Введение Актуальность темы исследования icon

Введение Актуальность темы исследования



НазваниеВведение Актуальность темы исследования
страница1/3
Дата конвертации28.02.2013
Размер0.54 Mb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические аспекты памяти как ведущего познавательного процесса детей дошкольного возраста……………………………………...


5

1.1. Общее представление о памяти в современной психологии……………………………………………………………………………..


5

1.2. Особенности памяти детей дошкольного возраста……………………

9

Выводы по 1 главе……………………………………………………………

13

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей памяти дошкольников………………………………………………………………………….


14

2.1. Методы изучения памяти детей дошкольного возраста………………

14

2.2. Анализ проведенного исследования……………………………………

22

Выводы по 2 главе……………………………………………………………

30

Заключение……………………………………………………………………

31

Список использованной литературы………………………………………..

33

Приложения…………………………………………………………………..

35



Введение


Актуальность темы исследования состоит в том, что изучение закономерностей психических процессов в наши дни опять сделало проблему памяти одним из узловых вопросов психологии.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называют памятью1. С.Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»2. Память лежит в основе любого психического явления. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти3. Большие изменения происходят в процессах памяти детей дошкольного возраста.

Проблемой исследования памяти занимались и продолжают заниматься многие ученые в нашей стране и за рубежом.
Психологическое изучение памяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии (1749 г.), Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта (1876 г.), Рибо (1894, 1895 гг.). В отечественной психологии следует выделить работы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др.4

Тема изучения памяти дошкольника актуальна и в наши дни, так как еще недостаточно изучены вопросы особенностей памяти детей дошкольного возраста.

Все вышесказанное позволило определить тему курсовой работы: память как ведущий процесс детей дошкольного возраста.

^ Объект исследования: выборка из 10 детей 6-7 лет.

Предмет исследования: особенности памяти детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности памяти детей дошкольного возраста.

^ Гипотеза исследования: от уровня зрительного запоминания материала зависит уровень кратковременной слуховой памяти, и наоборот, уровень кратковременной слуховой памяти зависит от уровня зрительного запоминания материала.

Задачи исследования:

  1. подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

  2. подобрать и провести методики на выявление особенностей памяти детей дошкольного возраста;

  3. проанализировать полученные результаты.

В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты памяти как ведущего познавательного процесса детей дошкольного возраста, во второй – экспериментальное изучение особенностей памяти дошкольников.

Для написания работы использовалась педагогическая, психологическая литература и периодика.


^ Глава 1. Теоретические аспекты памяти как ведущего

познавательного процесса детей дошкольного возраста


    1. Общее представление о памяти в современной психологии


В современной психологии существует множество определений памяти. В психологическом словаре память трактуется так: «Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.»5

Психолог Р.С. Немов определяет память как «впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.»6

По мнению А.Р. Лурия «память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков».7

Другой психолог Л.Д. Столяренко дает такое определение памяти: «Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания».8

Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

2. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

3. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную;

4. по сути предмета и способа запоминания.9

По характеру участия воли (целевой деятельности):

  1. непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;

  2. произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

^ По характеру психической деятельности.

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные.10 Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев.11

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. 12

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память  это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память сконцентрированы на удовлетворение биологических потребностей организма.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы.13

Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание.14

^ По продолжительности сохранения информации память подразделяют:

  1. Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти  от 0,1 до 0,5 секунд.

2. Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 секунд. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.

3. Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

4. Долговременная память – память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время.

Память включает ряд процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание, и забывание. Все эти процессы играют большую роль, т.к. являются основами познания мира человеком.

Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга15. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.

Сохранение – это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали16.

Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемиче-ской деятельности  этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция.17

Забывание – процесс противоположный сохранению18.

Таким образом, мы видим, что память – это сложный познавательный процесс, изменения в котором происходят на протяжении всей жизни человека. Рассмотрим изменения, происходящие в памяти ребенка на протяжении дошкольного возраста.



    1. ^ Особенности памяти детей дошкольного возраста



Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Этот возраст оставляет много ярких воспоминаний.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер19. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запом­нить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее харак­тера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отно­шению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, об­думывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рас­сматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим мес­там, например отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание являет­ся косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. Ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов.

Произвольные формы за­поминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет20. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ре­бенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от пего ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоми­нания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припомина­ние вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похо­жих на лошадей, ты видел?» и т.п. Ребенок постепенно учился повто­рять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, исполь­зовать связи при припоминании. В конце концов дети осознают необ­ходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

Соотношение непроизвольного и произвольного запо­минания. Несмотря на существенные достижения в овладении произ­вольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнитель­но редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствую­щие задачи или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца до­школьного возраста значительно более продуктивным, чем произ­вольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизволь­ное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание рассмат­риваемых картинок), оказывается менее успешным, чем произвольное.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти21. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости при­ближаются к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, восприня­тое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память- возрастное явление. Дети, об­ладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность.

Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоцио­нальную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный воз­раст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Специально следует указать, что важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется... в первую очередь тем, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль»22.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпре­тируют как «обобщенное воспоминание». Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представ­лениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Таким образом, общее представление характеризу­ется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была»23.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовер­шенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.


^ Выводы по 1 главе


Память – это психо-физиологический и культурный процессы, выполняющие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В современной психологии существует множество определений памяти.

Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

2. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

3. по продолжению закрепления и сохранения материала, в связи с его ролью в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную;

4. по сути предмета и способа запоминания.

Память включает ряд процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание, и забывание. Все эти процессы играют большую роль, т.к. являются основами познания мира человеком.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Этот возраст оставляет много ярких воспоминаний. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер, хотя произвольные формы за­поминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет.


Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей памяти

дошкольников


2.1. Методы изучения памяти детей дошкольного возраста


Для изучения памяти детей дошкольного возраста можно провести следующие методики.

1. Метод – тест «Десять слов» (тест Венгера).24

^ Цель: изучение кратковременной слуховой памяти.

Подготовка исследования. Готовят материал— протокол, ручка, набор слов, не связанных между собой по смыслу. Набор слов: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын.

Исследование проводится индивидуально. Время воспроиз­ведения не ограничивается. Слова называются четко, с интервалом в две секунды. По ходу припоминания испытуемым слов не следует давать до­полнительных указаний, помогать. Слова разрешается воспро­изводить в любом порядке. Когда испытуемый закончит вос­производить ряд слов, можно спросить его, может ли он вспом­нить еще слово. Слова для запоминания предъявляются в одной и той же последовательности.

Инструкция испытуемому (Дает экспериментатор): «Я назову слова. Слушай их внимательно и заминай. Когда я закончу их называть, то повтори все слова так, как запомнишь, в любом порядке».

Испытуемому предлагается запомнить и воспроизвести десять слов. Процедура исследования повторяется по инструкции. Данные каждой серии фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

Выделяют следующие уровни, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Уровни развития кратковременной слуховой памяти

Уровни

Характеристика

Низкий

Запомнил менее 3 слов.

Средний

Запомнил 3-4 слова.

Высокий

Запомнил 5 и более слов.

2. Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти25.

^ Цель: изучить соотношение непроизвольной и произвольной памяти, исследование зрительного запоминания.

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5х7 см (по 16—25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 груп­пы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

^ Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3—7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

^ Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрос­лый не ставит перед малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последователь­но одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

^ Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памя­ти, когда при запоминании используется прием класси­фикации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

^ Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, уча­ствовавшим в первых двух сериях, показывают третий на­бор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экс­понируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.

Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметичес­кое количество воспроизведенных названий предметов в каждой возрастной группе. Полученные данные оформля­ют в таблицу 2.2.

Таблица 2.2.

Продуктивность запоминания

Возраст детей

Количество детей

1 серия - непроизвольное пассивное запоминание

2 серия - непроизвольное активное запоминание

3 серия - произвольное запоминание

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет













Сопоставляют средние показатели объема памяти (по результатам, полученным в каждой серии эксперимента) и возраста детей. Устанавливают продуктивность разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Выявляют, как дети разных возрастов справляются с задачей припом­нить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие. Уровни зрительной памяти распределяются так:

- высокий – 8 и более картинок,

- средний – 5-7 картинок,

- низкий- меньше 5 картинок.


3. Изучение запоминания в различных видах деятельности26.

^ Цель: изучить продуктивность запоминания в различных видах деятельности.

Подготовка исследования. Подобрать сюжет игры «Путе­шествие» и 10 предметов для запоминания, необходимых по ходу игры. Разработать занятие по труду (например, починка детских игрушек), приготовить 10 инструментов и материа­лов, необходимых по ходу занятия и для запоминания. По­добрать рассказ для прослушивания (например, «В зоопарке» К Д. Ушинского, в котором говорится о 10 животных). Подо­брать 10 слов, не связанных по содержанию.

^ Проведение исследования.

Первая серия. Запоминание осуществляется в сюжетной игре. По ходу игры у детей возникает необходимость в пред­метах, которых они в этот момент не имеют. Эти 10 предме­тов отчетливо называют одному из играющих (каждый раз другому). Названия вещей ребенок должен вспомнить, при­дя к воспитателю группы, находящемуся в другой комнате.

^ Вторая серия. Запоминание включается в занятие по труду. При подготовке к работе и в ее процессе у детей появляет­ся потребность в простейших инструментах и материалах, которых в группе нет, но которые хранятся у заведующего детским садом. Одного из детей просят получить у заведую­щего 10 предметов, необходимых для работы.

^ Третья серия. Детям читают рассказ. По окончании од­ному из них предлагается без предварительного предуп­реждения назвать 10 животных и птиц, о которых говори­лось в рассказе.

Обработка данных. Подсчитывают количество слов, вос­произведенных детьми каждой возрастной группы, по всем сериям эксперимента. Результаты заносят в таблицу 2.3.


Таблица 2.3.

Продуктивность запоминания в разных видах деятельности

Возраст детей

Вид деятельности

игра

Занятие по труду

Прослушивание рассказа

Лабораторный опыт

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет













Выявляют особенности запоминания материала детьми разного возраста в зависимости от вида выполняемой ими деятельности. При этом учитывают, насколько дошкольники стремятся запомнить слова, используют ли приемы за­поминания и какие.

Выделяют 3 уровня процесса запоминания. I уровень — отсутствие цели запоминания; II уровень — наличие цели, но отсутствие приемов запоминания; III уровень— наличие цели и приемов запоминания. Результаты заносят в таблицу 2.4.

Таблица 2.4.

Распределение детей по уровням воспроизведения

Уровень воспроизведения

Количество детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Серии

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

















































4. Изучение эффективности запоминания осмысленного материала27.

^ Цель: изучить эффективность запоминания осмысленного материала, изучение слуховой памяти.

Подготовка исследования. Подобрать 10 слов, хорошо зна­комых ребенку, и 10 слов, мало знакомых; составить ряд из 10 бессмысленных слов. Подобрать 3 ряда из 10 слов в каж­дом: легкий, более трудный и совсем трудный для наимено­вания обобщающим словом. Подобрать 3 группы предметов: легкую, более трудную и совсем трудную для наименования обобщающим словом.

^ Проведение исследования. Эксперимент проводится ин­дивидуально с детьми 3—7 лет. Ребенку зачитывают слова, объясняя предварительно, что он должен постараться за­помнить их как можно более точно.

^ Первая серия включает 3 подсерии, когда ребенок должен запомнить: 1) 10 хорошо знакомых ему слов; 2) 10 мало знакомых ему слов; 3) 10 бессмысленных слов.

Вторая серия включает 2 подсерии с вариациями матери­ала для запоминания. Подсерия 1 проводится на словесном материале, когда предлагают запомнить: 1) 10 слов, легких Для наименования обобщающим словом; 2) 10 слов, более трудных для наименования обобщающим словом; 3) 10 слов, совсем трудных для наименования обобщающим словом.

Подсерия 2 проводится так же, как и первая, но на матери­але с предметами, когда предлагается запомнить: 1) 10 пред­метов, легких для наименования обобщающим словом; 2) 10 предметов, более трудных для наименования обобщающим словом; 3) 10 предметов, совсем трудных для наименования обобщающим словом. Подсерии проводят с одними и теми же детьми с интервалом не менее 15 мин.

Обработка данных. По всем сериям и подсериям подсчи­тывают процент запомнившихся слов, результаты оформ­ляют в таблицы 2.5. и 2.6.


Таблица 2.5.

Эффективность заломившим словесного материала в зависимости от

степени его осмысленности (первая серия)

Возраст

детей

Среднее количество воспроизведенного материала

Хорошо знакомых слов

Незнакомых слов

Бессмысленных слов

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет










Таблица 2.6.

Эффективность запоминания слов и предметов в зависимости от

опосредования словом (вторая серия)

Характер материала

Количество детей

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Подсерии

I

II

I

II

I

II

Легкий для наименования обобщающим словом

Более трудный для наименования обобщающим словом

Совсем трудный для наименования обобщающим словом



















Делают выводы, как зависит запоминание дошкольника от степени осознанности, понимания материала и обобщаю­щих слов — названий предметов и понятий.

Упрощенный вариант методики - продолжить ряд слов и назвать общее слово28.

Ряд для продолжения:

  1. голубой, желтый, красный…( любой другой цвет, цвета).

  2. лев, тигр, слон…(любое животное, животные, звери).

  3. шкаф, стол, стул…(любой предмет мебели, мебель).

  4. мяч, юла, скакалка…(любая игрушка, игрушки).

  5. море, океан, озеро…(любой водоем, водоем).

За каждое правильное слово ставят 1 балл. Выделяют следующие уровни развития слуховой памяти:

- низкий – 0-3 балла,

- средний – 4-6 баллов,

- высокий – 7-10 баллов.

5. Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала29.

Цель: изучить зависимость объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала, изучение зрительного запоминания.

^ Подготовка исследования. Подобрать 10 хорошо знако­мых ребенку предметов, без смысловых связей между ними; 10 картинок размером 7,5х7,5 см, например с изображени­ем петуха, матрешки, лошади, свиньи, троллейбуса, кораб­ля и др.; сделать 10 карточек размером 6x6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фи­гура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапе­ция, пятиугольник, круг в треугольнике, круг сверху на квадрате, квадрат в ромбе, ромб сверху на квадрате; приго­товить листы бумаги, 6 цветных карандашей.

^ Проведение исследования. Эксперимент проводится ин­дивидуально с детьми 5—7 лет и включает 3 серии, разли­чающиеся между собой содержанием запоминаемого мате­риала: предметы; картинки; геометрические фигуры. Мате­риал для эксперимента всегда располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции — 20 с. Ребенка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время для воспроизведения — не более 5 мин. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, пред­лагая бумагу и цветные карандаши. Если ребенок изобража­ет фигуры несоответствующим цветом, его можно спро­сить: «Какого цвета были фигуры? Почему ты взял каран­даш другого цвета?»

Обработка данных. Подсчитывают число воспроизведен­ного материала по всем сериям эксперимента, результаты оформляют в таблицу 2.7.

Таблица 2.7.

Результаты изучения зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала

Возраст

детей

Материал для запоминания

предметы

картинки

Геометрические

фигуры

5-6 лет

6-7 лет










Выясняют, какой материал лучше всего запоминается детьми. Особо следует проанализировать результаты запо­минания геометрических фигур, выясняя, соответствует ли цвет, выбранный ребенком для их изображения, образ­цу. Необходимо отметить, есть ли закрашенные или час­тично закрашенные фигуры, изобразил ли ребенок новые фигуры.

  1   2   3




Похожие:

Введение Актуальность темы исследования iconВведение. Актуальность темы исследования
Актуальность темы исследования. Эпистемологической основой человеческой деятельности и мирового Прогресса с точки зрения западного...
Введение Актуальность темы исследования iconДальневосточного государственного технического университета
Актуальность темы исследования: выделяем основные аргументы, определяющие актуальность рассмотрения данной темы исследования
Введение Актуальность темы исследования iconПлан Введение Предмет эстетики сотрудников овд основные компоненты эстетики сотрудников овд заключение Список литературы Введение Актуальность данной проблемы
Овд. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Предмет эстетики сотрудника овд»
Введение Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования iconАктуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования iconВзаимодействие между органами власти и сми введение
Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации...
Введение Актуальность темы исследования iconПлан Введение Сущность трагического Общефилософские аспекты трагического Виды трагического: трагедия пессимистическая и оптимистическая Заключение Список литературы Введение Актуальность
Его существо состоит в том, что она образно моделирует столкновение и противоборство неких жизненных сил, раскрывает конфликтные...
Введение Актуальность темы исследования iconВведение. Актуальность исследования
Целью исследования является изучение и обработка данных о пищевых добавках и их свойств; о некоторых химических компонентах пищи...
Введение Актуальность темы исследования iconВведение. Актуальность исследования
Целью исследования является изучение и обработка данных о пищевых добавках и их свойств; о некоторых химических компонентах пищи...
Введение Актуальность темы исследования iconПодводя итоги дипломной работы еще раз целесообразно подчеркнуть актуальность темы
Важность и актуальность проблемы оценки кредитоспособности предприятия обусловили выбор темы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы