Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) icon

Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)



НазваниеКлассный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)
Дата конвертации04.04.2013
Размер97.27 Kb.
ТипКлассный час
скачать >>>

Классный час. Тема: «На страже Родины».

Учитель МАЗКОВА З.Г.

Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

Цели: воспитывать уважение к своему народу, к истории своей страны, приобщать к славным боевым традициям русской армии, развивать навыки общения, формировать положительную нравственную оценку армии, солдатской службы.

Форма:  путешествие в глубь веков.

Подготовительная работа с детьми:

1.                  класс делится на группы, и каждая группа получает свое задание:

-экипаж машины времени (командир и штурман)- провести путешествие, предоставить слово экскурсоводам, историкам, летописцам (все слова- в сценарии);

-экскурсоводы - рассказать о положении в XIII веке, о нашествии крестоносцев;

- историки – начертить карту Ледового сражения, нарисовать портрет Александра Невского, каким они себе его представляют, нарисовать орден Александра Невского;

-летописцы – нарисовать картину «Поединок русского дружинника и немецкого рыцаря», изготовить «свиток» древней рукописи (рулон бумаги с оборванными краями), выразительно прочитать цитату из летописи.

Оформление класса:на доске вывешиваются все материалы: портрет А.Невского, рисунок А.Невского, схема битвы на Чудском озере, плакат «Дни воинской славы России».

План классного часа:

1.Вступительное слово.

2.Путешествие в глубь веков.

3.Турнир будущих воинов:

- «артподготовка»;

-«полоса препятствий».

4.Подведение итогов.

Ход классного часа.

I.Вступительное слово.

Классный руководитель. Дорогие ребята, на этой неделе наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества. Наши армия, флот всегда стояли на страже Родины, защищали независимость и мирную жизнь России. Защита Отечества – это священный долг каждого мужчины в нашей стране. Поэтому 23 февраля мы всегда поздравляем всех мужчин.

И я от всей души поздравляю наших мальчиков с Днем защитника Отечества. Вам, будущим защитникам  Отечества, я желаю крепкого здоровья, успехов в учебе. Желаю вам быть сильными, образованными, достойными памяти наших славных воинов-победителей.

Но 23 февраля - это не только День защитника Отечества - это и один из пятнадцати дней воинской славы России, пятнадцати самых ярких побед русского оружия. И самая первая победа была завоевана 767 лет тому назад в битве на Чудском озере – в Ледовом побоище. Это произошло 18 апреля 1242 года.

II.Путешествие в глубь веков.

Классный руководитель.

Вот с этой даты мы и начнем наше путешествие.
Передаю слово экипажу машины времени: командиру и штурману.

Командир:

Внимание: мы погружаемся в глубь веков.

Штурман:

Вот за окном мелькают столетия: девятнадцатое, восемнадцатое, шестнадцатое, пятнадцатое, тринадцатое.

Командир:

Конечная остановка в тринадцатом столетии.

Штурман:

Хорошо, что снами опытные и знающие экскурсоводы. Они расскажут нам о том, что происходило на Руси в это время.

Экскурсовод 1

В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей.

Экскурсовод 2

Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей. Сначала шведские рыцари напали на Новгород. Новгородский князь Александр был в то время совсем молодым человеком – ему было всего лишь 20 лет. Он был похож на былинного богатыря. Это был высокий, крепкий, необычайно красивый юноша. Вот его портрет, а вот таким мы себе его представляем.

Экскурсовод 3

Узнав о нападении шведов, Александр Невский собрал свою дружину и ополчение и в стремительном бою разбил захватчиков. За эту победу нард прозвал князя Александра «Невским». Но захватчики не  отказались от своих планов. Через два года теперь уже датские и немецкие рыцари двинулись на Псков. Князь Александр Невский во главе своей дружины выступил на защиту родной земли.

Командир

Во время своего путешествия  в XIII век мы обнаружили древнюю военную карту. Расшифровать нам ее помогут военные историки.

Историк 1

Это карта битвы на Чудском озере. В этой битве молодой князь Александр Невский (ему в то  время было всего 22 года) проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари движутся на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, Невский расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна тем, что враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А неприятельское войско было для русских как на ладони, так как двигалось по открытому льду. Силы были приблизительно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.

Историк 2

На этой карте мы видим схему сражения. Немецкие рыцари, как всегда, для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такой порядок не раз помогал рыцарям прорывать строй противника и громить его по частям. Но Александр Невский учел это и смог обмануть врага. Князь сосредоточил свои основные силы не в центре, куда была направлена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.

Историк 3

Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу.

Командир

Внимание, направляемся в келью летописцев.

Штурман

Они заняты описанием событий этой знаменитой битвы.

Летописец 1

Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…»

Летописец 2

«И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и  вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями».

Летописец 1

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Летописец 2

«На том стояла, и стоять будет Русская земля!»

Историк 1

Эти слова князя Александра Невского надолго отбили охоту у европейских захватчиков нападать на русские земли. Подвиги Александра Невского были высоко оценены в народе. Русская церковь причислила его к лику святых.

Историк 2

Великий советский режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский». Музыку к этому фильму написал великий композитор Александр Прокофьев.

Историк 3

А в XX веке в честь полководца был учрежден орден, которым награждали командиров вооруженных сил. Вот как выглядит этот орден.

Командир

Наше путешествие закончено. Внимание, включаем подъем.

Штурман

Пункт назначения – февраль 2011 года.

III. Турнир будущих воинов.

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось. Нужно сделать привал. А на привале можно померяться силами в смекалке и военной эрудиции. У нас в классе есть будущие защитники Отечества. Попрошу их построиться возле классной доски.

Вот такой у нас отряд дружных, боевых ребят! Наши девочки подготовили для вас испытание, чтобы проверить ваши военные знания.

Разминка перед боем     

Девочка 1. Как и положено, перед боем проводится артиллерийская подготовка. Так мы и назвали наш первый конкурс – «Артподготовка».

Девочка 2. Для нее мы приготовили вам нетрудные вопросы. А вы не зевайте, ответами своими  в цель попадайте!

(Девочки по очереди задают вопросы, мальчики отвечают.)

1.      Самолеты, парашюты, вертолеты – какой род войск? (Воздушно-десантные.)

2.      Три большие звездочки на погонах – какое воинское звание? (Майор.)

3.      Было в истории два побоища, - назовите, какие? (Ледовое, Мамаево)

4.      У моего брата зеленая фуражка, - в каких войсках он служит? (В пограничных)

5.       Склад оружия – как назвать одним словом?

6.       Какому событию исполнилось 765 лет в 2007 году? (Ледовому побоищу)

7.      Один Макаров, другой Калашников – что это за парочка? (Пистолет и автомат)

8.      Очень симпатичное животное, по имени которого назван боевой строй рыцарей – какое? (Свинья)

9.      По земле и по воде, – какая машина может проехать? (Амфибия)

10.  Папка для военных карт – что это? (Планшет)

                                                            Полоса препятствий 

Девочка 3. Артподготовка прошла успешно, все цели поражены. Теперь вас ждет полоса препятствий.

Девочка 4. Первое  препятствие – огонь.

Девочка 3. Огонь. Что надо иметь. Чтобы выполнить такую команду? (Пистолет, автомат, винтовка, граната, огнемет, пушка, зенитка, танк)    

Девочка 4. Теперь проверим вашу огневую подготовку. Соревнование на точность попадания.

Девочка 3. Мы рисуем на доске мишень и вручаем вам по гранате (выносят поднос с комочками бумаги)

Девочка 4. Сможете ли вы попасть в мишень?

Девочка 3. Ну что ж, у всех наших ребят огневая подготовка на «отлично»!

Девочка 4. Второе препятствие – вода.

Девочка 3. Кто препятствие пройдет, тот на флот служить пойдет!

Девочка 4. В четырех частях света есть Российский Военно-морской флот.

Девочка 3. Назовите четыре флота России. (Тихоокеанский, Северный, Черноморский, Балтийский)

Девочка 4. Отлично! К службе на флоте вы готовы! А теперь вам нужно выбрать морскую форму.

Девочка 3. Я называю предметы военной одежды, вы запоминаете только те, которые подойдут для моряка: пилотка, гимнастерка, тельняшка, сапоги, клеш, ботинки, бушлат. (Тельняшка, бескозырка, клеш, ботинки, бушлат)

Девочка 4. Ну, вот и второе препятствие прошли наши ребята.

Девочка 3. И мы можем сказать, что морская служба им по плечу.

Девочка 5. Ну и, наконец, третье препятствие – медные трубы.

Девочка 6. Это самый главный инструмент военных оркестров.

Девочка 5. А когда играет оркестр, звучит военная песня!

Девочка 6. Мы сейчас проверим, знаете ли, военные песни?                     

Девочка 5. мы будем напевать первую строчку песни, а вы должны продолжить и спеть вторую строчку.

 Девочка 6. У солдата выходной – пуговицы в ряд…

                   (Ярче солнечного дня золотом горят.)

Девочка 5. Солдатушки, браво, ребятушки, где же ваши жены…

                  (Наши жены – пушки заряжены, вот где наши жены…)   

Девочка 6. Потому, потому что мы пилоты,

                   Небо наш, небо наш родимый дом…

                  (Первым делом, первым делом  самолеты,

                   Ну а девушки, а девушки потом.)

Девочка 5. Расцветали яблони и груши,

                   Поплыли туманы над рекой…

                  (Выходила на берег Катюша,

                   На высокий на берег крутой)

Девочка 6.  Эх, путь – дорожка фронтовая,

                    Не страшна нам бомбежка любая…

                   (А помирать нам рановато,

                    Есть у нас еще дома дела.)

Девочка 5. На границе тучи ходят хмуро,

                  Край суровый тишиной объят…

                 (У высоких берегов Амура

                  Часовые Родины стоят.)

Девочка 6. Наверх вы, товарищи, все по местам,

                   Последний парад наступает…

                  (Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

                   Пощады никто не желает)

Девочка 5. Нам нужны такие корабли на море,

                   Чтобы мы могли с любой волной поспорить…

                  (Маяки нужны и нужен нам локатор,

                   А еще нужны нам верные ребята.)

Девочка 6. Ну что ж, наши ребята смогли преодолеть полосу препятствий.

Девочка 5. Прошли и огонь, и воду, и медные трубы, а значит, они смогут стать настоящими защитниками Отечества!

Девочка 1. Мы поздравляем вас, ребята!

                   Желаем вам армейского здоровья,

Девочка 2. Силы воли, твердости духа,

                   Смелости, удачи.

Девочка 3. Пятерок всем в придачу!

Девочка 4. В учебе и в спорте не отставать!

Девочка 5.В трудные минуты не унывать!

Девочка 6.И перед трудностями не отступать!

IV. Поведение итогов.

Классный руководитель. Ребята, вот и закончилось наше путешествие по одной из страниц воинской славы России. Я надеюсь, что наш классный час затронул ваши сердца и вызвал у вас чувство гордости за наш народ, за его славную историю. Наверняка, вы увидели, что мужество и героизм Александра Невского заслуживают нашего восхищения. Думаю, что такие классные часы помогут нам научиться проявлять жалость и сострадание к воинам, погибшим в боях, к их семьям и близким и презирать тех, по вине которых гибнут люди.   





Похожие:

Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconАлександр невский
Вский (1221?-1263), князь новгородский в 1236-51, великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над...
Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconВыдающиеся победы Александра Невского

Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconИнформационное письмо о проведении открытого конкурса историко-культурных информационных проектов учащихся и педагогических работников школ города Казани и Республики Татарстан «Служу Отечеству»
Петра Столыпина, юбилей русского оружия – 300-летие Указа Петра I о строительстве в Туле первого оружейного завода, 770-летие победы...
Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconТематическое планирование по литературе 8 класс
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconЛедовое побоище

Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconКлассный час, посвящённый Дню космонавтики. Дата проведения
Сегодняшний классный час мы посвящаем 50-тилетию со дня полёта в космос первого в мире космонавта
Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconМужество и героизм русских воинов в Бородинском сражении, значение победы для укрепления мощи Российского государства

Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconРасписание уроков на 1 сентября 2011г. ║ Нд│N│ 5-а │ 5-б │ 5-в │ 6-а │ 6-б │ 7-а │ 7-б │ 8-а │ 8-б ║
Классный час 27 │классный час 33 │классный час 26 │классный час 34 │классный час 13 │классный час 21 │классный час 28 │классный час...
Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconВоронежский Государственный Университет кафедра Истории Отечества рефера т
Происхождение или родословная князя и ее влияние на формирование его мировоззрения. Детство Александра Невского
Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) iconОрден Александра Невского
Знак ордена Александра Невского представляет собой покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырехконечный прямой крест с расширяющимися...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы