Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» icon

Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда»



НазваниеКонтрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда»
страница1/22
Дата конвертации11.12.2012
Размер1.8 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Содержание

Раздел 1


Раздел 1 3

Введение 5

1 Теоретические основы БЖД 7

1.1 Основные понятия и определения дисциплины 7

1.2 Риск – мера опасности 9

1.3 Понятие опасности и ее классификация 11

1.4 Антропогенные негативные факторы [3, 4, 6] 12

1.5 Последовательность изучения опасности 16

1.6 Принципы обеспечения безопасности 17

Контрольные вопросы к теме 1 20

2 Человек как элемент системы «Человек – среда» 21

2.1 Основные элементы защитной системы человека 21

2.2 Анализаторы человека 26

2.3 Функциональные состояния действующего человека 33

2.4 Психические качества человека и их связь с работоспособностью 34

2.5 Основные методы защиты человека от опасностей 39

Контрольные вопросы к теме 2 41

3 Бытовая (жилая) среда и ее влияние на здоровье человека 42

3.1 Определение бытовой среды. Основные группы неблагоприятных факторов бытовой среды [5] 42

3.2 Влияние на здоровье человека состава воздуха жилища 45

3.3 Шумовое загрязнение жилой среды 61

3.4 Вибрация в условиях жилищ 70

3.5 Электромагнитные поля (ЭМП) – неблагоприятный фактор среды обитания 72

3.6 Ионизирующее излучение 78

Контрольные вопросы к теме 3 99

4 Обеспечение светового и цветового режима
в жилых помещениях [1, 5, 6, 14–16] 101

4.1 Влияние естественного света на жизнедеятельность человека 101

4.2 Основные светотехнические характеристики 101

4.3 Естественное освещение и инсоляция 104

4.4 Нормирование естественного освещения 105

4.5 Расчетные методы оценки естественной освещенности 108

4.6 Совмещенное освещение 112

4.7 Искусственное освещение 113

4.8 Гигиеническая оценка искусственного освещения 115

4.9 Цветовое оформление жилища 117

Контрольные вопросы к теме №4 127

5 Природная среда 128

5.1 Природные условия, влияющие на живые организмы 128

5.2 Понятие экологической ниши живого организма 131

5.3 Экологические факторы человека 136

5.4 Адаптация живых организмов к экологическим факторам 161

Контрольные вопросы к теме 5 162



Введение



Современный человек постоянно находится в мире опасностей – природных, технических, антропогенных, социальных и др. Многие опасности взаимодействуют между собой, при этом влияние каждой из них на человека может значительно усилиться. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.

^ Основная задача безопасности жизнедеятельности – обеспечение нормальных (комфортных) условий деятельности людей, защита человека и природной среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни.

^ Основная формула БЖД предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Основное положение БЖДлюбая деятельность потенциально опасна.

^ Центральное понятие БЖД потенциальная опасность, т.е. скрытая, проявляющаяся при определенных условиях, иногда трудно предсказуемых.

В результате изучения курса БЖД специалист-выпускник вуза должен знать:

  • теоретические основы БЖД в системе «Человек – производство – окружающая среда»;

  • правовые вопросы БЖД;

  • нормативно-технические и организационные основы БЖД;

  • основы физиологии и рациональные условия деятельности человека;

  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека вредностей и опасностей;

  • средства и методы повышения безопасности жизнедеятельности;

  • методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Специалист с высшим образованием должен уметь:

  • проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм;

  • применять средства защиты от отрицательного воздействия;

  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

  • разрабатывать и изучать модели чрезвычайных ситуаций (ЧС);

  • планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем;

  • оказывать неотложную помощь пострадавшим от последствий ЧС.



^

1 Теоретические основы БЖД




1.1 Основные понятия и определения дисциплины



Вся совокупность человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества. В БСЭ1 дано следующее определение: «Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное преобразование». Поиск пищи, построение жилища, отдых, воспитание детей, сон и др. – все это деятельность. Формы деятельности многообразны, они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, процессы, протекающие в быту, в производственной, культурной, научной и других сферах. Даже ночью, когда человек спит, в его мозгу протекают процессы упорядочивания собранной информации. Одна из особенностей любого вида деятельности состоит в том, что всякая деятельность потенциально опасна, т.е. в процессе деятельности появляются скрытые силы, которые представляют опасность для человека.

Модель процесса деятельности представлена на рисунке 1.1, из которого видно, что человек и окружающая его среда находятся во взаимодействии.





Человек в процессе деятельности действует на среду, добиваясь получения какой-либо выгоды: защиты от холода (рубит лес), получения пищи (охота, рыбалка), приобретение одежды (засеивая поля хлопчатником) и др. Среда, в свою очередь, положительно действует на человека, предоставляя ему необходимое – это обратная положительная связь. Но, вырубая лес, человек наносит вред природе. Вместо леса будет, например, болото, при этом погибнут жители леса (зайцы, медведи, лоси). Среда при этом негативно действует на человека: нет диких зверей – не на кого охотиться, может наступить голод, а за ним наступят болезни и смерть человека. Это обратная отрицательная связь.

Поэтому модель «Человек – Среда» по отношению к человеку является двухцелевой: одна цель состоит в достижении человеком посредством деятельности определенного эффекта, например, обеспечение его пищей, вторая – в исключении возникающих при этом нежелательных последствий деятельности. К нежелательным последствиям относятся угроза здоровью и жизни человека, аварии, катастрофы и др.

Явления, вызывающие негативные последствия, называются опасностями.

Большинство опасностей характеризуются априорными (предвестники) и апостериорными (следы) признаками. Например, рассмотрим опасность – взрыв газа: предвестником этой опасности является запах газа в помещении, следами – разрушения, причиненные взрывом.

Различают скрытые (потенциальные) и реальные опасности. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, необходимы определенные условия, называемые причинами. Например, человек идет по мосту со сломанным пролетом. Если неисправность видна – это реальная опасность, которую человек может избежать, перешагнув сломанный пролет. Если поломки не видно, то это скрытая опасность. В этом случае можно определить вероятность возникновения опасности – вероятность того, что человек наступит на сломанный пролет. Но и этой опасности можно избежать, если проверять каждую доску всякого моста.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Похожие:

Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconПрограмма экзамена состоит из 30 вопросов. Из 20 студентов группы 8 человек выучили все вопросы, 6 человек по 25 вопросов, 5 человек по 20 вопросов, а один человек 10 вопросов.
В группе из 25 человек 10 учится на «отлично», 8 на «хорошо» и 7 на «удовлетворительно». Найти вероятность того, что из взятых наугад...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconМетодические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда»
Учебная дисциплина «Человек и окружающая среда» включена в учебный план на V курсе и состоит из лекционных занятий (в общей сложности...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconМетодические рекомендации для студентов («Человек и окружающая среда», 5 курс). Содержание дисциплины. Наименование тем, их содержание и объем
Учебная дисциплина «Человек и окружающая среда» включена в учебный план на V курсе и состоит из лекционных занятий (в общей сложности...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconАктриса Кристен Данст и фильм «Человек – паук» Голливудская актриса Кирстен Данст в свои года снялась во многих фильмах. Известными стали такие как «Человек – паук»
Известными стали такие как «Человек – паук», «Человек – паук 2», «Человек – паук 3», «Человек – паук 4», «Уимблдон», «Девственницы...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconВ программе конференции выделены следующие темы для дискуссии: Археологическое наследие как источник по изучению функционирования системы «человек-природа-культура»
...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconУчебном году в 9-х классах обучались 136 учащихся: 9а 26 человек 9б 26 человека 9в 32 человек 9к 23 человек 9н 29 человек Выбор предметов для участия в гиа-9

Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconЛитература клыкова Евгения III место на научно-практической конференции «Человек и человечность»
«Человек и человечность» в рамках III московского научного форума учителей и учащихся г. Москвы «Гуманистические основы педагогического...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconСодержание Введение 3 Человек как элемент среды обитания 6 Понятие среды обитания 7 Среда обитания человека 8 Заключение 14 Список используемой литературы 16 Введение
Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconСемыкина Р. С-и. Алтгпа, г. Барнаул
«Я человек больной я злой человек. Непривлекательный я человек…» [Достоевский, 5: 99]. Но для нас важны не «штампы» и цитаты, важен...
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» iconСовременный человек. Человек как биосоциальное существо
Цель: раскрыть значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы