Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов icon

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов




Скачать 184.84 Kb.
НазваниеВведение Понятие семьи и брака как социальных институтов
Дата конвертации01.03.2013
Размер184.84 Kb.
ТипРеферат
источник




Содержание


Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие семьи и брака как социальных институтов………………....5

    1. Семья, ее функции…………………………………………………..5

    2. Брак, его формы……………………………………………………..9

  2. Проблемы семьи и брака в современной России……………………13

    1. Состояние семьи и брака в современной России………………...13

    2. Государственная семейная политика по регулированию

семьи и брака в России…………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………….23


Введение

Брачно-семейные отношения – это такой социальный институт, без которого не может обойтись ни одно общество и ни одна страна. Все социальные институты современной России проходят процедуру реструктуризации (политические, экономические, образования, здравоохранения, социального развития, духовности, культурные и семейно-брачные) в связи с изменением вектора социального развития от социалистических отношений к рыночно-либеральным.

Семья в социуме – сложный феномен. Она, с одной стороны, зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые происходят в нем, и, с другой – имеет собственную эволюцию, обусловленную ее собственными механизмами.

Актуальность работы заключается в том, что современная российская семья изменяется вместе с изменением общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с изменением семьи. Вместе с тем возникает кризис, который наблюдается в разных сферах семейно-брачных отношениях. Именно этот социальный институт является той ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения отдельного человека и общества.

Объект исследования – социальные институты семьи и брака. Предмет исследования – проблемы семьи и брака в современной России.

Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:

- дать понятие семьи и брака как социальных институтов;

- охарактеризовать современное состояние института семейно-брачных отношений, тем самым выявить проблемы семьи и брака в современной России;

- определить направления государственной политики по регулированию института семьи и брака.


1. Понятие семьи и брака как социальных институтов


1.1. Семья, ее функции

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

Современная семья представляет собой весьма сложное явление. Ее характер определяется не только отношениями между супругами, родителями и детьми, но и общественно-экономическими, политическими, национальными и другими условиями.

Семья обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует важнейшие интересы и потребности человека. В семье как в общественной ячейке происходит формирование личности именно в том возрасте, когда закладываются самые глубокие основы ее интеллектуального, нравственного, речевого и физического развития. В семье будущие граждане получают первые уроки жизни, у них формируются навыки общественного поведения. Именно под влиянием семьи начинает формироваться мировоззрение семьи1.

Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института?

1. Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.

4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и т. д. в классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам его родителей и родственников, придавая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.2

^ 1.2. Брак, его формы

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз.

Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц и т. д.

Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака3. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни4.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья – институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.

Выделяют два главных типа брака – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии – только из чужой. Кроме того, существуют две другие формы – моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид – калымный брак) формы.

При экзогамии предполагается, что чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь. Принадлежность к другой народности или нации тоже может служить препятствием к заключению брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация).

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).5

Таким образом, брачно-семейные отношения – это такой социальный институт, без которого не может обойтись ни одно общество. Современные семья и брак становятся фундаментальными ценностями, созданными человечеством за всю историю своего существования. Институт семейно-брачных отношений выполняет ряд важных функций: репродуктивную, воспитательную, статусную, социализации, эмоциональную и др. Поэтому в позитивном развитии семьи и брака, сохранении и укреплении заинтересованы гражданское общество, а также государство, признанное создать условия для его становления.


^ 2. Проблемы семьи и брака в современной России


2.1.Состояние института семьи и брака в современной России

В начале 90-х гг. ХХ в. в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, моральных устоях и ориентациях людей, в обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Данный переход породил глубокий, общесистемный кризис, который также поразил институт семейно-брачных отношений.

В чем же суть проблем современной российской семьи? Где, в каких ее звеньях кризис? Следует отметить, что проявления кризиса наблюдаются в самых различных ее сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.
      Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что, начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что «неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества»6. Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда «обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия»7.С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Основными причинами разводов являются: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. В целом по России в 1999г. на 1000 чел. населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода.

Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последние пятнадцать лет рождаемость в стране уменьшилась примерно вдвое. Семья в России в настоящее время состоит из 3,2 чел. Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость. За 1992-1999 гг. население России сократилась на 2,8 млн. человек, причем «естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. Процесс депопуляции (снижение численности населения) в ближайшие десятилетия по имеющимся прогнозам будет продолжаться. По оценкам Госкомстата в 2015 г. Численность населения России составит 138 млн. человек. Другие прогнозы обещают к 2025 г. сокращение численности населения на 33 млн. человек8.

Словом, если раньше семья ассоциировалась с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас, в лучшем случае – мужем с женой и двумя детьми. Такое состояние российской семьи не отвечает условиям расширенного воспроизводства населения страны, задачам семейного воспитания. Но дело не только в демографическом воспроизводстве. Как справедливо замечает Н. М. Римашевская «демографическое воспроизводство в России последних лет характеризуется не только прямой депопуляцией, уменьшением естественного прироста населения, но и снижением его качественных характеристик по всему кругу показателей»9.

Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и, следовательно, двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализации детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. «Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и, получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми, и не думает о нашем благополучии»10.

Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске11.

По данным социологических опросов прибегают к использованию физического насилия родители как городских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.

При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни. Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение, средств массовой информации, особенно центрального телевидения.


^ 2.2. Государственная семейная политика по регулированию семьи и брака в России

Сегодня без семьи нельзя решить ни одну из наболевших проблем, идет ли речь о выживании народа, о производстве материального продукта, о строительстве жилья, о воспитании и образовании детей и молодежи. Государству нужно повернуться лицом к семье. Оно должно занять более активную позицию по отношению к данному институту общества.

Размышляя о повышении роли государства в укреплении и развитии семьи, важно, чтобы оно (государство) не «бросало» семью, но и не вмешивалось бы в процесс ее социального становления и развития. Государство должно помогать семье, а не заменять ее, обеспечивать условия (социальные, культурные, политические, экономические) для творческого самовыражения семьи. В этом суть современной семейной политики российского государства12.

Семейная политика, проводимая государством, потому называется семейной, что конкретным объектом ее действия является семья. Правильность и обоснованность разработки и осуществления семейной политики во многом предопределяется тем социальным статусом, какой занимает семья в обществе.

Семейная политика – одна из форм (сторон) государственной социальной политики. Сама социальная политика до настоящего времени выступает вторичной по отношению к экономике, экономической политике.

Современная семья в России еще не является приоритетной в системе государственной социальной политики. Хотя в последнее время государство стало, хотя и немного, уделять внимание проблемам семьи.

Так, в послании президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было предложено материальное стимулирование деторождаемости.

Но можно расширить уже предложенные Президентом Российской Федерации меры по стимулированию рождения детей, если мы хотим серьезно изменить положение с демографией в России. Они могут быть, например, такие:

- при рождении ребенка (любого по числу) матери – 40 % прежнего заработка или 3 региональных прожиточных минимума ежемесячно до достижении ребенком 3 лет или до выхода матери на работу:

- при рождении первого ребенка – выплата 100 тыс. руб. в начале каждого года до достижения ребенком 10 лет и 150 тыс. руб. с 10 лет до исполнения ребенку 18 лет;

- 50 % погашения стоимости квартиры или ипотечного кредита за квартиру, или проектной стоимости строящегося жилья;

- при рождении второго ребенка – выплата, соответственно, 150 и 200 тыс. руб. ежегодно и погашение 70 % стоимости жилья;

- при рождении третьего ребенка – 200 и 250 тыс. руб., бесплатное комфортное жилье по социальной норме или 0,5 млн. руб. на обзаведение и прочие нужды.

Естественно, для реализации этих мер необходимо будет организовать строгий контроль со стороны органов социальной защиты и медицинских учреждений за социальным состоянием и здоровьем родителей и детей.

Более того, потребуется, видимо, создание самостоятельного межведомственного учреждения, которое будет полностью отвечать за вопросы демографии и заниматься формированием семейно-демографической политики. Важно, чтобы у этого учреждения был приоритет в отношении других министерств и ведомств, которые курируют вопросы демографии13.

Программа материального стимулирования рождаемости, предложенная В. В. Путиным, безусловно носит конструктивный и перспективный характер. Но, как правильно отметил сам президент, « проблема низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям… И мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу»14.

Таким образом, основа эффективной семейной политики и ключевое условие успешной ее реализации заложены в социокультурном фундаменте нашего общества. Не уменьшая значимости материальной поддержки семей, считаю, что семейная политика должна базироваться на принципе возрождения семейных ценностей. А это означает повышение социального статуса и престижа многодетной семьи с 3-4 детьми, формирование у молодежи репродуктивных установок, ориентированных на увеличение желаемого числа детей и создание условий для реализации этих установок. Сегодня, как никогда ранее, становится очевидным, что полная 2-3-4-детная семья является гарантией стабильного функционирования и развития общества. Только такая семья обеспечивает демографический баланс в обществе, моральное, физическое, психологическое здоровье нации, успешное функционирование всех его институтов.


Заключение

Семья – это настоящее России, но это и ее будущее. Сегодня «несмотря на негативно оцениваемые обыденным и отчасти научным сознанием умножение числа разводов, внебрачных сексуальных контактов, снижение уровня рождаемости и т. д. незыблемость института семьи, в принципе, не один аналитик не ставит под сомнение»15. По мере движения общества будут меняться лишь формы семьи, но семья сохранится. «Семья, - утверждает Ю. А. Гаспарян, - находится в состоянии вечного обновления, молодости, приспосабливаясь к потребностям тех, из кого она складывается»16.

Будущее семьи России – это те ценности, на которых она ориентируется. Счастье и любовь в семейной жизни – это благополучие, духовность и внутренняя свобода всех членов семьи, их нравственные принципы, нравственный выбор, гуманистическая основа ее развития.

Названные ценности, принципы, основы лежат в основе обновления российской семьи, в основе ее будущего развития. Известно, что уровень цивилизации зависит от науки и искусства. Это верно. Но верно и другое – уровень цивилизации зависит и от семьи, ее духовного мира и ценностных ориентации. Понятно, что одна из основных (если не главных) задач нового века в России – сохранить семью, найти формы и методы ее защиты и укрепления, продолжить для будущих поколений одухотворенное ее назначение.

Список использованной литературы


  1. Адзиев Х. Г. Семья как институт гражданского общества //Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6. - С. 88 – 109.

  2. Артюхов А. В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс. – 2002. - № 7. – С. 108 -110.

  3. Валламова С. Н. Семья и дети а жизненных установках россиян // Социс. – 2006. - № 11. – С. 61 – 73.

  4. Волков Ю.Г. Социология молодёжи / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.  

  5. Гаспарян Ю. А. Институт семьи: проблемы обновления и развития.- СПб.: Проект, 1999.

  6. Гендерный калейдоскоп / Под общ. ред. д-ра эконом. наук. М. М. Малышевой. – М.: Academa, 2002.

  7. Голод С. И. Семья и брак: историко – социологический анализ. – СПб.: Проект, 1998.

  8. Гребениченко С. Ф. Демографический взрыв в России? //Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6. – С. 3 – 25.

  9. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века / Под ред. Н. М. Римашевской. – М.: Издательство ИСЭПН, 2001.

  10. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. – 2003. - № 7. – С. 92 – 100.

  11. Кравченко А. И. Социология. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2002.

  12. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2006. – 11 мая. – С. 1 – 3.

  13. Пуляев В. Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С. 128 – 147.

  14. Солодовников В. В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения //Социс. – 2004. - № 6. – С. 76 – 88.

  15. Фролов С. С. Социология. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001.

1 Кравченко А. И. Социология. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 240.


2Фролов С. С. Социология. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2001. – С. 167 – 169.



3 Кравченко А. И. Указ. соч. С. 252.

4 Кравченко А. И. Указ. соч. С. 252.

5 Фролов С. С. Указ. соч. С. 164 – 166.

6 Волков Ю.Г. Социология молодёжи / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – С. 271.  

7 Адзиев Х. Г. Семья как институт гражданского общества //Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6. - С. 90.134.

8 Пуляев В. Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 6. – С.134.

9Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века / Под ред. Н. М. Римашевской. – М.: Издательство ИСЭПН, 2001. – С. 43.



10 Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. – 2003. - № 7. – С. 97.

11 Солодовников В. В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения //Социс. – 2004. - № 6. – С.78.

12 Артюхов А. В. Государственная семейная политика и ее особенности в России // Социс. – 2002. - № 7. – С. 108.

13Гребениченко С. Ф. Демографический взрыв в России? //Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6. – С. 21.

14Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2006. – 11 мая. – С. 1 – 3.



15 Голод С. И. Семьяи брак : историко – социологический анализ. – СПб.: Проект, 1998. – С. 229.

16 Гаспарян Ю. А. Институт семьи: проблемы обновления и развития.- СПб.: Проект, 1999. – С.4.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconСемья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconПонятие семьи и брака

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов icon1. Сущность и типология социальных институтов 3 > Эволюция социальных институтов 5
Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения,...

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconРазвитие и функционирование семьи как социального института и малой группы
Рилза и Ле Пи. В середине XIX века они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов,...

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconМинистерство иностранных дел российской федерации
Характеристика социальных институтов древнего общества. Род в древности. Понятие матриархата и патриархата

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconМетодические указания Главной целью семинара является выявление первичности права по отношению к государству. Для достижения этой задачи рекомендуется сосредоточить внимание на, во-первых, определении объективного характера социальных норм и присущих им качественных характеристик;
Характеристика социальных институтов древнего общества. Род в древности. Понятие матриархата и патриархата

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconОглавление 1 Введение 2 Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды 3 брака. Конфликт в современной семье 3
Развод как социально – психологический феномен. Семья как источник психических травм 10

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconПояснительная записка Жить в обществе и быть свободным от общества действительно нельзя. И уже действительно нельзя организовать процесс воспитания, не принимая во внимание изменений в окружающем мире: экономическое и политическое реформирование,
Эти изменения породили ряд проблем в организации воспитатель­ного процесса, так как коснулись непосредственно школы и семьи двух...

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconИнститут семьи и брака в традиционном обществе

Введение Понятие семьи и брака как социальных институтов iconЛекции по римскому частному праву. 1991 г. Тема Семинар второй Семинар второй «Правоотношения родителей и детей. Институт опеки и попечительства»
Семинар первый – Понятие брака. Заключение и расторжение брака. Правовой режим имущественных отношений супругов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы