Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте icon

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте



НазваниеВведение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте
Дата конвертации01.03.2013
Размер321.18 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>

Содержание



Введение….…………………………………………………………..2

Глава 1. Реформы и иная деятельность С.Ю. Витте……………………...3

1.1 Политика С.Ю. Витте в сфере промышленного производства………….3

      1. Строительство Сибирской дороги……………………………………….5

    1. Денежная реформа С.Ю. Витте…………………………………………..6

    2. Введение винной монополии……………………………………………13

    3. Внешняя деятельность С.Ю. Витте. Портсмутский мирный договор……………………………………………………………………………14

Глава 2. Теоретические воззрения С.Ю. Витте в «Конспекте лекций о государственном хозяйстве»…………………………………………………..14

2.1 Общая характеристика «Конспекта лекций о государственном хозяйстве» С.Ю. Витте…………………………………………………………………….....20

2.2 Монополия…………………………………………………………………...21

2.3 С.Ю. Витте и учение Фридриха Листа……………………………………..23

2.4 Бюджет и государственная роспись………………………………………..24

2.5. Система налогообложения…………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………..27

Список литературы…………………………………………………………….28

Введение


Личность двенадцатого по счёту министра финансов Российской империи Сергея Юльевича Витте, бесспорно, входит в число самых влиятельных фигур своего времени. О жизни Витте написано множество книг, его государственная деятельность подвергнута всестороннему анализу. Недостатка оценок, как и диаметрально противоположных точек зрения, в данных исследованиях не наблюдается. В данной работе, я стремлюсь раскрыть следующие темы, а именно – отразить теоретические воззрения Витте в области государственных финансов и параллельно сопоставить их реализацию в бытность его министром финансов. Также не менее важно уделить внимание деятельности Витте во внешнеполитических отношениях России, рассмотреть практическую реализацию задуманных им реформ.

Сергей Юльевич Витте остался известен в истроии, прежде всего, как блестящий экономист-практик. Это и не удивительно. Будучи министром финансов Российской империи, граф Витте провёл значительные преобразования, как в экономической, так и в политической жизни страны, среди которых можно в первую очередь выделить проведение денежной реформы 1895-1897 годов, введение винной монополии, а также строительство Сибирской железной дороги. Эти реформы оказали существенное влияние на ход исторического развития России и стали важным фактором дальнейшего развития страны.


Глава 1. Реформы и иная деятельность С.Ю. Витте.

    1. ^ Политика С.Ю. Витте в сфере промышленного производства.

Линия Витте на всемерное содействие промышленному развитию не была принципиально новым явлением. В какой-то мере она опиралась и на традиции еще Петровской эпохи и опыт экономической политики последующих периодов.

Правительство, по мнению Витте, должно было способствовать "настолько прочному и широкому развитию всех отраслей перерабатывающей промышленности, чтобы произведения их не только удовлетворяли внутреннему спросу, но и могли успешно соперничать за пределами России с произведениями других стран". Именно в государственном вмешательстве в экономику Витте видел фактор, могущий обеспечить ускоренный рост отечественной индустрии, превратить Россию в промышленно развитую державу. "При необходимости быстрого приспособления обширного, еще недавно патриархального русского народного хозяйства к требованиям современной промышленной и торговой культуры, успешное завершение великой задачи постановки отечественного хозяйства на самостоятельный путь может произойти лишь при широком и разностороннем положительном руководстве развитием промышленности со стороны правительства", - отмечал министр финансов. И это "положительное руководство" при Витте действительно осуществлялось. Государство активно "насаждало" промышленность, оказывая административную и финансовую поддержку тем или иным предприятиям.

Важнейшей составной частью "системы" Витте являлась таможенная защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции с помощью высоких пошлин на импортируемые товары. Основы этой политики были заложены еще принятым при предшественнике Витте на посту министра финансов И.А. Вышнеградском таможенным тарифом 1891 г., который, по компетентному свидетельству современника, превосходил "все, что когда-либо было сделано в Европе в смысле таможенной охраны". Возглавив финансовое ведомство, Витте весной 1893 г. добился издания закона, в соответствии с которым министр финансов получал право (по соглашению с министром иностранных дел и с разрешения царя) повышать в случае надобности ставки, введенные тарифом 1891 г., для товаров из стран, не оказывающих России наибольшего благоприятствования в торговле. Разразившаяся вскоре "таможенная война" между Россией и Германией завершилась, правда, заключением базировавшегося на взаимных уступках торгового договора 1894 г. Однако в целом Германии не удалось склонить Россию к отказу от протекционистского курса по отношению к отечественной промышленности. Торговые соглашения, схожие по характеру с русско-германским договором 1894 г., были впоследствии заключены с Францией, Австро-Венгрией и некоторыми другими государствами.

Политика таможенного протекционизма, способствуя развитию отечественной промышленности, вместе с тем оказывалась весьма обременительной для населения, которое вынуждено было "покупать иностранные изделия по ценам, повышенным вследствие пошлин, и почти столько же приплачивать и за изделия внутреннего производства". Однако, полагал Витте, "великие задачи (т.е. создание мощной национальной промышленности) требуют и великих жертв".

Находясь на посту министра финансов, Витте всемерно содействовал широкому привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций. Уменьшить жертвы, приносившиеся населением на алтарь индустриализации, можно было, по его мнению, лишь всемерно ее ускорив, что, естественно, требовало крупных капиталовложений в промышленность. Необходимыми внутренними ресурсами Россия, однако, не обладала. Способствовать решению проблемы финансирования ускоренного развития отечественной промышленности и должны были зарубежные инвесторы. Правда, Витте не удалось добиться отмены различного рода ограничений, которые законодательство накладывало на деятельность в России иностранных предпринимателей. И все же импорт капиталов при нем существенно возрос. За время пребывания Витте на посту министра финансов иностранные инвестиции в российскую экономику существенно увеличились, и это обстоятельство во многом обеспечило высокие темпы развития отечественной промышленности в 1890-е гг.

Отставка Витте с поста министра финансов не привела к пересмотру основ политики самодержавия в области промышленности. Разумеется, достигнутый к 1900-м гг. уровень экономического развития России, русско-японская война и революция 1905-1907 гг., расстроившие государственные финансы, перемены в общественно-политической жизни страны, вызванные революцией, - все это вынуждало правительство вносить коррективы в тот курс, который в свое время осуществлял Витте. Так, государство отказалось от прямого "насаждения" промышленности, не вполне учитывавшего рыночную конъюнктуру. Тем не менее поскольку задача ускоренного развития отечественной индустрии сохраняла актуальность, постольку проводившаяся царским правительством промышленная политика (вплоть до начала Первой мировой войны) являлась продолжением политики Витте в таких ее существенных аспектах, как таможенное покровительство, привлечение иностранного капитала и пр1.


^ 1.1.1 Строительство Сибирской железной дороги.

Интерес Витте к железнодорожному хозяйству вполне понятен. Он объясняется тем, что Витте достаточно долгое время проработал на различных должностях железной дороги (от помощника машиниста, конторщика грузовой службы, помощника и начальника станции, и до управляющего Юго-Западными дорогами) и знал этот предмет досконально. В своей практической деятельности Витте огромное внимание уделял развитию железных дорог в России с её необъятными пространствами. За годы министерства Витте протяжённость железнодорожной сети увеличилась почти вдвое. У него также вышла отдельная монография «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883 г., 1-е изд.), выдержавшая несколько изданий и вызвавшая в своё время значительный общественный резонанс. Витте внес неоценимый вклад в бесперебойное финансирование строительства Великого Сибирского пути, был инициатором многих начинаний во время его строительства. Один из авторов идеи прокладки железной дороги через Маньчжурию, по более короткому пути.


^ 1.2 Денежная реформа С.Ю. Витте.

Особого внимания заслуживает, нашедшая отражение в «Конспекте лекций о народном хозяйстве 1900-1901» тема денежной реформы 1895-1897 годов. Стабилизация российского рубля является, пожалуй, одним из самых главных достижений Витте как государственного деятеля. В своих «Воспоминаниях» Витте так характеризовал значимость проведённой им реформы: «Одной из самых крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами»2. Опыт данной реформы во многом был бы поучителен и на сегодняшний день, что, однако отнюдь не предполагает полной экстраполяции и калькирования механизмов её осуществления.

Следует сказать, что проведению денежной реформы предшествовал достаточно продолжительный подготовительный период, связанный с именами предшественников Витте на посту министра финансов – Николая Христиановича Бунге и Ивана Алексеевича Вышнеградского. Ими в частности была проделана большая работа по накоплению золотовалютных резервов: «…золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. рублей»3. Однако сам Витте вовсе не был склонен отдавать должное заслугам своих предшественников: «К этой реформе подготовляли наши финансы мои предшественники, как Бунге, так и Вышнеградский, но приготовления, сделанные ими, были сравнительно незначительные; в их время не был ещё установлен окончательный план денежной реформы, даже в общих чертах, не говоря уже обо всех деталях. Всё это было совершено мною и проведено в исполнение совершенно против течения; я имел за собою доверие его величества, и благодаря его твёрдости и поддержке мне удалось совершить эту величайшую реформу»4. Как мы можем видеть, Витте не присуща скоромность, когда дело касается отражения собственных заслуг. Заметим подспудно, что трёхтомные мемуары Витте дают весьма искажённое представление и о нём самом и о государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Его «Воспоминания» крайне субъективны и в большинстве случаев подчинены политическим интересам самого Витте.

Среди превентивных мероприятий, во многом способствовавших удачному ходу реформы, следует выделить также то, что началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных ослабить спекулятивные сделки и валютную интервенцию. По закону 18 июня 1893 года запрещены сделки по покупке и продаже на срок золотой валюты, тратт и тому подобных ценностей, писанных на золотую валюту, совершаемые исключительно с целью получения разницы между курсом валюты, условленным сторонами, и действительным на какой-либо назначенный ими срок. К числу подготовительных мер можно отнести также заключение таможенного договора с Германией.

С. Ю. Витте пришлось решать и ещё одну проблему перед началом самой реформы: на чём основать денежное обращение - на одном ли металле (золоте или серебре) или на двух металлах совместно. Россия в то время всё более решительно ориентируется на дружбу и сотрудничество c Францией, которая со временем станет нашим главным кредитором (а затем и союзником в первой мировой войне). Крупнейшие французские финансовые авторитеты Альфонс Ротшильд и Леон Сэ усиленно советовали ввести в России денежное обращение, основанное на серебре. Они неоднократно обращались к Александру III со специальными записками по этому вопросу. Но Витте не спешил выполнять эти рекомендации. Он прекрасно понимал, что за советами «друзей» стоит трезвый денежный расчёт. Франция имела в обращении наибольшее количество серебра из всех великих финансовых держав того времени. И согласие России на обращение, основанное на серебре, прочно «привязывало» Россию к Франции. Как писал Витте, французы преследовали свой карманный интерес.

По поводу же системы биметаллизма Витте так высказывает свои соображения в «Конспекте лекций…»: «Если по каким-либо обстоятельствам один из этих металлов (золото или серебро) подвергнется ограничению в качестве орудия денежного обращения, например, будет ограничен его легальный курс, или при сохранении даже легального курса (т.е. обязательности приёма в платежи на всякую сумму) будет ограничена свобода чеканки монеты из этого металла, то биметаллическая система перестанет существовать в чистом виде, она начнёт «хромать» и получится так называемая хромающая денежная система или хромой монометаллизм»5. И далее: «…при господстве системы биметаллизма, т.е. когда два металла являются одинаково законным платёжным средством и обладают свободной чеканкой, более дешёвый металл вытесняет из обращения более дорогой и биметаллизм превращается фактически в монометаллизм. Закон этого явления можно формулировать так: монета худшего качества вытесняет из оборота хорошую монету, тогда как эта последняя не может вытеснить худую монету»6.

«Накопление значительного золотого запаса и устойчивость курса рубля, - пишет Витте в «Конспекте лекций…», - позволили, наконец, в 1895 году привести в исполнение меру, проектированную ещё в царствование императора Александра III, именно, разрешить сделки на русскую золотую монету и допустить взнос её во все правительственные кассы по установленному Министерством финансов курсу. В декабре 1895 года курс определён был в 1 рубль 50 копеек кредитных за 1 рубль золотом. Курс этот был закреплён на неопределённое время и, наконец, окончательно фиксирован указом 3 января 1897 года. Этим же указом цена золотой монеты была приноровлена к цене кредитного рубля, и установлено чеканить золотую монету с прежним содержанием чистого золота, но с обозначением цены: на полуимпериалах вместо 5 рублей - 7 рублей 50 копеек и на империалах вместо 10 рублей - 15 рублей. Таким образом, было введено у нас золотое металлическое обращение. С этих пор фактически восстановлен размен кредитных билетов на золотую монету»7.

В 1897 году была установлена чеканка новой золотой монеты 5-рублёвого достоинства в 1/3 империала, и денежной единицей определён золотой рубль, равный 17,424 долей чистого золота; с 1898 года стала чеканиться золотая монета в 10 рублей. Наконец в 1899 году издан монетный устав, который объединил в себе все новые постановления о монетной системе.

Витте убеждал, что бумажные деньги нужно выпускать не для удовлетворения текущих потребностей обращения, а исключительно для потребностей Государственного банка как главного кредитного учреждения. Бумажные деньги должны рассматриваться как обязательства Государственного банка, а потому должны иметь обеспечение. Именно Витте впервые провёл бумажные деньги по пассиву Госбанка.

По указу от 29 августа 1897 года общая сумма выпущенных в обращение кредитных билетов в 600 млн. рублей должна была покрываться золотом на половину, т.е. на 300 млн. рублей. Превышение же предела в 600 млн. рублей должно было обеспечиваться золотом в пропорции 1:1.

История не знала до того примеров, когда благодаря удачному применению политики валютных интервенций была бы достигнута столь успешная и длительная стабилизация курса бумажной валюты, как в России конца XIX века. Ей удалось выдержать относительно стабильный курс бумажного рубля в течение четырёх лет. Денежная реформа завершилась в 1899 году перечислением таможенных пошлин на новую валюту и изданием нового монетного устава.

   Механизм проведения денежной реформы и ее результаты получили высокую оценку, как в России, так и среди ведущих финансистов мира. Переход от неустойчивой бумажной валюты к твердой обратимой валюте отвечал прежде всего насущным интересам развития промышленности и привлечения иностранного капитала. Внешняя торговля приобрела еще большее значение как источника финансовых поступлений в государственную казну.

   Денежная реформа Витте заменила серебряный монометаллизм золотой валютой, рубль стал конвертируемым и в России, и в других государствах мира. Эта мера обеспечила мощный приток иностранных вложений (около 3 миллиардов рублей) в русские государственные облигации и ценные бумаги. Строгие правила выпуска банкнот, и добросовестное отношение к долговым обязательствам снискали России высокое доверие в финансовом мире, что позволило заключить внешние займы на выгодных условиях. Русские государственные займы размещались главным образом во Франции (до 80 процентов), на гарантированные правительством облигации имелся спрос также в Германии, Бельгии и несколько позднее в Англии.

Конечно же, денежная система страны после проведенной Витте реформы оказалась довольно неэластичной. В экономической литературе уже неоднократно указывалось, что русские кредитные билеты, по существу, являлись не банкнотами, а золотыми сертифика­тами. Выпуск этих билетов не был связан с развитием банков­ского кредита, он обеспечивался огромным золотым фондом, который лежал мертвым грузом в подвалах государственного банка. Правительство не могло предпринять эмиссию ассигнаций без соответствующего увеличения золотого запаса. Но такая система была в данной ситуации в значительной степени вынужденной: она выте­кала из необходимости поднять кредитоспособность страны на международной бирже. Золотой блеск громадного металличе­ского запаса должен был создать у иностранных кредиторов и инвесторов представление об особой финансовой устойчивости России.

Принятый в России уровень девальвации рубля, при котором 1 рубль золотом равнялся 1 рублю 50 копейкам кредитных, не был в полной мере ни естественным (т.е. сложившимся за какой-то период времени), ни случайным уровнем момента. Это был уровень хотя и близкий к фактически складывающемуся среднему курсу, но искусственно заниженный и выдержанный посредством политики интервенций.

Стабилизация рубля позволила на опыте проверить реальность избранного уровня девальвации, возможность поддержать размен кредитных билетов на золото при обесценении их на треть. Удачно применена была и скрытая девальвация. Россия подогнала не кредитный рубль к золоту, а наоборот, золотой рубль к кредитному рублю. Были оставлены в обращении бумажные деньги и уменьшено металлическое содержание золотого рубля в соответствии с избранным уровнем девальвации, т.е. на одну треть: сначала путём переименования золотых монет прежнего чекана - полуимпериала в 7,5 рублей, а империала - в 15 рублей, а затем посредством уменьшения количества золота в 5 и 10 рублёвых монетах. В результате применения скрытой девальвации стабилизация рубля была осуществлена так, что внешне всё осталось без изменений. Ни замены денежных знаков, ни пересчёта цен не потребовалось. В своих «Воспоминаниях» Витте писал по этому поводу: «Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило её, как будто бы ничего, собственно и не изменилось»8.

Л.И. Абалкин в своей работе «Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте» указывает на один немаловажный момент, а именно: «Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России… С.Ю. Витте, исходя из основ своего экономического воззрения, поднялся над примитивной и вульгарной… трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед… Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны»9.

Следует сказать также о том, что проведение денежной реформы сопровождалось противоборством её сторонников и противников. «За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые методы стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадала с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров по проблеме денежного обращения». Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Её осуществление лишило дворянство дешёвых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом»10. Этот факт отразился в жёстком сопротивлении введению золотого обращения Государственным советом.

Денежная реформа 1895-1897 годов, безусловно, сыграла огромную роль и дала мощный толчок развитию производительных сил в России. Произошло это главным образом за счёт привлечения иностранного капитала. Профессор Сабанти высказывает мысль о том, что основным побудительным моментом введения золотого обращения в России было создание иллюзии благоприятного финансового положения страны для иностранных инвесторов: «Накопление золотого запаса и введение золотого стандарта не играли существенной роли при внутренних расчётах. Реформа Витте была рассчитана, прежде всего, на привлечение иностранного капитала в Россию: денежного и промышленного. Именно на это была рассчитана демонстрация устойчивого финансового положения России»11.

Как бы то ни было, но опыт стабилизации рубля 1895-1897 годов послужил образцом для других стран. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, после первой мировой войны - Франция.


^ 1.3 Введение винной монополии.

Пожалуй ни одна новация Витте в области налогов не вызвала столько критики и сопротивления и не оказала таких последствий как винная монополия. До этого в России было опробовано несколько способов аккумуляции доходов от питейного дела, а именно: казённая монополия, откупная и акцизная системы. Долгое время казённая монополия и откупная система существовали одновременно. Проект закона о казённой винной монополии был составлен в 1887 году. 2 мая 1895 года императором было утверждено мнение Государственного совета о введении казённой продажи питей. Сущность введения винной монополии сводилась к следующему: оптовая и розничная продажа спирта, хлебного вина и водочных изделий составляла исключительное право казны и производилась из принадлежащих казне заведений, а также из заведений, которые содержались частными лицами, но с разрешения казны. Винокурение по-прежнему было предоставлено частным лицам на основании устава об акцизных сборах.

Сам Витте, давая характеристику винной монополии, так пишет о ней: «Результаты введения питейной монополии, насколько позволяет судить пятилетний опыт, можно считать благоприятными как с точки зрения финансовой, так и с точки зрения народного хозяйства, народного здравия и общественной нравственности. С одной стороны, доход казны значительно возрос, с другой улучшилось качество вина, поступающего в продажу, и сократилось во многих местах прежнее кабацкое пьянство. Борьбе с пьянством должны содействовать также учреждаемые одновременно с винной монополией попечительства о народной трезвости»12.

В 1894 году весь питейный доход составляет 297,4 млн. рублей; в 1899 году он возрос до 310,3 млн. и сверх того от казённой продажи питей валового дохода поступило 110,8 млн. рублей, а за исключением операционных расходов по казённой винной операции в 76,2 млн. чистого дохода получилось 34,6 млн. рублей; следовательно, в общем, по прошествии пяти лет с введения монополии, питейный доход возрос на 47,5 млн. рублей».

Хотя Витте неоднократно заявлял, что основным побудительным мотивом введения казённой винной монополии являлась борьба с непомерным пьянством среди населения, всё же более правдоподобным и соответствующим действительности, на наш взгляд, является преобладание чисто фискальных интересов. Как бы то ни было, но винная монополия в конечном итоге потерпела полное фиаско и в 1914 году она была отменена.



    1. ^ Внешняя деятельность С.Ю. Витте. Портсмутский мирный договор.

В конце XIX - начале XX в. обострились противоречия между ведущими державами, завершившими к этому времени в основном территориальный раздел мира. Все более ощутимым становилось присутствие на международной арене "новых", бурно развивающихся стран - Германии, Японии, США, целеустремленно добивавшихся передела колоний и сфер влияния. В мировом соперничестве великих держав на первый план постепенно выдвигался англо-германский антагонизм. В этой сложной, насыщенной международными кризисами обстановке и действовала на рубеже веков российская дипломатия.

Основой внешней политики самодержавия являлся франко-русский союз, который гарантировал западные границы империи от германской угрозы и играл роль одного из важнейших элементов политического равновесия, нейтрализуя влияние и военную мощь Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) на Европейском континенте.

Поддерживаемая Англией и США, Япония стремилась вытеснить Россию из Манчжурии. В 1902 г. был заключен англо-японский союз. В этих условиях Россия пошла на соглашение с Китаем и обязалась вывести войска из Маньчжурии в течение полутора лет. Между тем настроенная весьма воинственно Япония повела дело к обострению конфликта с Россией. В правящих кругах России не было единства по вопросам дальневосточной политики. Витте с его программой экономической экспансии, которая, хотя все равно сталкивала Россию с Японией, но все же была нацелена на мирное экономическое поглощение региона, противостояла "безобразовская шайка" во главе с А.М. Безобразовым, выступавшая за прямые военные захваты. Взгляды этой группировки разделял и Николай II, уволивший Витте с поста министра финансов.

14-15 мая 1905 г. в ходе русско-японской войны, в Цусимском сражении японский флот уничтожил русскую эскадру, переброшенную на Дальний Восток с Балтики, что решило исход воины. Самодержавие, занятое подавлением революционного движения, не могло больше продолжать борьбу.

Несмотря на достигнутые в ходе войны с Россией успехи, напряжение всех потребовавшихся для этого сил поставило Японию в затруднительное положение. В связи с этим японское руководство стало предпринимать попытки выяснения возможностей заключения мира. Первая попытка была сделана японским посланником в Великобритании Хаяси в июле 1904 года и повторена им же после падения Порт-Артура через немецкого дипломата Эккардштейна. При этом с японской стороны было выдвинуто условие, чтобы официальная просьба о мире была заявлена российской стороной. Российское правительство отвергло это предложение.

В связи с заинтересованностью в получении поддержки России из-за надвигавшегося Марокканского кризиса (1905) инициативу в урегулировании российско-японских отношений проявила Франция. С согласия российского правительства 5 апреля 1905 года французский представитель предложил японскому посланнику в Париже Мотоно посредничество Франции, предупредив, что Россия согласится на мирные переговоры лишь при условии исключения из требований Японии пунктов об уплате контрибуции и уступке российских территорий. 13 апреля Мотоно информировал французскую сторону об отказе принять это российское условие.

В связи с прояпонской позицией Т.Рузвельта, оказывавшего Японии огромную финансовую поддержку, японская сторона обратилась за содействием к США. 18 апреля 1905 года японский посланник в США Такахира попросил Рузвельта выступить с предложением о мире. В качестве предварительного требования американской стороны Рузвельт поставил перед Японией условие — соблюдать в Китае принцип «открытых дверей» и эвакуировать по окончании войны свои силы из Маньчжурии. Япония дала требуемые обязательства нотой от 24 апреля 1905 года.

В связи с поражением при Цусиме и развитием революционных событий в России правительство Российской Империи твердо решило заключить мир. Когда Рузвельт по просьбе японского правительства выступил с предложением «от своего имени и по своей инициативе» об организации мирных переговоров, Николай II это предложение принял исходя из позиции «внутреннее благосостояние важнее, чем победа».

В ходе подготовки к мирным переговорам Япония условилась о поддержке со стороны Великобритании и США. В январе 1905 года Рузвельт и посол Великобритании Дюранд договорились о передаче Порт-Артура и Ляодунского полуострова Японии. США (секретное японско-американское соглашение Кацура – Тафта) и Великобритания (второй англо-японский союзный договор 1905 года) заранее признали права Японии на Корею.

Мирная конференция в Портсмуте открылась 9 августа 1905 года. Требования, поставленные Японией, сводились к следующему:

  • Признание свободы действий Японии в Корее.

  • Отвод российских войск из Маньчжурии.

  • Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД).

  • Уплата Россией военных издержек.

  • Выдача Японии интернированных российских судов.

  • Присоединение к Японии Сахалина (оккупированного японскими войсками накануне открытия конференции в Портсмуте).

  • Ограничение российских морских сил на Дальнем Востоке.

  • Предоставление Японии права ведения рыболовства вдоль российского побережья.

По настоянию российской стороны в протоколе конференции было записано обязательство Японии не осуществлять без согласования с корейским правительством действий, затрагивающих суверенитет Кореи. Также удалось навязать Японии условие об одновременном и параллельном выводе из Маньчжурии вооруженных сил двух стран. Российская сторона в связи с проблемой ЮМЖД давала согласие уступить Японии лишь ту часть дороги, которая находилась в японской зоне оккупации, причем только при наличии на это согласия правительства Китая.

Россия отклонила требования Японии по Сахалину, интернированным судам, ограничению российских морских сил на Дальнем Востоке и о контрибуции. Было дано согласие лишь на компенсацию Японии расходов на содержание военнопленных. В связи с твердой позицией российской делегации, заявившей на первом заседании, что «на конференции нет ни победителей, ни побежденных», конференция оказалась на грани провала. Перед перспективой продолжения войны Япония дрогнула и 18 августа 1905 года отказалась от требований ограничения морских сил, выдачи интернированных судов и уплаты контрибуции с условием уступки ей южной части Сахалина и уплаты 1,2 млрд. иен за возвращение северной части Сахалина России. Российская сторона была готова уступить по Сахалину, но отказывалась платить вознаграждение за возвращение его северной части. С американской стороны последовало давление на Россию с целью вынудить ее принять условия Японии, но Витте был тверд в отстаивании российской позиции. Не добившись уступки от России, Рузвельт настоятельно советовал японской стороне не продолжать войну из-за контрибуции. В конечном итоге правительство Японии приняло решение пойти на мир без контрибуции с оставлением за Японией южной части Сахалина. Японии также пришлось гарантировать свободу мореплавания в проливе Лаперуза и дать обязательство не укреплять Южный Сахалин.

27 июля 1905 г. в Портсмуте (США) при посредничестве американцев начались мирные переговоры. Русской делегации, которую возглавлял Витте, удалось добиться сравнительно "приличных" условий мирного договора. Россия уступила Японии южную часть Сахалина, свои арендные права на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу, соединявшую Порт-Артур с Китайско-Восточной железной дорогой.

Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей. Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась на заключение рыболовной конвенции. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина. Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами.

^ Глава 2. Теоретические воззрения Витте С.Ю в «Конспекте лекций о государственном хозяйстве».


2.1 Общая характеристика «Конспекта лекций о государственном хозяйстве» С.Ю. Витте.

Мало кто знает, что Витте был также автором одного из самых удачных научных пособий по экономической науке начала XX века. Пособие это - «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 годах».

Витте, как известно, не был профессиональным экономистом. Все премудрости в области экономической науки он постигал на практике, пройдя путь от мелкого железнодорожного чиновника до министра финансов. Этот факт не мог не отразиться на самом характере лекций – они написаны в простой и доступной форме.

Лекции Витте представляют собой сплав теоретического и практического материала, основанного на детальном описании экономического состояния России начала XX века. Они, безусловно, преследовали цель наиболее полно расширить кругозор наследника престола и подготовить его к предстоящему управлению великой державой.

В 1914 году вышло третье издание конспекта лекций, которое существенным образом отличалось от первых двух изданий, поскольку в него вошли лишь «Лекции о государственном хозяйстве». Сам Витте в предисловии к данному изданию писал: «Некоторые профессора высказали мнение о настоящем конспекте лекций как о необходимом пособии для студенчества при слушании курса по «Государственному хозяйству» и выразили желательность выпуска его отдельным изданием, доступным по цене для пользования студенчества».

«Конспект лекций о государственном хозяйстве» представляет собой в современном понимании изложение курса «Финансы». Здесь мы имеем возможность ознакомится с такими категориями финансовой науки, как «доходы» и «расходы бюджета», «налоги», «государственный кредит», «государственный долг» и др.

Определяя предмет науки о финансах, Витте пишет: «Изучением государственного и вообще публичного хозяйства занимается особая вполне самостоятельная в настоящее время отрасль государственных знаний, известная под названием наука о государственном или финансовом хозяйстве, или просто финансовая наука». Таким образом, предметом науки о финансах является по Витте государственное хозяйство. Примечательно также выделение финансовой науки в самостоятельную отрасль знаний.

Интересен также генезис термина «финансы», приводимый Витте. «Слово “финансы”, - пишет Витте, - ведёт своё начало от средневекового латинского термина finatio, означавшего производство обязательного платежа в конце платежного срока (finis). Позже в Германии (XVI—ХVII века) выражение “финансы” (finanz) употреблялось в дурном смысле, означая хитрость, лукавство, вымогательство, может быть потому, что осуществление finationis, т. е. взыскания платежей, сопровождалось вымогательством и притеснениями. Однако со временем это дурное значение термина исчезло, и сперва во Франции, а потом, вследствие всеобщего распространения французского языка с конца XVII века, и в других странах под словом финансы (les finances) стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства, его доходов, расходов и долгов понимается это слово и теперь».


2.2 Монополия.

В «Лекциях о народном хозяйстве 1900-1901» Витте подробно рассматривает различные категории и разделы политической экономии (труд, капитал, обмен, торговля, производство, потребление, процент, земельная рента и др.). Однако первый вопрос, на котором хотелось бы заострить внимание, - «понятие о монополии». Этот интерес вытекает из практической деятельности Витте, который, как известно, был сторонником монополий, главным образом монополий государственных. Здесь можно в частности вспомнить его винную монополию, а также железнодорожное дело.

Витте даёт следующее определение монополии: «Предприятия, пользующиеся в силу своего особого положения исключительным правом предложения, называются монополиями, а цена, устанавливаемая такими предприятиями, при отсутствии и, следовательно, без влияния соперничества называется монопольной ценой»13.

Далее Витте описывает как недостатки, так и преимущества монопольной формы хозяйствования, акцентируя внимание на объективном характере возникновения монополий. В заключение он резюмирует следующим образом: «Очевидно, тем не менее, что каждая монополия, дающая возможность назначать цены более или менее по усмотрению монополиста, заключает в себе огромную власть, которая при произвольном пользовании ею может существенно нарушить интересы, как отдельных лиц, так и целых классов населения. Вследствие этого, монополия безопасна лишь в том случае, если она эксплуатируется органами государственной или общественной власти, преследующими общественные цели, или под таким контролем этой власти, который лишает монополиста возможности злоупотреблять своим положением во вред всему обществу и отдельным его членам»14. При анализе винной монополии этот тезис Витте получит более подробное подтверждение.


^ 2.3 С.Ю. Витте и учение Фридриха Листа.

Как явствует из лекций, Витте довольно подробно был знаком с теориями наиболее крупных представителей экономической мысли своего времени. В частности в его лекциях нашли отражение теории Маркса, Смита, учения меркантилистов и физиократов. Наибольшее влияние на Витте оказали воззрения немецкого экономиста первой половины XIX века Фридриха Листа, разработавшего «теорию национальной экономии». Витте увидел в учении Листа отражение собственных мыслей. В немалой степени этому способствовала славянофильская ориентация Витте, соответственно которой он полагал, что России уготован совершенно иной, самобытный путь. В теории Листа как раз уделялось внимание национальным особенностям экономических систем.

Взгляды Фридриха Листа на роль национального хозяйства и его государственного регулирования составили основу программы российского министра финансов. Будучи сторонником жёсткой протекционистской политики, Лист считал, и этот взгляд целиком разделял С. Ю. Витте, что важнейшей задачей государства является поощрение развития отечественной промышленности, при слабом развитии которой общий экономический прогресс страны невозможен. Согласно этим представлениям, индустрии надлежало играть роль локомотива всего народного хозяйства. Концепция базировалась на представлениях, что «бедным странам» в целях экономической модернизации необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры должны были создать условия для развития внутреннего рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных источников. Протекционизм по Листу – временное явление, необходимое для развития силы нации. Протекционизм непосредственным образом связан с национализмом, который предполагает, что каждая нация должна развить все свои способности, чтобы в дальнейшем наиболее плодотворно участвовать в международном обмене.

Витте изумлялся доктринёрам, намеревавшимся проводить реформы с помощью учебников политической экономики. «Мы, русские, - писал он, - в области политической экономии, конечно, шли на буксире Запада, а потому при царствовавшем в России в последние десятилетия беспочвенном космополитизме нет ничего удивительного, что у нас значение законов политической экономии и житейское их понимание приняли самое нелепое направление. Наши экономисты возымели мысль кроить экономическую жизнь Российской империи по рецептам космополитической экономии. Результаты этой кройки налицо»15. В 1889 году Витте выпустил свою монографию «Национальная экономия и Фридрих Лист». Второе издание данной книги вышло в 1912 году и называлось «По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист».


^ 2.4 Бюджет и государственная роспись.

 «Составленная финансовым управлением на определённый период времени роспись (смета) ожидаемых доходов и предстоящих расходов, рассмотренная законодательным органом и утверждённая верховной властью, носит название бюджет»16. Такое лаконичное определение бюджета даёт Витте. Конечно, можно сетовать на то, что в нём отсутствуют некоторые существенные на сегодняшний день моменты, в частности такой критерий как императивность опосредуемых при этом отношений, а также указание на перераспределение национального дохода. Но в целом данная Витте дефиниция достаточно полно характеризует бюджет как экономическую категорию.

Требования, которым должен отвечать бюджет, согласно Витте, следующие: ясность, точность и гласность. Затем он приводит подробный обзор процесса составления, утверждения и исполнения государственной росписи доходов и расходов в России.

Доходы и расходы государственного бюджета времён Витте, как известно, подразделялись на обыкновенные и чрезвычайные. Следует сказать, что подобная практика была общераспространённой и Россия не являла собой нечто из ряда вон выходящее. Особенность такого деления бюджета России выражалась, прежде всего, в непроизводительном характере государственных расходов, когда значительные суммы расходовались на погашение государственного долга и военные расходы. Профессор Сабанти так объясняет специфику деления бюджета России: «Деление бюджета на обыкновенный и чрезвычайный преследовало две цели. Во-первых, и это главное, создавалась возможность обыкновенный бюджет сводить без дефицита, поскольку в среднем 10% расходов отражалось в чрезвычайном бюджете. Во-вторых, чрезвычайный бюджет позволял бесконтрольно расходовать эти суммы. Главное заключалось именно в создании иллюзии бездефицитности обыкновенного бюджета, поскольку вся экономическая политика России была ориентирована на иностранные займы и капиталовложения»17.


^ 2.5 Система налогообложения.

Достаточно большое внимание уделено в «Лекциях о государственном хозяйстве» одному из ключевых элементов системы финансов – налогам. Остановимся на них подробнее.

«Налогами называются установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд». В целом с точки зрения реалий сегодняшнего дня такое определение, несмотря на краткость, вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым современной финансовой наукой и отражает специфику данной экономической категории.

Обосновывая безусловную необходимость государства взимания налогов, Витте одновременно с этим делает существенное пояснение: «…государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определёнными этическими и экономическими началами; в противном случае, отягощая население несправедливыми и непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего существования»18.

Классификация налогов по Витте включает в себя налоги прямые и косвенные, раскладочные и окладные. Наибольший интерес для нас представляют именно прямые и косвенные налоги. «Прямыми налогами, – по Витте, - называются те, которые взимаются с владения ценностями или с производства ценностей (с имущества и дохода), косвенными же те, которые взимаются с потребления ценностей (с расхода и пользования вещами)».

Характеризуя преимущества и недостатки прямого и косвенного обложения, Витте в частности пишет: «…в пользу прямых налогов можно, прежде всего, сказать, что они отличаются большей равномерностью, нежели косвенные налоги. Основываясь на предварительной, более или менее точной оценке имущественной состоятельности плательщиков, прямые налоги более соразмеряются с платежной способностью граждан. Напротив, косвенные налоги, падая большей частью на предметы общераспространённые, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественной состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков»19.

Здесь мы видим, что Витте отдаёт явное предпочтение прямым налогам, признавая за ними большую справедливость обложения. Однако, несмотря на такую прогрессивность взглядов, относительно косвенного налогообложения, на практике сторонником прямых налогов Витте не был. В реальной жизни он руководствовался соображениями фиска, нежели принципами справедливости и заботами о малоимущих слоях населения. При нём удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета достигал почти 90%. Витте объясняет это так: «Лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягчая особенно плательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей».

Если характеризовать налоговую политику в бытность Витте министром финансов, то здесь можно выделить три крупных события: реформу промыслового обложения, введение квартирного налога и винной монополии. Государственный промысловый налог был введён в 1898 году и являлся основным инструментом системы прямого налогообложения. Порядок его взимания был весьма сложен. Мы не будем подробно останавливаться на механизме взимания промыслового налога. Скажем лишь, что он состоял из двух частей: основного налога и дополнительного. «В 1898 году поступило сборов с торговли и промыслов 48,2 млн., а в 1899 году после введения нового промыслового положения 61,1 млн. руб.».

Что касается государственного квартирного налога – он являлся совершенно новым элементом налоговой системы России. Квартирный налог был личным налогом, уплачиваемым непосредственно владельцем квартиры по действительной или предполагаемой цене квартиры, которую он занимает. В 1899 году поступления по квартирному налогу в бюджет составили 3,6 миллиона рублей.

Заключение


В заключение попытаемся резюмировать основные выводы, которые вытекают из проведённого нами анализа.

Итак, в своих экономических взглядах С.Ю. Витте был сторонником теории «национальной экономии», разработанной немецким экономистом Фридрихом Листом. Теория Листа легла в основу экономической программы Витте, которую он последовательно претворял в жизнь. Это отразилось в проведении денежной реформы 1895-1897 годов, в результате которой было введено золотое обращение рубля, торговых войнах с Германией, огромных масштабах железнодорожного строительства, а также в активной финансовой политике, направленной на всемерное развитие производительных сил.

Теоретические взгляды С.Ю. Витте, нашедшие отражение в «Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве» зачастую существенно расходятся с его практическими действиями на посту министра финансов. В первую очередь это относится к проблеме соотношения прямых и косвенных налогов. Если в своих лекциях Витте в целом негативно относится к косвенным налогам, правильно указывая на их несправедливый характер по отношению к малоимущим слоям населения, то на практике наблюдается полное преобладание косвенных налогов в доходах государственного бюджета.

В целом можно с уверенностью сказать, что изучение теоретических воззрений и практического опыта государственного деятеля масштаба С.Ю. Витте представляется весьма полезным особенно в настоящее время. Действительно, можно обнаружить много схожего между Российской империей конца XIX - начала XX века и современной Россией. Быть может, если бы наши реформаторы не стали слепо копировать западные модели, а обратили бы более пристальное внимание на отечественный опыт, многих ошибок удалось бы избежать.


Содержание





  1. Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. Собрание сочинений и документальных материалов: В 5 т/ Пути сообщения и экономическое развитие России; Кн 1 – М., Наука, 2002. – с. 24

  2. Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа:РИО БашГУ, 2002

  3. Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 – октябрь 1905) Царствование Николая II – Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994

  4. Витте С.Ю. По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист/ В кн. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов; В 5 т/ Пути сообщения и экономическое развитие России; Кн 1 – М., Наука, 2002.

  5. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002

  6. Игнатьев А.В. С.Ю. Витте - дипломат. М., 1989. История русско-японской войны. 1904 - 1905 гг. (Колл. Мон.) / Под ред. И.И. Ростунова. М.,1999.

  7. Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М.,Л., 2004.

  8. Сабанти Б.М. История финансов России. – Л.:ЛФЭИ, 1986

  9. Симонова М.С. Кризис аграрной политики царизма накануне первой российской революции. М., 2002.

  10. Шепелев Л.Е. Крупная буржуазия в России. Конец XIX в. - 1914 г. М., 1992.




1 Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002

2 Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 – октябрь 1905) Царствование Николая II – Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С. 87

3 Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. Собрание сочинений и документальных материалов: В 5 т/ Пути сообщения и экономическое развитие России; Кн 1 – М., Наука, 2002. – с. 24

4 Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 – октябрь 1905) Царствование Николая II – Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.88

5 Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 214

6 Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 215

7 Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 216-217

8 Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 – октябрь 1905) Царствование Николая II – Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.92

9 Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 27

10 Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 28-29

11 Сабанти Б.М. История финансов России. – Л.:ЛФЭИ, 1986.-с.6

12 Витте С.Ю. Конспект лекций, с 354


13 Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 – октябрь 1905) Царствование Николая II – Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.92

14 Витте С.Ю. Конспект лекций, с 352


15 Витте С.Ю. По поводу национализма. Национальная экономия и Фридрих Лист/ В кн. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов; В 5 т/ Пути сообщения и экономическое развитие России; Кн 1 – М., Наука, 2002. – с.42

16 Витте С.Ю. Конспект лекций, с 386

17 Сабанти Б.М. История финансов России. – Л.: ЛФЭИ, 1985. – с.17

18 Витте С.Ю. Конспект лекций, с 386

19 Витте С.Ю. Конспект лекций, с 387





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconС. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте icon“реформистская деятельность с. Ю. Витте” Подготовил Томилин В. А. Казань, 2001. План введение роль крестьянской общины в дореформеное время время и реформы с. Ю. Витте заключение список использованной литератур введение каждое время для истории России было по-своему судьбоносным

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconРеформаторская деятельность С. Ю. Витте Реформаторская деятельность С. Ю. Витте
Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской...
Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconС. Ю. Витте. Политический портрет "в россии необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются". Сергей Юльевич Витте План Введени Становление личности2

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconС. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconАкадемик Н. И. Вавилов Ученицы 11б класса 411 школы Досаевой Екатерины Болонкина Е. В. Петродворец 1999 год. Содержание: Введение Глава I: Становление Глава II: Лысенковщина Глава III: Арест Глава IV: Путешествия Заключение Список литературы Ссылки Приложение Введение: Очень трудно определить границ

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconЭкономические реформы Витте

Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconВведение Глава I. Предпосылки принятия христианства на Руси
Причины и обоснование необходимости проведения второй религиозной реформы
Введение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы