И.Б., Михайлюк М.В., Титова Н.Л. Динамика и тенденции изменения конкурентоспособности российской продукции

  3. Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. - Маркетинг, №1, 1997.

  4. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М: Прогресс, 1976.

  5. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. - Минск: Попурри, 1997.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Сущность управленческих решений и их роль в функционировании и развитии компании. Классификация управленческих решений.

  2. Проблемы, которые могут возникнуть на разных этапах процесса разработки и принятия управленческих решений.

  3. Процесс разработки и принятия управленческих решений.

  4. Модель дерева целей.

  5. Диагностика проблем как важный этап разработки управленческого решения.

  6. Эффекты при работе в группе.

  7. Экспертные методы разработки и принятия решений, их преимущества и недостатки.

  8. Основные принципы мозгового штурма и его модификации.

  9. Количественные методы разработки и принятия управленческих решений, их преимущества и недостатки.

  10. Понятия риска и неопределенности, методы предотвращения и снижения риска.

  11. Методы принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

  12. Дискуссионные и анкетные методы разработки и принятия решений, их сравнительный анализ.

  13. Методы принятия управленческих решений в группе, их преимущества и недостатки.





Похожие:

Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «финансовый анализ. (Афо)» для слушателей программы профессиональной переподготовки
Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалиста
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «Финансовый менеджмент» для слушателей программы профессиональной переподготовки
Дисциплина "Финансовый менеджмент" предназначена для слушателей иппс, обучающимся по программам профессиональной переподготовки
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «Общий и стратегический менеджмент» для слушателей программ профессиональной переподготовки
Место и роль учебной дисциплины в системе подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалиста
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «Маркетинговые факторы результативности бизнеса» для слушателей программы профессиональной переподготовки
Программа предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Результативный маркетинг» иимеет своей целью дать...
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «Анализ финансовой отчетности» для слушателей программы профессиональной переподготовки
...
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «Анализ финансовой отчетности» для слушателей программы профессиональной переподготовки
...
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «Финансы предприятий» для слушателей программы профессиональной переподготовки
Дисциплина “Финансы предприятий” изучается слушателями программы профессиональной переподготовки «Результативный маркетинг»
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины Информационные технологии в финансовом анализе для слушателей программы профессиональной переподготовки
Эти задачи очень непросты, но именно здесь на помощь руководителю приходят современные управленческие концепции и технологии, в том...
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconАннотация учебной дисциплины “ Управление персоналом ” для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (mba)»
Место и роль учебной дисциплины в системе подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации специалиста
Учебной дисциплины «Управленческие решения» для слушателей программы профессиональной переподготовки iconУчебной дисциплины «Финансовая стратегия компании» для слушателей программы профессиональной переподготовки
Автор программы: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­д э н., профессор Т. В. Теплова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы