Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» icon

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология»




НазваниеРабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология»
страница1/10
Дата конвертации17.05.2013
Размер1.29 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»


для студентов биологических специальностей педагогических вузов


Ф.И.О. студента (-ки) ______________________

Курс ________ Группа ____________________

Факультет _______________________________

Учебный год _____________________________


Челябинск, 2009

УДК 577.4(021)

ББК 28.081я73

Р 13


^ Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» для студентов биологических специальностей педагогичес-ких вузов // Автор-составитель Б.В.Красуцкий. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 138 с.


ISBN 978-5-85716-760-1


Рабочая тетрадь составлена в соответствии с действующей программой и содержит задания для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы. Работа с тетрадью предполагает углубление знаний по основным разделам биологии (ботаника, зоология, микробиология, микология, биохимия, физиология растений и животных, биогеография, эволюционная теория) и некоторых других наук естест-венного цикла (физическая география, климатология, ландшафтоведение, природо-пользование). В процессе работы формируется понятийный аппарат, возникает це-лостное, систематизированное представление о главных законах, аксиомах, правилах и принципах современной экологии, тенденциях развития этой научной дисциплины на фоне все более углубляющегося антропогенного вмешательства в природные процессы.

Разработана в помощь студентам биологических специальностей педагогических вузов и может быть использована учащимися общеобразовательных школ для более углубленного и систематизированного изучения экологии.


Рецензенты:

доктор биологических наук, Заслуженный деятель науки и техники РФ,

профессор ^ Каплин Владимир Григорьевич

(Самарская сельскохозяйственная академия)

кандидат биологических наук, доцент Строкова Надежда Петрова

(Челябинский государственный педагогический университет)


ISBN 978-5-85716-760-1

 Издательство Челябинского государственного

педагогического университета, 2009

^ РАЗДЕЛ 1. ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ


ТЕМА 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМЫ


Любой живой организм существует в сложном и постоянно меняющемся мире, поэтому успех его жизнедеятельности определяется исторически сформировавшимися и постоянно совершенствующимися адаптациями, которые затрагивают всю его организацию и, в то же время, определяют характер взаимодействия со средой и с другими организмами.

^ Отдельные свойства или компоненты среды, прямо или косвенно воздействующие на организмы, называются экологическими факторами.


Задание 1. Раскройте понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», приведите примеры. Рассмотрите рис. 1, дайте определения терминам «оптимум», «экологическая валентность», «экологический спектр вида», приведите примеры стенобионтных и эврибионтных видов растений и животных.

Абиотические факторы__________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Биотические факторы___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Антропогенные факторы_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________






Рис. 1. Общая схема действия экологического фактора на живой организм

^ 1 – точка минимума; 2 – точка оптимума; 3 – точка максимума

Оптимум_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологическая валентность ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Экологический спектр вида _______________________________________________________

________________________________________________________________________________


Стенобионты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Эврибионты ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Сформулируйте основные закономерности, присущие действию экологичес-ких факторов на живые организмы.


Закон лимитирующих факторов (Блэкман, 1909)____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон толерантности (Шелфорд, 1913)____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон неоднозначного действия фактора на различные функции организма ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон (эффект) компенсации факторов (Рюбель, 1930)_______________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Закон незаменимости фундаментальных факторов (Вильямс, 1949) __________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Закон совокупного действия факторов _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило экологической индивидуальности (Раменский, 1924) _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило взаимодействия факторов _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ ТЕМА 2. СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР


Задание 1. Изучите схемы на рис. 2, 3. Как преобразуется солнечное излучение при прохождении через атмосферу, какие лучи достигают земной поверхности? Какова длина волн различных участков солнечного спектра? Какое действие на организмы они оказывают?





Рис. 2. Баланс солнечной радиации на поверхности Земли








Рис. 3. Прохождение УФЛ через атмосферу

Ультрафиолетовые лучи _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физиологическая радиация _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инфракрасные лучи______________________________________________________________


Задание 2. Используя гербарии и учебные пособия, изучите основные экологические группы растений по отношению к свету и заполните таблицу 1.

Таблица 1

^ Экологические группы растений по отношению к свету



Экологические

группы растений



Характерные

представители




Основные морфо-экологические адаптации


Гелиофиты

(светолюбивые)










Сциофиты

(тенелюбивые)










^ Факультативные гелиофиты

(теневыносливые)









Задание 3 (для самостоятельной работы). Как известно, основная роль света в жизни растений – служить источником энергии для фотосинтеза. В результате этого процесса происходит фотолиз воды с выделением газообразного кислорода, а энергия, полученная фотохимической системой, утилизируется для преобразования диоксида углерода в углеводы. Напишите основные уравнения для световой и темновой фазы фотосинтеза, указав массу выделяемого всеми растениями планеты кислорода и биомассу синтезируемых органи-ческих соединений за год (в сухом весе). Обратите внимание на рис. 4, где показано, что освещенность в своем влиянии на фотосинтез характеризуется так называемой кривой насыщения. У теневыносливых растений насыщение наступает при меньшей освещенности, чем у светолюбивых. Минимальное освещение, при котором поглощение углекислого газа для фотосинтеза равно выделению его при дыхании, называется точкой компенсации (на рисунке соответственно К1 и К2).


Реакция световой фазы:


Реакция темновой фазы:





Рис. 4. Кривые насыщения у светолюбивых и теневыносливых растений (по K. Kreeb, 1979)


Задание 4 (для самостоятельной работы). В жизни животных свет имеет, в основном, информационное значение. Кратко опишите, как воспринимается свет, и каким образом создается зрительное восприятие у представителей различных по уровню эволюционного развития групп животных.


Инфузории______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Планарии_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Пауки __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Насекомые______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Головоногие моллюски (в том числе и глубоководные)________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ночные и сумеречные птицы и млекопитающие ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дневные птицы и млекопитающие ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Рис. 5. Язык пчел – передача информации об источнике пищи (по П. Фарб, 1976)


Круговой танец (слева) исполняется, когда источник нектара совсем близко. В этом танце Солнце как ориентир не используется, поэтому и не указывается направление поиска. Виляющий танец (справа) означает, что источник нектара удален. В нашем случае цветок находится примерно в 120 градусах слева от Солнца, и пчела-разведчица соответствующим образом «расположила» на соте свою восьмерку

«Четырехглазость» животных, обитающих у поверхности воды_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5 (для самостоятельной работы). Что такое биолюминесценция, чем она обус-ловлена и для каких животных характерна?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6 (для самостоятельной работы). Каково значение света для животных, осу-ществляющих миграции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 7 (для самостоятельной работы). Свет представляет собой первично-периоди-ческий фактор: закономерная смена дня и ночи, сезонные изменения длины светлой части суток происходят с жесткой ритмичностью, которая определяется астрономическими про-цессами и на проявления которой не могут повлиять условия на Земле. Поэтому фото-период (длина дня) наиболее устойчив в своей динамике, автономен и не подвержен другим влияниям. Кратко охарактеризуйте основные типы адаптивных биологических ритмов и фотопериодических реакций, приведите примеры для растений и животных.


Суточные ритмы________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Животные с дневной активностью_______________________________________________

________________________________________________________________________________

Животные с ночной активностью________________________________________________

________________________________________________________________________________

^ Животные с круглосуточной активностью________________________________________

________________________________________________________________________________

Циркадные ритмы_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приливно-отливные ритмы ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сезонные ритмы ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цирканные ритмы_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Короткодневный тип фотопериодических реакций__________________________________

________________________________________________________________________________

Длиннодневный тип фотопериодических реакций___________________________________

________________________________________________________________________________


Задание 8 (для самостоятельной работы). При изучении влияния света (в том числе и его действия совместно с другими абиотическими факторами) на основные процессы жизне-деятельности животных и растений, были установлены некоторые интересные явления и закономерности, имеющие важное общебиологическое и практическое значение. Раскройте сущность некоторых из них.


Фототропизм___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Фототаксис____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компасовые реакции_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Биологические часы и концепция хронона___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило Ашоффа________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило критической длины дня__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биоклиматический закон Хопкинса________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconРабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология» составлено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом для студентов...

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconДокументи
1. /Рыбин_ Методы и средства измерений, испытаний и контроля/4.1. Выписка из ГОС ВПО.doc

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconДокументи
1. /Рыбин_ Методы и средства измерений, испытаний и контроля/4.1. Выписка из ГОС ВПО.doc

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconДокументи
1. /Рыбин_ Методы и средства измерений, испытаний и контроля/4.1. Выписка из ГОС ВПО.doc

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconРабочая программа дисциплины общая экология
Кореквизитами для дисциплины «Общая экология экология» являются дисциплины естественно-научного и математического цикла (биология,...

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconДокументи
1. /Методические разработки практических занятий для студентов/МР 1 Терапевт.doc
2....

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Общая экология (название) Специальность: 020801. 65«Экология» (код по оксо)
Учебно-методический комплекс Общая экология составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconРабочая программа дисциплины геоэкология
Пререквизиты: биология, география, почвоведение и экология почв, общая экология, экология человека и социальная экология, учение...

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconРабочая программа дисциплины общая экология
Она непосредственно связана с дисциплинами естественнонаучного и математического цикла (общая геология, химия, ресурсы Земли) и общепрофессионального...

Рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Общая экология» iconРабочая учебная программа по дисциплине " Детская хирургия с травматологией " для специальности «Педиатрия»
Занятия в поликлинике 18 (час) (35% от общего числа практических занятий)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы