Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации icon

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации



НазваниеКомментарий к Семейному кодексу Российской Федерации
страница1/6
Дата конвертации04.04.2013
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации


Раздел I. Общие положения


В разделе I СК закреплены положения, имеющие принципиальное значение

не только для толкования и применения норм последующих разделов СК, но и для

дальнейшей кодификации семейного законодательства на уровне как РФ, так и

ее субъектов. Эти положения претерпели значительные изменения по сравнению

с КоБС. Они систематизированы и разбиты на две главы: "Семейное законодательство"

и "Осуществление и защита семейных прав". Кроме того, в разделе I СК появились

и новеллы, ранее не известные российскому законодательству. Так, в СК впервые

закреплены положения о возможности субсидиарного (дополнительного) применения

к семейным отношениям гражданского законодательства, а также о применении

к семейным отношениям аналогии закона и аналогии права (см. ст.4 и 5 СК и

комментарий к ним). Также впервые введены нормы, касающиеся общих принципов

осуществления и защиты семейных прав (см. ст.7 и 8 СК и комментарий к ним).

Принципиально новое содержание имеет ст.3 СК, определяющая в соответствии

с Конституцией РФ систему правовых актов, регулирующих семейные отношения

в РФ (см. комментарий к ней). Вместо преамбулы к КоБС и его статьи 1, определявших

значение семьи в социалистическом обществе и задачи КоБС, в ст.1 СК закреплены

цели и принципы правового регулирования семейных отношений в новых политических

и социально-экономических условиях. При этом по существу без изменений (с

рядом уточнений) остается круг тех общественных отношений, которые регулируются

семейным законодательством (см. ст.2 СК и комментарий к ней).


Глава 1. Семейное законодательство


Комментарий к статье 1 кодекса


1. В статье 1 СК, в отличие от КоБС, четко сформулированы основные начала

(цели и принципы) правового регулирования семейных отношений в РФ. Они прямо

или косвенно связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основы конституционного

строя РФ и основные права и свободы граждан (ст.1, 7, 14, 17, 19, 23, 27,

33, 35, 37, 38, 43, 46 и др.).

Основополагающим, отправным моментом является положение ст.38 Конституции

РФ о защите материнства и детства, семьи государством. Отсюда основной целью

правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение

семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности

перед семьей всех ее членов. Данная цель определяется как основная идея СК

(и других законодательных актов в данной области), проходящая через все его

институты: заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей

и детей, усыновление и др. Защита семьи осуществляется не только семейно-правовыми

нормами, но и нормами других отраслей права: социального обеспечения, трудового,

жилищного и др. Цель же СК - установление правовых условий, максимально благоприятных

в существующей социально-экономической ситуации для укрепления семьи как ячейки

общества, т.е. в установлении в семье таких отношений, при которых нашли бы

свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия,

обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание

детей.

Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное

осуществление членами семьи своих прав и усилить защиту этих прав при нарушении,

не допускать в соответствии со ст.23 Конституции РФ (о праве граждан на неприкосновенность

частной жизни, личную и семейную тайну) произвольного вмешательства кого-либо

в дела семьи.

2. Цели правового регулирования определяют и его основные принципы (п.2-4

ст.1 СК). Они характеризуют сущность данной отрасли законодательства, определяют

социальный смысл ее норм, их содержание, толкование и применение. Исходя из

них будет оцениваться поведение человека как члена семьи. Реализация этих

принципов в конкретных нормах семейного законодательства, а на их основе и

в жизни приводит, в конечном счете, к достижению и самих целей правового регулирования

семейных отношений.

К основным принципам регулирования семейных отношений СК относит:

а) признание брака, заключенного только в органах загса. Этот принцип

основан на конституционном принципе защиты семьи государством (ст.38). Браком

признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил

государственное признание в форме государственной регистрации его заключения

в органах загса. Актом регистрации государство подтверждает, что данный союз

получает общественное признание и защиту как удовлетворяющий определенным

требованиям. Поскольку закон признает только гражданский (светский) брак,

заключенный в органах загса, состояние граждан в фактических брачных отношениях

или заключение ими брака по религиозным обрядам является личным делом каждого

гражданина, но не влечет никаких правовых последствий законного брака.

б) добровольность брачного союза мужчины и женщины. Брак признается свободным,

добровольным и равноправным союзом мужчины и женщины, построенным на началах

единобрачия (моногамии). Выбор супруга и вступление в брак зависит исключительно

от воли лиц, в него вступающих, и не связан с наличием согласия или разрешения

со стороны других лиц. Принуждение к вступлению в брак (наличие других пороков

воли при вступлении в брак) приводит к признанию его недействительным. До

прекращения предыдущего брака нельзя вступить в новый брак. Бигамный брак

признается недействительным (см. ст.12, 14 и 27 СК и комментарий к ним).

Принцип добровольности брака предполагает и свободу развода. Одним из

выражений этой свободы является развод по взаимному согласию супругов (см.

ст.19 и 23 СК и комментарий к ним), а при отсутствии согласия на развод одного

из супругов - невозможность суда отказать в расторжении брака, если другой

супруг настаивает на его расторжении, а предпринятые в необходимых случаях

меры по примирению супругов оказались безрезультатными (см. ст.22 СК и комментарий

к ней);

в) равенство супругов в семье. Этот принцип основан на конституционном

принципе равных прав и свобод мужчины и женщины и равных возможностей для

их реализации (ст.19 Конституции РФ). Особое значение он имеет в области семейных

отношений, т.к. равноправие в семье - основа ее прочности. Равенство супругов

в семье не только закрепляется в ст.1 СК, но и проявляется и гарантируется

во всех областях семейных отношений;

г) разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Указанное

положение тесно связано с другим принципом семейного законодательства - равноправия

супругов в семье и лежит в основе правового регулирования по существу всех

семейных отношений: между супругами, родителями и детьми, между другими членами

семьи. В общем виде конкретное выражение этого принципа содержится в ст.31

СК (см. комментарий к ней), устанавливающей, что все вопросы жизни семьи решаются

супругами совместно (т.е. по взаимному согласию) исходя из принципа равенства

супругов в семье. Он конкретизирован и в последующих статьях СК. Так, в соответствии

со ст.65 СК все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются

родителями по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их

мнения (см. комментарий к ней).

Этот принцип выражается и в предоставлении членам семьи свободы выбора

определенной модели поведения. Расширение диспозитивного начала в регулировании

семейных отношений является одной из существенных новелл нового семейного

законодательства. В СК по сравнению с КоБС значительно увеличено число диспозитивных

норм. Их смысл состоит в том, что стороны могут своим соглашением исключить

применение диспозитивной нормы либо установить условия, отличные от предусмотренных

в ней. Диспозитивная норма становится обязательной для сторон только в том

случае, если стороны не воспользовались предоставленным им правом выбора.

Так, супругам предоставлено право с помощью брачного договора установить удобный

для них режим собственности их имущества (как общего, так и личного), отличный

от режима имущества супругов, установленного законом (см. ст.33 СК и комментарий

к ней). Плательщику и получателю алиментов предоставлена возможность заключить

соглашение о размере, условиях и порядке их выплаты (см. ст.99 СК и комментарий

к ней). При отсутствии соглашения об уплате алиментов управомоченные на их

получение члены семьи вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.

В этих случаях их размер, условия и порядок их выплаты будут определяться

исходя из соответствующих норм СК, касающихся алиментных обязательств членов

семьи (см. раздел V СК и комментарий к нему);

д) приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии

и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Здесь проявляется

принцип, закрепленный в п.2 ст.38 Конституции РФ: "Забота о детях, их воспитании

- равное право и обязанность родителей". При этом одной из важнейших тенденций

нового семейного законодательства является стремление рассматривать ребенка

как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект "родительской

власти". Соответствующие нормы СК исходят из основополагающего принципа -

правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка

(а не прав и обязанностей родителей). Предусматриваются следующие основные

права ребенка:

жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей

(насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся

его жизни (ст.57 СК); права на заботу и на воспитание своими родителями (а

при их отсутствии - другими ответственными за это лицами), на обеспечение

его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства

(ст.54 СК); на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.55

СК); на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно

обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14

лет - и в суд (ст.56 СК); на фамилию (ст.58 СК); на получение содержания и

право собственности на принадлежащее ему имущество (ст.60 СК).

Впервые в СК определены основы правовой защиты детей от насилия в семье.

В этой связи установлено, что способы воспитания (которые выбираются родителями

самостоятельно) должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее

человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст.65

СК). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст.69-72 СК). Восстановление

в родительских правах допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего

10 лет (ст.72 СК). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения

родительских прав (ст.73-76 СК). Допускается также немедленное отобрание ребенка

у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье

(ст.77 СК).

СК подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию

и образованию детей, защите их прав и законных интересов. С целью обеспечения

прав и интересов детей в семье в Кодексе последовательно проводится идея равенства

прав обоих родителей независимо от того, проживают они с ребенком или нет

(ст.61, 63-66, 69 СК и др.). Впервые на законодательном уровне родительские

права признаются за несовершеннолетними родителями (ст.63 СК). Предусмотрены

меры, направленные на обеспечение права ребенка на общение со своими близкими

родственниками: дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами (ст.67 СК).

Специальный раздел СК (раздел VI) посвящен правовым вопросам воспитания

детей, оставшихся без попечения родителей. В СК приоритет отдается семейному

воспитанию таких детей (ст.123 СК) и содержится подробная регламентация различных

форм их семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приемная

семья;

е) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных

членов семьи. Основой взаимоотношений в семье является взаимная забота членов

семьи, их моральная и материальная поддержка друг друга и, в первую очередь,

защита интересов экономически слабых членов семьи - нетрудоспособных и нуждающихся.

СК содержит целый ряд норм, обеспечивающих такую защиту. Так, на трудоспособных

совершеннолетних детей возлагается обязанность по содержанию своих нетрудоспособных

родителей, нуждающихся в помощи. В случае отказа родителям в материальной

помощи они имеют право на получение необходимых средств по суду, а при наличии

у них тяжелого заболевания, увечья и т.п. совершеннолетние дети могут быть

привлечены судом к участию в несении дополнительных (сверх алиментов) расходов,

вызванных этими обстоятельствами (см. ст.87 и 88 и комментарий к ним). Право

на алименты имеет также нетрудоспособный супруг, а при наличии определенных

условий - и бывший супруг (см. ст.89 и 90 СК и комментарий к ним). Интересы

нетрудоспособного супруга учитываются судом при разделе общего имущества супругов

(см. ст.38 и 39 СК и комментарий к ним).

Нетрудоспособными признаются лица, признанные инвалидами I, II и III

группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста.

3. В РФ важнейшим конституционным принципом, который находит свое выражение

во всех отраслях российского законодательства, является равноправие граждан

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного

и должностного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.19

Конституции РФ). Поэтому и в области семейных отношений не имеет и не должно

иметь место установление какого-либо прямого или косвенного преимущества граждан

или ограничение их прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой

или религиозной принадлежности (п.4 ст.1).

На основании ст.55 Конституции РФ ограничение прав граждан в семье допускается

только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья,

прав и законных интересов других членов и иных граждан. Такое ограничение

может быть установлено или в самом СК, или в других федеральных законах, изданных

в соответствии с ним. Так, в целях защиты здоровья как беременной женщины

или кормящей матери, так и самого ребенка ст.17 СК ограничивает право мужа

на предъявление требования о разводе во время беременности жены и в течение

одного года после рождения ребенка.


Комментарий к статье 149 кодекса


1. Права детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных

учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения,

впервые рассматриваются особо. Это объясняется тем, что речь идет о несовершеннолетних,

которых почему-либо не удалось устроить в приемную семью, а потому они попали

на полное государственное попечение. Надо полагать, что положения ст.149 СК

не распространяются на детей, временно находящихся в перечисленных учреждениях,

когда есть родители, заменяющие их лица, которые осуществляют все права и

обязанности, предусмотренные СК. Любой воспитанник детского интернатного учреждения

имеет все те права, обладателем которых является каждый несовершеннолетний

(см. п.1 ст.54, п.1 ст.148 СК и комментарий к ним). Более того, он, не находясь

в семье, имеет право иметь ее. Это право осуществляется, во-первых, путем

передачи его на опеку (попечительство), усыновление, в приемную семью (см.

п.2-4 ст.122 СК и комментарий к ним); во-вторых, посредством комплектования

детских учреждений для осиротевших детей, организационно приближенных к семейным

условиям воспитания.

2. Специально правам воспитанников - детей, оставшихся без попечения

родителей, посвящена ст.30 Типового положения об образовательном учреждении

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она предусматривает

право детей на:

- бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными

образовательными стандартами;

- защиту своих прав и интересов;

- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления

личности;

- развитие своих творческих способностей и интересов;

- получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся

проблем в развитии.

Реализация этих прав способствует осуществлению зафиксированных в п.1

ст.149 СК положений относительно содержания, воспитания, образования, развития

несовершеннолетнего. Тем более, что одна из основных задач указанных учреждений

- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих

умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка (ст.2

Типового положения).

3. На каждого несовершеннолетнего, направляемого в одно из указанных

в п.1 ст.149 СК учреждений, представляют в числе прочих документов пенсионную

книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов,

ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим).

Причитающиеся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца и социальные

пенсии, установленные для детей, потерявших кормильцев, подлежат перечислению

на личный счет ребенка: в размере 50% - на детей, потерявших обоих родителей,

и на детей умершей одинокой матери; 25% - на детей, утративших одного из родителей.

В таком же размере выплачиваются и социальные пенсии (ст.73 Закона РСФСР "О

государственных пенсиях в РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями.

Порядок использования алиментов определен ст.84 СК (см. комментарий к ней).

Если до устройства ребенка в дом ребенка, дом-интернат и другие учреждения

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пенсии и пособия

своевременно не были назначены или когда смерть родителей (одного из них)

произошла в период пребывания ребенка в детском учреждении, администрация

этого учреждения представляет в отдел социальной защиты населения (по месту

нахождения детского учреждения) заявление о назначении пенсии, пособия воспитаннику

и имеющиеся в ее распоряжении соответствующие документы. При необходимости

отдел социальной защиты населения запрашивает все недостающие документы для

назначения пособия, пенсии. В случае отсутствия документов, подтверждающих

трудовой стаж родителей, ребенку назначается и выплачивается социальная пенсия,

установленная на детей, потерявших родителей (Инструктивное письмо Министерства

образования РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 15 июля 1992

г. - "Вестник образования", 1993, N 8, с.88). То же самое можно сказать об

алиментах. Если они почему-либо не взысканы, администрации детского учреждения

предстоит это сделать (см. комментарий к ст.80 СК). Все вещи, которые воспитанник

учреждения приобретает на свои собственные средства, являются его собственностью,

о чем следует сделать пометку в личном деле несовершеннолетнего.

На детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в одном из

перечисленных учреждений, распространяются правила относительно права собственности

на жилое помещение, пользование жилым помещением, на получение жилого помещения

(см. п.3 ст.60, п.3 ст.147, п.1 ст.148 СК и комментарий к ним).

Проблемы, связанные с трудоустройством воспитанника детского учреждения,

возникают при его выпуске (см. п.3 ст.147 СК и комментарий к нему).


Комментарий к статье 150 кодекса


1. Как опекун, так и попечитель имеют одинаковые права и обязанности

по воспитанию своих подопечных. Они по существу совпадают с правами и обязанностями

родителей в отношении своих детей (см. комментарий к ст.63 СК). Пункт 1 ст.150

СК не говорит только о заботе о психическом здоровье подопечного, что не имеет

какого-либо подтекста, ибо эта забота сама собой разумеется.

2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ограничены по времени. Они

прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях,

когда несовершеннолетний вступает в брак (п.2 ст.21 ГК) или объявляется его

эмансипация (п.1 ст.27 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей

опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение в случаях,

предусмотренных ст.39 ГК (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). И наконец,

опекун (попечитель) перестает быть обладателем этих прав, если опека (попечительство)

установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении)

органа опеки и попечительства (например, до 1 января 19... года, на один год

с момента.., на период длительной командировки родителя с ... по ... и т.д.).

Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной,

так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой (попечительством).

3. Опекун (попечитель), так же как и родитель, вправе самостоятельно

определять способы воспитания своего подопечного. Однако при этом ему следует

учитывать, во-первых, мнение ребенка, во-вторых, рекомендации органов опеки

и попечительства. Правило относительно учета мнения ребенка касается по смыслу

п.1 ст.150 СК детей любого возраста, способных самостоятельно его выразить.

Подобного рода предписание больше носит рекомендательный характер и имеет

педагогическое содержание, ориентирующее на установление в опекунской семье

благоприятной атмосферы воспитания. Поскольку опека (попечительство) является

контролируемой формой семейного воспитания, в необходимых случаях опекун (попечитель),

во-первых, может обратиться за советом в органы опеки и попечительства, во-вторых,

этот орган вправе корректировать действия и поступки опекуна (попечителя)

как воспитателя. Опекун (попечитель) имеет также права на различного рода

льготы, помогающие ему осуществлять воспитание подопечного. Так, согласно

ч.1 ст.163.1 КЗоТ в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений

в статью 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации" от 15 февраля

1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 8, ст.599) опекуну, попечителю для ухода за детьми-инвалидами

и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре

дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного

выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда

социального страхования РФ.

Само собой разумеется, что опекуны (попечители) при осуществлении своих

прав, исполнении обязанностей по отношению к подопечному не вправе нарушать

требования СК, предъявляемые к родителям (см. п.1 ст.65 СК и комментарий к

нему). Но если родители, нарушающие права своих детей, могут быть лишены родительских

прав, ограничены в своих родительских правах, то опекун (попечитель) может

быть отстранен (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). Кроме того, подопечный

может быть отобран у него на основании п.1 ст.77 СК (см. комментарий к ней)

с последующим прекращением опеки и попечительства.

4. Опекун (попечитель) так же как и родитель, с учетом мнения ребенка

имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения подопечного

до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение

несовершеннолетним основного общего образования (см. п.1 ст.63 СК и комментарий

к нему).

5. При осуществлении опекуном (попечителем) своих прав и обязанностей

как по воспитанию подопечного, так и по обеспечению его образования может

возникнуть проблема, связанная с участием в решении всех этих вопросов родителя,

не лишенного родительских прав.

Поскольку опекун (попечитель) управомочен государством в установленном

законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных

граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

(п.1 ст.31 ГК), то от его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению

вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является

в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает

в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в

частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной

защиты населения, в суде.

6. Опекун несет ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним

подопечным, не достигшим четырнадцати лет, в соответствии со ст.1073 ГК. Причем

обязанность возместить вред, причиненный малолетним (не достигшим 14-ти лет),

не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением им имущества,

достаточного для возмещения вреда (п.4 ст.1073 ГК). За подопечных в возрасте

от четырнадцати до восемнадцати лет опекун (попечитель) несет ответственность

по правилам, предусмотренным ст.1074 ГК.

7. Пункт 2 ст.150 СК предусматривает защиту прав опекуна (попечителя),

которые он приобрел в установленном законом порядке. Эта защита заключается

в предоставлении опекуну (попечителю) возможности требовать по суду возврата

подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому

оснований (без решения суда о передаче ребенка на воспитание, решения об усыновлении,

о передаче под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.), в т.ч. от

близких родственников ребенка: родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер.

Представляется, что требовать возврата подопечного от родителей опекун (попечитель)

вправе в случаях, если они признаны недееспособными, лишены родительских прав

или ограничены в родительских правах, а также признаны ограниченно дееспособными

вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Пункт 2 ст.150 СК использует термин "от любых лиц". Следовательно, опекун

(попечитель) может требовать возврата подопечного и из детского учреждения

интернатного типа, где почему-либо без согласия на то опекуна (попечителя)

оказался несовершеннолетний.

При рассмотрении иска опекуна (попечителя) о возврате ему подопечного

соблюдаются все требования, предъявляемые СК к делам подобного рода, поскольку

речь идет о споре, связанном с воспитанием ребенка (учитывается мнение ребенка,

все обстоятельства, определяющие педагогическую сторону спора, заключение

органа опеки и попечительства как обязательного участника судебного процесса

и др.). Рассмотрение иска о возврате ребенка осуществляется по правилам гражданско-процессуального

законодательства. Суд может отказать в иске, если придет к выводу, что удовлетворение

иска не отвечает интересам ребенка. Для правильного их определения важно знать,

почему подопечный оказался в другой семье (убежал, был увезен силой и т.п.).

Не исключено, что при рассмотрении такого иска суд придет к выводу, что ни

опекун (попечитель), ни лицо, удерживающее ребенка, не в состоянии обеспечить

его надлежащее воспитание. Тогда ребенок передается на попечение органов опеки

и попечительства, после чего опека (попечительство) прекращается путем вынесения

соответствующего решения (постановления) органа опеки и попечительства, основанного

на решении суда.

8. Утрата ребенком попечения родителей, чем бы она ни вызывалась, и последующее

его устройство под опеку (попечительство) сочетается с сохранением привязанности

ребенка к своим родителям, желанием видеться с ними. Искусственным образом

погасить это чувство негуманно по отношению в первую очередь к ребенку, чья

привязанность к родителям может сопровождать его всю жизнь. Такие чувства

говорят прежде всего о лучших свойствах человеческой натуры, которые нуждаются

в бережном к ним отношении. С другой стороны, далеко не все родители, бросившие

своих детей, не способны со временем измениться к лучшему. Поэтому со всех

точек зрения оправдано поддержание всяческого контакта подопечного со своими

близкими. Тем более, что каждый ребенок имеет право на общение с родителями

и другими родственниками (см. ст.55 СК и комментарий к ней), а родители и

другие родственники ребенка имеют право на общение с ним (см. ст.66, 67, 75

СК и комментарий к ним). Поэтому опекун (попечитель), непосредственно выполняющий

функции по защите прав, интересов своего подопечного, не должен (не вправе)

препятствовать общению подопечного как с родителями ребенка (даже если они

лишены родительских прав), так и с его родственниками безотносительно к степени

их родства. Однако и здесь следует учитывать желание ребенка, которое может

быть выражено прямо или косвенно в зависимости от его возраста. Никакое отступление

от правила о неукоснительном соблюдении интересов подопечного в подобного

рода ситуации недопустимо. Исключение составляют случаи, когда такое общение

не в интересах подопечного. Немотивированный отказ может послужить основанием

для прекращения опеки (попечительства). Все вопросы, связанные с обеспечением

опекуном (попечителем) общения с перечисленными лицами, решаются органами

опеки и попечительства.

9. Правила, касающиеся исполнения опекунами (попечителями), в т.ч. над

несовершеннолетними, своих обязанностей, содержатся в ст.36 ГК. Каждая из

этих обязанностей рассматривается в контексте той или иной статьи СК, устанавливающей

права и обязанности опекунов (попечителей) как воспитателей ребенка. При охране

имущественных прав подопечных опекун (попечитель) руководствуется ст.38 ГК

о доверительном управлении имуществом подопечного, осуществляемом в порядке,

установленном ст.1026 ГК. При этом опекун или попечитель сохраняет свои полномочия

в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное

управление. При распоряжении имуществом подопечного опекун (попечитель) руководствуется

ст.37 ГК (см. п.3 ст.60 СК и комментарий к нему). Когда же опекуну (попечителю)

приходится вступать в различного рода гражданские правоотношения, затрагивающие

интересы подопечного, надлежит руководствоваться как правилами ГК (ст.31-33),

так и требованиями СК.

10. Опекун (попечитель) не получает вознаграждения за выполнение принятых

на себя обязательств. Его опекунская деятельность не оплачивается, носит безвозмездный

характер независимо от уровня материальной обеспеченности лица, выполняющего

обязанности опекуна (попечителя). Однако он получает на содержание подопечного

ежемесячные денежные средства в размере, установленном в данном регионе для

содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся

в детском интернатном учреждении на полном государственном попечении. Согласно

Положению "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой

(попечительством)", утвержденному по поручению Правительства РФ приказом Министерства

образования РФ от 16 февраля 1993 г. ("Вестник образования", 1993, N 5, с.50),

эти средства выплачиваются детям, находящимся под опекой (попечительством),

родители которых умерли или не в состоянии лично осуществлять их воспитание

в связи:

- с лишением их родительских прав или отобранием детей без лишения родительских

прав;

- с признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными,

ограниченно дееспособными и объявлением их умершими;

- с длительной болезнью, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей;

- с отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей

в период следствия;

- с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты

алиментов, неустановлением сведений об их местонахождении.

Согласно п.3 данного Положения не назначаются и не выплачиваются денежные

средства на тех подопечных, родители которых:

- могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно

передают их под опеку (попечительство) другим лицам;

- находятся в длительных служебных командировках;

- проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и

воспитания.

Не назначаются и не выплачиваются эти средства также на подопечных, которые

находятся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении

или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков,

нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения.

Вопрос о назначении денежных средств на подопечного рассматривается,

как правило, одновременно с установлением опеки и попечительства. Денежные

средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и

выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным шестнадцатилетнего

(учащимся образовательных учреждений - до восемнадцатилетнего) возраста.

Основанием для прекращения их выплаты является:

- освобождение опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей при

устройстве подопечного в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлении его

и др. Прекращение выплаты денежных средств на ребенка производится по распоряжению

органов опеки и попечительства. При переезде опекуна (попечителя), получающего

денежные средства на содержание подопечного, на новое место жительства выплата

этих средств продолжается. Документы по назначению и выплате средств на содержание

детей, находящихся под опекой (попечительством), хранятся в личном деле подопечного.

Комментарий к статье 148 кодекса


1. Специально выделяя права детей, находящихся под опекой (попечительством),

СК подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны,

ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой, - находится в

особом положении. Каждый подопечный имеет прежде всего право на воспитание

в семье, но теперь это семья опекуна (попечителя). И только в исключительных

случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять

воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения (см.

п.1 ст.147 СК и комментарий к нему). Отсюда проистекает право несовершеннолетнего

на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей. По всем

своим параметрам эта забота совпадает с родительской, идет ли речь о правах

и обязанностях, предусмотренных СК, или имеется в виду соблюдение правил нравственного

порядка.

2. Личное воспитание несовершеннолетнего опекуном (попечителем) предполагает

существование непосредственного и постоянного контакта между воспитанником

и воспитателем, даже если место их проживания зарегистрировано по разным адресам.

Поэтому по общему правилу они должны жить вместе (п.2 ст.36 ГК). Исключение

ГК делает только для подростков, достигших шестнадцати лет, на что требуется

согласие органов опеки и попечительства при условии, если раздельное проживание

не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Чаще всего живут отдельно дети, чье поведение, поступки свидетельствуют об

умении распоряжаться своей самостоятельностью. Это обычно работающие или обучающиеся

в средних, высших учебных заведениях несовершеннолетние. Но даже тогда, когда

нет оснований для беспокойства, попечитель обязан регулярно посещать своего

подопечного. Что же касается детей более раннего возраста, то правило о совместном

проживании опекуна и подопечного применительно к ним исключений не имеет:

они всегда должны жить вместе. Однако в любом случае, живет ли опекун (попечитель)

на площади своего подопечного или, наоборот, последний на площади своего опекуна

(попечителя), ни один из них не приобретает права на жилую площадь другого

(ч.3 ст.54, п.5 ст.60 ЖК).

3. Эффективность опеки (попечительства) зависит от множества обстоятельств.

В самом общем виде их можно обозначить как условия содержания, воспитания,

образования, всестороннего развития.

Об обязанностях опекуна (попечителя) по содержанию своего подопечного

СК не говорит. Но поскольку ребенок, находящийся под опекой (попечительством),

имеет право на обеспечение условий для своего содержания, надо полагать, что,

во-первых, эти условия ему гарантирует государство, во-вторых, опекун (попечитель),

распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего средствами, создает

условия для его содержания.

К источникам средств существования подопечного, предоставляемых ему государством,

относятся денежные средства на содержание опекаемых детей (см. п.5 ст.150

и комментарий к нему), а в случаях, когда они не выплачиваются - пособия,

причитающиеся гражданам, имеющим детей (см. комментарий к п.2 ст.60 СК).

Согласно ст.3 Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан в области

выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов"

от 9 сентября 1994 г. "гарантированная государственная социальная помощь гражданам,

имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством

Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом,

его заменяющим). Причем каждая из Сторон на своей территории не будет устанавливать

каких-либо ограничений по признаку гражданства на получение гарантированной

государственной социальной помощи лицами, имеющими детей (ст.2 Соглашения)

(Охрана прав несовершеннолетних. Сборник нормативно-правовых документов. М.,

1995, с.72).

Материальную базу для подопечного составляют и получаемые им алименты,

которые в соответствии с п.1 ст.84 СК выплачиваются его опекуну (попечителю).

Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять

меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних

детей не допускается (см. комментарий к ст.80 СК).

Поскольку ребенок имеет право на собственные доходы (см. п.3 ст.60 СК),

эти доходы в свою очередь служат созданию условий его содержания. Порядок

распоряжения причитающимися подопечному средствами определяется ст.26 и 28

ГК (см. комментарий к п.1, 2, 3 ст.60 СК).

Облегчают условия содержания подопечного и различного рода льготы, в

числе которых бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте

(кроме такси) на основании единого билета (п.1 Приложения к Положению "О порядке

выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)"

(Вестник образования. 1993 г. N 5, с.50).

4. Как бы ни складывалась судьба ребенка, оставшегося без попечения родителей,

находящийся на опеке (попечительстве) несовершеннолетний должен получить основное

общее образование, то есть окончить 9 классов. Обеспечивая это право подопечного,

опекун (попечитель) действует в рамках требований, сформулированных в п.2

ст.63 СК, п.1 ст.150 СК (см. комментарий к этим статьям).

5. С правом подопечного на обеспечение условий воспитания, образования,

содержания напрямую связана предоставляемая ему возможность всесторонне развиваться.

И способствует реализации этого права оказание подопечному со стороны органов

опеки и попечительства различной помощи в получении им дополнительного образования,

приобщении к миру творчества, искусству, расширению знаний благодаря международному

туризму и т.п.

6. Уважение человеческого достоинства подопечного ребенка как его право

СК выделяет особо. Делается это с целью помочь осиротевшему ребенку не почувствовать

своей ущербности. Пункт 1 ст.148 СК и в этой части имеет глубокий педагогический

подтекст.

7. Особое значение для подопечного имеет его право на жилое помещение.

Его он может получить в дар, по наследству либо в результате приватизации,

а также купить на собственные средства. Передача на опеку (попечительство)

несовершеннолетнего не прекращает права собственности ребенка на принадлежащее

ему имущество, в частности на жилое помещение. Поэтому и в этих случаях действуют

правила, предусмотренные ст.288-290, 292, 293 ГК. Однако поскольку подопечный

не может самостоятельно распоряжаться такой собственностью, как жилое помещение,

это делает его опекун (попечитель) в соответствии с требованиями ст.37 ГК

(см. п.3 ст.60 СК и комментарий к нему).

Что касается пользования подопечным жилым помещением, когда оно есть,

на этот счет действуют правила, предусмотренные ст.671-688 ГК. Когда же у

подопечного жилого помещения нет, он имеет право на его получение вне очереди

согласно п.3 ст.37 ЖК.

8. Право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей

(лиц, их заменяющих) предусматривается п.2 ст.56 СК. Статья 148 СК повторяет

это правило применительно к опекунам (попечителям). Термин "злоупотребление"

понимается широко: использование антипедагогических приемов воспитания, трата

причитающихся ребенку средств на собственные нужды и т.п. Когда же злоупотребление

опекуном (попечителем) своими обязанностями способно причинить или причинило

подопечному значительный вред (его воспитанию, развитию, содержанию и др.),

органы опеки и попечительства вправе прекратить опеку (попечительство) путем

отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п.3 ст.39 ГК (см. п.3 ст.145

СК и комментарий к нему).

9. Любой подопечный имеет все те права, которыми СК наделяет каждого

ребенка: на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, на выражение

своего мнения (см. ст.55-57 СК и комментарий к ним).

10. Статья 148 СК посвящается правам подопечных в семье. Однако следует

иметь в виду, что они, как и все дети в возрасте от четырнадцати до восемнадцати

лет, самостоятельно несут ответственность за причиненный ими вред на общих

основаниях (ст.1074 ГК). На лиц, находившихся под опекой (попечительством),

не возлагается обязанность платить алименты на содержание бывших опекунов

(попечителей) - п.3 ст.96 СК.

Комментарий к статье 147 кодекса


1. Отсутствие возможности устроить ребенка, оставшегося без попечения

родителей, в семью делает необходимой его передачу на полное государственное

попечение в одно из детских учреждений: дом ребенка; детский дом смешанного

типа для детей раннего (с 1,5 до 3-х лет), дошкольного и школьного возраста;

школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальную (коррекционную)

школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с отклонениями в развитии; дом инвалидов и др. Опекуны (попечители) таким

детям не назначаются. Согласно п.4 ст.35 ГК их опекунами и попечителями являются

соответствующие учреждения. Развивая это положение ГК, п.1 ст.147 СК возлагает

обязанности опекунов (попечителей) в таких случаях на администрацию учреждения,

воспитанником которого является ребенок, т.е. на главного врача, директора

и т.п., а не на лечащего врача, воспитателя-педагога и т.п. Поэтому руководитель

любого из названных учреждений выполняет не только свои функциональные обязанности,

но и обязанности опекуна (попечителя) своего воспитанника. При этом не имеет

значения, есть ли у ребенка родители или родственники. Сам по себе факт передачи

несовершеннолетнего на полное государственное попечение означает, что всю

заботу о воспитаннике, защиту его прав и интересов берет на себя государство

в лице соответствующего учреждения. Свои отношения с родителями ребенка, его

родственниками руководитель учреждения строит в соответствии с правилами педагогического

свойства, а также с требованиями СК (ст.55, 67, 75 и др.). Защита имущественных,

жилищных прав воспитанника осуществляется ими по правилам, предусмотренным

ст.26, 28, 37, 38 ГК, a также ст.60, 149 СК (см. комментарий к ним). Однако

надо признать, что роль администрации детского интернатного учреждения как

опекуна (попечителя) воспитанника нуждается в более тщательной регламентации

Уставом (Положением) соответствующего учреждения.

2. После передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью

опекуна (попечителя) органы опеки и попечительства обязаны оказывать ему всяческую

помощь как в воспитании, так и в организации его лечения, отдыха, в решении

разного рода проблем, возникающих в опекунской семье. Решаются эти проблемы

по-разному, в том числе путем устройства подопечного для оздоровления, обучения

в одно из интернатных учреждений на время. Это тем более важно, что довольно

часто опекунами (попечителями) назначаются близкие ребенку лица пенсионного

возраста, которым подчас трудно одним осуществлять свои обязанности. При временном

устройстве подопечного в одно из детских интернатных учреждений медицинского,

педагогического и др. профиля права и обязанности опекуна (попечителя) сохраняются.

Он по-прежнему защищает права и интересы подопечного, принимает участие в

его воспитании, а в выходные, каникулярные дни делает это лично. Если почему-либо

всякий личный контакт между подопечным и его опекуном (попечителем) прекратился

без уважительных к тому причин, органам опеки и попечительства по ходатайству

администрации детского учреждения следует прекратить опеку (попечительство)

и принять меры по дальнейшему устройству ребенка.

3. Пункт 1 ст.121 СК, возлагая на органы опеки и попечительства функции

по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству

предусматривает осуществление последующего контроля за условиями их содержания,

воспитания, образования. Развивая это положение п.2 ст.147 СК предусматривает,

что органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания,

воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях,

лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Тем самым

создается дополнительная и очень важная предпосылка для защиты прав, интересов

особой категории детей, оставшихся без семьи. Четких правил осуществления

такого контроля, порядка его проведения пока не существует. Его следует предусмотреть

в Уставах соответствующих муниципальных образований (см. п.2 ст.121 СК и комментарий

к нему).

4. Особое место принадлежит защите прав выпускников детских учреждений,

перечисленных п.1 ст.147 СК. Находясь на пороге самостоятельной жизни, они

как никто другой нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства. В

противном случае могут сойти на нет все многолетние и дорогостоящие усилия,

направленные на их развитие и воспитание.

К выпускникам перечисленных в СК учреждений следует отнести тех, кто

завершил курс обучения, оздоровления, социальной реабилитации и получил удостоверяющий

этот факт документ. До этого момента содержащиеся в интернатном учреждении

дети пользуются правами, перечисленными ст.149 СК (см. комментарий к ней).

После выхода за стены интернатского учреждения выпускник любого возраста становится

обладателем целого ряда прав. В их числе права, призванные обеспечить:

- социальную адаптацию, возможность повышения профессионального уровня,

образования;

- источник существования;

- трудоустройство;

- жилье.

5. Поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях, в число которых

входят и выпускники детских интернатных учреждений, является одной из основных

целей и задач государственной социальной политики по улучшению положения детей

в Российской Федерации до 2000 года. В Основных направлениях этой политики,

утвержденных Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., специально выделяется

поддержка детей-сирот (СЗ РФ, 1995, N 38, ст.3669). Особый смысл имеет эта

поддержка, когда оставшийся без родительского попечения воспитанник интернатского

учреждения начинает свою самостоятельную жизнь. Не оставляет без внимания

несовершеннолетних, принадлежащих к наиболее социально уязвимым группам детей

и молодежи, Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских

общественных объединений" от 28 июня 1995 г., где говорится об осуществлении

деятельности, направленной на их интеграцию в обществе, профессиональную подготовку,

повышение уровня образования, культуры (СЗ РФ, 1995, N 27, ст.2503). С другой

стороны, ст.16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения

в Российской Федерации" от 7 декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 50, ст.4872)

рассматривает как основание для бесплатного социального обслуживания в государственной

системе социальных служб трудную жизненную ситуацию, под которой понимается

ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (...сиротство,

малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства...,

одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно (ст.34).

Все это грозит оставшемуся без семьи, жилья, средств к существованию выпускнику

детского интернатного учреждения. Поэтому он, его жизнь должны более активно

включаться в сферу внимания социального обслуживания с тем, чтобы ему легче

было адаптироваться в окружающей его действительности.

6. Расширяет возможности повышения профессионального уровня, образования

выпускника детского интернатного учреждения и постановление Правительства

РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 (Семейное законодательство.

Сб. нормативных актов и документов. М., 1995 г. С.331-333). Согласно п.4 этого

постановления выпускникам учебно-воспитательных учреждений всех типов из числа

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в

профессиональные, средние, специальные и высшие учебные заведения выдают комплект

новой одежды, обуви, а также единовременное денежное пособие в сумме двух

минимальных размеров оплаты труда. Примерный перечень подлежащей выдаче выпускнику

одежды содержится в письме Министерства образования РФ "Об обеспечении детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью при поступлении

их в начальные, средние, высшие профессиональные образовательные учреждения"

от 11 октября 1993 г. ("Вестник образования", 1994, N 2, с.53). Кроме того,

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся

во всех типах профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений

независимо от их ведомственной подчиненности зачисляются на полное государственное

обеспечение, им выплачивается стипендия не ниже 80% минимальной гарантированной

стипендии, установленной для студентов и учащихся высших, средних специальных

и всех типов профессиональных учебных заведений, а также ежегодное пособие

в размере месячной стипендии до окончания ими обучения (п.5 этого постановления).

7. К источникам существования выпускника детского учреждения интернатного

типа, не достигшего 18-ти лет, относится пенсия по случаю потери кормильца.

Если выпускник учится, то он сохраняет право на получение этой пенсии до окончания

профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до

23-х лет (ст.51 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР"). Поскольку причитающаяся

воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия, выплачиваемая

на детей, потерявших кормильцев, перечисляется на личный счет несовершеннолетнего

в Сберегательном банке, по выходе из детского учреждения накапливается сумма,

которая также составляет источник его существования. То же самое можно сказать

о причитающихся воспитаннику алиментах. Согласно п.2 ст.84 СК эти учреждения

вправе помещать получаемые на воспитанника алименты в банк. При выпуске сумма

полученных на воспитанника алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляется

на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ.

Несомненно, призваны помочь выпускнику, не имеющему ни материальной,

ни моральной поддержки, правила ст.35 Типового положения "Об образовательном

учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденные

постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 (СЗ РФ, 1995, N 28,

ст.2693), согласно которым выпускники учреждения, обучающиеся в учреждении

начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие

в учреждение в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут

по решению администрации учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешать временно

(до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам

до их трудоустройства или начала дальнейшего обучения. Причем никаких возрастных

ограничений на этот счет указанное Типовое положение не делает.

Решению проблемы трудоустройства выпускников детских учреждений интернатного

типа призвана способствовать ст.181 КЗоТ в редакции Федерального закона "О

внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"

от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 48, ст.4564), где сказано: "Работодатель

обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, начального

и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18-ти лет, особо

нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот,

выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других),

направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства,

в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, органами местного самоуправления. Отказ в приеме на работу в счет

установленной квоты лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, запрещается и

может быть обжалован ими в суд. За отказ в приеме на работу лиц, указанных

в ч.1 настоящей статьи, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом

законодательством Российской Федерации".

8. Нормальное существование выпускника интернатного учреждения невозможно

без получения им жилья. Оно предоставляется ему либо в соответствии с п.2

ст.37 ЖК либо согласно п.3 ст.60 того же Кодекса (см. комментарий к п.1 ст.149

СК). Но чтобы использовать действующие правила, необходимо, во-первых, при

оформлении поступления ребенка в детское учреждение интернатного типа не оставить

без внимания документы, относящиеся к праву несовершеннолетнего на жилье (его

  1   2   3   4   5   6




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconКомментарий к семейному кодексу российской федерации
Ахметьянова З. А., канд юрид наук, доц. Института экономики, управления и права (г. Казань) статьи 45 46, 60
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconВерховный суд российской федерации комментарий к уголовному кодексу российской федерации
Борзенков Г. Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ ст ст. 19 23, 105 130, 136 149
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconАвтор: 1,2 глава
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. – 5-е изд./ Отв ред профессор Ю. П. Орловский
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconКомментарий к уголовному кодексу российской федерации
Грачева Ю. В., кандидат юридических наук, доцент ст ст. 73, 74, 201 204, 314 316
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconНормативно-правовое обеспечение образования Рекомендуемая литература Основная
Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации / отв ред. А. М. Куренной. – М.: Юристъ, 2005
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconНазвание книги
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая: учебно-практический комментарий
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconКомментарий к гражданскому процессуальному кодексу российской федерации
Рыжаков Александр Петрович, профессор, заслуженный работник высшей школы рф, профессор кафедры Тульского филиала Международного юридического...
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconНаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред проф. В. В. Лазарева. М., 2009 (разделы Исакова В. Б.) Раздел Статья 94
...
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconНаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред проф. В. В. Лазарева. М., 2009 (разделы Исакова В. Б.) Раздел Статья 94
...
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации iconМетодические рекомендации См папку комментарий к переходным положениям федерального закона от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Комментарий к переходным положениям федерального закона от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы