Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение icon

Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение



НазваниеЗаказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение
Дата конвертации28.02.2013
Размер174.08 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Заказ № 557

Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками»


Введение


Уже не подвергается сомнению утверждение, что общее состояние здоровья населения России, в первую очередь молодежи, оставляет желать много лучшего. Этот постулат не нуждается в доказательстве, так как современная наука обладает серьезной статистической базой, свидетельствующей не в пользу укрепления здоровья нации.

На сегодняшний день среди актуальных вопросов, стоящих перед нашим обществом и требующих скорейшего решения, на одно из первых мест выходит проблема роста наркомании и наркобизнеса как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности в целом.

Анализ развития наркоситуации в стране за последние 10 лет свидетельствует о том, что в России она характеризуется существенным обострением, имеющим устойчивую негативную динамику.

Наша страна в настоящее время постоянно подвергается экспансии наркотиков разных видов и форм происхождения. Основными причинами этого стали:

1) непосредственная близость к государствам-источникам наркоугрозы, удобное для контрабандной доставки наркотических средств в Европу географическое положение и расширяющиеся транзитные возможности;

2) большая протяженность границ, незавершенность демаркационных работ на приграничных участках со странами постсоветского пространства и в связи с этим их недостаточная защищенность от проникновения наркотиков извне;

3) продолжающийся рост производства наркотических веществ в Афганистане, перемещение и создание нарколабораторий в северных провинциях страны;

4) увеличение объемов контрабанды синтетических наркотиков из Европы.

Целью данной работы является разработка технологии социальной работы с населением, злоупотребляющим наркотиками.

Для того, чтобы поставленная цель работы была достигнута, необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками;

- рассмотреть наркотическую ситуацию в РФ;

- обосновать необходимость социальной работы в области наркологической проблематики как фактора социального оздоровления общества;

- ознакомиться с зарубежным опытом социальной работы в сфере наркомании;

- рассмотреть виды социальных программ в сфере наркологии;

- проанализировать условия для осуществления социальных программ в сфере наркологии в РФ;

- показать концепцию технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками;

- разработать комплексную программу социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками.

Объектом исследования является технология социальной работы с населением, предметом – население, злоупотребляющее наркотическими и психотропными средствами.


^ 1 Теоретические основы технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками

1. 1 Наркотическая ситуация в РФ


В настоящее время наркотическая ситуация в области остается сложной. На официальных учетах в органах здравоохранения состоит 990 больных наркоманией и потребителей наркотиков, в органах внутренних дел - 3217 человек, в том числе 244 несовершеннолетних. В прошедшем году поставлено на учет 632 потребителя наркотических средств, из них 192 несовершеннолетних. Все более широкое распространение получают жесткие виды наркотиков, в первую очередь, героин.

В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и токсических веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.

По существующим прогнозам, рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 г.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе – 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и др. заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения, в сочетании с наркотизацией и токсикоманией.

Очень высокая криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ. В 1998 г. несовершеннолетними совершено более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (это на 9,5% больше, чем в 1997 г.). Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия на глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикоманий в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ.

Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер, препятствующие приобщению к психоактивным веществам.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, "бездумное" времяпрепровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.

Также существенным отягощающим фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.

Существующее положение в школе, наряду со всеми негативными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значительному ухудшению показателей их здоровья.

Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и др. факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.

Обращает также на себя внимание низкий уровень информативности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем в основном население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и подростками – учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.

В результате реализации программы к 2010 году предполагается сократить масштабы незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в РФ на 16-20% по сравнению с 2004 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ на 950-1200 тыс. чел. Профилактическими мероприятиями предполагается охватить 25% подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет. Среди других целей – снижение степени доступности наркотических средств и психотропных веществ в целях незаконного потребления на 20% от уровня 2004 года, повышение эффективности выявления и пресечения тяжких и особо тяжких преступлений в этой сфере и многое другое.

Необходимость подготовки и реализации программы вызвана тем, что современная ситуация в РФ в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.

Увеличение незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Одним из них является высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ. По экспертным данным, полученным в результате общероссийского мониторинга, доходность незаконных операций с наркотиками составляет в России 500 и более процентов и остается устойчивой на протяжении последних лет.

По оценкам российских правоохранительных органов, до 80% героина, находящегося в незаконном обороте, имеет афганское происхождение и доставляется контрабандным путем. Другой канал контрабандной транспортировки наркотиков используется в основном для поставок в Россию наркотиков синтетического происхождения и кокаина.

На наркоситуацию в стране оказывает существенное влияние также наличие собственной растительной сырьевой базы для производства наркотиков. Из растений, содержащих наркотические вещества, на территории Российской Федерации наиболее широко распространена дикорастущая конопля (особенно в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах). Зарегистрированная площадь земель, занятых этим растением, составляет около 1 млн. гектаров.

Продолжается хищение наркотиков из больниц, аптек и фармацевтических предприятий. В настоящее время на территории Российской Федерации расположено около 30 тыс. объектов, участвующих в легальном обороте наркотиков. Половина из этих объектов сконцентрирована в Центральном и Приволжском федеральных округах. При определенных условиях эти объекты становятся источником поступления наркотиков в нелегальный оборот.

Распространению наркотиков способствует криминализация российского общества, профессионализация и консолидация наркопреступности. По данным правоохранительных органов, в последние годы заметно активизировались процессы, связанные с монополизацией наркорынка, укреплением и развитием организованных форм наркобизнеса. Только за второе полугодие 2004 г. доля зарегистрированных наркопреступлений, совершенных группами лиц по предварительному сговору, организованными группами и преступными сообществами, выросла в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся наличие безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения – около 80% жителей России составляют малообеспеченные граждане. Трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником получения дохода, культивировать наркосодержащие растения, осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести розничную наркоторговлю и т.д.

Поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества, роста масштаба незаконного оборота наркотиков. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды.

Период 1991-2003 годов характеризовался устойчивым ростом числа больных наркоманией – показатель учтенной заболеваемости наркоманией увеличился за этот период в 11 раз. По данным органов здравоохранения, в 2004 году число больных, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением наркотиков, составило 493,6 тыс. человек, 60% из них составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет (для сравнения: в 1999 году таких было 413 тысяч).

По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет без малого 6 млн. чел., из них 1,87 млн. чел. – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.

Затраты на лечение больных наркоманией тяжелым бременем ложатся на федеральный бюджет. По информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, стоимость одного курса стационарного лечения больного наркоманией составляет 21 тыс. рублей. Ежегодно такое лечение проходят свыше 50 тыс. человек.

Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли – в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности – почти в 9 раз. За 2004 год правоохранительными органами выявлено 150 096 преступлений в указанной сфере, из них 99 732 преступления (66%) относятся к категории тяжких и особо тяжких.

По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд. рублей, что сопоставимо с суммой, направляемой государством на финансирование, к примеру, гособоронзаказа. Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией.


^ 1. 2 Необходимость социальной работы в области наркологической проблематики как фактор социального оздоровления общества


Предпринимаемые на протяжении последних десятилетий попытки решения проблемы преимущественно силовыми методами оказались малоэффективными. Несмотря на значительное количество (более 100 тысяч в год) лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, наркоситуация в стране в лучшую сторону не менялась. Наоборот – вследствие подобного одностороннего воздействия на проблему спрос на наркотики не уменьшался, цены на нелегальном рынке росли, что приводило к ухудшению общей криминогенной ситуации в стране.

Необходимы профилактические меры и системная борьба с незаконным оборотом наркотиков. Именно этот подход и является приоритетным в основных положениях утвержденной правительством программы, при разработке которой учитывались российский и зарубежный опыт, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.

Мероприятия в рамках ее реализации запланированы самые разные – от создания адресных перспективных профилактических программ и проведения ежегодной Всероссийской антинаркотической программы до социальной рекламы антинаркотической направленности в СМИ, сети Интернет и разработки соответствующих компьютерных игр. Что касается военного ведомства, то предусмотрено оснащение военно-медицинских учреждений Минобороны России специальным медицинским оборудованием и реагентами для количественного и качественного определения наркотиков в биологических средах организма человека.

Программа имеет ярко выраженный социальный характер. Результаты ее реализации будут оказывать влияние на различные стороны жизни государства и общества на протяжении длительного времени. Сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков на 16-20% к 2010 году позволит добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением наркотиков в России.

Реализация программных мероприятий в сфере противодействия незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков позволит повысить на 10% эффективность выявления и пресечения преступлений в этой сфере, представляющих наибольшую социальную опасность, добиться снижения на 20% доступности наркотиков для незаконного потребления, что создаст необходимые условия для достижения одной из главных целей программы – уменьшения количества потребителей наркотиков на 1 миллион человек.

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании занимается практически исключительно система образования, в основном учебные заведения среднего звена – школы, ПТУ, менее активно – колледжи и лицеи. Введены новые учебные программы ОБЖ и валеология, косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Калининград, Ямало-Ненецкий автономный округ и др. регионы). В этом отношении представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики.

Следует отметить, что все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы первичной профилактики практически отсутствует.

В соответствии с “Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации” (22 июня 1993 года) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психоактивных веществах” (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.

На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.

Первое – Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психоактивных веществах” предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принят федеральный закон “О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией”, призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).

Второе – действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков.

Третье – Федеральный закон “О наркотических средствах и психоактивных веществах” запрещает потребление наркотических средств или наркотических веществ без назначения врача, но не определяет меру ответственности за нарушение закона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для потребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вторичной профилактики при осуществлении лечебных и реабилитационных программ для больных наркоманией.

Вместе с тем наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от “правила неприкосновенности”, т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.

 


^ 1. 3 Позиция зарубежных стран и их опыт медико-социальной работы в сфере наркомании


Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

На государственном уровне ни одна даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь – снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для оказания помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приема наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

Вторым важным моментом зарубежного и отечественного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и наркомании профилактики следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро осложняется сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. Во многих странах для детей и подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социальной помощи – "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризисные" молодежные временные убежища, ночные приюты.

Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи на рабочих местах" (ЕАР) и др.

В международной практике используются следующие основные модели первичной профилактики:

 

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

 Образовательная модель направлена на формирование у детей и молодежи полной информации о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информации.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению в овладении конфликтной ситуацией, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам – от разрешения на легальную торговлю мягкими наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни (Китай) за распространение наркотических средств. Разнится также оценка последствий наркоманий.




Похожие:

Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconОпыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Пререквизиты: «Правовое обеспечение социальной работы», «Экономические основы социальной работы», «Этические основы социальной работы»,...
Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconСкий государственный университет специальность: социальная работа кафедра социальной антропологии и социальной работы дипломная работа
Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных...
Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconКурсовая работа. По предмету: "Технология социальной работы"

Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconРабочая программа модуля (дисциплины) Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности направление ооп: «Социальная работа»
Управление в социальной работе, Деонтология социальной работы, Психология социальной работы, Гендерология и феминология, Геронтология,...
Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconКурсовая работа по Социальной политике государства на тему: " Развитие социальной работы в Германии"
Социальная работа относится к одному из многочисленных ви­дов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная,...
Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconРаботы: "Мировой опыт использования банковских карточек и его применение в России." Дипломная работа написана в объеме 35 печатных листов форматом А4
На отзыв представлена дипломная работа слушателя Финансовой Академии Елисеева Андрея Владимировича. Тема работы: “Мировой опыт использования...
Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconУчебная программа дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» Специальность «040101. 65 – социальная работа» Составитель
...
Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconДипломная работа на тему: Коммерческая деятельность на рынке лесопродукции

Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconРеферат 2 Введение 3 I. Основная часть 5
Дипломная работа содержит 51 страницу, 14 таблиц, 4 рисунка, 12 первоисточников, 5 приложений
Заказ №557 Дипломная работа на тему: «Технология социальной работы с лицами, злоупотребляющими наркотиками» Введение iconДокументы
1. /ДИПЛОМНАЯ - финансовый анализ/Дипломная работа (чистовик).doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы