План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение icon

План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение



НазваниеПлан Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение
Дата конвертации01.03.2013
Размер159.99 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>




План


Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности речевого развития детей с ДЦП……………………………….4

2. Особенности диагностики речевых нарушений у детей с ДЦП…………….5

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………15


Введение


Важнейшей причиной актуальности проблемы диагностики на­рушений речи детей с ДЦП является то обстоятельство, что во всех странах чис­ло новорожденных детей с ДЦП неуклонно увеличи­вается. Ранняя диагностика недостатков развития речи ребенка (обусловленных ДЦП) становится все бо­лее актуальной проблемой специальной педагогики и логопедии в России. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже, можно ска­зать, педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школь­ного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений речевого разви­тия. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основ­ном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не диагностические методы и приемы, которые позволяют выявить речевые нарушения у детей с ДЦП1.

^ Объект исследования – речевые нарушения у детей с ДЦП

Предмет исследования – особенности речевых нарушений у детей с ДЦП.

Цель – изучить особенности речевых расстройств у детей с ДЦП.

Объект и цель исследования позволили сформулировать нам ряд задач:

1. Изучить особенности речевого развития детей с ДЦП.

2. Обосновать особенности диагностики речевых нарушений у детей с ДЦП.

Теоретической базой нашего исследования стали труды Юртайкина В.В., Жияновой П.Л., Казмина А.М., Рева А.Л., Кожевниковой Е.В., Стребелевой Е.А. и многих других.


^ 1. Особенности речевого развития детей с ДЦП

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным аппара­том значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80 %. Изучению диагностики речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л.А.Данило­ва, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова и др.).

Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова и другие описали особеннос­ти диагностики речевого развития ребенка с церебральным параличом, начи­ная с первых месяцев жизни. Они отмечают, что доречевое и рече­вое развитие этих детей идет в замедленном темпе2.


Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношени в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки.

Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И. И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи:

1-я форма - фонетическое расстройство, проявляющее искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фонематических признаков звуков;

2-я форма - фонетико-апраксическое расстройство, встречающее как фонетические нарушения (искажения звуков), т артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене звуков;

3-я форма - фонетико-фонематическое расстройство с яв­лениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков име­ются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребле­ние фонем в конце слова).

В ходе логопедического обследования детей с церебраль­ным параличом логопед должен выявить структуру речевого де­фекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоста­вив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей мотори­ки, а также уровнем психического развития ребенка.

^ 2. Особенности диагностики речевых нарушений у детей с ДЦП

Предполагается, что ранняя диагностика — дело родителей, однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способ­ствует успешному выявлению речевых нарушений в до­машних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в стране до сих пор нет си­стемы психолого-медико-педагогических консультаций, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированные рекоменда­ции от специалистов. Нельзя не сказать и о том, что специалистов-логопедов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили3.

Крайне редко издаваемая литература с рекомендациями по ранне­му воспитанию таких детей, как правило, в продаже отсутствует. Да и использовать ее без консультации специалистов — это то же самое, то, что лечиться заочно.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные осо­бенности, каждый характеризуется своеобразием формы и степени на­рушения речевого развития, и поэтому универсальные рекомендации невозмож­ны.

Раннее выявление является основополагающим принципом российской дефектологии. Многое в этом направлении уже сделано. Еще в 20—30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова были разработаны показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись коллек­тивом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (1-й год жизни - Э.Л. Фрухт, 2-й год жизни - К.П. Печора, 3-й год жизни — Г.В. Пантюхина).

Ранняя диагностика детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опи­рается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП охватывает все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптомати­ки) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи4.

Л.А.Данило­ва, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова считали, что комплексное всестороннее обследование особенностей разви­тия речевых, психических функций, двигательной сферы, деятель­ности различных анализаторных систем позволит дать объектив­ную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием ранней диагностики и постановки диагноза является согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК.

В ходе ранней диагностики детей с ДЦП используют следующие методы (по М.В. Ипполитовой):

- изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);

- наблюдение за ребенком (в обычной и специально организо­ванной ситуации);

- беседа с родителями и ребенком;

- визуальный и тактильный контроль (ощупывание артикуляци­онной мускулатуры в покое и в процессе речи);

- использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторон­не изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и про­анализировать результаты обследования и заключение невропато­лога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральным параличом яв­ляется принцип соотнесения расстройств артикуляционной мото­рики с общими двигательными нарушениями. При ДЦП артику­ляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностя­ми ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные рас­стройства)5.

Совместно с невропатологом логопед изучает особенности об­щей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоя­тельная ходьба) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).6

При определении ведущего неврологического синдрома и сте­пени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие патоло­гических тонических рефлексов или их наличие и влияние на ды­хание, голосообразование и артикуляцию7.

Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребе­нок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двига­тельных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигатель­ными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении сидя или стоя.

Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зрительного, слухово­го и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы8.

Ранняя диагностика включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического разви­тия ребенка до момента обследования. Опираясь на данные меди­цинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их стро­ение соответствует норме.

Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционно­го аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в про­цессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движе­ниях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лице­вой, губной и язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и невропатолога. У детей с церебральным пара­личом нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуют­ся спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет ме­сто смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губ­ной мускулатуре может быть выражена гипотония. Отмечается наличие или отсутствие гипотинии, асимметрии лица, сглаженности носогубных складок, синкине-зий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора язы­ка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации. Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, пи­тье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются осо­бенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебывание при глотании9.

Особое внимание обращается на состояние произвольной ар­тикуляционной моторики. При проверке подвижности органов ар­тикуляции ребенку предлагают различные задания по подража­нию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обраща­ют внимание на возможность выполнения артикуляционных по­зиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуля­ционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженны­ми речедвигательными синдромами не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, а затем узким, а также верхнего подъема, пощелкиваний и т.д. Оценивается степень и грани­ца глоточного рефлекса (повышение или понижение). Логопед ана­лизирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание а, умение удерживать рот закрытым)10.

Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи является важным этапом логопедического обследования. Логопед выявляет уровень понимания обращенной речи (различение интонации, ситуативное понимание, понимание речи на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При этом определяется, как ребенок понимает значение слова, действия, простого и сложного сюжета, лексико-грамматических конструкций, последовательности событий. При обследовании собственной (экспрессивной) речи ребенка выявляется уровень его речевого развития. Важно отметить возрас­тную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой струк­туры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразитель­ной мимики, жестов, интонации.

При изучении произносительной стороны речи выявляется сте­пень нарушения ее разборчивости (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (не­достаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодичес­кой организации речевого потока.

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить уме­ние ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить недостатки звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особен­ностями фонематического восприятия и звукового анализа. В настоящее время разработаны приемы ранней диагностики дизартрических расстройств на основе оценки неречевых наруше­ний. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого развития, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушения. Наиболее частым первым проявлением дизартрических расстройств является наличие псевдобульбарного (спастико-паретического синдрома, первые признаки которого можно обнаружить уже новорожденного. Прежде всего это отсутствие крика (афония) или его слабость, однообразие, непродолжительность. Крик может быть сдавленным или пронзительным, иногда имеют место отдельные всхлипывания или вместо крика - гримаса на лице. Почти у всех детей с церебральным параличом отмечается раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике речево­го аппарата. Наиболее характерными являются сле­дующие нарушения.

Патологические изменения в строении и функционировании арти­куляционного аппарата11.

Нарушение тонуса и подвижности артикуля­ционных мышц: в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглаженность носогубных складок, опущение одного из углов рта, перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; нарушение тонуса лице­вой мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии; перкинезы лица; в губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое и незначительное ограничение подвижности губ; недостаточ­ность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отви­сание нижней губы, препятствующее плотному захвату соски или соска и вызывающее вытекание молока изо рта; в язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса; патоло­гия строения языка (при спастичности — язык массивный, оття­нут комом назад или вытянут «жалом» вперед; при гипотонии — тонкий, вялый, распластанный в полости рта; раздвоенность язы­ка, невыраженность кончика языка, укорочение уздечки); патоло­гия положения языка (девиация в сторону, высовывание языка изо рта); гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания язы­ка; ограничение подвижности язычной мускулатуры (от полной невозможности до снижения объема артикуляционных движений); повышение или понижение глоточного (рвотного) рефлекса; в мускулатуре мягкого нёба: провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля от средней линии; в твердом нёбе: нёбо высокое, готическое, узкое, уплощенное, наличие в нем расщелины; аномалии зубного ряда и прикуса.

Нарушения дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобла­дание брюшного типа дыхания после 6 мес), учащенное, неглу­бокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох); стридор.

Нарушения голосообразования: недостаточная сила голоса (ти­хий, слабый, иссякающий), отклонения тембра (назализованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дро­жащий); нарушение голосовых модуляций, интонационной выра­зительности голоса. Иногда отмечается асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции.

Нарушение акта приема пищи: сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жева­ния (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусы­вания от куска и питья из чашки.

Гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при опреде­ленных условиях)12. Оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пас­сивных и активных движениях рук и даже при попытке их выпол­нения). Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма (до 3 мес), наличие патологических рефлексов орального автоматизма

(после 3 — 4 мес).С возрастом у ребенка с церебральным параличом все больше выявляется недостаточность голосовых реакций — крика, гуления, лепета. Длительное время крик остается тихим, мало модулиро­ванным, монотонным, без интонационной выразительности (не изменяется в зависимости от состояния ребенка). Часто крик име­ет носовой оттенок. Звуки гуления и лепета отличаются однообра­зием, бедностью звукового состава, малой активностью, фрагмен­тарностью. На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: качественная недостаточность голосовых peaкций, стойкие нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, голосообразования, просодики.

Заключение


На основе анализа специальной литературы мы сделали следующие выводы:

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным аппара­том значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80 %. Изучению диагностики речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л.А.Данило­ва, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова и др.).

Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова и другие описали особеннос­ти диагностики речевого развития ребенка с церебральным параличом, начи­ная с первых месяцев жизни. Они отмечают, что доречевое и рече­вое развитие этих детей идет в замедленном темпе.

Патологические изменения в строении и функционировании арти­куляционного аппарата у детей с ДЦП провоцируют:

Нарушение тонуса и подвижности артикуля­ционных мышц: в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглаженность носогубных складок, опущение одного из углов рта, перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; нарушение тонуса лице­вой мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии; перкинезы лица; в губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое и незначительное ограничение подвижности губ; недостаточ­ность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отви­сание нижней губы, препятствующее плотному захвату соски или соска и вызывающее вытекание молока изо рта; в язычной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса; патоло­гия строения языка (при спастичности — язык массивный, оття­нут комом назад или вытянут «жалом» вперед; при гипотонии — тонкий, вялый, распластанный в полости рта; раздвоенность язы­ка, невыраженность кончика языка, укорочение уздечки); патоло­гия положения языка (девиация в сторону, высовывание языка изо рта); гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания язы­ка; ограничение подвижности язычной мускулатуры (от полной невозможности до снижения объема артикуляционных движений); повышение или понижение глоточного (рвотного) рефлекса; в мускулатуре мягкого нёба: провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля от средней линии; в твердом нёбе: нёбо высокое, готическое, узкое, уплощенное, наличие в нем расщелины; аномалии зубного ряда и прикуса.

Нарушения дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобла­дание брюшного типа дыхания после 6 мес), учащенное, неглу­бокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох); стридор.

Нарушения голосообразования: недостаточная сила голоса (ти­хий, слабый, иссякающий), отклонения тембра (назализованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дро­жащий); нарушение голосовых модуляций, интонационной выра­зительности голоса. Иногда отмечается асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции.

Нарушение акта приема пищи: сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жева­ния (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусы­вания от куска и питья из чашки.

Гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при опреде­ленных условиях).

Оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пас­сивных и активных движениях рук и даже при попытке их выпол­нения).


Список литературы


1. ЕфименковаЛ. К. Формирование речи у дошкольников с ДЦП. -М., 1991.

2. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.

3. Жукова Н, С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодо­ление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая рабо­та в группах дошкольников со стертой формой дизарт­рии. - СПб., 2004.

5. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Ле­виной. - М., 1997.

6. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с ДЦП - Киев, 1991.

7. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. - М., 1999.

8. Шаховская С. Н. Использование наглядности при разви­тии речи детей с алалией /Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской //Рсстройства речи и методы их устра­нения. - М., 1975.

9. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.



1 Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с ДЦП. - М., 1999, С. 156


2 Там же, С. 158

3 Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997, С. 67


4 Там же, С. 68

5 Там же, С. 69

6 Там же, С. 70

7 Там же, С. 71

8 Там же, С. 72

9 Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая рабо­та в группах дошкольников со стертой формой дизарт­рии. - СПб., 2004, С. 56


10 Там же, С. 57

11 Там же, С. 58

12 Там же, С. 59




Похожие:

План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconПлан Введение Основные этапы развития индивидуального обучения слепоглухонемого ребенка Особенности организации и педагогические принципы индивидуального обучения слепоглухонемых детей Заключение Список литературы Введение
Особенности организации и педагогические принципы индивидуального обучения слепоглухонемых детей
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение icon2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение
Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине...
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconПлан Введение. Основоположник исторической школы Основные этапы исторической школы Германии Главные идеи исторической школы Методологические особенности Заключение Список использованной литературы Введение
Оппонентом классической школы, возникшей в целом в Англии — Франции, стала историческая школа Германии
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconСодержание Введение Особенности телефонной коммуникации Содержательность телефонного разговора Этикет деловой беседы по телефону Заключение Список использованной литературы Введение
Телефон вот уже больше столетия служит связующей нитью между людьми. Но приходится отметить, что за столь долгий срок многие так...
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconСодержание. Введение с. 2 Глава Сущность маркетинга. Его элементы с. 3-13 Глава Основные принципы маркетинга с. 13-20 Глава Особенности развития маркетинга в РФ с. 21-27 Заключение с. 27-28 Список использованной литературы с. 29 Введение
«Максвелл-хаус» с двумя чайными ложками сахарного песка «Домино», одновременно жуя сдобную булочку «Сара Ли». Мы покупаем апельсины,...
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconСодержание: Введение 2 Особенности спроса и поведения организованных потребителей в процессе закупки 3 Критерии конкурентоспособности товара. Оценка уровня конкурентоспособности 8 Тест 12 Заключение 13 Список литературы 14 Введение
Внутри каждого из них различают множество самых разных рынков и не только по видам товаров, географическим регионам, группам основных...
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconСтатья Пропедевтический период обучения детей с глубокой умственной отсталостью
На сегодняшний день в нашей стране рождается много детей с дцп, детей, не владеющих речью, отсутствующим вниманием, не умеющих самостоятельно...
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconПлан Введение Архитектурные стили XVIII века Основные особенности архитектурных ансамблей города Ансамбль центральных площадей Дворцовая площадь Главный штаб Зимний дворец Заключение Список литературы Введение
Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, не менее половины несколько дней проводят в городе на Неве. Интерес к городу побуждается,...
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение icon3 глава ребенок с диагнозом дцп
Введение
План Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение iconПлан Введение Понимание символизма у В. И. Иванова Две стихии в современном символизме Заключение Список литературы Введение
Таким образом, по мнению критиков, книга «Воля к власти» излагает главные философский идеи Ф. Ницше
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы