Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе icon

Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе



НазваниеМетодические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе
Дата конвертации06.12.2012
Размер147.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

__________________________________________________________

Система оценки качества образования в России




Методические рекомендации

для эксперта аттестационной комиссии

по оценке методической работы в вузе


Серия: Подготовка экспертов


высшего профессионального образования


Москва – 2006


Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе. - М.: Национальный институт бизнеса, 2006. – 15 с.


Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 9 ноября 2006 г.


© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки


СОДЕРЖАНИЕ


Система оценки качества образования в России 1

Серия: Подготовка экспертов 1

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ 5

3. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА 9

Приложение 11



ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемые для обсуждения методические рекомендации оценки методической работы в вузе предназначены для экспертов, принимающих участие в аттестационных экспертизах вузов.

Рекомендации могут быть также использованы вузами при организации работ по самообследованию в связи с подготовкой к государственной аттестации.

Представленные методические рекомендации являются частью нормативно-методического комплекса, создаваемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, предназначенного для самообследования вуза и проведения аттестационных экспертиз в процессе комплексной проверки деятельности образовательных учреждений России.
^

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Оценка методической работы в вузе проводится в ходе комплексгой проверки деятельности вуза при его аттестации.

Аттестация является формой государственного контроля качества подготовки в высших учебных заведениях, направленного на повышение уровня подготовки выпускников, рациональное использование средств федераль­ного бюджета, выделяемых на финансирование системы образования.

Настоящие рекомендации позволят экспертам при подготовке заключения об оценке методической работы вуза использовать единый подход к формированию и представлению информации.


Целью оценки методической работы в вузе является установление соответствия содержания, уровня и качества методической работы учебного заведения нормативным данным.

^ Задачами оценки методической работы являются:

  • получение объективной информации о состоянии методической работы в вузе;

  • установление степени соответствия фактического содержания и качества методической работы в вузе нормативным данным;

  • выявление положительных и отрицательных тенденций методической работы структурных подразделений вуза (кафедр, учебно-методических отделов);

  • установление причин возникновения и путей решения выявленных в ходе оценки проблем.

Этапы оценки методической работы:

  • проведение оценки методической работы в вузе в ходе внешней аттестационной экспертизе вуза (не более десяти дней);

  • подготовка и утверждение аттестационного заключения об оценке методической работы в вузе (в течение месяца после внешней аттестационной экспертизы).

В работе аттестационной комиссии допускается совмещение проведения экспертизы по методической работе с другими различными видами деятельности факультета и кафедр одним и тем же экспертом.
^

2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ


Приступая к экспертизе методической работы структурных подразделений высшего учебного заведения, эксперт должен иметь следующие материалы, представленные в аттестационную комиссию данным учебным заведением:

  • материалы ранее проведенной аттестации структурных подразделений в части качества методической работы;

  • материалы оценки методической работы при самообследовании вуза;

  • государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по аттестуемым основным образовательным программам (ООП);

  • учебные планы по аттестуемым основным образовательным программам;

  • рабочие учебные программы всех дисциплин учебных планов;

  • программы всех видов практик, договоры о базах практик;

  • перечень учебных лабораторий и информацию об их использовании в учебно-воспитательном процессе по данным ООП;

  • информацию о библиотечных фондах по аттестуемым ООП, динамике их обновления;

  • комплекты учебно-методической литературы;

  • положение о проведении итоговой государственной аттестации.

Эксперт имеет право:

  • обследовать учебные, научные и вспомогательные помещения структурных подразделений (по согласованию с председателем комиссии по аттестационной экспертизе);

  • получать дополнительно, кроме перечисленных выше, материалы, необходимые для анализа методической работы кафедр;

  • проводить беседу по отдельным видам деятельности с заведующими выпускающих кафедр;

  • проводить анкетирование среди преподавателей и студентов.

Эксперт, прежде чем приступить к экспертизе, должен изучить:

  • действующие законы об образовании, нормативные документы Минобрнауки России по вопросам качества подготовки специалистов высшего профессионального образования ;

  • материалы самообследования вуза по данным ООП;

  • результаты аттестационной экспертизы по отдельным циклам дисциплин;

  • требования ГОС по подготовке выпускников данного профиля;

  • протоколы заседаний ученого и методического советов вуза, факультетов и отдельных кафедр, обеспечивающих подготовку по аттестуемым ООП;

    - все имеющиеся в вузе положения о методической работе.

Эксперт должен знать следующие нормативные документы:

  • Закон Российской Федерации “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12 Ф3;

  • Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22.08. 1996 № 125-Ф3;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 № 264 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.09.01 № 676, от 03.10.02 № 731, от 27.12.02 №919, от 31.03.03 № 175);

  • Типовое положение о филиалах высших учебных заведениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, утвержденного приказом Минобразования России от 18.03.99 №643;

  • Программу аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования от 20.03.97;

  • Письмо Минобразования России от 30.03.99 № 14-55-156/15 “Методические указания по разработке сокращенных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием соответствующего профиля на базе среднего профессионального образования и оформлению документов для лиц, обучающихся по сокращенным программам”;

  • Постановление Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 № 3 “Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации”;

  • Письмо Рособрнадзора России от 05.07.04 № 02 – 24 ин/л «О вопросах лицензирования, аттестации и государственной аккредитации»;

  • Приказ Минобразования России от 06.09.2000 № 2577, “Положение о порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов”;

  • Приказ Рособрнадзора от 30.09.05 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аттестации вузов (зарегистрирован Минюстом России от 19.10.05, регистрационный № 7092);

  • Письмо Минобразования России от 03.08.2000 № 14-55-484/15 “Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования”;

  • Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по аттестуемым ООП.

  • «Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения», утвержденное приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246.

Проверка экспертом качества методической работы в вузе должна проходить по следующим направлениям:

  • методическая работа,

  • обеспеченность литературой,

  • информационно-техническое обеспечение.

Оценка дается в динамике за последние 5 лет.

Методическая работа

  • Наличие методического совета и документов, регламентирующих его работу (положение, перспективный и годовые планы работы; анализ их выполнения).

  • Отражение вопросов методической работы в деятельности руководства образовательного учреждения, ученого совета (педагогического совета), структурных подразделений образовательного учреждения.

  • Практика заслушивания на заседаниях ученого совета, совещаниях ректората, заведующих кафедрами, заведующего учебным отделом (частью) по вопросам методической работы в образовательном учреждении (дать данные).

  • Количество, уровень и качество учебно-методической литературы, подготовленной и изданной преподавателями всего вуза, с грифами УМО или Минобразования, в т.ч. учебных пособий, учебно-методических пособий, методических рекомендаций и т.д.

  • Наличие методических разработок по самостоятельной работе студентов, курсовым проектам и работам, проведению практик, к итоговой аттестации выпускников и др.;

  • Наличие примерных вопросов для подготовки к экзаменам и зачетам и доведение их до студентов;

  • Новые формы и методы обучения, используемые в учебном процессе.

  • Наличие частных методик подготовки и проведения различных форм занятий по дисциплинам цикла;

  • Наличие электронных вариантов учебников, учебных пособий, курсов лекций, обучающих и контролирующих программ, разработанных преподавателями вуза.

  • Наличие собственных дидактических материалов (диафильмы, видеофильмы, аудиоматериалы, слайды, схемы и т.д.), разработанных самими преподавателями, специально лабораторией и т.д., формы учета подготовки дидактических материалов.

  • Проведение межкафедральных совещаний, научно-методических конференций, совещаний, методических сборов с преподавателями (по итогам семестра или учебного года), методических занятий с преподавателями.

  • Практика посещений занятий преподавателями одной кафедры (цикловой комиссии), различных кафедр (цикловых комиссий), количество таких занятий в течение учебного года.

  • Организация и проведение работы в образовательном учреждении с молодыми преподавателями (в рамках образовательного учреждения, на кафедрах, наличие нормативных и планирующих, отчетных документов).

  • Организация в образовательном учреждении обобщения и распространения передового опыта методической работы.

  • Наличие отзывов потребителей на качество подготовки выпускников (осуществляется ли сбор, обобщение и анализ отзывов, каким структурным подразделением ведется; как реализуется в учебном процессе в последующем - по годам: сколько получено отзывов, какие наиболее существенные недостатки отражены в них и по каким циклам дисциплин, какие предложения содержались в отзывах, какие предложения и меры подготовлены в образовательном учреждении и как реализовываются в учебном процессе).

  • Другие формы методической работы, характерные для данного образовательного учреждения.

Обеспеченность литературой

  • Наличие в вузе собственной библиотеки.

  • Наличие читального зала.

  • Общая площадь, занимаемая библиотекой и читальными залами (в т.ч. в общежитиях) м2.

  • Количество посадочных мест в читальных залах (в т.ч. в общежитиях).

  • Общее количество единиц хранения фонда библиотеки.

  • Объем фонда основной учебной и учебно-методической литературы, необходимой для осуществления образовательного процесса.

  • Объем фонда основной учебной и учебно-методической литературы с грифом

  • Минобразования Росси;

  • других федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении высшие учебные заведения;

  • учебно-методических объединений вузов России.

  • Объем фонда научной литературы.

  • Объем фонда нормативно-справочной литературы.

  • Обеспеченность одного обучаемого основной учебной и учебно-методической литературой по каждому циклу дисциплин, реализуемых профессиональных образовательных программ.

  • Количество изданных учебных программ по дисциплинам (есть ли они на кафедрах и в каком количестве, в библиотеке, имеют ли студенты возможность получить их для работы).

  • Наличие методических рекомендаций для написания рефератов;

  • Наличие методических рекомендаций для написания курсовых работ и проектов.

  • Наличие на кафедрах фонда лекций, в том числе в электронном варианте, возможность доступа к ним обучаемых.

  • Наличие методических рекомендаций для проведения лабораторных работ.

  • Наличие методических рекомендаций для проведения практик.

  • Степень новизны учебной литературы (процент изданий, вышедших за последние 5 лет).

  • Обеспеченность дополнительной литературой (см. таблицу 1).

  • Объем средств, затраченных вузом и из каких источников на закупку новой учебной литературы.

  • Количество экземпляров приобретенной литературы.

  • Реальная потребность вуза в средствах на комплектование библиотечного фонда.

  • Наличие в вузе типографии (редакционно-издательский комплекс и т.д.).

  • Количество изданной литературы.

  • Удовлетворенность потребности вуза в издании учебно-методической литературы.


^ Таблица 1

Обеспеченность дополнительной литературой

Наименование

Количество названий

Объем фонда

Норматив (количество комплектов, экземпляров каждого наименования)

официальные издания







2-3 экземпляра

общественно-политические и научно-популярные периодические издания







1-5 комплектов

научно-периодические издания по профилю реализуемых программ







1-10 комплектов

справочно-библиографические издания: энциклопедии, энциклопедические словари







1-3 комплекта

отраслевые словари и справочники







1-5 экземпляров

библиографические пособия







1-3 комплекта

ретроспективные отраслевые пособия (по профилю образовательных программ)







1-10 комплектов

художественная литература










^ Информационно-техническое обеспечение

    • Наличие электронных вариантов учебников, учебных пособий, курсов лекций, обучающих и контролирующих программ, возможность доступа к ним обучаемых.

    • Наличие компьютерных программ для обучения студентов иностранным языкам.

    • Наличие и доступность для студентов электронного библиотечного каталога, электронной информационной базы данных по дисциплинам цикла.

    • Использование современных информационных средств связи, в том числе международных.

  • Общее количество компьютеров в вузе.

  • Количество компьютеров, используемых в учебном процессе.

  • Степень новизны компьютеров.

  • Число компьютерных классов и количество компьютеров в них.

  • Удовлетворенность потребности учебного процесса имеющимся количеством компьютеров.

  • Количество локальных сетей, имеющихся в образовательной организации.

  • Наличие в вузе подключения к сети Internet.

  • Количество терминалов, с которых имеется доступ к сети Internet.

  • Наличие собственного веб-сайта и электронной почты.

  • Обеспеченность наглядными пособиями.

  • Обеспеченность демонстрационным экспериментом.

  • Общее количество технических средств обучения с разбивкой по видам, степень их новизны.

  • Наличие аудио- и видеосредств для обучения студентов иностранным языкам.

  • Обеспеченность аудиториями, позволяющими применять современные образовательные технологии.

  • Обеспеченность учебной лабораторной базой.
^

3. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА


В процессе проведения аттестации эксперт должен составить свои личные впечатления о реальном положении дел с качеством методической работы в вузе по отдельным аспектам (показателям) в соответствии с рекомендациями, приведенными в разделе 2. После формирования своего мнения по данным показателям качества, эксперт должен выразить их в виде оценки по “мягкой” рейтинговой трехмерной шкале порядка и отразить в сводном оценочном листе эксперта (Табл. 2). Если эксперт считает, что оценка по определенному показателю качества находится на среднем уровне, он выражает ее буквой “С”, если выше среднего - буквой “В”, ниже среднего - буквой “Н”.

Таблица 2

^ СВОДНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЭКСПЕРТА

Показатель качества

Оценка

показателя

методическая работа




обеспеченность литературой




информационно- техническое обеспечение




Общая оценка





Каждая оценка, представленная в оценочном листе, должна сопровождаться соответствующим комментарием.

При этом, анализируя качество методической работы в вузе по итогам экспертизы, эксперт должен оценить положительную тенденцию (замедление) результатов оценки по сравнению с результатами предыдущей аттестационной экспертизы.

В заключении эксперта отмечаются положительные стороны анализируемых аспектов методической работы в вузе, недостатки, проблемы, стоящие перед вузом, и рекомендации для их устранения.

Заключение эксперта должно содержать общую оценку методической работы по всей совокупности показателей.

По итогам работы эксперт представляет в комиссию свое заключение, на основании которого председателем комиссии формируется итоговая справка.

Приложение


^ ОЦЕНОЧНАЯ (НОРМАТИВНАЯ) БАЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с приказами Минобразования России от 29.06.2000 № 1965, от 22.10.2001 № 3414 и Минобрнауки от 30.09.05 № 1938 установлены следующие пороговые значения оценки методической работы в вузе:

  • количество изданных монографий на 100 преподавателей с учеными степенями и званиями и(или) званиями для университета не менее 2,0, для академии – не менее 1,5, для института – не менее 1,2;

  • количество изданных учебников и учебных пособий с грифами федеральных органов управления образованием, других федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических объединений на 100 преподавателей с учеными степенями и званиями для университета не менее 1,0, для академии – не менее 0,3, для института – не менее 0,15.


Методические рекомендации

для эксперта аттестационной комиссии

по оценке методической работы в вузе


Руководитель проекта В. А. Алексеенко

Координатор издания Д. Д. Пеньковский

Редактор Н. В. Адамович

Компьютерная верстка И. Б. Гугкаева


Подписано в печать 10.11.2006. Формат 60х84 1/16.

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman.Тираж 1000 экз. Заказ №


Издательство Национального института бизнеса,

111 395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1.





Похожие:

Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМетодические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по аттестации основных образовательных программ высшего профессионального образования
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по аттестации основных образовательных программ высшего профессионального...
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМетодические рекомендации по анализу содержания и качества воспитания студентов в системе высшего профессионального образования
Методические рекомендации по анализу содержания и качества воспитания студентов в системе высшего профессионального образования (для...
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМинистерство образования и науки российской федерации
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 220601 Управление инновациями при выполнении выпускной квалификационной...
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМетодические рекомендации для студентов и аспирантов исторического факультета казань 2007 Печатается по решению методической комиссии исторического факультета кгу
Правила библиографического описания : методические рекомендации для студентов и аспирантов исторического факультета / сост. И. П....
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе icon25. Использование работы эксперта
При использовании работы таких лиц аудитор должен руководствоваться российским стандартом «Использование работы эксперта». В качестве...
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМетодические указания для студентов дисциплины/ практики (рекомендации по планированию, организации и проведению занятий)
Охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых...
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации для преподавателя
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМ. И. План работы кружка «Юные умники и умницы» Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации дополнительной работы с хорошо успевающими детьми
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМетодические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в доу забаровская Юлия Ивановна учитель-логопед высшей категории методические рекомендации по организации работы
Научно-методические аспекты воспитания к обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (тнр)
Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии по оценке методической работы в вузе iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы школьников старших классов (смг) и студентов 1-4 курсов средних специальных и высших учебных заведений
Данные учебно- методические рекомендации представляют собой разработку комплексов упражнений для глаз
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы