Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии icon

Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии



НазваниеВалеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии
Дата конвертации27.05.2013
Размер177.21 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>

Калининградский областной институт развития образования

Кафедра естественно естественно-математического образования


Выпускная работа


Валеологическое образование

в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии


Выполнена слушателем курсов

повышения квалификации

учителей биологии

Бойко Валентиной Алексеевной

учителя биологии

МОУСОШ п.Новоколхозное

Неманского района


Калининград

2008г.

Содержание


I Введение

  1. Мотивация выбора темы.

  2. Цели и задачи.


II Аналитическая часть

  1. Валеологическая работа на уроках биологии и экологии.

  2. Влияние ЗОЖ на учебно-воспитательный процесс и качество образования.

  3. Анализ противоречий, проблем.


III Проектная часть

  1. Валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута.

  2. Проектирование технологий.

  3. Прогноз, самореализация, перспектива.

  4. Планируемый результат.


IV Заключение

  1. Валеологическое образование в будущем.

  2. Оздоровление нации.


V Список литературы


VI Приложение


I Введение


«Я введу тебя в мир того,

каким надо быть, чтобы

быть Человеком – Умным,

Красивым и Здоровым»

(Иммануил Кант)


Здоровье – одна из важнейших социальных ценностей нашего общества.

Как сделать, чтобы не вещи, а здоровье стало модным и престижным?

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?

Есть ли реальное и эффективное средство в борьбе с бесконечными «н» в школьном журнале, с бесконечными справками – освобождениями? Как помочь мальчикам и девочкам укрепить здоровье, сформировать привычку к здоровому образу жизни? Еще Шопенгауэр говорил:

«Здоровье для того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Хотелось быть ни только свидетелем, но и активным участником в здоровьесберегающем обучении детей.

Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

Стихийные бедствия, экологические катастрофы, войны, жилищные неурядицы – все это отражается на здоровье детей. Дети, родившиеся с повреждением нервной системы в последующие годы (75% случаев) имеют осложнения:

- в форме больших и маленьких приступов эпилепсии;

- логоневрозов (заикание);

- задержке психического и речевого развития.

У этих детей уже в 6-7 лет появляются головные боли, обусловленные сосудистой недостаточностью головного мозга, ранним шейным остеохондрозом.

Осмотр детей показал, что 60-65% из них страдают хроническими заболеваниями носоглотки (синуитом, тонзиллитом, аденоидами). А все это приводит к нарушению носового дыхания, уменьшению кислорода в крови к головному мозгу, поэтому следствие – утомляемость, головные боли, раздражительность, нежелание учиться.

Можно было переадресовать эту проблему родителям, врачам, но здоровье детей не ждет. Ведь часто слышим мы, как говорят в народе: «Береги платье снову, а здоровье – смолоду!»

Медицина по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье детей, влияя на него не более, чем на 10%. А ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и должна школа.

Целью занятий ставлю:

- побуждать личность школьника к сохранению своего здоровья, познанию самого себя.

Задачи:

  1. Помочь ребенку осознать, что самое ценное – это здоровье.

  2. Научить детей оказывать помощь себе и другим.

  3. Создать необходимые условия для обучения.

  4. Предупредить случаи заболевания и травматизма среди

детей.

  1. Помочь школьнику адаптироваться во внешней среде, выработать сопротивляемость организма.

В современном мире, в мире телевидения, электроники и компьютеризации особо важно проследить, а не вредит ли эта новизна здоровью.

Казалось бы, все это необходимо: развивает детей, не бегают без присмотра. А что имеем?

  1. У детей пропадает острота зрения.

  2. Нарушение осанки.

  3. Гиподинамия.

  4. Излишняя нервозность.

Дети часто болеют, вместе с родителями часами просиживают в очереди к врачу, затем пьют горстями таблетки, а результат – временный.


^ II Аналитическая часть


Валеологическая работа на уроках биологии и экологии

На практике, занимаясь этой проблемой много лет, я поняла , что любая попытка работы по единому шаблону со всем коллективом на провал. Вот почему в валеологичесом образовании неприемлема сама идея образовательного стандарта. Она неизбежно привела бы к «стандартизации» личности, что несовместно с понятием здорового образа жизни. В частности, это относится к предупреждению и преодолению вредных привычек. Недостаточный учет интересов, индивидуальных особенностей и условий жизни ребенка, как правило, делает так называемые превентивные меры запоздалыми и неадекватными. Устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, предупредить педагогическую ошибку в такой ситуации удается посредствам использования комплексного дифференцированного подхода. Ориентируясь на предметно – информационную составляющую образованности учащегося не только должны иметь представления о строении организма, функциях органов, но и знать влияние двигательной активности на человеческий организм, знать приемы самоконтроля.

Работая над деятельностно – коммуникативной составляющей образованности, учащиеся овладевают:

- комплексом упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально – ритмических комплексов;

- освоением нетрадиционных методов укрепления здоровья;

- элементов точечного массажа, пальцевой гимнастики, солнечных, воздушных и водных процедур;

- соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.

Очень долгой, систематической предстоит работа над ценностно – ориентационной составляющей образованности. Это такой уровень подготовки, как:

- овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;

- развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека;

- самообразование и совершенствование школьника по здоровому образу жизни.

Во время работы с детьми я поняла, что на занятиях по биологии учителю необходимо отойти от обычной триады «знания – умения – навыки», а продумывать, какие элементы включить здоровьесберегающего обучения.

Подлинный урок валеологии должен быть не дополнительной нагрузкой в вариативной части учебного плана, а разгрузкой на каждом уроке, уроком радости, открывающим ребенку собственную индивидуальность и резервные возможности организма, дающим ключ к повышению работоспособности и адаптивности. Это должен быть урок здравотворчества. Я сделала вывод, что одной из главных задач валеологического образования в школе является воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Наиболее ценным и наиболее сложным для ребенка оказывается воспитание чувства ответственности не только за себя, но и за других.

Все занятия построены по модели:


развитие

воспитания оценка

обладание само наблюдение

обучение совершенствование

анализ реализация


Эта модель является обязательным минимум программы ГОСа содержательной линии «Культура здоровья». Поэтому здоровым школьник может быть только при условии самореализации. Роль учителя при этом внешне выглядит лишь как роль консультанта, «архитектора», но строителем своего здоровья остается сам ученик.

Средствами педагогического воздействия служат:

  1. Воспитательная работа (формирование культуры здоровья).

  2. Учебная работа (удовлетворение информационных

запросов ученика).

  1. Контроль и самоконтроль (дневник здоровья, паспорт

здоровья, диагностика, мониторинг).

При этом всегда необходимо помнить, что формирование здоровья – долговременный процесс (каждый день, всю жизнь). Совместное усилия педагога и ученика в создании и реализации мотивации здорового образа жизни становятся успешными лишь на фундаменте общности целей, доверительных межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных запросов.

Вместе с медицинскими работниками школы, изучив заболевания учащихся и проанализировав их, я стала строить свою классную и внеклассную работу. При анализе выстраиваю линию работы с учащимися, выполняя сразу несколько функций:

1. Просветительная: помогает учащимся осознать, что такое здоровье и здоровый образ жизни, изучить функцию своих органов.

2. Развивающая: реализуется в процессе формирования у детей здорового образа жизни, умение осмысливать системы мероприятий, способствующих оздоровлению организма человека, устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей среды:

человек – флора;

человек – фауна;

человек – водные ресурсы;

человек – космос и др.

3. Воспитательная: проявляется в формировании у школьников мировоззрения, чувства долга и ответственности за свое здоровье и образ жизни.

4. Организаторская: состоит в стимулировании этой деятельности.

5. Прогностическая: заключается в развитии у детей умения предсказывать возможные ситуации тех или иных действий человека в отношении собственного организма.

6. Конечная цель: сформировать и воспитывать личность человека, который обладает развивающимися качествами.

Например, при прохождении темы: «Органы пищеварения» параллельно говорим о вредной и полезной пище («Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»). Часто дети сами составляют кроссворды здоровьесберегающие, сочиняют стихи, сказки. А при применении и приготовлении рецептов народной медицины школьники работают под девизом:

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

В нашем влажном климате, необходимо приучать свой организм к изменениям температуры, путем закаливания. Прогулки в любую погоду, спортивные праздники, все они проходят под девизом:

«Для моей родной страны, люди сильные нужны!»

Необходимо, чтобы каждый ребенок соблюдал правила личной гигиены. Так при прохождении темы: «Одноклеточные простейшие» была поставлена сказка «Наши враги». На занятиях по биологии напоминаем о каком-либо законе здоровья, используем различные виды деятельности:

- тестирование, анкетирование;

- чтение стихов, сказок, рассказов;

- постановка сценок;

- разучивание мудрых мыслей, песен, частушек;

- выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, концентрацию внимания, точечный, профилактический массаж;

- рисование и раскрашивание рисунков.

В 7 классе при прохождение темы типа «Плоские черви» особо заострить внимание на червях-паразитах из кл. Сосальщики и кл. Ленточные черви, где необходимо доступно объяснить о их вреде человеческому организму. У школьников сразу вырабатывается чувство самосохранения, и желание соблюдать правила личной гигиены, санитарному контролю за качеством воды и пищевых продуктов.

Валеологическую работу веду параллельно с экологией. Вместе с ребятами рассматриваем вопросы, как чистота или загрязнение водоемов, почвы, воздуха влияю на живой организм. Уже в 6 классе проводим театральный урок «Экологический суд», где ребята делают сами выводы, как необходимо беречь и охранять нашу планету и все живые существа на ней. На уроках экологии проводим уроки-игры, где сами учащиеся ставят какую-либо проблему и сами же раскрывают последствия всего этого. Экологическую культуру школьника нужно развивать и воспитывать урок за уроком, поэтому я использую и практические задания:

  1. Уход за комнатными растениями.

  2. Посадка цветов при школе.

  3. Опыт на даче или огороде.

  4. Изготовление кормушек для птиц.

  5. Подкормка птиц зимой.

  6. Дизайн своего кабинета.

  7. Составление режима для школьника.

  8. Отдых на природе (экскурсия).

Учитель обязан знать все о здоровье каждого обучающего им ребенка. В классе необходимо создать комфорт и уют, т.к. школьники полдня находятся в стенах школы. Необходима на уроках периодическая смена поз, физические зарядки, релаксация, смехотерапия, музыкотерапия.

Классно-урочная система должна уступить место индивидуальному обучению и групповым методам работы. Нужно не забывать, что детям нужно пространство, а вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетенности. Методом анонимного анкетирования удалось выявить следующие жалобы детей. (таб.№ 1)

Делаю для себя соответствующие выводы – как построить коррекционную работу, чтобы самочувствие детей улучшилось. Включаю дополнительные беседы на занятиях: «Моя осанка», «Как мы отдыхаем», «Гимнастика головы».

Правильно построить валеологическую работу с детьми мне помогает диагностика:

1. Когда выполняем домашнее задание?

Из 68 учащихся 5 уч.– сразу после уроков, 12 уч.– после прогулки и 51 уч. – вечером.

2. Как провожу свободное время?

Из 68 учащихся 42 уч. – смотрят телевизор, 2 уч. – гуляют с собакой, 4 уч. читают журналы и книги, 7 уч. – посещают спортивные секции, и лишь 13 учащихся гуляют на улице.

  1. Комфортность в школе. (табл.№ 2)

  1. Отношение в семье к ребенку.

  2. Оценка поведения учителя глазами детей.

  3. Заболевание школьников.

  4. Дурные привычки.

  5. Мое хобби.

  6. Каким бы я хотел видеть учителя.

  7. Мой рабочий кабинет.


Работа с родителями


Большую роль в валеологической работе с детьми помогает семья. А учитель старается направить ее в нужном русле. Герберт Уэллс говорил, что


«ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей, … с которыми имеет дело учитель. Они, Учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».


Поэтому я составила программу работы с родителями, провела анкетирование, что хотели бы они узнать нового. Для родителей провела родительское собрание «Вредные привычки», «Телевидение и компьютер» - беседа, «Перегрузка учащихся», «Отдых всей семьей».

Родители активно помогают школе, участвуют в днях «Здоровья», турпоходах, «Мама, папа, я – спортивная семья», в игре «Учитесь радоваться в семье», в конкурсе «Витамины вокруг нас», во встречах с интересными людьми. Необходимо давать советы и рекомендации по установлению контроля и помощи родителей своим детям при выполнении домашних заданий. Обратить внимание родителей, что не все могут учиться на «5», поэтому провела беседу: «Они не всегда умеют, но работают успешнее». Родители сами должны вести здоровый образ жизни. Делаем вывод, что забота о здоровье детей – это задача, прежде всего внутри семьи. Поэтому роль учителя – это организовать работу содружества семьи и школы, а в результате выигрывает здоровье ребенка.


Пути формирования здорового образа жизни учащихся во внеурочное время


Родителей и учащихся познакомила с Конституцией России, в которой записано, что «Каждый человек нашей страны имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Для учащихся проводят подвижные игры и эстафеты во время каникул. В сентябре, январе и мае организуются «Дни здоровья». Для учащихся 5, 6 и 7 классов провела брейн-ринг «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!». Ребята с большим желанием участвуют в конкурсах рисунков и плакатов «О вреде курения», «Законы здоровья», «Будь осторожен!» - игра. Провела практическое занятие среди детей: «Опасные растения», «Оказание первой помощи», «Звуки серены», «Природные катаклизмы».

Необходимо, в первую очередь использовать природные факторы для укрепления здоровья (поход на лыжах, слет туристический, экскурсия в лес, игры на свежем воздухе).

На классный час «Полезные чаи» пригласили родителей, а на конкурс «Помоги себе» медицинского работника. Между параллелями ребята сами подготовили викторину по здоровому образу жизни: «Это интересно знать!».

Так крупица за крупицей, дело за делом, а ребята вырабатывают навыки здорового образа жизни.


Проблемы здоровьесберегающего обучения


«Забота о здоровье – это

важнейший труд воспитателя»

(Сухомлинский)

Развитие ребенка, прочность знаний, вера в свои силы зависит от здоровья.

В целях нормализации учебной нагрузки и недопустимости перегрузок обучающихся, особое внимание обращается на выполнение нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

Любое соматическое нарушение связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания. Так для детей часто болеющих характерны:

- трудности в концентрации внимания;

- быстрая утомляемость;

- низкая работоспособность;

- медленный темп работы;

- ухудшение кратковременной памяти.

Поэтому трудоспособность учащегося восстанавливается через две недели после выздоровления. Это я учитываю в своей работе и рекомендую другим педагогам и родителям. Комплекс медицинских, физиологических, психологических и педагогических проблем составляют школьные трудности.


Что же мешает в реализации планов ЗОЖ?

Общие для всех проблемы:

  1. Ухудшение экологической обстановки.

  2. Природные катаклизмы (землетрясение, наводнение,

оползни).

  1. Террористические акты.

  2. Изменение стиля жизни (телевидение, гиподинамия).

  3. Несчастные случаи.


Проблемы нашего школьного здания:

- не выдерживает в зимнее время тепловой режим здания;

- старая, не по-размеру мебель;

- освещение классов;

- спортивное оборудование, нет душевой.


Проблема питания детей остается по – прежнему:

- меню в столовой желает быть разнообразнее;

- не все успевают поесть за перемену.


^ III Проектная часть


В дальнейшем я собираюсь продолжить работу по валеологическому образованию школьников, в большей степени ее строить в эколого-валеологическом направлении. Для этого мне необходимо:

1. Составить план по самообразованию в эколого-валеологической

направленности.

2. Пополнить банк данных для проведения мониторинга.

3. Приобрести новую литературу по ЗОЖ.

4. Оформить стенды в кабинете.

5. Пройти курсовую подготовку по валеологическому воспитанию.

6. Разработать уроки и валеологические праздники.

7. Обмен опытом с другими школами по эколого-валеологическому

воспитанию школьников.

  1. Пополнить инструментарий, видеокассеты, дидактический и

раздаточный материал.


Какую же я вижу перспективу?


Это, прежде всего:

- уменьшились пропуски учащихся по болезни;

- улучшение качества знаний;

- снижение заболеваемости;

- здоровый генотип;

- улучшение сопротивляемости организма к заболеваниям;

- снижение случаев простудных заболеваний;

- соблюдение гигиенических правил и уменьшение случаев кишечных

заболеваний;

- уменьшение случаев детского травматизма.


Над чем необходимо поработать?


Мне необходимо поработать над:

  1. Новыми здоровьсберегающими технологиями

преподавания.

  1. Знакомство с программами по валеологическому

образованию.

  1. Организация культурного досуга детей.

  2. Активизировать внеклассные мероприятия для всей семьи.

  3. Реализовать систему гибких программ по преемственности

на всех ступенях обучения.

  1. Сотрудничать с учреждениями дополнительного

образования по эколого-валеологическому воспитанию

населения.


^ IV Заключение


«Силен тот, кто может

победить свои слабости»

(Бен Франклин)

Провожу анкетирование среди учащихся 6 класса. «Ребята, вспомним сказку «Цветик – семицветик», вот и у вас остался единственный лепесток. Какое желание вы загадаете?»

Здоровье – 84%

Деньги – 11%

Хорошо учиться – 3%

Обеспеченность – 2%

«А представьте, что вы обращаетесь к всевышнему с просьбой, что бы вы попросили?»

Видеть счастливой и здоровой маму – 5%

Здоровья – 77%

Вылечить всех калек, инвалидов – 2%

Продолжительность жизни – 4%

Учиться на «4» и «5» - 2%

Мира в семье – 6%

Чтобы не было войны – 4%

Я еще больше убедилась в том, что я стою на правильном пути. Совместные усилия педагога и ученика в создании и реализации мотивации здорового образа жизни становится успешным лишь на фундаменте общности целей, доверительных межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных запросов. Построение занятий буду продолжать проводить в конспекте парадигмы:




Здоровье природы Здоровье общества


Здоровье человека

Здоровье – одна из важнейших социальных ценностей нашего общества. Подростки увлекаются пивом, спиртным, сигаретами, а все это вредит здоровью. Беда нашего века – это токсикомания, наркомания. Большую работу необходимо проводить совместно с семьей, а в асоциальных семьях задействовать подростков акциями, кружковой работой интересными делами. Поэтому с подростками работаем под девизом:

«В путь дорогу собирайся,

Воспитать себя старайся!»

Действительно, статистика дает страшные данные нам:

Смертность:

1место – 55% от сердечно-сосудистых заболеваний.

2 место – от травматизма.

Наша страна находится на 42 месте по продолжительности жизни.

30% - неполные семьи.

300 тыс. – это дети, рожденные вне брака.

Проанализировав данные по школе, пришла к выводу, что

- увеличилось количество многодетных семей;

- увеличилось детей, стоящих на внутришкольном учете;

- количество детей – инвалидов;

- увеличилось количество малообеспеченных семей.

Появляется необходимость сохранения психического здоровья ребенка. Для этого вместе с психологом и социальным работником, задействуя учителей физической культуры необходимо создать программу: «Здоровый образ жизни».

Цель: Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка, сотрудничество со специалистами здравоохранения.

При анкетировании учащихся 6, 7 классов, я выяснила, что дети желают благополучия в семье: «Я хочу, чтобы у меня был папа», «Я не хочу, чтобы мама от нас уходила», «Я не хочу, чтобы были террористические акты», «Я страдаю, когда мама плачет», и т.д. Исследования, проведенные психологом, показали, что отношение к ребенку в семье следующие:

  1. Дома комфортно -23%

  2. Ребенка волнуют конфликты 64%

  3. Мало уделяют внимания – 52%

  4. Общая тревожность – 47%

Поэтому, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Гипотеза моя строится на следующем: научить каждого ребенка нести ответственность за свое здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться, ею пользоваться. Центром валеологического образования является Ребенок, но главная фигура в нем – Учитель!

За 10 лет работы я сделала вывод: Транслировать детям можно то, чем обладаешь сам, слово «должен» необходимо заменить «я выбираю». Выбираю любимый труд, возможность видеть сияющие глаза детей, я делаю свободный выбор и …. Снимается напряжение.


«Дано мне тело.

Что мне делать с ним, таким единым и таким моим?»

(О. Мандельштам)


V Рекомендуемая литература.


  1. Зайцев Г. «Твое здоровье» 1997г.

  2. Мартынов С. «Овощи + фрукты + ягоды = здоровье» 1991г. М. Просвещение

  3. Ротенберг Р. «Расти здоровым» 1996г.М. Физкультура и спорт

  4. Семенова И.»Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой» 1991г.

  5. Большаков В. «Красная книга Урала» 1995г.

  6. Гурвич М. «Как быть здоровым» 1991г.

  7. Жохов В. «150 рецептов народной медицины» 1991г.

  8. Намикоши Т. «Японская терапия» 1991г.

  9. Пармоз К. «Путешествие Джуно» 1993г.

  10. Попов А. «лекарственные растения в народной медицине» 1968г.

  11. Устюжанин «Народные рецепты здоровья» 1991г.

  12. Фродо А. «Вынужденное путешествие» 1995г.

  13. Зайцев Г. «Советы Мойдодыра» 1992г.

  14. СД 1С: Репетитор. Биология.

  15. СД 1С: Репетитор. Естественные науки.







Похожие:

Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconЭтно – культурное воспитание учащихся на уроках технологии
На своих уроках главной задачей считаю использование народных истоков в подготовке детей к труду. Народные мудрости являются целями...
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconСоциально-педагогический проект «Таблицу умножения учим с увлечением»
Общее образование и воспитание: «Игровые технологии в процессе обучения и воспитания»
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconДоклад на мо биологов Экологическое образование и воспитание в школе от 26. 08. 2010 г
Экологическое образование и воспитание учащихся сегодня отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических исследований...
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconВведение стр. 3
«Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии»
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconА. С. Макаренко Эстетическое воспитание это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у школьников стремление, готовность и уме
«Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания учащихся на уроках технологии»
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconА. С. Макаренко Эстетическое воспитание это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у школьников стремление, готовность и уме
«Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания учащихся на уроках технологии»
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconУроках математики
Гровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной...
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии icon"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и
Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconСмыслова Татьяна Павловна Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством информационно-коммуникативных технологий на урок
Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством информационно-коммуникативных технологий на уроках православной культуры
Валеологическое образование в процессе обучения и воспитание учащихся на уроках биологии iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках биологии
«ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы