Программа формирования универсальных учебных действий icon

Программа формирования универсальных учебных действий



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий
страница1/4
Дата конвертации27.05.2013
Размер0,92 Mb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2   3   4
1. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/~$ема для сиситемы качества.docx
2. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/~$стема оценкия.docx
3. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/КТП КРУЖКИ1-2ГР.docx
4. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Обложка Microsoft Office Word.docx
5. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Перечень_учебных_пособий.docx
6. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Пояснительная записка Microsoft Office Word.docx
7. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Права о обязанности участников обр пр Microsoft Office Word.docx
8. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Программа Я - школьник.doc
9. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Программа здоровье Microsoft Office Word.docx
10. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Программа по технологии.docx
11. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Программа формирования УУД гимназии ь 32 Microsoft Office Word.docx
12. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Программное обеспечение Microsoft Office Word.docx
13. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Расписание 1 классы.docx
14. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Система оценкиMicrosoft Office Word.docx
15. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Система оценкия.docx
16. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Содержание полное.docx
17. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Состав УМК начальной школы.docx
18. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/Схема для системы качества.docx
19. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/Календ темат план 1й 2й групп.docx
20. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/Календ темат план 3й группы.docx
21. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/Календ темат план 4й группы.docx
22. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/Музыкальный театр Microsoft Word (5).doc
23. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/Организация проектной деятельности.docx
24. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/Программа по краеведению Котляр Н.Л..doc
25. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/программа по экологии.doc
26. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/программа риторика.docx
27. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/хореография.docx
28. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы доп образования/шахматы.docx
29. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/0Программа по обучению грамоте 1.docx
30. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/2009-2011 Программа по русскому языку.docx
31. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/2009-2~1.DOC
32. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/2010-2011 Программа по математике1.docx
33. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/2010-2011 Программа по окружающему миру.docx
34. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/2010-2~1.DOC
35. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/Музыка Microsoft Word (6).doc
36. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/ПРОГРА~3.DOC
37. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/Программа по 2010-2011 технологии.docx
38. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/Программа по английскому языкут.doc
39. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/Программа по информатике и ИКТ 2010-2011.docx
40. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/ФИЗИЧЕ~1.DOC
41. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/программа риторика.docx
42. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Программы учебные/светская этика.docx
43. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/01BE58~1.DOC
44. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/039D5~1.DOC
45. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/2009-2~1.DOC
46. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/2009-2~2.DOC
47. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/2010-2~1.DOC
48. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/2010-2~2.DOC
49. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/2010-2~3.DOC
50. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/2010-2~4.DOC
51. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/67A0~1.DOC
52. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/8158~1.DOC
53. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/MICROS~1.DOC
54. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/ПЕРЕЧЕ~1.DOC
55. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/пограммы учебных предметов/Рабочие программы по обязательным учебным предметам н.шк/ПЕРЕЧЕ~2.DOC
56. /Образовательная программа начальной школы ФГОС/система духовно- нравственного воспитания в начальной школе.docx
Образовательная программа маоу гимназии №32 на 2011 2014 Г. Г
Методическое пособие для учителя: «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» ипрописям «Мои волшебные пальчики» под ред
Пояснительная записка Введение (достижения школы, условия образовательной деятельности, обоснование социального заказа, теоретические основы программы)
Xiii. Нормативно-правовое обеспечение увп. Права и обязанности участников образовательного процесса
Программа для учащихся 1-х классов моу гимназии №32 «Я школьник»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования
Программа по технологии Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий
Xii. Программно-методическое обеспечение начального общего образования Наиболее полно отражает особенности федеральных государственных образовательных стандартов ос «Школа 2100»
Моу гимназии №32 в 2010 – 2011 учебном году (I полугодие I
Viii. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
XI. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Программа по английскому языку Часть 3
Учебники соответствуют фгос, СанПинам, включены в Федеральный перечень учебников
Программа по изобразительному искусству и художественному труду в кружке изо-студии «радуга» (7-8 лет)
Программа по изобразительному искусству и художественному труду в кружке изо-студии «радуга» (8-9 лет)
Программа по изобразительному искусству и художественному труду в кружке изо-студии «радуга» (9-10 лет)
Программа дополнительного образования
Программа «Организация проектной деятельности»
Программа по краеведению «Знай и люби свой край» для учащихся 1-4 классов
Программа социальной деятельности
Программа по надпредметному курсу «Детская риторика» для начальных классов
Программа по ритмике с элементами хореографии для начальных классов
Программа "Шахматная школа" для начальных классов моу гимназии №32
Программа курса «Обучение грамоте»
Программа по русскому языку Программа соответствует федеральному государственному стандарта начального общего образования
Программа «Чтение и начальное литературное образование»
Программа по математике Программа соответствует федеральному государственному стандарта начального общего образования
Программа по курсу окружающего мира. М.: «Баласс», 2009. Пояснительная записка
Программа по изобразительной деятельности для 1−4 классов. М.: Баласс, 2009
Программа по музыке для начальной школы 1-4 классы
Программа по надпредметному курсу «Информатика в играх и задачах»
Программа по технологии для начальных классов
Программа изучения английского языка в начальных классах
Программа по информатике и икт для начальных классов
Программа по физическому воспитанию для учащихся начальных классов
Программа по надпредметному курсу «Детская риторика» для начальных классов
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Обучение грамоте»
Программа курса «Обучение грамоте»
Программа «Чтение и начальное литературное образование»
Программа по русскому языку Пояснительная записка
Программа по математике Пояснительная записка
Программа по предмету «Окружающий мир» Пояснительная записка
Программа по изобразительной деятельности для 1−4 классов. М.: Баласс, 2009
Программа по информатике и икт для начальных классов
Программа по физическому воспитанию для учащихся начальных классов
Программа изучения английского языка в начальных классах
Программа по музыке для начальной школы 1-4 классы На основе новых стандартов и «Новая школа» Пояснительная записка
Программа по английскому языку. Программа курса «Музыка» Программа курса «Физическая культура»
Программа «Учусь учиться» )Л. Г. Петерсон умк развивающая система Л. В. Занкова (технология)
VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 32 г. Калининграда


V. Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся гимназии

на ступени начального общего образования


В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Программа «2100» и соответствующий учебно-методический комплекс, предусмотренный образовательной программой начального общего образования МОУ гимназии № 32, обеспечивает организацию полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; поэтапную отработку действия, обеспечивающую переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) на основе решения системы задач, выполнение которых обеспечит формирование обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности универсальных учебных действий.


Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования:

1) формирование основ гражданской идентичности личности на основе

- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;

2)формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3)развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5)развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Технология организации образовательного процесса на основе интеграции всех его составляющих (технология образовательного взаимодействия) направлена на гармоничное развитие, как логического мышления учащихся начальных классов, так и наглядно-образного и знаково-символического.

«Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы.

Существенную роль в развитии наглядно-образного и знаково-символического мышления играют учебные предметы «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий - личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- формирования основ гражданской идентичности путем знакомства и героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

- формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:

1. ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

2. значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.

3. специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

4. широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реализацию следующих целей:

- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

- развитие регулятивных действий, включая целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять план для решения задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развитие планирующей и регулирующей функции речи;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

- ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.


Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002).


Типовые задачи для оценки сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий


1. Личностные универсальные учебные действия

Действия самоопределения и смыслообразования.

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

  1. а Да – А., не знаю, нет – Б.

  2. А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

  1. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

  2. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

  1. А – нет;

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

  1. А – школа А, Б – школа Б

  2. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

  1. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

  2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

  3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

  1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

  2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

  3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
...
Программа формирования универсальных учебных действий icon4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий моусош№5 направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного...
Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся
Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель программы
Обеспечить регулирование различных аспектов освоения универсальных учебных действий, как в рамках образовательного процесса, так...
Программа формирования универсальных учебных действий iconПонятия универсальных учебных действий. Виды универсальных учебных действий
Согласно фгос целью и основным результатом образования является развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных...
Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий как форма заявления новых образовательных результатов
А включают в себя не только освоение предметных знаний, но и развитие личности ребёнка, овладение им универсальных учебных действий...
Программа формирования универсальных учебных действий iconДиагностическая карта анализа урока с позиции формирования универсальных учебных действий в рамках введения системно- деятельностного подхода фгос подготовила: заместитель директора по увр марченко Нелли Николаевна Ноябрьск
Диагностическая карта оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий iconФормирование универсальных учебных действий в контексте усвоения учебных предметов федерягина Ольга Николаевна, мкоу «Затеченская основная общеобразовательная школа»
Современное начальное образование на основе фгос ноо закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать,...
Программа формирования универсальных учебных действий iconСеминар по теме: «Система формирования универсальных учебных действий по программе «Школа 2000…»
«Школа 2000» Департамента образования г. Москвы по проблеме: «Построение образовательного пространства обучения на основе системно-деятельностного...
Программа формирования универсальных учебных действий iconФормирование универсальных учебных действий. Создание учебных ситуаций. Ляпунова Н. Ф., учитель начальных классов
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, то есть его субъектом. Достижение этой цели становится...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы