Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание icon

Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание



НазваниеРазработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание
Дата конвертации01.03.2013
Размер206.93 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии


Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Этапы внедрения СМК на предприятии……………………...5

1. 1. Внедрение СМК…………………………………………………….5

1. 2. Этапы построения СМК……………………………………………6

Глава 2. Построение СМК по стандарту ISO 9001:2000 в ООО «Огонек»………………………………………………………………………..12

2. 1. Содержание этапов внедрения СМК……………………………..12

2. 2. Разработка нормативной документации…………………………12

2. 3. Внедрение СМК…………………………………………………...16

2. 4. Оценка степени внедрения СМК…………………………………17

2. 5. Получение сертификата…………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………...19

Список литературы……………………………………………………..20


Введение

Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически правильно организовать работу по его реализации:

  • проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой;

  • состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития: в нем могут появляться новые элементы (объекты) и из его состава могут удаляться некоторые его элементы;

  • проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы, при этом между выделяемыми элементами должны определяться и поддерживаться определенные связи.

Разделение всей сферы деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно «проект» и «внешнюю среду» в определенной степени условно. Причины этого заключаются в следующем:

  1. Проект не является жестким стабильным образованием: ряд его элементов в процессе реализации проекта могут менять свое местоположение, переходя в состав проекта из внешней среды и обратно.

  2. Ряд элементов проекта могут использоваться как в его составе, так и вне его. Типичным примером этому могут служить специалисты, одновременно работающие как над реализацией конкретного проекта, так и над решением некоторых других проблем (в частности, над выполнением какого-то другого проекта).

В практике бизнес-планирования обычно подлежат изучению три аспекта окружения проекта:

  • политический, а именно - отношение федеральных и местных властей к проекту,

  • территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции,

  • экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта1.

Целью данной курсовой работы является разработка проекта по внедрению системы менеджмента качества на предприятии.

Задачи работы: изучить теоретические вопросы управления проектом, на базе изученного разработать проект по внедрению системы менеджмента качества на предприятии.


Глава 1. Этапы внедрения СМК на предприятии

1. 1. Внедрение СМК

В последнее время к документам, подтверждающим стабильность, надежность и перспективность компании, таким как отчетность по МСФО или стратегический бизнес-план, прибавился сертификат на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 90012. Грамотное внедрение данной системы позволит получить целый ряд преимуществ – повысить управляемость компании, конкурентоспособность и качество продукции и услуг, снизить издержки, сделать организацию клиентоориентированной. Система менеджмента качества (СМК) – это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия, в том числе и в области управления качеством выпускаемой продукции3. Наиболее эффективными при создании системы менеджмента качества считаются требования, зафиксированные в международных стандартах ISO серии 9000.

Необходимо также отметить, что эффективную СМК можно создать и не ориентируясь на стандарты ISO серии 9000. Однако для того чтобы сертифицировать эту систему, то есть получить документ, свидетельствующий о том, что процессы, осуществляемые в организации, эффективны и направлены на постоянное улучшение качества продукции (услуг), система должна соответствовать требованиям стандарта ISO 9001-20004. Поэтому процесс создания СМК будет рассматриваться с точки зрения требований ISO 9001.

Для того чтобы построить систему менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9001, в компании должны быть созданы следующие элементы системы менеджмента качества:

  • документ, в котором необходимо сформулировать цели и задачи системы менеджмента качества, а также принципы их достижения («политика в области качества»);

  • соответствующая «Политике в области качества» система взаимосвязанных, а также взаимодополняющих процессов;

  • нормативные документы, которые описывают и регулируют бизнес-процессы деятельности в рамках системы менеджмента качества;

  • эффективный механизм реализации требований, которые регламентируются нормативной базой;

  • подготовленный и грамотный персонал организации.

При формировании всех этих элементов должны учитываться основные принципы менеджмента качества. Рассмотрим процесс построения системы менеджмента качества поэтапно.

^ 1. 2. Этапы построения СМК

Первый этап. Решение руководства

Руководитель должен принять решение о начале проекта, известить всех сотрудников компании, а также создать предпосылки для быстрого осуществления всех остальных этапов. Также следует сформулировать цели построения системы менеджмента качества, выделить на верхнем уровне процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. Впоследствии цели системы менеджмента качества просто необходимо зафиксировать в документе под названием «Политика в области качества», в нем также описываются принципы их достижения. Этот документ является основополагающим в системе нормативной документации системы менеджмента качества организации.

Второй этап. Обучение персонала

Для дальнейшей успешной работы системы менеджмента качества персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение пользованию системой можно провести как с помощью консультантов, так и самостоятельно, если в компании есть сотрудник, имеющий опыт постановки СМК5.

Третий этап. Формирование программы внедрения системы менеджмента качества

Внедрение системы менеджмента качества следует рассматривать как сложный и длительный проект (сроком до полутора-двух лет). Поэтому необходимо составить программу внедрения системы менеджмента качества, которая должна включать:

  • описание всех этапов внедрения;

  • список ответственных лиц за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, лучше всех знающие специфику работы своих подразделений;

  • бюджет внедрения системы менеджмента качества. В него включаются как расходы на сертификацию, так и оплата услуг консультантов в случае их привлечения, а также стоимость дальнейшего обучения персонала, стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта. При постановке СМК можно обойтись и своими силами, однако отвлечение топ-менеджмента от основной работы, а также подготовка собственных специалистов необходимого уровня могут стоить дороже, чем услуги консалтинговой компании6;

  • процедуру оценки внедрения системы менеджмента качества. Указываются критерии, по которым руководство может определить, удалось ли достигнуть поставленных в начале проекта целей.

После составления программы можно приступать к непосредственной постановке системы менеджмента качества.

Четвертый этап. Описание и оптимизация бизнес-процессов

Основой всех системы менеджмента качества является процессный подход. В первую очередь необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для системы менеджмента качества. Например, для производственного предприятия это будут процесс производства и продажи продукта, а также сервисное обслуживание и закупки. Описание проводится с использованием специализированных инструментальных компьютерных средств на основе информации, получаемой в ходе интервью с исполнителями и т. п.

Описанные бизнес-процессы необходимо оптимизировать, то есть устранить все несоответствия требованиям стандарта и дублирующие процессы, также разработать новые процессы согласно правилам стандарта. Наиболее часто в организациях отсутствует процесс «Оценка удовлетворенности потребителей», который по стандарту является необходимым. Поэтому нужно разработать систему показателей, а также процедуры, необходимые для реализации и мониторинга этого процесса7.

Пятый этап. Разработка нормативной документации СМК

На этом этапе формируются нормативные документы, регламенты и процедуры, которые обеспечивают работу системы менеджмента качества. Основой для них обычно является уже существующий на предприятии набор документов, который модифицируется, а также дополняется в соответствии с требованиями стандарта.

Сначала на основе «Политики в области качества» готовится документ под названием «Руководство по качеству». Он содержит основные положения, регламентирующие деятельность в рамках системы менеджмента качества: разграничение зон ответственности, требования к службе качества, описание процедур обеспечения качества, порядок ведения документооборота СМК, описание процедуры рассмотрения жалоб и т. п.

Следующий уровень документов называется «Общесистемные документированные процедуры». В соответствии со стандартом ISO 9001 следует осуществлять шесть процедур:

  • управление документами;

  • управление данными (записями);

  • управление аудитом СМК;

  • управление продукцией, не соответствующей стандартам (процесс выявления брака и порядок его утилизации);

  • управление мероприятиями, корректирующими несоответствия;

  • управление мероприятиями, предупреждающими появление несоответствий8.

Документы следующего уровня описывают правила эффективного планирования и реализации процессов и управления ими. К таким документам относятся рабочие методики, должностные инструкции работников, технологические карты процессов.

Основанием «пирамиды» документов являются данные, подтверждающие, что требования, предъявляемые системе менеджмента качества, реализуются на практике. Это отчеты о проделанной работе, записи в журналах операций и тому подобное, то есть документальная основа ежедневной работы сотрудников.

При составлении нормативной документации нужно учитывать требование стандарта ISO 9001 о компетенции персонала, выполняющего работы в рамках системы менеджмента качества. Это значит, что в нормативных документах должны описываться процесс доступа работников к нормативной документации, а также требования к компетенции персонала (уровень знаний, опыт работы), программа повышения уровня сотрудников в случае необходимости, система мотивации сотрудников и т. п.

Необходимо также отметить, что эффективное использование большого числа нормативных элементов СМК требует наличия в организации систем электронного документооборота.

Шестой этап. Тестирование системы менеджмента качества и внутренний аудит

После разработки всех нормативных документов начнется опытная эксплуатация системы менеджмента качества. Запускать процессы в рамках новой системы можно постепенно, сначала внедрить контроль процесса закупок, затем производства и т. п. Опытная эксплуатация сопровождается проведением внутреннего аудита, специальных процедур по проверке работы системы менеджмента качества. В начале эксплуатации они проводятся часто – возможно, раз в неделю, затем реже – один раз в месяц или даже в квартал.

Для целей внутреннего аудита необходимо зафиксировать количественные показатели качества, например, это может быть процент брака, показатель удовлетворенности клиентов, процент возврата и т. п., к которым необходимо стремиться. Для определения значения подобных показателей обычно используют аналогичные показатели лидеров отрасли9. В ходе внутреннего аудита должны выявляться несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта. Эти отклонения необходимо фиксировать. Затем по итогам аудита проводится корректировка работы сотрудников, а также нормативной документации для того, чтобы в дальнейшем избегать отклонений. Всю эту работу также следует документировать в соответствующих процедурах СМК.

Седьмой этап. Получение сертификата

Для того чтобы сертифицировать системы менеджмента качества, необходимо подать заявление в сертификационный орган. Первоначально нужно представить в сертификационный орган ряд документов:

  • заявление о сертификации;

  • все документы по системе менеджмента качества («Политику в области качества», «Руководство по качеству»; схему организационной структуры компании, документированные процедуры и другие разработанные документы СМК);

  • перечень основных потребителей, поставщиков предприятия.

Специалисты сертификационного органа в течение 1 месяца проводят экспертизу представленных документов. Экспертиза может включать и визит представителей сертификационного органа на предприятие для проверки системы качества в действии. По итогам проверки составляется протокол, в котором фиксируются все несоответствия между СМК и требованиями ISO 900110. Обычно по результатам первого этапа проверки находят более ста несоответствий, и задача предприятия как можно быстрее устранить их и доказать это сертификационному органу. Как правило, на данные операции уходит 1-4 месяца.

После этого проводится собственно сертификация. Если все значимые несоответствия устранены, предприятию выдается сертификат (он оформляется около месяца). Повторные (наблюдательные) аудиты системы менеджмента качества сертификационный орган проводит с определенной периодичностью. Они подтверждают, что предприятие не только внедрило систему менеджмента качества, но и постоянно улучшает ее. Стоимость такого аудита составляет примерно треть от расходов на первичную сертификацию.


Глава 2. Построение СМК по стандарту ISO 9001:2000 в ООО «Огонек»

^ 2. 1. Содержание этапов внедрения СМК

Внедрение системы менеджмента качества в ООО «Огонек» займет около года и будет осуществляться силами специалистов компании. Итак, каковы же основные этапы внедрения СМК в компании (табл. 1).

Таблица 1. Этапы внедрения СМК в ООО «Огонек»



Этап

Период

Описание

1

Подготовка в внедрению СМК

Июнь-сентябрь 2007 г.

Изучение текста стандарта, принятие внутренних обязательств по построению СМК, распределение ответственности по элементам стандарта

2

Разработка нормативной документации

Сентябрь-декабрь 2007 г.

Создание «Руководства по качеству», разработка процедур и инструкций для всех сотрудников компаний. При этом за основу будет взята разработка фирмы «1С» - типовая система качества франчайзи (ТСКФ)

3

Внедрение СМК

Январь-март 2008 г.

Внедрение в работу организации процессного подхода и процессов СМК

4

Подготовка к сертификации и сертификация

Апрель-май 2008 г.

Отладка работы СМК и подготовка к сертификации


^ 2. 2. Разработка нормативной документации

Работа над внедрением СМК начнется с описания существующих и разработки новых бизнес-процессов, которые потребовались в соответствии с ISO 9001:2000 (табл. 2).

Таблица 2. Основные процессы СМК в ООО «Огонек»



Процесс (новый – Н, существующий – С)

Краткое описание

1

Организация руководителем фирмы работы в области качества (Н)

Определение и регулярный анализ потребностей заказчиков, определение политики качества и доведение ее до сведения персонала, установка целей в области качества и контроль за их достижением, распределение ответственности и полномочий в области качества, обеспечение внутренними коммуникациями, проведение анализа руководителем

2

Управление процессами (Н)

Определение перечня процессов в фирме и их взаимосвязи, регулярный мониторинг процессов

3

Внутренний аудит (Н)

Проведение внутреннего аудита качества, а также регистрация его результатов

4

Поиск и контроль несоответствий, корректирующие, предупреждающие действия (Н)

Регистрация несоответствий стандартам и их анализ, разработка корректирующих, подготовительных действий, оценка их эффективности

5

Управление жалобами и оцнка удовлетворенности заказчиков (Н)

Регистрация, обработка жалоб, оценка удовлетворенности заказчиков, анализ информации по обратной связи с заказчиками

6

Управление нормативной документации (Н)

Разработка нормативной документации по СМК, постоянный анализ ее актуальности, управление нормативными документами и их рассылка

7

Ведение и анализ записей по качеству (С)

Ведение перечня всех записей в фирме и управление ими

8

Управление основным производственным процессом

Определение и анализ требований к каждому продукту, планирование проектирования, анализ, проверка и утверждение проектов, управление производством и закупками

9

Управление квалификацией персонала (С)

Ведение записей по текущей квалификации сотрудников и планирование их обучения, оценка эффективности проводимого обучения

10

Управление ресурсами

Определение и анализ требований к рабочей среде и инфраструктуре, поддержание их в рабочем состоянии


Для упрощения внедрения процессного подхода в корпоративной информационной системе создается справочник «Процессы». В нем приводятся характеристики процессов: наименование, код, краткое описание, владелец. Из него можно попасть в другие справочники, в которых хранится следующая информация:

  • нормативные документы, которые описывают каждый процесс;

  • записи по качеству, их необходимо вести в рамках каждого процесса;

  • данные о навыках и знаниях, которыми должны обладать сотрудники, которые выполняют работы по каждому из процессов;

  • перечень требований, которые предъявляются к каждому процессу;

  • описание целей, которых следует достигать по каждому процессу;

  • информация о «входах», «выходах» каждого процесса, то есть материалы для переработки и документы, которые используются для того, чтобы начать процесс, и продукты, получаемые в результате его функционирования и т. д.

Затем разрабатываются «Руководство по качеству» и инструкции по его применению. Для этого имеющаяся в организации документация, а также документация из типовой системы качества франчайзи, которую разработала организация «1С» для своих партнеров, была проанализирована на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000. В результате был составлен перечень изменений в работе ООО «Огонек», который условно можно разделить на следующие группы:

  • новые процессы: например, анализ со стороны руководства, управление нормативной документацией, внутренний аудит и пр.;

  • новые бланки: документы, которые необходимо заполнять сотрудникам при исполнении работ;

  • дополнительные этапы выполнения процессов: анализ контракта, документирование его результатов; анализ, проверка и утверждение проектов и пр.

Для обеспечения унификации документов по СМК для каждого типа документов прописываются правила их создания, также шаблоны.

Описание процессов, процедур и составление рабочих инструкций поручается наиболее опытным специалистам – непосредственным исполнителям данных процессов. Это позволит выполнить работу быстро и точно, также уменьшить трудности при внедрении системы менеджмента качества, потому что сотрудники описывали процесс именно так, как им было бы наиболее удобно выполнять его или как они его выполняют.

После для каждого процесса создаются бланки записей, в них исполнители будут заносить информацию о прохождении процесса. Затем в информационной системе ООО «Огонек» появится электронный документ «Руководство сотрудника», который позволит не только получать сведения о процессах, относящихся к компетенции специалиста, требованиях и целях в области качества по ним, но и открывать связанные с этими процессами инструкции и бланки записей непосредственно из базы данных.

^ 2. 3. Внедрение СМК

На этом этапе создаются условия для работы персонала в соответствии с утвержденным «Руководством по качеству»:

  • было объявлено, что организация начала работать с использованием СМК;

  • сотрудникам обеспечивается доступ к нормативным документам, которые необходимы для выполнения работы по новой технологии («Руководство сотрудника» и другие документы в базе данных организации);

  • внутренний аудит будет проводиться специально назначенным сотрудником из службы качества через определенные периоды (на первоначальном этапе внутренний аудит будет проводиться через неделю);

  • в процессе внутреннего аудита выявляются, а затем корректируются несоответствия между функционированием процессов, работой сотрудников и нормативными документами.

Такой подход позволит в любой момент получать информацию о работе всех процессов, выявлять требования, которые не выполняются, и устранять возникающие несоответствия путем обучения сотрудников, переработки нормативных документов и даже изменения требований. Ранее одна из проблем состояла в том, что сотрудники фирмы несвоевременно отвечали на обращения заказчиков. Теперь каждый запрос заказчика будет регистрироваться в базе данных. Это позволит контролировать количество запросов и оперативно на них реагировать.

Для внедрения процессов, относящихся непосредственно к службе качества, работа сотрудников этой службы сразу должна быть автоматизирована, поэтому они приступят к выполнению своих обязанностей без задержек. Данные о показателях системы менеджмента качества – удовлетворенности заказчиков, жалобах, несоответствиях, корректирующих и предупреждающих действиях, результатах аудитов и так далее – будут регистрироваться в автоматическом режиме.

^ 2. 4. Оценка степени внедрения СМК

При построении системы менеджмента качества очень важно выбрать показатели, с помощью которых можно оценивать степень ее внедрения. Требования к работе фирмы, соответствующие стандарту ISO 9001: 2000, необходимо описать в «Руководстве по качеству». Если же эти требования не выполняются, возникают несоответствия между существующей деятельностью и этим документом. Таким образом, по количеству несоответствий, зарегистрированных в организации, можно будет судить о том, как идет внедрение СМК.

На начальном этапе работы СМК в ООО «Огонек» будет большое количество несоответствий, которые будут выявляться в процессе работы и внутреннего аудита. Примерно через 2-3 месяца количество текущих несоответствий станет снижаться: вновь выявленных несоответствий будет меньше, чем тех, которые удастся устранить.

Кроме того, организация будет следить за изменением качества предоставляемых ею услуг.

^ 2. 5. Получение сертификата

В мае 2008 года ООО «Огонек» подаст документы в российское отделение международного сертифицирующего органа Det Norske Veritas (DNV). После в компании будет проведен сертификационный аудит. Аудитор побеседует с каждым сотрудником, чтобы выяснить, все ли специалисты знакомы с требованиями СМК и соответствует ли их работа этим требованиям.

Подготовка и внедрение СМК займут почти год, тем не менее рабочее время сотрудников компании и деньги на оплату услуг сертифицирующего органа не будут потрачены не зря. После внедрения СМК выростет уровень удовлетворенности клиентов компании. Также возрастут обороты компании и количество клиентов. Чистая прибыль ООО «Огонек» за год после внедрения СМК увеличится почти в три раза. Доля дохода, получаемого от самого крупного клиента, в общих доходах компании упала в 5-10 раз, то есть компания стала гораздо устойчивее. Кроме того, по итогам внедрения СМК специалисты компании выпустили ряд учебных пособий и получили возможность оказывать услуги по постановке СМК на других предприятиях.


Заключение

В крупных производственных компаниях система менеджмента качества может затрагивать только производственные процессы и не распространяться на обслуживающие подразделения. Тем не менее большинство финансовых директоров участвуют в координации постановки СМК.

Некоторые процессы и процедуры, которые необходимы для эффективного роста бизнеса, следует внедрять еще на этапе его развития, иначе будет поздно. Например, многие компании сомневаются в необходимости учета по международным стандартам, считая, что если они работают в России и ведут бизнес с российскими предприятиями, то переход на МСФО – только трата времени и средств. Но как только бизнес достигает определенного уровня, появляются принципиально новые цели, то есть привлечь надежных инвесторов, улучшить собственный имидж, стать лидером рынка. Приходится перестраивать отчетность, приглашать консультантов – на все это может уйти много лет. К таким ключевым процессам, которые необходимо внедрять с самого начала, относится, на мой взгляд, и внедрение ISO.

Есть также еще один важный аспект. Редко когда организации изначально профессионально строят свои бизнес-процессы, поэтому постановка системы менеджмента качества помогает упорядочить работу компании и направить ее в нужное русло. Для того чтобы выйти на более новую организационную ступень, мы начнем этот проект в ООО «Огонек».


Список литературы
^

1. Клифорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.

2. Мартынюк В.В. Оптимальная форма. М., Журнал Свое дело. №4, 2003.


3. Управление проектами. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: 2001.

4. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании. Учебное пособие. – М.: Питер, 2006.

5. 101 Сектрет успешного руководителя. Научись управлять временем, людьми и собой. Уинстон С., Стефани Уинстоню – М.: БАЛАНС БИЗНЕС БУКС, 2004.

6. Федоренко А.Н. Бизнес в России. СПб., Изд-во Деловая книга, 2001.

7. Финансовый директор, 2003, № 1.


1 Управление проектами. Учебное пособие для вузов. – М.: Экономика, 2001

2 Финансовый директор, 2003, № 1

3 Финансовый директор, 2003, № 1

4 Финансовый директор, 2003, № 1

5 Финаносовый директор, 2003, № 1

6 Финаносовый директор, 2003, № 1


7 Финансовый директор, 2003, № 1

8 Финансовый директор, 2003, № 1

9 Финансовый директор, 2003, № 1

10 Финансовый директор, 2003, № 1





Похожие:

Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconРазработка элементов системы хассп на кондитерском предприятии
Разработка проекта системы качества хассп на примере производства шоколадных паст
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconПлан мероприятий по внедрению принципов системы «Упорядочение». 20 4 Разработка плана мероприятий по реализации направления
...
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconДипломная работа Тема: Разработка предложений по эффективному внедрению системы менеджмента качества на примере гоу впо ульяновский государственный технический университет
Во многом, возникновение данных проблем связано с несовершенством проекта по внедрению смк в Улгту. Блок-схема процесса внедрения...
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconМетодические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества в образовательных учреждениях (приложение 2)
«Станкин» (мгту «Станкин»), Томским политехническим университетом (тпу) в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение по созданию...
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconСтатья методология реализации системного подхода к обеспечению эффективности менеджмента качества на промышленном предприятии
Приятий с позиций системного подхода. Представлена общая схема и содержание методологических уровней исследования системы менеджмента...
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconРазработка системы управления качеством на предприятии. Введение. 1
Теоретические основы системы управления качеством применяемой на зао «Пластик». 2
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconРоль системного анализа в осуществлении эффективного менеджмента качества на предприятии
В статье рассматриваются отдельные вопросы разработки эффективной системы менеджмента качества. Обоснована необходимость проведения...
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconУправления карьерой на предприятии 11
Целью курсовой работы является разработка научнообоснованной системы управления карьерой как способа удовлетворения потребности организации...
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconРуководство по внедрению системы управления знаниями в организации
Карен Джанетто, Энн Уиллер Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями,...
Разработка проекта по внедрению системы управления качества на предприятии Содержание iconСтратегические направления работы и мероприятия по реализации Программы управления качеством образования в рмат на 2011-2015 годы
Реализация корпоративного проекта (системы проектов) по совершенствованию системы управления и оценки качества высшего профессионального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы