Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» icon

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными»




Скачать 65.58 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными»
Дата конвертации29.05.2013
Размер65.58 Kb.
ТипУрок
источник

Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными». (слайд 1)

Цель: (учащиеся сами формулируют)

познакомить со СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части и ставить знаки препинания между ними.

Задачи: (слайд 2)

  1. Общеобразовательные: показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных, проверить знания по теме «Лексика»;

  2. Развивающие: формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально;

  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.


^ Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов. А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными». Цели нашего урока.(слайд 1)

( слайд 3) Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Владимира Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу русского языка и познакомимся с таким явлением, как СПП с несколькими придаточными, узнаем способы подчинения придаточных, научимся определять их и ,конечно, расставлять знаки препинания.

Хочу отметить, что за каждый правильный ответ в течение урока вы будете получать жетоны, но они разного цвета: розовый - за ответ на пять, голубой – за ответ на четыре, а желтый – на три. В конце мы суммируем ваши заработанные жетоны и выведем оценку за урок.


  1. Лингвистическая разминка

Начнём работу с повторения изученного. Перед вами на слайде предложение.(слайд 4)

^ Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. (Устно)

1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).

3 Назовите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).


  1. Фронтальный опрос. (устно)

- Какие предложения называются СПП?

- На какие группы делятся придаточные?

- Назовите виды обстоятельственных придаточных.

Молодцы, правила повторили, можем переходить к изучению нового.


  1. Объяснение нового материала.

Тема нашего урока – СПП с несколькими придаточными. Мы с вами на уроках уже встречали такие предложения. Обратимся к эпиграфу. Запишите предложение, найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания.(слайд 5)

Сверьте свои записи с правильным ответом.(слайд 6)

^ Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Составим схему предложения.(слайд 7)

(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).


Такое подчинение называется параллельным (неоднородным).

- Посмотрим, какие ещё бывают виды подчинения (слайд 8)


Однородное соподчинение (слайд 9)

Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет)


[ ], (что …), (что …).


( слайд 10)

В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному члену предложения, или ко всему главному.

^ Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз:

(Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде]. (М. Пришвин)

(слайд 11)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения: 1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)


Параллельное (неоднородное) соподчинение (слайд 12)

1 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)


(Когда …), [… сущ.], (что …).


Называет ученик виды придаточных


Последовательное подчинение (слайд 13)

Долго он шел туда, где светился огонек, чтобы обо всем рассказать.


[], (где… глаг.), (чтобы…).

Объясняет учитель.

СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.


(слайд 14)

Читает предложение и объясняет ученик

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например: ^ Он сказал, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

[ ], ( что, ( если …) …).


Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так.

[ ], (что, (когда), ).

[ ],(что (когда), то ).


(слайд 15)

В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть однородное и последовательное подчинение; неоднородное и последовательное подчинение; однородное и неоднородное подчинение и т.д.: Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (К. Паустовский.)

5.Первичное закрепление


Тестовые задание: «Проверь себя» (слайд 16)

Задание № 1

Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:

а) последовательное подчинение

б) однородное подчинение

в) параллельное подчинение


1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев)

2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот

ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)


(слайд 17)

3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков)

4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин)

5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак)

6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.

7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что

человечий род свою судьбу устроит на планете.

(А.Сурков)

(слайд 18)

  • 1- в 4 - а

  • 2 – а 5 - б 7 - в

  • 3 – а 6 – а

(Слайд 19)

Задание № 2

а – нужна запятая б – не нужна запятая

1. Я заметил, что куда ни приедешь, найдёшь интересное.

2. Он сказал строго брату, что если обещал, то надо выполнить обещанное.

3. Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже обед.


(Слайд 20)

Ответ: 1- а, 2 – б, 3 – а.


6.Выполнение упражнений:раздаточный материал двух уровней

1 уровень

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

- Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

- Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.


2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

- Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

- Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.

Упражнение 199

( Если успеем) упражнение 207

1 уровень -1, 3, 4

2 уровень 2, 3, 4, 5.


7.Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?

- Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть, за что себя похвалить?


  1. Оценивание.




  1. Домашнее задание. (слайд 21)


П. 22

упр. 1 уровень – 201 (один вопрос по выбору)

2 уровень – 201 (все вопросы)


Дополнительный материал


1. Последовательное подчинение

[Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).

[ ], (потому что… глаг.), (что…).

2. Параллельное подчинение

(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня).

(Когда …), [… сущ.], (которых …).

3. Однородное подчинение

[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).

[ ], (что …), (что …), (что …).


Анализ текста

1. Сейчас миллионы людей слушают радио включают телевизоры берут в руки газеты чтобы узнать все чем живёт наша страна наша планета.

2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того точно ли выражаем мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит будем ли мы правильно поняты.

З.Люстрова

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconУрок русского языка в 9 классе учителя Бабенко З. В. (2007г.)
Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами...

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconМатериалы к изучению сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными частями в IX классе Тема: Виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными частями Цели урока
Оборудование: карточка для индивидуальной работы; практические материалы для работы

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconУрок русского языка в 6 классе
Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconРазработка урока русского языка в 3 классе с использованием икт по теме: «Обобщающий урок «Орфограммы в корне». Что? Где? Когда? А нынче … посмотри в окно!» Медуница Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, мосш№3, г. Белоярский
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе с использованием икт по теме: «Обобщающий урок «Орфограммы в корне». Что?...

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconУроку русского языка. Урок русского языка по теме: Обучающее изложение «Золотой рубль»
Урок русского языка по теме: Обучающее изложение «Золотой рубль» состоит в разделе «Развитие речи»

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных и глаголов»

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconПовторение по теме «Обособление определений и приложений» (к уроку русского языка в 8 классе)
Подготовила Долженко С. Н., учитель русского языка и литературы моу сош №37 г. Твери

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconУрок русского языка в 5 классе
Куприна Наталия Николаевна – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconУрок русского языка в 6 классе на тему: «Превосходная степень имён прилагательных»
Урок разработан Размашкиной Н. В., учителем русского языка и литературы станицы Новотроицкой Изобильненского р-на Ставропольского...

Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными» iconУрок русского языка во 2 классе. Тема : Проверочная работа по теме «Правописание разделительныхьиъ знаков»
Цель: проверить знания учащихся по теме «Правописание разделительных ь и ъ знаков»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы