|
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №102 Г.Челябинска Тема: «Социология малых групп» Автор: Одинцова Анна, ученица 7 Г класса МОУ лицея № 102 Научный руководитель: Пережогина И.Н., учитель истории I категории МОУ лицея № 102. Г. Челябинск 2010г. Оглавление. Введение______________________________________________________________2 Глава I. Малая группа - посредник между человеком и обществом.____________________________________________________________3 Глава II. Признаки малой группы__________________________________________4 Глава III. Формы малой группы____________________________________________5 Глава IV. Структура малой группы__________________________________________6 Глава V. Взаимодействие в малой группе___________________________________7 Заключение.___________________________________________________________8 Список литературы_____________________________________________________10 Приложения__________________________________________________________11 Введение. Я выбрала тему «Социология малых групп», так как не раз мне приходилось слышать о так называемых «малых группах». Мне захотелось подробнее узнать, что это такое, какие бывают малые группы, как они влияют на положение человека среди других людей. Цель работы – показать значение малых групп как посредника между человеком и обществом. Задачи:
Тема является актуальной, так как люди живут в группах на протяжении всей истории человечества. Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20 – 30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по планете в поисках пищи. В настоящее время человек нуждается в группе и зависит от неё. Один и тот же человек может входить сразу в несколько групп. Группами называются семья, школьный класс, дружеская компания. Можно считать группой рабочих, крестьян, интеллигенцию; группами является молодежь и ветераны, городские и сельские жители. Поэтому совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5 – 2 раза. Так, на планете проживает более 6 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8 – 10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5 – 6 группах. Человек может быть членом семьи, ученического класса, молодёжной тусовки, производственной бригады, спортивной команды. Группы людей относят к социальной сфере, поэтому они называются социальными. Социальная группа - это связующее звено, своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа - это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. В группе формируются нормы и правила, обычаи и традиции ритуалы и церемонии. Другими словами, закладываются основы социальной жизни. Именно в группах происходит общение человека с другим человеком. ^ Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким – то определённым признакам. Значит, малая группа — это образование, сформированное по признаку количества людей, входящих в нее. А сколько их может быть в малой группе? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Конечно, по самому названию малые группы не могут быть значительными по числу членов. А вот с какого числа людей возникает малая группа? Один — это не группа, а вот я и мой приятель — группа. И, конечно, малая. Но эта точка зрения вызывает несогласие ученых. Давайте подумаем, для чего возникают группы людей? Ведь не любое же множество людей — это группа для общения. Вот ты едешь в автобусе, наполненном пассажирами, общаешься со своими соседями, каким-то образом с ними взаимодействуешь. Но можно проехать всю дорогу и не вступить в контакт. Можно ли считать любых пассажиров автобуса группой? Признаком, отличающим группу, наверное, можно считать какую-то общую деятельность, подчиненную общей цели. По признаку ведущей совместной деятельности среди малых групп наука, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей в обществе, выделяет производственные, учебные, спортивные, семейные и др. Единство цели при этом — основной принцип объединения людей в малой группе, а главным средством объединения является межличностное взаимодействие, поэтому некоторые учёные считают, что в ней должно быть не меньше трех человек. Если в группе возникает конфликт, то он приводит к распаду группы. А если появляется третий, совсем не лишний («наблюдатель»), то он помогает избежать тупика в конфликтной ситуации. Значит, при наличии третьего члена малой группы деятельность ее может быть успешной. Максимальное количество членов малой группы может быть разным. Ученые признавали и признают, что поскольку в памяти человека одновременно может удерживаться 7±2 объекта, то это и есть оптимальное число членов малой группы. Например, ученики в классе на уроках иностранного языка, делятся на подгруппы, чтобы лучше усваивается предмет, потому что все ученики — в поле зрения учителя. По характеру отношений между членами группы они бывают формальными (официальными) и неформальными (неофициальными). Положение человека в малой группе называется словом «статус» от латинского status — положение, состояние. Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус, разное положение. Например, семье — отец может быть главой, его авторитет (влияние) и престиж (уважение, которым он пользуется) признаются всеми другими членами семьи. А в спортивной команде или в кружке самодеятельности он же рядовой член, признающий авторитет тренера или руководителя кружка. Итак, малая группа – небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. ^ А теперь назовём все признаки малых групп:
^ Малая группа принимает множество форм – вплоть до очень сложных. Однако исходных форм две – диада и триада. Их можно назвать простейшими молекулами малой группы, которые, подобно генетическому коду, задают другие свойства и признаки малой группы. Диада состоит из двух человек. Например, пары влюблённых. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах – любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Эмоциональная привязанность влюблённых заставляет их бережно относиться друг к другу, т.е. строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнёр надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всём: от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами. Диада – царство субъективных пристрастий, где социальное начало только ещё зарождается. Триада – активное взаимодействие трёх человек. Когда в конфликте двое выступают против одного, то последний сталкивается уже с мнением большинства. Он рассуждает так: один может ошибиться в оценке моих поступков, но двое вряд ли. Они выражают скорее объективное мнение обо мне. Так же и в обществе: когда на ваши недостатки указывает один, его мнение можно оценить как взгляд недоброжелателя или завистника. Один способен ошибаться. Но когда, то же самое говорят многие, их мнение граничит с объективной истиной. Закон человеческих отношений гласит: мнение большинства с максимальной вероятностью воспринимается как достоверное. Мнение одного или меньшинства в одинаковой мере может восприниматься как истина и как ложь. Вот почему с мнением большинства так трудно бороться в одиночку. Если это так, то между диадой и триадой существует принципиальное различие. В диаде мнение одного может считаться и ложным, и истинным в равной мере. Только в триаде впервые появляется численное большинство. И хотя оно состоит всего из двух человек, дело не в количественной, а в качественной стороне. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождается социальное отношение, социальное начало. Диада крайне непрочное объединение. Сильные взаимные чувства и привязанность моментально переходят в свою противоположность. Любовная пара распадается с уходом одного из партнеров или охлаждением чувств. Триада более стабильна. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует. Для социальной группы характерна закономерность: число возможных комбинаций и ролей возрастает намного быстрее, чем расширяются размеры группы. В диаде только одна линия взаимодействия, в триаде — четыре. В группе из 6 человек возможны 15 диад, т. е. связей двух индивидов. ^ Структура связей и отношений в малой группе изучают методом социограммы. Представим себе студенческую группу, где надо провести опрос. Каждого студента попросили указать, с кем именно он хотел бы вместе поработать, с кем провести досуг, сходить в поход, кому назначить свидание и т.д. Взаимные выборы наносятся на специальную карту: каждый тип обозначается особым цветом либо формой линии. Пример. На рисунке 1 мы видим, что наибольшее число выборов получил Андрей. Он – лидер группы. А наименьшее число выборов у Сергея и Оли. Они – аутсайдеры. Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Аутсайдер – лицо с наименьшим авторитетом. Он не участвует в принятии решений либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается. Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько. ^ Давайте посмотрим, как происходит взаимодействие в малой группе. Дж. Хоманс на примере рабочей бригады изучил принципы взаимодействия. Он придумал универсальную модель, применимую ко всем типам малой группы. Она содержит три элемента: 1. задания 2. взаимодействие 3. установки. Получив задание, члены вновь созданной бригады приступают к его выполнению. Выходят ежедневно на работу, постоянно сотрудничая друг с другом. Постепенно формируется процесс взаимодействия. В результате между ними возникают определенные чувства, симпатии и антипатии. Повторяясь изо дня в день, они постепенно укрепляются. Создаются установки и привычки. Они — база для формирования устойчивых отношений. Каждый знает, что именно можно ожидать от напарника в конкретной ситуации. Чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства. Возникает своеобразный эффект накопления, имеющий вид спирали: задания стимулируют взаимодействие, которое укрепляет взаимные чувства, а те, в свою очередь, мотивируют людей к дальнейшему сотрудничеству. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными (неписаные нормы). В них аккумулирован прошлый опыт группы. Такие нормы ценятся очень высоко и нередко соблюдаются с большим прилежанием, нежели формальные (должностные обязанности). Чем более сплочена группа, тем лучше выполняются неформальные нормы, и тем притягательнее группа для индивидов. По отношению к нарушителям применяются неформальные негативные санкции. Открытие группового феномена произвело в мировой социологии подлинную революцию. Наука обогатилась множеством новых понятий, теорий, моделей и экспериментов. В них описывались такие явления, как межличностная коммуникация, лидерство, исполнение роли, групповая солидарность и сплоченность, первичные отношения, социальная дистанция, символическое значение, конфликт ролей, идентификация, персонификация и многие другие. Малая группа послужила соединительным мостиком между индивидом, большими группами и обществом, которого науке до сих пор не хватало и без которого она не могла быть единым целым. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией. Структура группы определяет характер ее динамики и, в свою очередь, определяется ею. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики. В поле зрения ученых находятся сегодня вопросы изменения групповой структуры, проблемы лидерства, принятия групп решений, достижения консенсуса и продления конфликтов, модификация поведения, групповых норм, ценностей и целей. Заключение. Малые группы существуют на всём протяжении истории человечества и являются посредником между человеком и обществом. В жизни человека малые группы играют очень большую роль. Учёные пытаются ответить на вопрос о классификации групп начиная с античных времён. Один из принципов классификации - условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые. В качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т.д. малую группу отличает от большой то, что все её участники объединены обшей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом. В заключение работы я пришла к следующим выводам о малой группе: она находится в конце типологии социальных групп, так как у неё самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы – диада и триада. На них распадаются более крупные формирования. Структуру малых групп описывают при помощи социограммы, а динамику – в рамках специального направления, именуемого групповой динамикой. В следующем учебном году я хочу продолжить работу над данной темой, проанализировать свой новый профильный класс с позиции концепций малых групп, выделить в них диады, триады, попытаюсь построить схему межличностной структуры класса, а так же описать характер межличностных отношений и определить лидера в социально – научном классе. ^
10 – 11кл. сред. (полной) шк. к факультатив. курсу по обществознанию. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
Приложение. рис. 1. Социограмма малой группы. Стрелки обозначают: сплошная – досуг, пунктирная – свидание, штрих – пунктирная – работа. |