2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение icon

2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение



Название2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение
Дата конвертации01.03.2013
Размер214.53 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


2910


Содержание


Введение…………………………………………………………………..3

1. Сущность кредитной политики организации………………………..4

2. Особенности определения размера скидок………………………...12

3. Особенности определения оптимального срока кредитования…...14

Заключение……………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………..21


Введение


Актуальность темы исследования. В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Целью данной работы является рассмотрение особенностей формирования кредитной политики организации.


^ 1. Сущность кредитной политики организации


Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

какой тип кредитной политики следует избрать организации.


В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

При расчете этой суммы необходимо учитывать:

планируемые объемы реализации продукции в кредит;

средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;

средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);

коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле1:

Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360

где Идз — необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк — планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс:ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

Формирование системы кредитных условий

В состав этих условий входят следующие элементы:

срок предоставления кредита (кредитный период);

размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции2.

Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ПСк = ЦСн х 360 / СПк,

где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию;

в %, СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

репутация покупателя в деловом мире;

платежеспособность покупателя;

результативность хозяйственной деятельности покупателя;

состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

дееспособность покупателя;

уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:

из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);

из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);

из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как:

срок предоставления кредита;

необходимость страхования кредита за счет покупателей;

формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.


^ 2. Особенности определения размера скидок


В соответствии со статьей 415 ГК РФ прощение долга определяется как способ прекращения обязательства посредством освобождения кредитором должника от лежащих на последнем обязанностей3.

Соглашение, согласно которому сторона освобождает или обязуется освободить другую сторону от имущественной обязанности перед собой, квалифицируется как дарение в соответствии с пунктом 1 статьи 572 ГК РФ.

Таким образом, согласно указанному подходу включение в договор условия о предоставлении скидки не изменяет величину первоначально установленного обязательства, то есть цену приобретаемого товара, а направлено на частичное освобождение покупателя от имущественной обязанности перед продавцом.

Отметим, что указанная позиция относительно природы предоставляемых покупателю скидок впервые была сформулирована МНС РФ в письме от 25 июля 2002 года №02-3-08/84-Ю216, в котором указано, что если на сумму предоставленной скидки цена товара не изменяется, уменьшение задолженности покупателя является прощением долга.

Квалификация предоставляемой покупателю скидки в виде уменьшение задолженности покупателя по оплате поставленных товаров как частичное освобождение покупателя от денежного обязательства по оплате товаров может быть произведена при следующих обстоятельствах:

отсутствие в договоре четкого указания на то, что предоставляемые покупателю скидки уменьшают первоначально установленную цену товаров;

указание в первичных учетных документах (накладных на отгрузку), а также счете-фактуре размера цен на реализованные товары без учета представляемых скидок;

определение величины скидки в ходе урегулирования взаимных обязательств по оплате товаров актом зачета в последующем отчетном периоде (то есть при погашении возникших обязательств по оплате товаров).

При этом, как правило, взаимоотношения покупателя и продавца в связи с предоставлением скидки складываются следующим образом.

Размер суммы предоставляемых скидок определяется расчетным путем. В связи с этим в качестве документального основания подтверждения размера скидки, предоставляемой за соответствующий расчетный период, признается специальный расчет. После согласования сторонами величины представляемой в данном периоде скидки в конце квартала или месяца на основании указанного расчета-уведомления определяется объем задолженности покупателя за проданный товар и осуществляется процедура выверки взаимных расчетов в форме зачета взаимных требований или возврата покупателю части первоначальной стоимости оплаченного товара, уменьшенной в результате расчета суммы скидки.


^ 3. Особенности определения оптимального срока кредитования


Несмотря на то что банковский кредит все чаще используется для покрытия дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и коммерческий кредит (отсрочка платежа контрагенту). Это объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой природой коммерческого кредита, которая заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.

Сегодня практически все компании вынуждены кредитовать своих покупателей, вследствие чего большинство функционирует за счет перекредитования. Поэтому крайне важно, чтобы организации выбирали оптимальные для себя способы кредитования покупателей, тем самым поддерживая всю цепочку прямо или косвенно взаимозависимых компаний. А начать следует с анализа дебиторской задолженности, к образованию которой приводит выданный коммерческий кредит. Затем результаты анализа будут положены в основу кредитной политики компании, которая должна стать инструментом управления дебиторской задолженностью.

Основные показатели

Основная задача анализа – определить оптимальный срок кредитования покупателей. Это важно для того, чтобы впоследствии своевременно погашать обязательства перед кредиторами. В данном примере все внимание будет уделено тому, как на предприятии происходит кредитование покупателей по основному виду деятельности. Для того чтобы показатели затем можно было сравнивать, лучше взять период в два-три года. Если такой возможности нет, то как минимум в один год. В анализе дебиторской задолженности используется коэффициентный метод. Показатели и методики их расчета могут отличаться в зависимости от конкретных условий работы компании, главное, чтобы полученный результат как можно больше соответствовал действительности. В качестве одного из возможных вариантов расчета основных показателей возьмем следующий алгоритм:

а) Оборачиваемость дебиторской задолженности (Receivables turnover)

Оборачиваемость дебиторской задолженности = Выручка от продаж (в кредит): Средняя за период дебиторская задолженность;

б) Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (Average collection period)

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = Средняя за период дебиторская задолженность :Средняя дневная выручка от продаж (в кредит).

Предположим, что расчеты с покупателями по основному виду деятельности отражаются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и вся дебиторская задолженность является краткосрочной. Средняя за период дебиторская задолженность – это среднегодовое значение дебиторской задолженности. Обычно определяется как суммарное дебетовое сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на начало и конец периода, деленное пополам, но можно сделать и более точный поквартальный расчет. Средние данные необходимы для того, чтобы нивелировать изменения деловой активности в течение года.

Выручка от продаж по основному виду деятельности отражается по кредиту счета 90 «Продажи». Тогда для расчета нужно взять кредитовый оборот счета 90, причем только ту его часть, которая появилась в результате продажи товаров в кредит. Если учетная система компании не содержит таких данных, то можно скорректировать общую сумму выручки, основываясь на информации, полученной другими способами. Все же это лучше, чем ничего, если выручка от реализации без предоставления кредита составляет, например, половину от всей выручки.

Заметим, что мы намеренно берем выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы она была сопоставима со средней за период дебиторской задолженностью.

Интерпретация показателей

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, насколько эффективно компания собирает долги покупателей за свою продукцию. В основном используется для того, чтобы отследить динамику развития или сравнить компанию с другими представителями отрасли. Аналогичный показатель в днях показывает, на какой срок, в среднем, компания кредитует покупателей. Чем выше первый показатель и соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской задолженностью. Однако надо быть осторожными и, пытаясь улучшить показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, не навредить объемам продаж.

Ухудшение показателей не всегда свидетельствует о снижении эффективности управления. Это может быть следствием осуществления более мягкой политики кредитования покупателей. Такое решение могло быть принято в качестве стимулирования продаж или как ответный шаг на действия конкурентов.

Оценка результатов анализа

Для оценки результаты анализа нужно сравнить со среднеотраслевыми или собственными показателями за предыдущие периоды. Первое не всегда доступно, а если и доступно, то может быть недостоверно, поэтому лучше полагаться на аналогичные показатели этой же компании за предыдущие периоды. Правда, могут возникнуть сложности и с их получением – смена программного обеспечения, различные методики расчета (если подобный анализ проводился ранее) и другие факторы приводят к тому, что отправной точкой для текущего и последующих анализов становятся коэффициенты, рассчитанные за последний год. Однако даже они скажут многое, так как отражают те условия, в которых фактически работает компания. Эти условия можно сравнить с теми, в которых она должна функционировать (например, в соответствии с действующими договорами). Для такого сравнения лучше всего подойдет показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. Прежде всего нужно посмотреть:

Во-первых, насколько оборачиваемость в днях соответствует срокам кредитования, установленным в договорах с покупателями. Разобраться поможет составление списка по всем клиентам, с которыми заключены договоры.

Во-вторых, может ли компания позволить себе полученную оборачиваемость в днях. Для этого нужно провести анализ источников, за счет которых имеется возможность кредитовать покупателей. Основными источниками, как правило, являются кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты банков (авансы покупателей можно исключить, так как они уже были учтены в дебетовом сальдо по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» при расчете показателей оборачиваемости).

Как правило, выводы неутешительны: фактический срок кредитования покупателей превышает сроки, установленные договорами (или же применяемые по умолчанию в случае отсутствия договора), источниками для финансирования дебиторской задолженности являются кредиторы, которым тоже нужны средства. А в итоге компания теряет время и деньги.

Пример

Предположим, в соответствии с условиями договора средний срок оплаты услуг, предоставляемых ЗАО «Бизнес», составляет 20 календарных дней. Годовой объем продаж на условиях отсрочки платежа составил 4 000 000 руб., средняя дебиторская задолженность – 350 000 руб., тогда:


Средняя дневная выручка от продаж в кредит = 4 000 000 : 365 = 10 959 руб.

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = 350 000 : 10 959 = 32 дня.

Получается, что фактически сложившийся период кредитования покупателей в 1,6 раза превышает договорный. Данное превышение не явилось инструментом маркетинговой политики компании. Скорее всего оно говорит о том, что в ЗАО «Бизнес» неэффективен кредитный контроль. Вложения в дебиторскую задолженность можно рассматривать и как инвестиции. В этом случае появятся альтернативные издержки*:

Если бы покупатели платили через 20 дней, то в среднем размер дебиторской задолженности составил бы 10 959 ( 20 = 219 180 руб. В данном случае превышение срока кредитования покупателей на 12 дней (32 – – 20) приводит к отвлечению из оборота дополнительно 10 959 ( 12 = 131 508 руб. В то же время ЗАО «Бизнес» имеет возможность вложить деньги в ценные бумаги с годовым доходом 11%. Следовательно, годовой размер альтернативных издержек составит 131 508 ( 11% = 14 466 руб.

Действия

После того как были выявлены расхождения между тем, что должно быть и что есть на самом деле, следует сократить расхождения до возможного минимума и построить эффективную систему кредитования покупателей. Для этого необходимо:

повысить эффективность кредитного контроля. А проще говоря, нужно сделать сроки платежей в договорах действующими, а не номинальными. На практике это означает отслеживание сроков платежа по каждому выставленному счету;

обеспечить наличие необходимых данных. Может быть и так, что кредитный контролер или тот, кто выполняет его функции, трудится хорошо, но есть причины, которые не дают ему делать это эффективно. Так, несвоевременное поступление данных из бухгалтерии может свести на нет усилия десятка кредитных контролеров;

отслеживать изменения рыночных условий. Возможно, рынок уже не требует таких больших сроков кредитования покупателей. Значит, их нужно сокращать, иначе компания будет неэффективно использовать средства, слишком много вкладывая в дебиторскую задолженность;

правильно прописывать сроки оплаты в договоре. Например, было принято решение предоставить новому покупателю 15 рабочих дней кредита, разумеется с момента получения им счета. А в договоре клиент настаивает на несколько иной формулировке: «Все счета должны быть оплачены Клиентом в течение 15 рабочих дней со дня получения счета или дня принятия соответствующего акта Клиентом – в зависимости от того, какая из дат наступит позже». Момент принятия (то есть подписания) акта клиентом проконтролировать практически невозможно. Если же в договоре установлен срок рассмотрения акта пять дней, то можно быть уверенными, что клиент обязательно воспользуется этими дополнительными пятью днями кредита. Все это говорит о том, что надо устанавливать такие сроки оплаты, которые впоследствии можно будет отследить.

Конечно, любой показатель, даже если он рассчитан почти в «лабораторных» условиях, будет лишь максимально приближен к тому, что есть на самом деле. Чтобы определить оптимальный срок кредитования покупателей, помимо анализа показателей оборачиваемости необходимо учесть и факторы внешней среды. Тем не менее анализ оборачиваемости дебиторской задолженности может быть очень полезен, если компания закрепит методику расчета основных показателей и будет проводить его в будущем на регулярной основе.


Заключение


Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

система предоставляемых скидок.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.


^ Список литературы


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.).

  2. Анализ финансовой отчётности. /Беркстайн Л. А. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Савицкая Г.В. – Мн.: ООО «Новое знание», 2001.

  4. Бухгалтерский учёт: учебное пособие. / Кондраков Н.П. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  5. «Ваша прибыль в условиях рынка». / Кодацкий В.П. – М.: «Финансы и статистика», 2003.

  6. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

  7. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

  8. Финансово-экономическое состояние предприятия. / Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие. - М.: Изд-во «Приор», 2000.

  9. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. / Ковалёв В.В. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  10. Финансы. / Под редакцией Дробозиной Л.А. – М.: издательство «Финансы» ЮНИТИ, 2000.

  11. Экономическая теория / Под редакцией Добрынина А.И., Тарассвича Л.С. - С-Пб.: издательство СПбГУЭФ, изд. «Питер», 2002.




1 Финансы. / Под редакцией Дробозиной Л.А. – М.: издательство «Финансы» ЮНИТИ, 2000

2 Финансово-экономическое состояние предприятия. / Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие. - М.: Изд-во «Приор», 2000.


3 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.)





Похожие:

2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание Введение 3 Глава Сущность и содержание маркетинга в туризме 5 Глава Процесс планирования маркетинга в сфере туризма 17 Глава Особенности рекламы в сфере туризма 22 Заключение 27 Список литературы 28 Введение
С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в один из важнейших видов мирового...
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconПлан Введение Основные этапы развития индивидуального обучения слепоглухонемого ребенка Особенности организации и педагогические принципы индивидуального обучения слепоглухонемых детей Заключение Список литературы Введение
Особенности организации и педагогические принципы индивидуального обучения слепоглухонемых детей
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание. Введение с. 2 Глава Сущность маркетинга. Его элементы с. 3-13 Глава Основные принципы маркетинга с. 13-20 Глава Особенности развития маркетинга в РФ с. 21-27 Заключение с. 27-28 Список использованной литературы с. 29 Введение
«Максвелл-хаус» с двумя чайными ложками сахарного песка «Домино», одновременно жуя сдобную булочку «Сара Ли». Мы покупаем апельсины,...
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание Введение Особенности телефонной коммуникации Содержательность телефонного разговора Этикет деловой беседы по телефону Заключение Список использованной литературы Введение
Телефон вот уже больше столетия служит связующей нитью между людьми. Но приходится отметить, что за столь долгий срок многие так...
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание Введение Программа маркетинга в хозяйственной деятельности предприятия, её основные блоки Торговая марка: сущность и измерения Тест Заключение Список используемой литературы Введение
В первой части контрольной работы следует раскрыть понятие и содержание маркетинговой программы, её основные блоки
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание: Введение 2 Особенности спроса и поведения организованных потребителей в процессе закупки 3 Критерии конкурентоспособности товара. Оценка уровня конкурентоспособности 8 Тест 12 Заключение 13 Список литературы 14 Введение
Внутри каждого из них различают множество самых разных рынков и не только по видам товаров, географическим регионам, группам основных...
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание Введение 3 Место сервиса в товарной политике 4 Сущность прямого маркетинга 9 Тест 12 Заключение 14 Список используемой литературы 15 Введение
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconПлан Введение Особенности речевого развития детей с дцп особенности диагностики речевых нарушений у детей с дцп заключение Список литературы Введение
Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основ­ном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье...
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание Введение Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
Понятие, социально-экономическая сущность и особенности государственного кредита
2910 Содержание Введение Сущность кредитной политики организации Особенности определения размера скидок Особенности определения оптимального срока кредитования Заключение Список литературы Введение iconСодержание Введение Субъекты государственной социальной политики заключение список литературы Введение
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы