Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 icon

Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3



НазваниеЗначение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3
Дата конвертации01.03.2013
Размер340.15 Kb.
ТипЛитература
скачать >>>




Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3

Предпринимательская деятельность изначально создается для извлечения прибыли. Прибыль является основным фактором функционирования предприятия. Но при функционировании организации получаемый доход не сразу остается полностью у предпринимателя. Чтобы деньги стали настоящим чистым доходом, необходимы вычеты и расчеты. 3

Максимизация прибыли является стратегией, по которой должно работать любое предприятие, занимающееся предпринимательством. Ведь только тогда оно не будет убыточным и будет работать эффективно. 3

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов сущности прибыли, предельного дохода и путей максимизации результатов предпринимательской деятельности. 3

1. Предпринимательская деятельность и прибыль 4

2. Сущность, формы и факторы прибыли 7

3. Роль прибыли в рыночной экономике 14

4. Функции прибыли 17

5. Максимизация прибыли и предельный доход 23

6. Выручка от реализации продуктов и услуг 25

7. Взаимосвязь финансовых результатов деятельности организации 27

Заключение 33

Литература 34

Введение


Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить.

Предпринимательская деятельность изначально создается для извлечения прибыли. Прибыль является основным фактором функционирования предприятия. Но при функционировании организации получаемый доход не сразу остается полностью у предпринимателя. Чтобы деньги стали настоящим чистым доходом, необходимы вычеты и расчеты.

Важной составляющей предпринимательской деятельности является несение экономической ответственности за ее результаты. Это ответственность за эффективное ведение производства и сбыта, за своевременное вознаграждение факторов производства, то есть ответственность перед предприятиями-поставщиками необходимых средств производства, перед землевладельцами, если земля арендуется, перед банками, если берутся ссуды, перед наемными рабочими.

Максимизация прибыли является стратегией, по которой должно работать любое предприятие, занимающееся предпринимательством. Ведь только тогда оно не будет убыточным и будет работать эффективно.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов сущности прибыли, предельного дохода и путей максимизации результатов предпринимательской деятельности.

^ 1. Предпринимательская деятельность и прибыль


Под предпринимательством понимается инициативная деятельность под собственную материальную ответственность, направленную на получение прибыли. Эта деятельность обычно сводится к организации производства товаров, выручка от продажи которых позволяет после возмещения всех затрат получить доход в виде прибыли. Однако за столь общим представлением о предпринимательской деятельности не вполне ясно ее конкретное содержание. Между тем эта деятельность состоит из многих направлений.

Прежде всего любая предпринимательская деятельность начинается с выбора сферы своего осуществления. Одна из первейших задач предпринимателя . решить для себя вопросы: что, какие товары производить? для кого их производить?

В основе выбора конкретной сферы деятельности может лежать интуиция или строгий расчет, но во всех случаях выбор определяется стремлением к получению прибыли. Проще говоря, каждый предприниматель стремится производить то, что выгодно. При этом выгода может быть растянута во времени. Можно начать производство товара, дающего убытки в данный момент, но спустя какое-то время он может принести такую прибыль, которая с избытком перекроет первоначальные убытки. Вот почему любая предпринимательская деятельность начинается с составления бизнес-плана, в котором должны найти отражение как предстоящие расходы, так и ожидаемые доходы.

Выгодность производства того или иного товара непосредственно связана с его ценой, и поскольку повышенная цена, как правило, устанавливается на товары, пользующиеся большим спросом, то погоня предпринимателей за прибылью ведет к производству таких товаров. Тоже стремление заставляет их отказываться от производства товаров, не пользующихся спросом, так как на такие товары приходится снижать цены и, соответственно, получать низкую прибыль или вообще ее не иметь.

Тем самым предпринимательская деятельность способствует более полному удовлетворению существующих в обществе потребностей.

Не случайно как при выборе сферы деятельности, так и в процессе ее осуществления предприниматели стремятся проводить маркетинговые исследования, направленные на изучение спроса на товарных рынках, выявление возникающих здесь тенденций. Такие исследования начинающему предпринимателю помогают выбрать выгодную для себя и нужную обществу сферу деятельности, а уже действующему предпринимателю при необходимости внести изменения в номенклатуру производимых товаров и даже сменить профиль своей деятельности1.

Выбор сферы деятельности предполагает наличие у предпринимателя соответствующих факторов производства. Поэтому составной частью предпринимательской деятельности является приобретение таких факторов. Это означает, что предприниматель имеет необходимый для этого капитал как авансированную стоимость. Капитал может быть как собственным, так и заемным. На него приобретается или арендуется земля, покупаются нужные средства производства, нанимается рабочая сила. Ранее мы видели, что на рынках факторов производства предприниматели находятся на стороне спроса, противостоя их продавцам. Тем самым они обеспечивают занятость факторов производства и их вознаграждение.

Наличие необходимых факторов позволяет предпринимателям начать производство выбранных товаров. Так что организация производства и управление им предстают как важные составляющие предпринимательской деятельности. Это означает, что благодаря предпринимателям происходит соединение различных факторов производства и их функционирование. Здесь предприниматели дают ответ на вопрос: как производить?

Наиболее общий ответ на него прост: эффективно, то есть прибыльно. Это значит, что затраты факторов производства на единицу продукции должны быть минимальными, а будущая прибыль максимальна. С точки зрения общества, речь идет о рациональном использовании имеющихся на предприятиях ресурсов. В этом одно из общественных предназначений предпринимательской деятельности. В рамках такого предназначения предприниматель должен заниматься новаторством, совершенствуя организацию производства, систему управления, формы оплаты труда, производимый продукт и т.д.

Мы уже знаем, что стремление к максимизации заставляет предпринимателей, руководствуясь соответствующими правилами, определять объем производства, отвечая еще на один кардинальный вопрос: сколько производить? Тем самым объем общественного производства и его структура оказываются в зависимости от предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность предполагает не только производство, но и сбыт произведенных товаров. Эта деятельность может быть и чисто торговой, отражая наличие специализации между предпринимателями, при которой одни занимаются производством, а другие сбытом, посредничая между производителями и потребителями. Впрочем уже отмечалось, что микроэкономика и сбытовую деятельность рассматривает как производственную, производство услуг по доведению произведенных товаров до потребителей, также требующее вознаграждения в виде прибыли.

Субъектами экономической ответственности могут быть отдельные лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, и группа лиц, объединенных рамками партнерства или акционерного общества. На многих крупных предприятиях предпринимательская деятельность разделяется между несколькими лицами так, что один занимается вопросами стратегического планирования, решая вопрос о новых сферах деятельности предприятия, другой отвечает за организацию и управление производством, третий за сбыт и т.д. Соответственно каждый из них несет свою долю общей экономической ответственности предприятия.

Экономическая ответственность за результаты предпринимательской деятельности тесно связана с риском, характеризующимся вероятностью потерь. Риск, неизбежный атрибут хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, характеризующейся изменчивостью, непостоянством положения на рынках отдельных товаров, нестабильностью экономической конъюнктуры в целом. Несение такого риска характерная особенность предпринимательства. Предпринимательские решения могут быть ошибочными и тогда возможно не только понижение прибыли или ее отсутствие, но и убытки. Систематичность убытков неизбежно приводит к банкротству предприятия и утрате собственности предпринимателя на его имущество и к утрате личного имущества. При этом общество в целом может не понести никаких потерь, если, например, предприятие обанкротившегося предпринимателя перейдет в счет уплаты долгов в руки другого предпринимателя.

Необходимость несения риска предпринимателем обусловливает такую весьма характерную особенность прибыли как формы вознаграждения, как ее негарантированность в отличие от доходов, получаемых за факторы производства.


^ 2. Сущность, формы и факторы прибыли


Рассмотрение содержания предпринимательской деятельности показывает, что она строится на принципе коммерческого расчета. Данный принцип предполагает сопоставление доходов, полученных от продажи товаров, и расходов, необходимых для производства и реализации этих товаров, и обеспечение того, чтобы доходы превышали расходы и таким образом получалась прибыль.

Однако бухгалтерский подход к прибыли как к как разнице между выручкой и издержками предприятия не раскрывает экономической сущности прибыли. Для этого необходимо раскрыть источник прибыли.

На первый взгляд источник прибыли очень прост - это надбавка к себестоимости производимой продукции. Но мы видели, что такую надбавку в состоянии осуществлять только предприятия-монополисты. Предприятия, действующие в условиях совершенного рынка находят цену готовой на рынке. К тому же следует учитывать, что за денежной выручкой предприятий и каждой ее составной частью, включая прибыль, стоит стоимость материальных благ и услуг. Откуда она берется в обществе, если предприниматели просто делают надбавки к ценам на производимые товары?

Микроэкономический анализ использования и вознаграждения факторов производства показал, что каждый фактор принимает участие в создании чистого дохода, выступающего в виде разницы между расходами на факторы производства и приносимым им доходом. Мы видели, что часть чистого дохода идет на вознаграждение вещественных факторов производства в виде процента и ренты. Чистый доход, в свою очередь, является частью валового дохода, или чистого продукта, остающегося на предприятии после возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления. Разница между валовым и чистым доходом образует фонд заработной платы. Получается, что источником вознаграждения по факторам производства и прибыли является чистый продукт2.

Подобный подход не противоречит трудовой теории стоимости, согласно которой прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости, создаваемая трудом рабочих. Живой труд рабочих, впрочем как и предпринимателя как организатора и управляющего производством, создает вновь созданную стоимость, часть которой идет на заработную плату, часть на выплату процентов, ренты, а остаток образует прибыль.

Так что не только прибыль, но и процент, и рента предстают как формы прибавочной стоимости. Причем ее распределение происходит с учетом вклада вещественных факторов и предпринимательской деятельности в образование чистого дохода.

Обращение к трудовой теории стоимости для объяснения источника прибыли позволяет увидеть такой источник не только на предприятии, где она получается, но на других предприятиях. Это означает, что прибыль предстает не только как результат производства, но и распределения всей произведенной в обществе стоимости в результате внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция возникает между предприятиями, производящими однородные товары, по поводу сохранения и увеличения своей доли в производимой отраслью продукции и в ее предложении на рынке. В ходе этой конкуренции предприятия стремятся снизить издержки и, соответственно, иметь возможность продавать товары по более низким, чем у конкурентов, ценам, что позволяет им завоевывать рынок данных товаров, укреплять и расширять на нем свои позиции.

При этом, имея более низкие издержки, можно получать повышенную прибыль, так как рыночные цены отражают среднеотраслевые издержки и отраслевую стоимость. Так, если отраслевая стоимость какого-то товара равна 100 рублей, а предприятие сумело снизить стоимость своего товара до 90 рублей, то 10 рублей у него составит дополнительная прибыль. Чтобы получить преимущество на рынке, предприятие может предложить товар не за 100, а за 95 рублей. Это позволит быстрее реализовать товар и получить от каждого товара 5 рублей дополнительной прибыли.

Внутриотраслевая конкуренция проявляется и через стремление улучшить качество производимых товаров, их потребительских свойств.

Это делает товары более привлекательными для покупателей и позволяет завоевывать рынок. Кроме того, более качественная и привлекательная продукция может продаваться по цене выше рыночной, позволяя тем самым получать повышенную прибыль.

Межотраслевая конкуренция возникает между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, по поводу наиболее прибыльного вложения своего капитала. Такая конкуренция проявляется через перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, если эта прибыльность обусловлена внешними факторами: устойчиво высоким спросом на товар и, соответственно, высокими ценами на него, дешевыми факторами производства: сырьем, рабочей силой и т.д.

Однако когда в высокоприбыльную отрасль устремляются капиталы из других отраслей, то в отрасли происходит перепроизводство товаров и их предложение начинает превышать спрос, что влечет понижение цен и прибыли. Зато в отраслях, из которых из-за низкой прибыли произошел отток капитала, происходит сокращение производства товаров и их предложения на рынках. Если предложение оказывается ниже спроса, то происходит повышение цен, делая производство товаров выгодным. Сюда вновь устремится капитал из других менее прибыльных отраслей. Конечным результатом такого рода межотраслевой конкуренции является установление относительного равновесия в экономике, при котором на одинаковые вложения капитала при прочих равных условиях получается одинаковая или средняя прибыль.

Средняя прибыль в одних отраслях может быть выше той части чистого продукта предприятия, которая после возмещения затрат на факторы производства остается в качестве прибыли, а в других ниже. Это означает, что произведенный в обществе чистый доход, идущий на формирование прибылей, перераспределяется между предприятиями, занятыми в разных отраслях, таким образом, что если предприятие имеет средние условия производства, получается средняя прибыль.

Такую прибыль микроэкономика называет нормальной. Она характеризуется таким уровнем, который необходим для удержания предпринимателя и его капитала в данной отрасли. Нормальная прибыль позволяет предприятию обеспечивать воспроизводство своих фондов, а предпринимателю иметь доход, возмещающий его усилия как хозяйственника. Мы видели, что поскольку такого рода усилия рассматриваются как элемент издержек, то нормальная прибыль включается в состав полных издержек предприятия.

В действительности предприятие может иметь прибыль выше или ниже нормальной, поскольку равновесие в рыночной экономике относительно, да и само положение отдельных предприятий может меняться в лучшую или худшую сторону. Вот почему экономистам-практикам приходится оперировать понятием «балансовая прибыль». Она представляет собой разницу между выручкой предприятия и его внешними издержками. Эти издержки, как и формирующие выручку доходы предприятия, находят отражение в его бухгалтерских счетах, и потому такую прибыль называют также бухгалтерской.

Последняя после процентных и рентных платежей, а также уплаты налогов образует чистую прибыль. Эта прибыль остается в распоряжении предприятия, и именно она характеризует успех деятельности предпринимателя. Эта деятельность успешна, если чистая прибыль выше нормальной, и наоборот.

Как мы видели ранее, помимо внешних издержек у предприятия есть и внутренние издержки. В этой связи микроэкономика выделяет экономическую прибыль, которая возникает в том случае, если выручка превышает полные издержки, включающие не только внешние, но и внутренние издержки, в том числе нормальную прибыль. Наличие экономической прибыли является свидетельством особого успеха предпринимательской деятельности.

Такой успех требует знания тех факторов, которые определяют прибыль предприятия. Отметим основные из этих факторов.

1. Цены на производимую продукцию. Поскольку выручка предприятия находится в непосредственной зависимости от цен, то рост цен предполагает рост прибыли, и наоборот. Отсюда следует, что предпринимателю важно организовать производство такого товара, цены на который на рынке достаточно высокие. Возможна также организация производства какого-то нового товара, которого еще нет на рынке. В этом случае у его производителя не будет конкурентов, и можно установить монопольно высокую цену и получать монопольную прибыль.

2. Оптимальный объем производства. При данном уровне цен на ту или иную продукцию выручка зависит от количества произведенной и реализованной продукции, и чем больше ее производится, тем больше оказывается прибыль. Но мы уже знаем, что при определенных объемах производства начинают расти предельные издержки, так что получение максимальной прибыли требует учета равенства цен с предельными издержками.

3. Издержки предприятия. Чем ниже издержки при данных ценах на рынке и объеме производства, тем выше прибыль, и наоборот. Издержки, в свою очередь, зависят от ряда факторов:

а) цен на факторы производства, расходы на которые включаются в состав издержек предприятия;

б) эффективности факторов производства, технологии производства как способа использования факторов;

в) организации производства и управления им. От этого зависят оптимальность объемов производства, степень загруженности факторов производства, их соответствие друг другу, получаемая от них отдача;

г) структуры издержек: соотношение постоянных и переменных издержек, затрат основных и оборотных фондов на их активные и пассивные части. От этого зависит оборот фондов и получаемая прибыль.

Отмеченные факторы прибыли можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние находятся на самом предприятии. Они связаны с организацией производства, управлением им, стимулированием эффективного труда работников, оптимизацией факторов производства и объемов производства - всем тем, что характеризует организаторский и управленческий талант предпринимателей.

Внешние факторы находятся вне предприятия и характеризуют состояние рынков факторов производства соответствующего товара и рынков самих этих товаров. Использование таких факторов требует особых предпринимательских способностей: умения найти и приобрести сравнительно недорогие, но эффективные факторы производства, организовать стабильные поставки сырья, вспомогательных материалов, привлечь квалифицированных работников и т.д. Важно также выбрать тот товар для производства на предприятии, который будет пользоваться устойчивым спросом, уметь привлечь покупателей к своему товару, предвидеть возможные изменения на рынках как фактор производства, так и производимой продукции.

Следует иметь в виду, что внешние факторы могут меняться, в том числе в неблагоприятном для предприятия направлении. Так что прибыль предстает как форма вознаграждения за предпринимательскую деятельность в условиях рыночной неопределенности.


^ 3. Роль прибыли в рыночной экономике


Раскрытие сущности прибыли показывает ее особое место среди существующих в рыночной экономике различных форм вознаграждения и особую роль в экономике. Если значение заработной платы, процента и ренты ограничено сферой применения соответствующих факторов производства, то роль прибыли носит всеобъемлющий характер, распространяя свое влияние на всю экономику, определяя состояние всех ее сфер. Отметим наиболее важную пункты той роли, которую играет прибыль в рыночной экономике.

1. Прежде всего следует отметить ее распределительную и регулирующую роль. Мы уже видели, что именно из-за различий в прибыли происходит межотраслевое и территориальное движение ресурсов. Они направляются туда, где более всего нужны, так как высокая прибыль в отрасли оказывается обусловленной недостаточным производством товаров и вследствие превышения спроса над предложением высокими ценами. Мы также знаем, что межотраслевое движение ресурсов приводит к установлению относительного равновесия на рынках факторов производства и производимой с их помощью товаров.

Регулирующая роль прибыли заложена в механизм мотивации поведения предпринимателей. Каждый из них стремится найти наиболее выгодную сферу приложения своих сил и капитала. Прибыль выступает как цель и движущий мотив коммерческого расчета, закладываемого в основу такого поиска. Но для общества подобное расчетливое поведение предпринимателей означает направление ресурсов в производство нужных товаров, на которые возник повышенный спрос. Высокая прибыль, получаемая от производства таких товаров, предстает в виде оценки обществом предпринимательских усилий, точности расчета в выборе сферы деятельности.

Получение предприятием нормальной (средней) прибыли означает, что его средства вложены туда, где они нужны. Более высокая прибыль свидетельствует о большей необходимости ресурсов в данной отрасли. И наоборот, низкая прибыль или ее отсутствие служит сигналом о допущенной ошибке в выборе сферы предпринимательской деятельности и необходимости переброски ресурсов в другие сферы.

2. Очевидна стимулирующая роль прибыли. Она побуждает предпринимателей к наиболее эффективному ведению производства и сбыта продукции. Стремление к максимальной прибыли заставляет предприятия снижать издержки (что означает экономию ресурсов для общества), повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации и управления производством. Особый стимул создает возможность получения сверхприбыли, или экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать качество производимых товаров, применять в производстве достижения научно-технического прогресса. Она также заставляет идти на риск, производить совершенно новые товары, применять новейшие технологи, что нередко обеспечивает приоритет страны в какой-то сфере производства3.

Важно подчеркнуть, что во многом стимулирующая роль прибыли обеспечивается остаточным принципом ее формирования. Как мы отмечали ранее, чистая прибыль предприятия образуется как остаток выручки после возмещения издержек, платежей, положенного по обязательствам погашения долгов и уплаты налогов.

3. Прибыль играет также учетную роль, выступая в качестве показателя состояния производства на предприятии, прежде всего показателя его эффективности.

В экономической теории оценка состояния производства происходит по такому показателю, как норма прибыли (Нп). Она определяется путем процентного отношения прибыли (П) к величине авансированного капитала (Ка).

В хозяйственной практике широко используется показатель рентабельности. Выделяют рентабельность производства и рентабельность продукции.

Отношение прибыли к основным (ОФ) и оборотным средствам (ОбС) дает норму рентабельности производства (Нрп).

Поскольку предприятия производят не один, а несколько видов товаров, то ему важно знать, какой товар производить выгодно, а какой нет. Для этого используется норма рентабельности продукции (Нрт). Она определяется путем отношения прибыли, получаемой от реализации данной продукции (Пт), к издержкам ее производства (ИПт) или к цене товара (Цт).

Сравнивая нормы рентабельности производства различных товаров, предприниматели определяют степень их выгодности и перераспределяют ресурсы в пользу выгодной продукции. Тем самым межотраслевой перелив капитала, о котором мы говорили ранее, возможен и в рамках отдельных предприятий. Общая рентабельность производства на предприятии позволяет сравнивать свою работу с работой других предприятий и принимать необходимые меры по совершенствованию производства.

4. Прибыль играет также воспроизводственную роль. Остающаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль обычно делится на две части: распределяемую и не распределяемую. Первая часть идет на формирование доходов, в том числе премиальные надбавки к заработной плате, выплату дивидендов, формирование личного предпринимательского дохода. Вторая часть прибыли идет на формирование фондов производственного назначения, в том числе на фонд накопления, за счет которого приобретаются дополнительные факторы производства и тем самым обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.

Источником расширенного воспроизводства в масштабах всего общества служит и государственный бюджет. То, что в формировании госбюджета принимают участие и предприятия, платя налоги, в том числе налог на прибыль, позволяет отметить не только прямую, но и косвенную роль прибыли в воспроизводстве.

5. Вышеизложенное позволяет также говорить и о социальной роли прибыли. Так, участие рабочих в распределении прибыли имеет не только экономическое, но и социальное значение. На социальные нужды работников предприятия может направляться часть нераспределяемой прибыли, скажем, на строительство столовой или спортивного зала.

В масштабе общества многие социальные службы содержатся за счет государственного бюджета, в формировании которого принимает участие и прибыль предприятий.

Таким образом, в заключение можно сказать, что значение прибыли выходит за рамки не только отдельных предприятий, но экономики в целом. Она распространяет свое влияние и на социальную сферу.


^ 4. Функции прибыли


Финансовый результат – важнейший информационный показатель деятельности предприятия. Одним из проявлений финансового результата выступает показатель прибыли. Однако определение «прибыли» в качестве экономического термина далеко не однозначно. Выдающийся экономист и кибернетик К. Боулдинг отмечал, что «понятие прибыли не может быть однозначным, так как существует целый спектр таких понятий, каждое из которых отвечает строго определенной цели».

Анализируя функции прибыли в экономической жизни хозяйствующего субъекта, можно отметить, что прибыль необходима для:

1) оценки эффективности работы фирмы;

2) принятия решений, связанных с вложением средств в предприятие, покупкой его акций;

3) достижения целей собственников-акционеров;

4) использования данных о прибыли прошлых отчетных периодов для прогнозирования деятельности предприятия;

5) принятия управленческих решений (необходимо анализировать финансовые результаты, для того, чтобы обосновать управленческие решения прошлых и будущих периодов);

6) определения величины налогооблагаемой базы.

В связи с эти прибыль можно рассматривать как:

1) главную цель предпринимательской деятельности;

2) основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов;

3) главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия;

4) базу экономического развития государства.

Рассмотрим различные категории прибыли на основе выделенных выше определений.

Прибыль как главная цель предпринимательской деятельности находит свое выражение в росте благосостояния собственников конкретного предприятия, поскольку изменение благосостояния собственников происходит за счет получения прибыли или убытков. Если организация получает прибыль, то после ее распределения собственник получает дивиденды или реинвестирует ее для создания более экономически устойчивого предприятия, в случае же убытка, либо он не получит запланированного дохода, либо понесет дополнительные затраты по возмещению убытков организации. Таким образом, результат работы организации является решающим в определении дальнейших действий собственника. Основным побудительным мотивом к продолжению деятельности является прибыльность бизнеса. Для персонала организации уровень прибыли также является достаточно высоким стимулом их деятельности. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости, но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей. Для данной категории пользователей в большей степени представляет интерес уровень прибыли, исчисленной по данным бухгалтерского учета (бухгалтерская прибыль).

До недавнего времени вопрос максимизации прибыли вставал только на тех предприятиях, которые стремились поднять курс котировок акций.

Даже не задумываясь о налоговых последствиях, администрация этих предприятий старалась увеличить бухгалтерскую прибыль, что приводило к росту налогооблагаемой базы, так как прибыль налогооблагаемая и бухгалтерская были равны. Остальные предприятия сводили роль прибыли как главной цели предпринимательской деятельности на нет, так как пытались уменьшить налоговое бремя. Введение 25 главы НК РФ провело различие между бухгалтерской и налоговой прибылью, тем самым бухгалтерская прибыль вновь стала основной целью предпринимательской деятельности.

Определение прибыли как основного внутреннего источника формирования финансовых ресурсов сводится к стимулирующей функции прибыли. Она заключается в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса. Данную функцию выполняет нераспределенная прибыль, которая в свою очередь зависит от результата вычислений бухгалтерской и налоговой прибыли, поскольку представляет собой разницу между бухгалтерской прибылью и налогом на прибыль, рассчитанным исходя из налоговой прибыли.

При определении прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности необходимо определится с тем, в результате каких вычислений будет получен именно тот показатель прибыли, который будет объективно отражать результат деятельности организации.

Однако определение прибыли как критерия эффективности конкретной деятельности в настоящее время вызывает много споров в среде экономистов. Некоторые ученые считают выполнение данной функции прерогативой бухгалтерской прибыли, другие – экономической.

Первыми отметившими деление прибыли на бухгалтерскую и экономическую были последователи англо-американской школы бухгалтерского учета. Они отмечали, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает экономического содержания – действительного результата хозяйственной деятельности. Бухгалтерская прибыль – это результат реализации товаров или услуг, экономическая прибыль – это следствие, результат работы капитала (концепции сохранения капитала).

В связи с определением прибыли как основного источника возрастания рыночной стоимости предприятия, увеличения стоимости собственного капитала можно рассмотреть статический и динамический подходы к исчислению прибыли.

Прибыль, сформированная в соответствии с теорией статического баланса отлична от прибыли по теории динамического баланса. Чтобы оценить статическую прибыль необходимо оценить все имущество по рыночной стоимости и затем рассчитать разницу между собственным капиталом на конец и начало отчетного периода.

В отличие от статического баланса, позволяющего определить ресурсный потенциал предприятия, динамический баланс позволяет оценивать действующий потенциал и определять финансовые результаты от использования собственности. Финансовый результат в динамической концепции – это изменение за определенный период величины вложенного в предприятие капитала.

Баланс, построенный на основании статической модели, считается ликвидационным, то есть такой баланс показывает какова будет стоимость предприятия в случае продажи всего предприятия или его элементов.

Однако Дон Уайлдмен (1928) отмечает, что, если предприятие не продается, то какой смысл выполнять большую учетную работу по переоценке и выводить фиктивную прибыль, ибо что не продано, то и прибыли не имеет.

В. Ригер (1928) считал возможным определить подлинную прибыль фирмы только после ее ликвидации. Он отмечал, что прибыль предприятия есть разность между средствами, полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия.

И. Фишер (1867 – 1947) сравнивал капитал, образующий прибыль, с садом, приносящим урожай. С экономической точки зрения сад стоит столько, сколько стоит его урожай. Для Фишера прибыль порождается капиталом, но не зависит от стоимости имущества, наоборот, оценка капитала прямо зависит от величины доходов фирмы, ибо капитал – актив, способный приносить прибыль.

Ф. Шмидт (1882 – 1950) разграничивал понятия результата хозяйственной деятельности и прибыли (убытка). Результат хозяйственной деятельности определялся приростом (уменьшением) реального объема имущественного комплекса предприятия, а прибыль исчисляется в абстрактных денежных единицах. При этом прямой зависимости между этими величинами нет; объем имущества может уменьшаться, а прибыль расти и наоборот. Поскольку, согласно Шмидту, цель прибыли сводится к поддержанию способности фирмы к предпринимательской деятельности, решающее значение имеет достижение такого положения, когда рост прибыли соответствует росту финансового результата.

Функция прибыли как базы экономического развития государства осуществляется через налоговую систему. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Данную функцию выполняет прибыль, представленная в виде базы налогообложения (налогооблагаемая прибыль).

Выполнение данной функции прибылью зависит как от учетной политики предприятия, так и от налоговой политики государства. По действующему законодательству в Российской Федерации ставка налога на прибыль является недифференцированной по величине прибыли.

Для целей стимулирования предприятий к увеличению объемов прибыли и сокращению фактов занижения объемов налогооблагаемой прибыли на предприятии, а соответственно и для большего проявления показателя прибыли как базы экономического развития государства, целесообразно было бы предложить ввести регрессивное обложение прибыли (опыт Нидерландов). Предложить взимать налог на прибыль по полной ставке только с уровня объема производства, достигнутого в предыдущем году, а с прироста объема производства в текущем году взимать налог на прибыль по пониженной ставке от суммы налога, зачисляемой в бюджет территории.

Таким образом, понятие «прибыли» в наибольшей степени раскрывается посредствам изучения выполняемых ею функций.


^ 5. Максимизация прибыли и предельный доход


Случай максимизации прибыли - ситуация, в результате которой фирма получает экономическую прибыль в условиях такого объема производства, при котором убытки минимальны. Иначе говоря, это ситуация, при которой цена выше средних общих издержек производства или равна предельным издержкам.

Правило максимизации прибыли: фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.

Главным стимулом деятельности фирмы является максимизация прибыли. А если фирма убыточная, то мотивом ее деятельности становится минимизация убытков, что, по сути, однотипно. Фирма должна выбрать такой объем производства, при котором прибыль максимальна (убытки минимальны).

Определение такого объема производства основано на сопоставлении предельного дохода MR и предельных издержек МС при разных объемах выпуска продукции. Пока предельный доход превышает предельные издержки (MR > MC), фирма увеличивает выпуск продукции, так как каждая дополнительно произведенная единица продукции приносит дополнительную прибыль, общая прибыль растет. Если МС > MR, общая прибыль сокращается, расширение производства нецелесообразно.

Своего максимума общая прибыль достигает при равенстве предельного дохода и предельных издержек. Объем производства, при котором MR = MC называется точкой оптимального выпуска.

Предельный доход (англ. marginal revenue) - максимальный доход, полученный от продажи дополнительной единицы продукции. Необходимо сопоставлять предельные издержки и П.д. Товар выгодно производить, когда пред. издержки ниже П.д. При слабой конкуренции П.д. сокращается, поскольку каждая дополнит, единица продукции продается по более низкой цене.


Коэффициент предельного дохода - отношение предельного дохода к выручке от реализации либо отношение предельного дохода на единицу продукции к ее цене за тот же период.

Предельный доход чистого монополиста



Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с совокупной кривой спроса. Поэтому кривая спроса монополиста также имеет отрицательный наклон.
Пусть, x - выпуск фирмы монополиста, P(x) - уравнение кривой спроса, тогда P'(x) < 0 (потому что кривая спроса имеет отрицательный наклон).

TR(x) = P(x) * x - общий доход фирмы.

Продифференцируем обе части уравнения:

TR'(x) = P(x) + P'(x)*x

MR(x) = P(x) + P'(x)*x, следовательно

MR(x) < P(x) (так как P'(x) < 0 и x > 0)

где, MR (x) - предельный доход монополиста.

Таким образом, мы вывели тот факт, что в случае монополистического рынка кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, то есть предельный доход монополиста ниже цены.

^ 6. Выручка от реализации продуктов и услуг


Реализация готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия.

В объем реализации не включаются стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот (исключение составляют лесная, пищевая, легкая промышленность).

Выручка от реализации продукции — сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.

Кроме выручки от реализации основной продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами и др.). Важным моментом в процессе поступления выручки является своевременность поступления средств. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, ритмичность отгрузки, формы расчетов и др.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами -— при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов.

При определении для налогообложения выручки по мере оплаты продукции прибыль от реализации будет меньше, чем при исчислении по моменту отгрузки, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет зависеть от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого способа может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции, реализованной для целей налогообложения, означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов на прибыль, НДС и целый ряд других платежей.

По международным стандартам доходы и издержки накапливаются, т.е. принимаются к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа, .т.е. используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по реализации и финансовым результатам по мере оплаты по счетам нарушают основной принцип учета — сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг) — процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком; на нее большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция4.

Несмотря на коренные изменения, внесенные в систему ценообразования в связи с ее либерализацией, калькуляционный метод формирования цен остается основным, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того — получение прибыли. Если рассчитанная калькуляционным методом цена окажется выше сложившейся на рынке, нужно изыскать пути снижения затрат или отказаться от производства данного товара.

Предварительно рассчитываются две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планируемом году: продажная, обеспечивающая изготовителю нормальные условия воспроизводства, и минимальная, компенсирующая предприятию затраты при минимуме прибыли. При наличии крупных заказов или стабильных связей изготовителей с заказчиками последние вправе знакомиться с калькуляциями. Изготовитель может отказаться от представления калькуляции, а заказчик — от приобретения товара, цена которого ему представляется завышенной.

Наряду с калькуляционным применяются и другие методы формирования цен на впервые осваиваемые изделия: параметрический, основанный на зависимости цены от основного параметра изделия (мощности, грузоподъемности, быстродействия и др.); статистический, основанный на анализе динамического ряда цен аналогичных или родственных изделий, и др. Но при всех условиях цена должна возмещать затраты изготовителя, поэтому использование калькуляций необходимо. Иногда проектирование цен на крупные дорогостоящие изделия поручают специализированным консалтинговым фирмам, в объективности которых уверены обе стороны — изготовитель и заказчик. Подобного рода работы выполняет, например, американская фирма Rand Corporation.


^ 7. Взаимосвязь финансовых результатов деятельности организации


Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость: если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль — основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия — выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. он включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия приведена на рис. 1.

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

 

 

Валовой доход

Материальные затраты

Оплата труда

Прибыль

Себестоимость

Чистая прибыль

Налог на прибыль

Выручка от реализации

 

Рис.1. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Предприятия, осуществляющие экспортную .деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.

Вторая составляющая валовой (общей) прибыли предприятия — прибыль от реализации основных средств и иного имущества (рис.2). Третья составляющая валовой прибыли — прибыль от внереализационных операций, т.е. от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.



Рис. 2. Прибыль от реализации основных средств

Для повышения эффективности работы предприятий первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), рост прибыли.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам (рис.3). К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.



Рис 3. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственнът факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

В развитых странах (США, Канаде, Германии, Англии, Франции, Италии и др.) широкое распространение получил расчет конечных результатов деятельности предприятия с помощью метода «затраты-выпуск».

В соответствии с этим методом общий результат работы предприятия определяется путем суммирования эксплуатационного и финансового результатов. По каждому из видов деятельности производится соизмерение затрат с выпуском продукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат.

Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой — деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в сторонних предприятиях, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной — деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.).

При определении степени и качества внутреннего и внешнего взаимодействия предприятия следует рассмотреть, чем руководствуются предприятия в своей деятельности. Для прояснения этого вопроса целесообразно рассмотреть темы, посвящённые сбыту продукции предприятия и его финансовой деятельности.

Заключение


Экономическая ответственность за результаты предпринимательской деятельности тесно связана с риском, характеризующимся вероятностью потерь. Риск, неизбежный атрибут хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, характеризующейся изменчивостью, непостоянством положения на рынках отдельных товаров, нестабильностью экономической конъюнктуры в целом. Несение такого риска характерная особенность предпринимательства. Предпринимательские решения могут быть ошибочными и тогда возможно не только понижение прибыли или ее отсутствие, но и убытки. Систематичность убытков неизбежно приводит к банкротству предприятия и утрате собственности предпринимателя на его имущество и к утрате личного имущества. При этом общество в целом может не понести никаких потерь, если, например, предприятие обанкротившегося предпринимателя перейдет в счет уплаты долгов в руки другого предпринимателя.

Главным стимулом деятельности фирмы является максимизация прибыли. А если фирма убыточная, то мотивом ее деятельности становится минимизация убытков, что, по сути, однотипно. Фирма должна выбрать такой объем производства, при котором прибыль максимальна (убытки минимальны).

Литература


  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. - Новосибирск: Лада, 2002.

  2. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - СПб.: Питер, 2000.

  3. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2000.

  4. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2000.

  5. Современная экономика: Учеб. пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

  6. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 1998.

  7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000.

  8. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос, 2001.

  9. Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. - М.: Экзамен, 2003.




1 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2000.

2 Экономическая теория / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. - М.: Экзамен, 2003.

3 Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2000.

4 Современная экономика: Учеб. пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 iconДипломная работа Учет и анализ финансовых результатов (на примере ООО “Карат”, г. Биробиджан)
В условиях перехода России к рыночной экономике большое значение приобретают вопросы бухгалтерского учета и экономического анализе...
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 iconДипломная работа Учет и анализ финансовых результатов (на примере ООО “Карат”, г. Биробиджан)
В условиях перехода России к рыночной экономике большое значение приобретают вопросы бухгалтерского учета и экономического анализе...
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 iconАнализ финансовых результатов на предприятии

Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 iconКаша – сила наша
Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. А без движения, без правильного питания не может быть здоровья. Значение питательных веществ...
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 iconБольшинство исследователей разделяет творческий путь Шекспира на три периода
Значение творчества Уильяма Шекспира (1564-1616, родился и умер 23 апреля в Стрэтфорде-на-Эвоне) трудно переоценить: его имя стоит...
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 iconМетодические рекомендации для учителей начальных классов по организации и проведению педагогического мониторинга
Адач, поставленных перед современной школой, педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания...
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 iconУчет фондов, резервов и займов; учет и анализ финансовых результатов и использования прибыли
Подробно эти вопросы рассматриваются в темах, посвященных учету финансовых результатов
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 icon1. 1 формирование финансовых результатов предприятия и значение прибыли 4
ТеорЕтические основы управления финансовыми результатами и деятельности предприятия 4
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 icon1. Учет финансовых результатов (счета №№46. 80)
Учет финансовых результатов и использования прибыли. Учет доходов будущих периодов
Значение финансовых результатов на предприятии трудно переоценить. 3 icon1. географическое положение
Россия одна из крупнейших по населению и самая большая по площади страна. Огромен ее политический, природный и культурный потенциал,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы