Система мониторинга качества образования icon

Система мониторинга качества образования



НазваниеСистема мониторинга качества образования
Дата конвертации28.05.2013
Размер101.49 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
1. /Оценка качества образования/1. Анализ ситуации.doc
2. /Оценка качества образования/2. система качества образования.doc
3. /Оценка качества образования/3. положение.doc
4. /Оценка качества образования/4. Программа повышения качества в образовательном учреждении.doc
5. /Оценка качества образования/5. Положение о публичном докладе.doc
6. /Оценка качества образования/6. план-график новый.doc
7. /Оценка качества образования/7. нормативно-правовая база.doc
8. /Оценка качества образования/8. Ожидаемые результаты.doc
9. /Оценка качества образования/9. Финансовый план реализации программы.doc
Проект разработан в рамках целевой программы Калининградской области «Развитие образования на 2007-2011 г г.»
Система мониторинга качества образования
Согласовано председатель управляющего Совета Попандопуло Е. В. Сентябрь 2007 год утверждаю директор моу сош п. Новостроево Макрецкая Н. И. Сентябрь 2007год
Программа повышения качества образования в моу сош п. Новостроево на 2007-2008 уч. Год цель: Достижение качества образования, соответствующего потребностям и
Согласовано председатель управляющего Совета Попандопуло Е. В. Сентябрь 2007 год утверждаю директор моу сош п. Новостроево Макрецкая Н. И. Сентябрь 2007год
Направление 1 «Организационно-управленческое и правовое обеспечение»
Краткое содержание документа (аннотация) Сроки разработки введение в действие Нормативно-правовые акты Закон РФ «Об образовании»
Интегративный показатель качества деятельности образовательного учреждения
Финансовый план реализации программы





СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Мониторинг качества образования позволяет установить взаимосвязь и взаимообусловленность следующих понятий: управление – мониторинг – стандарт – качество.

Важнейшими условиями реализации мониторинга качества образования является интеграция деятельности всех структурных подразделений учебного заведения и активное участие каждого педагога, учащегося в достижении наивысшего уровня качества образования в профильной школе.


Объектом мониторинга является многоаспектная интеграция, включающая учащихся и педагогов, нормативное и процессуальное сопровождение, образовательные, профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия и управления качеством обучения.

Целью предлагаемой модели мониторинга является отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития общеобразовательного учреждения требованиям федерального и регионального образовательных стандартов.

Задачи мониторинга:

  • Сбор и накопление фактического материала о состоянии функционирования образовательного процесса и разработка планов работы администрации и учителей школы.

  • Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их.

  • Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.

  • Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне общеобразовательного учреждения.

  • Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

  • Оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.

Социально-педагогический мониторинг качества обучения включает информацию, собираемую на основе четкого определения критериев и показателей, объекты, методы, этапы.

Объекты мониторинга:

  • Содержание обучения;

  • Результаты обучения;

  • Компетентность педагогических кадров;

  • Технологии обучения;

  • Социальное и профессиональное самоопределение старшеклассников.

Методы сбора и обработки информации:

  • Моделирование;

  • Экспертный опрос;

  • Наблюдение;

  • Изучение и анализ документов;

  • Тестирование;

  • Анкетирование;

  • Контрольные срезы знаний;

  • Самооценка.

Этапы мониторинга:

Первый этап – подготовительный (определение целей, объектов, направлений и следований, критериев оценки).

Второй этап – практический (определение методов сбора и систематизации информации), который осуществляется в двух уровнях:

Первый уровень представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Второй уровень осуществляет администрация школы на основе системы критериев.

Третий этап – аналитический (обработка и анализ информации, выработка рекомендаций, принятие управленческих решений).

Критерии и показатели качества обучения.

Стабилизирующей основой, обеспечивающей единство требований и подходов к оценке учебных достижений школьников, являются требования федерального и регионального образовательных стандартов:

  • уровень овладения учащимися теоретическим содержанием учебной дисциплины;

  • уровень развития интеллектуальных способностей школьников (умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы и т.д.);

  • уровень развития культуры общения (навыков общения и способов обоснования рассуждений);

  • уровень развития практических умений;

  • уровень развития культуры самоорганизации деятельности (мобилизация личностных возможностей).

Развитие личности учащихся:

  • ценностные ориентации (сформированность познавательных интересов);

  • учебные способности;

  • учебные достижения;

  • уровень самооценки учащихся;

  • мотивы выбора профессии (устойчивая мотивация к самообразованию, доминирующий мотив выбора профессии).

Социальное и профессиональное самоопределение личности:

  • профессиональные возможности обучаемых (состояние здоровья; индивидуальные психические свойства; направленность личности, ее жизненная позиция);

  • профессиональные потребности обучаемых (сформированность профессиональных интересов и склонностей);




  • соответствие профессиональных возможностей профессиональным потребностям личности.

Готовность личности к самоопределению:

  • мотивационный компонент (потребность в профессиональном развитии; устойчивая мотивация к самообразованию в интересующей профессиональной сфере);

  • когнитивный компонент (знания о своих индивидуальных особенностях; наличие системы представлений о мире профессий; наличие представлений о потребностях рынка труда в регионе; уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности);

  • эмоционально-волевой компонент (сформированность активной позиции в выборе профессиональной сферы);

  • оценочно-рефлексивный компонент (умение принимать решения и делать выбор; способность к прогнозированию развития своих мотивационных, интеллектуальных, волевых особенностей в выбранной сфере профессиональной деятельности);

  • операционально-деятельностный компонент (умение намечать реальные, измеримые цели, планировать действия по их достижению, осуществлять коррекцию поставленных целей).

Организация мониторинга качества образования в школе.

  • организация мониторинга качества образования в школе осуществляется в четырех уровнях: ученик, учитель, классный руководитель, управление.

На уровне ученика:

1-4 классы

1. Выявление уровня развития ребенка.

2. Выявление уровня обученности учащихся по основным предметам.

3. Выявление специальных способностей учащихся (учебные достижения по различным предметам).

5-7 классы

1. Выявление учебных достижений школьников по основным предметам.

2. Определение уровня развития специальных способностей школьников к выбору будущего профиля обучения.

3. Определение уровня интеллектуального развития обучаемых.

4. Выявление интересов и склонностей обучаемых к той или иной сфере деятельности.

8 класс (предпрофильная подготовка)

1. Выявление учебных достижений школьников по основным предметам.

2. Выявление уровня учебной успешности школьников к выбору профиля обучения.

3. Выявление взаимосвязей успеваемости учащихся, уровня их интеллектуальных способностей и уровня развития их профессиональных интересов.

4. Выявление психофизиологических особенностей учащихся.

5. Определение начального уровня готовности школьников в сфере профессионального самоопределения.


6. Изучение профессиональных интересов и склонностей школьников и соотнесение их с конкретным выбором профессии и выбираемых ими предпрофильных курсов.

7. Изучение взаимосвязей показателей готовности к самоопределению в профессиональном плане с оценками в учебной деятельности учащихся, их интеллектуальными способностями, характеристиками личностных качеств и интересов.

9 класс (предпрофильная подготовка)

1. Выявление динамики учебных достижений школьников по основным предметам.

2. Выявление динамики уровня учебной успешности школьников к выбору ими профиля обучения.

3. Выявление профессиональных интересов учащихся.

4. Определение динамики показателя общей готовности в сфере профессионального самоопределения по отдельному классу и по конкретному учащемуся.

5. Изучение устойчивости профессионального выбора обучающихся.

6. Изучение влияния профориентационной деятельности на выбор учащихся.

7. Соотнесение профессионального выбора учащихся и выбранного им направления профильного обучения.

10 класс (профильное обучение)

1. Выявление учебных достижений школьников по основным предметам.

2. Выявление взаимосвязей оценок успеваемости учащихся в выбранном профиле с уровнем их интеллектуальных способностей и профессиональных интересов.

3. Определение начального уровня готовности учащихся в сфере профессионального самоопределения и выявление наименее сформированных компонентов готовности.

4. Изучение профессиональных интересов и склонностей школьников и соотнесение их с выбором профессии и выбранным профилем обучения.

5. Изучение взаимосвязей показателей общей готовности к самоопределению в профессиональном плане с оценками учебной деятельности школьников, их интеллектуальными особенностями и профессиональными интересами.

6. Выявление факторов, влияющих на развитие творческих интересов учащихся и способствующих их профессиональному самоопределению.

7. Изучение динамики готовности к профессиональному самоопределению.

11 класс(профильное обучение)

1. Выявление учебных достижений учащихся по основным предметам.

2. Выявление взаимосвязей оценок успеваемости учащихся в выбранном профиле с уровнем их интеллектуального развития и профессиональными интересами.

3. Определение уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

4. Выявление учащихся, чьи профессиональные интересы соответствуют психофизиологическим требованиям выбранной ими профессии и потребностям рынка труда в регионе.

5. Определение динамики учебной деятельности школьников, их


умственных способностей, готовности к профессиональному самоопределению.

6. Выявление степени удовлетворенности учащихся образовательными услугами, в т.ч. качеством преподавания профилирующих дисциплин.

7. Выявление уровня межличностных отношений в классных коллективах.

8. Изучение устойчивости профессиональных выборов учащихся.

9. Анализ влияния профориентационной работы на готовность личности к профессиональному самоопределению.

10. Оценка эффективности проводимой в 10-11 классах работы по развитию самоопределения школьников в профессиональном плане.

11. Анализ профессиональных выборов школьников и сделанных ими выборов направлений профильного обучения.

На уровне учителя:

1. Повышение профессионального мастерства учителя с целью удовлетворения образовательных запросов учащихся.

2. Осуществление диагностики и анализа учебных достижений учащихся на уровне «учитель-ученик» как фактора развития индивидуальных способностей каждого ученика.

3. Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся как системы, способствующей успешному осуществлению педагогического эксперимента.

4. Участие в инновационной педагогической деятельности с целью развития познавательного интереса к изучаемому предмету.

5. Осуществление самоанализа педагогической деятельности, направленной на профессиональное самоопределение школьников.

На уровне классного руководителя:

1. Организация процесса информирования учащихся и родителей о введении системы обучения.

2. Координация деятельности педагогов, работающих с учащимися 9-10-11 классов.

3. Консультирование учащихся по вопросам конструирования личного плана развития.

На уровне управления:

1. Координация действий всех участников образовательного процесса в достижении наивысшего уровня качества образования в школе.

2. Разработка оптимального учебного плана профильного обучения.

3. Создание системы социально-педагогического мониторинга качества образования в школе.

4. Организация методической работы с педагогическими кадрами с учетом требований Концепции профильного обучения.

5. Создание творческой атмосферы в коллективе, способствующей мотивации инновационной деятельности педагога.

6. Создание Банка информации достижений школьников.

7. Создание компьютеризированной системы управления школой.

8. Осуществление анализа и коррекции принимаемых управленческих решений.

Изучение качества образования в школе

(диагностические методики)

Подбор диагностических методик производится в соответствии с системой критериев для изучения качества образования в школе.

Аспекты изучения

1.Сформированность учебных достижений учащихся


2.Развитие личности учащихся


3.Социальное и профессиональное самоопределение личности


4.Готовность личности к самоопределению

Диагностические средства

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости учащихся.

2. Изучение развития интеллектуальных способностей школьников

(«Прогрессивные матрицы Равена», Программа компьютерной обработки и тестирования, тест Беннета «Оценка уровня развития технического мышления, тест Айзенка «Уровень развития лингвистического мышления», «Числовой субтест теста Айзенка»).

3. Выявление коммуникативных способностей учащихся (Р.В.Овчарова «Справочная книга школьного психолога»).

1. Формирование познавательных интересов учащихся ( Программа компьютерной обработки тестирования «Исследование уровня субъективного контроля» адаптация методики Роттера).

2. Оценка качественных особенностей учебной деятельности учащихся («Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков» А.Е. Личко).

3. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся (Многофакторный личностный опросник Кеттела»).

4. Исследование уровня самооценки учащихся (Рогов «Настольная книга практического психолога» ч.2.).

1. Статистический медицинский анализ состояния физического развития учащихся.

2. Изучение психических свойств личности (психологические тесты).

3. Выявление готовности школьников к выбору профессии (по В.Б.Успенскому).

4. Методика «Карта интересов» (Э.Р.Ахмеджанов «Ценностные ориентации»).

1. Изучение объяснения школьником факторов собственного развития («Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»).

2. Изучение познавательного интереса учащихся.

3. Выявление профессионального самоопределения учащихся (Т.И.Шамова «Решение проблемы профессионального самоопределения»).

4. Выявление сформированности активной жизненной позиции (тест «Лидер»).

5. Изучение мотивации личностного самоопределения (Рогов).









Использование результатов мониторинга учебных достижений, личностного развития, интересов и склонностей учащихся различными участниками образовательного процесса позволит осуществлять своевременную необходимую коррекцию профессиональной ориентации школьников на разных уровнях управления в средней школе и будет служить реальной основой управления качеством образования в условиях профильного обучения.







Похожие:

Система мониторинга качества образования iconИнститут экономики, управления и права
Система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и икт-компетентности направлена на повышение качества образования на...
Система мониторинга качества образования iconПриложение 13. Положение о мониторинге оценки качества образования моу гимназии №32
Настоящее положение регламентирует процедуру и формы проведения мониторинга оценки качества образования (далее – мониторинг)
Система мониторинга качества образования iconТехнология мониторинга качества инженерного образования Московский Государственный Технологический Университет «Станкин» Карлова Т. В
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается...
Система мониторинга качества образования iconСоциализация совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта
Положение определяет основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования в школе, а также её структуру,...
Система мониторинга качества образования iconКачество современного образования
...
Система мониторинга качества образования iconДокументи
1. /Проект Оценка качества/Анализ ситуации.doc
2. /Проект...

Система мониторинга качества образования iconДипломная работа автоматизация процесса мониторинга системы менеджмента качества на предприятии «xxx» План дипломной работы Введение 1 Деятельность предприятия «xxx» в рамках смк
Автоматизация процесса мониторинга системы менеджмента качества на предприятии «xxx»
Система мониторинга качества образования iconОтчет по Всероссийской конференции «Национальная система качества и оценка эффективности дополнительного профессионального образования с учетом международных требований» 2 подготовка специалистов в области менеджмента качества

Система мониторинга качества образования iconОписание дисциплины «Система менеджмента качества лабораторий» направление 020100. 13 «Аналитический контроль и мониторинг нано- и биотехнологических процессов, материалов и охраны окружающей среды»
Са “ Система менеджмента качества лабораторий” является усвоение магистрантом вопросов теории и практики исследования систем менеджмента...
Система мониторинга качества образования iconПоложение о мониторинге качества образования
Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии образовательно-воспитательного процесса в лицее для определения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы